Игры, развивающие воображение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Игры, развивающие воображение

2017-10-07 223
Игры, развивающие воображение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Море волнуется». Детям предлагается построить из модулей корабль и отправиться в путешествие.

«Точки». Покажите ребенку, как можно из геометрических фигур сложить рисунок, Предложите ему самому попробовать собрать что-либо, но используя модули.

 

 

 

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

(Программа занятий в сенсорной комнате)

Данная программа является адаптированной программой нейропсихологического развития и коррекции детей 6–12 лет с синдромом гиперактивности и дефицита внимания А. Л. Сиротюк.

Воспитанники учреждений интернатного типа (УИТ) на разных этапах онтогенеза пережили множество психологических травм: утеряны родители, дом, семья, близкие, друзья. Многие из них имеют перинатальные травмы, затяжные формы заикания, тики, энурез и другие системные расстройства

Предлагаемая программа ¾ дополнительное средство помощи детям в системе лечебно-реабилитационных мероприятий, которые проводят ОУ.

В основу замысла программы положена комплексная реабилитация детей, когда психологическая коррекция и нейропсихологическая реабилитация ребенка в сочетании с социотерапевтическим воздействием позволяет ребенку быстрее адаптироваться и реализовать свое естественное стремление к развитию и самосовершенствованию.

Цель программы ¾ реабилитация и коррекция психоэмоциональной сферы детей с посттравматическими расстройствами; компенсация нарушенных функций; профилактика формирования вторичных невротических нарушений.

Задачи программы:

¨ восстановить психоэмоциональный статус (статокинетический баланс психических процессов);

¨ развивать умения выражать свои эмоции (психомоторное взаимодействие с внешним миром);

¨ перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремение к диалогу);

¨ стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомоторных процессов);

¨ формировать навыки стрессоустойчивого поведения.

Организационно-методические аспекты:

1. Презентация возможности проведения реабилитационной работы в сенсорной комнате, оснащенной специальным оборудованием, изготовленным ООО ПКФ «Альма» (встреча с педагогами и формирование мотивации на совместную работу).

2. Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика с целью уточнения травмирующего события и выявления актуального уровня развития познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и зоны его ближайшего развития.

3. Программа рассчитана на 7–11 занятий с периодичностью встреч один раз в неделю по 1–1,5 ч. Желательно участие воспитателя или психолога, который будет обеспечивать поддержку ребенку в период между занятиями, а также устранит психотравмирующие факторы. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции или проведение занятий индивидуально.

Количественный состав групп. Оптимальное количество участников 7 человек, включая взрослых.

Качественный состав группы. Дети и подростки, воспитывающиеся в УИТ. В группу подбираются дети, не имеющие противопоказаний для групповой работы.

Противопоказания: обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.

Принципы комплектования группы и организации работы:

¨ добровольное участие;

¨ недирективность позиции взрослого;

¨ учет психофизических особенностей детей;

¨ индивидуализация, то есть актуализация максимума различий между участниками группы (противодействие псевдосплоченности «Мы товарищи по несчастью»).

Ориентировочная структура занятия:

1. Ритуал приветствия. Разминка. Состоит из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.

2. Основная часть направлена на решение задач данной программы. В нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация.

3. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия). Ритуал прощания.

Формы работы. При реализации программы используются когнитивно-поведенческие, игровые методы и арт-терапевтические техники психологической коррекции, большое внимание уделяется дыхательным упражнениям и обучению самомассажу, особенно на первом этапе занятий.

Требования к ведущему:

1. Психологическая компетентность (наличие психологического образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой психологической работы).

2. Наличие знаний и опыта работы с детьми с неврозоподобным состоянием, постстрессовыми расстройствами, системными расстройствами.

3. Открытость в выражении чувств.

Оборудование сенсорной комнаты:

¨ Пуфики-кресла по количеству участников.

¨ Мячи-гиганты, мячи-ежики.

¨ Пузырьковая колонна.

¨ Светящаяся сеть.

¨ Ковер «Млечный путь».

¨ Проектор светоэффектов «Солар».

¨ Музыка для релаксации и визуализации.

 

Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры; бланки для диагностических процедур по числу участников.

Оценка эффективности работы. Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса реабилитации и по завершении занятий, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.

Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе.

