Упражнения на активизацию словаря. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Упражнения на активизацию словаря.

2017-10-09 1295
Упражнения на активизацию словаря. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• Инструкция ребенку: «Давай поиграем. Я буду называть слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное».

чашка — чашечка, блюдце — блюдечко,

пирог — пирожок, суп — супчик,

тарелка — тарелочка, картошка — картошечка и т. д.

Инструкция ребенку: «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивать».

На столе стояли большие, красивые...

Около стола стояли высокие...

Стол был накрыт белоснежной...

Диван был накрыт...

Около кресла...

Можно использовать другой вариант задания: вы задаете ребенку вопросы, отвечая на которые он должен описать предмет. Например: «Цветы на столе какие?»... «Скатерть какая?»... «Чашки какие?»...

Предложенные игры, беседы и упражнения направлены на расширение активного словаря, развитие логического мышления, воображения и фразовой речи.

Возвращаясь из гостей

Беседа 1

• Назови людей, которые сидели за столом.

• Опиши одежду тети. (Можно оказать помощь вопросами: «Блузка у тети какая? Брошка на блузке какая?»)

• Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое в конце. А что ты ел? И т. д.

Беседа 2

• Что бы ты изменил в празднике?

• Как бы ты украсил комнату, стол?

• Какие блюда ты хотел бы приготовить?

• Как бы ты закончил праздник?

• Что тебе больше всего понравилось?

• Кого мы позовем к себе в гости? Что приготовим?

• Какие ты знаешь праздники?

• Когда у кого день рождения? А у тебя?

Беседуя с ребенком таким образом, вы не только развиваете его речь, но и такие психические процессы, как память, воображение, внимание.

Мы привели лишь некоторые упражнения, игры, которые вы можете без особого труда использовать в процессе общения с ребенком. Мы уверены, что вы сможете сами пофантазировать и придумать интересные и подходящие вашему ребенку задания.

Играйте, пробуйте, дерзайте — и успех обеспечен!

Глава 3.

Система занятий по развитию речи и мышления: думаем и говорим, называем и объясняем

В этой главе представлено многообразие видов работы с каждой из предлагаемых в Приложении иллюстраций.

Советы родителям, педагогам, логопедам

Начинайте работать с ребенком с того времени года, которое за окном. Внимательно прочитайте вопросы к каждой картинке. Не спешите переходить от одного текста к другому и от картинки к картинке: ребенок должен точно и быстро отвечать на разнообразные вопросы и выполнять разные задания.

Заранее подберите необходимый материал для занятий.

Старайтесь максимально использовать иллюстративный материал для развития разных видов познавательной деятельности ребенка.

Следите, чтобы ребенок говорил четко, громко, правильно. Постоянно обращайте его внимание на окружающий мир, природу, погоду и др., старайтесь, чтобы ребенок больше говорил по содержанию картинки.

Расширяйте кругозор ребенка: чаще задавайте вопросы и непременно отвечайте на все его вопросы.

Не торопите ребенка с ответом: дайте ему подумать, помогите наводящими вопросами, постарайтесь предупредить возможную ошибку.

Для удобства пользования содержание каждого занятия условно разделено на 5 разделов: лексический, грамматический, логико-грамматический, фонетический, дополнительный материал по теме (стихотворения, чистоговорки, загадки). Каждый раздел может быть дополнен вашими аналогичными вопросами и заданиями.

Занятие 1. Зимний пейзаж

I

1) Беседа по теме:

• Какое это время года? Почему ты так думаешь?

• Какое время года будет после зимы? А какое было перед зимой?

• Что изменилось в природе по сравнению с осенью, летом?

2) Назови зимние месяцы, зимний праздник.

3) Закончи предложение: Зимой холодно, а летом.... Зимой пасмурно, а летом.... Зимой снег землю покрывает, а весной он....

4) Подбери слова, подходящие по смыслу: белая..., зеленая..., трескучий..., искристый....

5) Объясни, почему так говорят: «Мороз невелик, а стоять не велит».

II

1) Составь предложение со словом «зима».

2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: реки, около, сугробы, намело.

