ПМ. 01. Проведение профилактических мероприятий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ПМ. 01. Проведение профилактических мероприятий

2017-10-11 1367
ПМ. 01. Проведение профилактических мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПМ. 01. Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение


Часть 2. Здоровье детей

Учебное пособие по дисциплине «Здоровье детей» составлено с целью организовать учебно-образовательный процесс и систематизировать методический материал. Служит руководством для изучения дисциплины. Предназначено для преподавателей и студентов медицинских колледжей.

 

Пояснительная записка

 

Учебное пособие по дисциплине ««Здоровье детей» составлено с целью: организовать учебно-образовательный процесс, систематизировать методический материал и обеспечить методическим материалом студентов и преподавателей, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Пособие включает в себя:

§ сборник лекций;

§ сборник алгоритмов практических манипуляций;

§ справочные материалы (таблицы, основные формулы, основные термины и т.д.);

§ рецепты;

§ материалы для самостоятельной работы студентов;

§ «памятку для мамы»;

§ Перечень литературы и приказов МЗ РФ и МЗ РБ.

Учебное пособие составлено с учетом регионального компонента на основе знаний, умений, полученных при изучении дисциплин: генетика, анатомия и физиология, основы сестринского дела, основы латинского языка, гигиена, фармакологии, психологии. Подчеркнута роль сестринского процесса при планировании ухода за здоровым ребенком. С целью углубления, систематизации и закрепления теоретических знаний, практических умений, формирования самостоятельного мышления в пособие включены задания для самостоятельной работы студентов.

Сборник алгоритмов практических манипуляций обеспечивает единый подход к обучению и выполнению будущими специалистами перечисленных процедур.

Составленные задачи ориентируют студента на выявление сестринских проблем, учат ставить цели, планировать уход, оценивать свои действия.

Собранный справочный материал поможет студентам полнее изучить дисциплину, научит использовать его в своей будущей работе.

В целом, учебное пособие по дисциплине «Здоровье детей» способствует осуществлению единого подхода к обучению специалистов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

1.Лекции по темам:

1.1.Периоды детского возраста. Группы здоровья. Период

внутриутробного развития. Доношенный новорожденный

и уход за ним. ……………………………………………………….. 5 – 13

1.2.Недоношенный ребенок, особенности ухода……………………… 14- 23

1.3.Период грудного возраста. Физическое и нервно-

психическое развитие ребенка. Закаливание……………………… 24- 37

1.4.Вскармливание детей до года: естественное, смешанное и

искусственное. Кормление детей старше года. …………………… 38- 46

1.5.Период молочных зубов. Препубертатный и пубертатный

периоды. ……………………………………………………………... 47- 50

2.Алгоритмы манипуляций по дисциплине «Здоровье детей»: ………. 51- 83

2.1. Дородовый патронаж.

2.2. Техника проведения первичного туалета новорожденного.

2.3. Техника проведения утреннего туалета новорожденного.

2.4. Техника обработки остатка пуповины и пупочной ранки

Новорожденного в роддоме и дома.

2.5. Первичный патронаж новорожденного.

2.6. Патронаж к детям до года.

2.7. Техника проведения гигиенической ванны новорожденному.

2.8. Техника проведения закрытого пеленания.

2.9. Техника проведения открытого пеленания.

2.10.Правила и техника кормления грудью

2.11.Техника проведения контрольного взвешивания

2.12.Техника обращения с кувезом.

2.13.Техника кормления недоношенного новорожденного.

2.14.Техника обработки бутылочек и сосок

2.15.Техника приготовления блюд прикорма и витаминной

коррекции

2.16.Техника проведения антропометрии.

2.17.Оценка нервно - психического развития и

вторичных половых признаков.

3.Справочные материалы …………………………………………………..84- 96

4.Самостоятельная работа студентов ………………………………………97-100

5.Тестовые задания по дисциплине «Здоровье детей» ………………..101-120

6.Список литературы ……………………………………………………….121

7.«Приложение для мамы» ………………………………………………….122-138

 

Сборник лекций.

Тема лекции: «Периоды детского возраста. Группы здоровья.

Период внутриутробного развития».

Вид занятия: лекция

Время занятия: 90 минут

Цель занятия:

Учебная – ознакомить с периодами детского возраста;

- дать понятие о группах и критериях здоровья;

- научить основным приемам ухода за новорожденным.

