Математическое моделирование саморегуляции сосудов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Математическое моделирование саморегуляции сосудов

2017-10-10 400
Математическое моделирование саморегуляции сосудов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение ……………………………………………………………...  
  1.   Оценка функционального состояния организма ……………………  
  2.   Изучение анализаторов и рецепторов организма – элементов кибернетических систем взаимодействия с внешней средой ………  
  3.   Гомеостаз. Функциональные системы и саморегуляция функций..  
  4.   Изучение возникновения условных рефлексов – как звена кибернетической адаптационной системы ………………………….  
  5.   Исследование психических характеристик организма человека как элемента эргатической системы в контуре «ЭВМ – оператор» ……  
  6.   Имитационное моделирование популяционных волн динамики заболеваний ……………………………………………………………  
  7.   Формирование множества информативных признаков физиологической системы или органа как элемента кибернетической системы …………................................................  
  8.   Моделирование физиологических систем дифференциальным уравнением первого порядка ………………………………………....  
  9.   Кибернетическое исследование физиологических систем регуляции температуры и потоотделения …………..……………….  
  10.   Кибернетическое исследование функциональной пробы «задержка дыхания» …………………………………………………………….....  
  11.   Управление экологической ситуацией в регионе ………………......  
12. Тестовые задания ………………………………………………………  

Введение

 

Структура методических указаний по выполнению практических занятий: цель и задачи работы, информационные материалы (краткие теоретические сведения), методические указания по выполнению работы, библиография.

Порядок выполнения.

1. Изучить информационные материалы к занятию, включая рекомендованную литературу и лекции.

2. Выполнить работу согласно методическим указаниям.

3. Осуществить обработку полученных результатов.

4. Оформить отчет к работе.

5. Подготовиться к отчету – собеседованию с преподавателем по тематике работы (защите полученных результатов) или обсуждению результатов в студенческой группе.

Содержание отчета.

1. Цель работы. Постановка задач исследований.

2. Этапы проведения, полученные результаты, анализ и выводы.

3. Ответы на контрольные вопросы (не менее 3), аннотации содержания информационных источников (100-200 слов по каждому).

 

В заключительной части указаний приведен тестовый материал, рекомендуемый для рубежного контроля, подготовки к зачету и экзамену, автоматизированному тестированию текущих и остаточных знаний, самоконтролю усвоенных знаний, умений и навыков. Авторы выражают глубокую благодарность студентам специальности «Медицинская кибернетика» (гр. МК31, 2013 года поступления), первыми принявшими участие в апробации и отладки комплекса.


Практическая работа №1

Математическое моделирование саморегуляции сосудов

Цель работы: ознакомиться с функцией саморегуляции сердечно-сосудистой системы, а также рассмотреть регуляционную модель сердечно-сосудистой системы и математическую модель движения крови в сосудах.

 

Практическая работа №2.

Клинико-кибернетическая модель мозговой дисфункции

Цель работы: изучить клинико-кибернетическую модель минимальной мозговой дисфункции, ее причины и клинические проявления, а также получить практические навыки ее определения с помощью теста Тулуз-Пьерона.

 

Тест Тулуз-Пьерона

Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по форме и содержанию в течение длительного, точно определенного времени.

Тест Тулуз-Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично – оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени.

«Классический» вариант теста Тулуз-Пьерона (30 строчек) применим для широкого возрастного диапазона, начиная с 15 лет. Укороченный вариант (10 строчек) можно использовать, начиная с 3 класса. Для детей 6–8 лет (1–2 класс) предлагается упрощенный вариант методики. Он был разработан с учетом еще не полного сенсомоторного развития детей этого возраста и меньшего объема их оперативной памяти. Использовать тест (даже в упрощенном варианте) на детях более младшего возраста не рекомендуется, так как он перестает быть валидным.

В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. Тестовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном порядке расположены все типы используемых квадратиков. В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы (два – на бланках для учащихся 1–2 классов). В расположенных ниже строчках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные – подчеркивать. Время работы с каждой строчкой ограничено. Дети от 6 лет до 6 класса работают с каждой строчкой 1 минуту. Начиная с 7 класса, на работу с каждой строчкой отводится 55 секунд. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предыдущую до конца или нет.

