Семинар 2. Древняя и Удельная Русь – 2 часа. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семинар 2. Древняя и Удельная Русь – 2 часа.

2017-10-09 270
Семинар 2. Древняя и Удельная Русь – 2 часа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар 2. Древняя и Удельная Русь – 2 часа.

Историко-культурное своеобразие Древней Руси. Русские земли между Востоком и Западом (XIII – XV вв.). Русь и Орда: дискуссии в исторической науке.

 

Вопросы к семинару:

 

I. Древняя Русь. Языческий период

1. Этногенез восточных славян. Проблема прародины славян. Исторические источники о восточных славянах.

2. Восточнославянское общество VI-IX вв.: хозяйство, социальная и политическая организация, религиозные верования, традиции, способы обработки земли.

3. Причины и особенности образования древнерусского государства. Когда возникло первое государство славян – ДРГ? Норманнская теория, антинорманнская теория. Миллер, Байер, Ломоносов. Современная точка зрения исторической науки на происхождение древнерусского государства.

 

II. Христианизация Руси

1. Прочитать статью по ссылке: http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/

ответить на вопросы:

1. Какие автор выделяет причины и повод Крещения Руси?

2. Как складывались Русско-Византийские отношения

3. Что такое язычество в понимании Лихачева?

4. Что такое Языческая реформы 980 г.

5. Роль Болгарии в принятии христианства.

6. Как была крещена Русь?

7. Какие итоги христианизации Руси выделяет автор?

8. Было ли крещение добровольным или насильственным? Были ли восстания против крещения? В каких регионах? Почему именно там?

 

2. Соседи Руси: Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византия. Как развивались отношения Руси с этими государствами в 9-10 вв.? Что представляли собой эти государства: уровень политического и культурного развития, армия.

3. Проанализируйте 3 религии: ислам, христианство, иудейство по пунктам: возникновение, догматы, обряды, отношение к государству. Какая из них была наиболее близка к целям князя Владимира? Почему?

6. Последствия и принятия христианства. Влияние русской православной церкви на социально-экономическое, политическое и этнокультурное развитие Руси.

7. Значение православия в современном российском обществе и национальной идентичности русского народа. Роль князя Владимира в русской истории.

 

III. Русские земли в Удельный период

 

1. Феодальная раздробленность Руси. Сущность периода. Причины и итоги.

2. Основные княжества удельного периода: Киевское, Галицко-Волынское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское. Особенности политического, культурного, экономическое развития.

3. Оценки удельного периода. Удельный период - кризис или развитие государства?

4. Оборона северо-западных земель от немецких рыцарей-крестоносцев и шведов. Какова была цель агрессии против русских княжеств с Запада и с Востока?

5. Русь и Орда: эволюция форм зависимости Руси от Орды в XIII-XVвв., дискуссии о «монголо-татарском иге» в исторической науке, «монгольский след» в русской истории.

6. Почему русские земли не смогли противостоять монгольской угрозе, но достаточно успешно противостояли угрозе с запада?

7. В чем выражалась зависимость Руси от Орды после установления «ига»?

 

 

Семинар 3.

Образование Русского централизованного государства (XIV – XVI вв.) – 2 часа.

Особенности процесса государственной централизации Московской Руси(конец XV – XVI вв.)

Вопросы к семинару:

  1. Причины возвышения Москвы в XIV в.

Прочитайте статью: http://www.studfiles.ru/preview/3104148/, укажите, какие причины возвышения Москвы автор критикует, какую основную причину считает состоятельной?

  1. Междоусобная война в начале XV в.: участники, причины конфликта, итоги.
  2. Русское государство при Иване III. Какими методами Иван Третий завершает объединение земель вокруг Москвы? Новые органы государственной власти: Дворец, Дума, Казна. Cистема кормлений и местничество? Судебник Ивана Великого 1497 г. Ограничение перехода крестьян. Освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Как пало иго? «Москва — Третий Рим», новые регалии московского царства.
  3. Реформы «Избранной Рады» Ивана Грозного. Состав Избранной Рады, цель реформ, сущность реформ, на что они были направлены. Итоги реформаторской деятельности. Как сложились судьбы участников «Избранной Рады».
  4. Опричнина. Причины, сущность, итоги.
  5. Основные направления внешней политики Грозного: присоединение Казани и Астрахани (цели походов, итоги), Ливонская война (причины войны, участники, периоды, итоги), освоение Сибири, походы Ермака, отношение Ермака и Грозного.

 

Письменно:

Составьте таблицу по основным направлениям внешней политики Ивана Третьего.

Направление Цель Методы Ключевые события Итоги
         

 

 

Екатерины II – 2 часа.

Либеральный лагерь

https://postnauka.ru/faq/33822

http://husain-off.ru/hb2n/xix/hb2-a2lekcXIX_14.html

Консерваторы

http://nicbar.ru/ideologii_05.htm

 

Для всех:

http://sadservie.ru/history/in20th/464

https://zubolom.ru/lectures/history/31.shtml

http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0089.asp

http://histerl.ru/kurs/posle_petra/konservatori_liberali_radikali.htm

 

Семинар 8. Становление инженерного образования и создание инженерных школ в России. – 2 часа.

