Тема 2. Генезис античного государства и права — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 2. Генезис античного государства и права

2017-10-10 623
Тема 2. Генезис античного государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

Семинары

для студентов 1-го курса

 

 

 


Тема 1. ПРАВОВЫЕ ПАМЯТНИКИ

СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

(СУДЕБНИК ЦАРЯ ХАММУРАПИ И ЗАКОНЫ МАНУ)

(6 часов)

Занятие 1

1. Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи и Законов Ману.

2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона и Древней Индии. Особенности варно-кастового деления общества.

3. Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи и Законам Ману.

Занятие 2

4. Брак и семья в Древнем Вавилоне и Древней Индии.

5. Преступления и наказания по Судебнику Хаммурапи и Законам Ману.

6. Суд и процесс.

 

Темы докладов

1. Роль жрецов в Древнем Египте.

2. Армия и суд в Древнем Египте.

3. Традиционное право Китая: конфуцианство и легизм.

4. Роль обычаев в формировании права.

 

Источники

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004.

 

Методические рекомендации

Первые государства возникли на Древнем Востоке, в долинах великих рек в IV–I тыс. до н.э., сначала на Ближнем Востоке, в Северной Африке, затем в северной Индии, Китае, Юго-Восточной Азии. Эти государства возникали и развивались примерно по одному пути, отсюда сходство их государственной организации. Древневосточная государственность в своем развитии прошла несколько этапов: 1) этап номовых государств – административно-хозяйственных объединений-общин, только начинавших терять свой родовой характер; 2) этап государственной централизации. Государства укрупняются, в них формируется административный аппарат, суд, складывается устойчивая монархическая система; 3) этап государства-империи. Государство принимает форму восточной деспотии.

Привязанность к великим рекам сделала особенно важной организационно-хозяйственную функцию государства, в том числе организацию ирригационных работ. В результате в основном утверждается государственная собственность на землю, а население было поставлено в зависимое положение по отношению к государству. Государство стремилось сохранить общинный уклад жизни, что обусловило замедленное формирование индивидуализма и экономической самостоятельности людей. Все население находилось в зависимости от государства и лично от царя-деспота.

1 вопрос. В Судебнике Хаммурапи (СХ) и Законах Ману (ЗМ) воплотились наиболее существенные элементы древневосточного права: казуистичность норм, формализм, связь с религией, моралью и ритуалом, с символической процедурой. СХ представляет собой запись норм обычного права, судебной практики и царских узаконений; ЗМ – дхармашастра, традиционное литературное произведение, написанное жрецами-брахманами.

2 вопрос. СХ и ЗМ отразили сложность и своеобразие социальной структуры древневосточных обществ. Они исходят из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. При ответе на этот вопрос в СХ необходимо проанализировать правовое положение различных групп как свободного – авилумов и мушкенумов, так и зависимого населения. Студенты должны рассмотреть правовой статус купцов (тамкаров), их агентов (шамаллум), арендаторов, наемных работников, жрецов, воинов и др. (40, 49, 51, 66, 88, 96, 100-107). Особое внимание следует уделить характеристике правового статуса рабов, подчеркнуть их частичную правоспособность (15-18, 129 СХ). В одних случаях раб приравнивался к членам семьи, в других выступал как вещь, которую можно продать, заложить и т.д.

Специфика древнеиндийского общества связана с его делением на четыре варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Студент должен четко понимать различия между классом, варной и кастой. Анализируя ЗМ, студент может составить полное представление об их положении. Необходимо обратить внимание на статус рабов (415, 416 гл. XIII ЗМ) и вневарновое положение каст «неприкасаемых» (чандалов, швапачей и др.) (129 гл.Х). Отношения с ними четко регламентировались многочисленными ограничениями.

3 вопрос. Основным объектом права собственности в странах Древнего Востока выступала земля – основное средство производства. При ответе на этот вопрос необходимо выявить характерные особенности экономического строя Древнего Вавилона и Древней Индии.

В Двуречье ведущим оставалось общинное землевладение, с которым было тесно связано царско-храмовое хозяйство (9, 25, 39, 53, 60, 65 СХ). Специфический характер имело землевладение воинов (26, 27, 29 CХ).

