Детям стало скучно. Они поняли, что все в лесу заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Детям стало скучно. Они поняли, что все в лесу заняты своим делом и никто не хочет играть с ними.

2017-10-09 231
Детям стало скучно. Они поняли, что все в лесу заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Через рощу, журча по камням, пробегал ручей. Дети подбежали к ручью.

- Тебе уж точно нечего делать, - сказали ручью дети.

- Поиграй с нами!

- Как?! Мне нечего делать? - прожурчал сердито ручей. - Я пою водой людей и животных, я мою белье, верчу мельничное колесо, тушу пожары. Я работал днем и ночью.

Детям стало еще скучнее. Но тут мальчик увидел на зеленой ветке крошечную красивую птичку - малиновку. Малиновка спокойно сидела на ветке и насвистывала веселую песенку. - Послушай, веселая птичка! - крикнул мальчик малиновке. - Тебе-то уж точно кажется нечего делать. Поиг-рай же с нами.

- Как это мне нечего делать? - обиделась малиновка. - Я наловила много мошек, чтобы накормить своих милых птенчиков. Я так устала, что не могу поднять крылья. А теперь я убаюкиваю песенкой своих деток. А вы что делали сегодня, маленькие лентяи? В школу не пошли, бегаете по роще и мешаете другим дело делать.

Детям стало стыдно. Они побежали в школу и хотя опоздали, но учились хорошо, прилежно.

ХОД ЗАНЯТИЙ

 

З а н я т и е I

I. Организационная часть. Объяснение целей занятия. Вступительная беседа педагога с детьми проводится “по следам” ранее проведенных воспитателями тематических бесед “Скоро в школу” и “В нашем лесу” (из цикла “Родная природа”).

II. Двукратное чтение рассказа-сказки с предвари-

тельной установкой на последующий разбор текста.

III. Разбор содержания сказки по вопросам педагога.

 

Примерные вопросы.

 

1. Куда должны были пойти дети?

2. Где проходила дорога в школу?

3. Что сказал брат своей сестре?

4. Что сделали дети?

5. Кого увидели дети в лесу? Кому они предложили поиграть с ними?

6. Чем занимались жук, пчела и муравей?

7. Кому еще дети предложили поиграть?

8. Чем были заняты белка и голубь?

9. Какую работу выполняет ручей?

10. Кого потом увидел мальчик?

11. Каким делом была занята малиновка?

12. Чем закончился рассказ о детях?

IY. Языковой (лексическо-грамматический) разбор текста.

Предлагаемые вопросы-задания.

а) 1-ая часть

1) Вспомните, что говорится в рассказе о роще,

какая она? / Актуализируются слова: прекрасная, тенистая (там много тени)./

2) Что увидели дети в роще? (Что делали птички, белки и насекомые?)

3) Что сказали дети жуку? Дети сказали...

4) Что ответил детям жук?

5) Что ответила детям мохнатая пчела?

6) Почему не ответил детям муравей? (Чем он был занят?)

7) Что ответила детям белка?

8) Что сказал детям голубь?

9) Вспомните, что говорится в рассказе о ручье?

10) Что сказал детям ручей о своей работе?

11) Что делала красивая птичка-малиновка?

12) Что сказал мальчик малиновке?

13) Что ответила ему малиновка?

14) Как назвала детей малиновка?

15) Почему детям стало стыдно после разговора с птичкой? Что они сделали?

б) 2-ая часть. Проводится в форме игры-соревнования (кто больше даст правильных ответов) с использованием фишек или разноцветных цветочков, представленных в виде плоскостных фигурок.

- Вспомни, что говорится в рассказе об обитателях рощи. Жук как ой? (золотой); Пчела как ая? (желтая,

мохнатая); Как ой хвост у белки? (пушистый); Малиновка как ая? (крошечная, красивая).

- Что говорится о ручье? Ручей не просто течет, а жу... (журчит). Он как ой? (журчащий) и др.

Y. Составление пересказа текста по фрагментам с иллюстрированием рассказа с помощью предметных картинок.

 

З а н я т и е 2

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Повторное чтение текста с установкой на самостоятельное составление пересказа.

III. Составление детьми пересказа текста на основе выполнения различных заданий.

Рекомендуемые виды работы.

1) Работа с иллюстративным панно, изображающим основное место действия.

Повторный разбор содержания и предварительное планирование пересказа с помощью иллюстрирования сюжетного действия рассказа с комментариями детей. Пересказ текста по частям двумя-тремя детьми.

2) Игра-драматизация на сюжет рассказа-сказки.

3) Драматизация рассказа с помощью театра кукол. *

Примечание: основное внимание обращается на воспроизведение диалога-общения детей с различными обитателями леса.

