Государственное управление и экономика — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Государственное управление и экономика

2017-10-10 162
Государственное управление и экономика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности:

Государственное управление и экономика

 

 

ВНИМАНИЕ!!!

Для заочников 2-ое высшее:

только II (1сессия) и III (2 сессия) разделы

 

 

2015 г.


Учебная программа составлена на основе Образовательного стандарта высшего образования (первая ступень), утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2013 г. № 141 и учебного плана специальности 1-26 01 03 Государственное управление и экономика

 

 

Составители: И.В. Новикова, заведующий кафедрой экономической теории факультета управления Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор экон. наук, профессор; В.А. Коврей, доцент кафедры экономической теории факультета управления Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, канд. экон. наук, доцент.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

М.Л. Зеленкевич, заведующий кафедрой управления финансами УО «Государственный институт управления и социальных технологий» Белорусского государственного университета, канд. экон. наук, доцент;

А.Д. Луцевич, заведующий кафедрой управления региональным развитием факультета подготовки и переподготовки Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, канд. экон. наук, доцент.

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой экономической теории факультета управления Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь (протокол № 11 от 25.03.2015);

Учебно-методической комиссией факультета управления Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь (протокол № 7 от 17.04.2015);

Научно-методическим советом Академии управления при Президенте Республики Беларусь

(протокол № от 30.06.2015). Рег.УД-17.21.ГУЭ – П/уч.

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по дисциплине «Экономическая теория» разработана для обучающихся на I ступени высшего образования по специальности 1-26 01 03 Государственное управление и экономика.

Целями изучения учебной дисциплины «Экономическая теория» являются формирование у студентов экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, о методах и законах ее развития.

Основные задачи изучения учебной дисциплины:

  • усвоение основных понятий и категорий экономической теории;
  • изучение законов поведения людей в экономической жизни общества;
  • формировании умения прогнозировать развитие объективных экономических процессов и принятия управленческих решений;
  • изучение способов разрешения поставленных экономических проблем с помощью инструментов экономической политики;
  • развитие навыков углубленного анализа экономических проблем и противоречий в современной экономике.

В результате изучения учебной дисциплины «Экономическая теория» студент должен развить и закрепить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции:

АК-1 – уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

АК-2 – владеть системным и сравнительным анализом;

АК-3 – владеть исследовательскими навыками;

АК-6 – владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

АК-7 – иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

АК-8 – обладать навыками устной и письменной коммуникации;

АК-9 – уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;

СЛК-1 – обладать качествами гражданственности;

СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-3 – обладать способностью к межличностным коммуникациям;

СЛК-5 – быть способным к критике и самокритике;

СЛК-6 – уметь работать в команде;

СЛК-7 – владеть иностранным языком на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;

СЛК-8 – уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

СЛК-9 – владеть основными методами, способами и средствами получения информации;

обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Управленческая деятельность

Планирование и прогнозирование

ПК-1 – выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и затраты, последствия принятого управленческого решения;

ПК-2 – владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в условиях неопределенности и рисков;

ПК-3 – разрабатывать и использовать математические, эконометрические и имитационные модели при решении управленческих задач.

Регулирование деятельности:

ПК-4 – ориентироваться в системе государственного управления,

государственного регулирования экономики и деятельности организации;

ПК-5 – участвовать в разработке нормативных правовых актов, методического обеспечения по реализации государственной политики:

ПК-6 – адаптировать лучший зарубежный опыт государственного управления к своей профессиональной деятельности.

Организация деятельности:

ПК-10 – моделировать и оптимизировать бизнес-процессы организации;

ПК-12 – анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные управленческие решения в области финансов, инвестиций, кредита;

ПК-16 – организовать информационно-методическую поддержку и сопровождение управленческих решений.

Мотивация

ПК-18 – Разрабатывать мероприятия, стимулирующие рациональное использование ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.

Контроль

ПК-19 – ориентироваться в правовой системе республики и использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности;

ПК-20 – оценивать выполнение программ, прогнозов, планов и проектов;

ПК-22 – оценивать эффективность использования государственного имущества.