Понятиями.

План лекции:

Видеоматериалы

Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Она изучает анатомию, физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка с момента его рождения до подросткового возраста (14 лет 11 месяцев 31 день).

По определению ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия». Система комплексной оценки состояния здоровья детей основывается на 4-х базовых критериях

(приказ МЗ РФ от 30.12.03. №623 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»):

- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний;

- уровень функционального состояния основных систем организма;

- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

- к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психологическое развитие, не имеющие анатомических дефектов и функциональных отклонений;

- ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития; дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или

операций.

- к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями. Возможность обучения или труда ребенка не ограничена.

- к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями. Основное заболевание требует поддерживающей терапии. Возможность обучения или труда ребенка ограничена.

- к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма. Требуется постоянная терапия. Возможность обучения или труда ребенка значительно ограничена.

 

 

Критерии оценки группы здоровья:

 

 

1 критерий. Особенности онтогенеза:

1.1. Генеалогический анамнез (составление родословного дерева,

определение отягощенности анамнеза);

1.2. Акушерский анамнез;

1.3. Социальный анамнез.

 

2 критерий. Физическое развитие (по центильным таблицам).

 

3 критерий. Нервно – психическое развитие.

 

1 группа – соответствие всем параметрам;

2 группа – задержка развития на 1 эпикризный срок;

3 группа – задержка развития на 2 эпикризных срока;

4 группа – задержка развития на 3 эпикризных срока;

5 группа – задержка развития на 4 – 5 эпикризных сроков и более.

 

Различают IIIстепени отставания нервно - психического развития:

 

I степень – задержка развития по 1-2 показателям;

II степень – задержка развития по 3-4 показателям;

III степень – задержка развития по 5-7 показателям.

 

Периоды детского возраста.


1 период – период внутриутробного развития

2 период – период новорожденности или неонатальный:

2.1. ранний неонатальный (от рождения до 7 дней);
2.2. поздний неонатальный (от рождения до 28 дней)

3 период – период грудного возраста(1-12мес).

4 период – период молочных зубов

4.1. преддошкольный период – от 1 до 3 лет

4.2. дошкольный период – от 4 до 6 лет

5 период – период младшего школьного возраста (препубертатный период)

от 7 до 11 лет

6 период – период старшего школьного возраста (пубертатный период)

от12 до18 лет

 

Период новорожденности –

длится с момента рождения до 28 дней жизни. Происходит адаптация ребенка к окружающей среде. Перестраивается сердечно-сосудистая система, начинает функционировать дыхательная система. Плохо функционирует иммунная система, поэтому за ребенком необходим тщательный уход.

Доношенным считается новорожденный, родившийся функционально зрелым через 280 дней (38-40 недель) внутриутробного развития, имеющий массу более 2500,0г и длину тела более 45см.

 

Признаки доношенного новорожденного:

Признаки Доношенный новорожденный  
  Масса тела Более 2500,0г, в среднем 3400,0г – 3600,0г  
  Длина тела Более 45см, в среднем 54 – 56см  
  Кожа   Нежно-розового цвета, бархатистая с небольшим количеством пушковых волос. Роговой слой – тонкий, эпидермис сочный, рыхлый, базальная мембрана недоразвита. Кровеносные сосуды широкие. Потовые железы сформированы, но функционируют с 3-4 мес., сальные железы функционируют с рождения.  
  Подкожно-жировой слой Развит хорошо, особенно на лице (комочки Биша), животе, бедрах, руках.  
  Ушные раковины Мягкие, сформированные, оттопыренные  
  Костная система Имеет волокнистое строение, богата водой, бедна минеральными веществами.   Череп – открыты швы, большой и малый роднички. ü Большой родничок – расположен между лобной и теменными костями, имеет ромбовидную форму, размеры 2 х2,5 см. Закрывается к 12 месяцев. ü Малый родничок – между затылочной и теменными костями, имеет треугольную форму, закрывается к 3 мес. Позвоночник – прямой. К 2 мес.- шейный лордоз, к 6 мес.- грудной кифоз, к 12 мес.- поясничный лордоз.   Грудная клетка – цилиндрической формы, ребра расположены горизонтально до 6 мес. К 2 годам – физиологическое опускание ребер.   Зубы – появляются в 6 месяцев. К 1 году - 8 зубов, в 2-3 года все 20 молочных зубов.  
  Мышечная система Гипертонус мышц – сгибателей  
  Шея Короткая  
  Конечности Короткие  
  Ногти Длинные, доходят до ногтевого валика  
  Пупочное кольцо Расположено на середине расстояния между мечевидным отростком и симфизом.  
  Органы дыхания Дыхание поверхностное, ритмичное, ЧД – 40-60 в минуту  
  ЧСС Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС – 120-140 в минуту  
  Рефлексы новорожденного Выражены все  
  Голос Громкий  
  Половые органы У девочек большие половые губы прикрывают малые; У мальчиков яички опущены в мошонку.  

