Тема: Основы теории и практики коррекционной работы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема: Основы теории и практики коррекционной работы

2017-10-11 294
Тема: Основы теории и практики коррекционной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы и задания

1. Какие функции выполняет сенсорика?

2. Разведите понятия «сенсорное развитие», «сенсорная культура», «сенсорное воспитание».

3. Покажите все возможные пути осуществления полисенсорного подхода при формировании обобщающих понятий.

4. В чем состоит принципиальное отличие полисенсорного подхода от метода сенсорной интеграции?

5. Разработайте примерные задания и упражнения на основе метода сенсорной интеграции.

6. В чем состоит основная причина сенсорных дисфункций?

7. Подготовить рефераты на тему: «Принципиальное отличие полисенсорного подхода от метода сенсорной интеграции», «Коррекция сенсорики», «Коррекция моторики», ««Коррекция эмоционально-волевой сферы», ««Коррекция личности», «Коррекция познавательной сферы».

8. По специальным каталогам (ROMPA и др.) выделить оборудование для стимуляции зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической и других функций.

9. Подобрать задания, игры и упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики усложненного уровня.

10.Подобрать все возможные приемы обучения шнуровке ботинок. Какой способ шнуровки ботинок, с открытыми глазами или завязанными, быстрее приведет к автоматизации действий у слабовидящего ребенка?

11.Подготовить игру-загадку «Куда идем?», в качестве партнера выбрать слепоглухого человека или иностранца, которому необходимо невербальным способом объяснить, куда вы его приглашаете.

12.Подготовить рефераты на тему: «Семья как малая группа», «Функции семьи», Реакция семьи на рождение ребенка с отклонениями в развитии», «Семьи, имеющие ребенка с дизонтогенезом», «Искаженные детско-родительские отношения», «Работа с семьей детей с нарушениями в развитии», «Ранняя комплексная помощь детям с фактором риска в развитии».

13. Подберите 1-2 диагностические методики изучения детско-родительских отношений.

14. Продиагностируйте 2-3 семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Интерпретируйте полученные результаты. Обсудите полученные результаты в группе слушателей.

Тема: Организация педагогического общения с детьми с особенностями психофизического развития

Вопросы и задания

1. Что значит для вас «общаться»?

2. Какие функции выполняет общение в учебно-воспитательном процессе?

3. В каких случаях прибегают к альтернативной коммуникации?

4. Выделите положительные и негативные моменты альтернативного общения.

5. Составьте небольшой текст (или предложение) с помощью блисссимволов. Переведите часть его дактильным способом и запишите по Брайлю.

6. Классифицируйте модели поведения педагога на желательные и нежелательные. Обоснуйте свое решение.

7. Разработайте текст рекомендаций родителям заикающегося ребенка.

8. Составьте перечень конкретных советов для воспитателей по организации режима дня заикающегося ребенка, необходимой окружающей обстановки и отношения со стороны окружающих.

9. Разработайте фрагмент занятия по обучению грамоте с применением компьютера, используя различные шрифты.

 


III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

Вопросы к зачету

Вопросы к зачету по «Основам коррекционной педагогики»

 

1. Коррекционная педагогика как наука. Ее связь с другими науками.

2. Понятийно-категориальный аппарат коррекционной педагогики.

3. Актуальные проблемы и задачи коррекционной педагогики и специального образования.

4. Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

5. Современные подходы в специальном образовании.

6. Специальные научно-практические центры и организации.

7. Вклад Л.С. Выготского в развитие коррекционной педагогики.

8. Принципы и методы коррекционной педагогики.

9. Система специального образования.

10. Развитие сети учреждений образования для детей с особенностями психофизического развития.

11. Нормативно-правовая база специального образования.

12. Исторический аспект интеграции в системе образования в разных странах.

13. Сущность инклюзивного подхода в специальном образовании.

14. Характеристика отдельных моделей отношения к лицам с особенностями в развитии.

15. Значение ранней коррекции в развитии ребенка.

16. Аспекты исследования нарушений психофизического развития.

17. Взаимообусловленность коррекции и компенсации.

18. Коррекция сенсорики.

19. Коррекция моторики

20. Коррекция познавательных функций.

21. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

22. Коррекция личности.

23. Семья, функции семьи.

24. Особенности семейного воспитания ребенка с особенностями психофизического развития.

