Ожидаемые результаты успешной коррекционно-логопедической работы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ожидаемые результаты успешной коррекционно-логопедической работы

2017-10-09 2587
Ожидаемые результаты успешной коррекционно-логопедической работы 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

по данной программе:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время общения поддерживать правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

- ребёнок владеет универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из

3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации со взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов

и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные

и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

· Ребёнок чисто и правильно произносит все звуки родного языка.

· Ребёнок умеет находить заданный звук в слове; придумывать слова на определённый звук.

· Ребёнок автоматически пользуется поставленными звуками в свободной речи.

· Ребёнок знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.

· Дифференцирует понятия «звук – слог – слово».

· Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.

· Умеет выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова

· Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов

· Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры.

· Называет картинки и определяет отличия в названиях

· Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке.

· Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.

· Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.

· Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец).

· Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками.

· Дифференцирует понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы».

· Определяет количество букв и звуков в словах

· Выделяет последовательно каждый звук в словах

· Называет первый и последний ударный гласный звук.

· Определяет первый и последний согласный звук в словах.

· Называет слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.

· Подбирает слова, состоящие из 3-4-5 звуков.

· Называет слова с 1 слогом, с 2, 3, 4 слогами.

· Определяет количество гласных и согласных в названных словах.

· Сравнивает слова по звуковому составу. Отбирает картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.

· Умеет преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово.

· Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах.

 

II. Содержание коррекционно-развивающей программы для дошкольного логопедического пункта.

Основные этапы логопедической работы:

 

1. Методическая работа:

 

- Подбор методической литературы;

- Разработка и подбор адекватных методик для выявления уровня развития фонематического восприятия;

- Составление диагностических карт;

- Подбор демонстрационного материала;

- Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработка конспектов занятий, перспектив работы;

- Оформление информационных стендов для родителей и педагогов.

 

2. Диагностическая работа.

Основными задачами диагностики являются:

 

- определение исходного состояния и перспектив в развитии фонематического восприятия и слуха для дальнейшей разработки плана коррекционной работы с детьми;

- оценка эффективности коррекционной работы по устранению ФФНР у дошкольников;

- выявление динамики в развитии фонематических процессов и проведение

соответствующей коррекционной работы по устранению данных нарушений.

 

Диагностика проводится во всех возрастных группах дошкольников. Результаты диагностики фиксируются в общей сводной таблице речевых нарушений по группам в сентябре и в мае.

По результатам диагностики формируется группа детей для дальнейшей индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы на логопункте:

 

- проведение диагностики детей во всех возрастных группах на предмет выявления различных речевых нарушений: в начале и в конце учебного года (сентябрь-май);

- проведение диагностики детей, поступивших в детский сад (март-апрель-май-август);

- проведение диагностики детей, идущих в школу (март );

- диагностика детей, занимающихся по программе ВеДеДо на логопункте (сентябрь-май).

 

Диагностика проводится индивидуально в логопедическом кабинете с использованием методик О.Е. Грибова, Т.А. Ткаченко, О. А. Безруковой,

Г.А. Каше, О.Б. Иншаковой и др.

Все задания используются с учетом возрастных особенностей детей. Обследование включает в себя следующие разделы:

 

Сбор анамнестических данных:

 

Изучение медицинской документации и индивидуальные беседы с родителями для установления факторов, которые стали причиной речевого расстройства ребенка. Выясняются наследственные заболевания родителей, протекание беременности родов. Уточняется развитие ребенка в раннем возрасте: раннее речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, фразы), перенесенные заболевания, травмы, состояние слуха, зрения, а так же социальная среда, в которой воспитывался ребенок.

 

Обследование лексико-грамматического строя речи:

Обследуется соответствие словаря, употребление разных частей речи, знание речевых обобщений. Выявляется уровень развития функций словообразования и словоизменения. Определяется сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

 

Состояние звукопроизношения и фонематического восприятия:

Обследуется строение и подвижность артикуляционного аппарата, звуко-слоговая структура слова. Выясняется произнесение звуков речи в разных позиционных условиях (изолированно, в слогах, в словах, предложениях, текстах).

Особое внимание уделяется восприятию и различению, отличающихся тонкими артикуляторными и акустическими характеристиками, сходными по звучанию. Уточняются навыки звукового анализа и синтеза слова.

Логопедическое обследование носит комплексный, системный характер и основывается на фактических данных. Это позволяет выяснить причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить потенциальные речевые возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции.

