Организация досуговой деятельности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация досуговой деятельности

2017-10-09 2730
Организация досуговой деятельности 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

О.Д. Дашковская

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст лекций

Рекомендовано

Научно-методическим советом университета для студентов,

обучающихся по специальности

Социально-культурный сервис и туризм

Ярославль 2009

Рекомендовано

Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного издания. План 2009 года

Рецензенты:

Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций /О.Д. Дашковская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2009.

 

В тексте лекций рассматриваются основные понятия, принципы и технология досуговой деятельности, анализируются ее структурные компоненты, предлагаются практические рекомендации для подготовки и проведения досуговых программ. Предложены контрольные вопросы к каждой теме и перечень рекомендованной литературы.

Предназначен для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм (дисциплина «Организация досуговой деятельности, блок ДС), очно-заочной формы обучения.


Введение

Деятельность человека способствует развитию его физических, духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей, в том числе и в сфере общения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества, поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время – досуговой деятельности.

Учебная дисциплина «Организация досуговой деятельности» преподается будущим специалистам социально-культурного сервиса и туризма, спрос на подготовку которых в современной России стремительно растет, а к организаторам культурно-досуговых мероприятий в условиях функционирования предприятий туризма и гостеприимства предъявляются новые требования.

Цель курса – формирование у студентов теоретических знаний об основах организации досуговой деятельности, а также практических навыков в этой сфере (предусмотрены семинарские занятия, направленные на формирование готовности обучающихся к эффективной реализации различных форм, средств и методов досуговой деятельности). В задачи данной дисциплины входит изучение теоретических основ досуговой деятельности, ее структурных компонентов, технологии, а также управленческих и маркетинговых особенностей.

Предмет «Организация досуговой деятельности» тесно взаимодействует с дисциплиной «Анимационный сервис», которая преподается студентам старших курсов, но связана исключительно с разработкой и предоставлением досуговых программ туристского пребывания. В первом случае рассматриваются общие основы досуговой деятельности и ее технологии для всех групп населения, во втором – создание и продвижение досуговых программ исключительно для туристов, а также в гостиничном и ресторанном сервисе, т.е. анимация – это один из видов досуговой деятельности. Таким образом, первый курс во многом является теоретической и практической базой для изучения более узко профессиональной дисциплины – «Анимационного сервиса». Так как настоящее время происходит активная коммерциализация сферы досуга, предмет «Организация досуговой деятельности» связан со многими другими курсами экономической направленности: «Маркетинг в СКСиТ», «Менеджмент в СКСиТ», «Инновационные технологии в СКСиТ», т.к. в.

В дореволюционный, а также в советский периоды досуг населения России развивался на следующих основах: на традиционной, исторически сложившейся базе, а также на усилиях людей, наделенных творческими и организаторскими качествами. Они не только могли своим талантом покорять зрителей, слушателей (сказители, скоморохи, певцы и др.), но и организовывать досуг множества желающих провести свободное время с пользой для себя. В последнем случае речь идет о предприимчивых людях, способных создавать условия для массовых досуговых занятий. Уже на рубеже XIX-XX вв. в нашем обществе сложились профессиональные группы специалистов такого рода – директора театров, антрепренеры, музейные работники, подрядчики городских праздничных мероприятий, организаторы ресторанного дела и др.

В советский период подготовка специалистов по организации досуга приобрела целенаправленный характер и осуществлялась в средних и высших учебных заведениях при Министерстве культуры. В отрасли культуры также проводились переподготовка и повышение квалификации практических работников. Речь идет о руководителях учреждений культуры, об организаторах праздничных массовых мероприятий, о клубных работниках и т.п. Правда, в этом случае огромное значение приобретала не только профессионально-организаторская и управленческая, но и идеологическая направленность их подготовки. Начиная с 1960-х годов, ученые разных предметно-дисциплинарных направлений (прежде всего, историки, социологи, психологи, педагоги) стали проводить теоретические исследования по изучению рекреации, досуга, праздников[1]. В этом случае анализ досуга выходил за рамки отраслевого подхода, приобретая более разносторонний характер.

В середине 1990-х годов распространение рыночных отношений в нашей стране, а также развитие бизнеса в экономической сфере культуры порождают новые требования к организации досуга в общественной практике. Например, остро встали проблемы формирования финансовой основы организации досуга, необходимость учета культурно-рекреационных запросов и предпочтений разных групп населения и т.п. Все это стремительно трансформировало процесс подготовки самих организаторов, что, в частности, отразилось на появлении новых профессий и специализаций в области досуга и культуры – менеджеров культуры, продюсеров индустрии развлечений, персонала туристских фирм и др.

