Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-10-11 | 245 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для характеристики самооценки и системы ценностей наиболее показательны ответы па вопрос о желаниях, которые загадало бы придуманное животное (тест "Несуществующее животное'"). В большинстве случаев в ответах на этот вопрос наблюдается прямая проекция, г. е. их можно рассматривать как относящиеся к самому ребенку. В этом смысле очень показательны ответы типа "стать красивее", "чтобы было много друзей", "стать человеком" (ощущение своей некоторой ущербности, неполноценности). Любые упоминания о "материальном положении" животного (иметь много еды, хороший дом, много денег - при антропоморфности животного) говорят о значимости материальных ценностей. Ответы типа "чтобы на земле был мир", "чтобы никто не болел" и т.п. не говорят ни о чем, кроме стремления ребенка произвести хорошее впечатление на проверяющего (впрочем, само это стремление типично для хорошо социализированных детей).
Об интересе к сексуальной сфере говорит изображение половых органов, женской груди, независимо от гот, как они названы и названы ли вообще (например, если про изображение, по форме и местоположению соответствующее женской груди, скачано, что это "выпуклые глаза на теле", то это не отменяет его значения как сексуального символа; однако в этом случае важно, чтобы психолог не приписал ребенку свои собственные проекции). В качестве сексуальной символики рассматривается также хвост (особенно если он имеет соответствующую форму), вымя, подчеркнутая волосатость животного. Повышенный интерес к сексуальной сфере может проявляться также в подробном рассказе о рождении детенышей и вообще в подчеркивании темы размножения (особенно если в рассказе об образе жизни животного этa тема предшествует теме питания и места, где оно живет). Указание на бесполые формы размножения (почкование, деление), как правило, свидетельствует о напряженном и внутренне конфликтном отношении к сексуальной сфере.
|
О рисунке человека интерес к сексуальной сфере проявляется в любом выделении первичных или вторичных половых признаков. Это может быть усиленный нажим на карандаш, большее, чем на рисунке в целом, количество стираний и исправлений, особо тщательное вырисовывание женской груди или бедер, подробная прорисовка мужской мускулатуры, особо широкие бедра у женской фигуры и преувеличенно широкие плечи - у мужской. Значимость сексуальной сферы проявляется также в особо тщательной прорисовке губ, ресниц, прически, в изображении украшений (серьги, кольцо, кулон). О высоком интересе к сексуальной сфере говорит изображение человека обнаженным (речь идет о пластическом изображении, а не о схеме, на которой одежда отсутствует из-за низкой техники рисования). Так же интерпретируется изображение провокативной одежды (с особо большим декольте, подчеркнутым разрезом па юбке и т.п.).
Интерес к сексуальной сфере совершенно естественен для подросткового и юношеского возраста. Если же он в выраженной форме проявляется в более младшем возрасте, то желательно установить его источник. Скажем, если на проблеме деторождения фиксируется ребенок, у которого недавно родились (или скоро должны родиться) браг или сестра, то такая фиксация вполне нормальна и не должна вызывать беспокойства. Однако даже в этом случае чрезмерно грубая сексуальная символика свидетельствует о напряженности данной сферы для ребенка. Тем более важно понять причины высокого сексуального интереса, когда для них нет очевидного биографического основания. Помочь в выяснении этих вопросов могут, в частности, "большие" проективные методики (ТАТ или CAT).
|
Особенности сферы общения.
Первоначальную информацию об особенностях сферы общения дает методика "Два дома". Результаты этой методики интерпретируются "впрямую", без символической дешифровки. Анализируются и количественные показатели: сколько людей ребенок готов поселить в свой дом, и, особенно, качественные: кого именно он 'гуда поселяет и в какой последовательности. Естественно, интересен вопрос о том, поселит ли он туда своих родителей, братьев и сестер; попадут ли в число новоселов одноклассники и другие сверстники; будет ли названа учительница и в какой дом она будет поселена. Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то проверяющий может о нем спросить: ''Мы пока никуда не поселили бабушку (учительницу). А ведь ей надо где-то жить." Недопустимы никакие уточнения типа: "А бабушку ты поселишь вместе с собой или отдельно?" Вообще, по ходу проведения методики больше ни разу не напоминается, что сам ребенок ''живет в красном доме", что этот дом особенно хорош и т.п. Все это говорится только один раз в самом начале.
Основные методики, на основе которых делаются выводы о ситуации в сфере семейных отношений, - это рисунок семьи и "Семья животных". При анализе оцениваются размер фигур, особенности их расположения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется состав нарисованной и реальной семьи ребенка. Сели в семье животных изображено несколько детей, то важно выяснить, с кем из них идентифицируется ребенок. Довольно часто это проявляется в словах, когда одного из изображенных детей он называет "ребенок", а другого - "сестра" или "брат". Если в действительности у обследуемого мальчика есть старшая сестра, а в семье животных изображено двое детей, причем один из них назван "старшим братом", а другой - "младшей сестрой", то. скорее всего, ребенок идентифицируется с тем, кого он назвал "младшей сестрой" (отношения старшинства обычно более значимы, чем пол).
