ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия, проводимые — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия, проводимые

2017-10-11 376
ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия, проводимые 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По их предупреждению

 

Цель занятия: Формировать у учащихся представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

На первое занятие следует пригласить инспектора ГИБДД.

Вначале учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 34000 человек. Из них свыше 1350 погибших - дети (4 ребенка за один день), а почти 25000 детей получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.

В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.

Затем слово предоставляется инспектору ГИБДД.

Он рассказывает учащимся об обстановке на дорогах города и района, в котором находится школа. Приводит конкретные примеры дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей. Дает оценку правильности поведения детей в тех или иных дорожно-транспортных происшествиях. Выделяет ошибки в поведении детей на дорогах во время ДТП и имеющиеся возможности избежать их.

Инспектор ГИБДД констатирует, что часто нарушение правил дорожного движения становится для детей вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте. Инспектора ГИБДД не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно.

Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.

Инспектор ГИБДД обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта.

Инспектор ГИБДД напоминает детям, что на дорогах нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта.

Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности, а также из-за незнания Правил дорожного движения.

Инспектор ГИБДД рассказывает учащимся, что для организации безопасного дорожного движения в нашей стране принят основной нормативный акт – Правила дорожного движения Российской Федерации, который постоянно изменяется и дополняется. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2006 года. Затем он кратко раскрывает содержание документа, делая основной упор на такие разделы, как «Общие обязанности пешеходов», «Общие обязанности пассажиров», «Перевозка людей», «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов…».

В конце занятия инспектор ГИБДД отвечает на вопросы учащихся.

 

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Из истории развития транспорта

 

Цель занятия: Ознакомить учащихся с основными понятиями и терминами, используемыми в Правилах дорожного движения Российской Федерации.

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

Поскольку данная тема уже не раз затрагивалась при изучении правил безопасного поведения на улицах и дорогах в предыдущие годы обучения, то учитель предложил подготовить сообщение по ней одному из учащихся.

Сообщение учащегося.

Основным «двигателем» древних транспортных средств были животные, в первую очередь лошади. Одним из важнейших достижений IV тысячелетия до н. э. стало изобретение колесной повозки. Появилась она в Двуречье и использовалась в первую очередь в сражениях. Сначала ассирийские колесницы были невысокими. Их кузов располагался непосредственно на оси. Колеса доходили только до середины кузова. Обода были широкими, толстыми, состояли из четырех или шести частей. Колеса изготавливались из трех деревянных пластин и были сплошными, и лишь в III и II тысячелетиях до н. э., когда появилась необходимость создания легких и быстрых повозок, было изобретено колесо со спицами.

Дороги в те времена были грунтовыми. Значительная их часть была проложена еще древними предками. В крупных городах Египта, Малой Азии и Двуречья дороги строили из смеси распавшегося кирпича-сырца, золы, мусора, битой глиняной посуды - все это прочно утрамбовывалось.

В античном мире основным видом транспорта были повозки различных типов. У греков повозка, которая называлась уохос, была дорожным экипажем, а охема - грузовым транспортом. В качестве тягловой силы использовали мулов, ослов, лошадей. Римляне ездили на двух- и четырехколесных повозках, колесницах.

Чисто итальянским изобретением являлась повозка карпентум, которая имела для защиты пассажиров от дождя задергивающийся сверху полог.

Четырехколесная повозка называлась «рэда». Ее тащили пара или четверка лошадей или мулов. В такой повозке могли поместиться 7-8 человек.

Высоким комфортом отличалась повозка «каррука» - открытая карета с высоким кузовом и настолько удобная внутри, что в ней можно было спать во время езды.

Тяжелые грузы римляне перевозили на телеге с низкими и очень прочными колесами, выточенными из одного бревна, без спиц.

Богатые горожане предпочитали передвигаться в специальных носилках - паланкинах, которые изготавливались в виде кресла, покрывались балдахином, устилались подушками, отгораживались занавесками, а позже - слюдяными окошками.