 

Пример проведения занятия

I. Приветствие, знакомство с правилами работы группы.

II. Основная часть занятия.

 

Коррекционные упражнения

Растяжка «Половинка». Цель:оптимизация тонуса мышц. И. п. — сидя в кресле. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх ¾ низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

Дыхательное упражнение. Цель:развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.И. п. — сидя в кресле. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Глазодвигательное упражнение. И. п.—сидя в кресле. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях. Причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать пузырьковую колонну. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за рыбками, затем за предметом, перемещаемым взрослым, потом учится передвигать его самостоятельно, удерживая сначала в правой, потом в левой руке, а затем в обеих руках вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель:развитие межполушарного взаимодействия. И. п. — сидя в кресле.

¨ «Колечко».Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обоими вместе.

¨ «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показыва-ют три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти (8–10 повторений). Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или «про себя».

Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.И. п. — сидя в кресле. Закрыть глаза и последовательно слушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

Функциональное упражнение с правилами «зайчики Солар». Цель:формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.Дети сидят в креслах, или лежат на полу. Инструктор произносит команды: «зайцы» (дети в это время должны подтянуть ноги к животу ноги), «убегают» (дети протягивают руки к бликам на потолке), «попрощаемся» (дети встают и машут руками), «снова прибежали» (дети хлопают в ладоши), «Солар» (дети берутся за руки и ходят в хороводе под бликами прибора «Солар»). Затем игра повторяется, но ведущим становится один из детей.

Функциональное упражнение «Море волнуется...». Цель:развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит: «Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура — замри!»

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.

Релаксационные упражнения:

¨ «Поза покоя». Цель:освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.Необходимо сесть в кресло, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами: «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но пока не все умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая, замедляется движенье, исчезает напряженье... И становится понятно — расслабление приятно».

Психолог-инструктор включает ковер «Млечный путь» и проводит релаксацию. В конце дети делятся своими ощущениями и впечатлениями от занятия. Договариваются о новой встрече.

Музыкальная коллекция в комплекте с музыкальным центром «Альма» позволяет использовать разные сюжеты для релаксации.

¨ Релаксация «Лучики». Цель:расслабление мышц ног.Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются; Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.

 

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загораем!

Опускаем (ноги резко опустить на пол).

 

Ноги не напряжены, расслаблены. Включаем релаксационную музыку «Солнечный полдень». Дети закрывают глаза, и психолог проводит релаксацию «Загораем»

¨ Релаксация «Кораблик».Цель:расслабление мышц рук, ног, корпуса.Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.

 

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем»

 

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя. Дети усаживаются в кресла. Закрывают глаза. Инструктор:

 

«Снова руки на колени,

А теперь немного лени...

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко».

 

Психолог проводит релаксацию «В море». Используется релаксационная музыка «Шум океанского прибоя».

Такая восьмичастная структура повторяется на каждом занятии. Меняется и усложняется содержание упражнений. При этом используются разные возможности оборудования.

Дыхательное упражнение. Используется ковер «Млечный путь». И. п. — сидя в кресле. Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая, когда на ковре загорается синяя звездочка, вдыхая, когда загорается красная звездочка.

Когнитивные упражнения:

¨ «Визуализация цвета». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.И. п. — сидя на полу. Дети смотрят на пузырьковую колонну с рыбками. Психолог-инструктор обращает внимание на смену цвета воды. Детям предлагается мысленно заполнить свое тело каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание детей на сохранении цвета ярким и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более четкими. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

¨ «Визуализация трехмерного объекта».И. п. — сидя на полу, глаза закрыть. Детям предлагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) и изучать каждую часть объекта, представив ее мысленно. Затем необходимо также мысленно изменить размер, форму, цвет. Потом предлагается представить трехмерным ковер «Млечный путь» и отправиться в космическое путешествие на звезду своей мечты

Коммуникативное упражнение «Головомяч». Цель: развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол голова к голове. Между головами находится мяч, который необходимо поднять с помощью голов и подняться самим. Некоторое время можно передвигаться по комнате, удерживая мяч головами.

III. Заключительный этап занятия. Ритуал прощания.

Я ВИЖУ МИР

 

Известно, что начало обучения в школе — переломный этап в жизни любого ребенка. В этом время резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные зрительным дефектом. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов. Детям сложно различить нескольких объектов, одновременно опознать их. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) младших школьников, что значительно затрудняет учебно-познавательную деятельность. Трудности связаны как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Все это неизбежно ведет к низкой успеваемости, а ситуация неуспеха зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может стать причиной формирования отрицательных качеств личности детей.