4) Выполнение рисунков на сюжет прослушанного текста с последующим составлением коротких пересказов фрагментов текста (с обязательным воспроизведением диалогов персонажей).*

IY. Подведение итогов занятия. Оценка работы и речевых высказываний каждого ребенка.

 

Аналогично можно строить занятия по обучению рас-сказыванию (пересказ, рассказы по аналогии и т.д.) на материале других художественных произведений для детей: “ Умей обождать”, “Утренние лучи” К.Д.Ушинского, “ Кто чем поет?” и “Чей нос лучше?” В.В.Бианки, “ Пушис-

тый барашек” Г.М.Цыферова, рассказы о животных Ю.Д. Дмитриева, Е.И.Чарушина, С.В. Сахарного и др. Как показывает опыт нашей работы, они могут быть успешно использованы для коррекционных занятий по формированию связной речи детей с ОНР.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1971. Т.453.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.

8. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985.

9. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической-деятельности // Коррекционно-разви-вающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 1987.

10. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Автореф. канд. дис. М., 1987.

11. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994, № 4.

12. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 1988, № 3.

13. Долгова Л.А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы. М., 1996.

14. Ерастов Н.П. Культура связной речи. Ярославль, 1982.

15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

16. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1998.

18. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976.

19. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1984.

20. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.

21. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В.И.Селиверстов. М., 1987.

22. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997.

23. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.

24. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.М.,1982.

25. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, М., 1982.

26. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. 1985, №2.

27. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной

устной речи учащихся. М., 1975.

28. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М.. 1980.

29. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

30. Леонтьев А.А.. Психология общения. М., 1997.

31. Лосева Л.И. Как строится текст / Под ред. Г.Я.Солганика. М., 1980.

32. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. Ростов-на-Дону, 1998.

33. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1979.

34. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1997.

35. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства об-

щения. М., 1974.

36. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П.Федоренко. М., 1984.

37. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

38. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи.

(Описание, повествование, рассуждение.) - М.. 1986.

39. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред.- сост. С.А.Миронова, М.. 1987.

40. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Леви-ной. - М., 1968.

41. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Сост. Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина. М., 1989.

42. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1984.

43. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I - IY классы). М., 1980.

44. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1986.

45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1981.

46. УсоваА.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М., 1991.

47. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 1999.

48. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.. 1999.

49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993. Ч. I, II.

50. Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1979.

51. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии. М., 1978.

52. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

53. Шахнарович А.М. Проблемы психолингвистики. М., 1987.

54. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: Уч. зап. МГПИ. М., 1971. Т.406.

55. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Раздел I. (Введение.)

1. Дайте определение понятия “связная речь”. Назовите ее основные особенности.

2. Дайте определение диалогической и монологичес-кой форм речи. Укажите, в чем состоят их отличительные особенности.

3. Перечислите формы связной (диалогической и монологической) речи.

4. Охарактеризуйте различные виды монологической речи.

5. Объектом изучения каких наук выступает связная речь?

6. В чем состоит основное различие между ситуатив-ной и контекстной речью?

7. Приведите высказывания ведущих отечественных педагогов и психологов о связной речи.

8. Какое место занимает работа над связной речью

в общей системе формирования и коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста?

9. Каковы основные условия овладения детьми связной речью?

10. Раскройте вопрос о психологических и лингвистических основах формирования связной речи детей дошкольного возраста.

11. Раскройте понятие “коммуникативная функция речи”. Как осуществляется развитие связной речи коммуникативным методом?

12. Дайте характеристику основных звеньев и операций процесса порождения речевых высказываний; его роль в речевой деятельности.

13. Дайте определение общего недоразвития речи у детей. Назовите различные формы речевых нарушений, которые могут отмечаться у детей, входящих в эту группу.

14. Охарактеризуйте в сопоставительном плане уровни речевого развития. На каком уровне речевого развития начинается и проводится основная работа по формированию связной речи у детей с ОНР?

15. Какие психологические особенности отмечаются у детей с ОНР? Какое влияние оказывают они на возможности детей в овладении связной речью?

 

Раздел II.

1. В чем проявляются специфические особенности в формировании связной речи детей с ОНР?

2. Чем обусловлены особенности связной речи детей с ОНР?

3. Как проводится изучение связной речи детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возраста?

4. Охарактеризуйте словарный запас и состояние

фразовой речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

5. Какие задания используются для изучения словаря, грамматического строя и фразовой речи детей с

ОНР?

6. Подберите наглядный и речевой (языковой) материал для исследования состояния связной речи детей с ОНР дошкольного возраста.

