Тема 1. Строение растительной клетки — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1. Строение растительной клетки

2017-10-11 2838
Тема 1. Строение растительной клетки 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Чухлебова Н.С.

 

БОТАНИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПОАНАТОМИИ РАСТЕНИЙ

для лабораторных и самостоятельных работыбакалавров биологических направлений

 

Факультет___________________________________________

Курс________________________________________________

Группа_______________________________________________

Ф.И. О студента_______________________________________

 

Ставрополь

АГРУС

 

 

ББК

 

Чухлебова Н.С.

Ботаника: рабочая тетрадьпо анатомии растений для лабораторных и самостоятельных работы бакалавров биологических направлений / Н.С. Чухлебова; Ставропольский государственный аграрный университет: - Ставрополь: АГРУС, 2017.- 92с.

 

 

Рабочая тетрадь входит в серию методических разработок способствующих овладению студентами теоретическими и практическими основами материала, приобретению навыков самостоятельной работы и исследовательской работы, активному усвоению знаний по разделам: «Цитология», «Гистология» и «Анатомия растений».

Для использования во время лабораторных и самостоятельных занятий и в качестве контроля знания студентов бакалавров.

 

 

Введение

Данная тетрадь предназначена для лабораторных занятий и самостоятельной работы по дисциплине ботаника. Анатомия растений представляет собой раздел ботаники, в котором рассматривается внутреннее микроскопическое строение органов растений. Термин «анатомия», от греческого слова «анатоме», означает рассечение и указывает на метод изучения строения органов растений на тканевом и клеточном уровнях.

Лабораторные занятия по анатомии растений знакомят студентов с разнообразием строения клеток и тканей, составляющих вегетативные органы растений в связи с их выполняемыми функциями.

Для выполнения лабораторных работ студент должен иметь набор цветных карандашей или фломастеров: зеленый, синий, желтый, красный,коричневый и черный. На рисунках клеточные стенки закрашиваются: синим цветом –целлюлозные оболочки, красным – одревесневшие, коричневым – опробковевшие. Каждый рассмотренный с использованием микроскопа объект, представлен в тетради в виде рисунка, обозначения которого необходимо расшифровать пояснительными надписями. Под рисунками необходимо сформулировать выводы с использованием знаний теоретического материала и вопросов для самоконтроля.

Цитология - учение о клетке, раздел ботаники изучающий строение, развитие и жизнедеятельность клетки в целом и ее составных компонентов в отдельности. Клетка является основой развития, строения, жизнедеятельности и размножений всех растений, грибов и бактерий. Она является результатом длительной биологической эволюции и имеет симбиотическое происхождение.

В разделе «Гистология» - учение о тканях студенты должны получить практические знания о строении тканей, составляющих органы растений. Приготовление препаратов по тканям, и рассмотрение их под микроскопом - это активный метод исследовательской работы, направленной на закрепление теоретических знаний.

Для сравнения особенностей строения различных типов тканей, их функций и топографии (расположения в растениях) нами составлены контролирующие программы в виде таблицы, заполнение которых составляет самостоятельную работу студента. Правильность их заполнения позволяет преподавателю проследить усвоение студентами изучаемого материала и оценить их знания. Выполнение работы по основным, механическим и выделительным тканям построено в виде инструктивных карт, в которых четко описана последовательность выполнения заданий. Эти темы разработаны для самостоятельной работы студентов и вне лабораторных занятий.

Внимательное рассмотрение рисунков, приведенных в данной тетради, и самостоятельные расшифровки обозначений рисунков помогут лучше понять и запомнить учебный материал. Рассмотрение временного или постоянного препарата не только способ фиксирования результатов наблюдения, но и активный метод исследования.

Знание микроскопического строения органов растений необходимо для понимания процессов,протекающих в органах,тканях и клетках.Для совершенствования обучения студентов, активации их работы на лабораторных занятиях в конце каждой темы разработаны вопросы для самоконтроля знаний и составления выводов по каждому заданию. Для самостоятельной работы и контроля знаний студентов по разделам разработаны глоссарий и контрольные тесты.

