История и методология юридической науки — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История и методология юридической науки

2017-10-11 348
История и методология юридической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История и методология юридической науки

 

 

Курс -1

Семестр - 1

Форма обучения - очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения – 2 года

Квалификация выпускника - магистр

Для набора 2016г.

 

 

Москва - 2015


 

Составитель: Сырых В.М., профессор, доктор юридических наук

«7» апреля 2015 г.

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 «Юриспруденция».

Программа обсуждена на заседании кафедры ТПГиСВ протокол № 9 «7» апреля 2015г.

 

 

Зав. кафедрой _________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

_______________ «__» ________ 2015г.

подпись

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом РГУП: протокол № ______ «__» ________ 2015г.

 

© Российский государственный университет правосудия, 2015

© Сырых В.М., 2015

 

Оглавление

1.Цели освоения дисциплины 4

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

(ООП) 5

3.Требования к результатам освоения дисциплины 6

4.Объем дисциплины и виды учебной работы 8

5. Содержание дисциплины 9

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 26

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 34

 


1.Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История и методология юридической науки» является формирование у магистрантов знаний основ истории и методологии юридической науки на современном уровне ее развития и навыков самостоятельного проведения правовых исследований, в том числе требуется:

– раскрыть особенности юридического научного познания как вида познавательной деятельности

дать знание основных этапов и закономерностей истории правовой науки как самостоятельного вида социально-значимой деятельности;

– раскрыть структуру (состав) юридической науки, дать понятие отрасли юридической науки и составляющих ее компонентов (предмета, объекта, метода и др.)

– дать представление о методологии научного исследования – описать его структуру, уровни, постановку проблемы, методы эмпирического и теоретического уровня;

– познакомить студента с современными методологическими концепциями в области методологии науки;

– способствовать формированию навыков использования частнонаучных методов юридического исследования.

 

2.Место дисциплины в структуре основной

образовательной программы (ООП)

 

2.1. Дисциплина «История и методология юридической науки» относится к профессиональному циклу ООП, базовой (обязательной) части. Представляет собой составную часть общей теории государства и права и выступает в качествефундаментальной научной и учебной дисциплины по отношению к отраслевым юридическим дисциплинам. Ее структура и содержание тесно связано с такими общими учебными дисциплинами, как «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Логика», «Политология», «Философия», «Философия права», «Социология права», «История политических и правовых учений», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран».

Приступающие к изучению учебного курса магистранты должны:

владеть:

• базовыми знаниями, полученными в изучения таких предметов, как «Теория государства и права», «Политология», «Логика», «Философия», «Философия права», «История государства и права зарубежных стран», "История государства и права России".

• знаниями закономерностей развития права и государства как необходимых компонентов истории человеческого общества;

• знаниями основных типов правопонимания;

· знаниями механизма правового регулирования, его основных компонентов и их связи между собой.

уметь:

• оперировать понятийным аппаратом общей теории права, выявлять связи между понятийными рядами правовых понятий и категорий;

• сопоставлять и объяснять политико-правовые события и явления в их логической последовательности;

• выделять общие связи и зависимости на отдельных этапах развития того или иного социального явления;

• использовать теоретические знания в практической деятельности в сфере правотворчества, правореализации и правоприменения.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания учебной дисциплины «История и методология юридической науки», будут использоваться в процессе изучения отраслевых юридических наук и подготовки магистерской диссертации.

Знание основ методологии научных исследований позволит создать прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, позволит сформировать навыки в сфере организации и проведения специальных правовых исследований в целях решения научных проблем и практических задач, в том числе:

Таблица 1

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
       
  способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2) способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);   компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).     Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, на направлению обучения в магистратуре. Имеет устойчивый интерес к изучению литературы по вопросам теории методологии научных исследований. Способен дать научно обоснованные оценки положениям и выводам, содержащимся в юридической литературе Владеет навыками применения методов толкования права, метода сравнительного изучения нормативных правовых актов, организации социально-правовых исследований, подготовки форм таких исследований и проведения массовых опросов. Владеет навыками использования законов, принципов и методов логики в правовых исследованиях. Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Ролевые игры Самостоятельное изучение юридической литературы по вопросам методологии научного познание, Реферирование основных положений изучаемых источников Подготовка контрольных работ, рефератов.  

