Для вожатых оздоровительных лагерей — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Для вожатых оздоровительных лагерей

2017-10-09 400
Для вожатых оздоровительных лагерей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕКРЕТЫ

ВОЖАТСКОГО

МАСТЕРСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЙ комплект

ДЛЯ ВОЖАТЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ

ЧАСТЬ 1

 
 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К ВОЖАТОМУ 3

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОЖАТОМУ О ЛАГЕРЕ? 5

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО 5

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО 7

ЭТИКА ВОЖАТОГО 8

БАГАЖ ВОЖАТОГО 10

МИНИМУМ ПО ОХРАНЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА 11

Что нужно знать при заключении и расторжении трудового договора? 17

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ 19

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ДЕТЕЙ? 21

ЗНАКОМСТВО С ЛАГЕРЕМ 23

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ 23

СЕКРЕТЫ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ЛАГЕРНОГО ДНЯ 29

ЕЖЕДНЕВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ 31

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЧЕРНИХ ОГОНЬКОВ 32

ОГОНЬКИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА 33

ОГОНЬКИ ПЕРИОДА КОНФЛИКТОВ 35

ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА 37

ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА 40

ВАШ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК 42

КОЛЛЕКТИВНО - ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО 45

ОРИЕНТИР ОТРЯДНЫХ ДЕЛ 49

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ 52

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ЛАГЕРЕ 55


ОБРАЩЕНИЕ К ВОЖАТОМУ

А все-таки вожатство неизменно!

Сравнения, упреки - ерунда!

За годом - год, за пересменкой - смена,

А на отрядах молодость всегда!

Идет с детьми за голубые дали,

И учится искать, дерзать, творить,

И каждому кусочек сердца дарит...

А что дороже можно подарить?

 

Действительно, а что еще дороже может быть у вожатого? Наверное, это те методические знания, с помощью которых каждый во­жатый делает жизнь ребенка в лагере яркой, незабываемой, творческой.

Основная задача детских оздоровительных лагерей - научить детей общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, развить их творческие способности, снять комплексы, избавить от скованности. Постоянная смена творческих видов деятельности обширный выбор способов самореализации позволяют сделать отдых детей более насыщенным и интересным.

Став вожатым, все сталкиваются с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, видят детский летний лагерь глазами не ребенка, а взрослого, организатора и одновременно глазами человека, ответственного за жизнь и здоровье детей.

Хорошая работа вожатого - это не только полная физическая отдача, но и огромное моральное удовлетворение. И от того, насколько грамотно вожатый сможет построить свою работу, зависит очень многое.

Вожатый - профессия, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Ведь именно он является самым значимым взрослым для каждого ребенка в этот летний месяц.

Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое или обязан этому учиться. И учиться очень быстро.

Внешний вид вожатого.

Он оценивается прежде всего по тому, соответствует ли внешний облик конкретной ситуации, в которой оказался вожатый (спортивное мероприятие, встреча родителей в родительский день, поход и т. д.). Безусловно, вожатые, не смотря на постоянную занятость, должны все же выбрать время, чтобы привести свою одежду в порядок. Никто не требует, чтобы вожатые одевались с учетом последней моды, но их одежда должна быть всегда чистой, хорошо отглаженной. Аккуратность, продуманность в одежде - это визитная карточка вожатого, особенно при первой встрече с ребятами и их родителями перед отправлением в лагерь. Но внешний облик складывается не только из одежды, но и из умения двигаться, управления собственной мимикой и пантомимикой. Дети обращают внимание на доброжелательность вожатого, приветливое выражение лица, внимание к каждому ребенку.

Культура речи вожатого.

Человек, который работает с коллективом детей, просто обязан обратить особое внимание на культуру своей речи. Вожатый должен научиться использовать грамматически правильные конструкции предложений, лексическое богатство и выразительность родного языка. Важным моментом в устной речи является отчетливое произношение слов, правильная интонация (паузы, логическое ударение), а также умение ясно и выразительно читать литературный текст. Категорически запрещается использовать нецензурные выражения и слова-паразиты, например: «ну», «понимаешь», «вот».

