Исторический обзор русского садово-паркового искусства — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Исторический обзор русского садово-паркового искусства

2017-10-09 436
Исторический обзор русского садово-паркового искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  Русское садово-парковое искусство XVIII в. Начало декоративного садоводства в нашей стране относится к глубокой старине. В V в. до н. э. греческий историк Геродот упоминает о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Летописец Нестор в XI в. описывает яблоневый сад Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 г. Ярославом Мудрым. В IX в. появились сады в Киеве, Курске, Орле, Туле. Во второй половине XII в. Андрей Боголюбский заложил в 11 км от Владимира, при слиянии рек Нерли и Клязьмы, один из первых садов того времени. Этот сад служил образцом при создании садов в Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и других городах. До XVI в. в средневековой России были распространены монастырские сады, где разводили цветники. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья. В Москве садоводство стало развиваться с начала XIV в. На склоне Кремлевского холма, у Москвы-реки, был устроен сад митрополита Алексея. В грамотах XV в. упоминаются в Москве сады: Глебков, Макарьевский, Терехов, Гальтяевский, Чичагов, сады на р. Неглинной. На Годуновском чертеже Москвы обозначен «Государев Красный сад». Большое внимание развитию декоративного садоводства уделял царь Иван III. В истории известны случаи, когда на месте зданий и сооружений создавались сады. Так, в 1495 г. Иван III приказал снести церковь и здания, стоящие против города на правом берегу Москвы-реки, и на этом месте устроил великолепный сад, существовавший до конца XVII в. под названием Царицына луга. В XVI в. на южном склоне Кремлевского холма находились Верхний и Нижний сады. В том же* столетии возникли получившие широкую известность своими цветниками и эффектными прудами «Крутицкие вертограды», устроенные митрополитом Павлом. К этому же времени относится возникновение садов: Прозоровского — на Пресне, Долгорукова — под Новодевичьим монастырем, Лопухиной — в Хамовниках, Архарова — в Сущеве, а также Преображенских садов. Кроме того, были известны подмосковный Кудринский патриарший сад, Троице-Сергиевский, Воробьевский, Московско-Донской, Новоспасский. Из дворцовых садов в XVI в. в Москве были известны: сад, на правом берегу р. Неглинной, между Троицкими и Боровицкими воротами, другой — за р. Москвой, напротив Кремля, третий — на Воронцовом поле на р. Яузе. Были сады и в Кремле. И. Барбаро в описании путешествия в Россию в середине XV в. упоминает о рощах, которые окружали Кремль. Всего по переписи 1701 г. только дворцовых садов в Москве и под Москвой было 43. Еще в 1635 г. специально для детей царя Михаила Федоровича был устроен сад у Теремного дворца. В этот период в Москве существовал Аптекарский сад. Он занимал часть территории нынешнего Александровского сада. Самым крупным культурным садом во времена царствования Алексея Михайловича был сад в Измайлове. Здесь выращивали всевозможные плодовые и лекарственные растения, виноград. Декоративные сады парка были как бы вкраплены в нетронутый природный пейзаж. Позднее этот сад служил Петру I базой для организации садов в других городах страны. В Кремлевском дворце существовало несколько «верховых»—комнатных садов, получивших за свою красоту название «красных». Особенно славились Верхний и Нижний набережные сады. Верхний сад устроил в 1628 г. садовник Назар Иванов. В XVII в. красные сады получили широкое распространение в боярских усадьбах и в усадьбах высшего духовенства. Из числа сохранившихся дворцово-парковых ансамблей Москвы следует назвать Коломенское. О нем упоминалось еще в 1328 г. в завещании Ивана Калиты. В XVI в. в царствование Василия III, а затем при Иване Грозном в Коломенском велось большое строительство. На высоком берегу Москвы-реки создан обширный парк регулярной планировки. В старинных русских городах были и зеленые насаждения общественного пользования, преимущественно в виде бульваров. По описанию Карамзина, в Новгороде, на Славковой улице, в 1469 г. были высажены тополя. Особенно большое развитие декоративное садоводство получило при Петре I. Именно в это время были заложены парки в Петербурге, получившие мировое признание как непревзойденные образцы садово-паркового искусства. К ним относятся: парки Петергофа (ныне Петродворца), Стрель-ны (19), Ораниенбаума, Летний сад (20) и др. В 1706 г. был создан первый в России Ботанический (аптекарский) сад в Москве, сохранившийся до настоящего времени (на Проспекте Мира). В XVIII в. в Петербурге, Москве и других городах России, а также при помещичьих усадьбах создавались великолепные сады, получившие широкую известность (Юсуповский парк в Архангельском, Голицынский — в Кузьминках, Шереметьевские парки в Останкино и в Кускове, парк Разумовского в с. Петровском и многие другие). К этому периоду относится возникновение большого количества ботанических садов, принадлежащих отдельным вельможам и богачам. Среди выдающихся произведений садово-паркового искусства на территории СССР прежде всего следует назвать Летний сад и Петергоф (ныне Петродворец), созданные при Петре I. Побывав во Франции, Голландии и Германии, Петр I увлекся созданием садов и парков. Первым из них был Летний сад при летней резиденции Петра I. Строительство его началось в 1704 г. под непосредственным руководством самого царя. В 1877 г. сад был разрушен сильной бурей и наводнением. Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (ныне Петродворец) (21) создан Петром I в начале XVIII в. В сохранившихся документах впервые это название встречается в 1705 г., уже в 1709 г. на этой территории развернулись большие работы, и в 1711 —1714 гг. был построен первый деревянный дворец. В работах над созданием этого уникального исторического ансамбля участвовали архитекторы Броунштейн, Леблон, Макетти. Петродворец занимает территорию 800 га, включая Дворцовый парк и парк Александрия. Дворцовый парк состоит из двух частей: Верхнего сада площадью 15 га и Нижнего сада площадью 102,5 га. Между ними расположен дворец. Перепад рельефа от дворца к морю составляет около 40 м. Планировка Верхнего сада решена в строгой регулярной манере. Для композиции парка характерна система боскетов, ось которой совпадает с осью дворца, а центром композиции является фонтан "Нептун. У входа в парк разбиты цветники регулярного типа, а перед дворцом на живописных площадках расположены два фонтана — Квадратный и Дубовый. var begun_auto_pad = 54169719; var begun_block_id = 112320391;
 

