Вопрос 20. Особенности общения с больным и инвалидом в зависимости от заболевания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вопрос 20. Особенности общения с больным и инвалидом в зависимости от заболевания

2017-10-11 948
Вопрос 20. Особенности общения с больным и инвалидом в зависимости от заболевания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специалистам, работающим с больными и инвалидами, необходимо строить свое общение в зависимости от возраста, профессии, культурного уровня, характера, настроения, а также тяжести и особенностей заболевания. Безусловно, все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью.

Специалист должен знать, какой диагноз у пациента, план лечения и перспективы. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать.

И очень важно учитывать те психологические особенности, которые проявляются у больных с теми или иными заболеваниями. Ниже – примеры психологических особенностей больных с некоторыми заболеваниями:

При гипертонической болезни большинство больных в начальной стадии адекватно оценивают состояние своего здоровья, выполняют рекомендации врачей. Люди с тревожно-мнительным характером повышение артериального давления воспринимают как катастрофу. У них внимание фиксируется на болезненных ощущениях, круг интересов ограничивается болезнью. Некоторые больные игнорируют возможность тяжелых последствий при гипертонической болезни, отказываются от лечения, не оставляют вредные привычки.

При бронхиальной астме эмоциональное напряжение способствует возникновению приступов удушья, причем реакция при этом в значительной степени зависит от особенностей личности. Такие больные часто испытывают страх, связанный с ожиданием приступа. При хроническом течении бронхиальной астмы происходит изменение характера больных. При пневмониях в период повышения температуры у больных может нарушаться сознание.

При язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки больные нередко «уходят в болезнь», фиксируя внимание на неприятных ощущениях, испытывают страх перед болями. Падение веса тела, желудочные кровотечения, снижение трудоспособности вызывают тревогу за свою жизнь, появление чувства безысходности.

Психологические особенности больных, инфицированных СПИДом. Реакция людей на диагностику у них СПИДа – проявление психологического стресса со снижением настроения, идеями самообвинения, суицидальными мыслями и тенденциями. У больных возникает навязчивый страх смерти, представления о самом процессе умирания, некоторых волнует мысль о возможности заражения родственников бытовым путем. В дальнейшем может появиться симптом снижения интеллекта. Появляется тревога, раздражительность, беспокойство, снижается работоспособность. Они фиксированы на своем здоровье, читают много литературы об этом заболевании, ищут у себя его симптомы. Многие разрывают свои сексуальные связи. Некоторые же проявляют откровенные антисоциальные тенденции, стремясь к передаче вируса СПИДа другим людям.

Психологические особенности больных туберкулезом. Обнаружение туберкулеза, необходимость длительного стационарного лечения воспринимается некоторыми больными как трагедия, как катастрофа. У них развивается тревога, страх, что контакта с ними будут избегать близкие и сотрудники. Однако большинство больных правильно воспринимают факт болезни и необходимости лечения. Психологически больные туберкулезом характеризуются чувствительностью, сентиментальностью, эмоциональной лабильностью, истощаемостью. На этом фоне легко возникают ситуационно обусловленные аффективные проявления, истерические реакции. Врач должен учитывать эти особенности больных и адекватно расценивать возникающие конфликтные ситуации с окружающими и персоналом, как проявление болезни. В этих случаях необходимо назначать успокаивающие средства, а не делать замечания и выговоры больным. У некоторых больных на фоне астении появляются приподнятое настроение с говорливостью, двигательной активностью, которые быстро сменяются гневливостью, напряженностью или безразличием.

Психологические особенности больных с кожными заболеваниями. Кожа является органом, который человек демонстрирует окружающим, так же, как и фигуру. Она имеют большое психологическое значение. Психические реакции на поражение кожи включают в себя более широкий круг расстройств, обусловленных отрицательными эстетическими представлениями, брезгливостью со стороны окружающих, стыдом, чувством собственной неполноценности и неуверенностью в будущем со стороны больного. Больше всего искажает внешний вид больного псориаз, экзема, акне, рубцы после хронических гранулем и ожогов, коллоиды, гипертрихоз. Особенно в пубертатном периоде больные при этих заболеваниях впадают в депрессию, часто с объективной точки зрения не соответствующую характеру заболевания, например, при незаметных акне или при умеренном выпадении волос. Особую проблему представляет собой зуд при некоторых кожных заболеваниях, который может привести к раздражительности, бессоннице и депрессии. Часто больной проявит больше благодарности за устранение зуда, чем за устранение кожных проявлений заболевания.