25. Характеристика образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития.

26. Принципы и методы обучения в специальных школах.

27. Проблема содержания специального образования.

28. Новые информационные технологии в специальном образовании.

29. Формы организации учебного процесса.

30. Контроль самооценка и оценка деятельности учащихся с особенностями психофизического развития.

31. Общая характеристика детей с особенностями психофизического развития.

32. Классификация детей с особенностями психофизического развития.

33. Дети с задержкой психического развития. Характеристика детей данной категории.

34. Дети с нарушениями речи. Характеристика детей данной категории.

35. Дети с нарушениями слуха. Характеристика детей данной категории.

36. Дети с нарушениями зрения. Характеристика детей данной категории.

37. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Характеристика детей данной категории.

38. Дети с нарушениями общения. Характеристика детей данной категории.

39. Дети с нарушениями интеллекта. Характеристика детей данной категории.

40. Дети со сложными нарушениями развития. Характеристика детей данной категории.

41. Педагогическое общение. Условия его организации.

42. Нарушения общения у детей.

43. Альтернативная коммуникация: дактилология и жестовая речь, система Брайля, пиктограммно-идеограммное общение.

44. Этапы организации педагогического общения с ребенком.

 

 


IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М, 1994.

2. Андарало А.И., Макавчик И.Ю., В.А. Шинкаренко. История олигофренопедагогики: уч.-метод. пособие. – Минск: БГПУ, 2011. – 76 с.

3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.

4. Бобла И.М., Макавчик И.Ю. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развитияв Беларуси: пособие. – Минск: БГПУ, 2010. – 180 с.

5. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Минск: ООО «Асар», 2003. – 288 с.

6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М, 1995.

7. Гонеев А.Д., Лифинцева H.H., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М, 1999.

8. Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология. 1996. № 3.

9. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М, 1996.

8. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина [и др.]; под общ. ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

10. Лауткина С.В. Повышение социальной компетенции обучающихся через дополнительное образование в форме деятельности клуба «Школа после школы». – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 93 с.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей М,1985.

11. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990.

12. Логопсихология; авт-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, 2007. – 173 с.

13. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

14. Малофеев H.H. Специальное образование в России и за рубежом. М, 1996.

15. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб: Речь, 2003.

16. Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика. М., 1997.

17. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии и МКБ 10. СПб: Речь, М.: Смысл, 2003. – 407 с.

18. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 440 с.

19. Савицкая Т.В. Коррекционная педагогика: метод. рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 54 с.

20. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

21. Специальная психология; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

22. Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / Авт.-сост. Н.С. Вислобокова, Л.Н. Абрамова, О.Е. Антипенко; под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск.: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 121 с.

23. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш.и сред.пед.учеб.заведений / Б.П.Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272с.

24. Основы коррекционной педагогики: курс лекций; авт-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, 2008. – 237 с.

25. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / Н. М. Трофимова [и др.]. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2005, 2006. – 304 с.

26. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средн. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.]. – М: Академия, 2002, 2006. – 480 с.

27. Хитрюк В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций. – Мн.: Жасскон, 2006.- 112 с.

4.2. Дополнительная литература

1. Государев Н.А. Специальная психология: уч.пос. – М.: Ось-89, 2008. – 288 с.

2. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. М., 1989.

3. Либлинг М.М, Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка//Дефектология. 1996. № 3.

4. Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида//Дефектология. 1995. № 5.

5. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.

6. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М.; 1982.

7. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

8. Семаго М.М. Психологические и когнитивные детерминанты в процессе медико-генетического консультирования (обзор зарубежной литературы) // Дефектология. 1991. №2.

9. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М, 1991.

10. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

11. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии / Т.В. Фуряева // Дефектология. – 1999. – № 1.

12. Шаповал И.А. Специальная психология: уч.пос.- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

13. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: уч.пос.- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

14. Усанова О.С. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

4.3. Литература для самостоятельного изучения

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.

2. Ануфриев А.Ф.; Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.

3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996.

4. Вейс Томас Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. Московский центр вальдорфской педагогики. М., 1992.

8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1990.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

10. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. М., 1994.

11. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И. Ренглера, Б. Херцберга, Д. Эпстайна. М., 1993.

12. Тингей-Михаэлис Кэрол. Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М, 1988.

13. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995.

14. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.