Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-10-11 | 330 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ранние теории институциональных изменений. Основные источники институциональных изменений у Т. Веблена, Й. Шумпетера, Дж. Коммонса. Теория институциональных изменений Норта.
Классификации институциональных изменений. Централизованные/спонтанные институциональные изменения. Различные механизмы институциональных изменений: эволюция институтов, закрепление неформальных правил, импорт институтов. Издержки импорта институтов в различных условиях. Применение институционального анализа к изучению проблем переходных экономик.
Зависимость от прошлой траектории развития (проблема колеи). Институциональные ловушки. Институциональные проблемы переходного периода в России. Измерение социокультурных показателей. Роль культурных факторов в экономическом развитии. Влияние культуры на формальные институты.
Семинар «Механизмы институциональных изменений.
Итоги II раздела»
1.Зависимость от предыдущего пути развития и институциональные ловушки.
2. Тестирование по итогам II раздела.
Семинар «Институциональные объяснения траекторий развития: концепции порядков доступа Норта- Уоллиса-Уэбба Вайнгаста» -
учебная групповая дискуссия
Обсуждение доклада Д. Норта, Дж. Уоллиса, С. Уэбба, Б. Вайнгаста «В тени насилия: уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической деятельности» (см. Вопросы экономики. 2012. №3 или http://www.hse.ru/data/2012/03/21/1264833214/North-tip)
Вопросы для обсуждения:
- Почему наблюдается рост в отдельных обществах, где нет «правильных» институтов, и почему «правильные» институты не срабатывают в несозревших для них странах?
- Устранение насилия, как результат договоренностей между разными элитными группами, составляет суть состояния развивающихся обществ?
|
-Какие положения доклада актуальны для российской действительности?
Семинар «Институциональные объяснения траекторий развития: культурные факторы» – учебная групповая дискуссия
1. Роль культурных факторов в экономическом развитии. Влияние культуры на формальные институты.
2. Измерение социокультурных показателей.
3. Экономическое развитие России: влияние культурных факторов.
Задания для самостоятельной работы
1.Дать определение следующим терминам (понятиям): институциональные изменения, институциональные технологии, импорт институтов, дисфункции институтов, дискретные институциональные изменения, QWERTY-эффекты, «эффект колеи», институциональные ловушки, инклюзивная и экстрактивная институциональная среда, культурный капитал.
3. Подготовить научное сообщение по одной из тем: «Неэффективные технологические стандарты и причины их устойчивости», «Институциональные ловушки: примеры российской экономики», «Дисфункции институтов: примеры российской экономики».
4. Соотнесите понятия: культурный капитал, человеческий капитал, социальный капитал; «Институты имеют значение», «Культура имеет значение».
5. Реферирование научных статей по теме занятия («Журнал институциональных исследований», «Вопросы экономики» и др.).
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к семинарам
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Изучение данной темы следует начать с выявления причин и источников институциональных изменений. В этой связи особое внимание следует уделить неоинституциональному подходу к вопросам институциональной динамики, который соединяет подход Коммонса и Менгера. Затем изучите модель институциональных изменений Норта. Проработайте понятие траектории институциональных измененй: импорт (трансплантация) институтов, конструирование (выращивание). Уясните, что такое дисфункции институтов, а именно: атрофия и перерождение, активизация альтернативных институтов и отторжение, институциональный конфликт. Данные вопросы следует иллюстрировать конкретными примерами из практики реформ отдельных стран.
|
Центральной темой первого занятия является проблема институциональных ловушек – неэффективных устойчивых норм. Механизм институциональных ловушек предлагается изучать по работам В.М. Полтеровича (см. список литературы). По мнению В.М. Полтеровича, возникновение институциональных ловушек обусловлено совместным действием четырех универсальных механизмов: эффекта координации, эффекта обучения, эффекта сопряжения и культурной инерции. Подробно разберите данные понятия. Далее познакомьтесь с примерами институциональных ловушек и возможными путями выхода из них. Конечно, следует проработать и проблему QWERTY-эффектов.
Следующие два занятия посвящены институциональным объяснениям траекторий развития. Второе семинарское занятие предполагает обсуждение доклада Д. Норта, Дж. Уоллиса, С. Уэбба, Б. Вайнгаста «В тени насилия: уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической деятельности». В обязательном порядке следует ознакомиться с данной работой, прочитать одноименную статью в журнале «Вопросы экономики» (№3, 2012). Студенты должны уметь передать позицию авторов, аргументировано объяснять их цели, методы, которые они используют, полученные авторами результаты. Важно понимать доклад, уметь пересказать его близко к тексту. Каждый студент готовит по докладу 5 вопросов.
Заключительный семинар проходит в виде учебной дискуссии. Заранее студенты должны познакомиться со следующими работами: Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. М., 2002 (http://www.msps.su/files/2010/12/Wer_culture-matters1a.pdf); Аузан А.А. Культурный капитал как точка опоры новой экономической стратегии. Почетный доклад в НИУ-ВШЭ (http://opec.ru/data/2015/04/24/1234026638/АУЗАН 2.pdf). Также можно познакомиться с другими статьями А. Аузана, работой Д. Асемоглу, Дж. Робинсона «Почему нации проигрывают: источники власти, преуспевания и бедности». Первый и второй вопросы занятия предполагают обмен мнениями по теме: «Влияние культурных факторов на экономическое развитие». Надо познакомиться с определением культурного капитала, методиками по измерению культуры Инглхарта, Хофстеде, выяснить, что такое культурная инерция, каковы экономические последствия различий в культуре. Следующий блок проблем посвящен России. Как влияют культурные ценности россиян на экономическое развитие, что такое «русская ловушка» и «русский потенциал» (по Аузану), каковы каналы трансляции культурных норм. Очень важно аргументировано высказывать свою точку зрения.
|
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите источники институциональных изменений по Д. Норту.
2. Почему неэффективные технологические стандарты существуют длительное время?
3. Что Вам известно об измерении социокультурных показателей?
4. В чем заключается дисфункция трансплантированных институтов?
5. Каковы возможные пути выхода из институциональной ловушки?
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.
2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.
3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!