Глава 3. Евразийская философия - создание, структура, значение — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 3. Евразийская философия - создание, структура, значение

2017-10-11 227
Глава 3. Евразийская философия - создание, структура, значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Акмолинский клуб "Мыслитель" в поисках новой философии

С началом перестройки на кафедре философии Целиноградского сельскохозяйственного института (ныне Аграрного университета им. С. Сейфуллина) коллектив задумался: как в переходный период философия и философы могут помочь людям в условиях крушения прежних ценностей, как создать новую систему мировоззренческих ориентиров. Для этих целей 26 февраля 1986 года и был основан Акмолинский Философский дискуссионный клуб (ФДК) "Мыслитель" - общественная организация с нефиксированным членством. Аналогичные, по постановке задач, организации на территории постсоветского пространства как школы диалога культур мне известны только две: в Москве (Библер В.С.) и в Красноярске (Кирсанов П.Н). Главная цель работы Акмолинского клуба: формирование у студентов, аспирантов, преподавателей творческого мышления и ориентация их личностного сознания на мудрость, на духовное возвышение. За разработку программы развития профессионального творческого мышления группа членов совета клуба в 1999 году была отмечена грантом фонда Сороса.

С самого начала при клубе для обсуждения жгучих духовных проблем была создана Академия Мудрости. Заседания Академии ведутся сейчас на казахском и русском языках и пользуются большой популярностью в коллективе студентов и преподавателей университета. Принципы деятельности клуба и его Академии Мудрости следующие:

 

. Познай и измени себя, постигай пути восхождения к мудрости как высшей форме понимания действительности и решения практических задач.

. Научись думать через призму любви (сердца), соблюдай высший закон мудрости: "Делай другим то, чего ты желаешь себе" (Конфуций).

. Обрети гармонию целостного здоровья на трех уровнях: духовном, социальном и телесном.

. Помни: никто из людей, в том числе и ты, не обладает знанием абсолютной истины и потому - будь скромен в оценке своих знаний.

. Формируй в себе творческий склад ума, целостное понимание и софийное решение жизненных проблем.

. Живи по совести, придерживайся принципа единства мысли и действий, нравственного идеала и поступка.

. Стремись к органическому сочетанию материального богатства с богатством духовным.

. Откажись от коварства и насилия в любой форме, давай простор самодвижению всего сущего.

. Научись слушать и слышать (понимать) другого, уважай инакомыслящего как представителя всечеловечества, стремись к согласию и высочайшей культуре общения.

 

Важным направлением работы клуба с конца 80-х годов стало проведение научных конференций: четырех Всесоюзных и трех Международных. По материалам конференций было издано восемь книг (около 100 п. л.): "Формирование творческого мышления в условиях перестройки". Целиноград 1988, 116 С., "Философско-социальные проблемы биотехнической революции в системе сельского хозяйства". Целиноград, 1988. С. 130; "Экономические проблемы научно-технической революции в системе АПК". Целиноград, 1988. С. 159; "Проблемность как форма развития культуры". Целиноград 1989, 438 С; "Крестьянин-хозяин: возможен ли?". Целиноград 1990. 297 С; "Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития". Целиноград. 1991, 277 С.; "Мудрость". Целиноград, 1992, 175 С.; "Учение В.И. Вернадского и современная экологическая ситуация (к 130-летию со дня рождения)". Акмола-Боровое 1993. 235 С.

В 90-х годах коллектив авторов, членов совета клуба "Мыслитель" создал уникальную трилогию книг о мудрости, не имеющей пока аналогов в мировой философской литературе: "Мудрость - любовь моя". Экспериментальное учебное пособие по философии. 1996; Хрестоматия-антология к учебному пособию по философии "Пути восхождения к мудрости", 1997; Пособие для спецкурсов по проблемам мудрости "Стань мудрым, богатым и счастливым". 1998. Всего за 15 лет своей работы Советом Клуба на основе "голого энтузиазма" было подготовлено и издано семнадцать! книг по актуальным проблемам духовного и социального развития человека и общества - это продукция целого коллектива научно-исследовательского института.

