Тема 9. Эластичность спроса и предложения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 9. Эластичность спроса и предложения

2017-10-07 544
Тема 9. Эластичность спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Современная эпоха характеризуется динамичностью экономического развития. Поэтому в высших учебных заведениях уделяется много внимания изучению особенностей мирового экономического развития и национальной экономики, анализу современных экономических проблем.

Теории экономической науки и основанные на них практические рекомендации позволяют эффективно использовать ограниченные экономические ресурсы. В XXI веке интерес к экономической науке возрастает. Сегодня руководитель любой фирмы, руководитель производства, специалист и каждый человек должны понимать особенности функционирования мировой и национальной экономики, а выпускники МГТУ ГА - специфику функционирования предприятий гражданской авиации.

Экономика изучает систему экономических отношений между людьми, формирующимися в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Изучая экономику, мы познаем особенности развития общественного производства, национального и мирового хозяйства. В современных условиях усложняются процессы производства, изменяются и усовершенствуются системы посредничества и торговли. Но не изменилось одно - в центре всего, что происходит в развитии и функционировании общественного производства, находятся конкретные люди с их потребностями. Человек с его знаниями, умениями, творческими способностями оказывает существенное влияние на развитие производительных сил, является двигателем развития цивилизаций. Наука и новые технологии достигли высочайшего уровня развития, но даже современный высокий уровень развития производительных сил и развития общественного производства не может обеспечить полного удовлетворения всех потребностей человечества.

 

Тема 9. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проанализируем эластичность предложения

Реакция величины предложения на изменение цены товара называется ценовой эластичностью предложения. Предложение эластично, если процентное изменение объема предложения превышает процентное изменение цены. Если же процентное изменение предложения меньше процентного изменения цены, предложение неэластично по цене.

На степень эластичности предложения главное влияние оказывает фактор времени, поскольку изменение объема предложения связано с перестройкой производства. В краткосрочном периоде предложение неэластично, в долгосрочном, наоборот, эластично.

Теория эластичности имеет широкое практическое приме­нение. Знание ее важно для предпринимателей. Поскольку они стремятся максимизировать доход, постольку они должны принимать адекватные решения об изменении цены. Знание ее необходимо и при проведении государством налоговой поли­тики, когда приходится выбирать круг товаров, которые не могут быть освобождены от косвенных налогов. Не меньшее значение это имеет и при определении налоговых ставок. Кроме того, государству необходимо учитывать распределение тяжести налогообложения между потребителями и производителями.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое эластичность спроса по цене?

2. Какой спрос называется эластичным, неэластичным и единичной эластичности?

3. Как рассчитывается коэффициент ценовой эластич­ности спроса?

4. Как степень эластичности влияет на объем выручки производителя?

5. Что такое ценовая эластичность предложения?

6. Объясните, почему при увеличении периода времени эластичность предложения возрастает.

7. Укажите, какие вам известны факторы (кроме временного), влияющие на эластичность предложения?

8. Почему государство не должно вводить высокие косвенные налоги на товары первой необходимости, имеющие неэластичный спрос?

9. Кто платит большую долю налога при неэластичном спросе: производитель или покупатель?

10 Кто платит большую долю налога при эластичном спросе: производитель или покупатель?

 

Тема 10. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность собственности как экономической категории.

2. Как вы понимаете формы проявления отношений собственности?

3. В чем необходимость многообразия форм собственности?

4. Каково место и роль государственной собственности в современных условиях в России?

5. Определите место частной собственности в современной экономике.

6. Каковы условия функционирования частной собственности?

7. В чем необходимость и сущность приватизации в России?

8. Подготовьте сообщение на темы:

а) экономические последствия разгосударствления и приватизации в России;

б) общие цели и принципы приватизационной политики.

Тема 11. ТЕОРИЯ ФИРМЫ

Затраты фирмы

В экономической теории под затратами понимается всё, что фирма использует для достижения конкретных целей. Это затраты на приобретение экономических ресурсов, которые фирма использует для производства товаров и услуг. Предприятие в процессе производства выпускает определенное количество товаров и услуг, т.е. совокупный продукт.

Совокупный продукт -это количество товаров и услуг, произведённых фирмой за определённый период при использовании данных факторов производства (данных экономических ресурсов).

