Симоне Мартини и братья Лоренцетти. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Симоне Мартини и братья Лоренцетти.

2017-10-09 629
Симоне Мартини и братья Лоренцетти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Симоне Мартини и братья Лоренцетти (Пьетро и Амброждо) принадлежат к сиенской школе живописи. Для школы в целом характерно тонкое религиозное аристократическое звучание; смешение византийских, готических и ренессансных элементов. Сиена конкурировала с Флоренцией за гегемонию в Тоскане, то же было и со школами. Сейчас считается, что в 13-14в Сиена была впереди, а в 15-16 Флоренция. Истоки школы во 2п 13в (распространение византийской манеры) – Коппо ди Марковальдо (флорентинец, но после битвы попал в плен, остался в Сиене), Гвидо да Сиена и др. Новый уровень – Дуччо (в к13в трансформирует византийскую манеру в то, что можно считать готикой), он фундамент школы. Потом крупный мастер – Симоне Мартини (уже знаком с рационализмом Джотто, но переработал его в готическом духе, учился у Дуччо). В 1п 14в на смену ему приходят братья Лоренцетти (Пьетро включает некоторые новации Джотто, вообще они тоже учились у Дуччо), но в 1348г чума.

Симоне Мартини, ок1284, Сиена – 1344, Авиньон. О первых 30г ничего не знаем, может он ездил из Миены в Ассизи (готовил рисунки для витражей капеллы Сан Мартино). Считается, что ученик Дуччо, но также использует наследие Джотто, испытывает влияние французской миниатюры и резьбы по кости. Придворный художник – работает на аристократов – рыцарская, внешне красочная культура. Светский характер, реальность деталей, повествовательность рассказа, соединение жанровости и утонченности, характерно сохранение золотых фонов, фигуры расположены в световой среде. Слияние новых религиозных и новых красочных тем – чувствует Осень Средневековья. Это 1й художник-рыцарь.

Палаццо публико в Сиене, зал Мапо Монде (Карта мира), Маэста, 1315г, 1321г поновление. Первая его достоверная работа (и дата, и подпись), ответственная работа, значит, был известен. Зал совета отстроили в 1304-1310, тч может его фреска была 1 из 1х. На торцовой стене Маэста – покровительница Сиены. Симоно Мартини фреской имитирует тканный гобелен, есть большая «рама», там евангелисты, пророки и отцы церкви в медальонах между орнаментом. В середине Богоматерь на троне под балдахином (его изгибы еще больше уподобляют работу гобелену), вокруг святые и ангельская свита. На противоположной стене – портрет Кондотьера Гвидориччо да Фольяно (только верхняя часть), важно, что это первый конный портрет (возможно, есть что то от античной традиции), скорее всего реальная местность. Синее небо, два города, скалы (вообще нет растений), он на лошади по самой кромке фрески идет (с лошадью один костюм, рыцарский). Намеренное уплощение, нет организации стены, Мадонна на троне (царица небесная и идеальный правитель), изысканный ритм (влияние готики), есть пространственные моменты (балдахин), но декоративные преобладают. К трону ведут ступени, все вокруг них, сзади глубокий синий фон. Все можно вписать в эллипс (очевидно горизонтальный и разорванный). Есть влияние Маэсты Дуччо. Не только водяные краски: насечки в штукатурке, вставлял цветные стеклышки (чтобы придать сияние), а еще использовал олово.

Капелла Мартина Турского в нижней церкви в Ассизи, 1312-1319-1322г. Заказчик бывший монах-францисканец, пошел на службу к папе (Бонифаций 8, ближайшее окружение; и при Клименте 5), стал кардиналом с титулом Сан Мартино аи Монти. 10 сцен жития Мартина (опираясь на Золотую легенду Якопо да Вораджине), несколько святых и портрет кардинала-заказчика (перед Мартином). Посвящение в рыцари, Симоно тоже был в них посвящен, поэтому тут еще и собственный опыт. Прекрасные музыканты. Очень бытовая картина. Возрастают возможности в изображении пространства через архитектуру.

Страстной цикл Симоне в Авиньоне, выполнен по папскому заказу. Это очень страстное и экспрессивное по эмоциональной выразительности произведение. Интересно, что есть использование ночного интерьера (на природе). То есть готический реализм усилен за счет страстной эмоциональности.

Алтарь Людовика Тулузского, 1317г, Неаполь. Алтарная картина: святой Людовик (только что канонизирован) коронует Роберта Неаполитанского (портретный), а ангелы коронуют самого Людовика – 2 короны, небесная важнее, имеет геральдический смысл (синий, золотой, лилии). Это спорная работа. В нижней части пределла, там 5 картин из жития Людовика. Он в богатых одеждах, но на самом деле согласился стать кардиналом, только после того, как Бонифаций 8 разрешил ему вступить в орден францисканцев, прожил жизнь в бедности.