Но самое главное, нам удалось создать новое философское направление - софиогонию, возрождающее первородный смысл философии: философию как поиск мудрости, как учение о природе, путях познания и укоренения мудрости в человеческой жизни.

Рождение новой философии

Я уже говорил ранее, что люди моего поколения (и не только) оказались в очень трудном положении, поскольку за короткий отрезок истории система смысложизненных ценностей дважды рушилась "до основания". Оказалось, что это приводит к утрате духовности, к обвалу нравственности, к возврату звериного оскала злобных инстинктов, к оживлению человеческих пороков. Мятущийся человек, испытывая душевные муки, часто решается на самоубийство, или погружается в трясину эгоизма, в безумие алкогольного дурмана, в пучину иллюзорно приятного состояния наркомана. Все это доказывает, что человеческий менталитет не способен без глубокого кризиса переносить внезапную радикальную смену мировоззренческих координат.

Система тоталитарного общества, негативное влияние западной рационалистической, утилитарной культуры, ряд других причин породили серьезные недостатки в нашем менталитете. Абсолютизируется роль "razio", абстрактного мышления в познании, хотя до сих пор, многие из нас, в сущности, не умеют думать, самостоятельно творчески мыслить. Господствует засилье сциентизма, обожествление науки и научного знания. Мировоззрение, как и сам человек носят частичный характер, поскольку отсутствует ориентация нашего сознания на духовные, ценностные аспекты познания, на постижение мудрости. Как уголовное преступление расценивалось инакомыслие.

Насаждалось и продолжает наращивать свое влияние технократическое мышление. Это целая система мировоззрения, в которой, кроме ее прямого значения, утверждались приоритет средства над целью, отношение к человеку как орудию реализации чьих-то замыслов, а не как к самоцели истории. В сущности - это рассудок, лишенный совести и человечности.

Процветали и пока сохраняются авторитарность мышления, догматизм, чужемыслие, бездуховность. Наше сознание мирилось и мирится не только с чужемыслием, но и с его двоемыслием, лживостью. Часто без зазрения совести мы можем думать одно, говорить другое, а поступаем по третьему варианту. Это приводит к раздвоению личности, к ее духовному и нравственному растлению. От такого человека остается только внешняя оболочка, а сама личность разрушается, погибает.

Кроме того, по сей день, продолжает существовать и "работать" советская философия. "Диа" - и ист мат былых времен в новом словесном камуфляже, но все равно в виде философского материализма, продолжает звучать на занятиях в школах и вузах, в учебных пособиях и типовых программах по философии, обществоведению, на научных конференциях. В общем, положение в нашем менталитете настолько удручающее, настолько его "болезни" серьезны, что можно говорить о глубочайшем духовном кризисе не только в странах СНГ, но и во всем мире.

Как выйти из этого кризиса? Как и в чем, можно обрести для своей души новую систему ценностей? Как и в чем, можно найти духовную опору жизни? Опору, которая была бы приемлема для каждого мыслящего человека, независимо от того, живешь ли ты в Казахстане, России, или в любой другой стране. Независимо от того, богат ты или беден, от цвета кожи, национальности, мировоззрения, от того, верующий ли ты или нет, и какую религию ты исповедуешь. Другими словами, это должна быть такая система духовных ценностей, которая бы служила опорой не только тебе и твоему народу, но стала бы основой духовного единения, духовным идеалом для всех людей, живущих на Земле.

Проблема невероятно трудная. Но решить ее можно, следуя народной мудрости: клин вышибают клином. Мировоззренческие изъяны прежней культуры можно излечить философией другого типа, поскольку давно известно, что философия составляет духовную сердцевину культуры. Человечество нуждается в озарении, в открытии такого мировоззренческого идеала, который был бы притягателен для всех. Причем этот идеал не должен быть только интеллектуальной ценностью, вроде идеи "Знание - сила", сформулированной еще Ф. Бэконом в XVII веке. Человечество нуждается в целостном и софийном постижении своей духовной сущности, в новой духовной парадигме колоссальной притягательной силы.

