Вопрос 1. Понятия «здоровье» и «болезнь». Психологические аспекты проблематики здоровья. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос 1. Понятия «здоровье» и «болезнь». Психологические аспекты проблематики здоровья.

2017-10-11 683
Вопрос 1. Понятия «здоровье» и «болезнь». Психологические аспекты проблематики здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 3. Необходимость знаний о психологии больного человека для специалиста по АФК

Формирование понятия о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, что необходимо для правильного подхода к лицам с ограниченными возможностями, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры.

Изучение специфики психологии поведения больного человека или инвалида; изучение проблемы кризиса личности и изменения системы отношений в условиях психосоматического страдания; освоение психологических особенностей профессионального общения с людьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья.

АФК – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

· осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

· способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

· компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

· способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

· потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

· осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

· желание улучшать свои личностные качества;

· стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры, может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Важная идея – единство организма как целостной системы. Болезнь – это целостная реакция организма и отрицательное влияние со стороны больного органа является одновременно мощным стимулом для повышения функциональной активности здоровых органов с целью нормализации нарушенных функций и ликвидации патологического процесса. Другими словами, весь организм, все органы и системы мобилизуются на борьбу за выздоровление. Если принято говорить, что организм болеет весь, то нельзя забывать, что он также весь борется с недугом, включая защитные реакции, активируя жизненные силы. Поэтому проблема адаптации и компенсации нарушенных функций – это прежде всего проблема работы организма как целостной системы.

Из вышесказанного следует, что специалисту по АФК необходимо знание психологии больного человека (его личностных особенностей, внутренней картины болезни и пр.), так как:

· организм рассматривается как целостная система. Так как специалист по АФК работает с человеком, то в любом случае работает и с психологической его стороной,

· важнейшей задачей специалиста по АФК является улучшение телесно-двигательных характеристик, что непосредственно связано с психологической реальностью человека (насколько человек умеет преодолевать сложности, насколько осознанно относится к здоровью, какие использует психологические защиты и пр. Все это может помогать или препятствовать выздоровлению/развитию тех или иных физических функций),

· важными задачами специалиста по АФК является гармонизация духовных сил, формирование осмысленного отношения к телесности, личностной реализации и пр. А это уже понимание человека и его психологической реальности.


Вопрос 6. Внутренняя картина болезни (ВКБ). Биопсихосоциальный подход в изучении ВКБ

Термин «внутренняя картина болезни» был предложен Р.А. Лурией. Внутренней картиной болезни он назвал «все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, её причинах, все то, что связано для больного с приходом его к врачу, – весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из всех сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм». Р. Лурия отталкивался от работ А. Гольдшейдера об «аутопластической картине болезни». Эти авторы пытались, с одной стороны, подчеркнуть субъективизм восприятия человеком своей болезни, ее опасности и последствий, а с другой – обратить внимание на то влияние, которое психологическое отношение к болезни оказывает на ее течение. Р.А. Лурия призывал к осторожности как в оценке жалоб больных, так и в обсуждении с пациентом его заболевания, поскольку неточное, окрашенное субъективными эмоциями восприятие слов врача может ухудшить состояние пациента и даже стать причиной психического расстройства. Внутренняя (аутопластическая) картина болезни противопоставляется аллоплластической картине расстройства, суммирующей ее объективные проявления, которые можно исследовать с помощью специальных медицинских методов и приборов.

Р.А. Лурия выделял два уровня ВКБ – сенситивный и интеллектуальный. К первому он относил ощущения и чувства, возникающие в связи с заболеванием. Ко второму – мысли и истолкования возникающих изменений, связанных с болезнью. При этом структура и психологические «наполнение» обоих уровней тесно связаны с особенностями личности больного. Сенситивный и интеллектуальный уровни ВКБ, согласно Р.А. Лурия, служат основанием для разработки представлений о двух основных блоках ВКБ – сенсорно-эмоциональном и логическом. Если формирование первого происходит под влиянием впечатлений и переживаний, вызванных проявлениями болезни, то формирование второго определяется и опосредуется теми концепциями, которые привлекаются личностью для описания и объяснения причин и механизмов развития заболевания, его прогноза и процесса лечения. При этом можно говорить как о реальной, так и о ложной концепции болезни в структуре ВКБ. Реальные модели болезни более или менее адекватно отражают имеющиеся проявления, причинные факторы и прогноз заболевания, а ложные модели предполагают неадекватное или неполное представление о них. Ложные модели могут быть связаны с проявлением защитных механизмов.