В Древней Индии было не известно понятие частной собственности на землю. Земля признавалась государственной собственностью, чему способствовала сакрализация царской власти. Эта власть реализовалась в виде получения ренты-налога («бали) (118, 128, 129, 133 гл.VII ЗМ). Общинная собственность метилась специальными пограничными знаками, в случае неопределенности которых царь сам определял границы земель (245, 262, 263 гл.VIII ЗМ). ЗМ различают право собственности и право пользования вещью. Существует срок давности в 10 лет. Право владения свободного общинника, как в Вавилоне, так и в Индии, были широкими, близкими к правам собственника.

Обязательственные отношения представлены различными видами договоров: займа, мены, купли-продажи, хранения, товарищества, поручения, найма, аренды и др. Студенты должны проанализировать соответствующие статьи СХ и ЗМ и сделать вывод об их условиях, гарантиях выполнения. Необходимо обратить внимание на саму природу договора, условия действительности, условия обеспечения договора (залог, самозаклад и др.). Студент должен показать регулирующую роль государства в обязательственных отношениях, проявлявшуюся в твердой фиксации ставок вознаграждения за труд врача, оплаты найма ремесленника, скота, установление твердых процентных ставок ростовщикам. На этих примерах студент должен обосновать степень развития товарно-денежных отношений в древневавилонском и древнеиндийском обществах.

4 вопрос. При ответе на этот вопрос требуется указать отличительные черты института брака и развода, норм, регулирующих отношения между членами семьи – их патриархальный и сословно-варновый характер. Необходимо выделить нормы СХ о разводе (136-144), институте приданого (176-184), условия недействительности браков (154, 155, 157, 158), нормы о смешанных браках (171, 175-176).

В ЗМ брачно-семейным и наследственным отношениям посвящено много статей (гл.III и IX). Межварновые браки порицались, строго запрещались браки с женщинами высших варн («пратилома»), но допускались браки, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена («анулома»). В этих нормах ЗМ ярко проявилась связь права и религии. Брак признавался священным и нерасторжимым для женщин. Были запрещены вторичные браки вдов (151, 154 гл.V). Муж мог оставить жену или привести в дом другую

СХ знали наследование, как по закону, так и по завещанию (170-177). В ЗМ известно только наследование по закону.

5 вопрос. Во времена СХ и ЗМ общее понятие преступления лишь начало складываться. Оно трактовалось как общественно опасное деяние, направленное против государства, царя (275, 280, 289 гл.IX ЗМ), храмов, личности, собственности, семьи. В конкретных нормах о правонарушениях нашли некоторые общие принципы уголовного права: форма вины (206, 207 СХ), соучастие (16, 109 СХ), обстоятельства, отягчающие наказания (25 СХ) и др.

Необходимо выявить характер наказаний, их зависимость от сословной принадлежности преступника и потерпевшего, пола, возраста, степени сознательности, тяжести преступления. Отдельные виды преступлений студент должен найти и проанализировать самостоятельно.

6 вопрос. Судебный процесс в СХ носил обвинительный характер. Четких отличий между гражданским и уголовным судопроизводством не было (9, 10 СХ). Добывать доказательства должны были обвинитель, обвиняемый, а в некоторых случаях община, на территории которой было совершено преступление (26 СХ). К доказательствам относились: свидетельские показания, документы с печатью, ордалии. Судья нес ответственность за изменение вынесенного решения, вплоть до потери судейского места (5 СХ). Смертная казнь и членовредительские наказания приводились в исполнение немедленно.

В ЗМ суд вершил царь вместе с брахманами, а также существовал общинный суд. Царь должен был быть справедливым, добродетельным, иначе нес наказание (40 гл.VIII ЗМ). ЗМ не исключают и самосуд (50 гл.VIII ЗМ). Доказательствами служат собственное признание вины, свидетельские показания, клятвы, ордалии (61-73, 114, 115 гл.VIII ЗМ). ЗМ признавали в качестве показаний и те, которые добыты обманным путем. Тяжким преступлением считалось лжесвидетельство.

Темы докладов

1. Источники и основные черты древнегреческого права.

2. Правовое положение населения в период республики в Древнем Риме.

3. Военная организация в рабовладельческом обществе.

4. Право греческих полисов.

5. Суд и уголовный процесс Спарты.

6. Уголовный суд и процесс в эпоху развития афинской демократии.

7. Уголовный суд Римской республики.

8. Суд и процесс в императорском Риме.

Источники

1. Законы XII таблиц /Текст, пер., вступ. сл. Л.Л. Кофанова; Отв. ред. В.И. Уколова. М., 1996.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004.