Алтарь Блаженного Агостино Новелло, 1324-1326, Сиена. Они современники (Агостино учился праву в Болонском университете). Центр – Агостино в полный рост как ученый (с книгой), на ухо что то шепчет ангел; по сторонам 4 его чуда (с ребенком, на которого напал волк; спасение мальчика, выпавшего с балкона; воскрешение младенца, выпавшего из люльки; с рыцарем, упавшем в пропасть). Единая вещь, но живописью как бы разделена на 3 разновысокие створки.

Благовещение, 1333г, Уффицы. Последнее перед отъездом в Авиньон. Совместно с Липпусом Мемми (до сих пор споры, кто что делал). Нет только Бога-отца в центральном тондо. Полна готической изысканности, у Марии даже манерность, по сторонам Ансано и Джулитта. Рама 19в под готику, там 5 арок, получается, что в центре на благовещение, а лилия и голубь, а Мария и ангел как бы под вторыми арками, но они не разделяются. Для нимбов использует стук-гипс – более сложное мерцание.

Святое семейство, 1342г, Ливерпуль. Очень редкая иконография – Иосиф приводит Христа домой, после того, как 3 дня искал его (тот беседовал с богословами). Иосиф его корит, а Мария упрекает (раскрывая книга, там строки: Чадо, что же ты сделал с нами). Тонкая психологическая ситуация. Золотой фон, готическое завершение. Это его последняя вещь.

Пьетро Лоренцетти, ок1280-1348, Сиена. Данные скудны (только Вазари), сложно реконструировать творчество. Традиционно считается менее изобретательным, чем брат. Сформировался в среде зрелых работ Дуччо (его ученик?), но более драматичный и страстный, искал новые изобразительные средства (нашел у Джотто), внес человеческий драматизм. Они оба не аристократы – ориентировались на широкие слои.

Капелла Орсини, нижняя церковь Ассизи, 1315-1320г. Страстной цикл. Большие композиции, занимают своды и стену около окна (вся капелла – по сути большой свод). Великолепное снятие с креста (обрамляет вход в капеллу) – соединение лица Богоматери и Христа (его струящиеся волосы через ее пальцы), отказ от изобилия фигур, суровость, трагизм. Несение креста или путь на Голгофу – архитектура изображает Ассизи. С запада въезд в Иерусалим, вечеря, омовение ног, взятие под стражу, бичевание, несение креста, распятие, снятие, гроб, воскресение, самоубийство Иуды. В целом, характерно усиление экспрессии, есть и внимание к деталям, и городские виды, и разнообразие костюмов. Интересная вечеря – она в октагональном помещение, все сидят по кругу, ночь, кроме нескольких стенок, все открыто, 12 учеников сидят, рядом 2е входят (но не понятно кто). Распятие – самая большая и масштабная фреска.

Рождество Марии, 1342г. Для Домского собора Сиены, центр алтарного образа. Рождество Марии – византийский образец (золотые лучи вокруг новородженной), но не небесные покои, а обычные комнаты среднего класса. По сути диптих, по форме триптих. Иллюзионистические своды (потрясающе). Бытовое прочтение преобладает.

Мадонна со святыми(Кармелитский алтарь), 1329г, Сиена. Мадонна на троне с младенцем, по сторонам 2 святых, за ней 4 ангела (над каждым готическая арочка), золотые фоны. Внизу предела – Утверждение устава ордена францисканцев (?).

Амброждо Лоренцетти, ок1290-1348, Сиена. Младший брат, учился у Пьетро. Он рубежная фигура в Сиене, буквально встречает следующий век. Увлекался перспективой, открыл единую точку схода, считается в наибольшей степени продолжателем Джотто. Зарисовывал статую Венеры (интерес к античности), и интерес к гуманистической мысли. Новое: психологизм, меньше символичности, больше человечности – жесты естественнее. Но последователи перенимали внешнюю канву. Есть Маэста в Палаццо Публико (напротив Маэсты Симоне).

Мадонна с младенцем, 1319г. Первое подписанное и датированное произведение. Уже здесь интерес к объемности и массе, а не традиционной сиенской певучей линии, хотя золотой фон остается (зато трон перспективный и архитектурный). Она напряжена, монументальна.

Благовещение, 1344, Сиена. Это зрелая работа, рука мастера, чеканные контуры. Готическая 3лопастная арка выделяет обе фигуры, в точке схода витая колонна, но она практически не заметна. Ангел на коленях перед Марией, та на троне, но коленях книга, руки на груди, благоговейно смотрит на голубя. Прямая перспектива (пол-шашки). Весомость, телесность, тектоника.