Планировка Нижнего сада, где размещены павильоны Марии,- Монплезир, Эрмитаж, решена сочетанием трех трехлучевых композиций. Первая из них включает центральный луч по оси дворцов к морю, правый луч — к павильону Марии, причем левый луч пересекает весь Нижний сад и приводит в парк Александрия, а правый луч — к площадке у подножия «Шахматной горы»; центральный ее луч ведет к павильону Монплезир с Марли, а правый луч — к павильону, размещенному на аллее, ведущей к пирамидальному пруду.

Следует отметить, что такое сочетание взаимно пересекающихся трехлучевых композиций не имеет аналогов в планировке исторических парков. Эти лучевые аллеи создают разнообразные перспективы. Среди них особенно впечатляющей является перспектива от дворца к морю и от моря к дворцу вдоль главного каскада фонтанов (22).

В начале и середине XVIII в. под Петербургом были созданы парки, ставшие подлинными памятниками садово-паркового искусства, например в Стрельне, Царском Селе (ныне г. Пушкин) (22, 23). Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Следует отметить, что часть парков г. Ломоносова в конце XVIII — начале XIX в. была выполнена пейзажными приемами. Тогда же в Петербурге был создан Аптекарский сад. Но, Петр I не ограничился устройством парков в районе столицы. Ряд великолепных парков он разбил в своих резиденциях в Прибалтике, и наиболее интересный из них — Екатериненталь (ныне Кадриорг). В Москве в XVIII в. при царских резиденциях был создан Головинский сад (его авторами в 1730 г. были Растрелли и Анненгоф), запроектированный тем же Растрелли по приказу царицы Анны Павловны.