« Магистрант в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:

1) ЗНАТЬ:

понятие и принципы методологии юридической науки;

методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания;

современные представления о научном познании;

юридическое познание как деятельность;

различные стили и образы (виды) научных исследований в области права и государства.

2) УМЕТЬ:

- давать научно обоснованную оценку современной государственно-правовой практики;

применять положения и выводы «Истории и методологии юридической науки в процессе изучения и оценки развития перспектив дальнейшего развития общества, государства и права;

уметь аргументировано обосновывать свою точку зрению и вести плодотворную полемику с взглядами, положениями, не соответствующими действительному положению дел.

3) ВЛАДЕТЬ:

навыками применения философских категорий и законов, всеобщих принципов научного познания в исследованиях государства и права.

навыками использования в правовых исследованиях законов, принципов и методов логики;

навыками применения методов толкования права, метода сравнительного изучения нормативных правовых актов, организации социально-правовых исследований, подготовки форм таких исследований и проведения массовых опросов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения Таблица 2

Вид учебной работы Трудоемкость
зач.ед. час. по семестрам
   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану        
Аудиторные занятия        
Лекции        
Семинары или Практические занятия        
Самостоятельная работа(СРС)        
Форма промежуточной аттестации     экзам.  

Заочная форма обучения Таблица 3

Вид учебной работы Трудоемкость
. Зач. ед. час. по семестрам
   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану        
Аудиторные занятия        
Лекции        
Семинары или Практические занятия        
Самостоятельная работа(СРС)        
Форма промежуточной аттестации       экзам.

ГВД

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану       -
Аудиторные занятия       -
Лекции       -
Семинары или Практические занятия       -
Самостоятельная работа(СРС)       -
Форма промежуточной аттестации     Экз. -

5. Содержание дисциплины

Программа учебного курса

Таблица 4

Тематический план

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
  Общая характеристика, понятие и состав юридической (правовой) науки   4 - очн.-   4 - заоч.   4-гвд 2-о     2-з   2-гвд 2- о     2- з   2-гвд    
  Научное юридическое знание как элемент правового сознания. Новизна научного юридического знания.   2 -очн.     2 – заоч 2-гвд. 1-о   1- з 1- о   1- з 2- гвд    
  Понятие, структура и виды правовых исследований. Исследовательские процедуры и их виды 4- очн. 4-заоч 4-гвд. 1- о   1- з   2-гвд 3- о   3- з   2-гвд    
  Анализ и конспектирование юридической литературы Особенности научного анализа нормативных правовых и правоприменительных актов. Описание и классификация     Юридические понятии и их дефиниции. Объяснение.     Аргументация и критика     Методика и техника изложения результатов научных исследований     1-очн.     1-очн.     2 –очн. 1-заоч. 2-очн. 2-заоч.     2-очн. 2-заоч.   2 –очн.   4-гвд     1- о     1- о   2- о   1- з   2- о.   2- з     2-о   2- з   1 – о     4-гвд    
  Магистерская диссертация как вид научных исследований   2-очн. 1- заоч. 2-гвд   1- о   1- з 2-гвд    
  ВСЕГО 20 – для очной ф.о. 16 – для заочной ф.о. 16-гвд 4- о     4- з   4-гвд 16- о     12- з   12-гвд    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах     14 - о   10- з 10-гвд    

 

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет - 80 %.

Самостоятельная работа

5.3.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

Таблица 5

№ темы Дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
6,7,8,9,14,15,16,17,18, 19 Самостоятельному изучению подлежат все вопросы указанных тем. 88 – для очн. 92 – для заочн. 92-гвд

5.4.2 Формы самостоятельной работы

Таблица 6

№ темы Дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
6,7,8,9,14,15,16,17,18, 19 Работа с учебной и научной литературой 42 – очн. 27 – заочн. 27-гвд    
1,2,3,4,5,10,11,12,13, 20 Подготовка к семинару: Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций. 46 – очн. 33 –заочн. 33-гвд
  Подготовка контрольной работы: Работа с учебной и научной литературой, написание контрольной работы 32 – заочн. 32-гвд
  Самостоятельная работа в сессию Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций.  
     
Итого:   88 –для очн. ф.о. 92 – для заоч. ф.о. 92 – для ГВД (заочн.)