Зал девяти в палаццо Публико в Сиене, аллегории злого и доброго правления, 1338-1340г. Поле отъезда Симоне Мартини в Авиньон (он как бы официальный художник сиенского правительства), его место полуофициально занимает Амброджо, большой заказ на роспись зала правительства. Аллегория правления и последствия доброго (справедливого) правления хорошо сохранились, остальное – фрагменты. Впервые аллегория мира – молодая девушка, расслаблено развалившаяся на диване. Есть и сцена с Ромулом и Ремом (они бежали, Аполлон послал им лошадей, убежали, остановились, построили храм, основали Сиену). Справедливое правление выражено в виде развернутой политической аллегории. Последствия доброго правления (восточная стена) – с одной стороны город, с другой доминос (провинции города), это развернутый панорамный пейзаж. Все показывает процветание. При процветании города процветает и провинция. Есть фрагменты аллегории дурного правления (западная стена) – там всякие жестокости, разбойники, грабежи и убийства, и в городе, и в области. В центре Тиран с рогами (в руке бокал с ядом), у его трона коза, а под ним поверженное Правосудие (замотана в белое). Тут же аллегории жадности, жестокости, гордости и тд. Здесь много от готики: нет монументальности, нелогичная композиция, много подписей, рама фресок – уподобление шпалере. Мужская фигура на троне (самая большая), дальше девушки-аллегории (Мир – развалилась на диване), отдельно сидит Правосудие, на весах ангелы; внизу мелкие люди. Огромная политическая аллегория, но он обошелся без ссылок на Библию (новшество).

Мадонна с младенцем с Крестителем и Франциском, нижняя церковь в Ассизи. Здесь прослеживается знакомство с Джоттовской линией. С другой стороны – пустующий трон, вроде этимасии, но тут показан прям диван, очень реалистично.

Сан Франческо, Сиена, мученичество францисканцев, 1324-1327г. сцена из истории ордена (1277г, 7 проповедников казнены а марокканском Сеуте по приказу султана). Султан в 3х пролетном портике с готическими вымпергами, прекрасная перспектива, фигуры начинают соотноситься с пространством. Панофский: Возрождение начнется тогда, когда фигуры станут соотносится с пространством.

13. Итальянская живопись 2п 14в. 14. Интернациональная готика в итальянской живописи к14 – ¼ 15в.

Художественное явление к14 – н15в. Охватывает все виды искусства и ремесла. Буржуазия начинает интересоваться искусством. Художники многофункциональны (геральдика, гобелены, украшение города и тд). Распространяется мелкая пластика (кость, ювелирка), совершенствуются технические приемы. Труд облагораживает природный материал, освобождает природное начало. Распространяется придворная культура: феодальные аристократы теряют политическую власть, но не хотят терять положения (куртуазный и парадный характер искусства). Все мировоззрение под сильным влиянием учения Фомы Аквинского (общение с природой, гармония общества и природы, проникновение в сущность предметного мира). Дажина: начинают желать максимальной достоверность (надо рисовать с натуры), работают с плоскостью, начинают передавать глубину с помощью линейной перспективы. Изменяется техника, но ориентируются на предшественников. Привлекают науку – оптика, анатомия, местные школы (у Флоренции Джотто), интересуются Нидерландами, переходят на масло (но позже). Милан – центр интернациональной культуры. А с 1340х флорентинская школа начинает играть ведущую роль. Джотто произвел реформу, создал систему, но мастера не могли ее использовать (только элементы), все равно есть привкус готики. У него как непосредственные ученики (Таддео Гадди), так и имитаторы (Джоттино). В 1350-60 гг. возникают два противоположных направления в развитии флорентийской живописи: тяготеющее к классической монументальности и репрезентативности (Орканья) и повествовательно-символическое (Андреа да Фиренце). Объединяет их плоскостная, орнаментальная трактовка, стремление к декоративности.

Джованино де Грасси, 1 из строителей Миланского собора, работал в самом конце 14в. Олень – образец натурных штудий, это пример книг образцов. Вообще, мастер очень нервный. Он оказал большое влияние на…

Микелино де Бизоццо, в первую очередь работал в Ломбардии, влияние кельнской школы. Панегирик правителю Милана (Джан Голиацо Висконти). Полоскостность, драгоценность, нарушение пропорций, отсутствие телесности и понимания пропорция. Искусство драгоценное. Совмещение готического вкуса, в который вкрапливаются современные классические вкусы.

Мистическое обручение святой Екатерины. Вещь подписанная. Золотой фон, плоскостная трактовка, напряженность религиозного чувства. Оно богато сделано. Эта вещь одновременно миниатюрная и нежная.