Данная тетрадь предназначена для лабораторных и внеаудиторных работ по анатомии растений для направлений:35.03.04 - «Агрономия», 35.03.04«Защита растений», 35. 03.04 «Плодоовощеводство», 35.03.10 - «Ландшафтная архитектура»,очной и заочной формы обучения.

 

Дата занятия____________________________________

РАЗДЕЛЦИСТОЛОГИЯ

Содержание работы

Задание 1. Ознакомиться с устройством микроскопа и методикой микроскопирования. Указать на рис.1: А)оптические части (окуляр, объективы малого и большого увеличения, осветительное устройство: конденсор и зеркало); Б) механические части микроскопа (тубус, револьвер, тубусодержатель, предметный столик, тубусодержатель, штатив, винты: грубой наводки, микровинт, винт осветительного устройства). Выписать последовательность методики микроскопирования и работы с микроскопом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис.1. Микроскоп МБР-1:

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Рассмотреть под микроскопом строение растительной клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука. Временный препарат приготовит с водой, а затем с йодом. На рис.2 указать органоиды протопласта, видимые в оптический микроскоп: ядро, ядрышки, цитоплазму и производные протопласта: клеточную стенку, вакуоль. Окрасить ядро коричневым цветом, цитоплазму желтым, клеточную стенку синим. В выводах объяснить почему? Ответить на вопросы для самоконтроля. Вписать латинское название вида Лук репчатый -_________________________________

 

Рис.2. Строение клетки эпидермиса сочной чешуи лука __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Письменно ответить на вопросы:

1.Каково устройство оптической части микроскопа?

2.Какие детали относятся к механической части микроскопа?

3. В чем сущность клеточной теории?

4. Что такое протопласт, и какие его составные части?

5. Какими мембранами ограничена цитоплазма?

6. Каково строение биологической мембраны?

7. Какие компоненты клетки кожицы лука являются неживыми и относятся производным протопласта?

8.Что такое вакуоль и чем она заполнена?

9. Опишите отличительные особенности клеток растений от животных?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Дата занятия____________________________

ТЕМА 2. ПЛАСТИДЫ - ОРГАНЕЛЛЫ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДЛЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК

План:

1. Исследовать формы растительной клетки и хлоропласты в листе мха Мний.

2. Рассмотреть хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов шиповника (Rosacanina).

3. Рассмотреть лейкопласты в клетках эпидермы листа традесканции (Tradescantiaviridis, T.virginica).

Содержание работы

Задания1. Рассмотреть временный препаратлиста мха Мнийпри малом и большом увеличениях микроскопа, ознакомится с формами растительных клеток. Обратить внимание на форму и цвет хлоропластов. Выполнить обозначения на рис. 3: паренхимные и прозенхимные формы клеток, хлоропласты, цитоплазму, клеточную стенку и выполнить выводы.

Рис. 3.Формы клеток и хлоропласты листа мха (Mnium)

__________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания 2. Рассмотреть на временном препарате хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов шиповника при помощи микроскопа. Выполнить обозначения на рис. 4: хромопласты, ядро,цитоплазма, вакуоль, клеточная стенка.Вписать латинское название вида -

Роза собачья (шиповник)_______________________________________

Рис. 4. Клетки зрелых плодов: А – шиповник(Rosa), Б – ландыш (Convallaria),В –рябин (Sorbus), Г- боярышник (Crataegus)

____________________________________________________________________________________________________________________________________Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания 3. При малом и большом увеличении микроскопа рассмотретьвременный препарат с клетками эпидермы листа традесканции. Выполнить обозначения на рис. 5.,указать лейкопласты, ядро, цитоплазму, вакуоль, клеточную стенку.