Методические рекомендации

1 вопрос. Формирование античной цивилизации связано с архаической революцией VIII–VI вв. до н.э., получившей название «социальная мутация». Она была обусловлена двумя факторами – особенностями природно-географической среды и миграционными процессами. Греция неоднократно подвергалась вторжениям, благодаря которым возрождалась племенная государственность и торжествовала «военная демократия» (в III–II тыс. до н.э. – ахейское вторжение, в XII в. до н.э. – дорийское).

Специфику древнегреческой государственности и формы социальной активности предопределил природно-географический фактор: гористая местность и небольшое количество плодородных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. На юге Европы, в отличие от Востока, не было необходимости в проведении земледельческих и ирригационных работ. В I тыс. до н.э. получили распространение орудия из железа, что способствовало развитию ремесла и торговли, особенно морской.

В VIII в. до н.э. греки начинают колонизацию Средиземноморья. Широко распространяется классическое частновладельческое рабство. Формирование частной собственности окончательно разрушило общину и подстегнуло развитие экономики, ориентированной на индивидуальное производство и рыночные формы ведения хозяйства.

Племенная государственность трансформируется в полисную организацию государства. Полис представлял собой город-государство, базировавшийся на гражданской политической общине. Утверждение республиканского строя в полисе связано с борьбой земледельческой аристократии против патриархальной царской власти. В VIII в. до н.э. монархия была ликвидирована, и власть была передана выборным должностным лицам из аристократической среды. В VII–VI вв. аристократическое правление сменяется периодом тирании, которая создала условия для утверждения демократии в древнегреческих полисах. Родовая организация общества превратилась в государство, основанное на имущественно-территориальном принципе.

Основу полисного государственного устройства составило демократическое самоуправление с правом каждого полноправного гражданина принимать участие в общественных делах. Верховенство народа было закреплено в законодательных правах народных собраний. Все государственные органы были выборными; принципами замещения должностей стали срочность, коллегиальность, ответственность.

Полисный этап в истории Древней Греции продолжался до IV в. до н.э.

2 вопрос. Приступая к изучению римского права, необходимо усвоить его периодизацию. Следует учитывать меняющийся характер институтов римского права, зависящий от конкретных исторических условий развития римского общества. В древнейший период (VI–III вв. до н.э.) сложилось квиритское, или цивильное право (jus civile), – национальное право, распространявшееся только на римских граждан-квиритов.

Законы XII таблиц – древнейший памятник римского права, в котором нашли отражение процессы социальной дифференциации в Древнем Риме и становления его основных институтов. В середине V в. до н.э. в Риме шел бурный процесс социальной дифференциации и борьбы плебеев за свои экономические и политические права. Важно рассмотреть нормы, указывающие на основное деление римского общества: на свободных и рабов (VII.12; VIII.3;14; XII.2; XI.1; VIII.21; V.8; I.4).

Студенты должны дать общую характеристику вещного права, а также деления вещей на манципируемые и неманципируемые, что имело значение для способов их отчуждения. Вещное право изложено в V,VI и VII таблицах.

Для характеристики брачно-семейных отношений студенту необходимо изучить IV таблицу Законов XII таблиц, обратив внимание на две нормы, фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына (IV.1-2a) и его право продать своего сына в рабство (IV.2b). Единственным ограничением власти отца был запрет продавать женатого сына. В имущественном отношении положение сына уподоблялось положению раба (XII.2b), т.е. имущественной самостоятельности подвластный сын не имел и все, что он приобретал, поступало в отцовское имущество. В то же время статья о троекратной манципации использовалась как формальный способ освобождения сына из-под власти отца и приобретения им дальнейшей имущественной самостоятельности. Однако с освобождением он терял права законного наследника. Жена также находилась под властью мужа. Ее положение в браке cum manu уподоблялось положению подвластной дочери (V.1-2).

Древнейшей формой процесса в Риме был легисакционный процесс. Его характерными чертами были строгий формализм и деление процесса на две стадии. Нормам судопроизводства посвящены I и II таблицы. Законы XII таблиц регулировали порядок вызова в суд, рассмотрение дела магистратом и перед судьей, а также точное перечисление видов доказательств.

3 вопрос. В классический период (середина III в. до н.э. – III в. н.э.) римское право утрачивает патриархальность, освобождается от религиозного влияния и превращается в развитую гражданскую систему права с высокой юридической техникой.