Со временем на улицах городов Римского государства стало так тесно от транспорта, что городские власти вынуждены были регулировать людские потоки и потоки транспорта с помощью правил дорожного движения. Самим Цезарем был установлен закон, по которому любой колесный транспорт мог появляться на улицах города не ранее, чем спустя 10 часов с момента восхода солнца. Исключение составляли повозки, которые доставляли строительные материалы на общественные стройки, и повозки, которые вывозили мусор.

Император Адриан (II в. н. э.) издал эдикт, запрещающий сильно перегружать транспорт с целью сохранения мостовых и защиты не слишком прочных многоэтажных жилых домов.

При раскопках в Закавказье и в Египте были найдены остатки грубых, деревянных повозок, которые приводились в движение быками. А когда человек приручил лошадей и заменил ими медлительных быков, родилась колесница - первый пассажирский экипаж. Но езда в них была мучением, так как их делали очень тяжелыми и прочными, чтобы они не разваливались от толчков. Поэтому путешествовали большей частью верхом, иногда в ручных или конных носилках: седанах, паланкинах.

В Турции и Иране люди использовали для передвижения арбы. Внешне и внутренне арба была очень красива, но совершенно не пригодна для езды, так как люди в ней сидели на полу и ощущали каждый толчок со стороны дороги.

В Европе использовали колымаги, но из-за отсутствия нормальных дорог колымага была столь же неудобна, как и арба.

В XV в. повозка преобразилась. К ней прикрепили ремни. Теперь кузов, как люльку, подвешивали на ремнях к изогнутой раме повозки. Раскачиваясь и покачивая кузов, ремни смягчали толчки колес. Так колымага превратилась в более удобный и спокойный экипаж – карету.

В XVII в. появились застекленные кареты, которые называли берлинами. Когда же сиденья их снабдили спинками на шарнирах (при опрокидывании спинки сиденье превращалось в постель), берлины превратились в доршезы. Постели в карете были совершенно необходимы, так как даже небольшое, по современным понятиям, путешествие продолжалось в те времена неделями.

Но езда в тяжелых и высоких каретах была довольно опасной. На поворотах они кренились, готовые упасть на бок, на крутых спусках били по ногам лошадей. Необходимо было устройство, с помощью которого можно было бы замедлить или остановить движение. Так появились тормоза. Сначала это были клинья, которые перед спуском с горы подкладывали под колеса. Позднее тормозом стал рычаг, установленный на самой карете.

В конце XVII в. появились экипажи для общественного пользования. Это был дешевый и всем доступный транспорт. Впервые прокат экипажей установил владелец парижской гостиницы «Святой фиакр». Поэтому повозки окрестили фиакрами.

Вскоре известный французский физик Паскаль предложил новый вид больших многоместных карет. В 1962 году в Париже по улицам пустили большую карету, запряженную лошадьми. Паскаль назвал её омнибус. Так зародились омнибусы – транспорт для всех.

Когда омнибус поставили на рельсы – получилась конка (конно-железная дорога), которая стала прообразом будущего трамвая.

В средние века мало ездили. И не только из-за плохих дорог. Главным препятствием были феодалы, которые на своих землях выставляли таможенные заставы. Особенно много их было в Германии (в среднем через каждые 10 км). Феодалы предписывали купцам обязательный маршрут следования на ярмарки, заменять эти длинные пути через многочисленные таможни на более короткий путь категорически запрещалось. Кроме того, феодалы вводили плату за обязательный конвой для охраны проезда по дороге. Феодал имел право диктовать путнику буквально все - остановки в пути, выбор конкретного кузнеца и т.д. В XVIII-XIX вв. перед экипажными компаниями встала задача обслуживать тысячи пассажиров. На международных дорогах появились дилижансы, вмещающие большое количество людей.

Мастера-каретники придумывали все новые виды экипажей.

Тут были и маленькие двуколки в виде бочки, и открытые фаэтоны, а также кареты с верхом-тентом, закрытые от посторонних глаз.