В XVIII в. многие русские вельможи строили дворцовые ансамбли в своих усадьбах. Среди них следует отметить три выдающихся дворцово-пар-ковых ансамбля: Кусково, Архангельское и Останкино в Москве.

О вотчине бояр Шереметьевых в Кускове упоминалось уже в 1623 г., а с 1819 г. в Кускове велись большие работы. Основными авторами ансамбля были крепостной архитектор Ф. Л. Аргунов и его ученик А. Ф. Миронов, который работал над композицией парка.

Ансамбль Кусково (25) состоял из центрального ядра регулярной планировки в окружении зеленых массивов пейзажного решения. Перед дворцом — большой пруд с островком, а за ним по оси дворца в глубь зеленого массива уходил канал, завершавшийся пышным каскадом. С противоположной стороны дворца располагался грандиозный партер, завершающийся по оси дворца зданием оранжереи.

В регулярном саду — изящный павильон Эрмитаж, на берегу небольшого пруда — Грот, а недалеко от него — Итальянский домик и открытый театр на 100 мест. Богато оформленный скульптурой и цветниками на фоне газонов партер с трех сторон окружен канатами и вагами. За оранжереей располагался лабиринт, а за большим прудом в зеленом массиве — зверинец.

Второе поместье Шереметьевых — Останкино с большим дворцом, в котором был театр. Парк, решенный в регулярных приемах Ф. Л.. Аргуновым и А. Ф. Мироновым, включал партер перед дворцом; с обеих сторон партера располагались два небольших участку пейзажной планировки. На правом участке был насыпан холм с беседкой на его вершине. Центральная аллея парка уходила к прудам (26). Архангельское расположено в 23 км от Москвы. Еще в XVI в. на высоком берегу Москвы-реки, откуда открывались великолепные виды на заливные луга и густые леса, возникло небольшое село, принадлежавшее боярину A. И. Уполоцкому. В селе была построена деревянная церковь.

В 1703 г. Архангельское перешло к сподвижнику Петра I Д. М. Голицыну. Из окон вновь построенного дома открывался вид на модный тогда Французский парк. В планировке парка, несомненно, сказалось влияние Версаля, Летнего сада, Петергофа. Сохранилась копия плана парка 1767 г. Основой регулярной композиции были восемь квадратных боскетов, обсаженных кленами, липами.

В начале XIX в. одним из выдающихся произведений русского классицизма стало Архангельское (27). Его владелец Н. А. Голицын решил создать своего рода подмосковный Версаль и пригласил проектировать парк итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, приехавшего в Россию в 1779 г. и избранного в 1784 г. академиком русской Академии художеств.

С крыльца дворца открывается чудесный вид. Партеры террас уступами спускаются вниз, перспектива уходит вдаль. И хотя регулярный парк сравнительно невелик (14 га), благодаря открывающимся бескрайним перспективам он кажется очень большим. Верхняя малая терраса представляет собой квадрат со стороной 70 м, что соответствует ширине фасада дворца. Партер верхней террасы делится на два прямоугольника, а по внешним границам партера проложены аллеи.

Верхняя терраса обнесена баллюст-радой. Нижняя терраса, куда ведет широкая лестница, тянется на 153 м, а еще ниже расстилается огромный прямоугольник размером 240X70 м.

Ансамбль Архангельское является выдающимся памятником архитектуры и садово-паркового искусства и бережно охраняется государством.

На Украине декоративное садоводство широкое развитие получило в XVIII в., причем большинство садов создавалось в регулярном стиле.

Одним из старейших садов является теперешний Первомайский парк в Киеве, окончание строительства которого относится к 1735 г. Его украшали скульптура, фонтаны и архитектурные сооружения, большой розарий. Расположенный в живописной местности, этот сад был одним из красивейших садов на юге России.

