Особенности правового регулирования договора перевозки пассажиров и багажа. Права пассажира. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности правового регулирования договора перевозки пассажиров и багажа. Права пассажира.

2017-10-11 1697
Особенности правового регулирования договора перевозки пассажиров и багажа. Права пассажира. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данный договор свое общее урегулирование нашел в ст. 786 ГК. Также договорные отношения по пассажирской перевозке регулируются транспортными уставами и кодексами, законодательством о защите прав потребителей.

 

Итак, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Договор перевозки пассажира

- взаимный,

- возмездный,

- консенсуальный.

 

Договор перевозки багажа

- взаимный,

- возмездный,

- реальный.

Заключение договора удостоверяется билетом (проездным билетом), а перевозка багажа - багажной квитанцией (часть 1 п. 2 ст. 786 ГК).

Некоторые из прав пассажира.

1. Пассажир имеет право занять свое место в соответствии с билетом. Если место не предоставляется, то перевозчик обязан предоставить пассажиру место более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. При несогласии пассажира с заменой ему возвращается перевозчиком стоимость проезда.

2. Пассажир имеет, далее, право бесплатного провоза одного ребенка в возрасте до 5 лет, если он не занимает отдельное место (ст. 83 УЖТ, ст. 21 УАТ относительно междугородных маршрутов); на воздушном транспорте, однако, возраст бесплатно провозимого ребенка снижен до 2 лет, а в городских, пригородных автобусах и в маршрутных таксомоторах - возраст поднят до 7 лет (альт. 3 п. 2ст. 106 ВК, ст. 21 УАТ). Другие следующие с пассажиром дети провозятся по детским билетам с предоставлением отдельного места.

3. Пассажир имеет право бесплатного провоза ручной клади (например, не менее 10 кг на одного пассажира на воздушном судне: альт. 2 п. 2 ст. 106 ВК).

4. Пассажир имеет право сделать одну остановку в пути (например, на железнодорожном транспорте не более чем на 10 суток), предупредив о том перевозчика, с продлением срока годности билета на соответствующее время, а в случае болезни - на время болезни.

5. Пассажир имеет, далее, право изменить один раз в течение поездки маршрут, не изменяя места назначения, занять в пути следования свободное место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости проезда, выехать (вылететь) ранее срока, сделав на билете соответствующую отметку в кассе станции (вокзала).

6. Возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты (вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда

7. Пассажир имеет право отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. Возвращаемая пассажиру сумма пропорциональна времени, которое осталось до отправления.

8. Прибывший в пункт назначения багаж хранится бесплатно в течение суток, считая с 00 часов суток, следующих за днем прибытия. Багаж, не востребованный в течение 30 дней, подлежит реализации. Предъявитель багажной квитанции имеет право в течение 6-месячного срока получить вырученные от реализации багажа деньги за вычетом причитающихся перевозчику сумм. Перевозчик несет имущественную ответственность за сохранность принятого к перевозке багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли не по его вине. В отношении перевозок пассажиров и багажа также действует претензионный порядок урегулирования споров. Претензия при этом может предъявляться, по выбору пассажира, как к управлению перевозчика места назначения, так и отправления. Срок для предъявления претензий к перевозчику об уплате штрафов составляет 45 дней, во всех остальных случаях - 6 месяцев. О результатах рассмотрения претензии перевозчик обязан уведомить пассажира в течении 3 месяцев, при прямом смешанном сообщении - в течении 6 месяцев, об уплате штрафов - в течении 45 дней. Срок исковой давности после этого - 2месяца (иски перевозчиков к пассажирам - 6 месяцев).

 

Особенности:

• заключение договора является обязательным для каждого перевозчика, к которому обратился гражданин.

• заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (должны быть для всех одинаковыми), а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции. Элементы договора. Соотношение с обязательствами на оказание юридических и фактических услуг (возмездное оказание услуг, поручение и др.).