Людям всегда было интересно колесить по дорогам, и поэтому человек неустанно думал о том, как усовершенствовать повозку для большего удобства передвижения. Еще в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи едва ли не первым стал задумываться над тем, как можно было бы использовать энергию пара как двигателя. В его рукописях имеются многочисленные эскизы усовершенствования транспорта. В 1769 году состоялись первые испытания паровой телеги. Они проходили во дворе парижского арсенала. Первый автомобиль с паровым двигателем был построен французом Николя Кюньо в 1769 году. Французский инженер решил «запрячь» в телегу вместо лошади паровую машину и назвал ее «огненная повозка». Этот «самодвижущийся» автомобиль предназначался для перевозки пушек. Он мог перевозить 2,5 тонны груза со скоростью 5 км/час. В настоящее время паровую повозку Кюньо можно увидеть в музее Национальной школы искусств и ремесел в Париже. Но это был всего лишь прообраз той машины, которую только через целый век сконструировал Карл Бенц.

В 1787 году американец О.Ивенс изобрел некое подобие локомотива. Ивенс пытался получить патент на паровой локомотив для обыкновенных дорог, но его высмеяли как сумасшедшего. Ивенс писал: «Я не сомневаюсь, что наступит время, когда в паровых экипажах можно будет передвигаться из города в город со скоростью птиц».

В 1784 году Уильям Мердок создал действующую модель трехколесной повозки с паровым двигателем, которая в настоящее время хранится в Музее науки и промышленности в Бирменгеме (Англия). Мердок не придавал значения тому, что возле него часто крутился мальчишка, который нередко был хорошим помощником. Это был Ричард Тревитик. В 1802 году Тревитик демонстрирует свой паровой автомобиль на улицах города Кемборна. Автомобиль мог вместить 10 пассажиров и двигался со скоростью 10 км/час. Пока дорога была ровная, автомобиль двигался без проблем, но когда появлялись колдобины, то на одной из улиц с крутым подъемом экипаж останавливался. Чугунные части автомобиля часто выходили из строя из-за своей непрочности и несовершенства дорог.

В начале 19 века появилось множество конструкций безрельсовых паро-повозок. Особенно в Англии. Мощность экипажных паровых машин уже увеличивалась к тому времени в 10 раз по сравнению с машиной Кюньо. Уменьшились размеры и расход топлива. Но все-таки развитию парового безрельсового транспорта мешали многие причины: плохие дороги, высокие пошлины. Отчаянную борьбу против них разворачивали владельцы конного транспорта. Жители провинций, подстрекаемые врагами автомобиля, заваливали дороги баррикадами, забрасывали пассажиров камнями. В то же время, паровые машины были все-таки достаточно неудобны в эксплуатации. Все это обусловило «историческую обреченность» парового автомобиля, который, однако, сыграл важную роль в истории транспорта, доказав саму возможность механического передвижения.

«Покончить с паровыми машинами - вот над чем надо работать!» -воскликнул достаточно громко один из изобретателей Николаус Отто, который до конца своих дней думал только о газовой машине. Вместе с талантливым инженером Лангеном он создал фирму «Отто и К°», где было начато производство машин под маркой «Отто-Дейц». В эту фирму был приглашен инженер Готлиб Даймлер. Один из первых двигателей Даймлера - V-образный, и поныне имеет широкое применение. Первый двигатель Даймлера работал как на газе, так и на бензине. Примерно в это же время появляется двигатель, который мог работать даже на мазуте. Патент на это изобретение получил немецкий инженер Рудольф Дизель.

Особый интерес к детищу изобретателя проявила Россия. В 1897 году в переговоры с изобретателем вступил владелец машиностроительного завода в Петербурге, крупнейший российский нефтепромышленник Эммануил Нобель. Двигатель Дизеля мог работать на сырой нефти, а ее в России было много - вот почему Нобель выплатил Дизелю полмиллиона рублей золотом и создал «Русское общество Дизеля». В 1899 году успешно прошли первые испытания двигателя Дизеля, работающего на нефти. Первый дизельный автомобиль «Мерседес-Бенц 260Д» был построен уже после смерти Дизеля в 1935 году.

Отцами автомобиля были признаны Готлиб Даймер и Карл Бенц.

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания появился в 1885 г. на улицах Германии и построен он был Г.Даймлером и К.Бенцем.

