Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-10-11 | 1367 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПМ. 01. Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
Часть 2. Здоровье детей
Учебное пособие по дисциплине «Здоровье детей» составлено с целью организовать учебно-образовательный процесс и систематизировать методический материал. Служит руководством для изучения дисциплины. Предназначено для преподавателей и студентов медицинских колледжей.
Пояснительная записка
Учебное пособие по дисциплине ««Здоровье детей» составлено с целью: организовать учебно-образовательный процесс, систематизировать методический материал и обеспечить методическим материалом студентов и преподавателей, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Пособие включает в себя:
§ сборник лекций;
§ сборник алгоритмов практических манипуляций;
§ справочные материалы (таблицы, основные формулы, основные термины и т.д.);
§ рецепты;
§ материалы для самостоятельной работы студентов;
§ «памятку для мамы»;
§ Перечень литературы и приказов МЗ РФ и МЗ РБ.
Учебное пособие составлено с учетом регионального компонента на основе знаний, умений, полученных при изучении дисциплин: генетика, анатомия и физиология, основы сестринского дела, основы латинского языка, гигиена, фармакологии, психологии. Подчеркнута роль сестринского процесса при планировании ухода за здоровым ребенком. С целью углубления, систематизации и закрепления теоретических знаний, практических умений, формирования самостоятельного мышления в пособие включены задания для самостоятельной работы студентов.
Сборник алгоритмов практических манипуляций обеспечивает единый подход к обучению и выполнению будущими специалистами перечисленных процедур.
|
Составленные задачи ориентируют студента на выявление сестринских проблем, учат ставить цели, планировать уход, оценивать свои действия.
Собранный справочный материал поможет студентам полнее изучить дисциплину, научит использовать его в своей будущей работе.
В целом, учебное пособие по дисциплине «Здоровье детей» способствует осуществлению единого подхода к обучению специалистов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1.Лекции по темам:
1.1.Периоды детского возраста. Группы здоровья. Период
внутриутробного развития. Доношенный новорожденный
и уход за ним. ……………………………………………………….. 5 – 13
1.2.Недоношенный ребенок, особенности ухода……………………… 14- 23
1.3.Период грудного возраста. Физическое и нервно-
психическое развитие ребенка. Закаливание……………………… 24- 37
1.4.Вскармливание детей до года: естественное, смешанное и
искусственное. Кормление детей старше года. …………………… 38- 46
1.5.Период молочных зубов. Препубертатный и пубертатный
периоды. ……………………………………………………………... 47- 50
2.Алгоритмы манипуляций по дисциплине «Здоровье детей»: ………. 51- 83
2.1. Дородовый патронаж.
2.2. Техника проведения первичного туалета новорожденного.
2.3. Техника проведения утреннего туалета новорожденного.
2.4. Техника обработки остатка пуповины и пупочной ранки
Новорожденного в роддоме и дома.
2.5. Первичный патронаж новорожденного.
2.6. Патронаж к детям до года.
2.7. Техника проведения гигиенической ванны новорожденному.
2.8. Техника проведения закрытого пеленания.
2.9. Техника проведения открытого пеленания.
2.10.Правила и техника кормления грудью
2.11.Техника проведения контрольного взвешивания
2.12.Техника обращения с кувезом.
2.13.Техника кормления недоношенного новорожденного.
2.14.Техника обработки бутылочек и сосок
2.15.Техника приготовления блюд прикорма и витаминной
|
коррекции
2.16.Техника проведения антропометрии.
2.17.Оценка нервно - психического развития и
вторичных половых признаков.
3.Справочные материалы …………………………………………………..84- 96
4.Самостоятельная работа студентов ………………………………………97-100
5.Тестовые задания по дисциплине «Здоровье детей» ………………..101-120
6.Список литературы ……………………………………………………….121
7.«Приложение для мамы» ………………………………………………….122-138
Сборник лекций.
Тема лекции: «Периоды детского возраста. Группы здоровья.
Период внутриутробного развития».
Вид занятия: лекция
Время занятия: 90 минут
Цель занятия:
Учебная – ознакомить с периодами детского возраста;
- дать понятие о группах и критериях здоровья;
- научить основным приемам ухода за новорожденным.
Понятиями.
План лекции:
Видеоматериалы
Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Она изучает анатомию, физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка с момента его рождения до подросткового возраста (14 лет 11 месяцев 31 день).