 

Методические указания для студентов по освоению дисциплины

В процессе изучения курса «История и методология юридической науки» магистрант должен иметь глубокие знания по всем вопросам программы, а также обладать умениями, предусмотренными Федеральным государственным стандартом, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. № 1763 и настоящим Учебно-методическим комплексом.

Учебный курс имеет целью развить и конкретизировать знания и умения, полученных при изучении курсов «Теория государства и права», «Философия права», иных отраслей правовой науки. Поэтому успех в освоении программы данного курса во многом зависит от глубины знаний и устойчивости умений, полученных при изучении названных учебных дисциплин.

Логика изучения курса «История и методология юридической науки» характеризуется дедуктивным стилем изложения учебного материала, т.е. движением мысли от общих тем к особенным и конкретным, от изучения системы методов современных исследований предмета правовой науки в общем виде к овладению навыками отдельных исследовательских процедур. Завершается курс уяснением особенностей жанра основных видов научных исследований права и государства. Поскольку лекционные занятия на охватывают всех тем курса, то обучающимся необходимо внимательно следить за изложением лектором изучаемого материала, и конспектировать основные положения лекции. Конспект лекций облегчит процесс самостоятельного изучения обучающимися остальных тем курса, увидеть их взаимную связь и усвоить особенности применения в правовой науке ее отдельных специальных и частных методов.

Семинарские (практические) занятия призваны закрепить и углубить знания, полученные магистрантами в ходе лекции и самостоятельной работы. На семинарских занятиях обучающиеся должны демонстрировать глубокие знания курса как в процессе устного ответа отдельного вопроса, так при обсуждении ответов других участников семинара. При этом магистрант должен уметь свободно излагать любой вопрос темы, вынесенной на семинарское занятие, формулировать логически и эмпирически обоснованные выводы и положения, правильно использовать лексический аппарат курса, знать дефиниции его основных понятий и категорий.

В конечном итоге лекционные и семинарские занятия призваны создать достаточно прочный фундамент знаний и умений, позволяющих магистрантам успешно усвоить вопросы, изучаемые самостоятельно, а также подготовить контрольную работу на уровне требований, предъявляемых к работам подобного рода.

 

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы

Для магистрантов, занимающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа выступает основным путем углубленного усвоения материала настоящего курса. Поэтому весьма важно правильно организовать самостоятельную работу с учебной, учебно-методической и научной литературой, изучать тему курса в той последовательности, в какой они изложены в учебной программе и освещены в учебной литературе.

При самостоятельном изучении отдельной темы курса рекомендуется:

1. первоначально усвоить положения, выводы, изложенные в конспекте лекций;

2. ознакомиться с вопросами, составляющими содержание изучаемой темы, обратив первостепенное внимание последовательности их изложения в учебной программе. Целесообразно изучать вопросы в той последовательности, в какой они изложены в учебной программе;

3. внимательно прочесть главу ученика (учебного пособия), посвященную изучаемой теме курса. При этом следует решить как минимум семь задач: а) выявить и понять основные положения, выводы, изложенные автором в учебнике (учебном пособии); б) изучить аргументы, использованные автором в процессе обоснования основных положений, выводов темы; в) попытаться критически оценить аргументацию учебника, найти в ней логические противоречия, неполноту, недостаточную аргументированность и т.д.; г) попытаться самостоятельно усилить аргументацию основных положений, выводов темы; д) уяснить сущность понятий и категорий, отражающих особенности содержания изучаемой темы; е) понять ход рассуждений автора учебника (учебного пособия), почему он излагает вопросы так, а не иначе; ж) после изучения отдельных вопросов темы попытаться определить их связи между собой и другими темами курса;

4. Изучение темы должно завершиться глубоким знанием и пониманием ее вопросов, основных положений, выводов, понятий и категорий. Если какой-либо вопрос в учебной литературе изложен недостаточно последовательно, неполно либо сложно, то рекомендуется использовать другую учебный источник либо научную литературу или Интернет-ресурсы. Нельзя оставлять без уяснения содержания понятий и категорий, с которыми обучающийся сталкивается впервые, но дефиниций которых в учебнике не имеется. В этих целях необходимо использовать Интернет-ресурсы или специальные научные словари. Вопросы и понятия, оставшиеся неясными в процессе самостоятельной работы, следует уточнить в ходе индивидуальных или групповых консультаций.