Из регулярных садов второй половины XVIII в. можно отметить Почепский сад графа Разумовского, созданный по проекту профессора зодчества Академии художеств Деламотта.

Другим замечательным образцом ландшафтного паркового искусства был огромный, на площади 600 га, Лялический парк графа Завадовского, устроенный в 1792 г. в с. Ляличи Черниговской губернии известным русским архитектором Кваренги. Хотя при создании этого парка предпочтение отдавалось регулярному стилю, все же значительная часть его была отведена под пейзажный сад.

В конце XVIII — начале XIX в. в парковом строительстве на Украине господствующее положение уминает занимать пейзажный стиль.

В числе выдающихся памятников украинского садово-паркового зодчества этого времени следует отметить Уманский парк «Софиевка», заложенный в 1796 г. (28). Парк создавался на сильно пересеченной степной местности, лишенной древесной растительности. Скалистые берега р. Каменки были умело использованы при строительстве парка. В парке были созданы обширные древесные насаждения, включая экзотические декоративные деревья (29), Устроены каналы, бассейны, фонтаны и даже подземная река. По мере удаления от парадных мест группы деревьев становились все более крупными и густыми, постепенно переходя в сплошной лесной массив. Однако и в этом лесном массиве искусно, с большим мастерством размещены большие поляны, лужайки, газоны и цветники. При создании сложных древесных групп в центре помещены наиболее высокие растения, затем, постепенно, более низкие, вплоть до кустарников, которые как бы «подбивали» снизу всю группу.

Изучение исторических парков, решенных регулярными приемами, позволяет сформулировать архитектурно-художественные принципы их планировки.

Целостность — краеугольный камень регулярных композиций, стремление связать каждую часть парка с последующей, но таким образом, чтобы с определенной точки каждый участок казался самостоятельным целым. Строгость композиции подчеркивается четкими пропорциями, симметрией членений, определенным ритмом размещения и регулярной формой таких декоративных элементов, как водоемы, фонтаны, беседки и т. д. Эта строгость соблюдается и в зеленом наряде парка, где преобладают линейные посадки деревьев, стриженые полосы кустарников. Несмотря на строгость общей композиции, в регулярных парках отсутствует монотонность. Стремление к благородной простоте чувствуется в архитектурном решении лестниц, подпорных стен, покрытых газоном откосов.

Единая ось композиции и создание протяженных перспектив — наиболее выраженные приемы создания регулярного парка.

В русских садах XVII в. применялись главным образом регулярные приемы, но в планировке усадеб имели место пейзажные композиции.

В последующий период в парковом искусстве выдающиеся произведения характеризуются в первую очередь стилевыми особенностями: регулярными и пейзажными приемами. Поэтому дальнейший анализ исторических памятников ведется по этим двум направлениям.

Большое влияние на развитие и характер русского садостроительства оказал А. Т. Болотов (1738—1833 гг.). Его многочисленные статьи по истории садов, парковому садоустройству и декоративному садоводству служили главным руководством для паркострои-телей того времени. С 1776 г. Болотов заведует в Тульском наместничестве землями, купленными Екатериной II.

В это время в Богородицке на месте крепости XVII в. строится новый дворец, вокруг которого А. Т. Болотов создал великолепный ландшафтный парк. В то время парк считался чудом целого края. В Гатчинском дворце-музее хранятся две картины, изображающие виды этого парка. Судя по рисункам, парк представлял собой хорошо устроенный ландшафтный сад романтического типа. К сожалению, уже в первой половине XIX в. от парка и его сооружений ничего не осталось. Под влиянием произведения А. Т. Болотова в русских усадьбах конца XVIII в. появилось много новых «натурально прекрасных» садов.

Идея создания собственных российских садов с предельной выразительностью отразилась в строительстве одного из лучших произведений садово-паркового искусства — Павловского парка.