Экономическая деятельность

Оценка экономических ресурсов организации, региона и эффективности их использования

ПК- 23 – рассчитать показатели, характеризующие состояние и эффективность использования ресурсов;

ПК-24 – определить показатели эффективности инновационной и инвестиционной деятельности;

Разработка и экономическое обоснование программ, планов, бюджетов, проектов

ПК-26 – применять методы прогнозирования, планирования в процессе подготовки программ, прогнозов и планов;

ПК-27 – собрать, анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей;

ПК-30 – сделать экономическое обоснование инвестиционных решений, разработать бизнес-планы организации, инвестиционных проектов и провести их экспертизу.

Экономический анализ

ПК-31 – анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

ПК-32 – сделать комплексный анализ и дать оценку социально-экономической ситуации в республике, хозяйственной деятельности коммерческих организаций;

ПК-34 – проводить анализ основных тенденций развития мировой экономики и применять полученные результаты при определении приоритетных направлений развития внешнеэкономических связей республики, региона, организации;

ПК-35 – выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации.

Для приобретения профессиональных компетенций в результате изучения учебной дисциплины «Экономическая теория» студент должен

знать:

· основные понятия и категории экономической теории;

· инструментарий микро- и макроэкономического анализа, современные подходы в исследовании экономических проблем;

· закономерности поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов в процессе функционирования экономической системы;

· причины неэффективности рыночного механизма и особенности функционирования экономических субъектов в условиях неопределенности и риска;

· основные макроэкономические показатели, статические и динамические модели макроэкономического развития;

· наиболее значимые экономические факторы, определяющие направления, цели, инструменты, возможности экономической политики государства;

· современные концепции макроэкономики, необходимые для понимания теорий экономического роста и направлений совершенствования макроэкономической политики;

· факторы, влияющие на динамику национальной экономики, взаимосвязи национальной и мировой экономики, особенности экономической политики в условиях открытой экономики;

· концепции и направления рыночных преобразований, роль государства в трансформационной экономике;

· основные экономические проблемы и их особенности в Республике Беларусь на современном этапе;

уметь:

· применять экономические понятия и категории при анализе системы функционирования национальной экономики;

· использовать основные микро- и макроэкономические модели для решения задач и анализа экономических ситуаций;

· выявлять основные факторы, определяющие величину национального дохода, занятость ресурсов, уровень цен и возможности экономического роста страны;

· анализировать конкретные экономические проблемы, давать оценку экономическим ситуациям, объяснять причины важнейших экономических явлений;

· прогнозировать развитие микро- и макроэкономических процессов в будущем;

· выявлять возможности и последствия макроэкономического регулирования экономических систем с помощью инструментов денежно-кредитной и фискальной политики;

· применять инструментарий экономической теории для исследования практических экономических проблем, выбирать наиболее эффективные способы решения экономических задач, встающих перед специалистом в области управления;

владеть:

· разработкой и обоснованием управленческих решений в области государственного регулирования социально-экономических процессов на микро- и макроэкономическом уровнях;

· навыками применения в практической деятельности теоретических знаний и умений в области выявления основных закономерностей функционирования экономики;

· навыками оценки соотношения планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;

· навыками определения социальных, политических, экономических закономерностей и тенденций;

· экономическим обоснованием управленческих решений и принятием рациональных управленческих решений.

При организации обучения используются традиционные методы преподавания учебной дисциплины: лекции, практические занятия, семинарские занятия, а также элементы самостоятельной работы студентов. При чтении лекций используются современные информационные ресурсы (компьютерные презентации), для обмена информации со студентами – интерактивные ресурсы в локальной компьютерной сети вуза и Интернет.

Чтение лекций предусматривает систематизированное изложение тем учебной дисциплины с учетом современных научных достижений.

В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих при изучении учебной дисциплины вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

  • проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);
  • коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (мозговой штурм, дискуссия, спор-диалог и др.);
  • игровые технологии (ролевые, имитационные игры);
  • метод анализа конкретных ситуаций.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется в процессе практических занятий путем выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых), а также путем проверки способности студентов решать конкретные практические ситуации, в процессе проведения семинаров – путем устного опроса.

Средства обучения: учебники и учебные пособия, практикумы, конспекты, раздаточный материал, средства мультимедиа.

Методы воспитания: методы формирования сознания личности (беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» включает: освоение теоретического материала на основе лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режимах, изучение хрестоматийной литературы и нормативных документов по темам учебной дисциплины с последующим обсуждением на практических занятиях и семинарских занятий и решением ситуационных задач; изучение специальной литературы, подготовку сообщений и докладов к практическим занятиям, научных работ конференциям. Самостоятельная работа осуществляется в том числе, в виде выполнения индивидуальных расчетных заданий с консультациями преподавателя; подготовки рефератов и компьютерных презентаций по индивидуальным темам. Знания и умения, полученные студентами при изучении учебной дисциплины «Экономическая теория», необходимы при освоении последующих учебных дисциплин: «Государственное управление и экономика», «Экономика предприятия», «Внешнеэкономическая деятельность».