7. Подберите игрушки (предметы) для описания их детьми (при проведении логопедического обследования).

8. Проведите обследование словаря и состояния фразовой речи у ребенка с ОНР с использованием метода наблюдений, изучения документации, экспериментальных исследований.

9. Проведите исследование состояния связной речи

одного-двух детей с ОНР с использованием серии заданий (№1-8) с последующим анализом и оценкой составленных высказываний.

10. При посещении коррекционного ДОУ соберите ма-териал, характеризующий состояние связной речи детей с различными речевыми нарушениями. Приведите примеры нарушений связности речи в высказываниях детей.

11. Присутствуя на логопедических и воспитательских занятиях, зафиксируйте примеры речи детей с ОНР разных нозологических групп (дети с дизартрией, ринолалией, моторной алалией).

12. Зафиксируйте и проанализируйте высказывания

детей в ходе свободной игры.

13. На конкретных примерах покажите различие между связными и несвязными, целостными и фрагментарными высказываниями.

14. На основании исследования связной монологичес-кой речи двух-трех детей с ОНР по серии заданий (№ 3-7) определите уровень выполнения каждого задания и составьте оценочный “профиль” состояния монологической речи.

15. Проведите обследование связной речи двух детей с ОНР по заданиям № 3, 4. Сделайте анализ отмечаемых нарушений связности повествования и аграмматизмов в высказываниях детей.

16. Проведите сравнительное исследование связной монологической речи двух-трех детей с ОНР и с нормальным речевым развитием. Сделайте сопоставительный анализ их рассказов, составьте “профили” состояния монологической речи.

17. Проведите изучение личностно-психологических особенностей двух-трех детей с ОНР. Составьте практические рекомендации по индивидуальному подходу к детям на занятиях по формированию связной речи.

Раздел III.

III.1

1. Каковы основные задачи работы по формированию связной речи детей с ОНР? Как возрастает сложность этой работы в разных периодах обучения?

2. Проанализируйте основные положения программы обучения и воспитания детей с ОНР дошкольного возраста по разделу формирования связной речи.

3. Перечислите основные методические требования к организации и содержанию работы над связной речью детей с ОНР.

4. Назовите формы и методические приемы логопе-дической работы, активизирующие речевую деятельность детей.

5. Сделайте краткий обзор основной литературы по развитию связной речи детей-дошкольников, имеющих речевое недоразвитие.

6. На основе конспектирования специальной литературы подготовьте рефераты на темы: “ Состояние связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста”, “ Методические приемы и формы работы с детьми с ОНР по формированию связной речи”, “Психологические особенности дошкольников с ОНР” и т.д.

III. 2

1. Как реализуется в работе над связной речью детей с ОНР принцип комплексного воздействия на формирование разных сторон речевой функциональной системы?

2. Как реализуется принцип дифференцированного подхода к детям на занятиях по формированию связной речи?

3. Раскройте роль игровых форм работы в формировании у детей с ОНР связных речевых высказываний.

4. Как используется предметно-практическая дея-тельность детей при формировании у них навыков связной речи?

5. На конкретных примерах покажите использование основных принципов дидактики в работе над связной речью детей с ОНР.

6. Какие оборудование и дидактический материал мо-гут быть использованы на занятиях по формированию связной речи?

7. Какова роль наглядности и моделирования в процессе формирования связной речи детей с ОНР?

III. 3

1. В чем состоит подготовительная работа к специальным занятиям по формированию связной речи детей с ОНР?

2. Назовите методы и приемы работы, виды упраж-нений по развитию связной речи в процессе работы над предложением.

3. Подберите речевые игры для развития навыков связных высказываний у детей в ходе подготовительного этапа обучения.

4. Подберите предметные и ситуационные картинки для составления детьми предложений, составьте серии таких картинок.

5. Расскажите об использовании экскурсий для развития связной речи детей с ОНР дошкольного возраста.

III. 4

1. Приведите примерную обобщенную структуру за-нятий по обучению детей пересказу. Каковы особенности данного вида занятий по формированию связной речи детей с ОНР?

2. Подготовьте методический материал к проведению занятий по обучению детей с ОНР рассказыванию

(пересказ, занятия по картинам, рассказывание по аналогии и др.) в соответствии с периодом обучения.

3. Подберите материалы (текстовой и наглядный) для занятий по обучению пересказу. Сделайте анализ выбранных текстов с учетом их доступности для детей с ОНР, обучающего значения и соответствия задачам обучения.

4. Составьте план-конспект занятия по формированию связной речи детей с ОНР на основе обучения пересказу текста.

5. Подберите (составьте) серии сюжетных картинок для составления рассказов по наглядной опоре.