Попытки создать транспортное средство с керосиновым двигателем были предприняты еще в 1864 году. Один из экземпляров «безлошадной повозки» в настоящее время хранится в Техническом музее Вены. Однако, ни повозка Маркуса (1871 год), ни самоходный экипаж Д.Селдена (1877 год) не могли двигаться без посторонней помощи, без помощи лошади, например. В 1879 году Селден оформляет патент на экипаж с бензиновым двигателем, что дало ему право считаться «отцом бензинового экипажа».

10 ноября 1885 года первый в мире мотоцикл пробежал по саду дома Даймлера, а первым в мире мотоциклистом стал Вильгельм Майбах.

Первые в мире трамваи появились в 1880 г. в России (в Петербурге), а год спустя - в Германии, близ Берлина, была открыта вторая линия. В 1885 году в ряде больших городов Европы были проложены первые электрические трамвайные линии.

В Москве первая трамвайная линия была открыта в 1898 г. Она проходила от Старой площади (теперь площадь Пушкина) до Бутырской заставы.

Появление первого автомобиля в России относится к началу последнего десятилетия XIX в.

В 1891 г. на одной из улиц Одессы, пыхтя и громыхая, двигался странный экипаж без лошади. По внешнему виду он почти не отличался от обыкновенной коляски. Экипаж вызвал всеобщее изумление и смятение в городе. Пешеходы жались к стенам, лошади шарахались в сторону.

В начале 1895 г. подобная машина появилась и на улицах Петербурга. Скорость ее была 26 км/ч, запаса бензина хватало на 6 часов езды, весил автомобиль 862 кг. Первый русский автомобиль был построен в 1896 году петербургскими изобретателями - отставным морским офицером Евгением Яковлевым и инженером Петром Фрезе. Автомобиль Яковлева и Фрезе в июле 1896 года экспонировался на Всемирной промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, но власти не проявили к русскому автомобилю интереса, и он не попал в серийное производство.

Первый советский автомобиль был создан в 1922 г. Место его рождения - Москва, более точный адрес - Фили у подножия Поклонной горы, где к этому, времени закончилась постройка небольшого автозавода. Автомобиль явился плодом кропотливого коллективного труда. Он развивал скорость до 80 км/ч, рассчитан был на семь человек. В октябре 1922 г. рабочие подарили его Михаилу Ивановичу Калинину.

А 7 ноября 1924 г. по праздничной Красной площади Москвы прошли 10 грузовиков АМО-Ф15, окрашенных в ярко-красный цвет. Это были первенцы новой отрасли народного хозяйства Страны Советов.

С тех пор автомобильная индустрия по праву гордится своими достижениями. Современные автомобили долговечны, надежны, отличаются большой проходимостью.

 

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Пользование внешними световыми приборами

и звуковыми сигналами

 

Цель занятия: Познакомить учащихся с внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств, а также правилами их использования.

Новые слова: Внешние световые приборы: фары, указатели поворотов, габаритные огни, стоп-сигналы, фонари освещения номерного знака, противотуманные фары и задние противотуманные фонари. Звуковой сигнал.

 

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

Для освещения этой темы можно пригласить инспектора ГИБДД или одного из родителей, которые хорошо разбираются в устройстве транспортных средств.

Безопасность движения транспорта в темное время суток и в условиях недостаточной видимости во многом зависит от состояния и характеристик приборов системы освещения и световой сигнализации.

На транспортных средствах устанавливают различные по назначению световые приборы. В обязательный комплект световых приборов для всех механических транспортных средств входят одна или две фары дальнего и ближнего света, по два габаритных огня и по два указателя поворота спереди и сзади, два световозвращателя, сигналы торможения, фонари заднего хода и фонари освещения номерного знака. В качестве дополнительных светосигнальных приборов устанавливают боковые повторители указателей поворота, опознавательные знаки автопоезда, боковые световозвращатели. К необязательным световым приборам относят противотуманные фары и фонари, фары-прожекторы и фары-искатели.

Автомобильные фары должны удовлетворять двум противоречивым требованиям: хорошо освещать дорогу перед автомобилем и не ослеплять водителей других автотранспортных средств.

Дальний свет фар предназначен для освещения дорожного полотна перед автомобилем при отсутствии встречного транспорта. Ближний свет фар обеспечивает освещение дороги перед автомобилем в населенных пунктах и при разъезде с встречным автотранспортом на шоссе.