Стефано да Верона. Был учителем Антонио Пизанелло. Мадонна в саду роз, Верона, 1420е. Великолепие интернациональной готики. Тема закрытого сада и Мадонны, которая ему уподобляется. Все выписано, все подробно.

Неизвестный мастер, возможно из Пьемонте, декорация замка Ля Манте, 1430г. Тема Омини Фамози (такая же декорация виллы Кастаньо). На другой стене Фонтан Молодости. В эту стилизованную живописную декорацию все больше вплетается реальный мир, он постепенно начинает разрушать единство интернациональной готики. То есть изменяется собственная традиция под влиянием ренессансного искусства.

Антонио Пизано (или Пизанелло). Самый крупный мастер интернациональной готики. Сильно влияет, но не основывает школы.

Мазо ди Банко, работал в 1320е-1350е, Капелла Барди ди Верно в Санта Кроче, 1340е, Легенда о св. Сильвестре. Сильвестр – один из первых пап, который спас Рим от страшного дракона. Великолепная архитектура, дворцовая (1 дворец полный, 2й разрушенный). Чтобы понять, что это время ранних папа, на первом плане стоит античная колонна. Папа сначала спускается в пещеру дракона (один из монахов держит руку у носа), потом он исцеляет поверженных. То есть он повторен два раза.

Таддео Гадди, 130-136г, капелла Барончелии в Санта Кроче. Там как раз тот самый джоттовский полиптих, восхваляющий Богородицы. Росписи Таддео, ученик Джотто, то есть влияние непосредственно от Джотто. Витые колонны (соломоновы) разделяют сцены. Уже внутри архитектуры происходят события.

Андреа да Орканья (Бонайюти), 1343-1377г (работал). Большая часть работ, перечисленных Вазари, не сохранилась. Фрески капеллы Строцци в Санта Мария Новелла (вместе с братом Нардо ди Чоне): «Страшный суд», «Ад», «Рай». Совершенно плоскостный характер, отсутствие органического единства, пространство стены разбито на ряд отдельных сцен. Алтарная икона там же (1357). Впервые в традиции флорентийских алтарных икон использует сиенский мотив sacra conversazione (персонажи на разных створках иконы не обособлены, а находятся в диалоге между собой). Придаёт большое значение моделировке форм светотенью, стремится к их твёрдой, пластической проработке.

Андреа Бонайути да Фиренце. Росписи Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла (1366-68). Боковые стены – «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Триумф покаяния». Объединяет разрозненные сцены в смысловое целое, строит свою композицию по программе символической поэмы Якопо Пассаванти «Зерцало покаяния». Фрески лишены органического единства, располагают к детальному осмотру каждой отдельной сцены, их следует читать, как литературное произведение. Повествование, максимальная достоверность – через это выйдут к 15в.

Буонамико Буффальмакко. «Триумф смерти» в Кампосанто, наивысшая точка та декоративно-дидактическая линии. Здесь проблема: живопись либо растворяется в декоративных эффектах, либо превращается в дидактическую иллюстрацию – нужен компромисс. Тогда в к14в художники начинают прибегать к сознательной архаизации (нет единства времени и действа).

Джованни да Милано, Антонио Венециано – приехали по Флоренцию с севера, привезли подробную и реалистичную разработку пейзажей, наличие жанровых фигур, свежесть и богатство колорита, активность света. Это проявилось и в живописи позднего треченто, наиболее видными мастерами которой были Аньоло Гадди, Спинелло Аретино и Герардо Старнина.

Аньоло Гадди – сын ученика Джотто Таддео Гадди. Цикл фресок о нахождении святого креста в хоре церкви Санта Кроче. Немногочисленные действующие лица, но очень много статистов. Загадочный, несколько мрачноватый свет, сказочно-трагический пейзаж.

Спинелло Аретино. Фрески сакристии Сан Миньято аль Монте. Легенда святого Бенедикта. Остроугольный линейный ритм, призрачное освещение (повышенное внимание световым эффектом, как и у Гадди). Преувеличенная насыщенность жестов, напряжённость, экзальтированность. Конфликт упрощения и идеализации общей композиции с реалистичностью жанровых деталей.

Герардо Старнина. Фрески капеллы Кастеллани в Санта Кроче (1380е). Легенда об Антонии и Николае. Уменьшение количества действующих лиц, упрощение архитектурных кулис. Фигуры вырастают в масштабе, становятся объёмнее и массивнее. «Воскрешение Николаем убитых школяров» - первая попытка изобразить человеческое тело с натуры, моделированное крепкой светотенью. Изменение трактовки архитектуры: показана только часть здания, а не здание полностью, как было в традиции треченто.