Учебная программа (дневная форма получения образования) рассчитана на 410 часов, из них аудиторных – 194 часа: лекции – 94, практические занятия –34, семинарские занятия – 66. Самостоятельная работа – 216 часов. Форма контроля – экзамен. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий и по семестрам:

1 семестр: всего – 160, из них аудиторных – 80 часов: лекции – 34, практические занятия –14, семинарские занятия – 32. Самостоятельная работа – 80 часов.

2 семестр: всего – 132, из них аудиторных – 60 часов: лекции – 32, практические занятия –16, семинарские занятия – 12. Самостоятельная работа –72 часа.

3 семестр: всего – 118, из них аудиторных – 54 часа: лекции –28, практические занятия – 4, семинарские занятия –22. Самостоятельная работа–64 часа.

Учебная программа (заочная форма получения образования (на базе высшего)): всего – 410, из них аудиторных – 44 часа, из них лекции – 22, практические занятия–10, семинарские занятия–12. Самостоятельная работа–366 часа. Форма контроля – экзамен. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий и по семестрам:

1 семестр: всего – 210, из них аудиторных – 34 часа: лекции – 22, практические занятия –6, семинарские занятия – 6. Самостоятельная работа – 176 часов.

2 семестр: всего – 200, из них аудиторных – 10 часов, практические занятия – 4, семинарских занятий – 6. Самостоятельная работа –190 часов.

 

 


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 2.4 Чистая монополия

Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.

Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.

Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

 

Тема 2.6 Олигополия

Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска), модели с одновременным принятием решений (модель с одновременным установлением объемов выпуска, модель с одновременным установлением цен – ценовые войны).

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.

Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

Олигополия и эффективность.

Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти.

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.

 

Тема 2.7 Рынок труда

Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.

Структура рынков ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов.

Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда. Спрос на труд. Предельный продукт труда и факторы, его определяющие. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда и его эффективность.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия. Равновесие на рынке труда в долгосрочном периоде.

Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы. Причины различий в заработной плате: разнородность работников (теория человеческого капитала), разнородность рабочих мест, иммобильность, дискриминация. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения и проблемы их распределения. Факторы, определяющие доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Количественное определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца.

Влияние глобализации и научно-технического развития на мировой рынок труда.

Особенности рынка труда в Республике Беларусь.

 

Тема 2.9 Рынок земли

Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый природный ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы.

Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата. Цена земли.

Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента.

Формирование рынка земли в Республике Беларусь.

 

РАЗДЕЛ 3. МАКРОЭКОНОМИКА

Примерный перечень вопросов к экзамену по разделу

«Основы экономической теории»

1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические цели общества.

2. Предмет экономической теории и ее функции.

3. Методы экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая теория.

4. Современные направления экономической теории.

5. Потребности, экономические блага: их характеристика и классификация.

6. Экономические ресурсы: классификация и характеристика.

7. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества.

8. Понятие альтернативных издержек. Закон возрастающих альтернативных издержек.

9. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность.

10. Экономическая система общества. Понятие, элементы и уровни экономической системы.

11. Собственность: понятие, типы и формы. Современные теории собственности.

12. Типология современных экономических систем.

13. Рынок: сущность и функции. Структура и инфраструктура рынка.

14. Понятие конкуренции. Типы рыночных структур.

15. Рыночная система. Принципы организации рыночной системы.

16. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.

17. Несовершенства рынка. Роль государства в рыночной экономике.

18. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели.

19. Рыночный спрос. Изменения в спросе и изменение величины спроса.

20. Рыночное предложение. Изменения в предложении и изменение величины предложения.

21. Механизм установления рыночного равновесия. Равновесная цена.

22. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и производителя.

23. Методы государственного регулирования цен. Нижний и верхний уровень цены.

24. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

25. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене.

26. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

27. Практическое применение теории эластичности.

28. Понятие «экономический субъект». Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.

29. Производство как процесс использования факторов производства. Производственные периоды. Производственная функция.

30. Общий, средний и предельный продукт производителя. Закон убывающей производительности факторов производства.

