Вопрос 18. Понятие акцентуации личности. Связь акцентуаций с особенностями реагирования пациента на болезнь — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вопрос 18. Понятие акцентуации личности. Связь акцентуаций с особенностями реагирования пациента на болезнь

2017-10-11 677
Вопрос 18. Понятие акцентуации личности. Связь акцентуаций с особенностями реагирования пациента на болезнь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Акцентуация характера – дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность его черт. Из этого следует повышенная уязвимость личности в отношении определенных воздействий и затруднение адаптации в некоторых специфических ситуациях. Редко бывает изолированной. Часто встречаются сразу 2-3 формы акцентуации у субъекта. Акцентуация не накладывает отпечаток на всю личность, меняет лишь отдельные свойства, черты личности.

Виды акцентуаций и соответственное реагирование на болезнь:

1. Шизоидная акцентуация. Аутичные тенденции ухода от реальности в мистику, окультизм, эзотерику. Поведение странное, необычное. Ум – оригинальность, нестандартные аналогии, неожиданные умозаключения, парадоксальные. Недостаток эмпатии, сухость, черствость, безучастие, ошибочная оценка эмоциональных реакций окружающих, повышенная чувствительность и ранимость. Предпочитают узкий стабильный круг общения, уединение. Психологические проблемы в случае вторжения во внутренний мир; в случае силового принуждения к общению, занятию общественной деятельностью, болезненных насмешек над их необычными увлечениями – отчужденность, уход в себя, презрение к окружающим людям. Психологическая помощь направлена на социальную перцепцию: активный поиск партнеров по общению. Тип отношения к болезни – своеобразное изобретательство в лечении, будет искать альтернативные способы.

2. Паранойальная акцептуация. Избыточная фокусировка ригидность (упертость) мышления. Безальтернативное мышление, некоторый фанатизм, недоверчивость, злопамятность, ведут дневники, кто когда обидел, «кругом враги», уход в борьбу, ригидность аффектов. Чаще всего при фрустрирующих ситуациях, когда лечение не помогло, АФК быстро не помогло, следовательно травма, серьезные психологические проблемы, мысли, что лечили неправильно. Пишут жалобы, качают права. Психологическая помощь заключается в формировании объективных отношений к окружающим, формирование многоцветных оценок окружающего мира, усиление доверия к людям.

3. Психостеническая акцентуация (слабость психической деятельности). Ритуализация жизни. Введение ее в искусственные рамки. Излишний педантизм. Перфекционизм. Недостаточность волевых механизмов. Следовательно нерешительность, избыточная рефлексия (правильно сделал или неправильно). Склонность к затяжным колебаниям и сомнениям, необоснованная отмена принятых решений, недоверие к себе, сверхосторожность, сверхпредупредительность. Психологическая помощь направлена на формирование навыков спонтанного поведения, навыков быстрого переключения, тренировка волевых качеств, противостоять внешнему психологическому давлению. Обсессивно-компульсивные реакции мб в будущем (проверить все 10 раз, ритуалы при выходе из дома, навязчивые мысли). Требует психологических вмешательств.

4. Эксплазивный тип (взрывной). Агрессивный стиль преодоления препятствий и общения с окружающими. Волевой напор, сниженный самоконтроль. Поиск разрядки в экстремальных видах спорта, сотрудничество с трудом, жестокие, обидчивые, упрямые. Быстрота и безапелляционность принятия решений, незамедлительное исполнение решений. Легко выходят за рамки социальных норм, зависть, ревность. Стресс при непреодолимых препятствиях. Психологическая помощь: формирование навыков переключения, тренировка тормозных качеств: сдержанности и терпеливости.

5. Депрессивный тип. Сниженный фон настроения. Малая выраженность положительных эмоций. Серьезные, мрачные, малоразговорчивые, труднодоступные. Слабое стремление к установлению контактов. Может, но не хочет. Повышенное чувство вины, следовательно самонаказание, суицидальное в ряде случаев. Очень типичен ангедонизм – неспособность получать удовольствие. Сочетается с повышенным альтруизмом. Стресс в случае вынужденной активности (пр: вечеринки, праздники), в случае различных неудач и потерь. Психологические проблемы: затруднение в игровой, спонтанной деятельности, общении. Помощь: формирование навыков разгрузки, общения, общее растормаживание.

6. Гипертимная акцентуация. Систематически приподнятое настроение. Говорливость, возбудимость. Ситуативно-поверхностный, неустойчивый и малопродуктивный характер. Отзывчивы, легко дают обещания, легкомысленны к этим обещаниям. Склонны к гедонизму, поиску развлечений, делом заниматься не хочется. Аддикция (склонность к употреблению наркотиков). Импульсивное поведение.Стресс при необходимости подчиняться. Так как ограничение свободы, ущемление прав. Вызывает бурные протесты, пререкания. Неспособность доводить важные дела до конца.Психологическая помощь: формирование навыков последовательного поведения, тренировка внимания, осмыслить жизнь, стабилизировать самооценку. МБ гипоманиакальные реакции. Эйфорический тип отношения к болезни.

7. Астенический тип (отсутствие силы). Пониженная переносимость психических и физических нагрузок, утомляемость, высокая чувствительность к сенсорным стимулам. Повышенная впечатлительность, застенчивость, нетерпеливость, низкая выносливость. Склонность к недомоганию. Самолечение и самовыздоровление. Стресс на почве тягот, интенсивной физической работы, длительное ожидание, конфликты. Помощь: формирование навыков структурированности. Самодиагностика. Обучение форма релаксации. Повышение уверенности в себе.