В самой Северной Италии живописные проблемы иные. Ведущие мастера - Альтикьеро да Дзено и Якопо д’Аванцо. Индивидуализация натуры, непосредственность зрительного впечатления. Колорит уже имеет не символическое, а изобразительное значение; удаётся передать фактуру разных материалов – заметные влияния северного реализма.

Джентиле да Фабриано, 1370, Анкона -1427, Рим. Крупнейший представитель интернациональной готики в Италии, сирота, обучался у мелких местных мастеров (в Фабриано), может сблизился с кем то из сиенской школы, но быстро достиг известности. Работал в Центре (Брешия, Венеция, Флоренция, Рим и др). Работал над фресками Латеранского собора, которые заканчивал его современник и друг Пизанелло (завещал свои инструменты).

1408 – заказ на роспись зала Большого совета во Дворце Дожей, фрески утрачены.

Мадонна из Перуджи. Разница в размерах фигур ангелов и Марии – ради ритма, усиливающегося в фигуре Богоматери. От густых мазков к плавным нюансам светотени на широких плоскостях. Много вариаций темы Мадонны на троне, но нежность, плавность и золотые фоны. Линии не замыкают, а связывают фигуры.

Поклонение волхвов для Санта-Тринита во Флоренции (между 1408 и 1423). Куртуазная поэтика, множество деталей и подробностей. Пространство многопланово. Свет – божеств сияние. Опять же тонкий рисунок. Сложное завершение, приделы внизу и вверху, вроде 3ч, но действие едино. Это торжественное шествие – справа налево, еще и изгибается – тормозит действие, придает больше парадности. Фигуры очень плавно спускаются к Мадонне, дальний стоит, средний наклонился, ближний на коленях – плавная дуга к ней.

Полиптих Кваратези, 1425. Всего 4 части, каждая фигура в своем обрамлении, не связаны, сложное готическое оформление, но помимо золота появляется и земля (причем есть намек на перспективу), а фигуры стоят достаточно свободно и в разных позах.

Якопо Беллини, Умер ок1470. Ученик Фабриано, венецианец (через него Джантиле влияет на Венецию). Развивает некоторые веяния новой культуры (культ античности) в рисунках. Закладывает основу движения, которое превзойдет готическую культуру. Его влияние испытывали Якобелло дель Фьоре, Микеле Джамбоно, Андреа Мантенья, его сыновья Джентиле и Джованни (круче).

Лоренцо Монако, ок1370, Сиена – 1425, Флоренция. Флорентийский художник, в 1391г вступил в монастырь, стал дьяком, но покинул его до принесения обетов (но прозвище осталось). Это интернациональная готика сиенской школы: многофигурные композиции, роскошные аксессуары, обильная позолота. Для него характерно: хорошее чувство колорита, прекрасные контрасты и дополнительные цветовые эффекты. В ранних вещах есть влияние Тадео Гадди, работал для бенедиктинцев (все делал). Предполагают, что он был учителем Фра Беато Анджелико. Полиптих Коронование Марии, 1414г.

Пизанелло. Отдельный билет – ярчайший представитель готического направления.

Брунеллески.

Раннее Возрождение: в первую очередь, архитектура Флоренции. Антропоморфность, но для героической личности, последовательно светский характер; по-настоящему начинают работать ордером; архитектура не мыслится без теории (Альберти, Филарете, Мартини). Суть архитектуры утверждается во Флоренции, выделаются направления: тосканита (ясная, спокойная, нежная, потом заглохнет) и романита (традиции Рима, от Альберти к Браманте, перейдет в 16в).

Филиппо Брунеллески, 1377-1446г, Флоренция. Из семьи нотариуса, высшая прослойка, был в должности приора, увлекался оптикой, математикой, геометрией. Благодаря нему, Флоренция опять выдвигается на передний план, он дал развитие и теоретическое основание использованию перспективы (он открыл прямую перспективу, чтобы зрители лучше воспринимали рисунки реконструированных им терм и театров). Художественную деятельность начал как ювелир (с 1393г обучение, уже в 1398г самостоятелен), потом находит себя как скульптор (участвовал в конкурсе на северные ворота баптистерия). Архитектурой начинает заниматься только с к1310х. Много путешествовал, был в Риме (1432-1434г, возможно, после того, как проиграл конкурс на двери, решил изучать античную скульптуру). Особенности: это 1й классик в архитектуре 15в (гармония и изящество, не разменивается на частности и детали), нежная гармоничная архитектура (он практиковал строительство, а не как Альберти). В момент строительства мог менять свои замыслы. Структурные моменты прозрачны, важны ритм и пропорции. В основном, строит из пьетра сиера (камень), стены оштукатурены, архитектура линеарна, антропоморфна. Очень дружил с Донателло (тот с ним был в Риме).

