Сущность и особенности профессиональной морали юриста. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сущность и особенности профессиональной морали юриста.

2017-10-09 2416
Сущность и особенности профессиональной морали юриста. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Профессиональная мораль - исторически сложившаяся совокуп­ность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Профессиональная мораль является частью обшей морали и имеет определенную специфику и конкретных сферах.

Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только при усло­вии его стремления к нравственному совершенствованию при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы. Юристы, в своей профессиональной деятельности призваны способствовать адаптации граждан к соблюдению нравственно-правовых норм, установленных в обществе.

Мораль юриста - это один из видов профессиональной морали, которая является составной частью общей морали, имеет свою специфику и обладает лишь относительной самостоятельностью, так как представляет собой единство общечеловеческих и специфически профессиональных нравственных требований.

Специфика профессиональной морали юриста:

· специфика его труда обусловливает детальную регламентацию всех сторон их жизни и быта (здесь нормы поведения являются го обязательными и определенными);

· моральные нормы юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством;

· нормы и принципы профессиональной морали юриста носят повелительный характер;

· действия сотрудников правовой сферы должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, должны быть неприми­римыми к нарушениям законности и антигуманности;

· при контактировании юристов с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни, что требует особенно тонких средств индивидуального подхода к людям, наличия определенной нравственной культуры;

· юрист должен быть максимально объективен, т.е. при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий;

· специалисты в области юриспруденции призваны защищать права и свободы граждан, собствен­ность, интересы общества и личности от преступных и других противо­правных посягательств.

Структура профессиональной морали:

III. нравственная деятельность сотрудников.

I. Профессионально-нравственное сознание юристов:

· моральное сознание;

· правосознание.

Моральное сознание порождается потребностями общественного развития - прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений.

Моральное сознание рас­сматривает явления и поступки с точки зрения их достоинства, ценности, выражает свое положительное или отрицательное отношение к ним, осуждает или одобряет их.

Для обыденного морального сознания личности характерно то, что но вначале несет на себе резкий отпечаток микросреды (семьи, дома). С выходом личности из-под влияния микросреды, моральное сознание обогащается более глубокими нравственными понятиями, проблема­ми и нормативами.

Только на обыденном уровне моральное сознание заявляет о себе посредством профессиональных при­маков, профессионального самоопределения и выражения.

Моральное сознание на теоретиче­ ском уровне приобретает идеологический, мировоззренческий характер, который проявляет себя в различных концептуальных формах: праве, политике, религии, науке, этике. Моральное сознание на теоретическом уровне может проявляться как определенная концепция человека, из которой выводятся соот­ветствующие нравственные нормативы.

40. Основные нравственные требования, предъявляемые к личности юриста.

Понятие «юстиция» по латыни означает «справедливость» (justittio). Отсюда юрист и есть «представитель справедливости», и какое бы значение не придавалось понятию справедливости, коренное в нем то, что оно означает представление о должном, о том, как должно быть в реалии. Поэтому справедливость и расценивается чаще всего как синоним правосудия; юриста же, осуществляющего его как человека, претворяющего в жизнь справедливое во всех отношениях и для всех решение. Отсюда и высшее и всеобъемлемое качество любого юриста – это его справедливость во всем и всегда. Справедливость впитывает и такие ценностные для юриста свойства, как гуманность, доброжелательность и требовательность, неуклонное следование правовым предписаниям как материализированному выражению справедливости. Именно по характеру такого «следования», по тому, в какой сфере социальных отношений оно осуществляется, в каких конкретных действиях и решениях проявляются предъявляемые ко всем общие требования свойства юриста приобретают определенную специфику. Последнее позволяет выделять некие нравственные (они же чаще становятся и правовыми) требования, предъявляемые к юристам разных профессий. Так, согласно Основным принципам независимости судебной власти, одобренными 40-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 1985 года судьи должны быть не только компетентными, но и беспристрастными, обладать моральной безупречностью. Эти и другие качества, предъявленные к судьям, получили свое закрепление в Кодексе чести судьи Российской Федерации от 21 октября 1993 года.

Адвокат-защитник в отличие от судьи не может, к примеру, быть полностью независимым от интересов своего клиента, в отношении которого от в силу принятой присяги должен «честно и добросовестно исполнять обязанность адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей» (ст. 13 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 13 мая 2001 г.