 

 


Рис.5.Лейкопласты в клетках эпидермы листа традесканции(Tradescantia)

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Письменно ответить на вопросы:

1. К каким двум группам можно отнести все разнообразие клеток по форме?

2. Какие пластиды имеются в клетках зеленых растений?

3. В каких органах растений чаще всего можно встретить

хромопласты?

4. Какие пигменты имеются в хромопластах?

5. Чем обусловлена форма хромопластов?

6. Каково субмикроскопическое строение хлоропластов?

7. Функция лейкопластов, на какие три группы делят лейкопласты?

8. Какие взаимопревращения возможны между пластидами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата занятия________________________

ТЕМА 3. ЗАПАСНЫЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И

КРИСТАЛЛЫ ОКСАЛАТА КАЛЬЦИЯ

План:

1. Крахмальных зерен в клубнях картофеля (Solanumtuberosum).

2. Алейроновые зерна в клетках эндосперма зерновки пшеницымягкой (Triticumaestivum) или пшеницы твердой (Triticum,durum).

3. Кристаллы щавелевокислого кальция в сухих чешуях лука (Alliumcepa).

Содержание работы

Задание 1. Приготовить временный препарат крахмальных зерен картофеля с водой, рассмотреть их при малом и большом увеличении, затем подействовать йодом в йодистом калии. Выполнить обозначения на рис. 6: указать простые, полусложные и сложныекрахмальные зерна картофеля и овса.Вписать латинское название вида – Картофель, паслен клубненосный______________________________________________________

Рис.6. Крахмальные зерна картофеля (Solanum) и овса(Avena)

__________________________________________________________________

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Рассмотреть на готовом препарате алейроновые зерна в клетках эндосперма зерновки пшеницы.Выполнить обозначения на рис.7. указать клетки эндосперма с крахмальными зернами, околоплодник, семенную кожуру, алейроновый слой клеток с алейроновыми зернами, ядро, крахмальные зерна. Вписать латинские названия видов:

Пшеница мягкая _____________________________________________,

Пшеница твердая______________________________________________

Рис. 7. Алейроновые зерна эндосперма зерновки пшеницы (Triticum)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Приготовить временный препарат из сухих чешуй лука и рассмотреть при малом увеличении микроскопавключения вакуолей - кристаллы щавелевокислого кальция. Выполнитьобозначения на рис. 8., указать рафиды в клетках сухой чешуи лука, друзы, вакуоль, цитоплазму, клеточную стенку.

Рис.8. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Письменно ответить на вопросы:

1. Укажите группы запасных питательных веществ.

2. В каких органах растений локализуются запасные питательные вещества?

3. В чем разница между первичным и вторичным крахмалом?

4. Чем отличаются простые алейроновые зерна от сложных? У каких растений они встречаются?

5. Как образуются алейроновые зерна?

6. Каков биологический смысл образования кристаллов щавелевокислого кальция в клетке?

7. Какая форма кристаллов щавелевокислого кальция характерна

для двудольных растений, для однодольных растений?

8. В какой форме и где откладываются запасные жиры?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата занятия_____________________________

Содержание работы

Задание 1. Приготовить временный препарат из внутриплодника перца. При малом и большом увеличении рассмотреть строение клеточной стенки внутриплодника перца. Выполнить обозначения на рис. 9., указать первичную стенку серединную пластинку, вторичную стенку, простые поры вид сверху, простые поры вид сбоку, ядро, цитоплазму, вакуоль.

 

 


Рис.9. Строение клеточной стенки

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Рассмотреть готовый препарат с окаймленными порами в клетках древесины сосны (Pinussylvestris). Выполнить обозначения на рис. 10., указать вторичную стенку, окаймленныепоры (вид сбоку), замыкающую пленку, торус,окаймленные поры (вид сверху), первичную стенку.

Вписать латинское название вида:

Сосна обыкновенная _____________________________________

 

Рис.10. Окаймленные поры в клетках древесины сосны(Pinus)

________________________________________________________________________________________________________________________________________Выводы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Провести исследования по определению типа видоизменения клеточной стенки различных объектов.