Новая система духовных поисков, будучи притягательным идеалом для всех людей, должна отвечать ценностным, интеллектуальным, эмоциональным и практическим потребностям человеческой природы. Их удовлетворение должно вовлечь в процесс духовного возвышения и Разум, и Сердце, и Волю человека. По сути дела, новая система взглядов должна стать со временем особого рода системой софийного целостного знания человека и мира или философией поиска мудрости.

Творческое мышление и софийное сознание новой философии должны были составить ядро, сердцевину философии человековедения культуры формирующейся цивилизации. В мудрости реализуется не только необходимость и способность к опережающему и всестороннему отражению глубинной сути действительности, но и духовное возрождение личности, творческое созидание ею новых, оригинальных идей и способов решения проблем материально-производственной, экономической, политической, социальной и духовной деятельности.

Определить контуры и цели философии нового тысячелетия, философии новой эпохи - эпохи Водолея, эпохи духовного возвышения человека- задача труднейшая. Ее мы сможем выполнить, если осознаем, что первопричиной переживаемого человечеством глобального кризиса является духовное обнищание людей. Мы люди, духовно несовершенные, несмотря на то, что современная система образования может обеспечить каждому из нас получение по любой специальности диплома высшего или среднего учебного заведения. Единственно чему нас нигде не учат - как человеку осуществить Путь духовного возвышения.

Мы чересчур увлеклись наращиванием сил человека на основе информации и знаний по использованию свойств вещества, энергии, информации. Об увеличении своих духовных сил, особенно, в последние столетия мы всерьез не задумываемся, духовный опыт прошлого большинство из нас и государственные системы образования игнорируют.

В предыдущих главах, дорогой читатель, я только обозначил некоторые проблемы софийной философии как философии будущего. Прежнюю эпоху можно охарактеризовать как трудную и противоречивую пору, которая завершается глобальным кризисом, поставившим человечество на край гибели по причине нарастания насилия и войн, безнравственной дикости и технократической гордыни, то есть по причине утраты духовности.

Если мы не сможем начать процесс духовного возрождения на основе таких общечеловеческих ценностей как мудрость, любовь, милосердие, вера, справедливость, богатство и другие - человечество и биосфера могут погибнуть, а планета Земля может превратиться в безжизненный кусок материи.

Поэтому, мой друг, давай начнем процесс осознания нашего трагического положения и поисков путей выхода из сложившейся ситуации. Кто-то это должен начинать. Главное для начала нужно осознать, что мудрость пока еще может спасти человека и мир.

Но для этого надо обрести софийное (мудрое), целостное духовное видение себя и мира, а также глубокое осознание личной ответственности за свою миссию в этой жизни и в этом мире. Ответственность моя и твоя, читатель, обусловлена законом: "Как мыслю - так и живу". Следовательно, каждому из нас надо произвести пересмотр своих взглядов и создать новую систему ценностных координат духовного мировоззрения.

Духовные основы евразийского менталитета

Философия как духовная квинтэссенция в сознании народов, те или иные ее особенности порождаются спецификой менталитета. Возникновение особенностей культуры людей, живущих на территории евразийского субконтинента, своими корнями уходит в процессы духовного взаимовлияния народов социогеографического пространства Великого Шелкового Пути. Вместе с процессами перемешивания этносов, движением товаров и идей, происходило возникновение особого типа духовности, ментальности и особой философии.

Известно, что понятия "менталитет", "ментальность" возникли в ХХ веке на Западе, как попытка противодействовать тенденции отождествления понятий "сознание", "душа" и "разум". Новые термины помогают понять, что в реальном человековидении, в мироощущении, мировосприятии человека возникает некое целостное единство картины "себя в мире" и "мира в себе". В ней сливаются философские, научные, религиозные, художественные взгляды, образы чувственного и абстрактно - логического мышления, импульсы бессознательного и сознательного, информация и знания концептуального и ценностного характера. Другими словами, в менталитете личности и народов сливаются интеллектуальные, ценностные, интуитивные и духовные аспекты постижения действительности. Ментальность можно определить как целостную, устойчивую настроенность внутреннего мира людей, сплачивающую их в социальные и исторические общности на основе некоторого единства определенных типов взглядов, ценностей, мышления и действия. В последующих разделах о триединой природе человека я постараюсь обосновать наличие трех основных модусов в человеке: духовности, ментальности и телесности. Тогда мы вновь вернемся к более детальному обоснованию понятия "ментальность".