Практика работы показывает, что методика Тулуз-Пьерона является адекватным, быстрым и простым способом косвенной диагностики ММД (по ближайшим нарушениям психической деятельности). Она не имеет ограничений для повторных применений, поэтому удобна для анализа динамики ММД, оценки эффективности лечения или коррекции. Еще одно преимущество методики состоит в том, что она фактически является экспресс-методом (занимает не более 15 минут), пригодным для массовых обследований.

Для диагностики ММД необходимо групповое тестирование. Группа должна быть не менее 6–10 человек. При групповом тестировании дети сначала подписывают бланки, а потом слушают инструкцию, сопровождаемую демонстрацией. Для демонстрации на классной доске рисуются квадратики-образцы и часть тренировочной строчки (не менее 10 квадратов), обязательно содержащая все возможные виды квадратов.

Обработка результатов тестирования осуществляется с помощью наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрачного материала. На ключе маркером выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчеркнуты.

Для каждой строчки подсчитывается:

1) общее количество обработанных квадратиков (включая и ошибки);

2) количество ошибок.

За ошибку считается: неверная обработка (когда внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне – зачеркнут), любые исправления и пропуски (когда квадратик вообще не обработан).

Соответствующие две цифры проставляются справа против каждой строчки и затем переносятся в соответствующую таблицу на Бланке фиксации результатов.

Утомляемость, врабатываемость, а также цикличность в колебаниях внимания хорошо прослеживаются по падению или нарастанию количества обработанных знаков в строчке и по динамике ошибок. При желании они могут быть оценены и количественно, посредством сравнения скорости и точности обработки первых двух строчек с соответствующими показателями по двум последним строчкам (как это обычно делается в корректурных пробах).

ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

1. Скорость выполнения теста:

n – число рабочих строчек, xi – количество обработанных знаков в строке.

2. Коэффициент точности выполнения теста (или показатель концентрации внимания):

v – скорость, а – среднее количество ошибок в строке, n – количество рабочих строчек, уi – количество ошибок в строке.

Таким образом находится отношение правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1. Устойчивость скорости во времени:

n – количество рабочих строчек, xi – количество обработанных знаков в строке, v – средняя скорость.

2. Устойчивость внимания:

п – количество рабочих строчек, уi – количество ошибок в строке,

а – среднее количество ошибок в строке.

 

3. Связь скорости и точности выполнения теста (коэффициент корреляции V и а):

 

На рисунке приведены кривые распределения точностных показателей для детей с ММД (I) и для детей, не имеющих функциональных отклонений в работе мозга (II), полученные путем разбивки всей выборки на две эти группы. Кривая II свидетельствует о нормальном распределении точностных характеристик в популяции. Однако при ММД оно уже не является нормальным и представляет из себя скошенную кривую с пиком в области К= 0,86. На основании формы кривой I можно заключить, что абсолютное большинство случаев функциональных нарушений в работе мозга действительно принадлежит к разряду легких, или минимальных, нарушений, так как «пик» сильно сдвинут в сторону значений, характеризующих норму. Напротив, растянутый, пологий склон, при К= 0,5, фактически уходящий в ноль, свидетельствует о том, что тяжелых отклонений значительно меньше.

Основным показателем для диагностики ММД является коэффициент точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, характеризующий развитость произвольного внимания и, в особенности, способность к произвольной концентрации. Именно этот показатель (К) необходимо анализировать в первую очередь, сравнивая полученное числовое значение с нормативами, приведенными в Приложении 2.

Если расчетное значение показателя точности выполнения теста попадает в зону патологии (или находится на границе с зоной слабого уровня выраженности), то вероятность ММД исключительно высока.

Если расчетный показатель оказывается в зоне слабого развития точности внимания, то необходимо дополнительно проанализировать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона (Приложение 1). Если при этом значение скорости попадает в зону патологии или слабого уровня, то ММД также вполне вероятна.

Критерии диагностики и физиологические особенности выделенных типов ММД.

В психиатрической и дефектологической литературе обычно описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведенческим признакам: астеничный и гиперактивный. Результаты исследований с использованием теста Тулуз-Пьерона позволили описать еще три типа, которые обычно трудно отличимы от нормы по внешнему поведению, так как представляют собой более легкие формы нарушений.

Таким образом, можно выделить следующие пять типов ММД: астеничный, реактивный, ригидный, активный, субнормальный.