Наша страна обладает уникальными образцами садово-паркового искусства, в основном XVIII—XIX вв. Эти сады и парки — своеобразное явление в истории ландшафтной архитектуры. Большинство из них создавалось в процессе многолетнего сотрудничества русских мастеров с французскими, итальянскими, немецкими специалистами и представляло собой органическое слияние прогрессивных планировочных идей, развивающихся в общеевропейском садово-парковом искусстве, с приемами построения пейзажа, разработанными в русской архитектуре на основе особенностей ландшафта родной страны.

Целый ряд художественных и технических достижений, доведенных до совершенства в середине XVIII в., в эпоху расцвета русского регулярного садово-паркового стиля, может быть использован при создании современных парков.

На примере парка Петродворца можно проследить приемы использования воды — канала, бассейна, фонтанов и каскадов. Необыкновенное разнообразие этих приемов превращает Петродворец в своеобразное водное царство, где шум падающей и плещущей воды неразрывно связан с образом этого парка.

Грандиозные парковые регулярные ансамбли XVII—XVIII вв. составляют значительную часть мирового исторического наследия в области садово-паркового искусства.

Однако в XVIII в. на смену ансамблям пришли парки совершенно нового стиля. В Европе к концу XVIII в. резко меняется отношение к пышным регулярным ансамблям, утверждавшим в искусстве принципы абсолютизма. Свободная и живописная планировка отвечала новым эстетическим воззрениям эпохи просвещения с ее тягой к естественности и свободе.

В XIX в. появляется городской парк, имеющий все элементы городского парка, необходимые человеку для массового использования и отдыха.

2. Русское садово-парковое искусство XIX— начала XX в.

Период интенсивного строительства ландшафтных парков в России (1770—1850 гг.) можно разделить на две части: строительство парков романтического и реалистического типов.

На первых этапах развития парков ландшафтного типа естественная природа сильно идеализируется и естественный ландшафт в садах и парках отображается через призму выдающихся произведений лучших мастеров живописи эпохи романтизма.

Содержание ландшафтного парка романтического типа трактуется как театральное зрелище, а сам парк превращается в ряд последовательно сменяющихся картин, декоративность которых основывается главным образом на эффектах солнечного или искусственного освещения, неожиданно открывающихся видов и на инсценировании ущелий, руин, водопадов и пр.

Со второй четверти XIX в. ландшафтный тип парка постепенно начинает очищаться от влияния романтизма и сентиментализма и парковые ландшафты становятся более реалистическими. Благодаря этому главным элементом парка и сада становится непосредственно сама растительность.

Под влиянием ландшафтов Павловского парка создается новый тип русского реалистического ландшафтного парка. Это направление в садово-парковом искусстве отражают Пушкинские парки и парки Гатчины под Ленинградом (30), подмосковные парки Кузьминки, Останкино, Царицыно, украинские парки Александрия, Тростянец (31), Качановка.

Благодаря акклиматизации растений парки и сады второй половины XIX в. обогатились в дендрологическом отношении, а многие из них превратились в дендропарки и дендрарии.

В этих условиях трудно стало создавать художественное единство ландшафта, о котором так заботились пар-костроители XVIII и первой половины XIX в. То же самое происходит в цветочном оформлении садов и парков. В цветниках начинают преобладать ковровые растения, из которых создаются замысловатые и сложные рисунки, появляются лепные украшения в виде ваз и других сооружений.

Однако несмотря на богатство и красоту, царскосельские парки в 70-х годах XVIII в. подверглись коренной переделке с изменением их внешнего вида.

На территории нашей страны в этот исторический период была создана целая сеть пейзажных парков. Среди них мировой известностью пользуется Павловский парк (32). Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин и художник П. Гонзаго сумели превратить Павловский лес в чудесное произведение садово-паркового искусства.