В республиканский период стали складываться системы преторского права и права народов. С IV-III вв. до н.э. жестко скованное традициями цивильное право стало корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена и пр.

Магистраты (преторы, курульные эдилы, квесторы) не обладали законодательными полномочиями, но в их ведении находилась гражданская юрисдикция, что позволяло им толковать право и тем самым создавать новые нормы и институты права. При вступлении в должность магистраты издавали эдикты, в которых содержались общеобязательные правила искового производства и правовые запреты. Определенные положения эдиктов повторялись и приобретали устойчивое значение. Поэтому преторское право отличалось преемственностью, гибкостью и приспосабливало право к новым условиям. Формально эдикты не отменяли норм цивильного права, но они восполняли правовые пробелы и лишали практической силы устаревшие нормы цивильного права. Происходит эволюция основных правовых институтов римского права. Одним из институтов преторского права была преторская, или бонитарная, собственность.

В противовес юридическому формализму квиритского права преторское право выдвинуло принципы правовой справедливости, равенства сторон, требований «естественного разума» и доброй совести. Закреплению норм преторского права способствовало утверждение формулярного процесса.

4 вопрос. С расширением территории Римского государства и развитием торговых связей с провинциями стала складываться еще одна внутригосударственная правовая система – «право народов». «Право народов» возникло в судебной практике претора перегринов, регулировавшего споры с участием иностранцев. Преторское право (jus pretorium) сложилось в практике преторов, которые обеспечивали судебную защиту прав только римских граждан. «Право народов» (jus gentium) распространялось на все римское население, включая перегринов (иностранцев).

Со временем эти системы стали взаимодействовать, а по мере распространения прав римских граждан на провинциальное население различия утратили значение, и при императоре Юстиниане (середина VI в. н.э.) объединились в единую систему права. Римские юристы ввели более широкое понятие «естественное право» (jus naturale), под которым подразумевалось общее для всех народов право, исходившее из природы человека.

Характерной чертой римского права является также дуализм, разграничивающий частное и публичное право. Критерием такого деления послужили интересы, защищавшиеся правом: публичное право обеспечивало интересы Римского государства, а частное право охраняло интересы отдельных лиц.

5 вопрос. В классический и постклассический периоды (IV–VI вв.) особую роль в правотворчестве сыграла юриспруденция, составившая особую разновидность источников права. Научно-практические заключения юристов не просто помогали применению действующих норм права, но придавали авторитет новым нормам.

В постклассический период в Восточной Римской империи (Византии) были проведены кодификационные работы. Накопление нормативного материала на фоне стирания различий между тремя системами права (цивильным, преторским и правом народов) потребовало упорядочения императорского законодательства и судебной практики. В 528–534 гг. по распоряжению императора Юстиниана был составлен Свод законов Юстиниана – Corpus juris civilis. В него были включены три части: Институции, Дигесты и Кодекс. Особой, четвертой, частью Свода законов Юстиниана считаются Новеллы.

 

РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА

1. Общая характеристика Салической правды.

2. Правовое положение основных групп населения по Салической правде.

3. Регулирование имущественных отношений. Право собственности на землю по Салической правде.

4. Преступления и наказания по Салической правде.

5. Суд и процесс по Салической правде.

Темы докладов

1. Расселение варваров (V–VII вв.).

2. Становление христианского мира.

3. Происхождение и содержание франкского иммунитета.

4. Индивид и общество в феодальном государстве.

 

Источники

1. Салическая правда / Пер. Н.Н. Грацианского; Под ред. В.Ф. Семенова. М., 1950.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004.

Методические рекомендации

2 вопрос. Салическая правда (Lex Salica) – судебник, руководство для судей, запись норм обычного права. Салическая правда (СП) не содержит систематического изложения правовых норм, она отличается фрагментарностью и казуистичностью. СП была составлена в конце V – начале VI вв. при жизни Хлодвига. Одной из целей создания Салической правды было придание легитимности правления франков. Вследствие франкской экспансии этому памятнику придавалось огромное значение во всей Западной Европе. СП в минимальной степени испытала воздействие римского права, сохранила некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев (титулы XLVI, LV, LX).