Завершающим итогом самостоятельной работы магистранта (заочника) является самостоятельное написание контрольной работы объемом около 0,5 печатных листа (20.000 знаков) или 12-15 стр. текста через 1,5 интервала 14 размером шрифта. Тема работы выбирается самостоятельно из Примерной тематики контрольных работ, рекомендованных настоящим Учебно-методическим комплексом. При выборе темы следует учитывать степень ее сложности, интересы магистранта, наличие учебной и учебно-методической литературы.

Вопросы темы контрольной работы определяются магистрантом самостоятельно, они должны быть содержательно связаны между собой и в своей совокупности иметь единую тематику. Тема контрольной работы должна быть раскрыта полно, во всей совокупности составляющих его вопросов. Возникающие затруднения с планом следует разрешать в ходе индивидуальных консультаций с научным руководителем.

Совокупность источников, изучение которых необходимо для сбора материала по теме контрольной работы, может быть установлена из списка литературы, приведенного в конце Учебно-методического комплекса, а также по электронным каталогам Государственной национальной библиотеки или Российской государственной библиотеки. Полезный материл можно почерпнуть из журналов «Государство и право», «Журнал российского права», «Правоведение», «Российское правосудие» и др.

Изучение темы контрольной работы целесообразно начинать с повторения соответствующих глав учебника (учебного пособия). Затем можно перейти к изучению дополнительной литературы: монографическим работам или журнальным статьям. Благодаря дополнительной литературе представляется возможным получить знания о том, какие вопросы темы являются дискуссионными, каким образом предлагают их решать российские правоведы, какие причины обусловливают актуальность исследуемых вопросов и др. При изучении научных источников целесообразно делать выписки, основных положений, выводов, цитат. НЕ следует забывать сопровождать каждую выписку указанием источника, из которого она взята, его выходных данных (место и год издания) и страницы, на которой содержится соответствующее положение. Иначе при написании контрольной работы возникнут значительные затруднения со сносками на источник заимствованного положения или приведенной цитаты.

Курсовая работа должна быть изложена на листах формата А4, четырнадцатым размером шрифта, через полтора интервала. Объем цитат не должен превышать 20% общего объема контрольной работы. В конце работы следует привести список использованной литературы. Описание реквизитов научных работ приводится в том же порядке, что и при цитировании. Работа должна быть подписана ее автором на последней странице после списка использованной литературы.

Требования к оформлению титульного листа и иным параметрам контрольной работы, содержатся в специальном пособии, выдаваемым библиотекой Академии.

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций.

Таблица 7

№п.п. Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
  1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, 11,12,13,14,15, 16,17, 18,19, 20   Контрольная работа
  1,2,3,4,5,10,11,12,13, 20   Доклад, сообщение на семинаре

Примерная тематика контрольных работ

1. Состав отрасли правовой науки.

2. Закономерности функционирования и развития права – основа предмета правовой науки.

3. Комплексный характер предмета правовой науки.

4. Объект правовой науки: понятие и состав.

5. Соотношение правовой науки с экономическими, политологическими и иными социальными науками.

6. Значение правовой науки для политико-правовой практики, правотворчества, правореализации и правоприменения.

7. Формы эмпирических знаний правовой науки

8. Форм знаний теоретического уровня правовой науки

9. Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания

10. Философия как основание правовой науки.

11. Философское мировоззрение правоведов.

12. Философский метод как основа методологии правовой науки.

13. Общие философские (логические) методы научного познания.

14. Специальные методы, применяемые в познании социально-правовых явлений.

15. Частнонаучные методы познания права.

16. Общие принципы научного познания: объективность, всесторонность, системность, конкретно-исторический подход.

17. Понятие и виды отраслей правовой науки

18. Общие отрасли правовой науки

19. Отраслевые юридические науки

20. Отрасли правовой науки о деятельности органов суда, правоохранительных органов и учреждений юстиции

21. Комплексные отрасли правовой науки

22. Понятие и виды функций правовой науки

23. Познавательная функция правовой науки

24. Теоретико-методологическая функция правовой науки

25. Практическая функция правовой науки

26. Идеологическая функция правовой науки

27. Социально-культурологическая функция правовой науки

28. Правовая наука древней Греции и древнего Рима

29. Средневековая западноевропейская правовая наука

30. Западноевропейская правовая наука нового времени

31. Современная западноевропейская правовая наука.