Программа «Я вижу мир» является дополнительной, обеспечивающей индивидуальное сопровождение детей младшего школьного возраста с патологий зрения. Она может быть реализована дефектологом, психологом или педагогом, которые специально подготовлены для работы с детьми в условиях оборудованной сенсорной комнаты.

В программе используются методики групповой и индивидуальной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Работа может проводиться с детьми и коррекционных, и общеобразовательных классов начальной школы.

Цель программы — коррекция и развитие зрительного восприятия у младших школьников с нарушением зрения с помощью оборудования сенсорной комнаты.

Задачи программы:

¨ развивать и совершенствовать предметность восприятия детей через уточнение их зрительных предметных представлений;

¨ учить детей узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных вариантах, выделять признаки опознания предметов;

¨ совершенствовать способы зрительного обследования предметов;

¨ через освоение пространственных представлений развивать у детей восприятие глубины пространства, способность в нем ориентироваться;

¨ совершенствовать зрительно-моторную координацию детей с нарушениями зрения.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

¨ изучение анамнеза каждого ребенка в классе;

¨ заполнение карты развития ребенка.

2. Диагностический этап:

¨ выявление уровня развития зрительного восприятия каждого ученика в классе;

¨ получение объективных данных о состоянии зрительного восприятия и зрительных функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию.

3. Коррекционно-развивающий этап:

¨ осуществление коррекционно-развивающей работы с применением специальных психолого-педагогических средств и оборудования для коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия через индивидуально-групповую работу;

¨ динамическое наблюдение учеников специалистами психолого-педагогического сопровождения.

4. Заключительный этап:

¨ отслеживание динамики развития зрительного восприятия школьников.

Программа «Я вижу мир» включает 10 занятий, направленных на коррекцию и развитие зрительного восприятия. Первое и последнее занятия — диагностические.

Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия 30–40 мин, через каждые 10 мин проводится зрительная гимнастика или физминутка.

На каждом занятии упражнения повторяются с использованием более сложного материала и в новых условиях с учетом индивидуальных особенностей детей.

Примерная структура занятия:

1. Организационная часть. Игры и упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, развить коммуникативные способности.

2. Содержательная часть:

¨ игры, упражнения, задания на восприятие признаков и свойств предметного мира;

¨ задания, развивающие активность, целостность, константность, дифференцированность восприятия на основе наглядно-практических, наглядно-образных действий с использованием оборудования сенсороной комнаты.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Предполагаемый результат. Обеспечение максимального развития и автоматизации всех зрительных функций детей со зрительной патологией.

 

Пример проведения занятия

 

Цели:

1. Развитие цветовосприятия детей (поиск, обнаружение, идентификация предметов по цвету; выделение цвета в окружающем мире, фиксация по насыщенности).

2. Развитие зрительной памяти и зрительного внимания детей.

3. Тренировка, умение распознавать свое эмоциональное состояние.

 

Оборудование сенсорной комнаты:

¨ Две пузырьковые колонны (7 цветов),

¨ Рыбки в колоннах (10).

¨ Ковер «Млечный путь»

 

Кроме того, на занятии потребуются цветные карточки, карты-пиктограммы, изображающие разные эмоции.

 

Содержание занятия

 

1. Приветствие. Знакомство с правилами работы.

2. Коррекционные упражнения.

3. Эмоциональный настрой на занятия.

4. Заключительный этап. Ритуал прощания.

 

1. Подготовка к эффективному восприятию.

Педагог. Дети, посмотрите в окно. Какая сегодня погода?

Варианты ответов детей: теплая, жаркая, как летом, солнечная и т. д.

Педагог. Как вы думаете, а внутри человека может быть погода?

Варианты ответов детей: «У меня внутри радостно, как будто солнышко светит, потому что на физкультуре заняли первое место»; Мне грустно, словно дождик льет, потому что моя кошка заболела, и я переживаю» и т. д.

Педагог. Погода внутри вас — это и есть ваше настроение. Ваше настроение можно определить цветовой гаммой. Перед вами волшебная колонна. В ней плавают разноцветные рыбки, вода «кипит» пузырьками, а цвет воды все время меняется.

2. Игры и упражнения.

Упражнение 1. Выбрать цвета, которые символизируют хорошее радостное настроение, и наоборот — грустное, печальное; показать соответствующие пиктограммы.

Упражнение 2. Дидактическая игра «Кто скорее посчитает всех рыбок».