Требование справедливости есть органическая часть более широкой нравственной категории, какой является профессиональный долг. Последний выступает в качестве движущей силы трудового процесса. Личность с высоко развитым чувством профессионального долга четко представляет себе, что надо делать в той или иной жизненной ситуации, как и во имя чего это делать. Профессионал (а юрист и должен быть всегда профессионалом в своем деле), сознательно и добросовестно исполняющий свои обязанности, всегда понимает, что выполняет он их в интересах общества, коллектива, конкретного человека.

Профессиональный долг теснейшим образом связан с совестью. Совесть юриста есть не только осознание и исполнение им профессионального долга, но и прочувствование его именно как личного долга, личной ответственности. Она как бы перевоплощает веление долга – «ты должен» в личный мотив поведения человека – «я должен».

Профессиональный долг и совесть в определенной степени предопределяет профессиональную ответственность юриста как меру осознания и следования своим служебным обязанностям, степени вины за невыполнение или ненадлежащее их выполнение.

В тесной взаимосвязи указанные нравственные категории находятся и с таким имманентно-личностным явлением как профессиональная честь юриста, представляющая собой прежде всего чувство осознания им высокого предназначения своей юридической профессии, профессии гуманной, благородной, и в силу такого своего характера требующей именно честного, добросовестного отношения к ней.

Ответственное отношение юриста к выполнению профессионального долга, соблюдение профессиональной чести являются залогом повышения престижа юридической профессии, становления авторитета юриста.

Понятие авторитета юриста включает в себя, с одной стороны, степень влияния юриста на разрешение жизненных вопросов, ситуаций, а с другой стороны, признание за юристом со стороны других людей права на принятие решений, влияющих на их поведение и судьбы.

41. Справедливость и гуманизм в профессиональной юридической деятельности.

Справедливость – философская, нравственная, общесоциальная и одновременно юридическая категория. «Справедливость в значительной мере выступает явлением морали, социальным и этическим критерием права. Своеобразным «мостиком», по которому нравственные воззрения и чувства проникают и вплетаются в правовую ткань общества, является правосознание»[2]. Идеи справедливости, воплотившись в правосознании законодателя, правоприменителя, граждан, затем находят свое выражение в действующем законодательстве и практике его применения, а также реализуются в правомерном поведении субъектов юридической ответственности.

Понятие справедливости часто употребляется как во внутригосударственном, так и в международном праве. На принципе справедливости строятся отношения, возникающие между странами СНГ (ст. 3 Устава Содружества Независимых Государств)[3], а само понятие справедливости указывается в одном ряду с обеспечением прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений. Во всеобщей декларации прав человека справедливость понимается в органическом единстве со свободой, достоинством, неотъемлемыми правами человека[4]. Аналогично справедливость рассматривается в Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»[5]. В Преамбуле к Конституции РФ справедливость употребляется в одном ряду с понятиями равноправия, самоопределения, ответственности. В некоторых Постановлениях Конституционного Суда РФ, касающихся установления и применения юридической ответственности, понятие справедливости рассматривается одновременно с соразмерностью, диференцированностью, уважением прав человека[6].

Принцип справедливости приводится во многих нормативно-правовых актах, но его определение дано только в Уголовном кодексе РФ. На наш взгляд, оно не совсем удачное, т.к. справедливость в ст. 6 УК, по сути дела сводится к соответствию наказания характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Важно подчеркнуть, что принцип справедливости должен пронизывать всю уголовно-правовую систему в любых ее функциональных проявлениях[7], а не выражаться только в индивидуализации наказания.

Принцип справедливости юридической ответственности – идея, основополагающее начало, закрепленное в системе норм, предусматривающих юридическую ответственность, заключающееся в равенстве, уважении и защите прав и свобод человека, соответствии правовых норм моральным, категориям разумности и добросовестности, учете иерархии личных, общественных и государственных интересов.

Гуманизм в переводе с латинского означает «человечный», «человеческий». Это, прежде всего, признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений[21]. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития. Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), – это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма. Этот принцип при реформировании законодательства нашел свое закрепление в ч. 2 ст. 7 УК РФ и ст. 8 УИК РФ и в других нормативно-правовых актах. Например, гуманизм выступает: принципом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений[22]; принципом деятельности милиции[23]. Правоприменительная практика в своих решениях часто обращается к понятию гуманизма[24].

Принцип гуманизма юридической ответственности реализуется прежде всего путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря – его безопасности от правонарушений. Система норм, устанавливающих юридическую ответственность, представляет собой юридическую базу для сложной и ответственной работы суда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов по выполнению этой задачи. Гуманистическая цель юридической ответственности и его направленность на защиту потерпевшего находят свое выражение в первую очередь в формулировании составов правонарушений против личности, предусмотренных в различных нормативно-правовых актах. В повышенной охране интересов несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, находящихся в беспомощном состоянии, и т.д.