 

Сразу после рождения и через 5 минут ребенок оценивается по шкале Апгар. Доношенный ребенок получает оценку 8 – 10 баллов.

 

Шкала Апгар

 

Признаки Баллы
     
Частота сердцебиений отсутствует менее 100 в мин. более 100 в мин.
Крик отсутствует   нерегулярный громкий
Мышечный тонус отсутствует снижен гипертонус мышц сгибателей
Рефлексы (реакция на носовой катетер) отсутствует гримаса кашель, чихание
Цвет кожи бледные или цианотичные акроцианоз розовые

Профилактика вирусного гепатита В и туберкулёза.

В первые 12 часов жизни новорожденному проводится первая вакцинация против вирусного гепатита В.

Профилактика туберкулёза в России путём вакцинации новорожденных применяется с 1925 года. В первые годы вакцина вводилась с молоком матери через рот. С 1962 года введён внутрикожный, более эффективный метод иммунизации.
Вакцину вводят внутрикожно (0,1 мл) в верхнюю треть левого плеча с помощью туберкулинового шприца на 3-7 день жизни. Место вакцинации запрещается обрабатывать дезинфицирующими растворами, повязка не накладывается. Через 4-6 недель на месте введения появляется папула, везикула или пустула размером 5-10мм, которая рубцуется через 2 месяца.

К вакцинации допускается только специально обученный персонал. Перед проведением прививки врач осматривает ребёнка и делает запись в истории развития ребёнка. После введения вакцины сестра записывает дату введения и серию вакцины.

 

Выписка из роддома.


Выписка ребёнка и матери из роддома производится при отсутствии противопоказаний со стороны ребёнка и матери на 3-4 день. В соответствии с приказом МЗ РФ №345, медсестра в день выписки ребёнка передаёт сообщение в детскую поликлинику по месту жительства ребёнка.

Медсестра и врач детской поликлиники должны посетить новорожденного на дому в первые три дня (первичный патронаж к новорожденному).

 

Цель патронажа:

1.Осмотреть ребенка.
2. Осмотреть детский уголок, предметы ухода, кроватку.
3. Обучить основным моментам ухода за ребёнком.
4. Ознакомить мать с режимом для новорожденного ребёнка.
5. Разъяснить матери преимущества грудного вскармливания.

6. Познакомить мать с режимом и диетой кормящей женщины.

7. Предоставить маме следующую информацию:

- телефон детской поликлиники,

- Ф.И.О. участкового педиатра,

- график приема педиатра.

 

 

Тема лекции: Недоношенный ребенок и уход за ним.

Вид занятия: лекция

Время занятия: 90 минут

Цель занятия:

Учебная – ознакомить с признаками недоношенности;

- особенностям ухода за недоношенным новорожденным.

К детям.

План лекции:

Организационная часть

Причины недоношенности

Особенности ухода

Особенности развития

Выводы

Оснащение:

Видеоматериалы

К недоношенным относят детей, родившихся до истечения 37 нед беременности и имеющих массу тела менее 2500г и рост менее 45см. Антропометрические показатели могут быть отнесены к условным критериям недоношенности, так как многие доношенные дети рождаются с массой тела менее 2500г, в то же время недоношенный ребенок может иметь массу более 2500г.

Условно выделяют 4 степени недоношенности по массе тела:

I – 2001-2500г;

II – 1501-2000г;

III – 1001 -1500г;

IV – менее 1000г.

С 1974г. ВОЗ предложила считать жизнеспособными - детей, родившихся с массой тела более 500г при сроке беременности не менее 22 нед.