Сейчас же надо отметить, что с ментальностью соотносится другое сходное качество человека - его "менталитет". Он также присущ как отдельным людям, так и их историческим общностям. Менталитет - это человеческая душа, управляемая духом человека, его персональным ценностным кодексом (экософией). Менталитет - это совокупность основополагающих взглядов, психологических установок и качеств индивида, коллектива, этноса. В нем можно выделить: а) систему приоритетных ценностей (индивидуальный нравственный или ценностный кодекс); б) склад ума; мышления; в) силу воли, воображения; г) мироощущение, мировосприятие; д) психологию личности или группы, фиксирующую нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмпирического, то есть глубинный источник мышления, идеологии, веры и эмоций. Иногда говорят о "примитивном менталитете", но это всего лишь фикция, предрассудок одного общества в отношении к другому, одной группы людей в отношении другой группы, выражающий в действительности лишь этнологическое недопонимание, недостаток их собственной культуры.

Мы можем и должны говорить об особенностях менталитета евразийских народов, народа Казахстана, об их ментальности, специфика которых в значительной степени определяются историческими, социокультурными, географическими, геополитическими причинами, теснотой этноконфессионального проживания и глубиной взаимодействия культур различных народов на протяжении многих столетий, возникновением у них общих черт образа жизни, быта, традиций, человековедения, миропонимания. Причины возникновения и тенденции развития особого евразийского менталитета еще предстоит детально исследовать. В этой же главе я попытаюсь показать, что одной из особенностей менталитета евразийских народов является их духовная ориентация на такую общечеловеческую ценность как мудрость. В результате возникает неожиданный для автора этой главы вывод: характеристика содержания понятия евразийский "менталитет" в значительной степени перемежается, перекрещивается с авторским пониманием категории мудрость. ["Мудрость - любовь моя", 1996, С.168; "Пути восхождения к мудрости", 1997, С.388; "Стань мудрым, богатым и счастливым", 1998, С. 164].

Практическая и теоретическая необходимость разработки этой проблемы крайне важна, поскольку образ жизни и отношения людей, их сообществ напрямую зависят от их мыслей, духовных и иных интересов, их ценностных установок, то есть от их менталитета. Поэтому его изменение - есть главная магистраль выхода из глобального кризиса и поиска путей развития страны на перспективу. А изменение ментальности или менталитета, сознания людей, в свою очередь, зависит от смены парадигмы, то есть основной идеи, главной ценностной установки всей духовной жизни народа.

На уровне всеобщего мы можем говорить о некоторых различиях в ментальности людей восточного, западного и евразийского типа. Для ментальности восточного типа присущи человековоззренческие, миросозерцательные особенности людей азиатского, преимущественно дальневосточного, региона эпохи традиционных, классических обществ. Видимо, они коррелируются доминирующими характеристиками правополушарной (преимущественно образной) активности мозга. Ментальность восточного типа характеризуется следующими чертами: 1) традиционализмом, консерватизмом, слабой отзывчивостью к чужому, замкнутостью на собственных традициях; 2) готовностью индивидуального "я" растворяться в общем "мы", выступающей как ценность и признак хорошего тона; 3) готовностью к растворению в сверхличной стихии и порождаемым ею спокойным отношением к смерти; 4) способностью легко адаптироваться к внешним условиям, гибкостью психических структур, уступающих давлению внешней среды и вновь обретающих свои прежние формы, как только давление ослабевает; 5) преобладанием интровертных ориентаций над экстравертными, умением ценить созерцательное мироотношение и предпочитать его активным усилиям, направленным на внешнее освоение мира; 6) склонностью отдавать предпочтение не борьбе противоположных начал, а равновесию сил, их примирению и согласию как пути к переходу на более высокие уровни бытия, ведущие к достижению абсолютного покоя как наиболее совершенного и гармоничного состояния; 7) чуждостью безграничному рационализму, скептическим отношением к идее всемогущества человеческого разума; 8) склонностью не расчленять мир на части в ходе холодного рассудочного умствования, а ценить его как живую целостность; 9) негативным отношением к идее отрыва цели от средств; склонностью рассматривать их как единое целое и видеть в средствах не что иное, как развернувшееся содержание цели; 10) почтительно-благоговейным отношением к природе, ко всему естественному - одна из главных религиозных, эстетических и нравственно-правовых норм восточного сознания, убежденного, что долг человека - не подчинять себе естественные формы, а вписывать свое существование в их пределы (принцип У-Вэй).