Термин ВКБ прочно вошел в отечественный медицинский лексикон как включающий в себя переживание, осознание, отношение к болезни, ее образное и словесное выражение больным, а также целостную концепцию болезни, формируемую пациентом, как грани единого целого. Хотя ВКБ часто рассматривается как негативный фактор, ответственный за возникновение дополнительных психогенных наслоений при психических и соматических заболеваниях, в действительности она может быть и весьма полезным регулятором поведения пациента, быть в определенной мере связанной с механизмами психологической защиты и копинг-стратегиями, проявляющимися в ситуации болезни и направленными на ее преодоление.

В основе понимания внутренней картины болезни лежит биопсихосоциальный подход. То есть на развитие, динамику и лечение любого заболевания оказывают влияние одновременно биологические, психологические и социальные факторы:

· биологические факторы (соматическая патология, инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы);

· социогенные (изменения роли больного в семье, референтной группе, изменение отношения окружающих к больному);

· aутoпсихологические (снижение самооценки, потеря жизненной перспективы, чувство неполноценности, беспокойство за свою судьбу и своих близких).

Эти факторы важно учитывать для понимания ВКБ человека.


Другая классификация

Отсутствие переработки содержания информации:

· отрицание

· вытеснение

Преобразование травмирующей информации:

· рационализация

· проекция

· идентификация

· реактивное образование

· компенсация

Механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения:

· механизм реализации действия

Механизмы манипулятивного типа:

· регрессия

Одним из самых существенных факторов, влияющих на отношение к болезни (внутренняя картина болезни) является угроза личности и связанная с этим тревога. На преодоление фрустрирующего влияния болезни и сложного комплекса тревожных переживаний направлены механизмы психологической защиты. Механизмы психологической защиты способны усугубить, смягчить или нейтрализовать личностные реакции на эмоционально значимые стимулы, к которым в высшей мере относится болезнь.

При болезни могут работать различные механизмы защиты. Часто – отрицание и компенсация. Компенсация проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.


Вопрос 1. Понятия «здоровье» и «болезнь». Психологические аспекты проблематики здоровья.

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Болезнь– это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Психологические аспекты проблематики здоровья (психологические факторы, влияющие на здоровье):

· Психологическая зрелость/инфантильность. Психологическая зрелость предполагает обретение независимости от человека, осуществляющего уход за ребенком на ранних этапах развития. В противном случае – инфантильное поведение. Например, при нервной анорексии данный механизм функционирует следующим образом. Самый ранний опыт любви сопряжен с деятельностью кормления ребенка матерью. Процесс питания, таким образом, приобретает символическую функцию получения любви. Нервная анорексия как заболевание, связанное с расстройством приема пищи, характеризующемся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса, в психологическом смысле является способом особой коммуникации с матерью. Послание, заложенное в симптоме, символически выражает потребность быть накормленным, т.е. получить любовь и заботу через самый ранний опыт отношений.

· Наличие/отсутствие ценностного компонента здоровья. Ценностный компонент здоровья предполагает наличие сложной, иерархически организованной системы мотивов. Центральную, организующую функцию выполняют социальные мотивы, связанные с деятельностью человека как активного члена общества, к которому он принадлежит. Например, при алкогольной зависимости дефицит ценностного компонента здоровья обуславливает формирование нового, патологического, мотива – мотива употребления спиртного, который перестраивает иерархию мотивов, приводя к утрате значимости социальных мотивов. В результате происходит исключение человека из социальной жизни, утрата работы, семьи, а, впоследствии, ослабление интересов и деградация личности. Однако гипертрофия ценностного компонента здоровья может обусловить зависимость от самого здорового образа жизни. Одним примером является повсеместное распространение культа телесной красоты как атрибута здоровья, определяющего частые посещения людей фитнес-клубов; другим примером выступает клиника ипохондрических расстройств, при которых любой физический дискомфорт может быть истолкован как проявление болезни, что связано с доминирующим местом ценности здоровья в иерархии других ценностей. В подобном случае также происходит сужение мотивационно-потребностной сферы, упрощение структуры мотивов, при котором вся жизнь человека становится подчиненной единственному мотиву – мотиву сохранения жизни.