Юридическая ответственность имеет дело не только с жертвой правонарушения, но и с правонарушителем, который также обладает правами и обязанностями, является человеческой личностью и защищается законом. В этом смысле к нему необходимо проявлять человеческое, гуманное отношение. Именно гуманное отношение к лицу, совершившему правонарушение, является общепризнанным в мировой практике показателем реализации гуманистических начал юридической ответственности.

Гуманизм распространяется не только на государственно-принудительную форму реализации юридической ответственности, но и на всю юридическую ответственность в целом. Само установление юридической ответственности, ее функции и цели должны отражать идеалы человеколюбия, уважения прав человека, отношение к человеку как к высшей ценности.

42. Роль совести в профессиональной деятельности юриста.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

В ходе своей профессиональной деятельности каждый юрист сталкивается со многочисленными коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

43. Взаимодействие морального и правового сознания в деятельности юриста.

Нравственное сознание тесно связано с правовым. Они выполняют близкие социальные функции и опираются на один и тот же способ отражения — нормативно-ценностный.

Отличия нравственного сознания от правового заключаются в сле­дующем:

- правовое требование носит ограниченный характер, а нравствен­ное — неограниченный (в этом отношении право является низшим пределом или определенным минимумом нравственности);

- правовая оценка требует объективной реализации замыслов, мо­ральная распространяется и на субъективную основу поведения;

- право опирается на принуждение (репрессивный аппарат государ­ства), мораль — на силу общественного мнения.

В условиях деятельности правоохранительных органов проблема взаимоотношения права и морали, правового и морального сознания приобретает особый смысл. Это обусловливается:

- влиянием норм и принципов морали на правотворчество;

- использованием моральных норм и принципов при применении норм права;

- воздействием права на формирование норм и принципов морали, их реализацию, на воспитание нравственного сознания и нравст­венной культуры.

В правосознании нравственный оценочный момент виден доста­точно четко, правовые взгляды обладают предельно развитой цен- ностно-ориентирующей функцией, свойственной морали. Вот почему в структуру профессиональной культуры юристов, в том числе и всех сотрудников ОВД, кроме правовой культуры входит и нравственная культура правоохранительных органов.

Кроме того, нравственное сознание имеет в центре ключевой и нрав­ственный принцип, который характеризует вместе с другими элемен­тами исходную моральную позицию личности. Однако области пра­вового и морального регулирования имеют и другое отличие. Право связано с функцией закрепления экономических и политических основ общества. Нормы морали отличаются строгой определенно­стью. При конфликте моральных ценностей люди вынуждены посту­паться чем-то в пользу других. Нравственные требования при этом обращаются к совести, осознанию долга, чувства справедливости.

С Таким стержневым принципом нравственного сознания сотруд­ников является принцип законности, придерживаться которого не только служебная обязанность, но и моральный дож.

44. Профессиональный этический кодекс в юриспруденции: понятие, характеристика.

Кодекс профессиональной этики юриста - система моральныхпринципов, лежащих в основе деятельности юриста и служащих егомировоззренческим и методологическим ориентиром.

Дать исчерпывающий перечень всех моральных принципов юристане представляется возможным, ибо каждая личность индивидуальна и являетсяносителем большего или меньшего их количества в разном сочетании. Однакоимеется основные моральные принципы, без которых не может состоятьсяпрофессионал-юрист в правовом государстве. Они составляют содержание кодексапрофессиональной деятельности юриста:

1. Верховенство права - означаетосознание юристом своей миссии служения праву и закону, соблюдение законности.Юрист-практик не должен отождествлять понятия права и закона, но не может противопоставлятьих. Он обязан руководствоваться соображением о том, что закон в правовомгосударстве является правовым, справедливым, подлежащим неукоснительномуисполнению. Даже если какой-либо закон, с его точки зрения, не полностьюотвечает идеям правового государства, юрист обязан стоять на страже соблюденияего положений. Это можно назвать принципом связанности законом, приоритетазакона, который не поддается опровержению. Именно юристы призваны вести борьбус правовой анархией, нигилизмом, быть "служителями" права,блюстителями закона.