Купола Санта Мария дель Фьоре, 1420-1434г. Собор очень долго строили, было что то 6в, потом проект Арнольфо ди Камбио, Джотто, Андреа Пизано, Симоне Таленти, к 1380г здание подвели под купол и объявили конкурс. Купол – 1й памятник ренессансной архитектуры. Легкий пустотелый купол с двойной оболочкой, каркас (8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами), потом добавили фонарь. Новинка еще и в строительстве, не было опирающихся на землю лесов. Изначально Брунеллески позвали как консультанта для барабана, потом он победил в конкурсе на купол (а у основания барабана с 3х сторон трибуны). По сути, это сомкнутый 8 лотковый стрельчатый свод (готические элементы вывернуты наизнанку). Кладка под углом, а не горизонтальная (все держит). Фонарь строит Антони Манетти в 39г уже по его проекту (нужен, чтобы собрать купол), аркбутан оформляется как волюта.

Воспитательный дом, 1421-1425г. 2эт, очень ясная по ритмике аркада (мотив внутреннего двора переносится наружу – здание более открытое). Позднее была сделана майолик. Архитектура очень проста. Четкие горизонтали карнизов, прямоугольные наличники и небольшие фронтоны. Сочетание белой штукатурки стены и серого камня – еще одна его типичная примета, которая станет чисто Тосканским стилем. 9 арок, получается, что центр выделен, но не нарушается логика фасада; на стене нет пилястры, только консоль. Используется мотив колоннады дворца Диоклетиана в Сплите (квадрат, на который накладываются полукруглые арки). Вспарушенные своды, композитные капители для двора мальчиков и ионические для двора девочек. А в левом крыле есть ниша, где люди могли анонимно оставлять подкидышей. Брунеллески сделал план и фасад, строительство по инициативе Леонардо Бруни.

Сан Лоренцо. Рядом с палаццо Медичи (Козимо покровитель), церковь планировалась усыпальницей (потом Микеланджело построит там капеллу Медичи). В 1419г ее начал строить мастер Дольфини, заложил идею (прямоугольная восточная часть и подкупольный квадрат) – проблема базиликального и центрического пространства, к тому же, были остатки ранне христианской базилики (они определили форму). Это обычная 3н базилика, но вот боковые фасады – вспарушенные своды и прямоугольные апсиды (кажется, что 5н), каждая капелла чуть приподнята над полом (выделяется). Внутри полное соответствие опор и декорации (колонны и пилястры), здесь арки на колоннах (а не столы), есть импост, хотя подчеркиваются именно горизонтальные членения, на боковом фасаде пилястры соответствуют внутренним. Потолок плоский (важная для Флоренции традиция). Есть идея мавзолея (над средокрестием гробница Козимо). Старая Сакристия: ее заказал еще в 1419г Джованни ди Биччи (основатель рода, отец Козимо), Б создал гармоничную центрическую композицию. Квадрат 11м, зонтичный купол, с востока квадратный алтарь тоже с куполом. Углы отмечены коринфскими пилястрами, антаблемент, наложенная аркада, в люнетах полуциркульные окна. Паруса, люнеты, двери – рельефы Донателло. Тектонические сочленения из темного камня на белом.

Ораторий Санта Мария дельи Анджели, 1434г. В поздние годы он едет в Рим, архитектура теряет легкость, становится сочной и пластически артикулированной. Это ораторий (там еще собрания и воспитание юношей) ордена камальдолезцев. На деньги по завещанию кондотьера Пиппо Спано. 8уг, по кругу капеллы (в овал вписанный квадрат), фасад во двор монастыря (не могли общаться с миром), купол (похож на Византию). Снаружи как бы 2яр, в нижнем будто 16уг с 8 нишами, вверху 8уг. Вдохновение: мавзолей Елены, нимфей Венеры в Риме (8уг внутри, 16 снаружи).

Санто Спирито, 1438г. он только начал, завершал Антонио Монетти и может Джулиано де Сангало (они изменили). Хотел 4 входа на фасаде (не канонично), полукруглые ниши (но их закрыли стеной), мощнее выявлен трансепт и хор, полукруглые капеллы, колонне соответствует полуколонна. В основе греческий крест. Использует барабан под куполом

(впервые). Капеллы полностью по периметру.

Палаццо ди парте Гвельфа, 1421г. Это общественный дворец гвельфов (папа?), строился очень долго. Здесь новое понимание – предлагает 2ч структуру, где нижний этаж четко противопоставляется верхнему.

Палаццо Питти. Тоже не достроен, только 7 пролетов – первоначальный план. Нет середины, подчеркнутых углов, уступов. Призматическая глыба, грубый руст.