По определению ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия». Система комплексной оценки состояния здоровья детей основывается на 4-х базовых критериях
(приказ МЗ РФ от 30.12.03. №623 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»):
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний;
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
- к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психологическое развитие, не имеющие анатомических дефектов и функциональных отклонений;
- ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития; дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или
|
операций.
- к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями. Возможность обучения или труда ребенка не ограничена.
- к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями. Основное заболевание требует поддерживающей терапии. Возможность обучения или труда ребенка ограничена.
- к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма. Требуется постоянная терапия. Возможность обучения или труда ребенка значительно ограничена.
Критерии оценки группы здоровья:
1 критерий. Особенности онтогенеза:
1.1. Генеалогический анамнез (составление родословного дерева,
определение отягощенности анамнеза);
1.2. Акушерский анамнез;
1.3. Социальный анамнез.
2 критерий. Физическое развитие (по центильным таблицам).
3 критерий. Нервно – психическое развитие.
1 группа – соответствие всем параметрам;
2 группа – задержка развития на 1 эпикризный срок;
3 группа – задержка развития на 2 эпикризных срока;
4 группа – задержка развития на 3 эпикризных срока;
5 группа – задержка развития на 4 – 5 эпикризных сроков и более.
Различают IIIстепени отставания нервно - психического развития:
I степень – задержка развития по 1-2 показателям;
II степень – задержка развития по 3-4 показателям;
III степень – задержка развития по 5-7 показателям.
Периоды детского возраста.
1 период – период внутриутробного развития
2 период – период новорожденности или неонатальный:
2.1. ранний неонатальный (от рождения до 7 дней);
2.2. поздний неонатальный (от рождения до 28 дней)
3 период – период грудного возраста(1-12мес).
|
4 период – период молочных зубов
4.1. преддошкольный период – от 1 до 3 лет
4.2. дошкольный период – от 4 до 6 лет
5 период – период младшего школьного возраста (препубертатный период)
от 7 до 11 лет
6 период – период старшего школьного возраста (пубертатный период)
от12 до18 лет
Период новорожденности –
длится с момента рождения до 28 дней жизни. Происходит адаптация ребенка к окружающей среде. Перестраивается сердечно-сосудистая система, начинает функционировать дыхательная система. Плохо функционирует иммунная система, поэтому за ребенком необходим тщательный уход.
Доношенным считается новорожденный, родившийся функционально зрелым через 280 дней (38-40 недель) внутриутробного развития, имеющий массу более 2500,0г и длину тела более 45см.
Признаки доношенного новорожденного:
№ | Признаки | Доношенный новорожденный |
Масса тела | Более 2500,0г, в среднем 3400,0г – 3600,0г | |
Длина тела | Более 45см, в среднем 54 – 56см | |
Кожа | Нежно-розового цвета, бархатистая с небольшим количеством пушковых волос. Роговой слой – тонкий, эпидермис сочный, рыхлый, базальная мембрана недоразвита. Кровеносные сосуды широкие. Потовые железы сформированы, но функционируют с 3-4 мес., сальные железы функционируют с рождения. | |
Подкожно-жировой слой | Развит хорошо, особенно на лице (комочки Биша), животе, бедрах, руках. | |
Ушные раковины | Мягкие, сформированные, оттопыренные | |
Костная система | Имеет волокнистое строение, богата водой, бедна минеральными веществами. Череп – открыты швы, большой и малый роднички. ü Большой родничок – расположен между лобной и теменными костями, имеет ромбовидную форму, размеры 2 х2,5 см. Закрывается к 12 месяцев. ü Малый родничок – между затылочной и теменными костями, имеет треугольную форму, закрывается к 3 мес. Позвоночник – прямой. К 2 мес.- шейный лордоз, к 6 мес.- грудной кифоз, к 12 мес.- поясничный лордоз. Грудная клетка – цилиндрической формы, ребра расположены горизонтально до 6 мес. К 2 годам – физиологическое опускание ребер. Зубы – появляются в 6 месяцев. К 1 году - 8 зубов, в 2-3 года все 20 молочных зубов. | |
Мышечная система | Гипертонус мышц – сгибателей | |
Шея | Короткая | |
Конечности | Короткие | |
Ногти | Длинные, доходят до ногтевого валика | |
Пупочное кольцо | Расположено на середине расстояния между мечевидным отростком и симфизом. | |
Органы дыхания | Дыхание поверхностное, ритмичное, ЧД – 40-60 в минуту | |
ЧСС | Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС – 120-140 в минуту | |
Рефлексы новорожденного | Выражены все | |
Голос | Громкий | |
Половые органы | У девочек большие половые губы прикрывают малые; У мальчиков яички опущены в мошонку. |
|
Сразу после рождения и через 5 минут ребенок оценивается по шкале Апгар. Доношенный ребенок получает оценку 8 – 10 баллов.