2. Гуманное отношение к людям - непременный принцип,входящий в кодекс профессиональной этики юриста. Он подчеркивает, что однойвысокой квалификации (диплом и последующие аттестации) недостаточно для того,чтобы состояться профессиональным работником юридического труда. Важноезначение имеет его заботливое отношение к каждому человеку, с которым он сталкиваетсяв процессе выполнения служебных обязанностей. Все люди, с которыми по родусвоей деятельности юрист общается (свидетели, потерпевшие, подозреваемые,подзащитные и т.д.), воспринимают его не только как исполнителя определеннойпрофессиональной роли, но и как человека со всеми его положительными иотрицательными качествами. Каждый, кто силой обстоятельств вовлекается вобщение с прокурором, следователем, судей, адвокатом и т.д., ожидает от них нетолько квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но иуважительного отношения.

3. Порядочность - один из исходных принциповвысокого морального уровня исполнения профессиональных полномочий, означающийорганическую неспособность к бесчестному поступку. Она проявляется, преждевсего, в способах и приемах, используемых юристом в своей деятельности. Длядостижения любой поставленной цели юрист выбирает такие способы и приемы,которые не противоречат нормам права и морали. Невозможно законодательнорегламентировать все нюансы, связанные с юридической практикой, поэтому внекоторых ситуациях именно от порядочности следователя, судьи, нотариусазависит судьба, доброе имя конкретного человека или его близких.

4. Доверие представляет собой отношение человека кдействиям другого лица, к нему самому, и основано на убежденности в егоправоте, верности, добросовестности, честности.

Доверие между коллегами играет огромнуюроль, так как при кажущейся индивидуальности труда юриста, положительныйрезультат при разрешении любого юридического дела может быть достигнут толькосовместными усилиями всего коллектива, выступающего как объединениеединомышленников.

5. Честность предполагает принципиальность, верностьпринятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела,искренность перед другими и перед собой, признание и соблюдение прав другихлюдей на то, что им законно принадлежит. Это качество должно определятьповедение юриста во всех случаях, когда он, общаясь с клиентом, принимает насебя обязательства в выполнении для него значимых действий, таких как:обеспечение безопасности ему или членам его семьи, создание всех условий длязащиты, обещание довести дело до конца, как бы тяжело это не было сделать.

6. Правдивость юриста представляет собой моральное качество,характеризующее его как личность, сделавшую для себя правилом говорить людямистину, не скрывать от них действительное положение дел, если это не причинитвред интересам личности и государства.

Правдивость - общечеловеческое требование, однако отдельныевиды юридической деятельности в силу их специфики нуждаются в некоторыхограничениях - оправданных и допустимых. К ним следует отнести добродетельныйобман: дезинформация противника, легендирование оперативно-розыскнойдеятельности и некоторые другие средства используемые правоохранительнымиорганами.

7. Самоотверженность - выражается в действиях, которые посвоему характеру представляют акт самопожертвования - добровольного принесенияв жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей,достижения поставленных целей, во имя справедливости.

45. Этикет: понятие, содержание.

Этикет (от франц. etiquette) – установленный порядок поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий, Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:

1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактеру юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.

2. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:

— обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;

— постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;

— умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;

— моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;

— обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.

3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро — главная категория этики). Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он и получает зарплату). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.

4. Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность. Это хорошо иллюстрируется следующим примером. На русском флоте на ответственных совещаниях было принято предоставлять первое слово младшим. При этом исключалась возможность не выслушивать их мнения в тех случаях, когда оно не совпадало с мнением старших и они могли «постесняться» его высказать или же поставить их в неловкое положение.

46. Культура речи в профессиональной юридической деятельности.

Культура речи — это такой выбор и такая организация языко­вых средств, которые в определенной ситуации при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных ком­муникативных задач.

К основным компонентам культурной речи относятся правильность, богатство языка, краткость, ясность, уместность и эмоциональная вы­разительность.

Почему необходимо говорить особо о культуре речи сотрудника правоохранительной деятельности?

1. Профессия юрист требует на только высоких нравственных качеств, но и широкого общего образования. А. Ф. Кони подчерки­вал: «У юриста общее образование идет впереди специального».

2. Юрист часто бывает конфиденциальным собеседником, а это требует высочайшего уровня культуры. И в каждом конкретном случае нужно находить необходимый тон слова и грамотно выражать свои мысли.

3. Каждый юрист, а тем более руководитель органа выступает как ора­тор, как пропагандист правовых, нравственных знаний.

4. Умение говорить и выступать публично, владение языком издавна считается атрибутивным качеством юриста, сотрудника органов внутренних дел.