С этого же периода учебная литература, обеспечивающая процессы профессиональной подготовки в системе высшего и среднего специального образования, обновляется, приобретая проблемно разнообразный характер, а также дополняется тематикой, связанной с экономическими, управленческими, сервисно-технологическими аспектами культурно-досуговой сферы[2]. В 2006 г. было опубликовано учебное пособие Г.А. Аванесовой, в котором дан анализ культурно-досуговой деятельности как общественного, социально-психологического, организационно-технологического явления, а также социальной основы развития экономики культуры[3].

Вместе с тем в последние годы как виды досуговой деятельности, так и технологии, применяемые в ней, существенно трансформируются. Цель данного текста лекций – проанализировать традиционные и инновационные подходы к организации досуговой деятельности. Содержание учебного материала выстраивается вокруг трех самостоятельных направлений: во-первых, теории досуга и досуговой деятельности; во-вторых, создания отдельных досуговых программ (игра, праздник) и технологии досуговой деятельности в целом; в-третьих, ее управленческих и маркетинговых аспектов.


Лекция 1

Принципы досуга.

Всякая деятельность основывается на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся:

1) Принцип всеобщности и доступности – возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2) Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.

3) Принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей людей при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4) Принцип систематичности и целенаправленности – осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс постепенного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5) Принцип преемственности предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.

6) Принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы.

Таким образом, досуг интегрирует множе­ство разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Он очень разнообразен, строится на определенных принципах и выполняет очень важные функции в жизни человека. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое свободное время, досуг и отдых? Укажите их общие и отличительные особенности.

2. Дайте определение досуговой деятельности.

3. Каковы этимологические корни термина «досуг»?

4. Назовите современные концепции досуга и досуговой деятельности. Кто из ученых наиболее полно проанализировал концептуальные модели досуга?

5. Назовите важнейшие подходы к классификации досуга и досуговых занятий.

6. В чем состоит отличие «мнимого» и «реального», «опережающего» и «нормативного» видов досуга?

7. Укажите важнейшие функции и принципы досуга и досуговой деятельности.

 


Лекция 2

Учреждения и организации культурно-досуговой сферы как важнейшие субъекты досуговой деятельности.

Очень большую роль в подготовке и проведении досуговых мероприятий играют разнообразные учреждения культурно-досуговой сферы. Они относятся к категории коллективных организаторов досуга и предназначены создавать условия для отдыха и духовного развития различных слоёв населения в сфере свободного времени.

За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям сеть культурно-досуговых учреждений претерпела серьезные изменения. За последние 15 лет почти на 25% сократилась численность основных типов организаций: клубов, библиотек, парков культуры и отдыха (см. таблицу 1). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждений. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры Российской Федерации.

Таблица 1.

Число учреждений культуры культурно-досугового типа - всего, тысяча единиц, Российская Федерация, значение показателя за год [11]

год                                
всего   63,7 61,3 59,9 58,6 57,4 56,1 55,1 54,8 54,8 54,2 53,6 52,9 51,4 49,5 49,5

 

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

Наряду с традиционными Домами и Дворцами культуры, появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки, ночные клубы и др.).

Ресурсной базой культурно-досуговых учреждений являются:

1) Нормативный ресурс – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении (учредительные документы, правила, инструкции, приказы).

2) Материально-технический ресурс:

- недвижимый – здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и закрепленный земельный участок.

- движимый – специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.

3) Финансовый ресурс – бюджетное финансирование и (или) другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству (благотворительные, спонсорские средства со стороны организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской деятельности).

4) Кадровый ресурс – руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, необходимые для бесперебойной работы учреждения (технический состав).

К наиболее популярным учреждениям досуговой сферы относятся социально-культурные комплексы и центры досуга, клубы, парки, музеи, библиотеки, театральные, концертные и кинозалы, спортивные и игорные заведения. Рассмотрим некоторые из этих организаций.

Реально действующей, динамично развивающейся структурой являются современные социально-культурные комплексы (СКК) и центры досуга. Они действуют в каждом районе города, сельском поселении и предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации клубов по интересам, художественного, прикладного, технического творчества, группового общения и отдыха жителей социума. Это разнообразные Дома и Дворцы Культуры, спортивно-оздоровительные центры и т.п. Большинство из них является государственными учреждениями культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы.

СКК и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы);

2. Физкультурно-оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

3. Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

4. Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ;

5. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов;

6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

Также СКК и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

По основному профилю деятельности они подразделяются на полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, научно-технические.

По социальной ориентации СКК и центры досуга могут являться дошкольными, детскими, подростковыми, студенческими, семейными и т.п.

