Удержание объекта и пребывание с ним — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Удержание объекта и пребывание с ним

2017-10-10 218
Удержание объекта и пребывание с ним 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вы удерживаете объект медитации не слишком крепко и не слишком слабо, то есть умеренно. Вы просто пребываете на этом объекте: ваш ум, как дикий слон, привязан к нему верёвкой вни­мательности. Вам не нужно визуализировать слона. Это просто аналогия, которая означает, что ваш ум пребывает на объекте медитации, не отвлекаясь ни на что.

Поймите, что прошлое уже закончилось. Сказали ли вам что-то неприятное, похвалили ли вас — ничего этого сейчас нет, всё уже прошло. Сейчас незачем огорчаться или радоваться из-за прошедших событий. Все вопросы исчезли. В этот момент не су­ществует звука. Чьи-то слова звучат, как невнятный гул. Вы про­сто выдумывали себе счастье, повторяя в своём уме чьи-то лест­ные слова, сказанные в ваш адрес: «Он назвал меня умным! Да, я умный!» Если вы привыкнете к такому восприятию, такая же тенденция проявится у вас с негативными эмоциями. Чем боль­ше вы радуетесь хвале, тем сильнее расстроитесь из-за малейшей критики, и будете повторять слова, которые вам сказали: «урод­ливый», «толстый». Потом вам станет больно, вы лишитесь сна. Итак, не слишком привязывайтесь к прошлому, не слишком рас­страивайтесь из-за того, что сказали вам другие. Это ушло в исто­рию. В следующий миг каждый предыдущий миг — уже история.

Будущее ещё не наступило. Зачем вам бояться будущего? Ещё неизвестно, произойдёт ли то, чего вы ожидаете. А настоящее — это каждый текущий момент. Вы визуализируете Будду перед со­бой: в следующий момент визуализация первого момента уже ушла в историю. Итак, пребывайте в настоящем, просто визуа­лизируя Будду. Тогда ваш ум успокоится естественным образом. Если вы сможете использовать эту технику, то с её помощью вы сумеете на некоторое время удержать объект медитации.

Если сравнить вашу концентрацию с верёвкой, то это должна быть мягкая, но прочная верёвка. Вы пребываете на объ­екте с мягкой, гибкой, но сильной концентрацией. Тогда уже определённо сможете немного контролировать свой ум. Зна­ком обретённого вами контроля будет то, что ваш избалован­ный ум чуть-чуть успокоится, станет чуть более здоровым, чуть более скромным.

Затем вы стараетесь увеличить период пребывания на объ­екте до максимального срока. В это время вы развиваете внимательность. Чем сильнее ваша внимательность, тем дольше смо­жете пребывать на объекте.

Не слишком крепко удерживайте объект, не слишком рассла­бляйте хватку своего внимания, но используйте здравый смысл и держите объект умеренно. Представьте, как вы держите яйцо, чтобы не раздавить его, но и не выпустить из рук. Знаком того, что вы слишком крепко удерживаете объект медитации, будет блуждание ума. Если ваш ум почти начал блуждать, вы понима­ете: «Это происходит из-за того, что я удерживаю объект слиш­ком сильно». Тогда немножко ослабьте своё внимание. А если изображение становится нечётким — это знак слишком слабо­го удержания объекта. Постарайтесь держать его чуть покрепче. Итак, используйте своё здравомыслие. Вначале вам не нужно ду­мать даже о том, насколько крепко следует держать объект.

 

Продолжительность сессий

 

Не медитируйте слишком долго, это бесполезно. Самое важ­ное в вашей медитации — качество, а не количество. Старайтесь удержаться на объекте две-три минуты: если вы делали действи­тельно хорошую медитацию, за это время вы уже устанете.

Развейте сильную решимость контролировать дикого слона своего ума две-три минуты, не отпускайте его блуждать: «Я не позволю уму за эти минуты никуда отойти от объекта. Даже если буду умирать, я не отступлю от своего решения!» Проявите силу своего духа. Ваш ум стал слишком избалованным. Вы всегда потакали ему, выполняя всё, что он велел. Вследствие этого вы до сих пор не смогли стать счастливыми. «А теперь я буду прояв­лять терпение три минуты! Будда, пожалуйста, захвати моё вни­мание полностью и не позволяй ему уйти». В эти три минуты вы ни на что не отвлекаетесь, сосредоточены только на его образе и контролируете свой ум. Не нужно напрягаться всем телом, расслабьтесь. Сильной должна быть только ваша решимость не отпускать верёвку внимательности в течение трёх минут.

Через две-три минуты вы открываете глаза и вновь смотрите на изображение, в этот момент вы делаете упор на развитии ясности образа. Вы очень детально рассматриваете изображение Будды и замечаете: «О, во время визуализации я неточно представлял глаза Будды, его нос...» Как художник, который собира­ется писать портрет, вы изучаете, как это можно осуществить технически по отношению к каждой детали. Вы рассматрива­ете, какие у Будды глаза, нос, рот. Потом, закрыв глаза, получа­ете точный образ.

