На тему: «Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

На тему: «Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя»

2017-10-11 557
На тему: «Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат

На тему: «Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя»

По курсу «Социальная педагогика»

Подготовила: Стригун Т.А.

Студентка 1 курса

Социальная работа

(заочная форма обучения)

Проверила: Немкович О.В.

Минск, 2009 год

Содержание

1. Структура социально-педагогической деятельности с

детьми, склонными к употреблению алкоголя стр. 3 - 5

2. Содер­жание социально-педагогической деятельности с

детьми, склонными к употреблению алкоголя стр. 6 - 8

3. Особенности социально-педагогической деятельности с

различными возрастными категориями детей, склонных

к употреблению алкоголя стр. 9 - 12

4. Литература стр. 13

 

Структура социально-педагогической деятельности

Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, име­ющего алкогольную психическую или физическую зависи­мость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружа­ющим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных фун­кций.

Первая функция деятельности социального педагога — диаг­ностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска при­общения детей к спиртному, — реализуется путем сбора инфор­мации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напит­ков; изучения и оценивания реальных особенностей его лично­сти; выявления информации о семье ребенка; изучения источ­ников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребен­ка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребен­ка людей. Также применяется стандартизированное интервью­ирование, наблюдение, изучение документации на семью и ре­бенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач соци­ально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профи­лактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция — прогностическая. Сущность ее заключа­ется в том, что на основе поставленного диагноза разрабатыва­ется конкретная социально-педагогическая программа деятель­ности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусмат­ривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья функция — образовательно-воспитательная, предус­матривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспи­таны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обес­печение целенаправленного педагогического влияния на пове­дение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагогии правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педаго­гическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция — организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности дей­ствий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени, досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция — коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множе­ственных контактов между ее участниками с целью обмена ин­формацией,

Седьмая функция — предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

— советника, информирующего семью о важности и возмож­ности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

— консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудо­вого, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, со­циальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

— защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у де­тей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспо­собленность (адаптация) личности, ее целостность, гармонич­ность, способность критически оценивать свои поступки, а так­же и действия окружающих, последовательность в деятельно­сти. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алко­голем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения дол­жны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потреб­ности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не заня­того времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в не­больших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнрав­ственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пья­ницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровер­гнуть мнение, что употребление алкоголя — это признак взрос­лости и возмужания.

 

Подростки

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачи­вают свое влияние на ребенка, и все большую значимость при­обретает общение со сверстниками, причем чем ниже соци­альный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и соверша­ет ради групповой нормы. /

Поэтому основной акцент работы социального педагога в этом возрасте — это работа с группой через следующие направления деятельности:

1) профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.

Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: прове­дение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрыва­ются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре, направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного раз­вития ребенка, обучения умения противостоять уговорам при­нять спиртное, навыкам общения в коллективе.

Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противо­стоять давлению сверстников.

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен инфор­мацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступа­ет в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа. Методы, которые запугивают детей, применять нецелесообразно;

2) организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно разви­вать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особен­но с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.;

3) антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твер­дых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности под­ростка, злоупотребляющего алкоголем.

Важно для социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего (это функция валеолога), сколько на вред его в социальном пла­не — в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром;

4) антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательной программой учащихся подросткового возраста социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Например, в курсе «Основы государства и права» можно преподавать следующий раздел: «Лишение родительских прав вследствие злоупотребления алкоголем» и др.; в курсе «История» могут быть такие темы, как «Спаивание колонизаторами отсталых народов с целью их порабощения» и др.; в курсе «Биологии» необходимо рассказывать о влиянии алкоголя на все системы организма и др.

Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека на его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни.

Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером трезвого образа жизни, отрицательного отноше­ния к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни;

5) посредническая деятельность социального педагога — под­ключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей районной поли­клиники, работников близлежащих предприятий, обществен­ности;

6) преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности многих навыков (счета, чтения, письма и др.).

Юношество

В отличие от подростков, у старшеклассников в возрасте 15-17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависи­мость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает формирование своего социального образа. Однако преобладает ранимость, неустойчивость; кроме того, возника­ющие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков.

Социальный педагог сосредоточивает свое внимание на индивидуальной работе со старшеклассниками, склонными к зло­употреблению алкоголя через:

1) проведение индивидуальных консультаций с целью устра­нения причин, негативно влияющих на жизнедеятельность ребенка;

2) социальное обучение личности, включающее формирова­ние представлений о риске, связанном с употреблением алко­гольных напитков. Социальный педагог через упражнения по­могает старшекласснику усвоить нормы социально-положи­тельного поведения. Социальному педагогу необходимо на­учить его освоить новые для него роли, что возможно путем поручения ребенку интересных для него функций внутри семьи и в школьном коллективе.

Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.

К основным относят: монологическое изложение научных данных, фактов и точки зрения педагога в процессе беседы (ин­дивидуальной, групповой, коллективной), лекции.

Вспомогательные методы: самостоятельная работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др.

Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, которые проводятся в разных микросредах — семье, школьном коллективе, компании подростка.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма детей — проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

 

Литература

1. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416.

2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., 1986. – 23.

 

Реферат

на тему: «Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя»


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.