Отдельно взятые институты (клуб, библиотека, музей, кинотеатр) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Несмотря на различия в содержании и подходах, социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: «семья – дети», «дети – подростки – взрослые» и т.п. Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы и состязания. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов, самодеятельных ансамблей, мастерских прикладного творчества. В г. Ярославле к подобным центрам досуга относятся, например, Дворец культуры им. Добрынина, Дворец культуры Нефтяник, Дом культуры «Гамма» и др. Наряду с государственными в настоящее время функционируют и социально-культурные центры и на частной основе. Так, современный культурно-спортивный комплекс «Арена-2000», являющийся открытым акционерным обществом, предлагает услуги по организации концертов и выставок, на его базе действует каток, проводятся новогодние елки для детей, семейные обеды выходного дня и т.п.[12]

Одними из самых массовых организаций досуговой деятельности в настоящее время являются клубы. Клуб – это учреждение культуры или досуговое объединение, специализирующееся на организации отдыха, творческой и просветительной работе среди населения в целом, отдельных групп с целью формирования общественно значимых качеств личности.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие предприятия и объединения, общественные организации, фонды и движения, а также отдельные частные лица. Так, давно уже существует государственная сеть клубных учреждений, которая делит их на виды, в зависимости от расположения на территории страны (городские, сельские, районные клубы). Действуют ведомственные клубные учреждения, которые находятся в подчинении различных ведомств, а не государства (матросские клубы (Министерство обороны РФ), Дом учителя (Министерство образования РФ)). Наконец, многие активно развивающиеся в последние годы клубные заведения подчинены частным лицам (Клуб деловых людей, ночной клуб, казино).

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба, принятый собранием граждан желающих организовать клуб. Клуб считается созданным с момента регистрации устава, который является основным документом, регулирующим его деятельность.

Структурными единицами клуба как учреждения являются коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества; любительские объединения и клубы по интересам; школы прикладных знаний и навыков; другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.

Парки культуры и отдыха также очень популярны среди населения. Они представляют культурно-просветительный и рекреативный функциональный комплекс, обеспечивающий отдых, разумные развлечения и культурно-досуговую работу в условиях местного климата специально-организованной природной среды и ландшафта. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

Особенностями творческо-производственной деятельности парков культуры и отдыха являются: обширная площадь; открытые площадки, естественная природная среда; зависимость от климатических условий; сезонность работы; массовость посетителей; самые крупные формы досуговых учреждений – фестивали, праздники; наличие аттракционного хозяйства; специализированные городки; спортивные площадки.

Парки культуры и отдыха – государственные учреждения культуры, они действуют на нескольких уровнях[13]:

1. Федеральный – в Москве ЦПКиО им. А.М. Горького.

2. Региональный – парки, расположенные на территории областных центров, центров автономных округов (ЦПКиО им. Маяковского в г. Екатеринбурге, Останкинский ПКиО в г. Москве).

3. Городские ПКиО.

4. Сельские ПКиО.

К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в том числе дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Министерстве культуры РФ сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

Наряду с парками культуры и отдыха в настоящее время действуют различные тематические парки, которые могут являться как государственными, так и частными учреждениями. Особенностью их является комплекс услуг, отвечающий определенной теме. К популярным тематическим паркам относятся культурно-исторические парки (связаны с одним или несколькими историко-культурными событиями), национальные парки (природная резервация, доступная для туристов), зоопарки, океанариумы и дельфинарии, аквапарки, аттрактивные парки (парки развлечений), аквапарки (основаны на аттрактивности водной стихии).

Итак, структурными компонентами досуговой деятельности являются культурно-художественные ценности, природно-ландшафтные комплексы, различные материально-технические средства, ее объекты (аудитория досуга) и субъекты. Субъекты досуга представляют собой как конкретных людей-организаторов мероприятий, так и учреждения и фирмы, которые объединяют население для совместной деятельности по удовлетворению его культурно-досуговых потребностей. Активное взаимодействии субъектов и объектов досуга, а также вовлечение в творческий процесс других компонентов досуговой деятельности приводит к ее успешному функционированию и дальнейшему развитию.

Контрольные вопросы

1. Перечислите и охарактеризуйте неодушевленные компоненты, сопровождающие культурно-досуговую деятельность людей.

2. Какие требования предъявляются к материально-техническим средствам, используемым в досуговой деятельности?

3. Назовите основные подходы к классификации коллективных организаторов досуга.

4. Как изменилось количество культурно-досуговых учреждений за последние пятнадцать лет?

5. Какие функции выполняют социально-культурные комплексы и центры досуга?