Присутствие целлюлозы, лигнина, суберинав объектах: вата, древесные палочки, пробка, полоски фильтровальной и газетной бумаги устанавливают при помощи специальных реакций.

Сначала проводят цветную реакцию на целлюлозу. Изготавливают два препарата из волосков семян хлопчатника: один в капле воды, а другой - в капле хлор-цинк-йода (реактив на целлюлозу). На полоску фильтровальной бумаги капнутьхлор-цинк-йода. Обратить внимание, в какой цвет окрасились вата и фильтровальная бумага под действием хлор-цинк-йода.

На древесные палочки капнуть флороглюцином, а затем соляной кислотой. Другой реактив на лигнин - раствор сернокислого анилина. Установите, в какой цвет окрасились одревесневшие оболочки клеток, пропитанные лигнином под действием этих реактивов.

Капнув реактивом хлор-цинк-йодом и флороглюцином с соляной кислотой на кусочки фильтровальной и газетной бумаги, сделайте заключение об их химическом составе.

В стенках клеток покровной ткани-пробки откладывается суберин, вследствие чего происходит опробковение. На свежий срез пробки капнуть каплю красителя судан III.Сделайте заключение, в какой цвет окрасились оболочки клеток пробки.

Для ознакомления с минерализацией клеточной стенки проводите пальцами по листьям и стеблям гербарных или живых образцов осок, злаков и хвощей. Стенки наружных клеток этих растений инкрустированы соединениями кремния. Каким свойством обладают органы растений, оболочки клеток которых пропитаны солями кальция и кремния?

Выводы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Письменно ответить на вопросы:

1. Каковы функции клеточной стенки?

2. Химический состав и структура первичной клеточной стенки.

3. Химический состав и структура вторичной клеточной стенки.

4. Что такое поры и поровый канал, для чего они служат

5. Что такое интуссусцепция и аппозиция?

6. Какие вещества вызывают видоизменения клеточной стенки?

7. Какими реактивами и красителями можно обнаружить вещества, вызывающие видоизменения стенки клетки?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГЛОССАРИЙ

(по разделу цитология)

Алейроновые зерна(греч. aleyron - мука) - твердые протеиновые зерна из запасных белков в клетках семян многих растений.

Алкалоиды - азотистые соли органических кислот, содержащиеся в клеточном соке растений; они бесцветны и выполняют защитную функцию, оберегая растения от поедания животными и заражении грибными и вирус­ными болезнями.

Амилопласты - пластиды (лейкопласты), образующие крахмал и со­держащие запасной крахмал.

Антибиотики - вещества биологического происхождения, подавляю­щие рост и развитие или убивающие микроорганизмы.

Аппозиция (лат.арроsitio - прикладывание) - рост наложением, утолщение клеточной стенки за счет наслаивания мицелл (волокон) целлю­лозы, вырабатываемых протопластом.

Ауксины - вещества, гормоны, усиливающие, стимулирующие рост растений.

Вакуоля (лат. vacuum- пустота) - полость в цитоплазме клетки, заполненная клеточным соком.

Витамины (лат. vita- жизнь; греч.) - группа органиче­ских веществ, вырабатываемых растением, которые в ничтожно малых количествах необходимы для жизни и нормального развития человека и живот­ных.

Геалоплазма (греч. gуа1оs - прозрачный камень, стекло) – основная плазма, матрикс, прозрачное однородное вещество цитоплазмы, в которое погружены органоиды.

Диктиосомы (греч. dyktyon- сеть; sоmа - тело) - элементы аппарата Гольджи, иногда весь аппарат.

Друзы - кристаллы, сросшиеся одним концом с общим основанием.

Интуссусцепция - рост внедрением, рост и утолщение клеточной стенки путем внедрения между старыми частями новых частиц (молекул) вещества клеточной стенки, вырабатываемых цитоплазмой.

