История строительства собора святого Петра. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История строительства собора святого Петра.

2017-10-09 487
История строительства собора святого Петра. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первая базилика строится в 4в на месте цирка Нерона (он там мучил первых христиан). До 1450г войны – за собором не ухаживали, но в 1450г после пожара папа Николай 5 пригласил Альберти (тот с Бернардо Росселино отреставрировал и составил первый проект). К 16в нужна перестройка. Все глобальное начинается с Юлия 2. Первый начинает Браманте с 1506 (в 1514г умер), с Джулиано Сангало и Фра Джиокондо: центрический план (ромб, вписанный в квадрат, в результате по рукавам 4 ниши), греческий крест. Купол на основании Пантеона, но с барабаном и перистилем в основании. Внутреннее пространство довольно дробное, компартименты разобщены. Здесь все таки возникает не масштабное решение (его идеи восходят к базилике Макценция и Константина). Но в 1513г умирает Юлий, в 1514г Браманте, в 1515 Сангало, в 1516 Джиокондо. А основные опоры, не дождавшись нагрузки сверху, начали деформироваться.

Сразу после Браманте предлагают проекты Рафаэль и Бальтасаре Перуццы (все усиливает, пытается отказаться от дробности Браманте, но не отказывает от его идей).

Лев 10 поручил Рафаэлю (он племянник и ученик Браманте). Рафаэль уже продолжил базиликальную постройку (латинский крест), которая на фасаде имеет огромный протяженный портик. Но он умер в 1520г, а Перуцци особо ничего не сделал.

1534г – Павел 3 поставил во главу Антонио да Сангало Младшего, умер в 1546г.

Микеланджело (с 1546г главный архитектор): явно отказывается от дробной структуры, но сохраняет идею Браманте. Возвращается к центральнокупольному сооружению, но многоколонный входной портик с востока. Делает пространство ясным спокойным, подчиненным главному (несущие конструкции его выделяют), усиливает пластические моменты. Выступ под купольного столба соответствует выступу угла стены. Ясная и наглядная организация всего пространства. Сохраняет систему стены, ниши и наложенной декорации (это взгляды римского жителя). Тогда перед нами ясное понимание центрической постройки, которая соответствует духу Рима: центрическая, но есть фасадная ориентация и фасадная композиция. Фасады: это огромный масштаб, специально использует травертин (фактура, характерен для Рима, смена цвета от добычи со временем, римские архитекторы всегда учитывали эту игру). Большой ордер, интересная организация стены: выступы, экседры. Но есть и дополнительные промежуточные горизонтальные зоны, чтобы потом завершить все аттиковым этажом (огромный масштаб). В нижней зоне только ниши, нет оконных проемов. Наряду с большими интерколумниями будут и маленькие узкие, они дополнительно усиливают энергию пилястр. В нижних нишах нет ордера, верхние имеют ордерную декорацию. Купол, переконструировал в 1547г: проблема, всегда важная для архитектуры. Когда начинал, предполагал пологий купол с фонарем. Потом вводит более высокий и вертикальный купол (Флоренция), вводит ребра жесткости, делает две оболочки. Жесткая конструктивная система, гармоничное сочетание вертикальных и горизонтальных членение, верхняя оболочка еще более вертикальна. Его окружение (в первую очередь Джорджо Вазари) настояли на том, чтобы Микеланджело сделал модель купола (все понимали, что он старый, может умереть). Интересно, что сам Микеланджело немного изменил свой замысел, сделал купол более вертикальным. Снаружи спаренные полуколонны, внутри спаренные пилястры. Перистиль внешний был еще у Браманте, но Микеланджело его сокращает – 16 пар (кажется, что они поддерживают ребра жесткости). Он отел, чтобы освещение купола шло и через окна барабана, и через фонарь (он хотел поставить мембрану, чтобы был рассеянный свет). Фонарь и нагнетает тяжесть, и связывает две оболочки. Подкупольное пространство – господствующая идея, освещено (да еще и по-разному).

Джакомо да Виньола. Заканчивает купол (Микеланджело успел сделать только барабан), но из предусмотренных 4х малых, делает только 2. Задумка Микеланджело в лучшем виде сохранилась с запада.

1585г – Сикст 5 назначает Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, строительство значительно продвинулось. Джакомо увеличил внешний купол (по сравнению с моделью Микеланджело).

Карло Модерна, 1606г. Удлинил здание на востоке, то есть опять латинский крест, еще фасад. В итоге, купол почти скрыт.

Микеланджело – архитектор.

1513 год – смерть Юлия II => Лев X Медичи, во Флоренции падет республика. До этого Микеланджело пригласили во Флоренцию для оформления Сан Лоренцо, после падения республики попросили продолжить работу над капеллой Медичи, но он отказался. Он обращается к архитектуре, но мыслит пластическими ценностями, тк прежде всего скульптор.