6. Что является ресурсной базой культурно-досуговых учреждений?

7. Какие парки называют аттрактивными?


Лекция 3

Список рекомендуемой литературы

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006.

2. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. – М., 2003.

3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие. – М., 2001.

4. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. – М., 1998.

5. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирования культурной деятельности. – М., 1996.

6. Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: Учебное пособие. – М., 2006.

7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.

8. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. – М., 2004.

9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995.

10. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (1945-1985). М., 1999.

11. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. – М., 1992.

12. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. – М., 1998.

13. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. – М., 2004.

14. Лемер С. Искусство организации мероприятий: стоит только начать. – Ростов-н/Д, 2006.

15. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1998.

16. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. – М., 1988.

17. Михайлова Л.Н. Социология досуга. – М., 1999.

18. Морозова Е.Я., Тихомирова Э.Д. Экономика и организации предприятий социально-культурной сферы. – СПб., 2002.

19. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. – М., 1995.

20. Нужнова Н.М. Методы организации зрелищно-игрового досуга: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000.

21. Орлов А.С. Социология рекреации. – М., 1995.

22. Приезжева Е.М. Организация и методы игровой деятельности в туризме: Учебно-методическое пособие. – М., 2005.

23. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. – СПб., 2000.

24. Салова Ю.Г. Детский досуг в Советской России (1920-е годы): Учебное пособие. – Ярославль, 2000.

25. Сборник нормативных документов для культурно-досуговых учреждений и организаций. / Сост. С.Н. Грушкина. – М., 2003.

26. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга.– М., 2002.

27. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики. – М., 1999.

28. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 1996.

29. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. М.,2008.

30. Шубина И.Б. Драматургияирежиссуразрелища. Игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д, 2006

31. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: па­радигмы, методология, теория. – М., 2000.

 


Оглавление

 

Введение

 

Основы теории досуга и досуговой деятельности

 

Структурные компоненты досуговой деятельности

 

Технология досуговой деятельности

 

Игра и праздник в структуре досуговой программы

 

Менеджмент и маркетинг досуговой деятельности

 

Список рекомендуемой литературы

 


[1] См. например: Человек, свободное время и Профсоюзы / Н. П. Пищулин, А. В. Мялкин, В. Д. Патрушев и др. – М., 1980; ОрловГ. П. Активный отдых как фактор развития личности. М., 1981.

[2] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995; Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. – М., 1998.

[3] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006.

[4] Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 1(2). С. 195.

[5] Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. – М., 1974. С. 87.

[6] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. C. 68-69.

[7] Исаева И.Ю. Формирование готовности студентов педагогического ВУЗа к управлению досуговой деятельностью подростков. Дисс… канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. С. 25.

[8] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. C. 74-75.

 

[9] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. С. 78.

[10] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. С. 79-80.

[11] Федеральная служба государственной статистики //www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

[12] http://www.arena.yar.ru

[13] Попов В.В. Теория социально-культурной деятельности //www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=19

[14] Генкин Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления. – М., 1985; Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 1998; Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): теоретико-методологический и исторический аспекты. – М., 1997.

[15] Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки //www.education.rekom.ru/2_2007/98.html

[16] Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие. – М., 2002. С. 19.

[17] Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации. – М., 2006. С. 8-10.

[18] Культурно-досуговая деятельность /Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 1998. С.219.

[19] Цит. по: Козловская Л. И. Моделирование культурно-досуговых программ в социокультурной деятельности // www.knukim.edu.ua/conferences_2004_proceedings_kozlovskaya2.htm

[20] Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 2002. С. 31.

[21] Третьякова Т.Н.Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. – М., 2008. С. 148-149.

[22] Энциклопедия социологии / Под редакцией А.А. Грицанова – М., 2003. С. 134.

 

[23] Игра в обучении//www.altai.fio.ru/projects/group1/potok09/site/index.htm

[24] Ганичев Ю.В. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьников. – 2002. – № 2. – С.29–34.

[25] Праздники // Свободная энциклопедия «Википедия» (ru.wikipedia.org)

[26] http://aha.adukatar.net/storage/users/2/2/images/123/8-Modul_Kultura_prazdnika.rar.

[27] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995. С. 126-129.

[28] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. С. 192.

 

[29] Абанкина Т.В. Социальный маркетинг: подходы и стратегии // 60 параллель. 2003. № 1 (8).

О.Д. Дашковская

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст лекций

Рекомендовано

Научно-методическим советом университета для студентов,

обучающихся по специальности

Социально-культурный сервис и туризм

Ярославль 2009

Рекомендовано

Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного издания. План 2009 года

Рецензенты:

Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций /О.Д. Дашковская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2009.