Шкала Апгар
Признаки | Баллы | ||
Частота сердцебиений | отсутствует | менее 100 в мин. | более 100 в мин. |
Крик | отсутствует | нерегулярный | громкий |
Мышечный тонус | отсутствует | снижен | гипертонус мышц сгибателей |
Рефлексы (реакция на носовой катетер) | отсутствует | гримаса | кашель, чихание |
Цвет кожи | бледные или цианотичные | акроцианоз | розовые |
Профилактика вирусного гепатита В и туберкулёза.
В первые 12 часов жизни новорожденному проводится первая вакцинация против вирусного гепатита В.
Профилактика туберкулёза в России путём вакцинации новорожденных применяется с 1925 года. В первые годы вакцина вводилась с молоком матери через рот. С 1962 года введён внутрикожный, более эффективный метод иммунизации.
Вакцину вводят внутрикожно (0,1 мл) в верхнюю треть левого плеча с помощью туберкулинового шприца на 3-7 день жизни. Место вакцинации запрещается обрабатывать дезинфицирующими растворами, повязка не накладывается. Через 4-6 недель на месте введения появляется папула, везикула или пустула размером 5-10мм, которая рубцуется через 2 месяца.
К вакцинации допускается только специально обученный персонал. Перед проведением прививки врач осматривает ребёнка и делает запись в истории развития ребёнка. После введения вакцины сестра записывает дату введения и серию вакцины.
Выписка из роддома.
Выписка ребёнка и матери из роддома производится при отсутствии противопоказаний со стороны ребёнка и матери на 3-4 день. В соответствии с приказом МЗ РФ №345, медсестра в день выписки ребёнка передаёт сообщение в детскую поликлинику по месту жительства ребёнка.
Медсестра и врач детской поликлиники должны посетить новорожденного на дому в первые три дня (первичный патронаж к новорожденному).
Цель патронажа:
1.Осмотреть ребенка.
2. Осмотреть детский уголок, предметы ухода, кроватку.
3. Обучить основным моментам ухода за ребёнком.
4. Ознакомить мать с режимом для новорожденного ребёнка.
5. Разъяснить матери преимущества грудного вскармливания.
6. Познакомить мать с режимом и диетой кормящей женщины.
7. Предоставить маме следующую информацию:
- телефон детской поликлиники,
- Ф.И.О. участкового педиатра,
- график приема педиатра.
Тема лекции: Недоношенный ребенок и уход за ним.
Вид занятия: лекция
Время занятия: 90 минут
Цель занятия:
Учебная – ознакомить с признаками недоношенности;
- особенностям ухода за недоношенным новорожденным.
К детям.
План лекции:
Организационная часть
Причины недоношенности
Особенности ухода
Особенности развития
Выводы
Оснащение:
Видеоматериалы
К недоношенным относят детей, родившихся до истечения 37 нед беременности и имеющих массу тела менее 2500г и рост менее 45см. Антропометрические показатели могут быть отнесены к условным критериям недоношенности, так как многие доношенные дети рождаются с массой тела менее 2500г, в то же время недоношенный ребенок может иметь массу более 2500г.
Условно выделяют 4 степени недоношенности по массе тела:
I – 2001-2500г;
II – 1501-2000г;
III – 1001 -1500г;
IV – менее 1000г.
С 1974г. ВОЗ предложила считать жизнеспособными - детей, родившихся с массой тела более 500г при сроке беременности не менее 22 нед.