В предложенной классификации астеничный соответствует традиционно выделяемому под этим наименованием типу. Гиперактивному типу соответствует реактивный. Представляется, что данное наименование типа в большей степени отражает его сущностные характеристики, так как активность, понимаемая как самостоятельно направляемая деятельность, у детей данного типа полностью отсутствует. (Встречающееся определение этого типа как двигательно-расторможенного является также достаточно точным).

Распространенность выделенных типов в популяции детей с ММД примерно следующая: астеничный – 15 %, реактивный – 25 %, ригидный – 20 %, активный – 10 %, субнормальный – 30 %.

Все пять типов ММД легко диагностируются по характеру профиля, полученного на бланке. Для определения типа ММД профиль конкретного обследуемого сравнивается с типологическими профилями (Приложение 3). Следует еще раз подчеркнуть, что тип ММД диагностируется только в том случае, если основные показатели теста (точность и скорость) позволяют сделать общий вывод о ее наличии.

 

Порядок выполнения:

Пройдите универсальный тест Тулуз-Пьерона (Приложение 4) в соответствии с методикой, приведенной выше. Посчитайте количество ошибок и при помощи формул и таблиц определите, диагностируется ли ММД в вашем случае. Постройте кибернетические модели: «вход-выход», передаточная функция. Исследуйте поведение передаточных функций на реакции типовых воздействий. Сделайте вывод.

Приложение 1

Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона.

Скорость выполнения (V)
Возрастные группы Патология Слабая средняя или возрастная норма Хорошая Высокая
Дошкольники (6-7 лет) 0 -14 15-17 18-29 30-39 40 и >
1 класс 0-19 20-27 28-36 37-44 45 и >
2 класс 0-22 23-32 33-41 42-57 58 и >
3-4 класс 0-15 16-25 26-37 38-48 49 и >
5 класс 0-19 20-29 30-39 40-50 51 и >
6 класс 0-24 25-31 32-41 42-55 56 и >
7 класс   36 и < 37-45 46-57 58 и >
8 класс   38 и < 39-48 49-59 60 и >
9 класс   40 и < 41-50 51-64 65 и >
10 класс   44 и < 45-54 55-69 70 и >
11 класс   49 и < 50-62 63-77 78 и >

 

Приложение 2

Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона.

  Точность выполнения теста (К)
Возрастные группы патология слабая средняя или возрастная норма хорошая высокая
дошкольники (6-7 лет) - 1 классы 0,89 и < 0,9-0,91 0,92-0,95 0,96-0.97 0,98-1
2 классы 0,9 и < 0,91-0.92 0,93-0,96 0,97 0,98-1
3 - 5 классы 0,89 и < 0,9-0,91 0.92-0,94 0,95-0,96 0,97-1
6 - 8 классы 0,9 и <   0.91 0,92-0,95 0,96-0,97 0,98-1
9-11 классы 0,9 и <   0,91-0,92 0,93-0,95 0,96-0,97 0,98-1

 

Приложение 4

Бланк универсальный для теста Тулуз-Пьерона

Приложение 4

 

 

Библиография.

1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.

2. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 2002.

3. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. СПб., ГП «ИМАТОН», 1997.


Практическое занятие №3.

Порядок выполнения работы.

1. Вариант.

На практике метод определения мышечной силы кисти применяют как тест для определения уровня общего физического развития человека. Работа выполняется обучающимися попарно. Каждый поочерёдно выступает в роли испытуемого. Другой – в роли экспериментатора. При измерении силы кистей рук необходимо сохранение постоянства позы испытуемого. Испытуемый сидит на стуле; рука, на которой производят измерения вытянута вперёд, согнута в локтевом суставе; свободная рука лежит на колене. Испытуемому даётся следующая инструкция: «Сожмите кистью руки пружину динамометра как можно сильнее». Замеры повторить три раза для правой руки и три раза для левой. Затем испытуемый выполняет 20 приседаний в качестве нагрузки, после этого замеры производятся снова.

Результаты оформляются в виде таблицы, по которой строится и исследуется кибернетическая модель «вход-выход».

Вариант.

Определяют массу тела испытуемого. Динамометр подготавливают к измерению, устанавливая с помощью кнопки стрелку в нулевое положение. Держа динамометр в вытянутой руке, испытуемый по команде экспериментатора с максимальной силой сжимает его (другая рука при этом опущена и расслаблена). Оценивают показания по шкале динамометра. Измерение повторяют 3 раза (с интервалами не менее 2 минут). Фиксируют лучший результат. Затем определяют показатель силы по формуле: Показатель силы = сила мышц/масса тела · 100. Синтезируют и исследуют кибернетическую модель.