3) Ответь на вопросы:

• Зимой много чего?

• На что падает снег?

• Чем покрыта земля?

• Что на реке под снегом?

• Горка изо льда, она какая?

4) Вставь пропущенные слова:

Снег лежит... деревьях. Снежинки кружатся... лесом. На реке лед... снегом.

5) Объясни, от каких двух слов образовано слово «снегопад», «бурелом».

III

1) Исправь ошибку: Снег покрыт землей.

2) Выбери правильное предложение: Стало холодно, потому что наступила зима. Наступила зима, потому что стало холодно.

3) Закончи предложение: Река покрылась льдом, потому что она....

IV

1) Назови первый звук в словах «сугроб», «стужа»? — [с].

2) Дай характеристику звука [с]. — Согласный, глухой, твердый.

3) Назови парный согласный. — [з].

4) Сравни, в чем различие звуков [с] — [з]? — [с] — глухой, а [з] звонкий.

5) Подбери слова на звук [з]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?

6) Послушай и скажи, какие слова получатся (произносите слова по звукам): с-т-у-ж-а, з-и-м-а.

V

1) Выучи:

 

Декабрь год кончает,

А зиму начинает.

В зимний холод —

Всякий молод.

2) Отгадай:

 

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой.)

 

Бел, а не сахар,

Нет ног, а идет. (Снег.)

Занятие 2. Весенний пейзаж

I

1) Беседа по теме:

• Какое это время года? Почему ты так думаешь?

• Какое время года будет после весны? А какое было перед весной?

• Что изменилось в природе по сравнению с зимой, осенью?

2) Назови весенние месяцы, весенние праздники.

3) Закончи предложение: Наступили весенние деньки, на березах набухли..., из них появятся....

4) Объясни, почему так говорят: «Увидел грача — весну встречай».

5) Составь рассказ «Однажды весной» про неосторожных детей, которые играли на льдине, а лед был тонкий.

II

1) Составь предложение со словом «весна».

2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: сна, деревья, проснулись, от, зимнего.

3) Ответь на вопросы:

• Чего много весной?

• Что появляется на ветках деревьев?

• Чем покрывается земля?

• Откуда прилетают птицы?

• Чему ты рад весной?

4) Вставь пропущенные слова: Ручьи бегут... полям. Грачи таскают червей... земли. Чернеют первые проталины... земле.

5) Объясни, от каких двух слов образованы слова: «ледоход», «ледокол».

Какая разница между ледоколом и ледоходом?

III

1) Исправь ошибку: Солнце освещается землей. Вода питается растением.

2) Выбери правильное предложение: Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели.

3) Объясни, почему снег весной потемнел и почему он тает?

IV

1) Назови первый звук в словах «береза», «белка». — [б’].

2) Дай характеристику звука [б’]. — Согласный, звонкий, мягкий.

3) Назови парный твердый согласный. — [б].

4) Сравни, в чем различие звуков [б’] — [б]? — [б’] мягкий, а [б] твердый.

5) Подбери слова на звук [б]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?

6) Послушай и скажи, какие слова получатся (произносите слова по звукам): б-е-л-к-а, б-а-л-к-а. Объясни, что такое балка.

V

1) Выучи:

 

Приходи к нам, весна, с радостью,

С великой к нам милостью,

Веди за собой лето теплое

С рожью зернистою.

Март — с водой,

Апрель — с травой,

А май — с цветами.

2) Отгадай:

 

Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце напекло —

Одеяло утекло. (Снег)

 

Один льет,

Другой пьет,

Третий растет. (Дождь, земля, трава.)

Занятие 3. Летний пейзаж

I

1) Беседа по теме:

• Какое это время года? Почему ты так думаешь?

• Какое время года будет после лета? А какое было перед летом?

• Где ты бываешь летом?

2) Назови летние месяцы.

3) Подбери:

• к названию общих понятий — частные: деревья —... (дуб, береза, ель), рыбы —....

• к названию целого — название частей: цветок —... (стебель, листик, тычинка), дерево —....

4) Закончи предложения: Весной прохладно, а летом —.... Осенью дождливо, а летом —.... Зимой день короткий, а летом —....