Флоренция.

Палаццо Медичи (Медичи-Рикарди). Первоначально строил Микелоццо, а капеллу внутри декорирует Беноццо Гоццилы (Волхвы). Заложил окна (арки) 1эт, логика пластики архитектуры. Любит нагружать верх – тут фронтоны и сильно выносной карниз; под окнами впервые использует коленоприклоненные консоли.

Сан Лоренцо, 1516-1517г. Лев 10 заказал завершение фасада, 2г в Караре (искал подходящий мрамор), но проект слишком масштабен, не осуществлен. Два проекта. 1) Учитывает базиликальный разрез, выделяется центральный неф (тема выделенного портика и фронтона). Это решение восходит к рисункам Джулиано да Сангало. 2) Разрез скрывается – 2яр постройка с ордером, есть промежуточная зона (прием Альберти), нарастает тема контраста, стена насыщена нишами, спаренные колонны и пилястры. В итоге, весть фасад – выступающие и отступающие части; на углу 2 спаренных пилястры и 2 свободностоящие колонны (в 1яр). Угол сделан также как в библиотеке в Эфесе.

Новая Сакристия. Тк проект фасада не удался, чтобы не портить отношения ему заказывают новую сакристию. Напротив – Брунеллески, эта уже возведена под купол (но простая коробка). Повторяет старый замысел, но несколько нарушает. Выше, интерьер вертикальнее, дополнительный 2яр, облегчение ордера, купол – вспарушенный +Пантеон (тяжелый), у Браманте 2 зонтичных. Сохраняется привычное цветовое решение, но меняется фактура – пьетро серене и мрамор (перекличка с мраморной скульптурой). Окна сверху, ордер усложняется, спаренные пилястры в углах, фланкируют ниши.

Библиотека Лауренциана, 1524-1526, 1530г. Это 1я в Европе публичная библиотека. Библиотека на 2эт одной из стен монастырского двора. Тоже почти параллельно. 2ч – вестибюль и библиотека, еще фасад. Она примыкает торцом к старой сакристии, развивается от нее. На фасаде сначала хотел большой перепад высот (чтобы вход был сразу с улицы) и освещение верхней части, потом отказался. Теперь окна, вход сбоку, лестница из вестибюля в зал (характеризует сложный путь к знаниям). Контраст: маленький стесненный вестибюль и протяженный зал. Вестибюль – спаренные колонны, переход – сложная лестница, продуманная функциональность постройки; в стене слепые ниши, но декорация конструктивна – колонны это каркас. Вход в вестибюль сбоку; все его пространство занято лестницей (трапецевидная, 3 маршевая; по сторонам нормальные ступени, по центру ниспадающие - круглые),под колоннами коленопреклоненные консоли, над нишами чередуются фронтоны. Пьетра серена и штукатурка. Есть мотив стесненной силы, усиливается верхняя часть. Строит по присланной модели Аманати.

Рим. Именно здесь в полной мере проявляет себя как архитектор, масштабно, большой ордер, пластично, мыслит как скульптор (1ю модель сан Пьетро слепил из глины). Но тут же и раздвоение личности – М активный и М одинокий. С 1546г главный архитектор сан Пьетро – отказывается от денег – значит свобода художественной концепции. Смотрит за работами, меняет замысел (иногда принципиально). Антропоморфный язык, мыслит архитектуру как человеческое тело.

Палаццо Фарнезе (завершает). Строил Антонио да Сангалло Младший (сознательно изменяет замысел, сторонники – банда Сангало, мешались), этот квартал (Приола) – центр элитарной жизни, рядом Канчелерия 15в. Принципиально меняет концепцию – не замкнутый объем, а динамичная открытая система (Виньола потом изменил его замысел). Задний фасад в сторону Ватикана, там небалеко у Фарнезе уже вилла – хотел сделать ансамбль, хотел открытый портик (Виньола его заложил и сделал на 2эт). От Сангало 2эт по центру, 1эт с боку, проход, начал двор – стандартная замкнутая система, лоджия, главная ось. Микеланджело хотел открытую лоджию на 1эт, сквозную на 2эт. У С обычная тектоника, а М всегда нагружает верх (3эт выше 2эт, между ними 2 карниза). У С на 2эт чередование фронтонов, у М на 3эт единообразие – треугольные, но раскрепованы. Площадь перед дворцом – театральные эффекты, над входом герб, есть балкон (он потом стал папой), он уже был в палаццо Венеция. Фонтаны из античных ванн, тема вечного города. Сделал модель карниза, прикладывал ее в разных местах. Рисунок карниза из Флорении (Строцци), сохраняет идею руста в ключевых местах. Двор – раскрывается. Садовый фасад – Виньола нарушает логику, но сохраняет членения.

