Общая схема диссертационного исследования — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общая схема диссертационного исследования

2017-10-11 363
Общая схема диссертационного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс диссертационного исследования включает несколько этапов:

I. Подготовительный этап:

- постановка проблемы;

- выбор темы и обоснование ее актуальности;

- определение объекта и предмета исследования;

- постановка цели и конкретных задач, разработка гипотезы исследования;

- выбор методов и методик проведения исследования;

- формирование плана работы.

II Основной этап:

- сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических мате­риалов;

- апробация и изложение результатов исследования.

III. Заключительный этап:

- формулирование выводов;

- оценка полученных результатов.

Постановка проблемы. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло разви­той формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуа­ция, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате появления новых знаний или возникновения противоречий ме­жду теорией и практикой, которые не может объяснить ни одна из сущест­вующих теорий.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследо­вания и направление научного поиска. Сформулировать научную пробле­му – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяс­нить то, что уже известно и что пока неизвестно науке в выбранной дис­сертантом области исследования.

Выбор темы и обоснование ее актуальности. Диссертационная работа, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он ее понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную компетентность. Аргументация ак­туальности не должна быть многословной. Достаточно в пределах 0,5–1,0 страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Далее определяются объект и предмет исследования. Объект это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направ­лено основное внимание магистранта. Предмет исследования определяет тему диссертационной работы.

От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке его цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель исследования форму­лируется в соответствии с темой диссертационной работы. Задачи исследо­вания устанавливаются в форме перечисления (изучить..., исследовать..., установить..., выяснить..., определить..., разработать... и т. п.).

Формулировка этих задач отличается четкостью и точностью, по­скольку описание их решения должно составить содержание разделов дис­сертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких раз­делов отражают именно задачи магистерской диссертационной работы.

Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений. Верификация гипотезы осуществляется в процессе научного исследования, степень ее обоснованности определяется его результатами.

Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, которые используются для обработки фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в магистерской диссертационной работы цели.

Сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практиче­ских материалов – один из основных этапов процесса исследования. Его значимость заключается в том, что собственные мысли автора, возникшие в ходе знакомства с научными работами, фактическими и статистическими данными, послужат основой для получения нового знания.

Апробация результатов исследования может осуществляться в про­цессе их использования в практической деятельности субъектов рыночного хозяйства, в преподавании учебных дисциплин, в научных докладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методическо­го содержания.

Изложение результатов исследования важная часть диссертацион­ной работы, в которой освещаются положения работы с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования – обсуждение его резуль­татов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертационной работы.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы и рекомендации, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

Использование методов научного исследования

Успешность выполнения диссертационной работы в большей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в диссертационной работы цели.

Выделяют общие и специальные методы.

Общие методы научного исследования в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса.

Общие методы научного исследования обычно делят на три большие группы:

1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение);

2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.);

3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, основанный, прежде всего, на работе органов чувств человека и его пред­метной материальной деятельности. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Инструментом наблюдения является эксперимент, т. е. такой прием научного исследования, который предполагает вмешательство в естествен­ные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта в познании – моделью.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом обработки материалов исследования, который достаточно широко распространен в науке.

В процессе исследования магистрантам следует максимально приме­нять компьютерные технологии.

 


Раздел 2. Выбор темы и накопление научной


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.