Упражнение 3. Разложить цвет воды (от самого светлого к самому темному; от самого темного к самому светлому). Детям предлагаются карточки — заместители цвета.

В ходе занятия используются глазодвигательное упражнение, описанное выше, а также упражнения, способствующие расслаблению мышц глаз и улучшению кровообращения в них.

Заключительная часть занятия.

Педагог. Дети, перед вами ковер «Млечный путь». Пусть каждый из вас найдет на нем свою звездочку и скажет, какого она цвета, сколько звездочек справа и слева, а затем подойдет к своей звездочке и потрогает ее, расскажет о ней.

Дети показывают свои звезды и рассказывают друг другу о них.

Далее следует ритуал прощания

 

 

ПРЯМАЯ СПИНКА

И ЧЕЛОВЕК — КАРТИНКА

 

В последние годы в России значительно возросло число хронических неинфекционных заболеваний среди детей. По данным РАМН около 85% дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. Одно из ведущих мест в структуре заболеваемости детей занимает ортопедическая патология, наиболее распространенными видами которой являются кифоз, сколиоз и плоскостопие.

Молодежь сегодня недооценивает последствия нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а ведь умение правильно держать свое тело не только делает фигуру стройной и красивой, но и необходимо для поддержания здоровья.

Неправильная осанка и походка портят не только внешний вид человека, но и вредно сказываются на работе органов и систем всего организма. Ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения; затрудняется работа сердца, уменьшается жизненная емкость легких. Это, в свою очередь, приводит к быстрой утомляемости, головокружениям и частым головным болям. Ухудшается аппетит, снижается работоспособность, учиться и работать становится труднее.

Причинами нарушения осанки являются недостаточная двигательная активность, плохое питание. Очень часто на формирование нарушений осанки влияет стресс: ссоры с друзьями и родителями, строгие замечания и наказания со стороны учителей, плохие отметки, волнения, связанные с экзаменами и многое другое.

В таких ситуациях получается замкнутый круг: стресс приводит к нарушению осанки, из-за которой, в свою очередь, нарушается дыхание, кровообращение и страдает ЦНС, что еще более усиливает угнетенное состояние и плохое настроение.

Причинами плохой осанки могут стать продолжительная болезнь или хронические заболевания, ожирение, существенные нарушения образа жизни и режима, пассивные формы поведения с преобладанием статических компонентов, недостаточное пребывание на свежем воздухе, привычное неправильное положение тела во время работы и отдыха, неудобные обувь и одежда, несоответствующая росту мебель.

Осанка относится к группе трудноформируемых и быстро разрушающихся навыков при отсутствии контроля и самоконтроля. Исправить осанку помогут оздоровительные мероприятия: фитотерапия, витаминотерапия, прогулки на свежем воздухе, массаж и самомассаж.

Однако, прежде всего, ребенку необходимы постоянные занятия физкультурой: общеразвивающие упражнения и специальная гимнастика на мячах.

Гимнастика на мячах способствует развитию у детей и подростков двигательной координации и выносливости, улучшению осанки и профилактике ее нарушений, гармоничной тренировке основных групп мышц, создает оптимальные условия для правильного положения туловища. Мячи позволяют тренировать даже те специфические группы мышц, которые не «работают» при выполнении других видов упражнений.

При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке у пациента формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений улучшается крово- и лимфообращение в области позвоночника.

Цель программы —формирование самоконтроля за правильным положением тела; обучение физическим упражнениям, способствующим улучшению осанки.

Задачи программы:

1. Укрепление опорно-двигательного аппарата детей, профилактика его нарушений.

2. Воспитание доброжелательности, контактности в отношении со сверстниками.

3. Создание положительного психоэмоцианального настроения детей.

Принципы работы:

1. Систематичность.

2. Доступность.

3. Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях.

Методические приемы:

1. Мотивация и создание у детей интереса к предстоящему действию.

2. Показ упражнений.

3. Объяснение предстоящих действий.

4. Музыкальное сопровождение (для эмоционального и физического раскрепощения).

5. Использование качественного спортивного инвентаря.

6. Доброжелательное отношение к каждому ребенку. Замечания, пожелания должны выражаться в такой форме, чтобы ребенок стремился к достижению результата, чувствовал уверенность в своих силах.

7. Контроль за выполнением упражнений: ни одно их них недолжно причинять боль или вызывать дискомфорт.