5) Объясни, почему так говорят: «Красное лето — зеленый покос».

II

1) Составь предложение со словом «лето».

2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: в, щебечут, роще, весело, птицы.

3) Ответь на вопросы:

• У кого острые иголки? Почему ежик не боится никого? Как его взять, чтобы рассмотреть?

• Листья какого дерева напоминают иголки? Как называют такую форму листьев? (Хвоя.) Как называются деревья с такой формой листьев? Приведи примеры хвойных деревьев. Почему говорят: «Ель на ежика похожа»?

• Как называются цветы, которые растут в лесу, в поле, на лугу, в саду, в комнате?

4) Вставь пропущенные слова: Разные цветы растут... лугу. Ты хочешь собрать букет... мамы. Мама поставит цветы... вазу.

5) Объясни, от каких слов образованы слова: «земляника», «черника», «костяника», «голубика».

III

1) Исправь ошибку: Из варенья будут варить ягоды.

2) Выбери правильное предложение: Ветер дует, потому что деревья качаются. Деревья качаются, потому что дует ветер.

3) Выбери, какое слово лишнее и почему:

• мак, ромашка, береза, василек;

• ель, колокольчик, сосна, дуб.

IV

1) Назови первый звук в словах «ромашка», «роза». — [р].

2) Дай характеристику звука [р]. — Согласный, звонкий, твердый.

3) Определи место звука [р] в словах «астра», «роза», «георгин». Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?

4) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): т-р-а-в-а, ч-е-р-н-и-к-а.

5) Назови парный мягкий согласный. — [р’]. Подбери слова на звук [р’].

6) Повтори: «Тракторист привез дрова на красном тракторе. Катя кормит кур крупой».

V

1) Выучи:

 

Солнце встало на рассвете,

Осветило все на свете.

Что летом родится,

То зимой пригодится.

2) Отгадай:

 

Что выше леса, краше света,

Без огня горит? (Солнце.)

 

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга.)

Занятие 4. Осенний пейзаж

I

1) Беседа по теме:

• Какое это время года? Почему ты так думаешь?

• Какое время года будет после осени? А какое было перед осенью?

• Почему осень называют сначала золотой, а потом хмурой?

2) Назови осенние месяцы.

3) Сравни березу осеннюю и весеннюю.

4) Подбери слова, противоположные по значению: хмурое..., сильный..., темные..., плохая..., желтеют и опадают....

5) Объясни, почему так говорят: «Осень — перемен восемь».

II

1) Составь предложение со словом «осень».

2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: шуршат, под, листья, ногами, желтые.

3) Ответь на вопросы:

• Как называется лист клена —..., лист березы, лист осины, лист дуба?

• Как называется гриб, который вырос под березой, осиной, около пня?

4) Вставь пропущенные слова: Осенью пойдите... поля,... луга,... берег реки,... лес. Многие птицы собрались... стаи. Они готовятся... отлету... теплые страны.

5) Объясни, от каких слов образованы слова: «листопад», «разноцветный».

III

1) Исправь ошибку: Деревья с листьев осыпаются.

2) Выбери правильное предложение: Листья желтеют и опадают, потому что пришла осень. Пришла осень, потому что листья желтеют и опадают.

3) Выбери, какое слово лишнее и почему:

• сентябрь, декабрь, ноябрь, октябрь;

• дуб, береза, ель, осина.

IV

1) Какой звук стоит после звука [с] в слове «листопад»? — [т].

2) Дай характеристику этого звука. — Согласный, глухой, твердый.

3) Назови парный согласный. — [д].

4) Сравни, в чем различие звуков [т] — [д]? — [т] глухой, а [д] звонкий.

5) Подбери слова на звук [д]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?

6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): л-и-с-т-о-п-а-д, з-в-е-з-д-о-п-а-д.

V

1) Выучи:

 

Весна красна,

Да голодна.

Осень дождлива,

Да сытна.

Быстро тает октябрьский день —

Не привяжешь за плетень.

2) Отгадай:

 

Летит орлица

Через тридевять земель,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

Ждали, звали,

А показался —

Все прочь побежали. (Дождь.)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.