Фирма, производящая товары или услуги, руководствуется следующими мотивами: производство продукции с целью получения прибыли, закрепления или расширения доли рынка, желание проявить себя, нанести минимальный экологический вред окружающей среде и др. При этом следует выделить главный побудительный мотив деятельности фирмы - получение прибыли.

В западной экономической науке разработаны экономические теории оптимизации деятельности фирмы, которые не акцентируют внимание на максимизации прибыли. Целью функционирования фирмы называется увеличение доли рынка, объема продаж, получение такого размера прибыли, который позволяет закрепить позиции фирмы на рынке, удовлетворяет держателей акций. Если целью деятельности фирмы не является максимизация прибыли, то прибыль, доход фирмы все же являются движущей силой в современной экономике.

Анализируя процесс производства на фирме, целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:

1. Как фирма может эффективно организовать производство, эффективно использовать имеющиеся ресурсы?

2. Как изменяются издержки производства по мере изменения стоимости факторов производства и выпускаемой продукции?

3. Мы должны обратить внимание и на то, как поведение потребителя влияет на поведение производителя.

Необходимо подчеркнуть, что теория производства и затрат (издержек) – это центральный стержень в экономическом управлении фирмой.

С какими проблемами сталкивается любая производящая фирма?

Во-первых, надо определить – какова должна быть техническая оснащённость производственных, сборочных линий?

Во-вторых, в каких размерах привлечь материальные ресурсы?

В-третьих, в каких размерах привлечь трудовые ресурсы?

Если фирма должна увеличивать производство, то нужно определить, за счёт чего: увеличивать ли трудовые ресурсы, больше нанять рабочих и использовать трудоемкую технологию или провести техническую реконструкцию, ввести новые мощности, использовать новую трудосберегающую, капиталоемкую технологию?

В-четвертых, выявить целесообразность следующего выбора: что эффективнее - выпускать различные модели (товара, автомобиля) на одном заводе или чтобы каждая модель выпускалась на отдельном заводе?

В- пятых, нужно знать, как изменятся затраты (издержки) на будущий период.

Производственные факторы, которые используют фирмы в процессе производства, называются вводимыми факторами. К ним относятся: капитал, вложенный в оборудование; сырьё; труд. материалы.

Производственные факторы подразделяются на несколько категорий; каждая из этих категорий имеет более узкие, частные группировки, например: труд капитал.

-квалификация рабочих, работников

ТРУД -профессиональные способности

-предпринимательская деятельность и т.д.

 

 

КАПИТАЛ -здания, сооружения

-коммуникации

-оборудование, станки, машины и т.п.

 

В процессе производства его факторы могут быть использованы в различных количественных и качественных пропорциях. Объём продукции фирмы может измениться при изменении параметров взаимодействия производственных факторов.

Взаимодействие между производственными факторами, процессом производства и объёмом продукции описывается производственной функцией:

Q = f (L,K)
L – труд

K – капитал

Q – производство

 

Производственная функция раскрывает сочетание ресурсов, при котором возможен эффективный объём производства. Или производственная функция показывает, что данный объем производства [Q] возможен при разнообразных способах соединения производственных факторов. Например, можно:

а) выбрать трудоёмкий способ производства товара, услуги;

б) выбрать капиталоёмкий способ производства с применением машин, новой технологии. Параметры факторов производства L и К (количественно и качественно) будут различны.

При современной технологии, в условиях технологической революции увеличение объема производства возможно и при фиксированном наборе производственных факторов.

Производственная функция предполагает экономическую эффективность фирмы. Каждое сочетание производственных факторов может быть использовано с максимальной эффективностью.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение имеет анализ выпуска продукции при различных сочетаниях факторов производства?

2. В чем экономическая сущность взаимодействия производственных факторов?

3. Каково влияние технологических усовершенствований на объем производства фирмы?

4. Объясните уравнение производственной функции Кобба-Дугласа.

5. На какие практические вопросы хозяйственной деятельности дает ответы теория производства?

6. В чем сущность убывающей отдачи от масштаба производства?

7. Каково значение возрастающей отдачи от масштаба производства?

8. Объясните, как определяется оптимальный объем производства фирмы с учетом объема используемых экономических ресурсов и бюджетных ограничений?

 

Издержки производства

Издержки производства представляют собой расходование факторов при создании какого-либо товара или услуги.