В Павловском парке сочетаются элементы регулярной планировки с живописной композицией пейзажей при гармоничном объединении в единую систему различно решенных участков. В парке можно выделить семь как бы различных ландшафтных участков: Парадное ложе, долина р. Славянки (33), Белая береза, Большая звезда и Краснодолинные пруды, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Район Дворца. Взаимосвязь этих ландшафтов решена в органическом единстве как в объемно-пространственном, так и в планировочном отношении.

Архитектурно-планировочное решение строится по принципу нарастания от периферии парка, где он мягко сливается с окружающим пейзажем, к основному архитектурному сооружению парку-дворцу. По мере приближения к дворцу сеть дорожек становится гуще, богаче решается композиция насаждений. И все же не дворец определяет общее построение композиции парка. Скорее, это художественно полноценное сочетание естественных насаждений, открытых пространств и искусственных композиций.

Много пейзажных парков было создано в Подмосковье: Царицыно (34), Кузьминки (35), Горенки, Быково, Марфино, Гребнево, Вороново, Абрамцево, Суханове и др. Это шедевры садово-паркового искусства. Рассмотрим некоторые из них.

Выдающийся русский зодчий В. Баженов по поручению Екатерины II в 1776—1785 гг. создал дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Екатерине не понравилась архитектура дворца и она поручила архитектору М. Казакову построить другой. Законченный в 1793 г., ансамбль занимает территорию площадью 110 га на берегу большого пруда. Центром ансамбля является дворец, перед которым простирается парк пейзажной планировки с небольшим регулярным участком перед дворцом.

В XVII в. усадьба Кузьминки принадлежала известным промышленникам Строгановым. На обширной территории 250 га крупнейшими архитекторами Жилярди, Григорьевым и др. создан замечательный дворцово-парковый ансамбль. Особенность планировки парка — органическое сочетание приемов пейзажной композиции с регулярными решениями. Но в композиции парка преобладает стремление включить архитектурные сооружения в ландшафты и как бы подчинить архитектуру природе.

К числу пейзажных парков этого периода относятся парки Украины: Александрия (36, 37) (Белая Церковь), Софиевка (Умань), Алупкин-ский парк (38) (Алупка), Тростя-нецкий парк (Тростянец). Интересные пейзажные парки созданы в Грузии (Цинандали), в Прибалтике (Паланга) (39).

Выдающимся памятником садово-паркового искусства на Украине середины XIX в. является знаменитый Тростянецкий парк, начало строительства которого относится к 1834 г. Этот парк создан на плоской степной местности и представляет собой замечательный образец творческого преобразования ландшафта, когда в степной местности создан живописный парк с большим количеством искусственно созданных холмов, глубоких ущелий, долин, озер и прудов.

Наряду с Павловским парком, Тростянецкий парк является одним из лучших произведений отечественного ландшафтного паркового искусства.

Наряду с дворцовыми парками, появились городские сады и парки общественного пользования. Устройство зеленых насаждений в городе предусматривалось еще утвержденным в 1775 г. Екатериной II «Прожектированным планом Москвы», по которому вдоль границ Белого и Земляного городов были созданы бульвары: Тверской, Страстной, Никитинской и др. Старейший из московских бульваров — Тверской — был открыт для пользования в 1796 г. В 1820—1823 гг. были устроены сады у Кремлевских стен.

Бульвары и сады украшали цветниками, фонтанами, водоемами, ручьями, скульптурами. Из городских садов лучшими и наиболее посещаемыми были дворцовый сад за Москвой-рекой, Нескучный и Лефортовский сады, сад у Пресненских прудов.

За годы советской власти значительно возросла площадь зеленых насаждений общего пользования в городах. Так, в 1927—1928 гг. площадь зеленых насаждений по 524 городам РСФСР составляла 9247 га, к началу второй пятилетки по тем же 524 городам она достигла 16 721 га (80 % при-роста), а на 1 января 1941 г. по 544 городам РСФСР уже 24 655 га, или 6,8 ыг на каждого городского жителя.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.