Показателями благоприятной семейной ситуации служат: изображение всех членов семьи, общая деятельность членов семьи или контакт между ними (соприкасающиеся руки), адекватные соотношения между ними по величине (ребенок меньше родителей, по различие не слишком велико).
|
1) Размер фигур.
Бывает, что в рисунке реальной семьи и/или семьи животных все фигуры изображены очень маленькими или очень большими, в других рисунках, соответствующие изменения размера отсутствуют. Это дает основания предполагать, что соответствующие особенности эмоционального состояния связаны именно с семейной сферой. Если размеры рисунков уменьшены, то это значит, что ассоциации, относящиеся к своей семейной ситуации, вызывают у ребенка подавленное, депрессивное состояние. Если размеры резко увеличены, то, следовательно, семейная тематика связана с переживанием тревоги.
Относительная величина изображенной фигуры (но отношению к другим членам семьи) отражает степень значимости данного члена семьи в восприятии ребенка. Так, изображение родителей очень большими, а себя - очень маленьким говорит о том, что ребенок ощущает себя подавленным или заброшенным. Нередко.это происходит в тех случаях, когда родители действительно оказывают на него сильное давление, когда они повышенно требовательны или чрезмерно его опекают (для ситуации гиперопеки наиболее типично очень крупное изображение матери). Изображение кого-либо из родителей особо маленьким интерпретируется как представление о его малой значимости в семье. Например, папа, проводящий целые дни на работе и почти не появляющийся дома, нередко изображается маленьким, поскольку в семье он воспринимается ребенком как фигура второстепенная. При конкурентных отношениях с братом или сестрой они также часто изображаются особо маленькими (намного меньшими, чем должны были бы быть в соответствии с их реальным нозрастом). Иногда, если ребенок считает, что родители предпочитают ему брата или сестру, они, напротив, изображаются значительно большего размера, чем он сам.
Изображение себя самым высоким говорит о претензиях ребенка на лидирующее положение в семье. Оно часто встречается у избалованных детей, привыкших командовать взрослыми. Однако подобные рисунки не обязательно говорят о том, что ребенок реально играет в семье главенствующую роль; они могут свидетельствовать о том. что ребенок лишь стремится к такой роли. Доминирование собственной фигуры на рисунке может достигаться разными средствами: выдвижением себя на передний план с отодвиганием остальных па задний, помещением себя на какое-нибудь возвышение (на стул, па горку), изображением на себе высокой шапки (верх которой оказывается верхней точкой рисунка) и т.п.
|
2) Расположение фигур на листе.
Прежде всего определяется, имеется ли между изображенными членами семьи какой-либо контакт. Это может быть физический контакт (соприкасающиеся руки или тела) или же какая-то общая деятельность. Изолированность фигур друг от друга - показатель недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье. Если изолирована только одна какая-либо фигура, то это, скорее всего, отражает слабую связь данного члена семьи с остальными. Изображение себя отдельно от остальных - свидетельство ощущения своей изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответствует действительности). При серьезных нарушениях внутрисемейного общения фигуры разных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, помещены в разных комнатах или же рисуются на разных листах.
Иногда встречается сверхплотное расположение фигур, когда они частично перекрывают друг друга. Это говорит либо о том, что в семье действительно сверхтесные связи, либо о потребности ребенка в таких связях (чаще всего одно сочетается с другим: привыкнув к сверхтесному контакту, ребенок уже не может обходиться без него в силу недостатка самостоятельности). Повышенная плотность расположения фигур часто встречается в неполных семьях, поскольку в таких семьях у родителя часто возникает чрезмерная "замкнутость" на детях.
Интервалы между фигурами более или менее соответствуют близости отношений. Например, если ребенок изобразил две пары: себя рядом с сестрой и отдельно - родителей, стоящих один рядом с другим, то это может говорить о том, что дети в семье в значительной мере живут своей, отдельной от родителей жизнью. Полезно посмотреть, кого из членов семьи ребенок поместил рядом с собой. Обычно это тот, с кем автор рисунка ощущает наибольшую близость.
3) Последовательность изображения членов семьи.
Первым обычно изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка. В отличие от величины изображения, отражающего отношения доминирования ("кто в семье главнее"), последовательность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка, а не вообще в семье. От расположения рядом с собой, отражающего эмоциональную близость, последовательность изображения отличается тем, что значимость может определяться чисто бытовыми обстоятельствами (например, тем, кто проводит с ребенком больше всего времени) и не соответствовать эмоциональному отношению ребенка к данному человеку.
|
Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь.
4) Поза, выражение лица, детализированность.
При анализе позы персонажей используются те же критерии, что и в методике "Рисунок человека", только на этот раз они должны быть отнесены не к самому ребенку, а к его восприятию того персонажа, поза которого анализируется. Так, сели ребенок изобразил одного из членов семьи в экстравертной позе, а другого — в интровертной, то это означает, что именно так он их и воспринимает (очень часто, хотя и не всегда, это восприятие оказывается вполне адекватным). Если все члены семьи изображены в одинаковой позе, той же, что и в методике "Рисунок человека", то это, скорее всего, проявление идентификации ребенка с другими членами семьи, приписывания им собственных особенностей.
Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преувеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивности по отношению к ребенку или импульсивности (взрывчатости).
Изображение кого-либо со спины - показатель конфликтного отношения. Если ребенок изображает со спины себя самого, то это свидетельствует либо о конфликтном отношении к семье в целом, либо о чувстве своей отвергнутости, неприятия другими членами семьи. Так же трактуется изображение в профиль, если оно повернуто не к другим членам семьи, а от них.
Выражение лиц изображенных членов семьи может отражать либо чувства ребенка по отношению к ним (улыбка -- положительное отношение, мрачная гримаса - негативное или двойственное отношение), либо представления ребенка об отношении к нему. Большой рот, особенно с зубами -признак того, что данный член семьи проявляет по отношению к ребенку вербальную агрессию (часто на него кричит).
Степень детализированности рисунка - показатель эмоционального отношения к данному члену семьи. Наиболее любимые члены семьи рисуются подробнее, с большим количеством деталей, чем менее любимые
5) Соотношение состава реальной и нарисованной семьи.
Отсутствие какого-либо члена семьи говорит либо о том, чго он мало значим для ребенка, либо (чаще) о конфликтных отношениях ребенка с ним, негативных эмоциях по отношению к нему (это не значит, что эмоции чисто негативны: они могут быть амбивалентными, т. е. двойственными). Часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что обычно связано с конкурентностью отношений.
Отсутствие на рисунке себя - частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженным. Степень выраженности этого ощущения проверяется с помощью вопроса: "'А ты никого не забыл?" Если ребенок так и не вспоминает, что он не нарисовал себя, то следует более прямой намек: "Я точно знаю, что ты еще кого-то не нарисовал". Если и.это не приводит к дополнению рисунка, то проверяющий впрямую говорит: "Ты забыл нарисовать себя". Бывает, что даже после прямого указания ребенок уходит от изображения себя, обьясняя, что "не осталось места", что себя он может нарисовать на другом листе и т.п. Это свидетельствует о весьма сильном чувстве отверженности.
Появление "дополнительных" членов семьи (отсутствующих и реальности) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то ущербную. Чаще всего дополнительной фигурой оказывается отец, который ii реальной семье отсутствует. В таких случаях можно полагать, что у ребенка очень сильно желание иметь отца, полную семью.
6) Предметы.
Изображение большого количества предметов (мебель, степы комнаты, деревья, если семья изображена в лесу) обычно встречается в тех случаях, когда в семье ослаблены и формализованы контакты, недостаточен уровень эмоционального общения. В этом отношении особенно показательны рисунки, которые начинаются не с изображения людей, а с изображения различных предметов. Аналогичные рисунки встречаются и у аутизированных детей: в этом случае недостаток эмоционального общения обусловлен не семейной атмосферой, а неспособностью ребенка к такому общению.
7) Животные,
Важный дополнительный показатель, имеющийся в тесте "Семья животных» - это то животное, в виде которого изображен тог или иной член семьи. При интерпретации следует опираться на те общекультурные ассоциации, которые связаны с изображенными животными. Так, изображение кого-либо из членов семьи в виде насекомого (муравья, мухи...) подчеркивает сто малую значимость в семье. Упрямые, "колючие" лети часто изображают ребенка и виде ежа. Змея или червяк, как правило, символизируют эмоциональную холодность, а нередко - негативное отношение (если таким образом изображен ребенок, то это может быть проявлением чувства своей отверженности в семье). Хищные животные (тигр, волк) совсем не обязательно символизируют агрессию. Часто они отражают лишь представление о силе и активности. В отличие от этого, крокодил - безусловный символ агрессии. Изображение родителей в виде особо крупных животных (слон, бегемот, носорог) характерно для детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки и испытывающих сильное давление со стороны родителей.
8} Данные, получаемые по другим тестам.
Некоторую информацию о семейных отношениях ребенка могут давать такие тесты как рисунок дома и рисунок дерева. Так, в ответе на вопрос о том. кто живет в доме, нередко проявляется стремление избавиться от чрезмерной опеки родителей. В этом случае обычно утверждается, что в доме живет ребенок, причем его родители не упоминаются.
Корни дерева интерпретируются как показатель отношения ребенка к своему прошлому и к семье ("корням" в широком смысле слова). При наличии опорной линии, изображающей землю, отсутствие на рисунке корней нормально. Если же опорная линия отсутствует, а дерево изображено как бы обрезанным снизу (без корней и без расширения ствола в нижней части), та это рассматривается как признак слабой бытовой ориентации, отсутствия серьезной привязанности к дому и семье. Чрезмерно большие, подробно вырисованные корни скорее свидетельствуют об острой потребности в опоре и привязанности, чем об их наличии. Очень показательны подробно вырисованные корни без изображения земли или висящие над землей. Подобные рисунки часто встречаются у беженцев, эмигрантов и других детей, лишившихся привычной почвы.
Часть III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!