Практические занятия по античной литературе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Практические занятия по античной литературе

2017-10-11 551
Практические занятия по античной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Тема № 1.

 

Греческая мифология и основные этапы ее развития.

 

 

Вопросы:

 

1. Миф как культурно-исторический феномен. Основные черты мифологического мышления и его механизм;

2. Доолимпийская мифология III тыс. до н. э. Философия фетишизма, культ Великой матери-богини и образы хтонических чудовищ;

3. Олимпийская мифология II тыс. до н. э. Олимпийские боги и герои. Борьба с хаосом и установление космических законов бытия;

4. Мифология I тыс. до н. э. Мифы о родовых проклятиях и конец героической эпохи;

 

Литература:

 

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Любое издание.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. и др. издания.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Любое издание.

Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957.

Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

 

 

 

Тема № 2.

Сравнительный анализ трёх «Электр» Эсхила, Софокла, Еврипида.

Сравнительно- исторический анализ произведений трёх великих античных трагиков, объединенных общим мифологическим сюжетом об Оресте - убийце матери, позволит студентам увидеть разницу мировоззрений Эсхила, Софокла и Еврипида, а также познакомиться со спецификой их художественного метода и стиля. Необходимо указать, какие конкретно культурно-исторические, идеологические, религиозные, психологические проблемы решают драматурги, каких принципов изображения человека они придерживаются в трактовке образов Клитемнестры, Ореста и Электры. При подготовке вопросов практического занятия студентам необходимо привлекать теоретический материал “Поэтики” Аристотеля, позволяющий лучше понять специфику философии древнегреческой трагедии, изучив сущность таких понятий, как «катарсис», «перипетия», «узнавание».

 

Вопросы:

1. Сравнительно-исторический анализ проблематики произведений (для сравнения берутся «Хоэфоры» Эсхила, «Электра» Софокла и «Электра» Еврипида).

2. Анализ специфики драматургических приемов авторов:

а) Особенности сюжета и композиции произведений; механизм «перипетий» и «узнаваний»;

б) Роль хора в трагедии, его идейно-эстетическое значение и функция;

в) Специфика трактовки образов главных героев (Клитемнестра, Орест, Электра) в трагедиях;

3. Соотношение и взаимодействие божественного промысла и человеческой воли в каждой трагедии.

4. Трактовка полисной идеологии у авторов:

а) взаимоотношение рода и индивидуума;

б) взаимоотношения личности, рода и государства;

в) проблема законы и правды.

 

 

Литература:

 

Грабарь-Пассек М. Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1961. Гл. 1.

Лосев А. Ф., Сонкина Г. А., Тимофеева Н. А., Черемухина Н. М. Греческая трагедия М., 1958.

Лосев А. Ф. Античная драма. М., 1960.

Федоров Н. А. Греческая трагедия. М., 1962.

Ярхо В. Н. Эсхил. М., 1958.

Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978 // Гл. «Трилогия «Орестея», «Кризис мифологической трагедии: «Андромаха», «Электра», «Орест» Еврипида».

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. T. I // Гл. IХ. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость.

Аристотель. Об искусстве поэзии. Любое издание.

Радциг С. И. Миф и действительность в греческой трагедии // Филологические науки. 1962. № 2.

 

ТЕМА № 3.

Трактат Аристотеля «Об искусстве поэзии» и теории словесного искусства доаристотелевской Греции

 

Цель практического занятия заключается в углубленном изучении трактата Аристотеля «Поэтика», рассмотренного в контексте других эстетических концепций Древней Греции (например, эстетической концепции Платона). В ходе изучения труда Аристотеля студенты должны уметь сопоставлять теоретические требования, предъявляемые философом к древнегреческой трагедии, с конкретным творчеством древнегреческих трагедиографов Эсхила, Софокла, Еврипида. Кроме того, специальный интерес представляет вопрос интерпретации важнейших эстетических категорий Аристотеля, например, категории «катарсиса» в культурной традиции Нового времени.

Вопросы:

 

1. Анализ теорий словесного искусства до Аристотеля (Гомер, Пиндар, софисты, Исократ, Платон).

2. Проблема «мимесиса»(подражания) у Аристотеля и Платона.

3. Учение о трагедии у Аристотеля (сущность трагедии, элементы трагедии, целостность трагедии, объем трагедии, внешнее членение трагедии, внутреннее членение трагедии). Теоретические положения Аристотеля обязательно подтверждать примерами из древнегреческих трагедий.

4. Трагический характер у Аристотеля и его роль в пьесе.

5. Феномен катарсиса у Аристотеля и его интерпретации.

 

Литература

 

Аристотель. Поэтика. Любое издание.

Миллер Т. А. Основные этапы изучения «Поэтики» Аристотеля // Аристотель и античная литература. М., 1978.

Миллер Т. А. «Поэтика» Аристотеля // Там же.

Миллер Т. А. К истории литературной критики в классической Греции V -IV в. до н. э. // Древнегреческая литературная критика. М., 1975.

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993 - С. 709-727, 732-754.

Татаркевич В. Эстетика Аристотеля // Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

Давыдов Ю. Царь Эдип, Платон и Аристотель (античная трагедия как эстетический феномен) // Вопросы литературы. - 1964. - № 1.

Выгодский Л. С. Психология искусства. М., 1965.

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 196-202.

 

 

Тема № 5.

Античная комедия Аристофана

Практическое занятие должно способствовать лучшему изучению студентами специфики художественного мира Аристофана, жанрового своеобразия древней аттической комедии V в. до н. э, которая, с одной стороны, ещё не потеряла своей связи с древними культами плодородия, но, с другой стороны, ярко отражала своеобразие политической и общественной жизни Греции в эпоху Пелопонесской войны. Необходимо, чтобы студенты поняли путь эволюции древней аттической комедии Аристофана от обрядно -хорового стиля ранних комедий до комедий-утопий 90-80-х годов IV в. до н. э., поэтика которых приближается к стилю бытовой комедии нравов Менандра.

 

Вопросы:

 

1. Творчество Аристофана и основные принципы древней аттической комедии.

2. Политические комедии Аристофана 20–х годов V века до н. э. «Всадники», «Ахарняне», «Мир», «Осы», «Облака» (центральные персонажи комедий и их реальные прототипы, эстетика «перевёрнутых отношений» в комедии, связь комедий с греческими фольклорными традициями, основные художественные средства создания комизма).

3. Комический мир Аристофана 10-х годов V века до н. э. Общественно-сатирическая проблематика «Птиц» и «Лисистраты». Комедии Аристофана о театре и поэтах («Лягушки», «Женщины на празднике Фесмофорий»).

4. Комедии-утопии Аристофана последнего десятилетия творчества Аристофана («Женщины в народном собрании», «Богатство» («Плутос»). Основное отличие этих произведений от ранних комедий драматурга.

 

Литература:

 

Аристофан. Всадники. Ахарняне. Лисистрата. Облака. Лягушки. Богатство // Аристофан. Комедии. Т. I - II. М., 1954 или Аристофан. Избранные комедии. М., 1974.

Головня В. В. Аристофан. М., 1955.

Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988.

Ярхо В. Н. Аристофан. М., 1954.

Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.

Ярхо В.Н., Полонская К. П. Античная комедия. Пособие по спецкурсу. М., 1979.

Фрейденберг О. М. О древней комедии. // Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

Меликова-Толстая С. В. К учению Аристотеля о воздействии комедии. // Древний мир и мы. СПб., 1997.

Аристофан. Сборник статей в 2400-летию со дня рождения Аристофана. М., 1956.

 

 

Тема № 6


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.