Наиболее часто преждевременные роды обусловлены:

 

§ заболеваниями матери (хроническая соматическая патология: заболевания почек, сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения; острые инфекционные заболевания; гинекологическая патология);

§ осложнениями беременности (особенно поздний токсикоз);

§ отягощением акушерского анамнеза: предшествующими абортами и выкидышами;

§ травмами (в том числе психическими) и интоксикацией (курение, алкоголь);

§ иммунологической несовместимостью в системе мать—плод (резус-конфликт и групповой конфликт);

§ слишком юный (до 18 лет) и пожилой (старше 30 лет) возраст матери; влияние возраста и состояние здоровья отца менее выражено.

 

Со стороны плода: генетические заболевания (в том числе хромосомная патология) и внутриутробные инфекции.

В последние годы особое значение приобрели социально-экономические причины недонашивания (производственные вредности, внебрачные роды, ухудшение экологической обстановки, «сексуальная революция», скрытое голодание женщин вследствие обнищания населения и т. д.).

 

ОСОБЕННОСТИ ВСКАРМЛИВАНИЯ

При определении способа кормления и назначении его объема и состава необходимо учитывать индивидуальные особенности незрелого ребенка, сниженную толерантность к пище и повышенную потребность в энергетических субстратах. Энтеральное вскармливание при отсутствии противопоказаний начинают обычно через 2—6 ч после рождения (сцеженное грудное молоко матери; более зрелых условно здоровых недоношенных можно приложить к груди).

Крайне незрелые и находящиеся в тяжелом состоянии дети обычно в первые 24 - 48 ч жизни получают только парентеральное питание. Оптимальная пища для недоношенного ребенка - грудное молоко. При отсутствии молока у матери используют пастеризованное донорское грудное молоко (нагревают до 68—70°С в течение 30 мин). Поэтому в крупных клиниках создаются банки грудного молока.


Недоношенных детей с достаточно сформированным сосательным рефлексом, без тяжелой патологии обычно вскармливают из бутылочки в течение 1—2 нед (иногда чередуют прикладывания к груди и сосание из бутылочки); незрелым и тяжелобольным детям молоко вводят через назогастральный зонд иногда до конца 1-го — начала 2-го месяца жизни. По мере улучшения общего состояния часть кормлений через зонд заменяют кормлением из соски. Прикладывание к груди недоношенного ребенка осуществляют по индивидуальным показаниям, при активном сосании и массе тела 1800-2000г.

Частоту кормлений также подбирают индивидуально. Для детей, вскармливаемых через зонд, возможны 2 варианта кормления: дробное порционное (7 или 10 раз в сутки, с 6-часовым ночным перерывом) или пролонгированное введение молока с помощью шприцевых насосов (введение порции молока в течение 2—3 ч, обычно 5—6 раз в сутки с небольшими перерывами). Последний способ вскармливания особенно показан детям с синдромом срыгивания, с явлениями частичного пареза кишечника или с дыхательной недостаточностью, а также при необходимости увеличения калорийности пищи маловесным детям.

В связи с тем, что в первые дни после рождения емкость желудка у недоношенных детей мала, объем одного кормления в 1-е сутки составляет 5 - 10 мл, на 2-е – 10-15 мл, на 3-й – 15-20 мл.

Недоношенный ребенок нуждается в достаточном количестве жидкости. В качестве питья используют смесь раствора Рингера с 5 % раствором глюкозы (1:1). Общий суточный объем жидкости (87,5 % от объема молока + питье + внутривенные инфузии) к концу 1 -и недели составляет 70—80 мл/кг для детей с массой тела менее 1500 г и 80—100 мл/кг для более зрелых детей; в возрасте 10 дней — 125—130 мл/кг, к 15-му дню — 160 мл/кг, к 20-му — 180 мл/кг, к концу 1-го и на 2-м месяце — 200 мл/ кг (возможны варианты).

При отсутствии материнского или донорского молока для питания недоношенных детей уже со 2-й недели жизни можно применять специально адаптированные молочные смеси, которые имеют более высокую энергетическую ценность (81 ккал в 100 мл) и более высокое содержание белка, что важно для питания незрелых детей. Это отечественная смесь «Но-волакт-ММ», импортные смеси «Препилти», «Претутелли», «Премалак», «Ненатал». Помимо пресных смесей, используется ацидофильная смесь «Малютка», после 2мес. - кефир.