Следует помнить, что в общении с детьми недопустим повышенный, раздражительный тон. Криком или, наоборот, грозным молчанием трудно добиться от детей желаемого результата. Они, скорее всего, перестанут воспринимать слова своего воспитателя, появится психологический барьер между ними. Наладить испорченные отношения гораздо труднее, чем сдержаться и какой-то конкретной ситуации и попробовать решить проблему мирным путем. Воспитателю всегда надо помнить, что ребёнок - это развивающаяся личность, которой нужно помогать формировать характер и обучать общечеловеческим ценностям, и новее не требовать идеального поведения и четкого выполнения всего, что говорит вожатый. Поэтому следует избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более иронии по отношению к детям. Ребенку всегда можно тактично объяснить, что он сделал неправильно и почему не следует так поступать в дальнейшем. Разговор наедине с максимумом такта, сердечности и терпения принесет больше результатов, чем публичное осмеяние или категоричные запреты.

Жизнедеятельности ребенка

Организационный период

Наиболее важным и ответственным периодом по охране жизни и здоровья детей, предотвращения несчастных случаев и травматизма является организационный период в лагере.

В этот период времени воспитатели, вожатые обязаны обеспечить полную организованность, порядок в отряде, уделять особое внимание организации детского коллектива, не выпускать из поля зрения ни одного ребенка, обеспечить все меры безопасности детей.

Медицинские работники обязаны результаты медицинского осмотра и рекомендации но физической нагрузке каждого ребенка довести до каждого воспитателя и вожатого.

В период акклиматизации запрещается выход и выезд отрядов и отдельных детей за территорию лагеря, долгое пребывание на солнце. На эти дни всем детям по возможности устанавливается щадящий режим. Запрещается проводить спортивные соревнования, купание, всевозможные конкурсы, которые увеличивают физическую нагрузку. Срок оргпериода в лагере устанавливается от 3 до 5 дней.

По прибытии детей к месту сбора для отправки в лагерь врач и медицинская сестра проводят осмотр кожных покровов детей, термометрию и проверяют медицинскую документацию. При выявлении признаков заболевания ребенка медицинский работник не допускает направления его в лагерь.

После распределения детей по отрядам вожатый, воспитатель (тренер-преподаватель) полностью несут ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей.

При поездке в автобусе дети размещаются в соответствии с наличием посадочных мест. В пути, в автобусе педагоги должны видеть всех ребят. Окна левой стороны должны быть закрыты. Ребята, плохо переносящие дорогу, усаживаются с правой стороны на передних сидениях.

Строго запрещается:

§ выглядывать из окон автобуса;

§ передвигаться по автобусу во время его движения;

§ портить имущество и сорить в автобусе.

При остановке машины первым выходит взрослый. Выбирать место остановки для отдыха слева от шоссе (по направлению движения) строго запрещается. При посадке в автобус педагоги должны проверить наличие детей, и только после этого можно начинать движение автобуса.

По прибытии в лагерь и распределении детей по спальным корпусам вожатый или воспитатель (тренер-преподаватель) знакомит их с территорией лагеря, правилами противопожарной безопасности, пользования аттракционами, требованиями по соблюдению строгой дисциплины, выполнению режима дня.

Каждый работник лагеря обязан в случае угрозы состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения опасности, проявлять максимум бдительности в случае обнаружения взрывоопасных предметов или принять меры к устранению очагов травматизма, пожарной опасности. Не допускать нарушений правил техники безопасности, сангигиены и требовать от детей их выполнения; исключить посещение детьми подвалов корпусов, технических и хозяйственных служб, очистных сооружений, стройплощадок.

Пребывание детей у реки, водоема, а также прогулки детей без сопровождении взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.

Медицинский и воспитательский персонал обязан следить за соблюдением детьми личной гигиены, не допускать контакта здоровых детей с больными или находящимися на карантине.

Пребывание и проживание посторонних лиц на территории лагеря запрещается.

Проведение купания

Купание детей в реке, водоеме, море, бассейне проводится в присутствии начальника лагеря или старшего вожатого, вожатых отрядов и воспитателей (тренеров-преподавателей), медицинского работника, инструкторов по физкультуре и плаванию. На берегу должны находиться спасательные средства и сумка первой медицинской помощи. Не разрешается купание натощак, вскоре после еды и физических упражнений с большой мышечной нагрузкой.

Вожатый или воспитатель (тренер-преподаватель) заранее выявляет детей, не умеющих плавать. Доплывать до знаков ограждения зоны плавания разрешается детям, умеющим плавать, остальные - купаются у берега, при этом глубина воды должна быть не выше груди ребенка.