Expeditio (лат.) - отправление. Договор транспортной экспедиции нашел свое урегулирование в главе 41 (статьи 801 - 806) ГК. См. п.3 ст.801 ГК.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Данный Закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности: порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Другими законами и правовыми актами, формально регулирующими договорные отношения по транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы. Вместе с тем лишь в УЖТ содержится правило, посвященное транспортной экспедиции (ст. 120 -). В КВВТ, КТМ, ВК и УАТ нормы о транспортной экспедиции не предусмотрены.

Законом о транспортно-экспедиционной деятельности также предусмотрено, что правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством РФ. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются: перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требования к качеству экспедиционных услуг; порядок оказания экспедиционных услуг. Кроме того, продолжают действовать Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории РФ, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями, утв. МПС России и Минтрансом России письмом от 14 мая 1993 г. N С-405у/АК-7/ЦМ-180. Положения названных и других ведомственных нормативных актов о транспортной экспедиции могут быть изменены и дополнены в заключаемых договорах экспедиции. Постановление Минтруда РФ от 22 февраля 1999 г. N 3 «Об утверждении квалификационной характеристики должности "Транспортный экспедитор"».

Пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2000 г. N 49 "Обзор практики рассмотренияспоров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении".

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Признаки:

-консенсуальный(так как все совершаемые экспедитором юридич. и фактические действия осуществляются им во исполнение ранее достигнутого сторонами соглашения об их совершении)

-возмездный

-двусторонне-обязывающий

-публичный (обусловлено субъектным составом данного договорного правоотношения, одной из сторон которого всегда является ЮЛ или ИП, осуществляющий предпр деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг клиентам –ФЛАГ и ЮЛ для удовлетворения различных, как связанных, так и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, потребностей последних)

 

Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о предмете данного договора. Цена (размер вознаграждения экспедитора), срок и порядок оказания экспедиционных услуг существенными условиями не являются.

Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора по организации перевозочного процесса, т.е. непосредственно по перевозке груза и предоставлению услуг, связанных с перевозкой. (перечень которых не является исчерпывающим (неопределенность предмета как особенность))!

 

Стороны: клиент (любое лицо, обладающее необходимым для заключения указанного договора объемом дееспособности, в том числе и физическое лицо, потребность которого в экспедиторских услугах обусловлена личными, семейными, домашними или иными нуждами, не связанными с осуществлением им предпринимательской деятельности. Клиентом по договору транспортной экспедиции может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель (например, покупатель в договоре поставки))

Экспедитором может быть только коммерч организ или ИП. В качестве экспедитора по договору транспортной экспедиции могут выступать не только специализ экспедиторские компании, но и транспортные организации и другие перевозчики. В последнем случае экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице.

(Основные обязанности экспедитора:

• организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

• заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза (непосредственно с перевозчиками), обеспечить отправку и получение груза;

• другие обязанности

В качестве дополнительных-получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и оплата других расходов, возлагаемых на клиента, и т.д.

Стороны самостоятельно согласуют, какие именно услуги (все, большая часть или лишь некоторые) из приведенных перечней будут оказываться экспедитором клиенту по договору транспортной экспедиции.)

(Права клиента:

• выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

• требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором

транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

• давать указания экспедитору в соответствии с договором транс- портной экспедиции (ст. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

К числу обязанностей клиента, предусмотренных ст. 804 ГК и ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, относятся следующие:

• своевременно предоставить экспедитору информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и т.д.;

• своевременно представить экспедитору документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транс- портного надзора и других видов государственного контроля (надзора);

• выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей;

• уплатить в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, причитающееся экспедитору вознаграждение;

• возместить экспедитору понесенные последним в интересах клиента расходы.)

 

В соответствии с п. 1 ст. 802 ГК договор транспортной экспедиции заключается в простой письменной форме.