8. Истероидная акцентуация. Преувеличенная эмоциональная экспрессия. Стремление производить впечатление, привлекать внимание. Склонны к преувеличению своих заслуг, преукрашиванию реальности. Диссоциация между внутренним и внешним. Деятельность ориентирована на внешний эффект. Небрежные, инфантильные. Плохо держат удар. Инфантильно-регрессивное поведение. Жизненные перемены переносятся хорошо. Эмоции, переживания неглубоки. Психологические проблемы недостаточно осознаются. Завышен эгоизм. Помощь: формирование навыков прямого и открытого поведения, наверстывание темпа психологического развития.

Характер. Особенности характера человека определяют своеобразие его поведения и отношения к окружающему и самому себе, в том числе к своему здоровью и болезни. Здесь ведущая роль принадлежит эмоционально-волевой и мотивационной сферам, обеспечивающим адаптацию. Одним из наиболее важных факторов ВКБ и формирования реакции на болезнь является способность субъекта к "защитной" психологической деятельности. Механизмы и формы "психологической защиты", запускаемой при столкновении с психотравмирующей ситуацией, в качестве которой в данном случае выступает болезнь, были изложены выше. При помощи механизмов "психологической защиты" больной человек "забывает", "вытесняет" из сознания события и факты, связанные с заболеванием, "рационализирует", преуменьшая значимость имеющихся нарушений, и т.д. Если его переживания, связанные с болезнью, не находят понимания и отклика у окружающих, может возникнуть "фиксация" на болезненном состоянии со стремлением доказать его актуальность окружающим ("бегство в болезнь").

Таким образом, полезное действие "психологической защиты", реализуемой на уровне подсознания, проявляется в снятии тревоги и душевного дискомфорта, устранении или сведении до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, связанных с болезнью. Вредное действие "психологической защиты" заключается в том, что благодаря ей достигается лишь относительное душевное равновесие и личностное благополучие, но при этом не решаются проблемы, связанные с состоянием здоровья, которые могут приобретать хронический характер, способствовать возникновению невротических расстройств, так как человек лишается возможности активно (сознательно) воздействовать на ситуацию, что "попустительствует" болезни.

Особенности характера имеют ведущее значение в формировании реакций индивида на болезнь. Адекватные формы реагирования типичны для лиц с гармоничным складом характера, синтонных, отличающихся общительностью.

Лицам с акцентуациями характера и психопатиями возбудимого типа, наряду со свойственной им экстравертированностью, способностью быстро схватывать суть происходящих явлений и событий, присущи вспыльчивость, взрывчатость, импульсивность. Для них характерна "психологическая защита" по типу "эмоционального отреагирования", проявляющаяся раздражительностью, озлобленностью и "вымещением" своих негативных эмоций, связанных с болезнью, иногда в виде прямой агрессии, на мнимых "обидчиков" (членов семьи, медицинский персонал, соседей по палате и др.) или аутоагрессией. При этом у них может присутствовать активность, направленная на преодоление заболевания и его последствий.

Для лиц с акцентуациями характера и психопатиями тормозимого типа (в частности, астеническими, тревожно-мнительными) с присущими им интравертированностью, сенситивностью, склонностью к самоанализу, характерны преимущественно пассивно-оборонительные защитные реакции по типу "отрицания", "бегства" или "интеллектуализации". Преувеличение тяжести болезни, ее значимости может у лиц данного склада не выходить за рамки психической нормы, но часто возникают фобические и тревожно-депрессивные переживания.

Лиц с неустойчивым типом акцентуаций и психопатиями отличает повышенная эмоциональность, лабильность, недостаточная зрелость установок и суждений. В структуре ВКБ у них более выражен чувственный уровень при относительной бедности когнитивного или оценочного. Поэтому для больных с данным типом характера типична непоследовательность поведения, связанная как с субъективной переоценкой тяжести и возможных последствий заболевания, так и с их недооценкой.

Для ригидного типа акцентуаций характера и психопатических личностей паранойяльного склада типичны косность, бескомпромиссность суждений и убеждений, обостренная "гиперсоциальность" (стремление во всем наводить порядок в соответствии со своими представлениями о нем), медлительность. В структуре ВКБ у них преобладают когнитивные или оценочные уровни. В переживаниях особое место занимает мотив утраты трудоспособности и потери социального статуса. Поэтому у одних больных может наблюдаться упорное "отрицание" болезни, а у других, напротив, – переоценка с формированием "рентных" установок.

У шизоидных психопатов, для которых характерны черты замкнутости, отгороженности, преобладание интеллектуальных интересов, в структуре ВКБ преобладают когнитивные моменты, что может приводить к формированию сверхценных идей, касающихся как понимания механизмов имеющегося заболевания, так и его лечения. В качестве "защитного" механизма у них может наблюдаться усиление аутизации, возможны неожиданные реакции, в том числе суицидальные тенденции.

У демонстративных акцентуированных личностей и истерических психопатов в структуре ВКБ преобладает чувственный уровень с выраженностью эмоционального компонента в виде так называемой эмоциональной логики. Механизмами защиты в одних случаях являются "вытеснение", "замещение", "отрицание" болезни, в других – механизм "фиксации" с "бегством в болезнь" и наличием "условной приятности и желательности" имеющихся расстройств.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.