Сан Пьетро. Отказывается от дробности, пространство ясное и спокойное, усиливаются пластические моменты. Единое пластическое решение всех объемов; система стена, ниша, наложенный ордер, скромный портик на фасаде. Центрический, но фасадная ориентация, осевая композиция. Огромный масштаб, используется травертин (меняет цвет), большой ордер, выступы, дополнительные горизонтальные зоны; внизу только ниши, нет окон. Опять нагнетается декорация в верхней части. Узкие интерколумнии усиливают энергию масс. Сначала хотел пологий купол, потом постепенно его увеличивает (даже отходит от собственной деревянной модели, делает выше). 2 оболочки, жесткая конструктивная система, это из Флоренции. Хотел освещение через барабан и фонарь, плюс мембрана, тогда разнонаправленный и разный свет (четкий и рассеянный).

Сан Джованни деи Фьорентино, 1556-1560г. План похож на Сан стефано Ротоондо. Не построен, все деньги на фундамент. По проекты отказался от вертикального купола Сан Пьетро – здесь пологий, фасадная ориентация и осевая композиция.

Капитолийский холм (пьяцца дель Капидольо), 1538-1546/54г: Санта Мария деи Арачери, старая франциская церковь, в сер15в к ней пристроили лестницу. К тому же, там были помещения для сенаторов и консерваторов (папская канцелярия). Сначала переносит статую Марка Аврелия – к замыслу подошел как скульптор. Так как холм, нужна лестница – центральная и две боковых (разные возможности прохода). На площади устанавливается ряд античных монументов (Трофеи Мария, на самом еле трофеи Домициана – триумф). Вообще, вся перестройка в честь приезда из Туниса Карла 5. За его спиной форум Романум, а лицом на Марсово поле. План: два рисунка – трапеция из двух дворцов и овал). Благодаря перспективе все ровно. Вымостка на небольшом подъеме – надо обойти, жест аве Рома. Статуи Диоскуров на границе – вертикали. А сзади старая ратуша (не дали снести). Постамент делал он, не оч высокий – вписывается, простой. Сознательное обращение к 2эт дворцу, но открывает его портиками (большой ордер наложен на пилястры – большой/малый, свободные/пилястры), но на 1эт антаблемент. Карниз, балюстрада, статуи.

Порто Пиа. Ставит на стене Аврелиана к3в. Этот проект и следующие будут достраиваться потомками. Идея регулярной перестройки (сделает позднее Сикст 5). Нарастание пластики к центру, выделение прохода (ворота), усиливает знакомые эффекты в верхней части, но тут перетяжеление. В проеме и арка, и фронтон, и разорванный фронтон, и фестон (триумф). Снова полукруглые архивольты (как на Фарнезе) и в центре, и по бокам.

Перестройка фригидария Терм Диоклетиана. Там церковь, сохраняет старую систему (в тч и колонны), но усиливает пластику, обильная мраморная декорация.

Санмикеле и Сансовино.

Венеция: главная проблема – создание мифа о Венеции, здесь важны мусульманская и северо итальянская традиции, но также есть и проблема влияния Рима (как во Флоренции). Власти выбирают систему смешанного гос устройства, за основу – Республиканский Рим. Архитектура начинается с конструкции, это простая кирпичная коробка из-за зыбких почв (вытянутый прямоугольник, на сваях), последовательная атектоничность и антиклассичность, прорезанное кружево (декоративное звучание) – нет логики ордерного понимания (не система, а декорация), много мраморной декорации. Воспринимаются 2 фасада – реальный и отраженный.

Скуола Гранде ди сан Рокко. 1515г – Бертоломео Бон, потом Санте Ламбардо, закончено Антонио дель Аббонди (Скарпаньино) в 1549г. Есть ордер, но это эффектная, сочная декорация. Нельзя понять логическое целое, в центре колонна перевита лозой. Порфир и нежно розовый мрамор. Из капителей вылазят мужики, на 1эт типичные венецианские окна, на 2эт окна между колоннами объединены треугольным фронтоном (центральное выделяется), но это 2 отдельных окна, там есть еще меньшие колонки в том числе и между ними, те по середине фронтона. Над интерьером работает Тинторетто.

Якопо Татти (Сансовино), 1486-1570г. Родился во Флоренции, там в 1500г начал учиться у Андреа Сансовино (взял его фамилию), в 1510г вместе с учителем поехал в Рим изучать античность (скульптуру). Его нанял Юлий 2 для реставрации поврежденных статуй, создал бронзовую копию Лаокоона. В 1511г вернулся во Флоренцию, начал работать над мраморной Иаков Зеведеев для дель Фьоре, там же создал Бахус и Пан. Опять в Риме, работает на флорентинцев (Сан Джованни деи Фиорентини, начала Антонио Сангало), сделал мраморную группу Мадонна с младенцем. В 1527г бежит от Сако во Францию, но останавливается в Венеции (его приняли Тициан и Пьетро Аретино), дали подряд на восстановление купола Сан Марко. Вскоре становится главным архитектором Венеции. Так как из Рима – привозит римский масштаб и логику, но совмещает это с сочностью Венеции (+сам мыслит пластически).