Кариоплазма - протоплазма ядра, состоящая из кариолимфы и хроматина.

Каротин (лат.сarota - морковь) - желто-оранжевый пигмент, содержащийся в пластидах растений; вместе с другими пигментами желтой, оран­жевой или красной окраски образует группу каротиноидов.

Кристы - гребневидные складки внутренней мембраны у митохонд­рии.

Ксантофилл (греч. xanthos - желтый; phyllon- лист) желтый пиг­мент; находится наряду с каротиноидами в хлоропластах и хромопластах.

Лейкопласты (греч. lеukos - белый) - бесцветные пластиды, в которых образуется и откладывается вторичный (запасной) крахмал.

Лигнин ( лат. lignum- древесина) - органическое вещество, пропиты­вающее клеточные стенки при одревеснении.

Мацерация (лат. mасеrato - размягчение) - разъединение клеток ткани в результате разрушения межклеточного вещества.

Мезоплазма (греч. mеsos - составляющий середину, средний) - основная масса цитоплазмы, ограниченная от клеточной стенки плазмалеммой и от вакуолей-тонопластом.

Мицеллы (греч. mуkes гриб) - пучки молекул клетчатки (целлюлозы) как самый малый структурный элемент клеточной стенки растений; пучки мицелл образуют микрофибриллы, затем фибриллы.

Олеопласты (лат.о1еum - масло оливковое) - бесцветные пластиды (лейкопласты), в которых накапливается масло.

Органоиды - постоянные части живой клетки, выполняющие опреде­ленные функции в ее жизнедеятельности.

Паренхимные клетки - форма клеток, имеющих более или менее одинаковые размеры в длину, ширину и толщину.

Пигменты (лат. pigmentum- окраска, красящее вещество) - вещество различной окраски, имеющиеся в пластидах и клеточном соке растений.

Плазмалемма - внешняя, прилегающая к клеточной стенке мембрана цитоплазмы.

Плазмодесмы - трубочки эндоплазматической сети (тяжи цитоплаз­мы), проходящие через поры клеточных стенок и связывающие протопласты двух соприкасающихся клеток.

Протеопласты - пластиды, в которых осуществляется синтез простых белков, относятся к группе лейкопластов.

Рафиды - пучки (пачки) игловидных кристаллов в растительной клетке.

Суберин (лат. suber- пробка) - жироподобное вещество, состоящие из глицеринов, феллоновой и пробковой кислот и пропитывающее вторичные оболочки клеток при опробковении.

Тургор (лат. turgere- быть набухшим, налитым) - напряженное со­стояние клеточной оболочки, растягиваемой под давлением на неепротопла­ста.

Ферменты (лат. fermentus- закваска, бродильное начало) - биологиче­ские катализаторы белковой природы, обладающие большой активностью и специфичностью действия, во много раз ускоряющие все биологические процессы в клетке.

Фитогормон (греч.рhуtоn- растение;hоrmао побуждать, возбуждать) - физиологические вещества, вырабатываемые протопластом, способные диффундировать через клеточную оболочку и усиливать физиологические процессы.

Фитонциды (греч.рhytоn- растение; саеdos- убивать) – выделяемые высшими растениями летучие вещества, способные убивать или подавлять жизнедеятельность микроорганизмов.

Целлюлоза (лат. cellula- каморка, клетушка) - клетчатка, полисахарид, являющийся главной составной частью стенок (оболочек) растительных кле­ток.

Вариант 1.