Наиболее часто преждевременные роды обусловлены:
§ заболеваниями матери (хроническая соматическая патология: заболевания почек, сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения; острые инфекционные заболевания; гинекологическая патология);
§ осложнениями беременности (особенно поздний токсикоз);
§ отягощением акушерского анамнеза: предшествующими абортами и выкидышами;
§ травмами (в том числе психическими) и интоксикацией (курение, алкоголь);
§ иммунологической несовместимостью в системе мать—плод (резус-конфликт и групповой конфликт);
§ слишком юный (до 18 лет) и пожилой (старше 30 лет) возраст матери; влияние возраста и состояние здоровья отца менее выражено.
Со стороны плода: генетические заболевания (в том числе хромосомная патология) и внутриутробные инфекции.
В последние годы особое значение приобрели социально-экономические причины недонашивания (производственные вредности, внебрачные роды, ухудшение экологической обстановки, «сексуальная революция», скрытое голодание женщин вследствие обнищания населения и т. д.).
ОСОБЕННОСТИ ВСКАРМЛИВАНИЯ
При определении способа кормления и назначении его объема и состава необходимо учитывать индивидуальные особенности незрелого ребенка, сниженную толерантность к пище и повышенную потребность в энергетических субстратах. Энтеральное вскармливание при отсутствии противопоказаний начинают обычно через 2—6 ч после рождения (сцеженное грудное молоко матери; более зрелых условно здоровых недоношенных можно приложить к груди).
Крайне незрелые и находящиеся в тяжелом состоянии дети обычно в первые 24 - 48 ч жизни получают только парентеральное питание. Оптимальная пища для недоношенного ребенка - грудное молоко. При отсутствии молока у матери используют пастеризованное донорское грудное молоко (нагревают до 68—70°С в течение 30 мин). Поэтому в крупных клиниках создаются банки грудного молока.
Недоношенных детей с достаточно сформированным сосательным рефлексом, без тяжелой патологии обычно вскармливают из бутылочки в течение 1—2 нед (иногда чередуют прикладывания к груди и сосание из бутылочки); незрелым и тяжелобольным детям молоко вводят через назогастральный зонд иногда до конца 1-го — начала 2-го месяца жизни. По мере улучшения общего состояния часть кормлений через зонд заменяют кормлением из соски. Прикладывание к груди недоношенного ребенка осуществляют по индивидуальным показаниям, при активном сосании и массе тела 1800-2000г.
Частоту кормлений также подбирают индивидуально. Для детей, вскармливаемых через зонд, возможны 2 варианта кормления: дробное порционное (7 или 10 раз в сутки, с 6-часовым ночным перерывом) или пролонгированное введение молока с помощью шприцевых насосов (введение порции молока в течение 2—3 ч, обычно 5—6 раз в сутки с небольшими перерывами). Последний способ вскармливания особенно показан детям с синдромом срыгивания, с явлениями частичного пареза кишечника или с дыхательной недостаточностью, а также при необходимости увеличения калорийности пищи маловесным детям.
В связи с тем, что в первые дни после рождения емкость желудка у недоношенных детей мала, объем одного кормления в 1-е сутки составляет 5 - 10 мл, на 2-е – 10-15 мл, на 3-й – 15-20 мл.
Недоношенный ребенок нуждается в достаточном количестве жидкости. В качестве питья используют смесь раствора Рингера с 5 % раствором глюкозы (1:1). Общий суточный объем жидкости (87,5 % от объема молока + питье + внутривенные инфузии) к концу 1 -и недели составляет 70—80 мл/кг для детей с массой тела менее 1500 г и 80—100 мл/кг для более зрелых детей; в возрасте 10 дней — 125—130 мл/кг, к 15-му дню — 160 мл/кг, к 20-му — 180 мл/кг, к концу 1-го и на 2-м месяце — 200 мл/ кг (возможны варианты).
При отсутствии материнского или донорского молока для питания недоношенных детей уже со 2-й недели жизни можно применять специально адаптированные молочные смеси, которые имеют более высокую энергетическую ценность (81 ккал в 100 мл) и более высокое содержание белка, что важно для питания незрелых детей. Это отечественная смесь «Но-волакт-ММ», импортные смеси «Препилти», «Претутелли», «Премалак», «Ненатал». Помимо пресных смесей, используется ацидофильная смесь «Малютка», после 2мес. - кефир.
Начиная с 3—4-й недели, недоношенному ребенку дают свежие фруктовые соки (обычно яблочный или гранатовый); с 2,5 -3 мес. — тертое яблоко и желток (при отсутствии противопоказаний). Возраст и порядок введения прикорма определяют индивидуально.