Для западного типа ментальности, европейской культуры познания и понимания сознания, человеческой природы характерны абсолютизация роли "razio", интеллекта, научного сциентизма, технократического мышления а также активной, преобразовательной традиции. Недооцениваются или даже игнорируются ценностные, духовные, софийные (софия,греч.- мудрость) аспекты постижения и отношения к действительности. Утрата европейским сознанием ориентации на Мудрость стала происходить еще в античности. Сегодня в европейском менталитете мудрость и знание фактически отождествляются. Интеллект рассматривается как главное, а по сути дела, единственное орудие познания. Он же и наивысший судья в оценке истинности знаний. Начиная с ХVII века, парадигмой культуры индустриальной цивилизации стала установка, сформулированная Ф. Бэконом - "Знание - сила". Ее можно выразить и иначе: "К успеху на основе знания". Постепенно эта идея приобрела (и имеет по сегодняшний день) колоссальное - как позитивное, так и негативное значение. Произошло обожествление науки. Возник настоящий культ знания как главной духовной ценности. Это предопределило рационалистический, жестко прагматический, утилитарно-потребительский менталитет людей последующих поколений, за что сегодня они расплачиваются духовной и нравственной деградацией, ростом преступности и насилия, алкоголизма и наркомании, глобальным экологическим кризисом, прямой угрозой гибели человечества и многими другими бедами.

В целом для ментальности западного типа характерно, что мыслительные и мировоззренческие свойства сознания людей порождаются доминирующими особенностями левополушарной активности мозга. Этому типу ментальности присущи в основном следующие признаки: 1) трансгрессивность интеллекта и психики в целом, проявляющейся как устремленность ко всему новому, неизвестному, способной принимать формы волевой напористости, авантюристичности и агрессивности; 2) жажда новизны, регулярных перемен; отсутствие сильной привязанности к прошлому, к традициям; 3) отзывчивость к чужому, готовность асиммилировать новые культурные ценности, чьими бы они ни были; 4) развитость личностного начала, настойчивым стремлением к выделению своего индивидуального "я" из общего "мы", умением ценить и отстаивать духовную, интеллектуальную, нравственную, политическую независимость, бороться за гражданские свободы и права; 5) сравнительно слабая развитость адаптивных способностей, отсутствие необходимой гибкости и желания приспосабливаться к обстоятельствам и отсюда сопутствующая этому хрупкость и ломкость внутренних структур индивидуального "я"; 6) привязанность к своему уникальному "я", сопряженной с экзистенциальной доминантой явно выраженного страха смерти; 7) преимущественно бинарнооппозиционный характер констатаций и оценок, склонность к обнаружениям альтернативных логосов и отсюда постоянство создаваемых ситуаций вынужденного выбора, которые мобилизовали интеллектуальные резервы и стимулировали развитие европейской цивилизации; 8) преобладание рационалистических ориентаций, превозношением разума в качестве высшего авторитета; 9) преимущественный практицизм ориентаций, оборачивающимся нередким забвением высших духовных ценностей и часто придающих действиям имморальную и противоправную окрашенность; 10) склонность к расчленению единых поведенческих акций на цели и средства, что может способствовать имморализации и криминализации социальной практики.