Полученные данные логопед вносит в речевую карту, которая заполняется по ходу обследования. В ней фиксируются ошибочные ответы детей и приводятся образцы их высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками, отмечаются поведенческие особенности и коммуникативные навыки общения со взрослыми и детьми. А так же вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе коррекционно-развивающей работы с ребенком. По результатам обследования определяется структура речевого нарушения и выводится логопедическое заключение.

Результаты диагностики вносятся в сводную таблицу речевого развития по возрастным группам, в которой хорошо просматриваются сходные нарушения, что позволяет объединять детей в небольшие подгруппы. Таким образом,

сокращается количество индивидуальных занятий и увеличивается количество детей для логопедической работы. Составляется список детей для коррекционной работы.

С целью сопровождения детей в период нахождения их в ДОУ с 3 до 7 лет и отслеживания их речевого развития ведется карта динамики, в которой ежегодно отмечаются изменения, происходящие в речевом развитии ребенка.

В марте проводится диагностика готовности ребенка к школе по программе экспресс-диагностики, поступающих в 1класс.

Данные вносятся в карту и передаются школьному логопеду.

Обозначается круг детей входящих в группу риска, имеющих речевые нарушения и нуждающихся в дальнейшем логопедическом сопровождении и коррекционной работе на базе школьного логопедического пункта.

 

3. Консультационно - просветительская работа: консультирование воспитателей, специалистов детского сада и родителей.

 

Работа логопеда в ДОУ осуществляется в тесном взаимодействии с родителями, воспитателями, специалистами и администрацией детского сада.

По результатам проведенной диагностики проводится консультирование педагогов и специалистов детского сада, а так же индивидуальное консультирование родителей о речевом развитии каждого ребенка.

Консультирование проводится в течение всего учебного года.

Консультации проводятся для педагогов во всех возрастных группах

детского сада.

Воспитателям и специалистам даются рекомендации по проведению занятий

с детьми, имеющими речевые нарушения.

На консультациях родителям даются конкретные советы и рекомендации по выполнению домашних заданий с ребенком.

 

Консультации для воспитателей:

Для взаимодействия с воспитателями создана специальная система консультирования по работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Для воспитателей проводятся индивидуальные и групповые консультации о состоянии речи детей во всех возрастных группах, на которых обсуждаются проблемы развития речи детей в норме и в случае патологии, даются рекомендации по работе с детьми и профилактике речевых нарушений. Обсуждаются способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка.

Воспитатели со своей стороны делятся сведениями об особенностях нахождения ребенка в группе детского сада: какие трудности испытывает ребенок при освоении общеобразовательной программы.

В процессе совместной деятельности специалист заполняет лист взаимодействия логопеда и воспитателя, в котором отмечаются речевые нарушения, автоматизируемые звуки и результаты логопедической работы. На основе полученных данных воспитатели вносят коррективы в работу с ребенком.

В течение учебного года логопед проводит специальные практические занятия для воспитателей по развитию подвижности органов артикуляции, мелкой моторики, фонематического восприятия и общих речевых навыков у детей.

Такая совместная деятельность позволяет педагогам овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы.

 

Темы консультаций для педагогов:

1. «Особенности речевого развития детей, имеющих ФФНР»;

2. «Упражнения и игры для развития артикуляционногоаппарата и речевого дыхания»;

3. «Осуществление взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей, специалистов»;

4. «Основные направления работы воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения».

5. «Формирование и развитие фонематического восприятия и слуха у дошкольников»;

6. «Особенности речевого развития детей с ОНР»;

7. «Ознакомление с результатами вторичной диагностики речевого развития детей на конец года».

 

Консультации для родителей:

Консультационная работа в ДОУ проводится для всех родителей, чьи дети посещают или будут посещать детский сад. Для этого отводится два часа в неделю. Для привлечения внимания родителей к совместной деятельности в начале учебного года проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации. До сведения родителей доносят результаты обследования, речевые нарушения у детей, необходимость совместных усилий в преодолении данного нарушения.

Родители, чьи дети зачислены на логопедические занятия, получают памятку,

в которой указываются правила коррекционной работы. Совместно с родителями и их детьми логопед проводит практические мини-занятия, на которых родители

получают наглядную информацию о речевых возможностях своих детей и практические навыки для домашней работы с ребенком по коррекции речи.