Франкское общество характеризуется многоукладностью, сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных и раннефеодальных отношений. Наряду со свободными и полноправными франками, закон выделяет привилегированные и неполноправные слои. К первым относятся антрустионы – королевские слуги, дружинники, королевские сотрапезники, а также служители церкви (титул XLI). Различия в статусе свободных зависели от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти. Галло-римское население стояло ниже свободных франков, а в самом низу общества находились рабы: они приравнивались к имуществу. Схожее с рабами положение занимали литы – полусвободное население – попавшие в кабалу или колоны. При ответе на этот вопрос студенты должны найти титулы об ответственности за отдельные виды преступлений.

3 вопрос. В СП отсутствует четкое понятие собственности. К движимому имуществу, находящемуся в индивидуальной собственности, применяется термин suus, в отличие от alienus («чужой»). Земля – аллод – находилась в индивидуальном владении семьи. Посягательства на чужое поле или луг считались преступлениями. Основной формой поселения у франков была villa, которая включала в себя усадьбу, поле, сад, луг (титул XVI, XXVII, XXXIV, L, LII). Закон не предусматривал никаких сделок с землей (хотя, возможно, это регулировалось нормами римского права). Известна лишь одна форма передачи земли – наследование с преимуществом мужского потомства (титул LIX). Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кто-либо в пользу третьего лица мог только через сложную процедуру аффатомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год (титул XLVI).

Поселение в общине зависело от согласия всех полноправных общинников. В то же время закон признавал срок давности – 12 месяцев. Если в течение этого срока никто не будет возражать против переселенца, то тот может остаться в общине. Права общины не были абсолютными: поселение по указу короля она должна была признать безусловно (титул XLV). О сохранении у франков общинных связей говорит титул LX: отказаться от родства можно было только с помощью особой символической процедуры.

Договорные отношения в СП освещены слабо. Они регулировались обычным правом. Исключение составляет договор займа (титул LII).

Общинные традиции сохранялись и в семейных отношениях.

4 вопрос. Под преступлением в СП понималось нанесение обиды, вреда личности или имуществу другого лица, а также нарушение королевского мира. В СП нет четкого различия между преступлением и деликтом и наказаниями за них. СП предусматривала одновременно и гражданско-имущественную и уголовную ответственность.

Кровной мести в СП нет, вместо нее наказанием была композиция – возмещение за обиду или вред. За убийство назначался вергельд, за менее тяжкие преступления – пеня. Распределение вергельда между родственником и королем регулируется в титуле LXII. Тяжесть наказания зависела не только от тяжести совершенного преступления, но также от социального положения, национальности, возраста и пола потерпевшего. К выплате штрафов могли быть осуждены только свободные полноправные франки. В отношении рабов или литов применялись другие наказания: смертная казнь, битье плетьми и пытка. Но если свободный франк был беден, а родственники ему не помогали уплатить штраф, то его предписывалось казнить.

Студенты должны установить, проводили ли франки различия между формами вины, умыслом и неосторожностью, совершением преступления и покушением на него, степенью соучастия, смягчающими и отягчающими вину обстоятельствами.

Преступления по СП следует рассматривать по установившейся классификации: преступления против личности, собственности, правосудия, нравственности и нарушение предписаний короля.

5 вопрос. Судебные собрания франков были двух типов. Первый – окружные суды под председательством особого старшины – тунгина (позднее – королевского графа); второй – сотенные под председательством центенария, или сотника. Судьями были знатоки права – рахинбурги.

Процесс по всем делам был исковым, возбуждение жалобы или обвинения было частной инициативой общинника.

Суд играл важную роль в жизни франкского общества. На это указывают титулы СП, предусматривающие ответственность за неявку ответчика или свидетеля в суд без уважительных причин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний. Для ответа на этот вопрос студентам необходимо проанализировать титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI.

Доказательства по СП можно разделить на безусловные, которые не подлежали оспариванию ― поличное или королевская грамота при земельных спорах, и условно-объективные ― жребий, соприсяжничество, свидетельские показания, ордалии, судебный поединок. Франкский процесс сохранил ряд архаических черт: институт соприсяжничества, компургацию, ордалии (титулы XVII, LIII, LVI). Исполнение судебного решения было делом истца, но можно было обратиться к помощи короля. По имущественным делам решения исполнялись графами.

Занятие 1

1. Раннефеодальное англосаксонское королевство, общественный и государственный строй. Нормандское завоевание.

2. Государственная централизация в Англии в XII в. Реформы Генриха II.