Начиная с 3—4-й недели, недоношенному ребенку дают свежие фруктовые соки (обычно яблочный или гранатовый); с 2,5 -3 мес. — тертое яблоко и желток (при отсутствии противопоказаний). Возраст и порядок введения прикорма определяют индивидуально.

 

Вид занятия: лекция

Время занятия: 90 минут

Цель занятия:

Учебная – ознакомить с АФО нервной системы;

- особенностям физического и нервно-психического развития.

Психического развития.

План лекции:

Окружности грудной клетки

- закаливание

Выводы - 3 мин

Оснащение:

Видеоматериалы

 

 

Период грудного возраста – длится с 1 мес. до 1 года.

 

Это период бурного роста и развития организма. За 1 год ребенок вырастает на 25см, а масса увеличивается в 3 раза.

Ø Кожа легко ранима и требует еще тщательного ухода. Потовые железы начинают функционировать с 3-4 мес., улучшается терморегуляция.

Ø Начинается постепенное откладывание солей кальция, фосфора в костях. Кости более твердые, появляются точки окостенения.

Ø Первые зубы появляются в 6 мес., к 1году – 8 зубов

(количество зубов = n – 4).

Ø Мышцы становятся более сильными, выносливыми.

Ø Дыхательная мускулатура более развита, грудная клетка активно участвует в дыхании. Дыхание становится реже – до 30-35 в минуту и становится глубже.

Ø ССС – вес сердца увеличивается. ЧСС уменьшается, повышается АД.

Ø Нервная система обеспечивает приспособление организма к условиям внешней среды и регулирует все функции организма.

 

АФО нервной системы

 

Закладка нервной системы – на 1 неделе внутриутробного развития. На 5 неделе образуются отделы мозга (продолговатый, конечный). Развитие идет неравномерно, более активно развивается спинной мозг, поэтому он хорошо развит при рождении.

Борозды и извилины головного мозга развиты слабо. Нервные клетки незрелые. В течение 5 лет борозды и извилины становятся глубже, длиннее.

Развитие нервной системы на 1 году жизни происходит очень быстро. Развиваются органы чувств, движения становятся более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, развивается речь.

Органы чувств:

 

1. Обоняние – различает резкие запахи;

2. Осязание – развито хорошо;

3. Вкус – развит хорошо, различает горькие и сладкие лекарства,

охотно пьет сладкие смеси;

4. Слух - 1 мес. - вздрагивает при резком звуке

3 мес. - поворачивает голову на звук

5 мес. - различает тон, с которым к нему обращается

9 мес. - знает свое имя;

5. Зрение2-3 нед – физиологическая светобоязнь

2 мес. – следит за яркими игрушками

3 мес. - фиксирует взгляд и следит за движением

6 мес. - узнает мать, различает цвета

2-3 года – называет цвета.

 

 

Важными показателями нервно-психического развития являются:

Ø Речь

3 мес. – гулит;

6-7 мес. – лепечет;

7-8 мес. – на вопрос «где?» находит предметы

1 год – произносит 8-10 слов

2-3 года – словарный запас до 200 слов, строит простые предложения.

Ø Двигательная активность

1-2 мес.– держит голову;

5 мес. – переворачивается со спины на живот;

6 мес. – переворачивается с живота на спину;

7 мес. – ползает;

9 мес. – стоит;

12 мес. – ходит.

Ø Навыки

5 мес. – берет игрушки;

6 мес. – берет пищу губами с ложки;

7 мес. – пьет из чашки;

8 мес. – поддерживает руками чашку;

12 мес. – сам берет и пьет из чашки.

 

Физическое развитие

 

Основными показателями физического развития являются:

- масса,

- длина тела,

- окружность головы,

- окружность груди.

Длина тела

Это наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме и в какой-то мере уровень его зрелости. У новорожденного ребенка – колеблется от 46 до 56см. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения.

В I квартале жизни ежемесячная прибавка длины тела составляет 3см

Во II квартале — 2,5см

В III квартале — 1,5см

В IV квартале — 1см.

Общая прибавка длины тела за 1-й год — 25см. За 2-й и 3-й годы жизни прибавки длины тела составляют соответственно по 12—13 и 7—8 см.

Длина тела у детей от 2 до 15 лет вычисляется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).

Длина тела детей в 8 лет равна 130см, на каждый недостающий год от 130 см отнимается 7см, на каждый превышающий год прибавляется 5см.