1. Первые инженерные школы в России. Школы математических и навигационных наук, Морская академия, Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. Цель создания системы инженерного образования в XVIII в.

http://club.mon.gov.ru/articles/50

http://www.spb.aif.ru/society/education/1425988

2. Инженерное образование в России в XIX в. Что изменилось? Императорская военная академия, Артиллерийская и Инженерная академии. Какие отрасли промышленности обсуживали выпускники технических школ в XIX в.?

https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernoe-obrazovanie-v-rossii-stanovlenie-kontseptsii

3. Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ), создание, цели и задачи. Кого готовили. Императорское Московское техническое училище (ИМТУ).

4. Русский метод обучения инженеров. Мировое признание. В чем его особенность?

- http://www.bmstu.ru/history/hmstu/russian_engineering_school

- http://zielenski.narod.ru/Engineering-education-2.pdf

5. Николай Эрнестович Бауман: «жизнь» до и после смерти.

6. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896). Знаменитые участники выставка, основное значение. Известные экспонаты выставки.

7. Выдающиеся выпускники ИМТУ, их вклад в науку.

8. Деятельность инженера Шухова. Гиперболоиды, нефтяное дело, деятельность после 1917 г.

9. Знаменитые русские технические открытия

10. Деятельность Сикорского, Попова, Циолковского, Жуковского, Г.Е. Котельникова, Нестерова, Н.Д. Зеленского и других.

 

 

России.

Суд над Сталиным. – 2 часа.

 

Участники семинара:

Сторона обвинения – формулирует тезисы обвинения против Сталина, просит судей о мере пресечения для обвиняемого. Сторона обвинения приглашает свидетелей, задает им вопросы (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей). Во время прений сторона обвинения детально раскрывает каждый тезис обвинения.

Сторона защиты – формулирует тезисы защиты, в ходе прений детально их раскрывает. Сторона защиты приглашает свидетелей, (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей).

Суд присяжных

Тов. Сталин – в процессе судебного заседания отвечает на вопросы сторон, в конце выступает с последним словом.

Цель: оценить политику СССР в 1920-1930-е гг. с положительной или отрицательной стороны. Рассмотреть и примирить противоположные точки зрения на личность и политику Сталина.

Вопросы для подготовки:

  1. Образование СССР. Причины, фактология. План автономизации Сталина. Почему был принят ленинский план?
  2. Личность Сталина. Основные биографические данные дореволюционного периода.
  3. Сталин в 1913 г. Знакомство с Лениным. Участие Сталина в революции 1917 г. Статья Сталина «Марксизм и национальный вопрос». https://www.marxists.org/russkij/stalin/t2/marxism_nationalism.htm
  4. Эволюция советской экономической политики в 1920-х-1930-х ХХ вв.: военный коммунизм, Нэп, индустриализация. Причина, сущность, итоги.
  5. Сталин – путь к власти. Борьба с оппозиций в 1920-е гг. Сталин и Троцкий. Сталин и Зиновьев и Каменев. Объеденная оппозиция.
  6. 1929 г. Великий перелом. Статья Сталина «Головокружение от успехов». http://petroleks.ru/stalin/12-2.php Цель написания статьи
  7. Формирование новой советской культуры в 1930-е гг. Соцреализм.
  8. Становление политической системы социализма «сталинского типа».
  9. Репрессии 1930-х-1950-х. Убийство Кирова. Этапы репрессий, цифры, причины, оценки в историографии. Причина и сущность послевоенных репрессий.
  10. Формирование культа личности Сталина и его последствия. Сущность понятия. Доклад Хрущева: http://lib.ru/MEMUARY/HRUSHEW/kult.txt
  11. Советская Россия в системе международных отношений в 1920-1930-е.

 

Письменно:

Проведите сравнительный анализ политики военного коммунизма, НЭПа и курса на индустриализацию и коллективизацию и заполните табличку.

  Военный коммунизм НЭП Индустриализация и коллективизация
Цель экономической политики      
Источник экономического роста      
Приоритетное направление развитие хозяйства      
Специфика развития промышленности (тяжелая, средняя, легкая)      
Специфика развития сельского хозяйства      
Наличие товарно-денежных отношений      
Наличие частного и иностранного капитала в экономике      
Добавить свои критерии для сравнения      

 

 

Материалы

https://www.youtube.com/watch?v=1j-3FiqJH9k Л. Парфенов Он пришел дать нам свободу

http://tass.ru/spec/ussr-referendum референдум 1991 г.

https://www.youtube.com/watch?v=lHjrmckJiMk Отставка Горбачева

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1170864 7 ошибок президента

http://actualcomment.ru/gorbachev_prizyv_sudit_menya_za_razval_sssr_polnaya_glupost.html интервью

 

Модуль

«Русь в средневековом мире (IX-XV вв.)»

 

1. История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.

2. Концепции этногенеза восточных славян.

3. Восточные славяне в древности.