Брунеллески, постановка Благовещения в церкви Сантиссима Аннунциата. Многие архитекторы прославились и театральными постановками. Мистерии могли проходить в нартексах, дворах, в самом пространстве церкви. Брунеллески придумал создать несколько ярусов-планов. Совсем высоко на троне Бог-отец, который посылает Гавриила с благой вестью к Марии. Был проведен специальный канат, по которому архангел слетал к Богоматери. Еще на верху были юноши, переодетые в ангелов и еще была вращающаяся конструкция, там тоже были юноши, они воплощали хор ангелов.

Капелла Пацци Брунеллески.

Капелла Пацци, 1429-1443г. Во дворе Санта Кроче, они были противниками Медичи. Строился долго, а в 1478г заговор Пацци, в результате, искусственно прерванное строительство. Купол точно строили уже без Брунеллески. Перед фасадом простой открытый 6к портик с аркой по центру (мотив триумфальной арки или арка из дворца Диоклетиана в Сплите). Колонны несут «аттик», там плоская декорация (спаренные пилястры, а внутри каждого получившегося прямоугольника рисуется крест). Над «аттиком» вроде бы деревянный навес. На фасаде прямоугольная дверь с фронтоном, а по сторонам по 2 вытянутых полуциркульных окна. Над самим входом тоже куполок (то есть купола поддерживают ось). В портике простой куполок и цилиндрические своды, а не вспарушенные, тч скорее всего Брунеллекси его не хотел и может даже не делал; хотя это оформление отвечает внутреннему пространству. Внутри опять же тектонические элементы подчеркнуты темным, белая штукатурка и майолики из мастерской делла Роббиа. В плане прямоугольник (вместе с портиком стал бы квадратом), прямоугольная апсида, 12 лотковый купол (окно вверху и окна в основании), 12 лотков – 12 апостолов. Не выявлен барабан, кажется, что купол на распалубках и почти плоский. Декорация ордерная, пилястры плоские, потрясающая градация рельефа (в 2-3 пальца, что не загромождает пространства), широко расставлены, 2 боковые арки – цилиндрические своды.

Альберти.

Леон Баттиста Альберти, 1404-1472г. Исключительная фигура для всего гуманизма. Альберти – старинный род, они были сторонниками Медичи и в свое время были изгнаны вместе с ними из Флоренции, поэтому роился он в Генуе. Незаконнорожденный, такие дети, особенно мальчики, воспитывались в семье, их поддерживали, но они не могли претендовать на наследство. Поэтому, ему нужно было хорошее образование и достойная профессия (учился гуманитарным наукам в Падуе, праву в Болонье, 1428г закончил универ – секретарь у кардинала Альбергати, а с 1432г место в папской канцелярии, в 1462г оставил курию, до смерти жил в Риме). В основном, его жизнь была связана с Римом. Также выступал и в качестве теоретика. Для Альберти, архитектор в первую очередь – проектировщик. Само строительство ведут рабочие, он же только составлял проект и просто контролировал. Черты: рационализм, классицизм, научный метод и полная вера в природу, нет идеи воображения в трактатах (все на счет разума, подражания и измерения). Не считал Витрувия последней инстанцией, 4:1, он критикует его стиль (оставляет за собой право судить о своих проблемах по своему мнению). В 1443-1455 – «Описание Рима» (археология и топография). 1447г папой Николаем 5 становится гуманист-друг Альберти Томмазо Парентучелли, попытка реконструкции Рима, нужен теоритический базис: в 1452г Альберти предоставляет 10 книг о зодчестве.

Палаццо Ручеллаи, Флоренция, 1446-1451г. Главное, что делает Альберти – новый фасад. Нижний этаж – руст (гладкий) и пилястры «дорического» ордера, прямоугольные «порталы» с верхнем сандриком (заимствования из античности) вместо широкого арочного проезда, те не крепостные ворота, а парадная дверь. – под утилитарные нужды (зависит чем занималась семья). Каждый этаж четко разделялся, верх всегда завершался сильно выступающей крышей. Пьяно нобиле – второй этаж – парадный. Там были представительские помещения. Третий этаж –жилые помещения, делились на мужскую и женскую половины. Еще одна особенность для Флоренции – внизу ставятся наружные скамейки. На фризе парусники, там еще бывают черепахи: девиз семьи – поспешай медленно. Последовательное использование ордера во всех 3х ярусах. Желто-серый местный песчаник. На 1эт окна еще маленькие, но уже не крепостные. Двор прямоугольный, аркады.

Церковь Сан Панкрацио, капелла Руччелаи, 1467. Примыкает к палаццо, в центре уменьшенная «копия» гроба Господня с пилястрами и инкрустацией. По его проекту.