Библиотека Сан Марко. Завершает ансамбль площади Сан Марко, но проблема – 2 фасада и Новые прокурации (?). Палаццо Дожей и библиотека по объему не совпадают (декорации больше и она сочнее), но тоже 2яр (Дожи и Браманте – опыт Рима). Вписывает постройку в пространство площади и подчиняет колокольне. Внизу открытые арки (столб, наложенная колонна), вверху одиночные колонны, ордер не преобладает над плоскостью. Потом триг/мет фриз, карниз, балюстрада, снова колонны, фриз, карниз, балюстрады и статуи – в итоге, верх давит на низ. Повышенная декоративность (особенно вверху). Внутри деревянные потолки и холсты.

Лоджетта, 1537-1540г. У подножия колокольни (контраст ее вертикали и маленькой лоджетты), 1 фасад на библиотеку, 2й на Сам Марко. Она частично пострадала, а колокольня вообще упала, это новодел. Есть идея арки Константина. Разница фактур и материалов – живописность и декоративность, выделен центр (осевая композиция). Колонны по 2, но на большом расстоянии, им отвечают пилястры, раскреповка антаблемента. Между колоннами ниши, там скульптура (4) работы Сансовино (Минерва, Аполлон, Меркурий, Рах). Балюстрада – желание вписать в вертикаль колонны.

Новые Прокурации. Уже есть Старые. 3яр, легкие, прозрачные (у старых также), использует элементы библиотеки, но здесь повышенная пластика. Но 3яр плоскостный (аттик), скульптура в пазухах, замковые камни и триглифы. Портики с 3 ступенями – спасение от воды, но и возвеличивание. Как и в библиотеке используется окно-серлиано.

Дзекка (монетный двор), 1536г. Примыкает к библиотеке, есть идеи палаццо Каприни (приспособление к Венеции римской традиции). Нижний ярус не пластичен, верхние тяжелые (давят). 1яр – высокая стрела подъема, регулярный руст, подчеркнуты горизонтали, 2эт сандрики, на 3эт треугольные фронтончики. На 1 и 2эт сложные рустованные колонны.

Палаццо Корнер на Большом Канале. Это классическая традиция архитектуры возрождения в Венеции, вытянуый прямоугольник, внутренний двор, ось, на фасаде торжественный вестибюль (выделяется 3 пролетная арка). Верхние этажи идентичны, спаренные колонны. 3яр, 4эт (?).

Вилла Гарцони, 1536-1550г. Это венецианская вилла, то есть важна функция. Недалеко от Падуи, у моста (выгодно), есть идея движения. Как и на вилле Мадама есть идея раскрытости в заднюю часть, полностью сквозные портики. От Рима идея пейзажа вообще и исторические аллюзии, от Венеции – сакра агрикультура и П-образный план. Длинная пологая лестница (вписанность в пейзаж). Вход – пилястры, цилиндрический свод (а не плоский), двор, закрывающая стена, парк, балюстрада.

Микеле Санмикеле, 1484-1559г. Архитектор и инженер. Родился в Сан-Микеле близ Вероны (а там Пизанелло и античная традиция), учился у отца и брата, влияние Браманте и Джулиано да Сангало. В 16л переехал в Рим учить античную скульптуру, может был ассистентом у Антонио да Сангало. После 1509г работал в Орвьетто, одновременно был на службе у папы, укреплял для него стены Пармы и Пьяченце, после Сако работал в Вероне (там ворота), он впервые применил систему бастионов. Обогатил ордерную систему сложными декоративными деталями, новый тип палаццо (богато украшенные элементы классических ордеров, движение развивается от входа через парадную лестницу к залу на 2эт). Какое то время был в Греции – влияние. 1528г – он главный архитектор крепостей Венеции, а также ряд укреплений в окрестностях.

Сан Бернардино, капелла Пеллигрини, Верона. Пристроил портал. Реминисценции центрических памятников Рима 16в (капелла Киджи), прямой парафраз Пантеона (повторен рисунок ниш), но римская идея насыщена декорацией. Винтообразные колонны, вводит систему малого ордера, облегчает ордерную декорацию, а на 2яр винтообразная пилястра – динамичный момент. Это позднеримское антиклассическое направление.

Порта Нуова, 1535-1540г. Утрированная идея рустованного ордера (сила, пластика, крепостной характер). Внешний фасад в сторону города, на заднем фасаде лоджия – решение легче.

