Деятельность Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Деятельность Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних

2017-10-11 351
Деятельность Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совет по профилактике является основным координирующим и руководящим органом в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних в ОУ. Профилактический совет образовательного учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с реализацией Информационно-методического письма «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушению несовершеннолетних» № 4485 – ОКи ГС от 29.12.03 (Распоряжение № 311-р от 25.05.2005 Комитета по образованию) и на основании Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», нормативных правовых актов города Санкт-Петербурга и органов управления образованием, устава образовательного учреждения.

Положение о Совете профилактики разрабатывается с учетом специфики ОУ. Функции Совета по профилактике могут выполнять: совет воспитателей, малый педагогический совет, совет службы здоровья, служба социально-психолого-педагогического сопровождения административный совет при директоре и т.д. Основная задача – организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся.

Состав Совета по профилактике варьируется в разных учебных заведениях, в него могут входить: директор школы, заместители директора по УВР и ВР, социальный педагог, педагог-психолог, школьный инспектор ОДН (если он есть), некоторые учителя, представители Попечительского Совета и Совета самоуправления школы, школьный врач, а также представители органов внутренних дел и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В качестве важного компонента системы профилактики рассматривается организация внутришкольного контроля.

Положение о постановке на внутришкольный контроль разрабатывается в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом «О правах ребенка», Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99, Уставом ГОУ СОШ №, Правилами Внутреннего распорядка дня ОУ и др.

Основными целями является: выработка единого подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, оптимизации профилактики правонарушений несовершеннолетних, в целях создания объективных условий для улучшения качества профилактической работы, усиления социальной и правовой защиты обучающихся в образовательном учреждении

Основания для постановки на внутришкольный контроль зависят от специфики ОУ и контингента учащихся (воспитанников). Это может быть: нарушение правил внутреннего распорядка, систематические опоздания на уроки, систематические пропуски занятий без уважительной причины, негативные потребности и интересы, социально-опасное положение, употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных напитков, курение; совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; обучающиеся, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений или воспитательных колоний; нарушение прав ребенка со стороны родителей или лиц, их заменяющих; нанесение материального ущерба и т.д.

7. Программа профилактики правонарушений несовершеннолетних в ОУ является составным компонентом программы воспитания и социализации обучающихся основной школы и направлена на воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).

Программа включает в себя достижение следующих показателей воспитанности обучающихся:

· позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

· умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

· первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

· сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

· умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

· умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, в Санкт-Петербурге.

Задачи реализации программы:

· осуществить социально-педагогическую диагностику по выявлению детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению у учащихся;

· осуществить информационно-просветительскую работу с учащимися и их родителями;

· осуществить социально-профилактическую работу с учащимися, склонными к девиантному поведению.

· Программа предполагает следующие направления работы:

· социально-педагогическая диагностика;

· информационно-просветительская работа;

· социально-профилактическая работа.

· Программа осуществляется с помощью форм и методов работы:

· с учащимися;

· с родителями.

 

8.Основные этапы профилактики правонарушений несовершеннолетних в ОУ

8.1 Диагностический этап:

Целью диагностического этапа является выявление подростков склонных к совершению правонарушений или уже совершивших правонарушение и определение причин и условий, способствующих возникновению данных отклонений в поведении.

Этимологическая диагностика может восстановить «историю», приведшую ребенка к правонарушению; какие факторы спровоцировали актуальное состояние ребенка; какая часть микросреды оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многостороннем, интенсивным, длительным, и на какой период развития ребенка падают эти воздействия; как ребенок реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды, какова его сопротивляемость; исследование внутренней среды: мотивы, ценности Я – концепция, самооценка и т.д.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: опросы, анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные, рисуночные, и т.д.), беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, экспертная оценка, биографический метод, тесты, личностные опросники, социометрия

Документы: личное дело, характеристики (семьи, ребенка, класса….), заявки на постановку на внутри школьный контроль, информация по внутри школьному контролю, из базы данных по правонарушениям, выписка из классного журнала,выписка из журнала учета посещаемости, докладные, служебные письма, ходатайства, представления, уведомления, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.), справки, протоколы диагностической беседы, акты обследования, акты ЖБУ, разрешение (согласие) родителей на проведение диагностической работы с ребенком, личное дело учащегося, рекомендации медиков о режиме работы с ребенком.

8.2 Аналитико-поисковый этап

Цель: анализ данных полученных на диагностическом этапе, определение направлении профилактической деятельности, формулировка конкретных задач по каждому направлению, подбор педагогически целесообразных средств и форм профилактической деятельности, поиск возможных субъектов (в том числе субъектов профилактики), способных осуществлять педагогически целесообразную профилактическую деятельность.