Разрешается пребывание в воде одновременно не более одной группы (10 детей). Один из вожатых (воспитателей, тренеров-преподавателей) находится у знаков ограждения в водоеме, другой наблюдает с берега за купающимися детьми. Дети во время купания обязаны точно и быстро выполнять все распоряжения и указания взрослых, ответственных за проведение купания. Перед входом в воду и при выходе из воды вожатый (воспитатель, тренер-преподаватель) проверяет наличие детей.

Обучение детей плаванию проводится инструктором по плаванию в соответствии с организационно-методическими указаниями по физическому воспи­танию в детских лагерях.

Во время купания детей в душе, бане присутствие медработника, вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя) отряда обязательно.

Пользование плавсредствами

Прогулки на катерах (шлюпках, лодках) допускаются только с разрешения начальника лагеря в тихую безветренную погоду.

Категорически запрещается пользоваться неисправными плавсредствами, а также перегружать катера (шлюпки, лодки), вставать на сиденье, сидеть на борту, свешивать ноги за борт, доставать воду, вставать со своего места до полной остановки катера (шлюпки, лодки) у причала (помоста), берега. Причем в каждой шлюпке (лодке) должен находиться взрослый из числа работников лагеря, хорошо умеющих грести и плавать. Пересадка с кормового сиденья шлюпки (лодки) на весла разрешается только у причала или берега. Запрещается: проводить катание детей в купальных костюмах, находиться в шлюпке или катере без головного убора.

Посадка и высадка детей из шлюпки или катера происходит под непосредственным руководством старшего в шлюпке. Воспитатель и вожатый, непосредственно отвечающий за прогулку детей своего отряда, имеет право в случае плохого самочувствия детей просить прекратить прогулку, экскурсию, после чего старший шлюпки должен немедленно выполнить указанную просьбу.

И на занятиях в кружках

При занятиях в технической мастерской, кружках, секциях и т.д. руководители кружков несут персональную ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов, электроприборов, наличие ограждения рубильников, всех движущихся частей станков, механизмов и другого оборудования, достаточную естественную и искусственную освещаемость рабочих мест, использование материалов, безопасных для здоровья детей. Перед занятиями руководитель кружка инструктирует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с оборудованием, инструментом, показывает безопасные приемы труда.

 

Период разъезда

В период разъезда, как правило, чаше всего встречаются нарушения дисциплины среди детей, невыполнение ими режимных моментов и, как следствие, учащение случаев травматизма и заболеваемости. Для предупреждения этого воспитательский, медицинский и обслуживающий персонал лагеря обязаны в последние дни пребывания детей в лагере особенно внимательно следить за выполнением режимных моментов. За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое.

В день отъезда:

§ соберите белье по комнатам, пересчитайте, сдайте;

§ осмотрите комнаты, оставьте их чистыми и в порядке;

§ проверьте, все ли вещи собрали дети;

§ напомните детям правила поведения в автобусе, о том, что перед уходом с родителями необходимо предупредить вожатого;

§ рассадив детей, вожатый проверяет списочный состав, докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.

 

Что нужно знать при заключении и расторжении трудового договора?

Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем. В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре должно быть указано:

§ Фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя.

§ Место работы.

§ Дата начала работы.

§ Наименование должности, специальности.

§ Права и обязанности работника.

§ Права и обязанности работодателя.

§ Характеристика условий работы.

§ Режим труда и отдыха.

§ Условия оплаты труда.

В связи со спецификой работы вожатого с ним заключается срочный трудовой договор, т.е. с определенным сроком действия. При этом запрещается требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.

При заключении трудового договора вожатый должен предоставить работодателю следующие документы:

§ паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

§ трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

§ страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

§ документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

§ документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

§ медицинскую книжку установленного образца.

Трудовую книжку на молодого специалиста в течение 5 дней обязано оформить образовательное учреждение, куда он оформляется, если работа является основной.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования при заключении трудового договора впервые также оформляется работодателем. Документ об уровне образования необходим также и для установления разряда по оплате труда.

Педагогические работники обязаны также представить медицинские справки об отсутствии противопоказаний к работе. В соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.99 № 52-ФЗ педагогические работники должны представить санитарные книжки установленного образца, в которые вносятся данные о прохождении медицинских осмотров.