Порта Палео, 1542-1557г. Тоже идея крепости, но благороднее и красивее, логичнее и более артикулировано (колонны утоплены в стену). Для маньеризма характерна тема вариативности. На заднем фасаде открытые арки – свобода.

Палаццо: приживается идея палаццо Каприни, есть 2эт, но новая система декора, совмещение местной традиции и нового оформления фасада. 3 палаццо показывают изменение и принимание римской традиции.

Палаццо Помпеи, ок1530. Наиболее близко к Риму, но немного меняет опыт Браманте. На неширокой набережной, нельзя утяжелять. Низ – аркада, но закрытая (образуется окнами), вроде все одинаково, но центр выделяется, руст декорированный, на 2яр одиночный ордер, утяжеленные углы. 2яр больше 1, но за счет больших полукруглых окон и балюстрады и утяжеляет. Но декорация плоскостна.

Палаццо Каносса, сер1540х. Уже отход от традиции. Легче и декоративнее, внизу плоский руст, но низ больше – тяжелее. Главная ось – вход, открытая лоджия, проход во двор и сад. На 2яр пилястры спаренные, угол утяжелен, наверху балюстрада и статуи – открытость. Характерная примета – галичные полы.

Палаццо деи Акро. Симметричный фасад, выделена ось, но он асимметричен – вход с 1 стороны (возможно не закончен). Но это сознательное антиклассичное решение, более динамичное. В декорации подчеркнуты горизонтали (по всей балкон), выявлен карниз. Рустованы пилястры, антикизированные бюсты – артикулированная пластика, нарастает декоративность и сложность. Перегруженная декоративность верхней части, вместо замковых камней антикизирующие русты.

Церковь Мадонна ди Кампаниа, окрестности Вероны. Идеи Альберти, Пантеон в плане, отголосок первоначального замысла Темпьетто (круглый двор). Уже нет римского масштаба, плоскостный ордер во 2яр.

Палаццо Гримени, 1556-1572, Венеция. Изначально 2яр, его заставили надстроить 3й. На Большом канале. Верхние ярусы одинаковы, если бы 3 не было, то 1я был бы намного тяжелее и больше верха. Вестибюль – 4х колонный атрий.

Палладио.

Андреа ди Пьетро де ла Гондола, 1508-1580г. Родился в Падуе. С 1521 – ученик в мастерской Бартоломео Кавацца, в 1524 бежит оттуда в Виченцу. Работает в камнерезной мастерской Сан-Бьяджо, сближается с гуманистом Джан Джорджо Триссино, под руководством которого получает гуманистическое образование и изучает архитектуру, он же ему и дает антикизированное имя Палладио. Поездки в Верону (1538-1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548; 1550—1554), изучение работ Витрувия, трактатов Альберти, Джулио Романо, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели. Работал с разными типами сооружений: общественные здания, палаццо, виллы, храмы, театры, мосты. «Дома должны быть удобны для семейной жизни, без чего постройка будет достойна порицания» (при том, что сам почему-то не предусматривал в планах санузлы).

Палаццо Раджоне или Базилика в Виченце (1546-1549). Перестройка старой ратуши 13в. Обстраивает старое здание, сохраняя его внутреннюю структуру (римская традиция на венецианский лад). Очевидное сходство с библиотекой Сан Марко в Венеции (Якопо Сансовино): 2яр аркады, использование большого и малого ордера (на обоих этажах, то есть он не един), мотив трёхчастного окна-серлианы с полукруглым сегментом над средней частью, балюстрада со статуями по верху второго яруса. На боковыми сторонами этого окна – круглые окна (как у Эврисаака). Однако фасад Палладио лишён перегруженности Сансовино, нижний и верхний ярусы оформлены одинаково, вместо тяжёлых фризов со скульптурной декорацией – простой триглифно-метопный фриз, большой ордер артикулирован при помощи раскреповок. Использует ордер не как элемент декорации, а как организующую основу фасада. Простые, но ясные пластические темы. Большой ордер одиночный, малый – это сдвоенные колонны, которым отвечают на столбы сдвоенные пилястры, причем все это вглубь. То есть у столба толщина. Выделен архивольт, который опирается на кусок антаблемента (соответственно тоже вглубь уходит, причем этот антаблемент не выступает за ¾ колонну большого ордера). Угол усилен.

Палаццо Тьене в Виченце (1542-1558). По первоначальному замыслу представляет собой квадрат с перистильным двором, галереи которого перекрыты крестовыми сводами, построил половину. Знание римских палаццо (Каприни), в дворе идея 2яр аркады на столбах. Это «пилястровый» период, одиночный ордер, на углу спаренные пилястры. Продолжает идею 2эт дворцов с рустовкой нижнего яруса (тектоничность, облегчение фасада снизу вверх). 1эт – горизонтальный руст, 2яр – геометризированный и чередуются фронтоны (четко), живописная структура. Коринфский ордер, увенчанный карнизом (у Браманте дорический + триглифно-метопный фриз) à также облегчение. Пилястры почти бестелесны. Внутри продолжает идею 4к атрия, крестовые своды, природные столбы (палаццо Те).