Санта Мария Новелла во Флоренции, 1456-1470г. строительство вел мастер Джованни ди Бертино. Структура готическая, но благодаря фасаду этого не скажешь. К готике относится самый нижний ряд, там большая дробность, стрельчатые арки. Центральный портал превращается в 1пролетную триумфальную арку (там даже есть небольшое кесонированное углубление с розетками). В верхней части круглая роза, вписанная в квадрат (но не ровно). Пилоны на верху приобретают характер пилястр. Господствуют горизонтальные членения, антаблемент над полуколоннами раскрепован. 2слойнай декорация, напоминает инкрустационный стиль. Верхняя часть более плоскостна, дорические пилястры в полоску, но орнаментация строго геометрична. Верхние оси не совпадают с нижними (широкая полоса аттика, чтобы скрыть). Нижний фриз – вздувшийся парус, геральдический символ Ручеллаи. Волюты – находка Альберти (соединяет центр и крылья). В итоге, своеобразное сочетание античных, готических и инкрустационных форм.

Церковь Сан Франческо в Римини, проект 1450г. Готика, античный футляр (Сиджизмондо Малатеста решил в юбилейный год перестроить ветхий храм), не завершен как планировали. Работы вел мастер Маттео де Пасти (Альберти план и следил. Но либо письма, либо наезды). Хотел обстроить с 3ст новыми фасадами (есть медаль 1450г), новый свод, хор и купол. Легкий деревянный свод (другой не выдержат стены). Центральный фасад – триумфальная арка (по сторонам еще должно было быть 2 саркофага), бока – аркады на столбах образуют по 7 ниш для саркофагов). Однонефная, пролеты решены как большие арки. Античность здесь торжествует. Низкий беломраморный рельеф, потрясающая скульптура, там небольшие капеллы. Здесь фреска Сиджизмондо перед святым Сиджизмондо, Пьеро.

Церковь Сан Себастьяно в Мантуе, проект 1460г. Пригласил герцог Гонзаго. Тоже построена не так, как хотелось. Вотивная в честь выздоровления Гонзаго. План: равноконечный крест (завершается полуциркульными нишами). Очень высокий подиум, внизу крипта. Входы с двух сторон по бокам, в центре получается 3 больших окна, центральное – прямоугольная триумфальная арка, говорят, что консоли взяты из конкретного римского памятника, а рельефы внизу копируют рельефы античных саркофагов. При жизни Альберти только вестибюль.

Сантиссима Аннунциата, 1451-1477г. Перестройка по заказу Людовика Гонзаго, хотел тут выставлять трофеи и флаги. Хор перекрывает полусферический купол, это многогранник (почти круг), 9 ниш погашают распор. Композиция восходит к храму Минервы Медики.

Сан Андреа в Мантуре, начал в 1470г. новая пространственная трактовка традиционной базилики. Гармоническое соединение центрического и базиликального плана (единственная, где Альберти соединил требования культа и свои архитектурные идеалы). Почему то, именно эту форму он называл этрусским святилищем. Главный неф сильно расширен, боковые заменены капеллами. Фасад – 3пр арка, большой вестибюль. Капеллы связаны между собой. Цилиндрический свод в нефе. Продуманное сочетание большого и малого ордера.

Джулиано да Сангало.

Джулиано да Сангало, ок1445, Флоренция – 1516, Рим. Также многозначный человек, но связан, в основном, с архитектурой (формификации, укрепления, гражданское и религиозное строительство). Работал по приглашению Лоренцо Медичи, потом 2х римских пап. Он завершает развитие флорентийской архитектуры 15в, является самым значительным из преемников Брунеллески и Альберти. Он разрабатывает мотив идеального храма (центрический, купольный).

Санта Мария делла Карчери в Прато, 1484-1491г. По сути, это идеальный крестово-купольный храм. В квадрат вписывается круг (купол), по сторонам по 4 прямоугольника, не очень сильно выступают. Все достаточно графично и легко. Наружное оформление церкви закончено не до конца. 4 фасада – 4 рукава креста, выделяется прямоугольная дверь с треугольным фронтоном, есть 2яр членение. Декорация – темный и светлый мрамор (?). по светлому темным окантовываются большие квадраты и прямоугольники (нет дробления), а все элементы – светлые, так же это не утяжеляет вид. Углы поддерживают пилястры, так как угол, получается 3 пилястры (одна заворачивается, но если Брунеллески заворачивал 1, то Сангало как бы заворачивает 2 спаренных, то есть с каждой стороны, эта пилястры смотрится полноценной). Пилястры поддерживают антаблемент (довольно широкий), то есть продолжается традиция Брунеллески подчеркивать диагональ. На 2эт тоже пилястры по углам, а по центру прямоугольное окно, в обрамлении, тоже антаблемент. Завершает все треугольный фронтон (тоже подчеркнут темным и круглое окно). Есть барабан, там круглые окна, и купол с фо<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.