Уровень издержек производства – важнейший фактор решения фирмы об объеме выпуска и цене продукции. В экономической науке предполагается, что целью деятельности фирмы является максимизация прибыли. Хотя можно допустить и другие цели фирмы, эту цель следует признать главной. Так, если фирма не будет получать прибыль, она будет вынуждена уйти с рынка (поскольку разориться). В данном учебном пособии определим прибыль фирмы как разность ее общего дохода от продажи продукции и общих (совокупных) издержек, затрат на приобретение производственных ресурсов.

Издержки производства могут быть представлены в виде совокупности физических или стоимостных единиц ресурсов, израсходованных при изготовлении какого-либо продукта. Например, при создании бензопилы расходуются материалы (металл, пластмасса), энергия, изнашивается оборудование, выплачивается заработная плата рабочим и служащим. Если выразить ценность всех этих ресурсов в денежных единицах, то мы получим сто­имостное выражение затрат на производство бензопилы. Такой подход с точки зрения микроэкономического анализа оставляет без ответа вопрос о том, чем будет определяться для субъекта ценность данных ресурсов, которая и обусловит ту или иную линию его поведения.

Производитель (фирма), так же как и потребитель, решает каждый раз проблему альтернативного выбора наиболее рационального варианта использования имеющихся ресурсов. В этом смысле издержки производства это всегда альтернативные затраты. Производитель должен делать выбор: направить ли ограниченные ресурсы на производство данного продукта или использовать их на что-то другое, если это даст возможность достичь поставленной цели с большей эффективностью. В таком случае стоимость затрат для него будет определяться стоимостью наилучшего использования тех же самых ресурсов.

Для изготовления бензопил используется металл, который может применяться также при изготовлении газонокосилок, велосипедов, детских колясок и других целей. Производитель бензопил должен платить за металл столько, сколько они стоят в наиболее дорогом из альтернативных производств (например, в производстве газонокосилок), в противном случае он не сможет привлечь этот ресурс в свое производство. Стоимость затрат на металл для бензопил определяется стоимостью того металла, от которого пришлось отка­заться при производстве газонокосилок. Если теперь возрастет спрос на газонокосилки и изготовители газонокосилок станут закупать больше металла, издержки производителя бензопил возрастут, хотя и количественно, и качественно используемый им металл остался таким же. Но он должен будет оплачивать возросшую альтернативную стоимость.

 

Виды издержек

Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки.

Издержки производства бывают двух видов: прямые издержки, косвенные издержки.

Прямые издержки (явные) - оплата тех ресурсов, которые фирма привлекает "извне": наем рабочих, покупка сырья, топлива, энергии, транспортные расходы, страховка и т.п.

Косвенные издержки (неявные) - затраты собственных ресурсов фирмы или вложений ее владельцев. Как и прямые издержки, они представляют собой отказ от альтернативных возможностей использования средств, но, в отличие от первых, не принимают форму конкретных платежей по контрактам. От этого они, однако, не становятся менее реальными. Если, например, фирма использует собственное здание, она не платит арендную плату, но лишается возможности сдать его в наем и получать за это определенный доход. Стоимость неиспользованных возможностей и будет в данном случае элементом косвенных издержек фирмы.

Разграничение между прямыми и косвенными издержками важно для понимания мотивов, которыми может руководствоваться фирма, появляясь на рынке. Поставив своей целью получение прибыли, фирма будет сопоставлять общую выручку от продажи своей продукции с прямыми издержками, определяющими ее внешние затраты. В этом случае она получит так называемую бухгалтерскую (расчетную ) прибыль. Однако реальные ее затраты будут более значительны: они включают и косвенные издержки. Если их учесть, то будет иметь место экономическая (чистая) прибыль. Следует иметь в виду, что в косвенные издержки включается обычно и так называемая "нормальная прибыль", которая представляет собой альтернативную стоимость вложенного в данное дело капитала. Это тот минимум дохода, который позволяет капиталу удержаться именно в данном деле. Если, например, капитал в 200 тыс. долларов, будучи помешенным в банк, приносит 20 тысяч дохода в виде процента, то эти 20 тысяч и будут альтернативной стоимостью, т.е. той суммой дохода, меньше которой этот капитал, если он будет вложен в какое-либо дело, принести не может (в противном случае он будет помещен либо в банк, либо в другое дело, приносящее не менее 10 % "нормальной прибыли").