3. Образование и развитие английского парламента. Сословно-представительная монархия в Англии.

4. Особенности английского абсолютизма.

 

Занятие 2

5. Право и суд англосаксонских королевств.

6. Формирование двух систем прецедентного права.

7. Великая хартия вольности 1215 г.:

а) источники и общая характеристика документа;

б) отражение в Хартии материальных интересов различных социальных слоев феодальной Англии;

в) положение Хартии, относящиеся к деятельности королевской юстиции;

г) Хартия и политические требования баронства.

 

Источники

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004.

Методические рекомендации

1 вопрос. Возникновение раннефеодальной государственности на территории Британии связано с ее завоеванием германскими племенами. В V–VI вв. племена англов, саксов и ютов образовали семь варварских королевств. Местное кельтское население было ассимилировано. Незначительное влияние римских государственных институтов предопределило слабость государственных начал. Процесс феодализации англосаксонского общества растянулся до XI в. Феодализм в Англии развивался на основе внутренней эволюции англосаксонских племен.

Государственный строй англосаксонских королевств долгое время сохранял черты военной демократии. До VII в. король напоминал военного вождя. В IX в. король Уэссекса объединил все англосаксонские королевства в единое раннефеодальное государство. Король превращается в носителя государственности с наследственной властью. Все важные вопросы решались с согласия высшего государственного органа – уитанагемота.

До VII века англосаксонское общество было слабо дифференцировано. Основное население составляли свободные полноправные крестьяне-общинники (кэрлы). Существовало также полусвободное население и рабы. В IX–X вв. феодализация общества усиливается.

В 1066 г. герцог Нормандии Вильгельм вторгся в Англию и завоевал ее. Верховная собственность на землю перешла к Вильгельму. В 1086 г. была произведена поземельная перепись – «Книга Страшного суда». Она ускорила феодализацию страны, большинство крестьян потеряли личную свободу, они стали вилланами. Нормандское завоевание укрепило государство и королевскую власть. Был создан сильный централизованный аппарат управления из нормандской знати. Английское королевство сформировалось в ленную монархию, основой которой были отношения сюзеренитета – вассалитета, феодальная военно-служебная иерархия и взаимосвязанная с ней система сословной земельной собственности и королевских пожалований.

2 вопрос. В XI–XII вв. происходит значительное усиление королевской государственной власти. Король стал носителем высшей военной власти; установилось судебное верховенство короля, административно-полицейское верховенство короны; появились финансовые права короны; сложилось доминирование короны над церковью. Центром страны стал королевский двор (curia regis), формируются первые постоянные государственные учреждения.

Важным этапом на пути централизации государственной власти стали реформы Генриха II Плантагенета (1154–1189), укрепившие судебные, финансовые и военные полномочия короны. Самой значительной стала судебная реформа, расширившая компетенцию королевского суда в ущерб сеньориальным судам. В Англии сформировалась централизованная сеньориальная монархия.

3 вопрос. К XIII в. в Англии складываются предпосылки для перехода к сословно-представительной монархии. Этому способствовали особенности сословной структуры. Английские бароны были лишены податных, судебно-правовых привилегий, которыми обладало дворянство на континенте. Феодальное сословие в Англии платило налоги и было подсудно общим для всех свободных судам. Англия избежала феодальной раздробленности благодаря сильной центральной власти, поэтому английские короли стремились не допустить сословия к участию в политической жизни и государственном управлении.

Злоупотребления королевской власти вызвали социальный протест и образование широкой антикоролевской оппозиции. В условиях слабости государственной администрации корона вынуждена была привлекать к соучастию во власти и в управлении представителей господствующих сословий в виде общественно-государственных институтов.

Первым этапом борьбы сословий за свои политические права стал конфликт с королем Иоанном Безземельным, приведший к подписанию в 1215 г. Великой хартии вольностей (Magna Charta). Великая хартия вольностей в полной мере не была реализована на практике, т.к. Иоанн отказался ее соблюдать. Новый политический конфликт разыгрался в правление Генриха III (1216–1272), в результате которого в 1265 г. образовался английский парламент. Окончательно английский парламент как сословно-представительное учреждение сложился в правление Эдуарда I (1272–1307). По способу комплектования парламент разделился на две палаты: палату общин и палату лордов. В XIV–XV вв. английский парламент приобрел значительные полномочия: финансовые, законодательные, а также право контроля над должностными лицами королевской администрации – право на импичмент.