Заключение договора транспортной экспедиции подтверждают экспедиторские документы, закрытый перечень которых содержится в п. 5 Правил. Экспедиторскими документами являются:

• поручение экспедитору, определяющее перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;

• экспедиторская расписка, выдаваемая клиенту экспедитором и подтверждающая факт получения последним груза для перевозки от клиента либо от указанного им грузоотправителя;

• складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

 

Соотношение с обязательствами на оказание юридических и фактических услуг(на примере поручения и комиссии):

Основные отличия договора поручения от договора транспортной экспедиции состоят в следующем.

Цель договора поручения и сама юридическая услугасостоят в представительстве последнего при совершении сделок и иных юридических действий от имени доверителя.

Для договора транспортной экспедиции, предусматривающего заключение экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента и на основе его доверенности, совершение экспедитором соответствующих сделок является лишь средством достижения цели транспортной экспедиции, каковой следует признать обеспечение перевозки груза или отдельных стадий перевозочного процесса. Услуги экспедитора, оказываемые по договору транспортной экспедиции, не сводятся к заключению сделок от имени клиента, а имеют реальное наполнение в виде обслуживания отдельных стадий перевозочного процесса либо принятия экспедитором общего обязательства по организации доставки груза в пункт назначения.

Другое отличие договора поручения состоит в том, что предмет договора поручения может конкретизироваться указаниями доверителя, касающимися, например, способов или порядка совершения соответствующих юридических действий, определения круга возможных контрагентов по сделкам, заключаемым поверенным, и т.п.”. Предмет обязательства экспедитора по договору транспортной экспедиции выражается в действиях экспедитора по выполнению или организации выполнения тех связанных с перевозкой груза операций и услуг, которые предусмотрены договором. Указанные операции и услуги должны выполняться в соответствии с условиями договора, а не на основе изменяющихся указаний клиента, которые применительно к договору транспортной экспедиции должны рассматриваться в качестве одностороннего изменения условий обязательства, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК РФ).

Еще одно принципиальное отличие договора поручения от договора транспортной экспедиции (впрочем, так же, как и от любого иного гражданско-правового договора) заключается в лично-доверительном (фидуциарном) характере отношений, складывающихся между сторонами договора поручения. Лично-доверительные отношения между доверителем и поверенным по договору поручения предопределяют особенности исполнения обязательств, вытекающих из этого договора. В частности, поверенный обязан: лично исполнять данное ему поручение (за исключением случаев передоверия); сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения; передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения; по исполнении поручения или при досрочном прекращении договора поручения представить доверителю отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или по характеру поручения (ст. 974 ГК РФ).

Основное разграничение между договорами комиссии и транспортной экспедиции следует проводить по цели и предмету указанных договоров. По договору комиссии предмет договора составляют сами действия комиссионера по заключению сделок с третьими лицами, а его цель сводится к обеспечению косвенного представительства комитента в этих сделках. Предметом договора транспортной экспедиции (в части обязательств на стороне экспедитора) являются выполнение или организация выполнения экспедитором разнообразных операций и услуг, связанных с перевозкой груза, а его целью – обеспечение (обслуживание) процесса перевозки груза.

Первый признак, отличающий агентский договор от договоров комиссии и поручения, состоит в том, что агент, выполняя поручение принципала, вступает в отношения с третьими лицами, как от имени принципала, так и от собственного имени. В то же время данный признак сближает агентский договор с договором транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор заключает договоры перевозки также либо от своего имени, либо от имени клиента.

Отличие договора транспортной экспедиции от договора перевозки: составляющие предмет договора транспортной экспедиции многообразные услуги, которые экспедитор обязуется выполнить для клиента или организовать их выполнение, должны быть непосредственным образом связаны с перевозкой груза. Правовая природа указанной связи транспортной экспедиции с перевозкой груза по общему правилу определяется тем, что договор перевозки груза признается основным, а договор транспортной экспедиции – дополнительным, вспомогательным, призванным обслуживать основной договор.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.