Кроме того, предоставляются данные о присвоенном индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) для представления данных об удержанном подоходном налоге в налоговые органы.

Трудовое соглашение заключается в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Данный приказ должен быть объявлен работнику под расписку в 3-дневный срок со дня подписания договора.

Вследствие того, что с вожатым заключается срочный трудовой договор, то не требуется каких-либо активных действий для его прекращения, он прекращается в связи с истечением его срока действия, о чем работник должен быть предупрежден в письменной форме за 3 дня до увольнения. Работник может расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели. По истечении этого срока работник имеет право прекратить работу, а работодатель обязан выдать ему трудовую книжку и другие документы, связанные с работой. Работодатель также вправе расторгнуть трудовой договор по своему желанию, но при этом необходимо наличие определенных оснований, предусмотренных законом (например, прогул работника, совершение вожатым аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, и др.).


ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь, с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование работы - основа будущей эффективной работы.

План - документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.

Советы вожатому, планирующему свою работу:

§ ознакомьтесь с программой данного лагеря;

§ определите цели и задачи предстоящей работы на смену (с будущим напарником);

§ изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей данного возраста;

§ используйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.);

§ изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;

§ отберите средства, формы, методы, которыми владеете;

§ составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;

§ создайте творческую атмосферу в отряде;

§ учитывайте интересы детей.

План работы на каждый день, составленный накануне, корректирует­ся каждое утро, в зависимости от погоды, с учетом интересов детей.

Исходными данными для планирования могут служить следующие:

§ государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;

§ календарь летних праздников;

§ текущие и ожидаемые события в стране и в мире, вашем городе, селе, лагере традиции оздоровительного лагеря;

§ информация о детях;

§ ожидания детей;

§ задачи оздоровительного периода;

§ модель смены.

Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми.

Помните, для ребят это планирование собственной жизни. Можно просто поговорить с ними о том, что бы они хотели делать, можно провести конкурс на лучшее оригинальное предложение.

Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в их выборе форм отдыха, «начинать на их территории», постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность. А можно идти по пути, предложенному А.С. Макаренко: он рекомендовал делать то, что педагогам самим интересно, и этим увлекать детей.

В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом валено не перегружать план.

Требования к плану работы вожатого:

§ направленность плана на достижение определенного педагогического результата - отражение социального заказа на формирование качеств личности;

§ учет интересов, потребностей детей;

§ разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

§ систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;

§ посильность и реальность планов для вожатых и ребят (по видам деятельности, по срокам);

§ согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.

Форма, структура и содержание плана

Вожатому рекомендуется иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро - день - вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Он корректирует отрядный план.

В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; тематические дни, дни дежурства; и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

 

План - сетка на смену:

Заезд детей. Операция «Уют». Знакомство с лагерем. Творческие площадки.           Родительский день
Вечерний огонек знакомств           Дискотека
        Банный день   Родительский день
        Вечерний огонек   Просмотр кинофильма
            Прощальный автограф лагерю. Отъезд детей.
             

План на каждый день:

Дата Часть дня Дело
  Утро  
День  
Вечер  

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ДЕТЕЙ?

Регистрация - это очень напряженные 1,5-2 часа, когда одновременно собираются дети, родители, чемоданы.

От того, как вы будете вести себя во время регистрации, зависит отношение к вам родителей, которое тут же передастся детям

Первое, что вам необходимо при регистрации, - это явиться к месту сбора за 30 минут до назначенного времени, подготовить место для сбора вашего отряда, - это профессиональное спокойствие и профессиональная улыбка. Второе - это табличка с указанием возраста ребят, которые попадут в ваш отряд, тетрадь, которая расчерчена так: (примерный вариант)

 

№ п/п Ф.И.О. ребёнка Число, месяц, год рождения. Домашний адрес Место учёбы, класс Ф.И.О. родителей Место работы родителей, телефон Примечание
             
             

 

При регистрации вы просите у родителей путевку, медицинскую справку, задаете вопросы, которые помогут узнать, какие проблемы могут возникнуть с ребенком, записывайте просьбы родителей.

Составляйте списки мальчиков и девочек отдельно, выполняйте инструкцию по приёму детей в лагерь. Что необходимо иметь в эти часы?