31. Выбор производственной технологии. Изокванта. Предельная норма технологического замещения.

32. Правило минимизации издержек. Изокоста. Равновесие производителя.

33. Выбор оптимального размера производства. Эффект масштаба.

34. Производственная функция и технический прогресс.

35. Издержки производства и их классификация.

36. Динамика издержек производства в краткосрочном периоде.

37. Издержки производства в долгосрочном периоде.

38. Доход и прибыль фирмы. Правило максимизации прибыли. Точка безубыточности.

39. Государственное регулирование экономики, его формы и методы.

40. Национальная экономика. Система национального счетоводства.

41. Основные макроэкономические показатели. Определение ВВП, способы его измерения.

42. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП и ИПЦ.

43. Совокупный спрос: составляющие и факторы, влияющие на него.

44. Совокупное предложение. Кратко- и долгосрочная кривые совокупного предложения.

45. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS. Изменения в равновесии.

46. Экономические циклы: причины, виды, влияние на экономику.

47. Безработица и ее виды. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.

48. Инфляция: сущность, причины, последствия.

49. Проблемы макроэкономической нестабильности и цели макроэкономического регулирования.

50. Деньги и их функции. Эволюция денег.

51. Предложение денег. Денежные агрегаты.

52. Спрос на деньги. Теории спроса на деньги.

53. Равновесие денежного рынка.

54. Денежно-кредитная система страны и ее структура.

55. Понятие финансов и их функции. Финансовая система страны.

56. Государственный бюджет и его функции. Доходы и расходы государственного бюджета.

57. Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Налоговая система.

58. Мировая экономика, ее структура и предпосылки возникновения.

59. Основные формы международных экономических связей.

60. Валютный курс и его регулирование. Международная валютная система.

61. Платежный баланс. Счет текущих операций. Счет движения капитала.

62. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в мировой экономике.

63. Региональная экономическая интеграция (ЕС, НАФТА, СНГ, Союзное государство России и Беларуси).

64. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

 


Примерный перечень вопросов к экзамену по разделу

«Микроэкономика»

 

1. Предмет микроэкономики. Концепция экономического рационализма.

2. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика

3. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ.

4. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход)

5. Функция полезности. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия потребителя и их свойства. Предельная норма замещения

6. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии

7. Графическая интерпретация равновесия потребителя

8. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривые «доход-потребление» и типология экономических благ.

9. Кривая «цена потребление». Кривые Энгеля. Построение кривой индивидуального спроса.

10. Эффект дохода и эффект замещения.

11. Типы конкуренции и основные рыночные структуры

12. Основные признаки совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма

13. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Принцип максимизации прибыли

14. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли

15. Совершенная конкуренция и эффективность

16. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии

17. Спрос на продукт и предельный доход монополиста

18. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония

19. Чистая монополия и эффективность

20. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

21. Характеристика рынка монополистической конкуренции

22. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде

23. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Издержки монополистической конкуренции

24. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии

25. Типология моделей олигополии

26. Модели, основанные на кооперативной стратегии: модель картеля.

27. Модели, основанные на некооперативной стратегии: модель дуополии Курно.

28. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса

29. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии

30. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти

31. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

32. Рынки ресурсов и их особенности.

33. Рынок труда: понятие, функции, принципы функционирования

34. Рынок труда при совершенной и несовершенной конкуренции

35. Заработная плата. Формы и системы заработной платы

36. Особенности рынка труда в Республике Беларусь

37. Рынок капитала и его структура.

38. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Валовые инвестиции, амортизация, чистые инвестиции

39. Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Временные предпочтения. Ставка ссудного процента

40. Номинальная и реальная ставка процента. Дисконтирование. Критерий чистой дисконтированной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям

41. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.

42. Особенности рынка капитала в Республике Беларусь

43. Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода

44. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Естественное и экономическое плодородие почвы

45. Земельная рента как цена за использование земли. Экономическая рента. Рента и арендная плата

46. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента

47. Земельные отношения в Республике Беларусь

48. Частичное и общее экономическое равновесие

49. Конкурентное равновесие и эффективность

50. Экономическая эффективность и социальная справедливость

51. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования

52. Сущность внешних эффектов

53. Формы проявления внешних эффектов и их последствия

54. Интернализация внешних эффектов

55. Использование теории внешних эффектов в экономической практике

56. Несовершенная информация на рынках. Неопределенность

57. Выбор в условиях неопределенности. Поведенческие модели выбора

58. Действия экономических субъектов в условиях неопределенности. Риск и способы его снижения.

59. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Рыночные сигналы и их роль в преодолении информационной асимметрии

60. Рынок страхования. Моральный риск. Проблемы «принципал-агент», нанимателя и нанятого

61. Сущность общественных благ

62. Классификация смешанных общественных благ

63. Особенности спроса на общественные блага

64. Производство общественных благ: возможности рынка и государства

 

 


Примерный перечень вопросов к экзамену по разделу

«Макроэкономика»

 

1. Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа. Основные макроэкономические тождества.

2. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика.

3. Модель круговых потоков. Субъекты кругооборота. Рынки товаров, ресурсов, финансовый рынок. Государственный сектор. Внешнеэкономический сектор.

4. Методологические основы классической теории.

5. Товарный рынок в классической модели.

6. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.

7. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.

8. Макроэкономическое равновесие в классической модели Макроэкономическая роль государства.

9. Методологические основы кейнсианского подхода. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели.

10. Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность к потреблению. Факторы, определяющие динамику потребления.

11. Функция сбережений. График функции сбережений. Средняя и предельная склонности к сбережению. Факторы, определяющие динамику сбережений.

12. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Автономные инвестиции. Планируемые и фактические инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Понятие мультипликатора инвестиций.

13. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели.

14. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Определение равновесного объема: модель «доходы – расходы».

15. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень совокупного выпуска). Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели.

16. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: цели, инструменты. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

17. Дискреционная фискальная политика. Государственные закупки. Мультипликатор государственных закупок.

18. Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Мультипликатор трансфертов.

19. Налоговый мультипликатор и мультипликатор сбалансированного бюджета. Эффективность фискальной политики.

20. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

21. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы». Автоматические изменения в налоговых отчислениях, размерах социальных выплат.

22. Влияние и налогов и трасфертов на совокупный выпуск.

23. Финансирование бюджетного дефицита. Внутренний и внешний государственный долг.

24. Понятие, цели, виды денежно-кредитной политики. Инструменты ДКП. Особенности денежно- кредитной политики в Республике Беларусь.

25. Создание банковской системой «новых» денег. Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор.

26. Передаточный механизм кредитно-денежной политики. Политика «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег.

27. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование учетной ставки процента, манипулирование нормой обязательных резервов.

28. Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции – сбережения» (кривая IS).. Сдвиги кривой IS.

29. Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтение ликвидности –денежная масса» (кривая LM).. Сдвиги кривой LM.

30. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS – LM.

31. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Относительная эффективность фискальной и кредитно-денежной политики. Эффект вытеснения.

32. Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривые Филлипса.

33. Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Стабильность скорости обращения денег в монетаристской модели. Адаптивные ожидания. Денежное правило.

34. Теория рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.

35. Экономика предложения и кривая Лаффера.

36. Стабилизационная политика: государственное регулирование занятости. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь.

37. Стабилизационная политика: антиинфляционная политика. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

38. Социальная политика государства: содержание, направления, принципы.

39. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

40. Доходы населения и проблемы их распределения. Факторы, определяющие доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Проблема неравенства в распределении доходов.

41. Проблема бедности. Количественное определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца.

42. Государственная политика перераспределения доходов и ее направления. Механизм и основные направления социальной защиты.

43. Необходимость перехода к рыночной экономике. Понятие трансформационнойэкономики, ее основные черты и особенности.

44. Концепции перехода к рыночной экономике («шоковая терапия», «градуализм») и их реализация в отдельных странах. Белорусская модель социально-экономического развития.

45. Основные направления рыночных преобразований. Реформирование отношений собственности, либерализация экономики, структурная перестройка национальной экономики. Институциональные преобразования.

46. Роль государства в трансформационнойэкономике. Антимонопольное регулирование. Инфляция и антиинфляционная политика в трансформационнойэкономике. Политика макроэкономической стабилизации.

47. Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс и валютный курс.

48. Взаимосвязь валютного курса с процентными ставками, темпами инфляции, уровнем выпуска. Фиксированные и плавающие валютные курсы.

49. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия (модель «доходы – расходы», модель Манделла – Флеминга).

50. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Инструменты макроэкономической корректировки.

51. Малая открытая экономика. Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе.

52. Малая открытая экономика. Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе.

 

 


((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.