Превентивные меры и управление агрессией — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Превентивные меры и управление агрессией

2017-10-11 746
Превентивные меры и управление агрессией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значительная часть исследователей придерживается мнения, что агрессией можно управлять с помощью так называемого «негативного» метода — посредством элиминации факторов, способствующих ее проявлению. При этом вопрос: «как это сделать?» — остается открытым и не совсем реальным. Другая точка зрения — уверенность в том, что два метода (наказание и катарсис) необычайно эффективны для сокращения агрессивных проявлений. Грозящее наказание действительно может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор: а) не находится в состоянии крайнего озлобления; б) если наказание, которое он может ожидать, достаточно сурово; в) если вероятность применения такого наказания действительно высока; г) если выгода от совершения агрессивного действия не слишком высока. Осуществление катарсиса предполагает, что если человеку дать возможность «выпустить пары» в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и снизит вероятность проявления опасных форм агрессивного поведения. Однако действенность катарсиса не стоит переоценивать. Иногда агрессивность можно редуцировать с помощью демонстрации неагрессивного поведения. В критической ситуации следует проявить сдержанность и/или призывать других не поддаваться на провокацию., сюжеты юмористических материалов не должны иметь в своей основе враждебность и агрессивность. В противном случае влияние юмора как способа снятия агрессивности окажется абсолютно бессмысленным. Одной из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, является отсутствие у них базовых социальных умений: они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы «потушить, а не раздуть пламя гнева»; не точно могут проинформировать других о своих желаниях и расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями; часто манера самовыражаться по мягкости и деликатности напоминает «наждак»; при этом — безразличное отношение к эмоциональному состоянию других. Обучая этих людей социальным умениям, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии. Так, важным способом снижения агрессивности является умение не создавать себе проблем (тренинг социальных умений). 3Правонарушение считается антиобщественным в том случае, если человек, совершивший его, обладает всеми качествами социальной личности, вполне определенным состоянием психического здоровья, т. е. полностью отдает отчет в своих действиях и руководит ими. Поступки психически неполноценных людей, даже если они социально опасны, нельзя расценивать как антиобщественное поведение.В социально-правовом подходе все противоправные действия подразделяются на насильственные и ненасильственные (корыстные). А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное (преступное и аутоагрессивное поведение). В рамках клинических исследований систематика правонарушений основывается на трех осях (В.В. Ковалев): 1) социально-психологическая ось — антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное поведение; 2) клинико-психопатологическая ось — непатологические и патологические формы поведения; 3) личностно-динамическая ось — реакции, развитие, состояния личности. Большое внимание уделяется изучению проблем правонарушений у несовершеннолетних. Так, Н.И. Озерецкий в 1932 году предложил актуальную и сегодня типологию правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в зависимости от степени выраженности и характера деформации личности: случайные, привычные, стойкие и профессиональные. распространенность правонарушений. Изучение социально-психологических и психиатрических аспектов правонарушений постоянно находится в поле зрения специалистов различных направлений. Это обусловлено тем, что за последние 30 лет количество правонарушений в экономически развитых странах неуклонно растет. Так, в США число преступлений и других правонарушений в 1990-е годы по сравнению с 1967 годом увеличилось примерно в три раза. В странах СНГ, в том числе и в Республике Беларусь, состояние преступности и правонарушений, особенно детской и подростковой, представляет одну из острейших проблем общества. На рис. 2 представлены данные по состоянию преступности в различных странах мира (по данным информационного сервера Nationmaster на конец 2005 г.).3.6. Особенности делинквентных форм поведения Делинквентные формы поведения характеризуются рядом особенностей: 1. Это один их наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности (круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время).

2. Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами (законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами). 3. Признаются одной из наиболее опасных форм отклоняющегося поведения (несут угрозу основам социального устройства — общественному порядку). 4. Такое поведение активно осуждается и наказывается в любом обществе (регулируется специальными социальными институтами — судами, следственными органами). 5. Противоправное поведение — это, по своей сути, конфликт между личностью и общественными интересами. При рассмотрении факторов, определяющих формирование противоправных действий, обычно рассматривают совокупность внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Социальные факторы. Среди социальных условий, влияющих на формирование личности, в первую очередь следует выделить: а) малые социальные группы (семья, группа сверстников); б) школа; в) производственный коллектив. Согласно Р. Мертону, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство стремится любой ценой к доходу и успеху. Людям, «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно легальным путем достичь желаемых целей. Социальной причиной противоправного поведения конкретной личности может стать стигматизация (навешивание ярлыков обществом). Нередко по этой причине устойчивое антисоциальное поведение формируется по принципу порочного круга. Как правило, правонарушения строго оцениваются, часто несправедливо строго наказываются, что в свою очередь приводит к усилению делинквентности.Индивидуальные факторы. Совершение тех или иных противоправных деяний зависит от индивидуальных факторов. Среди индивидуальных особенностей следует остановиться на следующих. Половые различия. Противоправное поведение наиболее характерно для лиц мужского пола. Несмотря на рост женской преступности на современном этапе, ее относительные показатели составляют примерно 15 % от общего числа зарегистрированных случаев. Возрастной фактор. Возрастная динамика проявляется следующим образом:  возраст большинства преступников колеблется от 25 до 35 лет;  неуклонный рост преступлений от 14 до 29 лет;  максимум преступлений приходится на возраст 29 лет;  с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение;  после 40 лет преступления достаточно редки. Психопатология (в любом возрасте). Влияние психопатологии личности на формирование делинквентного поведения остается дискуссионным. Проблема соотношения психических отклонений и антиобщественного поведения является одной из самых сложных в психиатрии. При сочетании психического расстройства с определенными условиями можно ожидать возникновения патологического аффекта, который существенно снижает вменяемость человека (нарушается способность осознавать свои действия и контролировать их). Противоправная мотивация. По мнению ряда авторов, выраженную роль в становлении делинквентного поведения играет антисоциальная направленность личности. Речь идет о специфической мотивации, которая выступает непосредственной причиной противоправного поведения. Ведущие мотивы противоправных действий (В.В. Лунев): корыстно-алчный; насильственно-эгоистический;  анархо-индивидуалистический;  легкомысленно-безответственный;  трусливо-малодушный. Мотивация правонарушений у несовершеннолетних. Подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая.

Корыстные мотивы носят «детский» характер. Большинство правонарушений совершается из-за озорства, желания «развлечься», показать силу, ловкость, смелость, утвердить себя в глазах сверстников, жажды приключений, острых ощущений и т. п. Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков отличается более высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре мотивации — потребность в самоутверждении (через насилие, что наиболее типично для подростков). Нередко такая мотивация сочетается с жестокостью.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.