Рассмотрим в качестве примера фирму, созданную двумя предпринимателями, вложившими в дело 200 тысяч долларов и выполняющими функции управляющих. Если бы они не создали свое дело, а работали по найму, их зарплата составила бы 40 тысяч долларов в год у каждого, а капитал, помещенный в банк, принес бы 20 тысяч долларов в виде процентов. Общее соотношение издержек и прибыли будет выглядеть следующим образом:

 

Общая выручка 500000

Прямые (явные) издержки:

зарплата рабочих и служащих 300000

материалы и износ оборудования 50000

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте роль анализа издержек фирмы.

2. В чем сущность издержек фирмы?

3. Постройте схему классификации издержек фирмы.

4. Каковы методы снижения издержек фирмы?

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте современные трактовки мотивации деятельности фирмы.

2. Проведите сравнительный анализ факторов, обеспечивающих устойчивость доходов фирмы.

3. Какое значение для разработки стратегии фирмы имеет разработка НИОКР?

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика рынка факторов производства?

2. Какие функции выполняют рынки факторов производства?

3. В чем особенности рынка средств производства?

4. Какие факторы оказывают влияние на спрос на экономические ресурсы?

5. Чем определяется рыночный спрос на экономические ресурсы?

6. Каковы особенности ценообразования на рынке факторов производства?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль конкуренции в рыночной экономике?

2.Раскройте функции конкуренции в экономике.

3. Инструменты конкурентной борьбы.

4. Дайте анализ видов конкуренции.

5. Какова взаимосвязь конкуренции и государства?

6. Раскройте последствия обострения конкурентной борьбы.

 

 

Рассмотрим формы монополий

Монополизация производства в конце ХIХ - начале ХХ веков рождает монополии в сфере обращения. Наиболее простыми и распространенными монополиями в сфере обращения были:

- пул, корнер, ринг - устная форма соглашения между производителями в сфере обращения об условиях реализации товаров.

Позднее рождается новая форма монополий в сфере обращения – картель;

- картель - объединение ряда предприятий-производителей одной отрасли производства, при котором его участники сохраняют свою собственность на средства производства, сохраняют самостоятельность в сфере производства и обращения, но участники картеля договариваются о ценах, о квотах, делят рынки сбыта.

Более совершенной формой монополий в сфере обращения становится

- синдикат – каждый участник синдиката сохраняет собственность и самостоятельность в сфере производства, но монополизируется сфера обращения: сбыт продукции и снабжение сырьем осуществляется через контору синдиката.

Развитие монополизации производства постепенно затрагивает и сферу производства. Такой первой формой монополии является

- трест – это монополистическое объединение, в котором каждый участник теряет самостоятельность как в сфере производства, так и в сфере обращения. Формируется долевая собственность. Управление монополизированным крупным предприятием, ядром которого часто становится банк, осуществляется из единого центра. В рамках треста объединяются и функционируют предприятия одной отрасли.

Более совершенной формой монополии в сфере производства становятся

- концерн - объединение предприятий разных отраслей, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности;

-конгломерат - одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, действующих в разных отраслях и сферах народного хозяйства. В рамках

конгломерата могут функционировать как крупные предприятия, так и мелкие, а также монополии. Целесообразность объединения диктуется господством на рынке, контролем рынка и финансовым контролем, а целью объединения является получение большей прибыли. Каждый участник конгломерата (крупный собственник средств производства, монополист, мелкий или средний собственник) сохраняет свое право собственности на средства производства. Но он подчиняется требованиям конгломерата, так как в рамках конгломерата разрабатываются условия поведения в производстве и на рынке. Главной целью является господство на рынке и получение большей прибыли. Как только изменяется конъюнктура рынка и становится неблагоприятной для получения монопольной прибыли, конгломерат распадается на отдельные самостоятельные единицы, функционировавшие на рынке ранее, до объединения в конгломерат.

Анализируя особенности монополизации экономики в ХХ веке вновь появившиеся формы монополий: монопсонию, билатеральную монополию, дуополию.