5. Язык — инструмент, при помощи которого оформляются и переда­ются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Для юриста вопросы культуры речи актуальны и злободневны в виду практи­ческой необходимости.

В обобщенном виде требования культуры речи, внешнего облика сотрудника сводятся к следующим положениям.

Известная мудрость гласит: «По одежке встречают, по уму прово­жают». Стало быть, с этой точки зрения судить о вас все будут по внешнему виду, по форме одежды. По внешнему виду в какойто сте­пени можно судить и о культуре (от аккуратности до эстетического вкуса). Но может случиться так, что до проявления ума дело так и не дойдет.

• По А. П. Чехову: «..в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И каждый сотрудник должен непре­менно стремиться к этому в идеале и в повседневной деятельности.

Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности

Правосудие как вид государственной деятельности, при­званной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравст­венных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в нераз­рывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отве­чающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не долж­но противоречить нравственным нормам. Формальное примене­ние закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и нравственности находит свое во­площение в законодательстве о правосудии, его основных нача­лах, принятых мировым сообществом, а также в конституцион­ном национальном законодательстве.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Организа­цией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, кото­рые с полным основанием можно отнести к числу общечелове­ческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные цен­ности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Ст. 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство об­ращению и наказанию.

Ст. 11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех воз­можностей для защиты.

Ст. 12 гласит, что никто не может подвергаться произволь­ному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произ­вольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каж­дый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ог­раничениям, какие установлены законом исключительно в це­лях обеспечения должного признания и уважения прав и сво­бод других и удовлетворения справедливых требований мора­ли, общественного порядка и общего благосостояния в демокра­тическом обществе.

Приведенные, а также и другие положения Всеобщей дек­ларации прав человека в юридической форме закрепляют нрав­ственные начала права, служат воплощению и защите нравст­венных ценностей.

Другой важнейший документ ООН — Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Всеоб­щей декларации прав человека, в том числе и относящиеся к области прав в сфере правосудия.

Для уголовного процесса существенное значение имеют положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.

Ст. 9 Пакта провозглашает право каждого человека на сво­боду и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей. Каждому арестованному сообщается о причине его ареста и в срочном порядке сообща­ется любое предъявляемое ему обвинение. Каждое арестован­ное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье (или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть) и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в за­висимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и, в случае не­обходимости, явки для исполнения приговора. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стра­жей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относи­тельно законности его задержания и распорядиться о его осво­бождении, если задержание незаконно. Каждый, кто был жерт­вой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку га­рантии против произвольного стеснения свободы и личной не­прикосновенности, делает судебную власть гарантом неприкос­новенности личности.

Ст. 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми ли­цами, лишенными свободы, и уважать их достоинство, прису­щее человеческой личности.

Ст. 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмот­рении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на спра­ведливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основа­нии закона. Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место, в частности, "по соображениям морали... или когда того требуют интересы частной жизни сторон". Од­нако любое судебное постановление по уголовному или граж­данскому делу должно быть публичным, "за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми".

В ст. 14 Пакта содержатся формулировка презумпции не­виновности, а также перечень процессуальных гарантий, кото­рые как минимум должны предоставляться каждому обвиняе­мому в преступлении на основе полного равенства. К их числу относятся, в частности, право знать характер и основания предъ­являемого обвинения, о чем лицо должно уведомляться "в сроч­ном порядке и подробно" на языке, который оно понимает; быть судимым без неоправданной задержки; право иметь достаточ­ное время и возможности для подготовки своей защиты и сно­ситься с выбранным им самим защитником; быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство вы­бранного им самим защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти сви­детели были допрошены; не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным; поль­зоваться бесплатной помощью переводчика; при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью за­щитника. Каждый осужденный за какое-либо преступление имеет право на пересмотр его осуждения и приговора выше­стоящей судебной инстанцией согласно закону. Никто не дол­жен быть вторично судим или наказан за преступление, за ко­торое он уже был окончательно осужден или оправдан в соот­ветствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

Ст. 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права— "нет преступления без закона" — nullum crimeh — и положе­ние об обратной силе уголовного закона; смягчающего ответст­венность, а ст. 17 воспроизводит ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, цитированную выше.

Международный пакт о гражданских и политических пра­вах, таким образом, развивая идеи гуманизма и справедливо­сти применительно к производству по уголовным делам, уста­навливает конкретные процессуальные гарантии личности, ко­торые как минимум должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообщества.

В конституционном законодательстве всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной вла­сти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно кон­ституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительн<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.