§ блокнот, ручку для записей информации;

§ плотный конверт, чтобы складывать путёвки и справки детей;

§ визитки с номером (наименованием) отряда. Эти визитки крепятся: на одежде у каждого ребёнка и т. д.

Визитную карточку лагеря, где даны полное название лагеря, его адрес и месторасположение, транспорт на котором можно доехать, фамилия, имя, отчество отрядных воспитателей, врача, директора лагеря. Такая карточка вручается родителям, чтобы не тратить время на лишние объяснения.

 

 


ЗНАКОМСТВО С ЛАГЕРЕМ

Очень многие из ребят приехали в лагерь впервые. И со «страной детства», где они проведут довольно большое время, ребят надо познакомить. Как?

Например, организовать обзорную экскурсию по лагерю в различных формах:

§ рассказ о достопримечательностях лагеря;

§ экскурсия с различными шуточными препятствиями;

§ составление легенд об определённых объектах;

§ экскурсия с экспресс - опросом работников лагеря;

§ организация игры-путешествия «Здравствуй, лагерь!».

Создайте несколько групп по сбору секретной информации. Каждой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «Центр». Объясните, что на сбор «стратегических данных» группе дается один час. Предупредите, что каждая группа действует автономно, быстро, по возможности незаметно, и та группа, которая преуспеет в разведдеятельности и соберет информацию в полном объеме и более точную, будет отмечена особыми знаками отличия.

Вопросы в пакете с грифом «Совершенно секретно» могут быть такие:

Какого цвета шторы в комнате директора лагеря?

Умеет ли плавать шеф-повар?

Сколько урн на территории лагеря?

Как зовут маму музыкального работника?

Какие въездные ворота в лагерь самые широкие?

Любимое домашнее животное заместителя директора?

При какой температуре можно купаться?

Какой размер обуви у физрука и т. д.

А когда, несколько раз обежав лагерь и познакомившись со всеми, разведчики вернутся с задания, не забудьте проверить аккуратность их донесений, похвалить за находчивость и вручить обещанные награды наиболее отличившимся.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и итоговый.

Основной период смены

Цель - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребенком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.

Задачи основного периода:

§ создание эмоционально-нравственной атмосферы в коллективе;

§ корректировка личностных отношений;

§ создание условий для самореализации ребенка;

§ стимулирование активности, поощрение успеха;

§ координация взаимодействия детей внутри отряда;

§ обеспечение условий воспитательной эффективности деятельности временного детского коллектива;

§ систематический анализ результатов деятельности, корректировка воспитательных задач;

§ создание условий для демонстрации коллективных достижений.

Вожатым необходимо устраивать побольше мероприятий, которые будут направлены на укрепление психологического климата в отряде. Можно достаточно часто проводить соревнования в различных видах деятельности. Главное обеспечить занятость ребенка, так как самое характерное для этих дней – разобщенность, которая возникает как результат разных потребностей и интересов. Обеспечивая занятость детей, нужно предложить им занятия, способствующие их развитию и росту.

Важным аспектом работы вожатого является организация межотрядного сотрудничества. Необходимо вовлекать ребят в общелагерные мероприятия. Вожатому рекомендуется почаще при принятии решений уходить в сторону, не брать на себя всю долю ответственности как в организационный период, а предоставлять творческую свободу детям.

Итоговый период

Итоговый период - это заключительный период смены (2- 3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети, и что их порадовало. Последние несколько дней смены очень грустные - оттого, что необходимо paccтаваться с новыми друзьями, летней сказкой. Заключительный период посвящается творческому отчету. В отряде организуются выставки поделок, фотогазет, отрядных газет.

В конце смены нередко проводятся творческие дела, направленные на подъем настроения, снятие усталости и напряжения после кризисных дней.

Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. В этот период вас ждёт небольшая проблема - пик усталости, ребята устали жить в большом и шумном коллективе, вне дома, в постоянной деятельности и т.д. Именно в этот период вы должны быть особенно внимательны к каждому ребенку, заботясь о том, чтобы доброе слово было сказано в адрес каждого ребенка, чтобы каждый yexaл с хорошим настроением и желанием приехать сюда еще раз.

Для ребенка важно в этот период: чтобы труд ребенка оценили, чтобы произошло обогащение личного багажа знаний, услышать как можно больше теплых слов.