Внимательно прочитайте вопросы и выберите один правильный ответ

  Вопросы Варианты ответов
1.. В каких органоидах клетки синтезируются жиры? 1. Рибосомы. 2. Хлоропласты 3. Эндоплазматическая сеть.
2. Какая органелла цитоплазмы имеют не мембранное строение? 1. Митохондрии. 2. Рибосомы. 3. Аппарат Гольджи.
3. Где образуются субъединицы рибосом? 1. Цитоплазма. 2. Вакуоль.3. Ядро.
4. Где в митохондриях находятся молекулы ДНК, РНК, рибосомы? 1. Наружная мембрана. Матрикс.3. Кристы.
5. В какой из мембран хлоропласта локализованы пигменты хлорофилл и каротиноиды? 1. Строма. 2. Наружная мембрана 3. Мембраны тилакоидов.
6. В какой части ядра находится молекула ДНК? 1. Ядерный сок. 2. Хромосомы. 3. Ядерная оболочка.
7. Какой тип деления характерен для вегетативных клеток? 1. Амитоз. 2. Митоз.3. Мейоз.
8. Какую функцию выполняют митохондрии? 1. Биосинтез углеводов. 2. Фотосинтез.3. Дыхание
9. В каком виде откладывается запасной белок? 1. Крахмальные зёрна. 2. Алейроновые зёрна 3. Зернистая цитоплазма.
10. Какое вещество вызывает одревеснение клеточной стенки? 1. Суберин. Кутин. 2. Лигнин.

 

Вариант 2.

Внимательно прочитайте вопросы и выберите один правильный ответ

№ п./п. Вопросы Варианты ответов
1. В результате, какого процесса органические вещества образуются из неорганических? 1. Синтез АТФ. 2. Биосинтез белка. 3. Фотосинтез.
2. В каких органеллах происходит биосинтез белка? 1. Рибосомы. 2. Митохондрии. 3. Хлоропласты.
3. К какой группе веществ относятся рибоза и дезоксирибоза? 1. Белки. 2.Жиры.3.Углеводы.
4. Где в клетке накапливается пигмент антоциан? 1. Цитоплазма. 2. Вакуоль. 3. Хромопласты
5. Какая ядерная структура несет наследственные свойства организма? 1. Ядерный сок.2.Ядрышко. 2. Хромосомы.
6. Сколько клеток образуется при мейозе? 1. Две. 2. Три. 3.Четыре
7. Какие углеводы относятся к полисахаридам? 1. Сахароза. 2.Глюкоза. 2. Крахмал
8. Какую функцию выполняют хлоропласты? 1. Дыхание. 2.Биосинтез белков. 3.Фотосинтез.
9. Где в клетке накапливаются дубильные вещества, нитраты, нитриты? 1.Клеточный сок. 2. Цитоплазма. 3.Пластиды.
10. Какое вещество вызывает опробковение клеточной стенки? 1. Лигнин. 2.Суберин. 3. Кутин.

 

Вариант 3.

№ п./п. Вопросы Варианты ответов
1. В каких органеллах синтезируется первичный крахмал? 1. Мембраны эндоплазматической сети. 2.Хлоропласты. 3. Митохондрии.
2. Чему соответствует информация одного триплета ДНК? 1. Белок. 2.Аминокислота. 3.Ген.
3. Какая мембрана цитоплазмы граничит с клеточным соком? 1. Плазмолемма. 2.Тонопласт. 3. Мембрана ЭПС
4. В каких органоидах синтезируются пигменты: каротин и ксантофилл? 1. Хлоропласты. 2. Хромопласты. 3. Лейкопласты.
5. Какую функцию выполняют рибосомы? 1. Биосинтез жиров. 2. Биосинтез углеводов. 3. Биосинтез белков.
6. Какой набор хромосом имеют клетки образованные при митозе? 1. Гаплоидный.2.Диплоидный. 3. Полиплоидный.
7. Какие полисахариды характерны для оболочек клеток? 1. Целлюлоза. 2.Хитин. 3. Гликоген.
8. Какую функцию выполняют лейкопласты? 1. Фотосинтез. 2.Биосинтез белка. 3. Накопление запасных веществ.
9. Какое вещество вызывает ослизнение клеточной стенки? 1. Кутин. 2.Вода. 3.Соли кальция.
10. Что такое мацерация? 1. Соединение клеток. 2. Разрушение клеток. 3. Разъединение клеток.