Фары-прожекторы дают концентрированный световой луч и служат для освещения дальних участков дороги. Их устанавливают на автомобилях, которым разрешено движение с повышенной скоростью. Прожекторы включаются вместе с дальним светом фар при отсутствии встречных транспортных средств.

Фары-искатели предназначены для временного освещения предметов, расположенных вне зоны действия основных фар. Они имеют узкий световой пучок и устанавливаются на поворотном кронштейне.

При наличии тумана, интенсивных осадков или пылевых облаков для улучшения видимости используют противотуманные фары. Они отличаются от обычных фар большим углом рассеяния светового пучка в горизонтальной плоскости и более четкой верхней светотеневой границей. Рассеиватели противотуманных фар имеют белый или жёлтый цвет.

В тумане при использовании ближнего или дальнего света фар удовлетворительная видимость дороги не достигается. Лучи ближнего и дальнего света отражаются от мельчайших частичек тумана, рассеиваются и создают белую пелену перед автомобилем, которая ослепляет водителя. Свет от противотуманных фар, расположенных ниже фар основного света, в силу своей характеристики обеспечивает хорошую видимость дороги и обочины на расстоянии 15...25 м.

Два передних и два задних габаритных огня сигнализируют о наличии и примерной ширине автотранспортного средства. Передние габаритные огни имеют белый цвет, задние – красный.

Каждый автомобиль должен иметь два передних и два задних указателя поворота жёлтого цвета. Боковые повторители указателей поворота обязательны для автомобилей длиной более 6 метров.

Аварийная сигнализация – включение всех установленных на автомобиле указателей поворота.

Два задних сигнала торможения (стоп-сигнала) автомобиля включаются при срабатывании системы торможения и сигнализируют о замедлении движения или остановке автомобиля. Дополнительные сигналы торможения у задних стекол салона устанавливаются на многих легковых автомобилях иностранного производства. Они хорошо видны водителю, едущему сзади, при загрязнении основных сигналов торможения.

Номерной знак освещается одним или двумя фонарями освещения номерного знака белого цвета.

Фонари заднего хода (один или два) имеют белый цвет и включаются одновременно с включением передачи заднего хода.

При движении в условиях недостаточной видимости задние габаритные огни малоэффективны – их трудно различить в тумане, в снегопад и т.п. Поэтому сзади на автомобиле устанавливают один или два противотуманных фонаря красного цвета с повышенной яркостью.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации специальный раздел посвящён правилам пользования внешними световыми приборами.

Правила требуют, чтобы в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, а также в туннелях при любой степени освещенности должны быть включены:

- на всех механических транспортных средствах и мопедах - ближний или дальний свет фар;

- на велосипедах – фары или фонари;

- на гужевых повозках – фонари;

- на прицепах – габаритные огни.

Движение механических транспортных средств с включенными только габаритными огнями запрещается, так как они служат для обозначения габаритов транспортного средства и не создают необходимого уровня освещенности проезжей части. Напомним, что «под недостаточной видимостью понимается видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки».

Дальний свет обязательно должен быть переключен на ближний:

- в населенных пунктах на дорогах с искусственным освещением, где возможно ослепление водителей транспортных средств;

- при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до приближающегося транспортного средства;

- при приближении к впереди идущему транспортному средству, поскольку это может привести к ослеплению водителя этого транспортного средства через зеркало заднего вида;

- при встречных разъездах в конце подъемов. Водителям встречных транспортных средств рекомендуется переключить дальний свет фар на ближний, не дожидаясь конца подъема.

Если автомобиль оснащен противотуманными фарами, то их рекомендуется использовать:

- в темное время суток – только одновременно с включенным дальним или ближнем светом фар;

- в условиях недостаточной видимости – как совместно, так и отдельно от ближнего или дальнего света фар.

Если всё же ослепление произошло, то Правила требуют включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановиться. Включенная аварийная сигнализация предупредит других водителей и пешеходов о чрезвычайной ситуации, в которой оказался водитель. Нельзя съезжать на обочину, так как из-за ослепления увеличивается вероятность наезда на пешеходов или стоящее транспортное средство, а также съезд в кювет.