На данном этапе обычно проводятся советы по профилактике школы, педагогический консилиум, совет по профилактике района

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района, педагоги дополнительного образования образовательного учреждения и ДДЮиТ и т.д..

Методы: анализ документации, библиографический метод, беседа, консультации, наблюдение, организационные методы, экспертный прогноз.

Документы: социальный паспорт (школы, класса…), сводные таблицы, графики, план (карта) индивидуальной или групповой работы с ребенком (детьми), семьей (семьями); планы и протоколы МО, пед. советов, советов по профилактике, консилиумов, службы сопровождения и т.д; договоры о сотрудничестве (взаимодействии), заключение ПМПК, рекомендации психолога и др. специалистов, заключения по результатам проведенного социально-педагогического и психодиагностического исследования

8.3 Деятельностный этап

Цель: организация профилактической работы с учетом решений и рекомендаций принятых на аналитико-поисковом этапе.

На данном этапе по возможности происходит устранение причин, условий, обстоятельств, приводящих совершению правонарушений, либо создаются условия для изменения поведения ребенка и его отношения к этим обстоятельствам. Соответственно профилактические мероприятия могут быть направлены

- на изменение внутреннего состояния ребенка: сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, страхи, эмоциональная неустойчивость); формирование положительной мотивации и усвоение норм и правил поведения, соответствующих ролевым позициям, обусловленных системой социальных отношений, в которую включается ребенок; развитие навыков психической саморегуляции способности к волевым условиям; формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям; развитие положительных склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки; формирование или изменение личностных состояний: расширение круга интересов, формирование социально-ценностных ориентаций, потребностей, чувств, развитие коммуникативных навыков.

- на внешние изменения: расширение и укрепление социально-значимых связей, включение в различные виды деятельности в социально-приемлемых формах; оптимизация взаимодействия в диаде «ребенок – родитель», «ребенок – учитель», взаимоотношений в семье, школе, социуме; оптимизация уровня коммуникативной деятельности в целом.

Профилактическая деятельность на данном этапе осуществляется по трем направлениям: родители,педагогический коллектив, ребенок.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района, педагоги дополнительного образования образовательного учреждения и ДДЮиТ и т.д.

Методы:

- методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека,

- методы коррекции активно-волевых дефектов, игнорирование страхов, навязчивых мыслей и действий,

- методы самокоррекции: здорового смеха, самоубеждение, самовнушение, самораскрытие, релаксация,

- деятельностные методы: трудового усилия, рациональной организации жизни детского коллектива,

- методы форм организации: экскурсия, спортивные соревнования, конкурсы, практикумы, праздники, походы, викторины, олимпиады, совместный досуг в клубе по интересам,

- методы передачи информации: реклама деятельности кружков и секций, яркий эмоциональный рассказ, монологическое изложение научных данных и фактов педагогом, самостоятельная работа с книгой,

- методы непосредственного общения: семейное и индивидуальное консультирование, беседа, убеждение, тренинги, поощрение, наказание, стимулирование, внушение, требование, пример, установление логических взаимосвязей, конкретное пожелание, парадоксальная инструкция, эмоциональное заражение, переоценка, ролевое проигрывание, социальные пробы, позитивный настрой, патронаж,

- событийные методы: круглые столы, деловые и ролевые игры, диспут, семинары, книжно-иллюстрированная выставка,

- методы учебной работы: беседа, консультирование, наблюдение, включение в учебный процесс различных видов терапий (живописетерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, смехотерапия, флоротерапия, трудотерапия и т.д.).

Документы: разрешение родителей (или договор) на профилактическую работу с ребенком, лист собеседования (консультации), протокол пед. совета, консилиума, совета по профилактике; информационные письма субъектам профилактики; планы организации досуга, форм отдыха и т.д.; акты обследования, ЖБУ; планы взаимодействия с субъектами профилактики; журнал регистрации консультаций; карта сопровождения учащихся, журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) профилактическая работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося; запросы и акты и т.д.

8.4 Вторичная диагностика (оценочный этап)

Цель: определение эффективности профилактической деятельности.

По окончании профилактической работы проводится вторичная диагностика состояния ребенка, его окружения, оценивается степень решения проблем, выявленных на этапе первичной диагностики.

Возможны 2 случая:

Проблема ребенка его ближайшего окружения решена положительна, т.е. профилактическая деятельность была эффективной.

Проблемы ребенка и его ближайшего окружения не решены или решены частично. В этом случае, необходимо выяснить: на каком этапе были допущены ошибки, возникли препятствия, в чем проявляется недостаток информации, кто из субъектов профилактики не выполнил свои обязанности и т.д., После этого необходимо произвести корректировку профилактической деятельности и повторно решить проблему ребенка и его ближайшего окружения.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: опросы, анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные, рисуночные, и т.д.), беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, экспертная оценка, биографический метод, личностные опросники, социометрия, метод сравнения.