Предполагаемый результат. К окончанию цикла занятий у детей должен сформироваться навык правильной осанки, улучшиться двигательная координация и чувство равновесия, сформироваться коммуникативные качества, повыситься работоспособность, снизиться утомляемость.

 

Организация, содержание и методика занятий:

1. Первоначальный этап работы — медицинский осмотр детей, который проводят врачи-специалисты (педиатр, хирург, ортопед).

2. Количество детей — не более 8 человек.

3. Занятия проводятся 2–3 раза в неделю, продолжительность 25–30 мин. Количество занятий — 12.

Противопоказания к занятиям:

1. Возраст менее 6 лет.

2. Острые заболевания, либо хронические заболевания в стадии обострения.

3. Ранний послеоперационный период.

4. Тяжелое общее состояние.

5. Открытые раны.

6. Дети с аллергической и бронхолегочной патологией занимаются только под наблюдением врача.

Примерная структура занятия:

1. Вводная часть. Подготовка организма к выполнению физических упражнений.

2. Основная часть. Выполнение упражнений на гимнастических мячах.

3. Заключительная часть. Восстановление организма после физической нагрузки. Ритуал прощания.

Для выполнения упражнений на гимнастических мячах необходимо осуществить правильный их подбор для каждого ребенка: мяч подбирается таким образом, чтобы при сидении на нем голень и бедро ноги образовывали угол 90°. Размер мяча можно подобрать также, исходя из расстояния от плечевого сустава до конца кисти руки.

Для занятий предпочтительно выбирать одежду из эластичного материала (например, спортивные костюмы из трикотажа или лайкры). Дети не должны надевать на занятия джинсы и брюки с ремнями — это неудобно и опасно для мяча. Что касается обуви, то заниматься лучше в мягкой спортивной обуви или босиком.

Эффективность занятий зависит от физической нагрузки во всех частях занятия. Поэтому осуществляется медико-педагогический контроль. Моторная плотность ниже, чем на физкультурных занятиях. Это обусловлено индивидуальным контролем за качеством выполнения каждого упражнения каждым ребенком. Систематические наблюдения за состоянием здоровья детей, результаты медико-педагогического контроля фиксируются при проведении итогов работы.

Учитывается общее состояние здоровья ребенка, состояние его костно-мышечной системы, уровень развития физических качеств, психоэмоцианальное состояние.

 

Оборудование сенсорной комнаты:

¨ Напольные маты.

¨ Мячи разных размеров.

¨ Зеркальные панно.

¨ Проекторы светоэффектов.

¨ Музыкальный центр.

¨ Музыкальные фонограммы, соответствующие занятию.

 

Примеры проведения занятий

Занятие 1 (вводное)

 

Вводная часть:

1. Беседа о пользе физических упражнений. Правильная осанка это не только красиво. Гиподинамия, и ее последствия. Что такое фит-болл?

2. Построение в шеренгу. Ходьба по комнате.

3. Гимнастические перестройки в ходьбе (ходьба «змейкой»)

4. Проверка осанки у стенки.

5. И. п. — основная стойка. Сделать вдох, медленно и плавно выдыхать через нос. (Темп дыхания регулируется счетом, для контроля расширения грудного и брюшного отделов туловища одну руку положить на грудь, другую на живот).

6. Энергичный полный вдох и выдох.

7. Лежа или стоя, сделать вдох и затем, максимально выпятив живот, выдох — втянуть живот.

 

Основная часть. Перед началом выполнения упражнений на мячах-гигантах необходимо проверить равновесие (устойчивость), достаточное для их выполнения. Для этого нужно сесть в центр мяча, выпрямить спину и, не отрываясь ногами от пола, выполнить на мяче несколько пружинящих движений. Эта позиция является исходной для выполнения всех упражнений, сидя на мяче.

¨ И. п. — сидя на мяче. Попеременные взмахи руками: одной вперед, другой назад.

¨ И. п. — то же. Хлопок руками перед собой, затем по бокам мяча.

¨ И. п. — то же. Хлопок руками перед собой, затем за собой.

¨ И. п. — то же. Поднять руки над головой, затем коснуться кистями плеч, и по бокам мяча.

¨ И. п. — то же. Отставить правую ногу в сторону, вернуться в исходное положение, повторить то же другой ногой.

¨ И. п. — то же. Оторвать от пола сначала одну ногу, поставить, оторвать другую, поставить. Сидя на мяче, маршировать ногами. В случае необходимости можно придерживаться руками за мяч.

¨ И. п. — то же. Движение тазом вперед и назад.

