Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-10-10 | 403 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Внешне он выглядеть как совокупность лиц, учреждений, материальных средств (формальный институт), ориентированных на выполнение каких-либо функций, на удовлетворение конкретных общественных потребностей. Поэтому социальный институт также вправе определяться как «совокупность организаций, представляющих конкретную сферу общества[15].
Еще один важный момент – социальные институты нельзя создавать (как это может происходить с организациями), они представляют собой «непланируемые» социальные явления, и в то же время они зарождаются в результате проявляющейся общественной потребности. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что созданные единожды, впоследствии они могут быть заимствованы другими странами и даже формироваться с помощью «указов сверху».
«Институционализация» – это процесс становления и организационно-правового оформления складывающихся социальных норм и правил, статусов и ролей, отношений и форм поведения для обеспечения какой-либо общественно-значимой потребности (т.е. это процесс становления социального института).
Они могут появляться и в результате деятельности других институтов, как следствие их взаимосвязанности в общественной жизни, но в любом случае их «рождение» будет сопряжено с некоторым периодом становления и организационного оформления складывающихся норм и правил. Социальные институты также могут «отмирать», утрачивать свою социальную значимость и превращаться в некий анахронизм (к примеру, институт дворянства).
Обычно процесс институционализации включает в себя несколько этапов:
· Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных усилий.
|
· Объединение людей для достижения общих целей.
· Формирование социальных норм и правил, а также процедур и санкций – для их реализации и поддержания.
· Установление системы статусов и ролей для всех, кого затрагивает функционирование института.
И его результатом становится развитый социальный институт, обладающий рядом признаков:
· Установки и образцы поведения (ответственность, лояльность, послушание).
· Символические культурные признаки (печать, герб, фирменный знак).
· Утилитарные культурные черты (квартира, магазин, банк, литература, оборудование, бланки и формы).
· Кодексы (законы, должностные инструкции, правила поведения, запреты и допущения).
· Идеология (демократия, православие, конкуренция, равенство возможностей, любовь).
При функционировании институтов различают явные и латентные функции. Явные – те, которые непосредственно «работают» на удовлетворение человеческих потребностей (интегративная, регулирующая, коммуникативная и др.). Латентные - это скрытые функции, с помощью которых могут удовлетворяться потребности узкого круга людей, отдельных социальных групп. Наиболее развиты они в политических (властных) или экономических институтах. Хотя, справедливости ради, следует сказать, несмотря на то, что чаще латентные функции рассматриваются в негативном аспекте (включая нанесение ущерба функционированию самого института), они могут иметь и положительный эффект, т.е. неявно улучшать деятельность института, устранять недостатки в его функционировании.
У каждого института можно выделить набор его собственных, основных, т.е. явных функций.
Тем не менее, существуют функции, которые присущи для любого института, к ним можно отнести следующие:
Ø регулирование жизнедеятельности членов общества;
Ø создание возможностей для удовлетворения их потребностей;
Ø обеспечение социальной интеграции и устойчивости общественной жизни.
Кроме того, при взаимодействии институтов с социальной средой и друг с другом могут возникать разного рода дисфункции, причиной которых, как правило, становятся изменения в социальной среде: в потребностях различных слоев общества, в неадекватной реакции на это со стороны социального института (недостаток и неподготовленность кадров, отсутствие необходимых средств, организационные сбои). В результате проявляются противоречия между действиями различных социальных институтов, что будет серьезно и деструктивно влиять на людей, а функции могут превращаться в некую ритуальную, лишенную содержания деятельность.
|
Институциональный подход к изучению социальных явлений использовался еще О. Контом – при анализе механизма, обеспечивающего консенсус в обществе. Но первым в социологической науке употребил понятие «институт» Г. Спенсер, который рассматривал его в качестве «регулирующей системы», неизменно появляющейся в условиях борьбы за выживание – как в природе, так и в социальной среде.
Далее изучение социальных институтов продолжил Э. Дюркгейм, рассматривавший их в качестве важнейшего средства самореализации человека. Для поддержания солидарности в условиях разделения труда большую роль он отводил «корпорациям», под которыми понимал профессиональные союзы работников и работодателей.
М. Вебер обращал внимание на важность изучения в рамках социологии таких институтов, как государство, религия, право, поскольку они оказывают существенное влияние на поведение отдельных индивидов. Вебер осуществил анализ такого важнейшего института – бюрократии, как типа легального господства в условиях индустриализации.
П. Сорокин указывал на высокую значимость в осуществлении вертикальной мобильности таких социальных институтов, как армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.
Ведущая роль понятию «социальный институт» принадлежит и в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс рассматривал общество как систему социальных отношений и социальных институтов (как узлов социальных отношений). И т.д.
Классификацию институтов можно осуществлять по степени формализации и по предметной (содержательной) области.
I. Классификация институтов по степени формализации.
1) Институты формальные (основанные на строгих, нормативно и/или юридически закрепленных нормах).
|
2) Институты неформальные (регулируемые на основе сложившихся традиций, обычаев, социальных норм).
II. Классификация институтов по предметной области
1) Политические институты (государство, гражданское общество, право, партии, политическая культура и др.).
2) Экономические институты (собственность, рынок, деньги и др.)
3) Институты духовной сферы (культура, образование, религия и др.)
4) Институты родства (семья, брак).
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
(обеспечивающие распределение в обществе властных полномочий)
Государство является главным политическим институтом (институциональным образованием) общества – этоосновной институт политической системы, форма организации публичной политической власти. С его помощью обеспечивается установление и поддержание политической власти в обществе. В мировом сообществе оно охватывает собой отдельную страну, населяющий ее народ, определяет ее целостность, форму организации и управления.
К основным признакам (любого) государства относятся:
1. Территория, определяющая его границы.
2. Отделение власти от общества (появление специальной категории управленцев – в отличие от родоплеменной организации с формой местного самоуправления).
3. Определение государственной власти в качестве верховной и ее суверенность - действие на данной территории.
4. Монополия на применение силы и принуждения к подчинению, механизмы принуждения.
5. Обязанность гражданства (как членства).
6. Право на взимание налогов и сборов – для обеспечения деятельности госаппарата и проведения политики.
На определенном этапе общественного развития под влиянием гуманистических идей появляется сначала идея правового государства, а потом ее реализация в Европе. Следует заметить, что правовое государство явилось результатом развития гражданского общества, развивались они сопряжено, и можно даже сказать, что правовое государство – это «оборотная сторона» гражданского общества.
Правовое государство – это такое государство, где функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, где есть реальное разделение властей, их эффективное взаимодействие и взаимоконтроль.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!