Венерология – некоторые больные диссимулируют свои венерические или сексуальные расстройства с целью избежать расследования обстоятельств, при которых возникло заболевание. Они ищут запрещенные способы лечения; неуверенность в эффективности лечения может внушать опасения и напряженность в том, вылечились ли они от болезни и не появились ли осложнения. Результатом диссимулирования может быть заражение других лиц. Опытный венеролог уже по способу поведения, высказывания, отчасти по внешнему виду может установить, может ли он положиться на сведения больного и на его сотрудничество в лечении. В отличие от социально сомнительных лиц, ведущих себя вульгарно или подхалимно, лукаво и неискренне, некоторые случайно заразившиеся больные бывают робкими, страдают от стыда, мучаются угрызениями совести, чувством собственной неполноценности и нуждаются в ободрении и в определенном психотерапевтическом снижении значения болезни.

Психологические особенности больных акушерско-гинекологических клиник. При гинекологическом обследовании женщин необходимо помнить о чувстве стыдливости, которое они испытывают. В гинекологическую клинику часто поступают женщины для оперативного вмешательства, поэтому здесь нужно соблюдать те же рекомендации, что и в хирургических отделениях. Особого внимания заслуживают акушерские отделения. Врачу необходимо знать о переживаниях женщины, готовящейся стать матерью, особенно первородящей: беспокойство за исход беременности, страх перед родовыми болями, опасение за здоровье ребенка. Неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, повышенная ранимость, стыдливость рожениц требуют доброжелательности, приветливости, сердечности со стороны персонала.

Психологические особенности больных в клиниках хирургического профиля. Сосредоточение внимания хирургов на технике операции и её техническом обеспечении иногда приводит к недостаточной оценке психологического состояния пациентов. В ряде случаев создается холодная, безликая атмосфера, в которой больной не чувствует себя хорошо. Психические потрясения, переживаемые больным при этих обстоятельствах (под наркозом – отдан во власть врача), часто ведут к тому, что больной при разговоре с врачом перед операцией сообщает врачу часто о скрываемых им жизненных проблемах. Важным этапом является подготовка к операции. Хирургу необходимо проявить заинтересованность и приветливость, установить, что означает для жизни и будущего больного болезнь и операция, важно выслушать его опасения и желания. Некоторые больные боятся бессознательного состоянии вызванного наркозом и беспомощности при нем, испытывают страх, что не проснутся или задохнутся, что откроют свои тайны или будут «говорить бессмыслицы», будут выглядеть смешными. В начальной стадии наркоза больные отличаются повышенной восприимчивостью к выражениям персонала, которые им западают в память, но иногда воспринимаются ими иллюзорно и вспоминаются искаженно после пробуждения, так что может развиться психическая ятрогения, в которой персонал не будет виноват. Поэтому необходимо свести до минимума в этот период и в течение операции словесный контакт между медицинским персоналом. При пробуждении больные отличаются повышенной чувствительностью к сенсорным раздражителям, таким как шум, резкое освещение, обонятельные раздражители, которые могут вызывать тошноту и рвоту. Необходимо учитывать это при подготовке помещения, в котором будет находиться больной при пробуждении после наркоза. Операция является источником напряжения для больных т.к. она связана с ожиданием ее результата, иногда больных травмируют откладыванием и изменением срока операции. И хотя после операции больные в большинстве случаев не знают об ее последствиях, они испытывают чувство облегчении, что «это уже в прошлом», что они «вновь вернулись к жизни», «избежали смертельной опасности». Это может иметь благоприятное влияние на действие хирургического плацебо, особенно у больных с неоперабельными опухолями. Однако, и большинстве случаев чувство облегчении у таких больных бывает кратковременным и оно сменяется усилением симптомов, являющихся результатом как самой болезни, так и послеоперационного ослабления организма. Если болезнь развивается дальше в худшую сторону, больные неоправданно приписывают это операции: «Во всем виновата операция», «не надо было соглашаться на операцию».

Травматология: Лица, получившие травму при такой ситуации, которую они хотели бы скрыть от других, например, дети, которые подрались и боятся наказания, взрослые, вошедшие в конфликт с органами милиции, скрывают свою травму и тем самым избегают регистрации. Значительной психологической задачей медицинского персонала является привлечение больного, получившего травму, к активной реабилитации, ибо только в таком случае можно ожидать благоприятного результата.