Вид занятия: лекция
Время занятия: 90 минут
Цель занятия:
Учебная – ознакомить с АФО нервной системы;
- особенностям физического и нервно-психического развития.
Психического развития.
План лекции:
Окружности грудной клетки
- закаливание
Выводы - 3 мин
Оснащение:
Видеоматериалы
Период грудного возраста – длится с 1 мес. до 1 года.
Это период бурного роста и развития организма. За 1 год ребенок вырастает на 25см, а масса увеличивается в 3 раза.
Ø Кожа легко ранима и требует еще тщательного ухода. Потовые железы начинают функционировать с 3-4 мес., улучшается терморегуляция.
Ø Начинается постепенное откладывание солей кальция, фосфора в костях. Кости более твердые, появляются точки окостенения.
Ø Первые зубы появляются в 6 мес., к 1году – 8 зубов
(количество зубов = n – 4).
Ø Мышцы становятся более сильными, выносливыми.
Ø Дыхательная мускулатура более развита, грудная клетка активно участвует в дыхании. Дыхание становится реже – до 30-35 в минуту и становится глубже.
Ø ССС – вес сердца увеличивается. ЧСС уменьшается, повышается АД.
Ø Нервная система обеспечивает приспособление организма к условиям внешней среды и регулирует все функции организма.
АФО нервной системы
Закладка нервной системы – на 1 неделе внутриутробного развития. На 5 неделе образуются отделы мозга (продолговатый, конечный). Развитие идет неравномерно, более активно развивается спинной мозг, поэтому он хорошо развит при рождении.
Борозды и извилины головного мозга развиты слабо. Нервные клетки незрелые. В течение 5 лет борозды и извилины становятся глубже, длиннее.
Развитие нервной системы на 1 году жизни происходит очень быстро. Развиваются органы чувств, движения становятся более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, развивается речь.
Органы чувств:
1. Обоняние – различает резкие запахи;
2. Осязание – развито хорошо;
3. Вкус – развит хорошо, различает горькие и сладкие лекарства,
охотно пьет сладкие смеси;
4. Слух - 1 мес. - вздрагивает при резком звуке
3 мес. - поворачивает голову на звук
5 мес. - различает тон, с которым к нему обращается
9 мес. - знает свое имя;
5. Зрение – 2-3 нед – физиологическая светобоязнь
2 мес. – следит за яркими игрушками
3 мес. - фиксирует взгляд и следит за движением
6 мес. - узнает мать, различает цвета
2-3 года – называет цвета.
Важными показателями нервно-психического развития являются:
Ø Речь
3 мес. – гулит;
6-7 мес. – лепечет;
7-8 мес. – на вопрос «где?» находит предметы
1 год – произносит 8-10 слов
2-3 года – словарный запас до 200 слов, строит простые предложения.
Ø Двигательная активность
1-2 мес.– держит голову;
5 мес. – переворачивается со спины на живот;
6 мес. – переворачивается с живота на спину;
7 мес. – ползает;
9 мес. – стоит;
12 мес. – ходит.
Ø Навыки
5 мес. – берет игрушки;
6 мес. – берет пищу губами с ложки;
7 мес. – пьет из чашки;
8 мес. – поддерживает руками чашку;
12 мес. – сам берет и пьет из чашки.
Физическое развитие
Основными показателями физического развития являются:
- масса,
- длина тела,
- окружность головы,
- окружность груди.
Длина тела
Это наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме и в какой-то мере уровень его зрелости. У новорожденного ребенка – колеблется от 46 до 56см. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения.
В I квартале жизни ежемесячная прибавка длины тела составляет 3см
Во II квартале — 2,5см
В III квартале — 1,5см
В IV квартале — 1см.
Общая прибавка длины тела за 1-й год — 25см. За 2-й и 3-й годы жизни прибавки длины тела составляют соответственно по 12—13 и 7—8 см.
Длина тела у детей от 2 до 15 лет вычисляется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).
Длина тела детей в 8 лет равна 130см, на каждый недостающий год от 130 см отнимается 7см, на каждый превышающий год прибавляется 5см.
- 7см/год 130см +5см/год
Лет
Масса тела
Масса тела в отличие от длины является более лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин экзо- и эндогенного характера. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки.