Практическая работа №4.

Регулирование содержание глюкозы в крови

 

Цель работы: построить и исследовать модель толерантности организма к глюкозе - изменения уровня глюкозы в крови в динамике после сахарной нагрузки.

Порядок выполнения работы.

Натощак берут каплю0,1 мл крови из пальца и определяют в ней содержание глюкозы. Затем дают выпить раствор глюкозы или тростникового сахара из расчета 1,0—1,5 г на 1 кг массы тела обследуемого. Через 30, 60 и 120 мин после приема сахара снова определяют содержание глюкозы.

Результаты вносят в таблицу и на их основании строят сахарные кривые, откладывая на оси абсцисс время взятия крови, а на оси ординат — найденное содержание Сахара в крови (ммоль/л):

Таблица 2 – образец таблицы для построения сахарных кривых

Метод количест­венного определе­ния глюкозы Масса принятой глюкозы Концентрация глюкозы в крови
до нагрузки глюкозой после нагрузки глюкозой
через 30 мин через 60 мин через 120 мин
           

При анализе сахарных кривых обращают внимание на следующие параметры:

а) начальное содержание сахара в крови;

б) быстроту и высоту подъема;

в) продолжительность гиперглюкоземии и характер ее снижения.

Кривая здорового человека отличается быстрым подъемом, максимальный подъем наблюдается около 30 мин, количество сахара может при этом удвоиться. При сахарной болезни уровень сахара в крови возрастает дольше и достигает максимума через 3(У—60) мин или еще позднее, причем достигает очень высоких цифр — до 14 ммоль/л и более.

Понижение кривой имеет также диагностическое значение. У здоровых людей количество сахара уменьшается быстро и через 1,5—2,5 ч возвращается к исходной величине, а иногда оказывается и низке ее. При диабете повышение держится 5—7 ч и возвращается к исходной величине очень медленно. При сахарном диабете происходит снижение толерантности организма к глюкозе.

Рисунок 1 - динамика изменений концентрации глюкозы в крови в норме.

По результатам синтезируют кибернетическую модель «вход-выход» и исследуют ее на типовые входные воздействия.

Результаты представляются в работе совместно с краткими ответами на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие виды гиперглюкоземии известны современной медицины?

2. Каковы причины патологической гиперглюкоземии?

3. В чем причина возникновения инсулинзависимого сахарного диабета?

4. Напишите структурными формулами реакции окислительной ветви ПФП.

5. Роль кибернетического моделирования в анализе механизмов возникновения сахарного диабета.

Практическая работа № 5.

Порядок выполнения работы

1. Изучить теоретический материал.

2. Провести исследование по следующей схеме.

На листе бумаги начертите прямую линию длиной, примерно 10 см. Установить руку с карандашом в точку, которая соответсвует началу линии на 1-2 см ниже, закройтеь глаза и начертите линию, как можно в большей степени совпадающую с первой по направлению и длине. Определить, насколько вторая линия отличается от первой по длине и под каким углом она расположена к первой линии. Аналогичный опыт провести с вычерчиванием равнобедренного треугольника и квадрата

1. Оформить результаты работы, сделать вывод. Ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой координационная деятельность ЦНС?

2. Функции координационной деятельности?

3. Основные принципы координационной деятельности ЦНС?

4. Нейронные механизмы принципов координационной деятельности ЦНС?

 

Библиография.

1. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Медицина, 2000 – 784 с.

2. https:// rukovodstvo_k_prakticheskim_zanyatiyam.


Практическая работа №6.

Структурная классификация.

На основании числа и расположения дендритов и аксона нейроны делятся на безаксонные, униполярные нейроны, псевдоуниполярные нейроны, биполярные нейроны и мультиполярные (много дендритных стволов, обычно эфферентные) нейроны. Безаксонные нейроны — небольшие клетки, сгруппированы вблизи спинного мозга в межпозвоночных ганглиях, не имеющие анатомических признаков разделения отростков на дендриты и аксоны. Все отростки у клетки очень похожи. Функциональное назначение безаксонных нейронов слабо изучено. Униполярные нейроны — нейроны с одним отростком, присутствуют, например в сенсорном ядре тройничного нерва в среднем мозге. Многие морфологи считают, что униполярные нейроны в теле человека и высших позвоночных не встречаются.