Как уже говорилось выше, в противовес европейскому рационализму и утилитаризму, восточная культура в значительной степени сохранила ориентацию на ценностное, духовное постижение действительности. Восточные мыслители до сих пор считают, на наш взгляд, правильно, что одного абстрактно-логического, концептуального знания крайне недостаточно. Оно дает односторонние, фрагментарные сведения, и только с его помощью, познание целостной истины невозможно. Высшей формой постижения человека и мира является мудрость, которая, конечно же, включает в себя и знания, достигаемые с помощью интеллекта, но ими далеко не исчерпывается, поскольку целостная истина познается также с помощью духовного опыта, веры, интуиции, трансцендирующих и других методов.

К ментальности восточного типа близка ментальность народов евразийского социокультурного субконтинента. К ним относятся прежде всего казахский, русский и некоторые другие евразийские народы. В евразийской ментальности этих народов, в порядке постановки проблемы, можно выделить следующие ее основные черты. 1. Известная гармонизация особенностей правополушарной и левополушарной активности мозга, сочетание образного типа восприятия мира с рационалистическим его анализом, с некоторым преобладанием последнего. 2.Ориентация на действенный характер мудрости, стремление к ее практическому воплощению в человеческой жизни. 3. Стремление к постижению целостного знания и целостной истины. 4. В триумвирате качеств человеческой природы - воли, разума и сердца (любви) предпочтение отдается, главным образом сердцу, душевности. 5.Толерантность сознания и поведения, стремление к компромиссам, гармонизации отношений с другими народами, к усвоению достижений их культур. 6. Способность к гармонизации отношений с природой, к адаптации к природной среде, стремление ее сохранить. 7. Относительно высокая восприимчивость к инновациям, к открытиям в науке и новшествам в технике и технологии. 8. Антропоцентризм в мировоззрении, признание совпадения законов развития человека и космоса.

О новой парадигме философии

Выявленные особенности в ментальности говорят том, что есть глубокий смысл найти пути соединения позитивных сторон в менталитетах европейских, восточных и евразийских народов путем диалога их культур, постепенного и более глубокого изменения всего уклада и образа жизни людей на основе новой ценностной установки, качественно иной парадигмы сознания, которую кратко можно выразить так: "К успеху и процветанию на основе Мудрости ". Смена парадигмы нашего сознания жизненно необходима потому, что человечество и биосфера неизбежно погибнут, если не произойдет коренной поворот в духовной жизни на Мудрость(по-казахски - Даналык), на становление софийного сознания и софийного образа жизни.

Очень многие относятся к такому выводу скептически, как к несбыточной утопии. На мой взгляд, развитие человека и общества с ориентацией на высшие общечеловеческие ценности, на мудрость - возможность вполне реальная, поскольку человек уже обладает врожденной мудростью. Просто обществу надо найти методы открытия ее в себе, обучить законам мудрости как принципам практического жизненного Пути человека. Но кроме всего, надо понять, что ориентация на мудрость - жесткая необходимость, если человечество хочет сохранить себя и биосферу. Можно с уверенностью утверждать, что если система образования, обучения и воспитания будет устремлять человека к осознанию своих высших потребностей, если она будет способствовать духовному возрождению человека, то очень скоро можно будет наблюдать расцвет цивилизации нового типа.

Сегодня появилась реальная возможность осуществить такой поворот в Казахстане, в центре евразийского континента, поскольку программа - 2030, характеризуется глубинной мудростью постановки и намечаемого решения экономических, социальных, политических, духовных и других проблем.

К выводу, что не существует философии как науки с ее объективными, всеобщими законами, я пришел еще в начале перестройки, когда в феврале 1986 года предложил своим коллегам по кафедре создать Философский дискуссионный клуб "Мыслитель". В ходе необычайно бурной клубной работы, на заседаниях Академии Мудрости и начался постепенный процесс создания новой философской концепции, отвечающей задачам духовного возрождения человека на основе стержневых общечеловеческих ценностей.

В начале 90-х годов в моем мировоззрении произошло восстановление изначальной парадигмы древней философии как поиска путей к мудрости и правильному образу жизни (Пифагор). Для западной философии нового времени, особенно в ее советском варианте, эта парадигма стала откровением и новым словом в философском мышлении конца ХХ века.