Масса тела новорожденного составляет в среднем около 3,5кг. Новорожденные массой 2500г и меньше считаются недоношенными или родившимися с внутриутробной гипотрофией. Дети, родившиеся с массой тела 4000г и более, рассматриваются как крупные.
В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который в норме составляет 60—80. Если его величина ниже 60 — это свидетельствует в пользу врожденной гипотрофии, а если выше 80 — врожденной паратрофии.
После рождения в течение 4-5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическая убыль массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального уровня. Снижение массы тела более чем на 300г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.
Скорость нарастания массы тела детей после года значительно замедляется. Масса тела у детей старше года определяется по формулам, предложенным
И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).
Масса тела ребенка в 5 лет равна 19кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2кг, на каждый последующий год прибавляется 3кг.
-2кг 19кг +3кг
5 лет
Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные таблицы по длине тела внутри возрастно-половых групп.
Окружность головы
Окружность головы при рождении в среднем составляет 34 - 36см.
В дальнейшем она особенно интенсивно увеличивается в первый год жизни, составляя к году 46 - 47см.
Первые 3 месяца окружность головы увеличивается на 2см – ежемесячно,
с 3 до 6 месяцев - 1см,
с 6 до 12 месяцев - 0,5см.
К 6 годам окружность головы увеличивается до 50,5 - 51см, к 14 - 15 годам – до 53 - 56см.
У мальчиков величина ее несколько больше, чем у девочек.
Величина окружности головы определяется по формулам И. М. Воронцова,
А. В. Мазурина (1985).
1. Дети первого года жизни: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43см, на каждый недостающий месяц из 43 следует вычесть 1,5см, на каждый последующий прибавить 0,5см.
-1,5см /мес. 43см +0,5см/мес.
6 мес.
2. Дети от 2 до 15 лет: окружность головы в 5 лет равна 50см; на каждый недостающий год вычесть 1см, на каждый превышающий год прибавить 0,6см.
- 1см/год 50см +0,6см/год
5 лет
Контроль за изменением окружности головы детей первых трех лет жизни является важным компонентом сестринской деятельности при оценке физического развития ребенка. Изменения окружности головы отражают общие закономерности биологического развития ребенка, в частности церебральный тип роста, а также развитие ряда патологических состояний (микро- и гидроцефалии).
Окружность груди
Окружность груди при рождении в среднем составляет 32—35 см.
На первом году жизни она увеличивается ежемесячно на 1,2—1,3 см, составляя к году 47—48 см.
К 5 годам окружность груди увеличивается до 55см, к 10 годам - до 65см.
Окружность груди определяется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1985).
1. Дети 1-го года жизни: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45см, на каждый недостающий месяц из 45 следует вычесть 2см, на каждый последующий — прибавить 0,5см.
-2см/мес. 45см +0,5см/мес.
6 мес.
2. Дети от 2 до 15 лет: окружность груди в 10 лет равна 63см,
для детей до 10 лет используется формула 63—1,5 (10—п),
для детей старше 10 лет— 63 + 3см (п—10), где п — число лет ребенку.
Для более точной оценки величины окружности грудной клетки используются центильные таблицы, построенные на оценке окружности груди по длине тела внутри возрастно-половой группы.
Окружность груди — важный показатель, отражающий степень развития грудной клетки, мышечного аппарата, подкожного жирового слоя на груди, который взаимосвязан с функциональными показателями дыхательной системы.
Закаливание детей
Закаливание организма – целенаправленное увеличение резистентности или сопротивляемости организма к факторам окружающей среды, необходимое для снижения заболеваемости детей и, прежде всего инфекционными болезнями.
Закаливающие мероприятия разделяются на: общие и специальные.
Общие, неспецифические закаливающие мероприятия – проводятся на протяжении жизни ребенка и предусматривают:
Ø рациональное питание;
Ø ежедневные прогулки;
Ø сон на воздухе;
Ø правильный режим дня;
Ø рациональную одежду;
Ø воздушный, температурный режим помещения;
Ø регулярное проветривание помещения.
К специальным закаливающим мероприятиям относятся:
Ø строго дозированное воздействие УФО;
Ø гимнастика;
Ø массаж;
Ø воздушные и водные процедуры;
Ø плавание.