Документы: характеристики, заключение консилиума, пед. совета, службы сопровождения, совета по профилактике о результатах проведенной работы; сравнительные диаграммы, графики, мониторинг; сравнительный анализ данных, отзывы, справки, информация по внутри школьному контролю, из базы данных по правонарушениям, докладные, служебные письма, ходатайства, представления, уведомления, ответы на запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.).

8. Критерии эффективности профилактической деятельности правонарушений несовершеннолетних:

- снижение количества правонарушений среди учащихся образовательного учреждения,

- разнообразие методов диагностики причин и условий, приводящих подростков к совершению правонарушений,

- повышение количества раннего выявления фактов, способствующих возникновению склонности к совершению правонарушений,

- наличие программ, технологии или системы профилактической деятельности в образовательном учреждении, направленной на профилактику правонарушений в целом и такие специфические направления как профилактика экстремистских проявлений и профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психоторопных веществ,

- сочетание и разнообразие методов, форм индивидуальной и групповой профилактики с участниками образовательного процесса: родители, педагоги, учащиеся,

- наличие системы дополнительного образования в ОУ, обеспечивающей занятость учащихся во второй половине дня,

- наличие социальных связей и согласованность действий между субъектами профилактики,

- взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних: совет отцов, родительский совет и т.д.

- наличие совета по профилактике в образовательном учреждении,

- вовлечение большого количества учащихся в досуговую деятельность.

9. Рекомендации по совершенствованию профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательной среде.

В качестве цели воспитания и социализации обучающихся выступает социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Образовательная программа основного общего образования программа в рамках ФГОС второго поколения включает такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональная ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры. Эти направления в свою очередь определяют широкий спектр возможностей педагогической работы образовательного учреждения в сфере социально-педагогической поддержки обучающихся и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся в тексте стандартов предложены и дифференцированы следующие задачи (приведены задачи, в наибольшей степени раскрывающие потенциал ФГОС и концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

В области формирования социальной культуры:

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально- психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Среди важных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, которые целесообразно наполнить конкретными формами работы, направленными на профилактику правонарушений несовершеннолетних можно также отметить:

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социаль-ная ответственность, служение Отечеству, ответственность за насто-ящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение дос-тоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероиспове-дания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, форми-руемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

Среди Принципов и особенностей организации содержания воспитания и социализации обучающихся в тексте ФГОС, имеющих наибольшее значение для организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в примерной образовательной программе основного образования приведены:

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим. Содержание данного принципа четко ориентирует педагогов при организации профилактической работы на приоритет деятельностных, диалоговых форм работы перед абстрактно-просветительскими и информационными.

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других. Данный принцип означает, что если в качестве примеров для идентификации в образовательной среде школы не будут иметь авторитет позитивные лидеры, общественные объединения конструктивной направленности, идентификация подростков может пойти на примерах асоциальных лидеров и организаций.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся. Данный принцип раскрывает еще один важнейший приоритет в организации профилактической работы- она должна носить полисубъектный характер, вовлекать в свою орбиту широкий спектр общественных субъектов: школу, семью, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционные религиозные и общественные организации.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, как основное содержание воспитания и социализации обучающихся, а также организации профилактической работы, как одной из специфических форм социализации в школьной, внешкольной и внеучебной работе должно реализовываться, как отмечено в тексте примерной основной образовательной программы(для основной школы) в следующих формах познавательной деятельности и социальной активности обучающихся:

• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

• системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

· социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

· социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

· социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

В программе отмечены и направления работы по воспитанию социальной ответственности и компетентности обучающихся, безусловно выступающих важными факторами профилактики правонарушений несовершеннолетних. В рамках этих направлений деятельности обучающиеся:

Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.

Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).

Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т. д.

Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.

Наконец, профилактическая работа должна организовываться и проводиться в рамках воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В результате организации такой работы, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних и употребления ПАВ обучающиеся приобретают навыки противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).

Организация социального воспитания обучающихся, позволяющая осуществить комплексный и целостный подход в проведении профилактической работы с несовершеннолетними осуществляется, опираясь на содержание ФГОС (основная образовательная программа) в последовательности следующих этапов.

Организационно-административный этап работы по социальному воспитанию (ведущий субъект — администрация школы), в том числе направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних включают в себя:

• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;

• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;

• координацию деятельности агентов социализации обучающихся — сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;

• создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;

• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;

• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.

Организационно-педагогический этап (ведущий субъект — педагогический коллектив школы) включает:

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

• обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;

• определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;

• использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;

• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;

• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).

Этап социализации обучающихся включает:

• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;

• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;

• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

• поддер<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.