32. Особенности становления российской правовой науки.

33. Структура правового исследования.

34. Виды правовых исследований.

35. Догматические (формально-юридические) исследования.

36. Сравнительно-правовые исследования.

37. Конкретные социально-правовые исследования.

38. Историко-правовые исследования.

39. Теоретико-правовые исследования. Прогностические исследования.

40. Целеполагание в правовом исследовании.

41. Эмпирическая стадия правового исследования.

42. Теоретическая стадия правового исследования.

43. Стадия изложения и опубликования результатов исследования

44. Новизна теоретических исследований

45. Новизна метатеоретических юридических исследований.

46. Новизна эмпирических юридических исследований.

47. Новизна прогностических юридических исследований

49.Превращенная форма научных юридических исследований.

50.Догматические исследования в правовой науке.

51.Понятие и виды сравнительно-правовых исследований.

52.Сравнительно-правовой метод.

53.Методы конкретных социальных правовых исследований.

54.Методы изучения социально-правовой реальности.

55.Методика подготовки программы конкретных социальных правовых исследований.

56.Методика подготовки форм конкретных социальных правовых исследований

57.Понятие и виды историко-правовых исследований..

58.Понятие и виды исторических источников законодательства.

59.Методология периодизации истории правовых явлений.

60. Объяснение исторических фактов.

61.Понятие и виды юридических прогнозов.

62.Методология организации и составления юридических прогнозов.

63. Понятие и виды научных юридических публикаций.

Доклады, сообщения готовятся по одному из вопросов, вынесенных на семинарское занятие

Промежуточный контроль

Промежуточный контроль проводится посредством экзамена в устной форме. Экзаменуемый должен ответить на два вопроса билета.

 

Компетенций

 

Профессиональные способности, знания, навыки и умения оцениваются в соответствии с требованиями ФГОС (таблица 8)

Таблица 8

Требования к результатам освоения дисциплины* Оценка
Наличие всех компетенций, предусмотренных ФГОС Отлично
Недостаточное освоение какой-либо одной из компетенций Хорошо
Недостаточное освоение двух и более компетенций Удовлетворительно
Отсутствие большей части компетенций, предусмотренных ФГОС Неудовлетворительно
   
   
   

 

 

Для студентов очной формы обучения о ценка знаний осуществляяется в баллах (Таблица 9)

Таблица 9

 

№ п/п Вид обучения Баллы
1. оценка качества работы студента в 1 семестре: активная работа на семинаре, выполнение контрольн. работы (для заочников) и др., до 40   до 26
  оценка посещаемости учебных занятий до 14
2. Экзамен до 60
3. Итого: до 100

Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов»

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Ресурсы сети Интернет

Институт государства и права Российской академии наук

www.igpan.ru/rus

Государственная публичная историческая библиотека России

www.shpl.ru

Научная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова

http://www.nbmgu.ru

Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета

http://www.lib.pu.ru

 

Ресурсы Российской правовой академии, доступные в библиотеке или в локальной сети

 

Основная литература

1. В.М. Сырых. История и методология юридической науки. М., 2012.

2. В.М. Сырых. Социология права. М., 2012.

3. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1,2. М., 2004.

4. С.С. Антюшин, Б.Н. Мальков, Н.В. Михалкин. История и философия науки. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998.

2. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М., 1983.

3. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

4. Атарщикова Е. Н. Герменевтика в праве: история и современность. СПб., 1998.

5. Баранов П.П. Курбатов В.И. Логика для юристов. Ростов-на-Дону. 2003.

6. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Международное право. Проблемы методологии. М., 1971.

7. Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб., 2001.

8. Бехруз Х. Сравнительное правоведение. М., 2008.

9. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

10. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. М., 2011.

11. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.

12. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 1973

13. Ветютнев Ю. Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4.

14. Видные ученые-юристы России (вторая половина ХХ в.) Под ред. В.М. Сырых. М., 2006.

15. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск. 1997.

16. Гальперин Г.Б., Королев А.И. Методологические и теоретические вопросы истории государства и права СССР. М.,1974.