Палаццо Кьерикати в Виченце (1550-1557). Уникальный, 1яр принадлежит площади, на 2яр нависает зал (Септизоний). Идея естественной связи между фасадом и пространством. Здание вписано в ансамбль площади, соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения. Фасад украшен открытыми двухъярусными колонными лоджиями: тосканский— ионический (древнеримская схема). 8-колонная центральная часть немного выдвинута вперёд и ограничена парами сдвоенных колонн – создание осевой композиции (опять отсылка к Риму); 1 ярус – открытая лоджия, 2 ярус – стена с наложенным ордером и чередованием фронтонов окон. Из лоджии с кессонироваными перекрытиями внутри – в вестибюль, оттуда на лестницы и в главный салон, окружённый анфиладой комнат. 2яр, везде колонны и плоский антаблемент (вместо фронтона), но по центру заложено – там зал (чередование фронтонов, по центру треугольный). По торцам на обоих этажах арка, опирающаяся на меньшие колонны-столбы (такое будет в Ротонде). Пологая лестница, центральный интерколумний шире, фасад – 3ч деление.

Палаццо Антонини в Удине (1556 -1595). Есть портик, хотел фронтон (из трактата), в портике на 1яр муфтированыне колонны. Новая идея – идея ордера первого и второго этажа (пока проявляется только в виде портика одного фасада). Ордер зарождается из руста: даже стволы колонн 1 яруса грубо рустованы. За пределами портика пространство стены гладкое, рустованы только углы 1 яруса и обрамления дверей, 2 ярус – гладкая стена и окна с лучковыми фронтонами, есть что то вроде балкона, мезонин.

Палаццо Изеппо да Порто в Виченце (1546-1552). Земля дорогая – появляется мезонин (как аттик), внизу гладкий руст, есть мотив аркады (над окнами небольшие оформленные углубления, над ними уже маскароны). В плане воспроизводит идею античного 4к атриума (Дом Фавна), развивается в глубину. Продолжает идеи Каприни и Тьене, нижний ярус рустован, но пластика гораздо менее артикулирована. Введен свободный от руста цоколь и скульптурные маски в качестве замковых камней на окнах первого яруса. В нижнем ярусе преобладают горизонтальные членения.

Выделена ось (вход в виде арки), плюс с центрального и боковых окно свисают гирлянды (как у Карла), одиночные ионические полуколонны, на 3эт продолжаются пилястрами (там по центру и по бокам скульптуры), скульптура, обрамляющая окна мезонина, продолжает заданное колоннами вертикальное движение, превращая мезонин в своеобразную аттиковую зону; под каждым окном балкончик; подчеркиваются горизонтали.

Палаццо Порто Барбарано в Виченце (1570-1575). Структура в 2 яруса и мезонин, но нет пустого места от декорации. Нижний ярус рустован, но теперь в нем идея слепой аркады заменяется наложенной колоннадой. Колонны 1яр (ионические), 2яр (коринфские), а на 2яр нет рустовки, лопатки мезонина – налицо тенденция к освоению ордером всей высоты здания (но не большой). Ось смещена относительно центра, выделенная масштабно (размер проемов). Увеличиваются оконные проемы, то есть вынимание массы компенсируется пластическим усилением в оставшихся участках стены. Углы усилены сдвоенными полуколоннами (2, а не 3). План развивается в глубину участка, среди помещений первого этажа – 4к атрий. Полы внутренних дворов выложены галькой, галереи перекрыты крестовыми сводами.

Палаццо Ангарано (рисунок). Впервые большой ордер, мезонин почти перекрыт мощным карнизом, по горизонтали скульптуры-акротерии, но виднее треугольный фронтон.

Палаццо Вальмарана (1565). 3 яруса, развитие вглубь. Рустованный цоколь, на 1эт плоский руст. Большой одиночный ордер 3/4, раскреповки. Из-за карниза 3яр почти не видно. Много горизонталей. В 1эт еще есть малый ордер, на углу 1эт наложенные малые пилястры, а на 2эт там статуи (нет ограничения). Окна 2эт без оформления, у крайних треугольные фронтоны. В декорации – тема Геракла, внутри легкие деревянные перекрытия.

Палаццо Порто аль Пьяцца Кастелло. Не завершен, построили только на ширину трех колонн. Трехчетвертные колонны стоят на высоком цоколе, это позволяет сохранить соразмерность человеческим пропорциям. Нельзя ордер до бесконечности увеличивать, масштаб и величие ощутимо только при соразмерности.