Задние противотуманные фонари разрешено использовать только в условиях недостаточной видимости (в темное время суток – запрещено). Кроме того, запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам, что нередко можно встретить на автомобилях.

При движении в светлое время суток с целью обозначения транспортного средства ближний свет фар должен быть обязательно включен:

- на мотоциклах и мопедах;

- при движении в организованной транспортной колонне;

- на маршрутных транспортных средствах, движущихся навстречу основному потоку транспорта;

- при организованной перевозке группы детей;

- при перевозке опасных и крупногабаритных грузов;

- при буксировке неисправных механических транспортных средств (на переднем автомобиле);

- при движении вне населенных пунктов.

Звуковым сигналом можно пользоваться в населенном пункте только для предотвращения наезда на пешехода или столкновения с другим транспортным средством. Вне населенных пунктов подача звукового сигнала не запрещена.

 

2. Практическое задание

 

Учитель просит учащихся изобразить на бумаге переднюю и заднюю части автомобиля и мотоцикла. Нарисовать на этих изображениях фары, габаритные огни, указатели поворотов, стоп-сигналы и раскрасить их в соответствующие цвета.

 

3. Вопросы для закрепления знаний

 

1. Назовите световые приборы, используемые на механических транспортных средствах.

2. Какие световые приборы должны быть включены на автомобиле при движении в туннеле?

3. Должны ли быть включены на мопеде световые приборы при движении в светлое время суток? Если да, то какие?

3. Какого цвета габаритные огни устанавливаются на транспортных средствах?

4. Какой цвет имеют указатели поворотов?

5. Когда необходимо переключить дальний свет фар на ближний?

6. Что должен сделать водитель при ослеплении его фарами встречного транспортного средства?

 

ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Предупредительные сигналы, подаваемые

водителями транспортных средств. Применение аварийной

сигнализации и знака аварийной остановки

 

Цель занятия: Рассказать учащимся о предупредительных сигналах, которые подают водители с помощью световых приборов или руками. Ознакомить с порядком использования аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

Новые слова: Предупредительные сигналы при троганьи, повороте, торможении или остановке транспортного средства. Аварийная сигнализация. Знак аварийной остановки.

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

Учитель раскрывает учащимся разделы Правил дорожного движения Российской федерации «Начало движения, маневрирование» и «Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки».

Перед началом движения, перестроением, поворотом или разворотом, а также перед остановкой Правила обязывают водителя подавать сигналы световыми указателями поворотов, а при их отсутствии (например, на велосипеде, гужевойповозке) или неисправности – рукой.

При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.

Перечисленные маневры связаны с изменением положения транспортного средства на проезжей части, поэтому действия водителя должны быть безопасны и понятны другим участникам дорожного движения.

Перед началом движения от правого края проезжей части (с правой обочины) включается левый указатель поворота. Если водитель начинает движение от левого края дороги (например, на дорогах с односторонним движением или во дворах), то он обязан включить правые указатели поворота.

При этом, прежде чем начать движение, водитель должен убедиться, что он не создаст помеху для движения других транспортных средств.

Включать указатели поворота необходимо также перед перестроением, поворотом или остановкой.

Если на транспортном средстве неисправны или отсутствуют световые указатели поворотов, то соответствующие сигналы водитель обязан подавать рукой.

Сигналу левого поворота или разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука или правая рука, согнутая в локте вверх.

Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука или левая рука, согнутая в локте вверх.

Если на транспортном средстве несправны или отсутствуют сигналы торможения (стоп-сигналы), необходимо жестом руки показать намерение снизить скорость. Сигнал торможения подается поднятой вверх (но не согнутой в локте) левой или правой рукой.

Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра. Заблаговременная подача сигнала позволит другим участникам дорожного движения спрогнозировать развитие ситуации.

Прекращаться подача сигнала должна немедленно после завершения маневра. Допускается прекращение подачи сигнала рукой непосредственно перед началом выполнения маневра, что позволит водителю поворачивать руль обеими руками.

Правила требуют включать указатели поворота во всех случаях, в том числе и при движении во дворах, по территории АЗС, при движении задним ходом и т.д.