Когда покупатель может контролировать спрос на какой-либо товар, на рынке действует монопсония. Монопсония – это рынок одного покупателя.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) - тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство одного поставщика и одного покупателя. Такой рынок часто возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

Олигополия является следующей разновидностью рынка несовершенной конкуренции. Критерий олигополии состоит не столько в малом количестве крупных производителей или продавцов на данном рынке, сколько в намерениях этих продавцов: каждый продавец задается вопросом, каково будет воздействие его решения вопроса "цена-количество" на поведение других фирм и какова будет их реакция. Таким образом, олигополист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов. В рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, и эта взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами. Прибыль фирм обусловлена трудной доступностью выхода на рынок для конкурентов. Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего производителя над технологией.

Олигополия способна оказывать сдерживающее влияние на развитие научно-технического прогресса. На рынке складывается ситуация, когда для всех сторон невыгодно прибегать к крупномасштабным изменениям, так как это может привести к снижению прибыли и нет определенности в том, кто сможет получить выгоду от этих изменений. Поэтому существует больше оснований, что стороны, скорее всего, постараются договориться о ценах и объемах производства.

Можно выделить несколько типов олигополистических ситуаций:

а) совместная координация: картель. Цена и объем продукции отрасли и каждой фирмы, примкнувшей к картелю, определяется единым для картеля органом с целью максимизации совместной прибыли;

б) сговор. Олигополистические фирмы соглашаются открыто либо молчаливо применять цену, максимизирующую совместную прибыль; они делят рынок согласованно или согласно предпочтению покупателей их продукции, и каждая получает прибыль, соответствующую ее продажам;

в) некоординированная олигополия. Характеризуется неуверенностью олигополистов в отношении поведения своих соперников из-за отсутствия договоренности или достаточного знания типичной реакции конкурентов. В этом случае отмечается жесткая конкуренция в области цен.

Фирмы действительно очень часто прибегают к различного рода сговорам и соглашениям, но стимулы конкуренции настолько велики, что вскоре тот или иной участник постарается обойти условия соглашения. Поэтому часто это приводит к тому, что конкуренция обретает самые жесткие и бескомпромиссные формы. К этому можно добавить, что не существует идеального соглашения, условия которого могли бы устроить каждую из сторон, учитывать динамично меняющиеся реалии экономических отношений. Соглашения между конкурирующими продавцами обычно не имеют юридической силы и не только не встречают поддержки со стороны государства, а, наоборот, подпадают под всевозможные ограничения и запреты.

Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия - наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.

Рассмотрим более подробно следующий вид рынка несовершенной конкуренции – монополистическую конкуренцию.

Представление о конкуренции изменяется под влиянием современных тенденций экономической жизни. Конкуренция и монополия не исключают друг друга, в реальной экономической жизни конкуренция и монополия переплетаются друг с другом.

Монополистическая конкуренция получила наибольшее распространение на рынках потребительских товаров. Монопольное положение достигается не только посредством массового производства, но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей. Фирмы, действующие на таком рынке, продают дифференцированные товары. Дифференциация продукта существует тогда, когда в понимании покупателя продукт одной фирмы не является совершенной заменой продукта другой фирмы, занимающейся тем же видом деятельности, что и первая.

Дифференциация определяется либо характерными особенностями продукта (его маркой, внешним видом), либо условиями продажи. Причина предпочтения покупателя чисто психологическая и вызывается факторами личного характера. Уменьшая ценовую эластичность спроса с помощью дифференциации продукта, продавец получает монопольную власть над продуктом, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без риска сокращения объема его продаж. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет все же ограниченный контроль над рыночной ценой.

Рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической конкуренции на долю 4 фирм приходится 25%, а на 8 фирм могут приходиться 50% рынка. Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала.

Долгосрочным девизом фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые фирмы - для выхода из нее. Однако стремление к безубыточности является долгосрочной тенденцией и в реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период времени. Как было уже отмечено, это связано в первую очередь с дифференциацией продукции.

В этом случае высокие прибыли монополистов делают привлекательным их сегмент или рыночную нишу для конкурентов и поднимают конкурентную борьбу на качественно новый уровень. Конкуренция многообразна, она ведется не только через цены, но и в виде, например, механизма скидок, а также посредством выбора методов производства, выбора продукции особого вида, сбытовой тактики, политики в отношении использования факторов производства. Она предполагает проведение как агрессивных, так и оборонительных действий. Конкуренция между продавцами обращена не только к потребителям, но также затрагивает посредников.