Биполярные нейроны — нейроны, имеющие один аксон и один дендрит, расположенные в специализированных сенсорных органах — сетчатке глаза, обонятельном эпителии и луковице, слуховом и вестибулярном ганглиях.

Мультиполярные нейроны — нейроны с одним аксоном и несколькими дендритами. Данный вид нервных клеток преобладает в центральной нервной системе.

Псевдоуниполярные нейроны — являются уникальными в своём роде. От тела отходит один отросток, который сразу же Т-образно делится. Весь этот единый тракт покрыт миелиновой оболочкой и структурно представляет собой аксон, хотя по одной из ветвей возбуждение идёт не от, а к телу нейрона. Структурно дендритами являются разветвления на конце этого (периферического) отростка. Триггерной зоной является начало этого разветвления (то есть находится вне тела клетки). Такие нейроны встречаются в спинальных ганглиях.

Порядок выполнения работы.

1. Изучите теоретический материал.

2. Изучите информацию на медицинских порталах информационных о ЦНС как кибернетической системе.

3. Сравните искуственные и естественные нейроны и нейронные сети (результат оформите в виде сравнительной таблицы.

4. Обсудите итоги п.3 в группе в полимической форме «защита-нападение».

5. Ответьте на контрольные вопросы и оформите отчет.

 

Контрольные вопросы-тесты.

1. В чем заключается роль синапсов ЦНС?

А. являются местом возникновения возбуждения в ЦНС

В. формируют потенциал покоя нервной клетки

С. передают возбуждение с одного нейрона на другой

D. проводят токи покоя

Е. все ответы правильные

2. Как называется способность нейрона устанавливать многочисленные синаптические связи с различными нервными клетками?

А. конвергенция

В. пролонгирование

С. суммация

D. дивергенция

Е. трансформация ритма

3. Как называется схождение различных путей проведения нервных импульсов к одной и той же нервной клетке?

А. дивергенция

В. пролонгирование

С. cуммация

D. трансформация

Е. конвергенция

5. Как называется торможение нейронов собственными импульсами, поступающими по коллатералям аксона к тормозным клеткам?

А. вторичным

В. реципрокным

С. поступательным

D. возвратным

Е. латеральным

6. Как называется более слабый эффект одновременного действия двух сильных афферентных возбуждений, чем сумма их раздельных эффектов?

А. торможением

В. окклюзией

С. понижающей трансформацией

D. конвергенцией

Е. отрицательной индукцией

7. С участием каких синапсов преимущественно осуществляется проведение возбуждения в ЦНС?

А. электрических

В. смешанных

С. химических

D. смешанные

Е. контактные

Библиография.

1.Поляков Г. И., О принципах нейронной организации мозга, М: МГУ, 1965

2. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания. М.: Проспект, 2004. С. 247 – 249.

3. Кохонен Т. Самоорганизующиееся карты. –М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. -655 с.

 


Практическая работа №7.

Порядок выполнения работы.

1. Изучить теоретический материал.

2. Провести исследования сухожильного (коленного) и кожного (подошвенного) рефлексов человека, по описанным ниже схемам. Наблюдение рефлексов рекомендуется проводить на нескольких испытуемых, поскольку в этом случае будет заметна разница выраженности индивидуальных рефлекторных реакций.

К оленный рефлекс вызывается легким ударом по сухожи­лию четырехглавой мышцы ниже коленной чашечки. Испы­туемый сидит на стуле,расположив одну ногу возле другой, голени свободно свисают под прямым углом к бедрам, стопы не должны упираться в пол.После удара молоточком возникает сокращение четырехглавого раз­гибателя бедра и легкое разгибание голени. Рефлекторная дуга коленного рефлекса: афферентное звено чувствительные во­локна бедренного нерва, уровень замыкания LIII-IVсегмен­ты спинного мозга, эфферентное звено двигательные волок­на бедренного нерва.

 

Подошвенный рефлекс – вызывается продольным штриховым раздражением кожи подошвы заостренным концом рукоятки молотка с усилием к концу раздражения. Ответная реакция в условиях нормы - сгибание пальцев нижней конечности и стопы. Рефлекторная дуга подошвенного рефлекса: афферентное звено – чувствительные волокна, уровень замыкания SI-IIсегменты спинного мозга, эфферентное звено двигательные волокна.