· Способность/неспособность заботиться о себе. Как уже упоминалось, способность заботиться о себе является одним из атрибутов психологической зрелости и зависит от компетентности матери обеспечить ребенку трансляцию любви и эмоционального тепла, основанных на удовлетворенной потребности в безопасности. В этом смысле нездоровый образ жизни можно рассматривать как реализацию тенденций к самоуничтожению (растянутый во времени суицид). Например, отсутствие следования системе самоконтроля при сахарном диабете приводит к риску рецидивов состояний пониженного и повышенного сахара, не только угрожающих жизни, но и приводящих к отдаленным последствиям болезни (потеря зрения, ампутация нижних конечностей).

· Эффективность/неэффективность взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах развития. Эффективность взаимодействия матери и ребенка предполагает ее способность удовлетворить его потребности в безопасности, любви и заботе. Если мать сама не обладает достаточной психологической зрелостью, ребенок может выступать средством поддержания ее самоуважения. Подобная зависимость от собственного ребенка позволяет определить стиль ее отношения как условное принятие, при котором он любим в том случае, если соответствует ее ожиданиям. Подобное взаимодействие затрудняет формирование самоценности ребенка вне родительских ожиданий. Тогда болезнь, нездоровье может стать средством своеобразной коммуникации матери и ребенка, выполнения функцию выгоды, позволяющей обрести материнскую любовь и заботу.

· Адекватность/неадекватность семейных стереотипов как культурных первообразов здоровья и болезни. Семья – это социальный институт, участвующий в формировании личности человека. Каждый человек, рождаясь имеет генетически заданные способности, однако личностью он становится, пройдя социализацию. Первыми в процесс социализации включается семья. Через родителей ребенок учится социально опосредовать свои телесные и психические функции. Если родители соматически и психически здоровы, ведут здоровый образ жизни, то процесс социализации функций ребенка будет успешен. Однако если родители болеют, то ребенок может копировать как сами симптомы, так и способы реагирования на болезнь, усваивая семейные стереотипы здоровья и болезни. Поэтому медики часто сталкиваются с детьми, чьи симптомы схожи с заболеваниями их родных не только потому, что есть фактор наследственной слабости систем органов, но и потому, что дети подражают своим близким. Однако, если, несмотря на заболевания, родные демонстрируют направленность на здоровый образ жизни, желание справиться с болезненными ощущениями, то ребенок учится правильным способам сохранения и поддержания своего здоровья.

· Грамотность/психологическая некорректность системы информирования в области последствий нездорового образа жизни. При информировании отдаленных последствий нездорового образы жизни специалисты должны придерживаться рамок собственной профессиональной компетенции, а также учитывать индивидуальные особенности людей. Например, тревожному человеку не следует сообщать о реальных цифрах показателях его артериального давления. Подобное сообщение может увеличить данные показатели, в то время как указание на более низкие значения, вероятно, действительно приведет к снижению АД через несколько минут. Таким образом, информирование должно быть организовано психологически, с учетом специфики переработки информации конкретной личностью.

· Позитивный/конфликтный личностный смысл здоровья. Личностный смысл здоровья определяет его значение в контексте жизни конкретного человека. Нездоровый образ жизни с данной позиции можно понять как реализацию конфликтного личностного смысла здоровья: при наличии позитивного личностного смысла здоровья может иметь место альтернативный смысл отсутствия ЗОЖ. Например, ценность здоровья может вступать в конфликт с позитивным смыслом табакокурения как акта коммуникации в подростковой субкультуре. В данной социальной структуре курение может выступать как атрибут принадлежности к референтной группе. Данный пример также иллюстрирует, что наличие когнитивного компонента внутренней картины здоровья, т.е. знание о вредных последствиях курения не выступает реальным регулятором поведения, направленного на здоровый образ жизни. Ведущую роль в ЗОЖ играет личностный смысл здоровья в соотношении с альтернативными смыслами нездоровья.



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.