Монополистическая конкуренция способствует трансформации ценовых факторов конкуренции, которые, впрочем, остаются в качестве центрального механизма распределения в рыночной экономике, в неценовые. Неценовая конкуренция проявляется в виде дополнительных услуг покупателю, дифференциации продукта, гарантиях и рекламы, основного средства убеждения покупателей в специфических качествах своего товара. Конкуренция выражается также в борьбе за репутацию фирмы, за имя фирмы на рынке.

Эффективная конкуренция развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает к прогрессу, к улучшению хозяйствования, растущему разнообразию качества и видов продукции, появлению новых товаров. Она позволяет распространять связанные с таким прогрессом выгоды на клиентов посредством снижения цен.

Монополия и конкуренция всегда находятся в диалектическом единстве. Конкуренция приводит к монополии. Возникает противоречие между конкуренцией и монополией. Целью появления монополии является ослабление, уничтожение конкуренции. Однако монополия не только не уничтожает конкуренцию, она ее усиливает, изменяет ее виды, ее формы проявления.

В условиях рынка появление монополий, господство монополий в производстве, в обращении способствует:

во-первых, изменению характера конкурентной борьбы. Конкуренция становится монополистической;

во-вторых, конкуренция выходит на мировой рынок, приобретает интернациональный характер;

в-третьих, в условиях рыночной смешанной экономики появляются:

- конкуренция между монополиями,

- конкуренция внутри монополий,

- конкуренция между монополиями и предприятиями-аутсайдерами.

Таким образом, можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:

1. Это конкуренция, которая возникает при условии существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть на рынке, имеют возможность манипулировать ценами.

2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслей на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и др.

В современных условиях чистая монополия встречается очень редко, но в ряде отраслей действуют крупные производители, которые имеют высокую долю продаж на рынке отрасли. Крупные производители имеют преимущество, они имеют экономические возможности развивать научные исследования и внедрять достижения научно-технического прогресса. Крупное производство позволяет использовать эффект масштаба производства, повышать эффективность производства, повышать производительность труда, снижать издержки на единицу продукции.

Однако монопольная власть на рынке таит в себе и отрицательные последствия в экономике. В условиях совершенной конкуренции цена стремится к предельным издержкам: P =MC. В условиях функционирования монополии, как правило, цена выше предельных издержек: Р › МС, это позволяет сдерживать темпы внедрения научно-технического прогресса, способствует снижению эффективности использования экономических ресурсов.

Отрицательное влияние монополий на условия функционирования общественного производства, на условия функционирования национальной экономики, на темпы НТП приводит к необходимости разработки антимонопольной политики государства, разработке антимонопольного законодательства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность конкуренции в условиях рыночной экономики?

2. Каковы экономические условия взаимодействия конкуренции и монополии?

3. Раскройте современные формы и методы конкурентной борьбы.

4. Каковы формы конкурентной борьбы в условиях монополизации экономики?

5. Каковы условия монополизации экономики?

6. Назовите причины появления монополий, причины возникновения монополистического поведения производителей.

7. Сравните положительные и отрицательные последствия монополизации экономики.

8. В чем Вы видите необходимость разработки антимонопольного законодательства?

 

 

Литература

1. Кучуков Р.А. Экономическая теория: учебное пособие. - М.: Экономика, 2007.

2. Купрюхина Л.И. Экономическая теория. Микроэкономика: учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2006. –Ч. II.

3. Суворов Н.А. Экономика: пособие по изучению раздела дисциплины. – М.: МГТУ ГА, 2009.

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………  
Тема 9. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………..  
9.1. Эластичность и ее применение……………………………………….  
9.2. Ценовая эластичность спроса и ее детерминанты…………………..  
9.3. Факторы, определяющие эластичность спроса……………………  
9.4. Совокупная выручка и ценовая эластичность спроса…………….....  
9.5. Эластичность спроса по доходу……………………………………..  
9.6. Проанализируем эластичность предложения. ………………………  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………  
Тема 10. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………………  
10.1. Сущность собственности как экономической категории………….  
10.2. Многообразие форм собственности………………………………..  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………..  
Тема 11. ТЕОРИЯ ФИРМЫ………………………………………………………….  
11.1. Влияние научно-технического прогресса на изменения в процессе производства на фирме. Производственная функция…………………..  
11.2. Затраты фирмы……………………………………………………….  
11.3. Агрегативная функция производства………………………………  
11.4. Производственная функция Ко

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.