Лоджия делья Капитаньята в Виченце (1571). Построена в честь победы союзного флота Священной лиги (Венеция, Генуя, Испания, Рим, Сицилия, Тоскана, Мальтийский орден и куча других земель) при Лепанто над турецким флотом. Выходит на площадь базилики Палладио. Усиленная пластика, ордер объединяет 2яр и находит продолжение в лопатках мезонина. Мезонин трактован как своеобразный аттик, отсюда аллюзия к теме триумфальной арки. Особенно четко эта идея артикулирована на боковом фасаде. Сочетание 2яр ордера с раскрепованным антаблементом сообщает постройке идею органического роста, этозаимствовано от античности (форум Нервы). Обилие проемов делает лоджию открытой для взамодействия с окружающей средой. Перекрыта крестовыми сводами.

Проект моста Риальто в Венеции. Мост к12в (знаменитый), разрушался стихийными бедствиями. Объявлен конкурс на лучший проект моста, выиграл Антонио да Понте. Палладио опирался не только на существующие античные памятники, но и на античные тексты. 3 арки, центральная (чуть увеличенной по сравнению с боковыми) артикулирована с 2 сторон портиками большого ордера с фронтоном, портики также оформляют въезды на мост.

Фасад церкви Сан Франческо делла Винья в Венеции (1562-72). Здание Сансовино. Его вариант решения проблемы базиликального фасада. Он устанавливает иерархию: в центральной части- большой ордер, в боковых- малый, но вход фланкирован малым ордером – связывает части воедино. Портики сочетается с фронтоном, вписываются друг в друга. Два слоя накладываются друг на друга, сообщая фасаду иллюзию пространственной глубины. По мере движения от боков к центру усиливается пластика, как архитектурными, так и за счет выступающей бронзовой скульптуры Постепенное развитие по высоте, нагнетание пластических, пространственных форм от боковой части к центру. В центре большой и малый ордер, но еще и термальное окно, арочный дверной проем и фронтон. Сочные замковые камни и круглящиеся формы. Фасад нельзя увидеть целиком, архитектура подводит нас к порталу и тут же засталяет зайти внутрь. Внутри пространство простое, перекрытое цилиндрическим сводом.

Сан Джорджо Маджоре в Венеции (1565-1610). На острове, фасад на Бачино ди Сан Марко à обзор на фасад со всех сторон, в отличие от Сан Франческо делла Винья. Опять идея портика и фронтона, но здесь большее единство, раскреповка почти не ощутима. В Сан Франческо было масштабное соотношение между большим и малым ордером, тут – пластическое соотношение между колоннами в центре и пилястрами в боковых частях. Они одной высоты, но центральный фронтон приподнят за счет цоколя. Тема фронтона повторяется и в завершениях окон боковых частей, в центральной части, по бокам от арки входа видим арочные ниши со скульптурой. Скульптура уподобляется колоннам, скульптура на фронтоне - акротерии продолжают их движение, артикулируя центр и углы. Скульптура наделяет все мерой человеческого масштаба. Многоярусный, многосложный фасад, варьирующий тему фронтона, аттика, портика - это идея античного храма, новое осмысление системы базилики. Внутри- хорошо освещенный интерьер, три нефа, огромный хор, перекрытый крестовым сводом.

Темпьетто Барбаро в Мазер. Усадебная церковь, стоящая на отдалении от одноименной виллы. Выходит на дорогу à связан с фасадом виллы благодаря переклички портиков. Идея центрического храма, храм не круглый, а овальный - Пантеон, решенный по своему. Купол, мотив термального окна и фронтон.

Театр Олимпико в Виченце (1580-1585). Использование типологии римского театра с театроном на субструкциях. Внутри старого средневекового здания расположился идеальный римский театр. Развитая, продуманная архитектурная декорация сцены с созданием объективной перспективы. От сцены тремя лучами отходят улицы, видимая перспектива города. Центральный проём выделен арочным проёмом, выходящим за пределы ордерной декорации. Наверху – живописный плафон с иллюзионистической декорацией неба. Актёр мог становиться только на конкретное место в центре, что соответствовало античной сценографии.

Виллы Палладио.

И Рим и Флоренция – вилла субурбано (представительская, масштабная, торцовая, сложный парк). И архитектура, и парк, и декорация – сложная эзотерическая программа. А в Венеции функциональная вилла: и субурбано, и рустика, но не механическое, а синтетическое. Например, вилла Ротонда по сути это большой амбар (там на верху место для хранения зерна). Римские виллы строились там, где были классические виллы (Ипполита Д’Эсте в Тибуре рядом с виллой Адриана). В Венеции не было своей традиции, но венецианцы много путешествовали много всего таскали, то есть было знание античности. Много нажились на разграблении Константинополя, но это были не рудименты античности, они стали частью Венеции, стали прославлять Венецию. Сохранение и возрождение: типологии и представления, теряя классическую составляющую, продолжают жить в течение средневековья. Средневековые виллы Венето строились на фундаментах античных (или по их точному подобию?), тоже был 2х башенный фасад.