6. Составьте конспект занятия по обучению расска-зыванию по наглядной опоре (рассказу из опыта, рассказу-описанию).

7. Составьте план-конспект занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества с использованием текстов для начала рассказа, приведенных в методической части пособия.

8. Предложите несколько тем для составления рас-

сказов из личного опыта.

9. Подберите материал для обучения детей навыкам планирования связных высказываний (наглядный и текстовой материал).

10. Составьте несколько вариантов начала рассказа для обучения детей с ОНР составлению связных законченных высказываний.

11. Составьте рассказы с пропуском “микротем” (“смысловые скважины”) для обучения детей приемам восполнения “деформированного” текста.

12. Какие умственные действия должны быть сформированы у ребенка в ходе работы по развитию связной речи?

13. Раскройте роль анализа и синтеза при обучении детей рассказу-описанию и рассказу по серии картин.

14. Составьте перечень игр и упражнений для развития восприятия и памяти у детей с ОНР. Подберите соответствующий картинный и языковой материал для занятий по формированию связной речи.

15. Проведите занятие с группой старших дошколь-ников с ОНР по обучению одному из видов рассказыва-ния с применением предлагаемого в пособии методического материала. Сделайте его анализ на одном из семинарских (практических) занятий.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. К проблеме формирования связной речи у

детей с общим речевым недоразвитием................. 3

Часть I. Обследование состояния связной речи детей с

ОНР..............................................22

Часть II. Методика работы по формированию связной

речи детей с ОНР............................. 46

II.1 Занятия по пересказу.............................68

II.2 Обучение рассказыванию по картинам..............78

II.3 Обучение рассказу-описанию предметов............ 83

II.4 Обучение рассказыванию с элементами творчества... 95

II.5 Методические требования к занятиям по обучению

детей с ОНР рассказыванию.........................107

Часть III. Примерные планы и методический материал к

занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию...... 114

Литература....................................... 179

Контрольные вопросы и задания...................... 182

 

 

Глухов В. П.

Особенности формирования

связной речи дошкольников с

общим речевым недоразвитием

 

 

Редактор: Е.П.Труханова,

Технический редактор:

 

 

______________________________________________

ЛР № 071334 от 22.08.96 г.

 

Подписано в печать Формат 60 х 90 1/ 16

Печать офсетная. Бумага офсетная №

Объем усл. печ.л. 12,20 Тираж 500 экз.

Цена договорная Заказ №

_______________________________________________

 


* - Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М., 1970. С. 9

* - Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967, с. 7.

* Краевская Н.А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания: Дис. на соискание уч.ст.канд.филол.наук. М., 1984.

* Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989.

* - См.: Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Дис. на соиск. уч.ст.канд.филол. наук. Новосибирск, 1975; Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1978.

* Представленные задания апробированы в ходе экспериментальных исследований состояния связной речи детей с ОНР 5-7-летнего возраста и в практике логопедической работы с детьми в коррекционных ДОУ.

* Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Родная речь в картинках. - М., 1989.

* Могут быть использованы предметные или ситуационные картинки.

** Используется соответствующий картинный материал.

* Такие упражнения могут проводиться воспитателем по рекомендациям логопеда.

* Отмеченные виды заданий могут выполняться воспитателем.

* - Занятия могут проводиться воспитателем по плану логопеда.

* Лексический материал по теме предлагается родителям в качестве “домашнего задания” для работы с детьми.

* Упражнение на сравнение животных, а также повторение лексического разбора с первой (более слабой) группой детей может проводиться воспитателем по заданию логопеда.

* - Занятию по картине может предшествовать проведение воспитателем беседы по теме “Зима”, организация тематической прогулки.

* - В более слабой группе проводится на дополнительном занятии.

 

** - Заключительные этапы занятия могут проводиться воспитателем по заданию логопеда во второй половине дня.

* При необходимости дается образец начала ответа.

* * В случае необходимости используется прием подсказа начала слова.

** Может выполняться на воспитательском занятии.

*** - Данный вид работы может быть проведен воспитателем как подготовка ко второму логопедическому занятию.

* - Этот вид работы может проводиться воспитателем между первым и вторым логопедическими занятиями.

* - Текст сказки дается в несколько адаптированном вариан­те

(замена отдельных слов и речевых выражений) в целях облег­чения детям восприятия и запоминания текстового материала

* - Рекомендуется на отдельном воспитательском занятии проведение игры - драматизации на сюжет сказки

* Продолжение рассказа составляется по одному или нескольким предложенным вариантам с учетом состава обучаемой группы.

* Данные виды работы могут проводиться на отдельных воспитательских занятиях.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.