Практика взаимоотношений королевской власти и парламента рождала конвенциональные нормы, или соглашения конституционного характера, правовые ограничения королевской власти.

4 вопрос. В XV–XVI вв. в экономике и социальной структуре Англии происходят радикальные изменения, обусловившие переход к абсолютизму. Аграрный переворот привел к развитию буржуазных отношений в деревне, появляются мануфактуры. Формируются новые буржуазные социальные группы: джентри, йомены и др. Для борьбы с пауперизацией правительство принимает «кровавое законодательство».

Этот период отмечен политической централизацией. В правление Тюдоров (1485–1603) происходит экономический расцвет Англии, начинается формирование мировой колониальной империи, королевство выходит на европейскую политическую арену. В правление Генриха VIII (1509–1547) оформились важнейшие институты английского абсолютизма. Власть монарха провозглашается божественной и суверенной, включающей законодательные, административные и судебные полномочия. Центральное управление полностью сосредоточилось в руках короля и Тайного совета. В результате Реформации церковь была поставлена под контроль королевской власти.

Английский абсолютизм имел ряд особенностей. В Англии не сложился мощный бюрократический аппарат, в местном управлении сохранялись традиции самоуправления, и принцип выборности превалировал над назначением. При абсолютизме сохранялся парламент, который короли часто использовали для борьбы с феодальной оппозицией. В Англии не было постоянной армии. В целом английский абсолютизм носил «незавершенный» характер, что предопределило его ранний крах.

5 вопрос. Первые правовые сборники, основанные на обычаях, были составлены по инициативе королей и появились в VI–ХI вв. – Правда Этельберта, Правда Альфреда, Законы Кнута и др. Законы издавали только короли. Записанные в законах правила были адресованы королевским судьям. Действовали законы только при жизни короля, а со сменой власти следующий король заново издавал важнейшие постановления. Древние англосаксонские законы узки по содержанию. В них в основном регулировались положение и привилегии церкви, королевские прерогативы, в том числе наделение земельными пожалованиями. В главном же законы содержали перечень штрафов и выкупов за отдельные преступления и правонарушения. Очень редко встречаются нормы, регулирующие семейные имущественные и наследственные отношения. Жизнь, достоинство и имущество людей охранялись в зависимости от их сословной принадлежности. Наиболее развитыми и подробными были Законы короля Альфреда (IX в.).

Судопроизводство в англосаксонских законах почти не регулировалось. Суды руководствовались традициями и обычным правом, а также общим мнением танов, которые вершили суд. В королевский суд можно было обращаться только в исключительных случаях.

6 вопрос. После нормандского завоевания в Англии продолжали действовать обычаи англо-саксонских времен. Суд вершился в собраниях сотен и графств. Дела о землях регулировались по нормандским обычаям. На протяжении второй половины XI – первой половины XII в. сложилась новая королевская юстиция, преобладание которой усиливается после судебной реформы Генриха II.

Были учреждены королевские Вестминстерские разъездные суды – ассизы, в компетенцию которых вошли не только земельные споры, но и уголовные дела, а также дела, связанные с созывом ополчения. В графствах королевские суды разбирали дела с участием местных присяжных: Большого жюри и Малого жюри. Оформляются специализированные суды: Суд королевской скамьи, Суд казначейства и др.

В результате деятельности королевских судов в XII–XV вв. сложилось общее право. Защита прав в системе общих судов приобрела прецедентный характер, т.е. основанный на предыдущем решении. Прецедент стал обязательным: суд не мог игнорировать решения вышестоящих инстанций.

Важной традицией английского права стал принцип, что судебная защита предшествует праву. Содержание решения предугадать было невозможно, так как отдельных норм материального права не существовало. Число исков было строго ограничено. Форма судебного разбирательства зависела от иска. В гражданском праве закрепилось деление исков на реальные и персональные, иски о нарушении владения, иски «применительно к данному случаю» и др., в уголовном праве преступления подразделялись на фелонию и мисдиминор.

В конце XV в. возникли судебные инстанции, действовавшие на новых принципах – суды справедливости (суд канцлера). Эти суды создавали новые права и формы их защиты, руководствуясь только общими представлениями о справедливом. Значительное влияние на эти представления имело каноническое и римское право. Право справедливости разбирало споры, которые суды общего права не рассматривали, в частности, договоры между частными лицами; регулировало более широко право с


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.