Сенсавино, вилла Гарцони. Она несет в себе элементы классического архитектурного языка. Микеле Санмикеле, Ля Соранцо, тоже классический характер. Джулио Романо, палаццо Те (субурбано), динамичная композиция, рустовка, тосканский ордер. То есть венецианцы хорошо знали то, что делали ренессансные архитекторы, но они не копировали, а что то приспосабливали под себя. Вилла Медичи в Поджо Окаяно, Джулиано да Сангало, очень важна. Тут плановое решение, Лоренцо великолепный помогла. Ясный план, обычный квадрат, угловые компартименты тоже квадрат. В центре геометрически четкий зал-салон. Важно и то, как она располагалась в пейзаже – господствующее место, ото всюду видна, смотрела в окружающий ландшафт. Четкое деление на главный и задний фасады, центр холма, но есть моменты соподчинения фасадов. Вилла Медичи в силу естественных условий воздвигнута на высоких субструкциях (криптопортики). Это тоже важно для Венето, там виллы всегда на высоком цоколе, так как там низина, возможно было затопление (долина По). Самое главное – классический язык архитектуры, именно это делает ее первой ренессансной виллой. Впервые здесь предложено решение, когда вилла уподобляется храму. Вилла Фарнезина в Риме впервые дает претворение старой типологии: П-образный план, 2х башенный фасад, лоджия. Но все это было приспособлено уже в классическом варианте. Вилла Мадама – круглый двор. С сер 15в начинается возрастающий интерес к сельской жизни и к загородной архитектуре. В это время Венеция подчиняет себе Терра Ферма, практически до Милана (есть чувство практичности – торговля приходит в упадок, надо вкладываться в землю). Джиралано Приури в 1460х так оценивает виллы: Венеция обогатила себя, теперь венецианцы хотят отдохнуть, но они забросили навигацию и морскую деятельность. И так далее. В общем, в 1460х строительство вилл оценивается негативно. А Марио Санудо в 1480х говорит, что это разумное вложение. То есть получается, что венецианцы начинают переделывать свои виллы и извлекают из виллы средства. К тому же, возникает такой термин – святая агрикультура, то есть это уже не преследуется, этим надо заниматься.

Архитектурная типология:

Порто Колиони. Это классическая система 2х башенной виллы, которая получила готические формы. Крепостная стена, зубцы. Фондато деи Турки. Опять же 2х башенный фасад и лоджии, это торговый дом; его традиции тоже очень важны. Вилла Даль Арио, рядом с Тревизо. Это дом-блок. Единый, примитивный объем, нет никаких элементов кроме несимметричной лоджии. С одной стороны фасад на реку, с другой – на дорогу. Это более простой тип. Джустиниан в Ронкарде, рядом с Тревизе, в 1515х была закончена. Вилла, сельские владения, парк-сад и хозяйственные постройки. Все равно еще есть крепостной характер. Важен грандиозный размер, сохранение старой традиции: дом-блок, но к нему пытаются приставить формы, которые носят классические элементы. Для владельцев это уже классическая античная вилла. Катерина Корнаро, жена короля Кипра, завещала Кипр Венеции, ей завещали ряд земель. Барко донна Реджинна. В местечке Артиволи. Барко – это сельский дом, еще не вилла, но уже близко. Она здесь занималась театром, было общество, высоконравственные досуги, художественное чтение. Джованни Фальконетте, вилла деи Фесколи. Строится на середине холма (с одной стороны обращена на вершину, с другой – под холм), то есть разница точек зрения. Это уже практически классическое понимание ренессансной виллы. Внизу у нее огромная субструкция. Есть связь с хозяйственными рудиментами. Два портика в разные стороны, то есть открытость в ландшафт. Вилла Триссине, Джанджорджо Триссине около Криколи, 1530-1538г. Он гуманист (друг Палладио), сам ее построил, часто ездил в Рим, именно здесь он восстановил античность. Эта вилла – центр гуманистической культуры, именно на такой тип будет опираться Палладио (блок, ордерное решение, 2 башни).

Виллы Палладио:

Его конгениальность античности. Плановые решения симметричные, выверенные, рациональные. Здесь вырабатывает пожелания о загородной резиденции, фиксирует их в книге 4 книге об Архитектуре. Синтезирует, а не копирует. Вилла знатного человека – для отдыха и досуга в свободное время от государственной деятельности. На вилле должно быть два типа строение: для жилища хозяина, для хранения и управления п


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.353 с.