Поскольку термин "парадигма" (от греч. paradeigma - пример, образец) в наших беседах будет встречаться довольно часто, есть повод дать ему определение. Парадигмой можно назвать те или иные идеи, установки, ценности или теории, создающие направленное видение действительности, и потому влияющие на отношения и мотивы деятельности людей, способствующие самоорганизации, эволюции человека или какой-либо сферы человеческой жизни. Для простоты можно добавить, что парадигма - это карта незнакомой местности, на которой тебе надо найти дорогу.

Трудности создания новой философии

Обоснование проблемы мудрости как центральной парадигмы в философии конца ХХ века стало первой трудностью при создании концепции новой философии, поскольку в западной культуре утвердилось мнение, что мудрость и знание тождественны, а философия есть всеобщий метод постижения особого научного знания, но не мудрости. Надо было доказать, что главная функция философии как духовного учения состоит в том, чтобы стать личностной формой постижения мудрости.

Создание новой философии с таким статусом порождало еще более трудную задачу, поскольку такая философия должна оказывать персональную помощь в отыскании конкретного Пути духовного возрождения личности. Реализацию этой цели я видел в том, чтобы с помощью талантливого коллектива молодых философов, собрать, доступные в Астане источники и извлечь из них бесценные сокровища Божественной, Народной, Философской и Эзотерической Мудрости как четырех основных магистралей постижения человечеством Космической Мудрости. Одновременно стало очевидно, что индивидуальных тропинок и стежек-дорожек духовного возвышения, наверное, столько же, сколько людей, вступивших на этот Путь.

Третья трудность при создании новой философии заключалась в том, что кроме четырех названных магистралей восхождения к Мудрости, обозначилась еще одна магистраль ее постижения - практическая, житейская мудрость. Именно, она призвана раскрыть безграничные способности человека в решении жизненных проблем и в достижении успеха не путем хитрости, обмана, мошенничества, других безнравственных поступков, а на основе любви к людям, на основе добра, справедливости, других позитивных ценностей.

Эта задача, как оказалось - самая трудная из всех названных, поскольку в наших условиях пока нет позитивного индивидуального и коллективного опыта в понимании и решении подобных вопросов. Тем более, нет работ с теоретическим анализом подобного опыта. Часть граждан в странах СНГ морально деградировала в период криминального дележа лакомого пирога, так называемой, государственной собственности. Этот слой населения считает, что достижение материального богатства на базе высших человеческих ценностей - добра, справедливости, любви, совести, честности и других - невозможно.

Однако мировой опыт обществ с социально ориентированной рыночной экономикой, лучшие образцы литературы, посвященные обобщению практики по достижению успеха в жизни, опровергают скучных, унылых, криминально настроенных, скептиков.

Этот опыт подтверждает, что если у кого-то из нас возникнет сильное желание изменить себя и достигнуть успеха, то, применяя для этого соответствующие нравственные принципы, правила и законы (детально их еще предстоит познать), мы можем достигнуть в жизни наилучших результатов. Более того, нечестность, безнравственность в делах неминуемо ведут к экономическому краху. Обозначенные выше проблемы я эскизно пытался решить в третьей книге трилогии о мудрости, в разделе - "Практическая мудрость". [См.: "Стань мудрым, богатым и счастливым", стр. 114-148]

У новой философии появляется имя - Софиогония!

В этой книге, после почти восьми лет напряженных поисков, мне, наконец-то, удалось найти и собственное имя для новой философской концепции - софиогония. Напомню, что греческие слова - gonе, gonos, используются как вторая часть сложного слова и означают отношение к рождению, происхождению (например, космогония - учение о рождения Вселенной). Следовательно, слово софиогония можно буквально перевести как происхождение и порождение мудрости. Другими словами, софиогония - это особое философское направление, стремящееся раскрыть природу мудрости, пути ее постижения людьми и укоренения принципов и законов мудрости в их повседневной жизни. Замечу, что даже постановка такой проблемы - задача необычайно дерзкая, поскольку большинство философов, да и рядовых граждан считают ее невыполнимой. Софиогония возрождала древний, изначальный смысл философии, о котором говорил еще Пифагор: "Философия ищет путь к мудрости и правильному образу жизни". Но под именем софиогонии эта философская концепция прожила всего два года, когда у ней появилось новое имя "евразийская философия".