Ортопедия: выраженные деформации тела оказывают влияние на развитие личности. Развивается чувство собственной неполноценности, иногда злоба, язвительность и враждебное предубеждение по отношению к здоровым. Отношение к ортопедическому дефекту часто бывает дисгармоничным: некоторые лица стараются скрыть свой дефект и избегают и таких видов деятельности, которые они могли бы делать и которые были бы им полезны, например, плавание. Другие лица, наоборот склоняются к гиперкомпенсации, пытаются сравняться со здоровыми лицами, и даже обогнать их в спорте, туризме или в танцах. Некоторые стараются извлечь из дефекта пользу, например, добиться установления пенсии. Иногда больные на основании своих представлений о «праве на здоровье» требуют сложных операций, от которых ждут исполнения нереальных требований.

Психологические особенности больных в стоматологии. Приход к зубному врачу часто является стрессом для больного, связанным со страхом ожидания, напряженностью и вегетативной дистонией, а стоматологическая терапия, несмотря на столь широкие сегодняшние возможности аналгезии, все еще воспринимается некоторыми пациентами как болезненная и даже агрессивная. Следует учесть также, что больные часто собираются к стоматологу с некоторым чувством вины, предполагая, что сами во многом виноваты в появлении своих страданий. Страх и чувство вины является, вероятно, важнейшими факторами, ведущими к пренебрежению регулярными контрольными осмотрами у врача. Инструментально обусловленные трудности вербальной коммуникации и физическая близость к врачу также вызывают чувство беззащитности и беспомощности. Этот страх может выражаться в разных реакциях, например, бегстве от лечения или откладывании консультации, агрессии, физическом сопротивлении, кусании. В стоматологии на первом месте стоит боль, которая обычно и приводит больного к врачу. При оказании помощи стоматолог обычно считается с тем, что чувствительность к боли различна в разных возрастных категориях; этому способствует также и рефракция пульпы, наступающая с возрастом. Но надо учитывать, что существуют, и индивидуальные различия в чувствительности к боли, вызванные либо врожденными, либо приобретенными причинами. Сверхчувствительных больных, у которых не удастся уменьшить боль обычными методами лечения, необходимо лечить постепенно, принимать их повторно и использовать все доступные средства для уменьшения болезненности. Если врач должен причинить боль, то он обязан действовать быстро, без колебаний, так как неуверенность замедляет манипуляцию, понижает ее качество и тем самым причиняет вред больному. Уместно показать больному, что врач понимает и в полной мере оценивает его боль, но не следует выражать больному чрезмерного сочувствия, когда врач, оказывающий помощь, собственно сам и причиняет эту боль.

Психологические особенности слепых. В детстве незрячих детей родители стараются излишне опекать, создавая для них щадящую обстановку, ограждают их от трудностей, сковывают их инициативу. Это приводит к развитию таких черт, как робость, нерешительность, плаксивость, склонность к фантазированию, уход от детского коллектива. Начало обучения в школе нередко сопровождается невротическими реакциями, настороженностью, обидчивостью, ранимостью, беспомощностью. У слепых формируются сверхценные идеи ущербности, они плохо чувствуют себя среди зрячих, вынужденное пребывание в таком коллективе вызывает аутические тенденции. С внезапно возникшей слепотой, например, после травмы, психически легче справляются молодые лица до 20-30 лет, чем лица среднего и пожилого возраста. Последние постоянно надеются на какую-то перемену, на какое-то новое научное открытие. Сложные психические проблемы возникают у супружеских пар, где слепота обоих супругов обусловлена генетически. Они касаются вопроса: иметь или не иметь детей, ожидания, что дети тоже будут слепыми, и всех дальнейших последствий этого, например, трудное воспитание детей слепых, помощь здоровых детей слепым родителям и вытекающая отсюда зависимость родителей от детей.

Психологические особенности тугоухих и глухих. Развивающаяся глухота вызывает болезненные переживания по поводу своей неполноценности, появляется раздражительность, обидчивость, затруднение в общении, недоверчивость, настороженность, подозрительность. Из-за затруднения контактов с окружающими могут развиться идеи отношения, больные думают, что окружающие их осуждают, смеются над ними. Лечение таких больных в соматических стационарах вызывает большие трудности. Больной старается вслушиваться в то, что говорят врачи и «слышит» что-то самое страшное о своей болезни. Тугоухие обычно скрывают свой недостаток от других больных и стесняются сказать в палате, что они чего-то недослышали. Врач должен проводить с тугоухими специальную беседу, чтобы рассеять их подозрения и опасения.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.