 

В тексте лекций рассматриваются основные понятия, принципы и технология досуговой деятельности, анализируются ее структурные компоненты, предлагаются практические рекомендации для подготовки и проведения досуговых программ. Предложены контрольные вопросы к каждой теме и перечень рекомендованной литературы.

Предназначен для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм (дисциплина «Организация досуговой деятельности, блок ДС), очно-заочной формы обучения.


Введение

Деятельность человека способствует развитию его физических, духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей, в том числе и в сфере общения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества, поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время – досуговой деятельности.

Учебная дисциплина «Организация досуговой деятельности» преподается будущим специалистам социально-культурного сервиса и туризма, спрос на подготовку которых в современной России стремительно растет, а к организаторам культурно-досуговых мероприятий в условиях функционирования предприятий туризма и гостеприимства предъявляются новые требования.

Цель курса – формирование у студентов теоретических знаний об основах организации досуговой деятельности, а также практических навыков в этой сфере (предусмотрены семинарские занятия, направленные на формирование готовности обучающихся к эффективной реализации различных форм, средств и методов досуговой деятельности). В задачи данной дисциплины входит изучение теоретических основ досуговой деятельности, ее структурных компонентов, технологии, а также управленческих и маркетинговых особенностей.

Предмет «Организация досуговой деятельности» тесно взаимодействует с дисциплиной «Анимационный сервис», которая преподается студентам старших курсов, но связана исключительно с разработкой и предоставлением досуговых программ туристского пребывания. В первом случае рассматриваются общие основы досуговой деятельности и ее технологии для всех групп населения, во втором – создание и продвижение досуговых программ исключительно для туристов, а также в гостиничном и ресторанном сервисе, т.е. анимация – это один из видов досуговой деятельности. Таким образом, первый курс во многом является теоретической и практической базой для изучения более узко профессиональной дисциплины – «Анимационного сервиса». Так как настоящее время происходит активная коммерциализация сферы досуга, предмет «Организация досуговой деятельности» связан со многими другими курсами экономической направленности: «Маркетинг в СКСиТ», «Менеджмент в СКСиТ», «Инновационные технологии в СКСиТ», т.к. в.

В дореволюционный, а также в советский периоды досуг населения России развивался на следующих основах: на традиционной, исторически сложившейся базе, а также на усилиях людей, наделенных творческими и организаторскими качествами. Они не только могли своим талантом покорять зрителей, слушателей (сказители, скоморохи, певцы и др.), но и организовывать досуг множества желающих провести свободное время с пользой для себя. В последнем случае речь идет о предприимчивых людях, способных создавать условия для массовых досуговых занятий. Уже на рубеже XIX-XX вв. в нашем обществе сложились профессиональные группы специалистов такого рода – директора театров, антрепренеры, музейные работники, подрядчики городских праздничных мероприятий, организаторы ресторанного дела и др.

В советский период подготовка специалистов по организации досуга приобрела целенаправленный характер и осуществлялась в средних и высших учебных заведениях при Министерстве культуры. В отрасли культуры также проводились переподготовка и повышение квалификации практических работников. Речь идет о руководителях учреждений культуры, об организаторах праздничных массовых мероприятий, о клубных работниках и т.п. Правда, в этом случае огромное значение приобретала не только профессионально-организаторская и управленческая, но и идеологическая направленность их подготовки. Начиная с 1960-х годов, ученые разных предметно-дисциплинарных направлений (прежде всего, историки, социологи, психологи, педагоги) стали проводить теоретические исследования по изучению рекреации, досуга, праздников[1]. В этом случае анализ досуга выходил за рамки отраслевого подхода, приобретая более разносторонний характер.

В середине 1990-х годов распространение рыночных отношений в нашей стране, а также развитие бизнеса в экономической сфере культуры порождают новые требования к организации досуга в общественной практике. Например, остро встали проблемы формирования финансовой основы организации досуга, необходимость учета культурно-рекреационных запросов и предпочтений разных групп населения и т.п. Все это стремительно трансформировало процесс подготовки самих организаторов, что, в частности, отразилось на появлении новых профессий и специализаций в области досуга и культуры – менеджеров культуры, продюсеров индустрии развлечений, персонала туристских фирм и др.

С этого же периода учебная литература, обеспечивающая процессы профессиональной подготовки в системе высшего и среднего специального образования, обновляется, приобретая проблемно разнообразный характер, а также дополняется тематикой, связанной с экономическими, управленческими, сервисно-технологическими аспектами культурно-досуговой сферы[2]. В 2006 г. было опубликовано учебное пособие Г.А. Аванесовой, в котором дан анализ культурно-досуговой деятельности


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.492 с.