В доступной форме родители знакомятся с основными артикуляционными упражнениями, приемами закрепления звуков, требованиями к детям во время

выполнения домашних заданий с детьми дома. Родители получают информацию об использовании в домашних условиях логопедической литературы и дидактических материалов.

В каждой возрастной группе детского сада организован «Уголок логопеда», в котором дается подробная информация о нормах развития речи, об особенностях развития речи дошкольников и правилах речевого поведения родителей с детьми.

 

Индивидуальное консультирование родителей детей всех возрастных групп по результатам диагностики на начало и конец учебного года (сентябрь-май).

Проведение «Родительского клуба»: "Использование современных информационных и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях».

Показ презентаций: «Использование проектной деятельности в логопедической работе». Беседа с родителями, ответы на вопросы. Конкретные советы и рекомендации для родителей.

Проведение мастер класса для родителей по выполнению дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой с детьми в домашних условиях.

Участие в родительских собраниях (в течение всего учебного года).

4. Участие учителя–логопеда в МППК:

В начале учебного года – в сентябре во всех возрастных группах детского сада логопед проводит диагностику речевого развития с целью выявления основных речевых нарушений.

По окончании диагностики совместно с психологом и воспитателями дошкольного учреждения проводится психолого-педагогический консилиум по каждой возрастной группе, на котором уточняется общая картина развития ребенка, причины отклонений в развитии, их влияние на социальную адаптацию. На консилиуме утверждаются стратегии действий по каждому из детей, имеющих те или иные особенности речевого развития.

На основании полученных результатов логопед формирует списочный состав детей для коррекционной работы. Для каждого ребенка, имеющего речевое нарушение, оформляется речевая карта и составляется индивидуальный план коррекционной работы.

Ежегодно логопед участвует в организации и проведении приема воспитанников ДОУ в первый класс ГБОУ Школа № 109. По результатам приема логопед участвует в проведении расширенного психолого-медико-педагогического консилиума со специалистами и учителями начальной школы с целью обсуждения результатов собеседования и выделения детей группы риска.

Детей с более сложными речевыми диагнозами (ОНР, дизартрия, ринолалия, алалия и др.) логопед направляет на консультацию в районную МППК г. Москвы для дальнейшего обследования, уточнения диагноза и выдачи заключения.

 

A. Участие в Медико-Психолого-Педагогических Консультациях детского сада (сентябрь, май);

B. Обсуждение результатов Медико-Психолого-Педагогического обследования детей со специалистами и педагогами детского сада и школы. В январе, в марте. «Круглый стол» с участием специалистов детского сада и школы, а так же с участием учителей начальной школы и завучей;

C. Согласование коррекционной работы между всеми специалистами и педагогами детского сада (в течение всего года);

D. Участие в педагогических советах по работе детского сада (в течение года);

E. Участие в семинарах по логопедической тематике для специалистов, педагогов, родителей (в течение года);

F. Участие в семинарах по преемственности детского сада и начальной школы - "Круглый стол";

G. Просмотр открытых уроков с выпускниками детского сада в начальной школе (сентябрь).

5. Аналитическая работа: вторичная диагностика, обработка полученных данных, динамика исследования, подведение итогов.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста, идущих в школу, проводится в марте. Диагностика оставшихся детей по группам проводится в апреле-мае.

Данные диагностики отражаются в годовом аналитическом отчете в виде сравнительных таблиц речевых нарушений, а так же в виде графиков и диаграмм.

Отмечаются и фиксируются изменения в речевом развитии дошкольников в результате проведенной коррекционной работы за учебный год.

Осуществляется анализ проведенной работы учителя-логопеда по группам в течение всего учебного года.

6. Работа с документацией:

 

a) Составление годового плана работы;

b) Составление личного графика работы;

c) Внесение результатов первичной диагностики в таблицу речевых нарушений по группам;

d) Заполнение индивидуальных речевых карт дошкольников;

e) Составление индивидуальных планов работы с детьми по коррекции речи;

f) Оформление домашних тетрадей по коррекции речи;

g) Ведение журнала регистрации индивидуальных и групповых занятий с детьми;

h) Ведение листа взаимодействия работы логопеда и воспитателей;

i) Ведение тетради консультирования родителей;

j) Внесение результатов вторичной диагностики в сводную таблицу речевых нарушений по группам;

k) Ведение карты динамики речевых нарушений;

l) Заполнение карты преемственности. Речевое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Для передачи карты школьному логопеду.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.