3. В ходе данных исследований оценить выраженность рефлексов.

4. Рассмотреть и обсудить в группе кибернетические модели изученных рефлексов. Обсуждение рекомендуется провести совместно с презентациями.

Контрольные вопросы

1.Что такое спинной мозг? Сегменты спинного мозга.

2.Что такое рефлекторная дуга?

3.Из чего состоит рефлекторная дуга и ее основная схема?

4.Что такое рефлекс? Приведите примеры спинномозговых рефлексов.

 

Библиография.

1. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем - файл n2.rtf //URL: http://gendocs.ru/v42319

2. Биологическая кибернетика. Под. ред. А.Б. Когана. Учеб. пособие для вузов.-М.:Высш.школа, 1977. – 408 с.

3. Кибернетика в биологии /URL: http://roboticslib.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st020.shtml

3. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. Атлас анатомии человека в 4 томах. — М.: Медицина, 1996.

4. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Медицина, 2000 – 784 с.


Практическая работа №8.

Компартментальные модели

Цель работы: ознакомиться с компартментальными моделями, их свойствами, характеристиками и физиологическими процессами, которые они моделируют.

Порядок выполнения работы.

1. Изучите теоретические сведения.

2. Изобразите компартментальную модель любого процесса метаболизма. Обсудите ее в студенческой группе.

3. Ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение компартментальной модели.

2. Какие типы процессов содержит компартментальная модель? Приведите примеры.

3. Каким образом в компартментальных моделях описываются процессы?

4. Какие модели называются потоковыми?

5. Опишите общую схему компартментальной модели.

6. Перемещение компонент в компартментальных моделях.

7. Взаимодействие и превращение компонент в компартментальных моделях.

8. Утилизация компонент в компартментальных моделях.

9. Компартментальная модель энергетической системы организма.

10. Компартментальная модель экологической системы.

Библиография.

1. Математические модели процессов управления биологическими системами /URL: http://lib.ua-ru.net/diss/cont/205221.html

2. Математические модели в медицине /URL: https://znaiu.ru/art/400157500.php

3. Контроль и управление биотехнологическими процессами; моделирование и оптимизация //URL http://medbe.ru/materials/mikrobiologiya-i-biotekhnologii/kontrol-i-upravlenie-biotekhnologicheskimi-protsessami-modelirovanie-i-optimizatsiya/

 


Практическая работа № 8.

Порядок выполнения работы.

В процессе выполнения практической работы студенты в парах выполняют пробы для оценки сенсомоторных асимметрий

 

Проба Оцениваемый показатель
1. Взять ручку со стола. Выполняется по команде «Возьмите ручку со стола» Ведущей считается рука, которой испы­туемый берет предмет
2. Без зрительного контроля одновре­менно двумя руками нарисовать круги, квадраты, треугольники Ведущей считается рука, которой более эффективно осуществляется движение
3. Переплетение пальцев рук Большой палец ведущей руки ложится сверху
4. Поза Наполеона Ведущая рука первой начинает движение и располагает кисть на противоположном предплечье
5. Динамометрия Трижды определяется сила сжатия дина­мометра каждой рукой. Определяют средние значения. Наибольшая сила у ведущей руки
6. Аплодирование Ведущей считается более активная в движении рука
7. Тест вытянутых рук. С закрытыми глазами обе руки вытягиваются вперёд на уровне плеч Ведущей считается поднятая выше рука
8. Закидывание ноги на ногу Ведущая нога располагается сверху
9. Подпрыгнуть на одной ноге Толчковая нога считается ведущей
10. Подняться со стула Ведущая нога начинает движение
11. Подойти к двери, вернуться пятясь Ведущая нога начинает движение
12. Пнуть ногой воображаемый мяч Ведущая нога ударяет
13. Отклонение движения от заданного направления. С закрытыми глазами испытуемый проходит по прямой 5м Нога, противоположная отклонению от прямой, оценивается как ведущая
14. Проба с секундомером. Оценивает­ся, каким ухом испытуемый накло­няется к секундомеру после инст­рукции: «Каким ухом громче слышно тиканье часов?» Ведущим считается ухо, которое испытуемый приближает к секундо­меру
15. Воспроизведение цифр, произноси­мых экспериментатором при одном закрытом ухе испытуемого Большее количество цифр запоминается ведущим ухом
16. Проба Розенбаха. В вытянутой руке испытуемый держит карандаш и фиксирует его взором на определен­ной точке (3—4 м). Затем поочередно закрывает правый и левый глаз Закрытие ведущего глаза ведет к смеще­нию карандаша относительно точки фик­сации
17. Проба «Дырка в карте». Испытуе­мый фиксирует предмет через не­большое отверстие в листе бумаги. Затем поочередно закрывает пра­вый и левый глаз Закрытие ведущего глаза ведет к исчезно­вению предмета из ноля зрения
18. Прищуривание глаза после коман­ды «Поочередно прищурить глаза» Первым прищуривается ведущий глаз

Практическая работа №9.

