Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-10-10 | 632 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Номадизм в прошлом был образом жизни для многих народов. Поэтому когда мы сегодня наблюдаем процессы такого рода, сразу же возникает вопрос: не играет ли роль в появлении} такого сильного побуждения механизм психической регрессии?
Но сохраняет ли наследственная память человека и этниче-' ских групп воспоминания о прошлых временах, прошлые импульсы и привычки тех времен, когда племена в основном жили беспокойной жизнью кочевников? Филогенетическая психофизиологическая регрессия вполне возможна1, и кочевники могут иметь воспоминания о своей этнической родине, но не обязательно она их тянет к себе неотвратимо. Надо помнить, что у кочевника родина там, где есть средства существования и возможность разбоя.
Интересно было бы исследовать этнопсихологические аспекты процесса перехода народов от кочевничества к образу жизни земледельцев и горожан с постоянным местом жительства и с совершенно другими трудовыми и общественными навыками. Переход от старых форм "труда" - охоты, разбойни-
1 О филогенетической регрессии см.: Налчаджян А. А. Социально—психиче кая| адаптация личности, с. 118-120.
Этнозащитные механизмы и процессы
169
чества и войн к сельскому хозяйству, ремеслам и промышленности связан с глубокими психологическими изменениями, которые по существу еще не исследованы на основе достижений современной психологии. Какие психологические преобразования претерпевают кочевники и как адаптируются к новой жизни? В какой мере сохраняется этнический психический склад бывших кочевников на подсознательном уровне?
В. Разновидности номадизма
Следует различать в первую очередь две разновидности номадизма как адаптивного механизма (возможно, правильнее было бы считать его адаптивной стратегией). 1) Добровольный номадизм: внешние условия не заставляют выбрать обязательно данную стратегию, но этнос или его часть поднимаются с места и уходят в далекие края. Такую реакцию можно считать чрезмерной по отношению к внешним фрустраторам и стрессорам, если не учесть наличие внутренних импульсов к номадизму. В результате ухода части этноса и образования в новом месте нового маленького общества, со временем может образоваться новый этнос. 2) Вынужденный номадизм: условия жизни становятся такими, что этнос, чтобы существовать, вынужден покинуть свою территорию проживания (которая может быть также его этнической родиной, где проходили все этапы его этногенеза). Так, вынужденно покинули свою страну, Западную Армению, все те армяне, которым удалось спастись от уничтожения в годы геноцида в Турции в 1915—1923 гг. Правда, массовые эмиграции армян со своих исконных территорий начались еще раньше из-за страшных репрессий турецких завоевателей, но они особенно усилились в годы правления Султана Хамида II (1842—1918) и пришедших ему на смену младотурков'.
|
Кроме того, каждый из описанных типов номадизма у разных народов выражается со специфическими особенностями. Так, одни этносы, покидая родину, где уже невозможно жить в безопасности, все время думают о возвращении, действительно мечтают об этом, переживают "болезнь домашнего очага" (но-
См.: Киракосян Дж. С. Младотурки перед судом истории. Ереван, "Айастан", 1986.
170________________________________________ Альберт Налчаджян
стальгию). Другие же, уходя, больше не желают возвращения, поскольку у них психологические узы с родиной предков по причинам, часть которых мы обсудили выше, недостаточно крепки. На новом месте они или образуют новый этнос, или быстро ассимилируются.
Исторические примеры и их психологический анализ в дальнейшем позволят значительно расширить теорию номадизма и, быть может, глубже понять некоторые аспекты истории народов и мировой истории вообще. С этой точки зрения представляют интерес этногенез и миграция евреев из Северной Аравии в теперешнее место их обитания (Израиль), перемещения арабских племен и образование новых этносов в составе арабского суперэтноса, походы тюркоязычных народов из степей Азии на Запад и уничтожение целого ряда древних цивилизаций, образование Турции и Азербайджана, являющихся наследниками этих кочевых племен и т.п. Перед этнопсихологом открываются широкие сферы для исследования.
|
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!