 
 


- 7см/год 130см +5см/год

 
 


Лет

Масса тела

Масса тела в отличие от длины является более лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин экзо- и эндогенного характера. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки.

Масса тела новорожденного составляет в среднем около 3,5кг. Новорожденные массой 2500г и меньше считаются недоношенными или родившимися с внутриутробной гипотрофией. Дети, родившиеся с массой тела 4000г и более, рассматриваются как крупные.

В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который в норме составляет 60—80. Если его величина ниже 60 — это свидетельствует в пользу врожденной гипотрофии, а если выше 80 — врожденной паратрофии.

После рождения в течение 4-5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическая убыль массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального уровня. Снижение массы тела более чем на 300г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.

Скорость нарастания массы тела детей после года значительно замедляется. Масса тела у детей старше года определяется по формулам, предложенным

И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).
Масса тела ребенка в 5 лет равна 19кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2кг, на каждый последующий год прибавляется 3кг.

 

-2кг 19кг +3кг


5 лет

 

Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные таблицы по длине тела внутри возрастно-половых групп.

 

 

Окружность головы

Окружность головы при рождении в среднем составляет 34 - 36см.

В дальнейшем она особенно интенсивно увеличивается в первый год жизни, составляя к году 46 - 47см.

Первые 3 месяца окружность головы увеличивается на 2см – ежемесячно,

с 3 до 6 месяцев - 1см,

с 6 до 12 месяцев - 0,5см.

К 6 годам окружность головы увеличивается до 50,5 - 51см, к 14 - 15 годам – до 53 - 56см.

У мальчиков величина ее несколько больше, чем у девочек.
Величина окружности головы определяется по формулам И. М. Воронцова,

А. В. Мазурина (1985).

1. Дети первого года жизни: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43см, на каждый недостающий месяц из 43 следует вычесть 1,5см, на каждый последующий прибавить 0,5см.

 

-1,5см /мес. 43см +0,5см/мес.

 
 

 


6 мес.

2. Дети от 2 до 15 лет: окружность головы в 5 лет равна 50см; на каждый недостающий год вычесть 1см, на каждый превышающий год прибавить 0,6см.

 

- 1см/год 50см +0,6см/год

 
 


5 лет

 

Контроль за изменением окружности головы детей первых трех лет жизни является важным компонентом сестринской деятельности при оценке физического развития ребенка. Изменения окружности головы отражают общие закономерности биологического развития ребенка, в частности церебральный тип роста, а также развитие ряда патологических состояний (микро- и гидроцефалии).

 

Окружность груди

Окружность груди при рождении в среднем составляет 32—35 см.

На первом году жизни она увеличивается ежемесячно на 1,2—1,3 см, составляя к году 47—48 см.

К 5 годам окружность груди увеличивается до 55см, к 10 годам - до 65см.

 

Окружность груди определяется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1985).

 


1. Дети 1-го года жизни: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45см, на каждый недостающий месяц из 45 следует вычесть 2см, на каждый последующий — прибавить 0,5см.

 

-2см/мес. 45см +0,5см/мес.

 
 


6 мес.


2. Дети от 2 до 15 лет: окружность груди в 10 лет равна 63см,

для детей до 10 лет используется формула 63—1,5 (10—п),

для детей старше 10 лет— 63 + 3см (п—10), где п — число лет ребенку.

 

Для более точной оценки величины окружности грудной клетки используются центильные таблицы, построенные на оценке окружности груди по длине тела внутри возрастно-половой группы.

Окружность груди — важный показатель, отражающий степень развития грудной клетки, мышечного аппарата, подкожного жирового слоя на груди, который взаимосвязан с функциональными показателями дыхательной системы.

 

Закаливание детей

Закаливание организма – целенаправленное увеличение резистентности или сопротивляемости организма к факторам окружающей среды, необходимое для снижения заболеваемости детей и, прежде всего инфекционными болезнями.

Закаливающие мероприятия разделяются на: общие и специальные.

Общие, неспецифические закаливающие мероприятия – проводятся на протяжении жизни ребенка и предусматривают:

Ø рациональное питание;

Ø ежедневные прогулки;

Ø сон на воздухе;

Ø правильный режим дня;

Ø рациональную одежду;

Ø воздушный, температурный режим помещения;

Ø регулярное проветривание помещения.