Синдром Кушинга

Усиленное влияние на организм гормонов надпочечников. Синдром Иценко-Кушинга по проявлениям не разнится с болезнью. Его определяют в случаях новообразования надпочечника или опухоли другого органа.

Основные признаки: повышенное давление, иазбыточный вес по мужскому типу, луноподобное лицо, нарушение обмена глюкозы, атрофия и слабость мышц, аменорея, гирсутизм, остеопороз, депрессия, головная боль, фурункулёз, нарушения кровообращения, снижение потенции.

Болезнь Аддисона

Первичная недостаточность коры надпочечников появляется из-за разрушения ткани самого органа. Вторичная недостаточность — при болезнях мозга с задействованием гипофиза или гипоталамуса, которые контролируют работу желез. Первичная недостаточность встречается достаточно редко и появляется в любом возрасте. Она по стандарту начинается постепенно. У больных с вторичной недостаточностью наблюдаются большинство тех же признаков, что у больных с аддисоновой болезнью, но отсутствуют кожные проявления.

В числе причин болезни называют: нарушения иммунитета, туберкулез надпочечников, долгая гормональная терапия, грибковые болезни, саркоидоз, нарушение обмела белков, СПИД, адренолейкодистрофия, операция по удалению надпочечников.

Главные признаки: п овышенная утомляемость, слабость только после нагрузок или стрессовых атак, ухудшение аппетита, частые простуды, плохая переносимость ультрафиолета, проявляющаяся сильным загаром, снижение веса, гиперокрашенность сосков, губ, щек, пониженное давление, учащенное сердцебиение, тошнота, рвота, смены запора и поноса, падение уровня глюкозы в крови, нарушение работы почек с проявлением в виде ночного мочеиспускания, нарушения внимания, памяти, депрессия, у женщин - выпадение волос на лобке и подмышками, снижение полового влечения.

Гиперальдостеронизм.

Гиперальдостеронизм является нарушением, при котором происходит повышенное продуцирование данными железами альдостерона. Причин этого сбоя несколько: серьезные нарушения печени, хронический нефрит, сердечная недостаточность.

В случае недостаточности коры возникает заболевание иммунитета, которое превращается в полное расстройство всего организма. Причинами процесса являются: некроз после родов, поражение гипофиза, злокачественные опухоли, длительная инфекция.

Признаки всех форм гиперальдостеронизма: слабость в мышцах, мигрени, приступы тахикардии, быстрая утомляемость, полиурия, судороги, гиперволемия, отеки, запоры.

Опухоли надпочечников

К опухолям надпочечников относятся следующие: альдостерома, глюкокортикостерома, кортикоэстрома, глюкоандростерома, феохромацитома - местное увеличение количества клеток железы.

Большая часть таких образований доброкачественные, и появляются они крайне редко. Причины возникновения опухолей органа неизвестны. Скорее всего, они имеют наследственный характер. Надпочечники продуцируют гормоны, контролирующие обмен веществ, давление, а также половые гормоны. Главные симптомы этого нарушения зависят от того, какой же гормон она вырабатывает чрезмерно.

Опухоли органа имеют такие признаки: повышение давления, чувство сбоя сердечного ритма, слабость в мышцах, частые позывы к мочеиспусканию по ночам, головная боль, потливость, паника, раздражительность, одышка, тошнота, рвота, боль в животе, груди, бледность или покраснение лица, нарушение полового развития, изменение внешнего вида мужчин и женщин, синюшность кожи, судороги, ломота в суставах, нарушение сахара в крови, дрожь, озноб, сухость во рту.

Осложнениями являются кровоизлияние в глазную сетчатку, отек легких, нарушение кровообращения мозга.

Синдром Нельсона

Острая надпочечник


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.