¨ И. п. — то же. Движение тазом вправо и влево.

¨ И. п. — то же. Руки на колени. Круговые движения тазом сначала в одну, затем в другую сторону.

¨ И. п. — то же. Подскоки на мяче (произвольно).

¨ Прыжки вокруг мяча на правой, затем на левой ноге.

 

Заключительная часть:

1. И, п. — основная стойка. Руки на поясе или опущены вдоль туловища. Медленно поднимать плечи — вдох, опускать — выдох. Отвести плечи и согнутые в локтях руки, назад — вдох, привести плечи и руки в исходное положение — выдох.

2. Упражнение «Головомяч» (описано выше).

3. Построение в шеренгу. Проверка осанки. Ритуал прощания.

 

Занятие 2

Вводная часть:

1. Построение в шеренгу. Ходьба по залу.

2. Проверка осанки у стены.

3. Энергичный полный вдох и выдох.

 

Основная часть:

¨ И. п. — сидя на мяче. Поднять руки, ноги раздвинуты. Сделать развороты, не отрываясь от мяча.

¨ И. п. — то же. Поднять руки, сделать разворот, при развороте коснуться руками пола.

¨ И. п. — то же. Поднять одну ногу. Согнуть. Скользить вперед и назад (от колена к голени). Повторить другой ногой.

¨ И. п. — то же. Подскоки на мяче (произвольно).

¨ И. п. — стойка на коленях. Приседая на пятки, наклониться вперед, руки отвести в стороны, смотреть прямо. Сидя на пятках, держась за пятки руками, прогнуться, выдвигая таз вперед.

 

Заключительная часть.

1. Сделать глубокий вдох — и максимально выпятить живот, затем выдох — втянуть живот.

2. Упражнение «Передал — садись».

3. Построение в шеренгу. Проверка осанки. Ритуал прощания.

Занятие 3

Вводная часть:

1. Построение в шеренгу. Ходьба по залу. Прыжки ¾ сначала на правой, затем на левой ноге.

2. Ходьба с движением рук в различных направлениях в сочетании с дозированным дыханием. Следить за осанкой.

3. Лежа лицом вниз, руки на уровне плеч в упоре, ладонями вниз. Поднять плечи без помощи рук (руки используются только для того, чтобы туловище не соскальзывало на пол), живот прижат к полу, пупок от пола не отрывается. В верхнем положении сильно прижать ягодицы (и расслабить их после паузы).

 

Основная часть:

¨ И. п. — лечь на живот, мяч удерживать на спине руками. Поднимать плечевой пояс (плечи давят на мяч).

¨ И. п. — сесть на пол, мяч за спиной, обхватить мяч руками сзади. Наклониться вперед. Согнув ноги, перекатиться назад на мяч.

¨ Опуститься перед мячом на колени, туловище выпрямить, руки за голову. Наклон вперед над мячом (спину не сгибать).

¨ Ходить назад — вперед через мяч на руках.

 

Заключительная часть:

1. И. п. — сидя на мяче. Перешагнуть через ногу наискосок другой ногой, касаясь рукой мяча. Встать, не отпуская мяч рукой. Повторить упражнение, встав с другой стороны мяча.

2. Упражнение «Играй — играй, мяч не теряй».

3. Построение в шеренгу. Проверка осанки. Ритуал прощания.

 

Занятие 4

Вводная часть. Построение в шеренгу. Ходьба по залу

Основанная часть:

¨ И. п. — поднять мяч над головой — вдох, опустить — выдох.

¨ И. П. — подбросить мяч двумя руками вверх из положения снизу, слева, справа, и от груди вверх. Поймать его.

¨ И. п. — сесть на пол, ноги прямые, мяч перед стопами. Наклониться, взять мяч руками, катить на себя. Лечь на спину. Так же перекатывая мяч, вернуться в и.п.

¨ Исходное положение встать на четвереньки (мяч положить под живот). Поднять руку и противоположную ей ногу, вернуться в и.п. Повторить то же с другой рукой.

¨ И. П. — лежа на спине, ноги положить на мяч. Руки вдоль туловища. Опираясь на руки, поднять тело над полом, не прогибаясь. Поднять одну ногу над мячом, затем другую.

¨ И. п.— сесть на мяч. Движение вперед ногами, при этом туловище опирается сзади на мяч, а мяч катится вперед (прогиб в бедрах и коленях). Выпрямить колени, поднять руку над головой и потянуться к полу.

Заключительная часть.

¨ И.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.