4. Образование и начальные этапы становления Древнерусского государства.

5. Крещение Руси.

6. Древняя Русь: проблемы политического и социально- экономического развития (XI - XII вв.).

7. Внешняя политика Древней Руси.

8. Причины и сущность феодальной раздробленности. Русские земли в удельный период: модели развития.

9. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.

10. Культура Руси домонгольского периода

11. Русь и Золотая Орда (XIII-XV вв.).

12. Этапы и особенности формирования единого Русского государства (XIV- конец XV вв.).

13. Московская Русь в XVI веке: проблемы внутренней и внешней политики.

14. Тенденции развития русской культуры в конце XV - XVI вв.

 

Модуль

«Россия в мировом историческом процессе (XХ - начала XXI вв.)»

 

29. Особенности социально-экономического и политического развития России в начале XX века.

30. Россия в Первой мировой войне.

31. 1917 год в истории России (от Февраля к Октябрю: альтернативы 1917 года).

32. Гражданская война в России. 1918 - 1922.

33. Эволюция советской экономической политики в 1920-1930-х гг.

34. Страна Советов в системе международных отношений в 20-30-е ХХ в.

35. Международные отношения и внешняя политика СССР накануне и в начале Второй мировой войны СССР в годы Великой Отечественной войны.

36. «Холодная война» и её влияние на развитие послевоенного СССР.

37. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в 1953 - 1964 гг.

38. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.

39. «Перестройка» и распад СССР.

40. Общественно- политическое и экономическое развитие России в 1992 - 2000 гг.

41. Политическое и социально-экономическое развитие России в конце XX - начале XXI века.

42. Россия в современном мире: внешнеполитические аспекты.

 

 

Список литературы.

 

 

5.1. Основная учебная литература

1. Крутько П.Д. Очерки истории высшего технического образования. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. – 140 с.

2. История России: для студентов технических вузов. Б.Н. Земцов, А.В. Шубин, И.Н. Данилевский. Питер, 2013.

3. История России для технических вузов: учебник для бакалавров/ под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 639 с.

4. История России. Учебник / А.С.Орлов; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 527 с.

5. История России: учебник для вузов / Ш.М.Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма, 2015. – 607 с.

6. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. – Москва: Проспект, 2015. – 536 с.

7. Павлихин Г.П. Выдающиеся воспитанники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1868-1930 / Г.П. Павлихин, Г.А. Базанчук. Москва: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2010. – 444с.

8. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов и др.; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 588 с.

 

5.2. Дополнительная учебная литература

 

1. Демократия и модернизация. Дискуссии о вызовах XXI века./ Под ред. В.Л. Иноземцев. – М.: Европа, 2010. – 318 с.

2. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. – М.: РОССПЭН, 2011. – 719 с.

3. История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учеб. / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. М.: Проспект, 2010. - 420 с.

4. Козляков В.Н. Михаил Федорович. - М.: Молодая гвардия, 2010. – 352 с.

5. Борисов Н.С. Дмитрий Донской. Москва: Молодая гвардия, 2014. – 505с.

6. Курукин И.В. Романовы. Москва: Молодая гвардия, 2012. – 509 с.

7. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – 3-е изд. Москва: Молодая гвардия, 2011. – 328 с.

8. Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства / Отв. Ред. Т.Ю. Красовицкая, В.А. Тишков. – М.: Новый хронограф, 2012. – 448 с.

 

 

5.3. Кафедральные издания и методические материалы

 

1. История науки и техники в России. В 3 Ч. / Под ред. К.В. Федорова, Б.Н. Земцова. - Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 292 c.

2. Российская империя XVIII- начала XX века: формирование полиэтнического пространства. Под ред. Б.Н. Земцова. Москва: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2014. – 92 с.

3. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI в.: поиск модели развития. Под ред. Т.Р. Суздалевой. Москва: МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2013. – 112 с.

 

5.4. Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

1. Электронная библиотека: тексты исторических источников; базы данных по экономической истории кон. ХIХ – начала ХХ вв. - http://www.hist.msu.ru

2. Хронос. Исторические источники IХ – ХХ вв. - http://hrono.ru/dokum/docum.html

3. Российский общеобразовательный стандарт. Министерство образования и науки РФ- http://historydoc.edu.ru

4. Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru

5. Российский государственный социальный университет. Образовательные ресурсы Интернета (Учебники и справочники по истории России) - http://www.alleng.ru/edu/hist4.htm

6. Федеральный фонд учебных курсов - http://www.ido.rudn.ru/ffec/hist-index.htm l

7. Электронная библиотека Гумер. История - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php

8. Скепсис. Научно-просветительский журнал - http://scepsis.ru/library/history/page1/

9. Книги по истории, археологии, географии, этнографии, филологии, лингвистике, генеалогии, философии, изданные преимущественно до 1917 года - http://gbooks.archeologia.ru

10. Исторические науки. Издания до 1917 года включительно - http://rutracker.org/forum/viewforum.php?f=2020

 

 

Семинар 2. Древняя и Удельная Русь – 2 часа.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.