Правила закаливающих мероприятий (Г.Н.Сперанский):
1. Начинать и проводить только при полном здоровье ребенка.
2. Постепенное нарастание интенсивности.
3. Занятия должны быть систематическими.
4. Учитывать индивидуальность и возраст ребенка.
5. Начинать в любое время года, но предпочтительнее - теплое.
6. Проводят только при положительной эмоции ребенка.
7. Возобновлять занятия ребенка с разрешения врача с того уровня
воздействия, которые были в начале.
1. Общие, неспецифические закаливающие мероприятия:
1.1. Температурный режим – 0-6 мес.- не больше 22°С
6-12 мес. – 20-19 °С
больше года – 17-19 ° С
1.2. Проветривание – осенне-зимний период 4-5 раз по 10-15 мин
летом – более длительно.
Критерием прекращения проветривания является снижение температуры
на 2-3 ° С. Ночью окно лучше закрывать, т.к. резко снижается
температура.
1.3 Прогулки – начинают через 2 недели после выписки из роддома, в теплую, сухую погоду. Время прогулки – 15 минут, постепенно увеличивая на 5-15 мин., доведя до 2-2,5 часов – 2 -3 раза в день между кормлениями.
В холодное время – начинают через 3-4 недели после выписки.
Начинают с 10 минут в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже - 5 ° С, доводя до 1,5-2 часов 2 раза в день.
От 1 мес. до 3 мес. – не ниже -10° С;
От 3 мес. до 6 мес. – не ниже - 12° С
От 6 мес. до 1,5лет – не ниже - 15° С
Старше 1,5лет – не ниже - 15-16° С (продолжительность 2,5-3 часа).
1.4. Водные процедуры:
- гигиеническая ванна;
- подмывание, умывание, мытье рук, на ночь – ног.
- летом – играть с водой.
Кормления детей до года.
Витаминной коррекции
- правила искусственного вскармливания
- правила смешанного вскармливания
- основные принципы составления меню.
Выводы – 3 мин.
Оснащение:
Режим кормления детей.
1 – 2 мес. – 7 раз через 3 часа с 6 часовым ночным перерывом;
3 мес. – 6 раз через 3,5 часа;
С 4мес до 1 года – 5 раз через 4 часа.
Суточная потребность в молоке определяется:
§ Объемным методом – от 2 недель до 6 недель – 1/5 часть массы тела
от 6 недель до 4 месяцев – 1/6 часть массы тела
от 4месяцев до 6 месяцев – 1/7 часть массы тела
от 6 месяцев до 9 месяцев – 1/8 часть массы тела
от 9 месяцев до12 месяцев – 1/9 часть массы тела
Суточный объем питания на 1 году жизни не должен превышать 1 литра.
§ Калорийным методом –I четверть – 120 ккал/кг
II четверть – 115 ккал/кг
III четверть – 110 ккал/кг
IY четверть – 100 ккал/кг.
Литр – 700 ккал.
ВИДЫ ПРИКОРМ
I прикорм II прикормIII прикорм
Кефир
Мес. 5,5-6 мес. 8 мес.
Условия введения прикорма:
§ возраст 5-6 мес. и более, при нормальном развитии;
§ готовность ребенка к жевательным движениям;
§ прорезывание зубов;
§ уверенное сидение;
§ зрелость функции ЖКТ;
Правила введения прикорма:
§ вводится перед кормлением грудью;
§ вводится постепенно, малыми порциями (в течение 1-2 недель);
§ переход к другому виду прикорма, после того как ребенок привык к первому;
§ должно быть гомогенным.
Примерная схема естественного вскармливания детей 1 года жизни
Наименование продуктов | Возраст, месяцы | |||||||
1-3 | 10-12 | |||||||
Фруктовые соки, мл | - | 3-50 | 40-50 | 50-60 | 90-100 | |||
Фруктовое пюре, мл | - | 3-50 | 40-50 | 50-60 | 90-100 | |||
Творог, г | - | - | - | - | - | |||
Желток, шт. | - | - | - | - | 1/ 4 | 1/ 2 | 1/ 2 | 1/ 2 |
Овощное пюре, г | - | 10-150 | ||||||
Молочная каша, г | - | - | - | 50-100 Рисов. Гречка. | Гречка Овсян. Рисов. | манная | ||
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!