К специальным закаливающим мероприятиям относятся:

Ø строго дозированное воздействие УФО;

Ø гимнастика;

Ø массаж;

Ø воздушные и водные процедуры;

Ø плавание.

 

Правила закаливающих мероприятий (Г.Н.Сперанский):

 

1. Начинать и проводить только при полном здоровье ребенка.

2. Постепенное нарастание интенсивности.

3. Занятия должны быть систематическими.

4. Учитывать индивидуальность и возраст ребенка.

5. Начинать в любое время года, но предпочтительнее - теплое.

6. Проводят только при положительной эмоции ребенка.

7. Возобновлять занятия ребенка с разрешения врача с того уровня

воздействия, которые были в начале.

 

1. Общие, неспецифические закаливающие мероприятия:

 

1.1. Температурный режим – 0-6 мес.- не больше 22°С

6-12 мес. – 20-19 °С

больше года – 17-19 ° С

1.2. Проветривание – осенне-зимний период 4-5 раз по 10-15 мин

летом – более длительно.

Критерием прекращения проветривания является снижение температуры

на 2-3 ° С. Ночью окно лучше закрывать, т.к. резко снижается

температура.

 

1.3 Прогулки – начинают через 2 недели после выписки из роддома, в теплую, сухую погоду. Время прогулки – 15 минут, постепенно увеличивая на 5-15 мин., доведя до 2-2,5 часов – 2 -3 раза в день между кормлениями.

В холодное время – начинают через 3-4 недели после выписки.

Начинают с 10 минут в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже - 5 ° С, доводя до 1,5-2 часов 2 раза в день.

От 1 мес. до 3 мес. – не ниже -10° С;

От 3 мес. до 6 мес. – не ниже - 12° С

От 6 мес. до 1,5лет – не ниже - 15° С

Старше 1,5лет – не ниже - 15-16° С (продолжительность 2,5-3 часа).

 

1.4. Водные процедуры:

- гигиеническая ванна;

- подмывание, умывание, мытье рук, на ночь – ног.

- летом – играть с водой.

Кормления детей до года.

Витаминной коррекции

- правила искусственного вскармливания

- правила смешанного вскармливания

- основные принципы составления меню.

Выводы – 3 мин.

Оснащение:

Режим кормления детей.

1 – 2 мес. – 7 раз через 3 часа с 6 часовым ночным перерывом;

3 мес. – 6 раз через 3,5 часа;

С 4мес до 1 года – 5 раз через 4 часа.

Суточная потребность в молоке определяется:

§ Объемным методом – от 2 недель до 6 недель – 1/5 часть массы тела

от 6 недель до 4 месяцев – 1/6 часть массы тела

от 4месяцев до 6 месяцев – 1/7 часть массы тела

от 6 месяцев до 9 месяцев – 1/8 часть массы тела

от 9 месяцев до12 месяцев – 1/9 часть массы тела

Суточный объем питания на 1 году жизни не должен превышать 1 литра.

§ Калорийным методом –I четверть – 120 ккал/кг
II четверть – 115 ккал/кг
III четверть – 110 ккал/кг
IY четверть – 100 ккал/кг.

 

Литр – 700 ккал.

 

ВИДЫ ПРИКОРМ

 
 

 


I прикорм II прикормIII прикорм

Кефир

Мес. 5,5-6 мес. 8 мес.

Условия введения прикорма:

§ возраст 5-6 мес. и более, при нормальном развитии;

§ готовность ребенка к жевательным движениям;

§ прорезывание зубов;

§ уверенное сидение;

§ зрелость функции ЖКТ;

 

 

Правила введения прикорма:

§ вводится перед кормлением грудью;

§ вводится постепенно, малыми порциями (в течение 1-2 недель);

§ переход к другому виду прикорма, после того как ребенок привык к первому;

§ должно быть гомогенным.

 

 

Примерная схема естественного вскармливания детей 1 года жизни

Наименование продуктов Возраст, месяцы
1-3             10-12
Фруктовые соки, мл - 3-50 40-50 50-60       90-100
Фруктовое пюре, мл - 3-50 40-50 50-60       90-100
Творог, г - - - - -      
Желток, шт. - - - - 1/ 4 1/ 2 1/ 2 1/ 2
Овощное пюре, г - 10-150            
Молочная каша, г - - - 50-100 Рисов. Гречка. Гречка Овсян. Рисов.     манная

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.33 с.