Вариант 4.

№ п./п. Вопросы Варианты ответов
1. Какие соединения являются мономерами молекул белка? 1. Глюкоза. 2.Глицерин. 3. Аминокислота.
2. С какой из структур ядра связано образование всех видов РНК? 1. Ядерная оболочка. 2. Хромосомы. 3.Ядрышко.
3. Какая мембрана цитоплазма граничит с клеточной оболочкой? 1. Плазмолемма. 2.Тонопласт. 3. Мембрана ЭПС.
4. К какой группе органелл относятся пластиды? 1. Одномембранные. 2. Двумембранные. 3. Не мембранные.
5. Какую функцию выполняют митохондрии? 1. Фотосинтез. 2. 2.Дыхание. 3.Биосинтез жиров.
6. Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта? 1. Тилакоиды. 2. Строма. 3. Кристы.
7. В каких пластидах накапливается запасной крахмал? 1. Хлоропласты. 2. Лейкопласты. 3. Хромопласты.
8. Где накапливается в клетке запасные масла? 1. Клеточный сок. 2. Цитоплазма. 3. Аппарат Гольджи.
9. Какое вещество вызывает минерализацию клеточной стенки? 1. Лигнин. 2.Суберин. 2. Соли кальция и кремния.
10. Где в клетке накапливаются алкалоиды, гликозиды и дубильные вещества? 1. Цитоплазма. 2. Клеточный сок. 3. Пластиды.

Дата занятия____________________________

ТЕМА 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

План:

1. Цикл митоза в клетках кончика корня лука репчатого (Allium сера).

2. Строение верхушечной почки элодеи (Elodeaanadensis).

3. Ознакомится с верхушечной меристемой кончика корня пшеницы мягкой (Triticumaestivum).

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть при малом и большом увеличении микроскопа готовый препарат кариокинеза в клетках кончика корня лука репчатого (Allium сера), передвигая препарат, найти все фазы митоза. Обратить внимание на размеры клеток меристем. На рис.11., выполнить соответствующие обозначения. В выводах дать краткую характеристику каждой фазе митоза.

Рис.11. Кариокинез в клетках кончика лука (Allium)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Рассмотреть готовый препарат верхушечной почки побега элодеи (Elodeacanadensis) при малом увеличении микроскопа. На рис. 12. обозначить: зачатки листьев;конус нарастания; примордии; зачатки почек. Ответить на контрольные вопросы.

 


Рис. 12. Верхушечная почка побега элодеи(Elodea)

____________________________________________________________________________________________________________________________________Выводы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Рассмотреть первичную верхушечную меристему кончика корня пшеницы мягкой (Triticumaestivum)с помощью стереоскопического микроскопа. Обозначить зоны кончика корня и корневой чехлик, а в зоне деления указать: дерматоген; периблему; плерому.

Рис.13. Верхушечнаямеристема корня пшеницы(Triticum): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Выводы:_________________Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Письменно ответить на вопросы:

1. Какие типы деления клеток вы знаете?

2. В чем биологическая сущность митоза?

3. Сколько клеток образуется в результате мейоза?

4. В какой период деления происходит удвоение молекул ДНК в хромосомах?

5. Что такое ткани?

6. Какой тип деления характерен для клеток меристем?

7. Какие меристемы обеспечивают рост органов растений в длину?

8. Какие меристемы обеспечивают рост органов растений в толщину?

9. В какой зоне корня находится образовательная ткань? Какая она по происхождению и топографии?

10. происхождению относятся конус нарастания стебля и зона деления кончика корня?

11. К каким меристемам по местоположению (топографии) относятся конус нарастания стебля и зона деления кончика корня?

12. Назовите клетки кончика корня, отсутствующие в конусе нарастания стебля.

13. Заполнить табл. № 1 в соответствии с классификацией тканей по происхождению и местонахождению в растениях.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.