Философское дитя меняет имя

В философии, как и в науке, очень часто возникновение "абсурдной" идеи и постановка с ее помощью новой проблемы бывает вначале важнее, чем ее детальная разработка. Так случилось с идеей евразийской философии. Известно, что в историко-философской литературе осуществляется анализ, главным образом, западной и восточной философии, и лишь иногда упоминается о латиноамериканской, африканской или какой-либо национальной философии. Но об особой ветви философии - евразийской, специально проблема до сих пор даже не ставилась. Я дважды встречал сам термин "евразийская философия" [В статье А. Игнатова (ж. "Вопросы философии", 1995, ¦6, С. 53) и в монографии К.К. Бегалиновой "Суфизм как религиозно-философская концепция". Алматы, 1999, С. 134]. Однако какое-либо специальное концептуальное, системное изложение этого направления в литературе, которой я пользовался, мне не встречалось.

Осознание идеи о существовании в духовной нише евразийских народов особого типа мировоззрения - евразийской философии произошло зимой 2000 года, когда автор этой книги готовил для одной из конференций сообщение о философии Абая и Шакарима. Именно тогда внезапно озарила мысль, что в лице этих великих мыслителей в единстве со взглядами некоторых других философов, в евразийской духовной нише еще много веков назад начал зарождаться особый тип философии. Этот тип отличается и от восточной философии, но, особенно, западной. Возник он в трудах аль Фараби, а может быть еще ранее, в предфилософии казахов, славян, других евроазиатских народов. Процесс формирования и развития евразийской философии затянулся, но продолжается вплоть до нашего времени.

Понимание нужды в появлении нового софийного смысложизненного мировоззрения для казахского народа (это полностью относится не только к евразийским народам, но и к человечеству в целом) хорошо выражено в стихотворении "Современное бытие казахов" Ахмета Байтурсынова:

 

На прохудившейся лодке

Сидим без весел, без ветрил.

По океану, деря глотки

Плывем, качаясь, как ковыль.

Плывем туда, куда нас волны

Как щепку могут отнести.

Одни проклятия и стоны,

Никак не могут нас спасти.

И до судьбы такой плачевной

Не сегодня добрались,

Еще давно, единство предав,

Мы по оврагам разбрелись.

 

В стихотворении, как и в современной духовной атмосфере, остро, я бы сказал физически, ощущается необходимость такого философского паруса, который помог бы гребцам выбрать верное направление для их жизненной лодки. Хочу подчеркнуть, что и сегодня положение с выбором надежного философского паруса как эффективного гуманистического мировоззрения, пока остается почти таким же, как и на рубеже 19-20 веков: происходит смена культуры, а ее духовная сердцевина, остается для новой философии пока свободной. Поэтому положение в нашем сознании настолько удручающее, настолько его "болезни" серьезны, что можно говорить о глубочайшем духовном кризисе и о необходимости появления надежного мировоззренческого паруса. Им может стать евразийская философия.

Особенности и характерные черты евразийской философии

Есть глубокий смысл, на мой взгляд, найти пути соединения позитивных сторон в менталитетах европейских народов и народов евразийской цивилизации путем диалога их культур, путем кардинальных реформ всей системы образования и обучения, постепенного и более глубокого изменения всего уклада и образа жизни людей на основе новой ценностной установки, качественно иной парадигмы сознания, которую кратко можно выразить так: "К успеху на основе Мудрости ". Смена парадигмы нашего сознания жизненно необходима потому, что человечество и биосфера неизбежно погибнут, если не произойдет коренной поворот в духовной жизни на Мудрость(по-казахски - Даналык), на становление софийного сознания и софийного образа жизни.

Очень многие относятся к такому выводу скептически, как к несбыточной утопии. На мой взгляд, развитие человека и общества с ориентацией на высшие общечеловеческие ценности, на мудрость - возможность вполне реальная. Более того, она - жесткая необходимость, если человечество хочет сохранить себя и биосферу.

Для в


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.