Запрещается включать указатели поворота только в одном случае – если это может ввести других участников дорожного движения в заблуждение.

Если дорога делает естественный поворот, то включать указатели поворота не следует. Сигнализировать о выбранном направлении следует только в том случае, если возникает ситуация выбора одной из двух возможных траекторий движения.

Аварийная сигнализация – это специальная система автомобиля, при включении которой начинают работать одновременно все указатели поворотов. Она информирует других участников дорожного движения об опасности.

Аварийной сигнализацией оборудуются все выпускаемые в настоящее время автомобили. Она включается кнопкой, расположенной в салоне автомобиля рядом с панелью приборов. Чаще всего это кнопка с изображением треугольника красного цвета. При нажатии этой кнопки аварийная сигнализация будет работать даже при отсутствии ключа в замке зажигания.

Аварийная сигнализация должна быть обязательно включена в следующих случаях:

- при дорожно-транспортном происшествии;

- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

- при ослеплении водителя светом фар или светом, исходящим от других источников;

- при буксировке – на буксируемом (неисправном) транспортном средстве.

Водитель может воспользоваться аварийной сигнализацией и в других случаях, если требуется предупредить других участников движения об опасности, которую может создать его транспортное средство.

Знак аварийной остановки представляет собой равносторонний треугольник с красной светоотражающей каймой. Требованиями Правил предусматривается обязательное оборудование механического транспортного средства знаком аварийной остановки (кроме мотоциклов без бокового прицепа).

При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при её отсутствии или неисправности знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

- при дорожно-транспортном происшествии;

- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающим в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. В населенных пунктах это расстояние должно быть не менее 15 метров от транспортного средства, вне населенных пунктов – не менее 30 метров.

Кроме того, знак аварийной остановки должен быть закреплен на задней части буксируемого автомобиля, если у него отсутствует или несправна аварийная сигнализация.

 

 

2. Практическое задание

 

Учитель предлагает учащимся изобразить на бумаге мотоциклиста или велосипедиста со стороны спины, которые подают сигналы рукой, соответствующие повороту направо, налево или торможению. Проверяет рисунки, разбирает ошибки при изображении.

 

3. Игра

 

Один из учащихся садится на стул спиной к классу – он велосипедист. Поочередно он подает сигналы рукой о том или ином маневре. Учащиеся отвечают, какому маневру соответствует тот или иной сигнал.

Затем учащиеся по очереди называют маневр, который бы они хотели совершить (поворот налево, поворот направо, разворот, торможение), а велосипедист должен показать его с помощью сигнала рукой.

После этого велосипедистом может стать другой ученик.

 

4. Вопросы для закрепления знаний

 

1. С помощью каких сигналов водитель может показать о своем намерении совершить маневр?

2. Какой сигнал рукой соответствует повороту направо?

3. Какой сигнал рукой соответствует повороту налево или развороту?

4. Какой сигнал рукой соответствует намерению водителя снизить скорость и остановиться?

5. Когда необходимо подавать сигналы указателями поворотов?

6. В каких случаях включается аварийная сигнализация?

7. В каких случаях выставляется знак аварийной остановки?

8 Что представляет собой знак аварийной остановки?

9. На каком расстоянии от транспортного средства выставляется знак аварийной остановки в населенном пункте и за его пределами?

 

ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Применение специальных сигналов. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

 

Цель занятия: Закрепить знания учащихся о специальных сигналах и их применении. Рассказать о назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

Новые слова: Специальные сигналы. Номерные и опознавательные знаки.

Содержание занятия

 

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

 

Учитель раскрывает учащимся разделы Правил дорожного движения Российской федерации «Применение специальных сигналов» и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…».

Устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов устанавливаются на транспортных средствах оперативных и специальных служб, а также на автомобилях, принадлежащих ряду организаций, министерств и ведомств. Кроме того, транспортные средства оперативных и специальных служб имеют определенную окраску, на них наносят специальные цветографические схемы и надписи.

К специальным сигналам относятся проблесковые маячки синего, красного, желто-оранжевого или бело-лунного цветов, а также специальные звуковые сигналы.

Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от указаний дорожных знаков и дорожной разметки, сигналов светофора, а также от ряда положений Правил дорожног


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.