17. Гарольд Дж. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

18. Голоскоков Л.В. Правовые доктрины: от древнего мира до информационной эпохи. М., 2003.

19. Гревцов Ю.И. Социология права. СПб., 2001.

20. Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избранные сочинения / Пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной. СПб., 2004.

21. Дедов Д. И. Юридический метод: научное эссе. М., 2008.

22. Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1989.

23. Диалектика познания. Под ред. А.С. Кармина. Л., 1988

24. Добриянов В. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. М., 1968.

25. Жоль К.К. Философия и социология права. М., 2005

26. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005

27. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.,

28. Ильин В.В. Философия и истории науки. М., 2005.

29. История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2006.

30. История и философия науки. Под ред. Н.В. Михалкина. М., 2007

31. История политических и правовых учений / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2006.

32. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста и В.А. Томсинова. М., 2009.

30. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Издательство Зерцало, 2000.

33. Караваев Г.Г. Особенности общественного познания и логика научного исследования. Л., 1964.

34. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права, Ростов-на-Дону, 2002.

35. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом познании. М., 1987.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб, 2002.

36. Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. СПб, 2007.

37. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

38. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права. Л., 1981.

39. Копнин П.В. Философские идеи В.И. Ленина и логика М., 1969

40. Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

41. Корнев В.Н. Проблемы теории государства и права в либеральной правовой мысли России конца XIX – начала XX вв. М.: Юрлитинформ, 2005.

42. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. 2010.

43. Косарев А.И. Высший закон в истории государства и права Очерки историософии) М., 2007.

44. Кравцов Н.А. Философия права Мишеля Вилле. Ростов-на-Дону. 2005.

45. Краевский В.В. Методология научного исследования. Вып. 17. СПб. 2001

46. Кудрявцев В.Н., В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин. Эффективность правовых норм. М., 1980.

47. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

48. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

49. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003

50. Леви Э. Введение в правовое мышление. М., 1995.

51. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2009.

52. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980

53. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

54. Лукич Р. Методология права. М., 1981.

55. Малешин Д.Я. Методология гражданского процессуального права. М., 2010.

56. Малинова И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.

57. Малинова. И. П. Юридическая герменевтика и правопонимание: Материалы к спецкурсу. Екатеринбург. 1999.

58. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999

59. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.

60. Материалистическая диалектика как философская наука. Л., 1976

61. Методологические проблемы советской юридической науки. Под ред. А.М. Васильева и др. М., 1980.

62. Методология советского правоведения. Под ред. Р.К. Русинова и др. Свердловск 1978

63. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Вып.1. Под ред. М. Н. Марченко. М., 2005.

64. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учеб. пос. М., 2005.

65. Михалкин Н.В. Генезис, философия и методология науки. М., 2007.

66. Михалкин Н.В. Михалкин А.Н. Философия права. М., 2011.

67. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания Л., 1972.

68. Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование права советского права. Казань, 1988.

69. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

70. Объяснение и понимание в научном познании. М., 1983.

71. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов-на-Дону, 2002.

72. Овчинников А.И. Правовое мышление: теоретико-методологический анализ. Ростов-на- Дону, 2003.

73. Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права. М., 1989.,

74. Петровский Н.А. Метод аналогии в теоретической юриспруденции. Брест., 2004 г.

75. Пископпель А. А. Научная концепция: структура, генезис. М., 1999.

76. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л., 1988

77. Понимание как логико-гносеологическая проблема. М., 1982.,

78. Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий. Ответственный редактор В.М. Сырых Т. 1-2. М., 2009, 2011.

79. Проблемы объяснения и понимания в научном познании. М., 1982.,

80. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.,

81. Рабочая книга социолога. Редколлегия: Г.В. Осипов и др. М., 1977.

82. Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982.

83. Риккер П. История и истина. СПб., 2002.

84. Рузавин Г. И. Философия науки: Учеб. пос. для студентов высш. учебных заведений. М., 2005.

85. Рузавин Г.П. Методы научного познания. М., 1974

86. Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск. 2006

87. Современные методы исследования в правоведении. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2007

88. Социология права. Под ред. В.М. Сырых. М., 2004

89. Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право.Л.,1973.

90. Сравнительное правоведение. Под ред. В.А. Туманова. М., 1978.

91. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003.

92. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандид


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.