Во многих старых текстах я читал, что одна длительная сес­сия по развитию шаматхи должна делиться на множество корот­ких подсессий. Глупо с самого начала сидеть без движения четыре часа — это будет время, потраченное впустую. Настоящая медитация делается так, как я сказал: через две-три минуты нужно открыть глаза. Даже если вам кажется, что вы можете просидеть и дольше, прервитесь — это самообман, просто вы хотите сразу же оказаться на высоком уровне. Даже когда меди­тация доставляет радость уму, всё равно вы прекращаете её и смотрите на объект, потому что вашему восприятию объекта не хватает ясности. Поскольку вы открыли глаза, это стано­вится межсессионным промежутком. Затем внимательно посмо­трите на изображение Будды, делая акцент на развитии чётко­сти образа. А во время медитации пребывайте на этом объекте с решимостью, не думая ни о прошлом, ни о будущем. Даже если образ пропадает, всё равно удерживайте свой ум.

На одну сессию в затворничестве по шаматхе у вас должно уходить два часа, в течение которых вы тренируетесь подобным образом. Ну, а в повседневной жизни решайте сами, сколько вре­мени посвятить этой практике. Но старайтесь каждый день уде­лять шаматхе хотя бы десять минут, это очень полезно. Сначала смотрите на изображение, затем визуализируйте его в течение двух минут, затем вновь смотрите. Но не тратьте по две минуты на разглядывание: вы смотрите только для того, чтобы усилить ясность концентрации.

 

Выводы

 

Итак, я рассказал вам все тайны для достижения прогресса. Характерным ошибкам в медитации и способам их преодоления будут посвящены следующие главы этой книги.

Теперь у вас есть приблизительное понимание данной темы. Сейчас я повторю основные положения кратко, чтобы вы запом­нили их.

1. Вначале проводится медитация на дыхании. Вдох и выдох считаются за один раз. Если вы делаете двадцать один вдох и вы­дох, и при этом ваш ум не отвлекается, значит, вы достигли опре­делённого уровня концентрации.

2. После медитации на дыхании вы смотрите на изображе­ние Будды.

3. В уме вы должны воссоздать изображение Будды.

4. Вы выполняете четыре процедуры: ищете, находите, удер­живаете и пребываете на объекте медитации.

5. Вы остаётесь в этом состоянии как можно дольше. В тече­ние первых одной-трёх секунд изображение будет исчезать. Ваш ум будет блуждать, чтобы найти объект медитации. Если объект медитации размыт, в этом нет ничего страшного, про­сто не нужно следовать по пути блуждания вашего ума, это есте­ственный процесс. Самое главное — вы должны ощущать, что Будда находится в том месте, где вы его визуализируете. Если вы будете пребывать на этом объекте, то он сам собой будет стано­виться более ясным.

6. Через две минуты после медитации нужно открыть глаза и снова посмотреть на изображение Будды. Если вы с самого нача­ла, не имея точного изображения Будды и без сильной концен­трации, будете стараться слишком долго пребывать в состоянии медитации, то только потеряете время.

7. Вы добиваетесь, чтобы ваша визуализация стала более ясной. Глядя на изображение, вы ставите себе цель, чтобы в следующий раз, когда будете медитировать, ваш объект медита­ции не исчезал как можно дольше.

8. В момент медитации старайтесь максимально увеличить свою концентрацию. Не пытайтесь сделать объект медитации более ясным. Основной упор делайте на концентрацию, на пре­бывание на объекте медитации. Люди делают ошибку, когда во время медитации пытаются в уме сделать картинку более ясной.

9. После двух минут медитации вы открываете глаза и возвра­щаетесь к изображению Будды. В этот момент вы делаете упор на том, чтобы сделать объект медитации более ясным, чётким.

Каждый день пытайтесь пять раз сосредоточиваться по две минуты. Это гораздо эффективнее, чем четыре часа неумелых занятий. В повседневной жизни, вместо того, чтобы скучать или злиться на кого-то, просто смотрите на изображение Будды, закрывайте глаза, пытайтесь воспроизвести его в памяти. Вместо фотографии подруги или друга лучше смотрите на изображение Будды и думайте: «В будущем я разовью шаматху, а пока я трени­руюсь в запоминании объекта медитации». Некоторые люди жа­луются, что они не могут визуализировать Будду. Но все вы пре­красно запоминаете и визуализируете те объекты, к которым привязаны. Всё зависит от тренировки, от силы привыкания. По­скольку вы всё время смотрите на объект своей привязанности, вы запоминаете его так хорошо, что стоит вам закрыть глаза, как он явственно всплывает перед вами. В этом случае вам не надо ис­кать объект медитации (точнее объект привязанности), не надо его обнаруживать, вы закрываете глаза, и он моментально перед вами. Даже если не хотите думать о нём, образ человека, к кото­рому вы привязаны, сам возникнет перед вами.

Вместо этого вы должны приучить свой ум к священному об­разу Будды, чтобы он чётко возникал в вашем уме, когда вы за­крываете глаза. Вы должны изменить механизм своего ума в луч­шую сторону. Когда вы лежите и отдыхаете, вы должны просто брать изображение Будды, разглядывать его, пытаться запом­нить. Это очень хорошая подготовка к вашей будущей медита­ции. Также нужно изучить изображения пяти дхьяни-будд[58]. За­помните, как выглядит Вайрочана, Амитабха и остальные, потому что в будущем я дам вам технику, связанную с пятью дхьяни-буддами, чтобы вы могли развивать шаматху на их основе.

Вы должны чередовать сеансы созерцания общего образа с сеансами аналитического созерцания Будды по частям. Периодически вам нужно рассматривать конкретные детали, начи­ная с его макушки: ушнишу[59], глаза, рот, одежду, положение тела, чашу для подаяния. Всё это нужно рассматривать очень подроб­но, сверху вниз и обратно. После этого образ у вас будет гораздо яснее и чётче, чем раньше, потому что вы будете помнить детали.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.