Для вожатого в этот период важно: подведение итогов смены с детьми, анализ смены с напарником, планы на будущее, оформление итогов, настрой детей на лирический, на оптимистический лад, особенный контроль над детской дисциплиной. В последние дни во­жатые вплотную заняты подготовкой к вожатскому концерту. В эти дни важно не потерять бдительности, нельзя расслабляться («Вот уже и окончание смены!»), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, поэтому вожатому необходимо стремиться ограничить свободное время детей и подростков, стараясь организовывать коллективные дела с привлечением каждого ребенка.

Отрядные дела для итогового периода: гала-концерт, награждение детей по номинациям в отрядах, музыкальные вечера, КТД «Скоро лагерю скажем "Прощай!"», прогулки по любимым местам в лагере, итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?, прощальный вечер «Я оставляю вам на память...», итоговые огоньки (для отряда, для лагеря), беседа «Что вы будете делать после лагеря?», бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере, обмен адресами и прощальными письмами, написание вожатым писем-отзывов о его работе, анкетирование детей и вожатых, подготовка лагеря к следующей смене - уборка территории и помещений.

 

СЕКРЕТЫ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ

ЛАГЕРНОГО ДНЯ

Начало лагерного дня - это время от момента протирания спросонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во время завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздается сигнал «Подъем»; дети встают и, почти не одевшись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку; физруки организуют детей на выполнение комплекса гимнастических упражнений; дети возвращаются в корпус, начинается массовая заправка постелей; затем все плещутся под водопроводным кранами; потом дети одеваются и покидают палаты; дежурные протирают пыль, чуть позже отряд собирается в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день; и, наконец, с места сбора все организованно направляются к столовой.

И так каждый день! В итоге к началу второй недели лагерной смены утро превращается в источник конфликтов и скандалов.

К счастью, в лагерях встречаются вожатые, которые знают, как избежать превращения утра в источник раздражения на весь день. Их знания держится на двух «китах»:

§ дети должны иметь навыки быстрого выполнения всех утренних режимных моментов.

§ в проведении утренних режимных моментов нужно постоянно вносить разнообразие.

Если вам захочется стать такими же вожатыми, то вам надо...

... Еще в первый-второй день смены выяснить степень самостоятельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, установке подушки «корабликом». Эту информацию можно получить через наблюдение за детьми в «естественных условиях».

А что касается разнообразия в проведении утренних режимных моментов, то только разбудить детей можно более чем ста способами. Среди них: громко включить музыку; сымитировать крик петуха; хлопнуть три раза в ладоши и торжественно произнести. «Вставайте, господа хорошие, вас ждут великие дела!»; организовать в коридоре джаз-рок-банду...

Можно разнообразить до бесконечности и утреннюю зарядку. Хотя упражнения будут вроде бы те же самые, их можно по-разному объявлять и объяснять.

Можно придумать комплексы: «морской», «индейский» и т.д.

Можно сопровождать упражнения стихами в модном стиле рэпа

Можно вручать за лучшее выполнение зарядки переходящий вымпел - дух соревнований порой стимулирует детей лучше всего.

Можно менять места проведения зарядки.

Главное - вызвать у ребят любопытство: «А что будет на зарядке сегодня?» А самое важное для детей утром - ваша добрая улыбка, ваше приветливое обращение, ваше «настроенное на оптимизм биополе».

Тематический «огонёк»

Проведение такого «огонька» необходимо в основной период смены, когда отряд становятся коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех.

На таких «огоньках» можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь. Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический «огонёк» крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно.

Не забудьте, что слова, сказанные на таком «огоньке», не должны остаться только словами - у «огонька» должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своём мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).

«Огонек» - анализ дня

После того как в отрядный круг подсел последний человек, вожатый напоминает события прожитого дня. (Это потому, что ребенку при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок отвечает на следующие вопросы:

§ Как ты оцениваешь каждое проведенное дело?

§ Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

§ Что было не очень хорошо и даже плохо?

§ Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

1 вариант.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

2 вариант.

Обсуждение ведется но микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы в общем кругу.

3 вариант.

«Свободный микрофон». Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме. Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности, имеется возможность диалога.

Не нужно никогда торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька» и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним обычно говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний «огонек» песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речёвкой. Очень важно помнить, что «огоньки», на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными.

Существует несколько приёмов, которые позволяют избежать формальности в проведении «огонька»:

«Дом»

Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого нам на


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.