Познавательное развитие детей — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Познавательное развитие детей

2017-10-09 238
Познавательное развитие детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Познавательное развитие детей

Раннего возраста с помощью палочек

Кюизенера и блоков Дьенеша

 

 

Методико-практические материалы

 

Витебск

2014

ББК 74. 102

 

 

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

 

 

Авторы-составители:

Т.В.Замостоцкая, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования;

С.В.Орлова, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №36 г. Витебска»

 

 

Рецензенты:

В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования;

С.Н.Курило, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 110 г. Витебска»

 

П 47 Познавательное развитие детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша: методико-практический материал. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2014. – 39 с.

 

В издании даны теоретические обоснования необходимости познавательного развития, разработаны пути, средства и методы интегрированного подхода в формировании познавательных умений и навыков у детей раннего возраста. Представлен практический материал для детей раннего возраста на основеиспользования игровых пособий «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»: примерный план работы, игровые занятияпо конструированию. Использование этого материала позволит повысить познавательный интерес детей раннего возраста по развитию интереса к математической стороне окружающего мира, развитию внимательности, настойчивости; формированию пространственно-временных представлений; воспитанию чувства уверенности в себе.

Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям и руководителям учреждений дошкольного образования, родителям детей дошкольного возраста.

ББК 74. 102

 


Введение

 

Познавательное развитие – это формирование, расширение и обогащение ориентировки воспитанника в окружающем мире, формирование способов и средств его познавательной деятельности, психических познавательных процессов, развитие способности видеть закономерности в окружающем мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к природе, формирование таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста включает в себя развитие двух важных факторов – восприятия и памяти. Восприятие у детей развивается при помощи органов чувств: осязание, слух и зрение, в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Развитию зрительного восприятия способствуют мозаики; наборы деталей, окрашенных в основные цвета: красный, синий, белый, зеленый, желтый; рамки-вкладыши, где использован принцип выкладывания по форме, по размеру, по цвету; развивающих игровых пособий – логические блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера. Слуховое восприятие совершенствуется с помощью погремушек, музыкальных инструментов, звучащих шариков.Для развития тактильных ощущений педагог знакомит детей с различными по фактуре материалами: резиновые, пластмассовые предметы или игрушки, деревянные, войлочные, соломенные, глиняные. Можно самостоятельно сделать игрушки из ткани с различными наполнителями – горохом, крупой, монетками, ватой.

Дети раннего возраста не только рассматривают предметы, но и любят действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать, что помогает развивать познавательную активность детей. В практической деятельности у детей раннего возраста развивается и мышление, которое в этот период носит наглядно-действенный характер. Дети каждый раз получают новую информацию во время игр и игровых упражнений, при общении с взрослыми. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития ребёнка. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней информацией.

Конечно, предлагая игровое пособие, мы решаем только те задачи, которые предусматривает учебная программа дошкольного образования детей раннего возраста.

«Количество и счет»

Представления:

- «один» и «много», обозначение группы предметов словами «один», «много»;

- способы установления взаимного соответствия между предметами (наложение, приложение);

- о количествах предметов в группах («один», «два», «три»).

Умения:

- различать группы предметов, представленные единично и множественно;

- отвечать на вопрос «сколько?» словами «много» и «один»;

- устанавливать взаимно однозначное соответствие между предметами наложением, приложением;

- различать группы на 1, 2, 3 предметов без счёта.

 

«Величина»

Представления: большой, маленький, высокий, низкий.

Умения:

- сравнивать предметы по величине и обозначать словами «больше – меньше» результат сравнения, обозначать словами «большой», «маленький».

- различать и показывать высокие и низкие предметы, сравнивать по высоте, показывать результат сравнения.

 

«Геометрические фигуры и форма предметов»

Представления:

о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.) на уровне зрительного узнавания и пассивной речи.

Умения:

- действия с фигурами;

- группировка фигур по одному признаку (цвет, величина, форма).

 

«Пространство»

Представления:

- ориентировка на листе бумаги: середина, верх, низ;

- о пространственных обозначениях: над, под, в, перед, за, сверху, сбоку, рядом.

Умения:

- располагать, находить, показывать на листе бумаги то, что расположено в центре, вверху, внизу листа;

- определять положение предметов, находить их по словесному указанию.

Постепенно к концу третьего года жизни ребенок уже экспериментирует и фантазирует в «уме». В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают образные игрушки и предметы-заместители, иллюстрации в книгах, игры с блоками Дьенеша. Главное средство у детей обозначения и замещения предметов начинает выполнять слово.

В сборнике представлен практический материал по познавательному развитию детей раннего возраста на основеиспользования игровых пособий «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»: примерный план работы, игры-занятия. Задачи развития интереса к математической стороне окружающего мира, внимательности, настойчивости, формирования пространственно-временных представлений, воспитания чувства уверенности в себе педагоги решают в ходе применения игровых комплексов по формированию элементарных математических представлений посредством конструирования.

Использование этого материала позволит повысить познавательный интерес детей раннего возраста к математической стороне окружающего мира, будет способствовать более эффективному ознакомлению детей с ним.

Сентябрь

Башенка для Петушка

Программные задачи: познакомить детей с домашними птицами, упражнять в нахождении среди домашних птиц – петушка. Формировать умения строить башенку из 4-5 кубиков: накладывать одну деталь на другую (кубик на кубик), создавая вертикальную конструкцию. Обеспечить эмоциональный отклик на результат.

Башенки для птичек

Программные задачи: продолжать знакомить детей с птицами, частями их тела. Продолжать формировать умения детей строить башенки из кубиков и кирпичиков, обыгрывать постройку.

Октябрь

Дорожка к домику

Программные задачи: продолжать знакомить детей с понятиями «большой-маленький». Формировать умения строить дорожку, располагая палочки в ряд, аккуратно соединять их. Активизировать в речи слова, определяющие величину «длинная дорожка».

Широкая дорожка

Программные задачи: упражнять детей в различении красного цвета.

Продолжать формировать умения детей строить дорожку, располагая кирпичики в ряд широким ребром, аккуратно соединять их. Активизировать в речи слова, определяющие величину «широкая дорожка». Развивать мелкую моторику рук.


Ноябрь

Декабрь

Кровать для Мишутки

Программные задачи: обогащать активный словарь детей названиями мебели.

Формировать умения детей строить кровать из палочек и блоков. Развивать внимание. Вызвать чувство радости от создания постройки.

Январь

Ворота

Программные задачи: закрепить понятия «большой-маленький», «один-много», упражнять в различении предметов круглой формы. Формировать умения детей делать перекрытия. Вызвать чувство радости от создания постройки.

Лесенка для матрешки

Программные задачи: закрепить представления детей об основных цветах: красный, желтый, синий. Упражнять в соотнесении фигур по цвету.

Формировать умения детей строить лесенку блоков. Вызвать чувство радости от создания постройки.

Февраль

Горка для Егорки

Программные задачи: упражнять детей в различении основных цветов, группировке предметов по цвету. Развивать умения детей выполнять постройку по образцу взрослого, используя кубики и призму («крышу»), развивать пространственную ориентировку. Вызвать чувство радости от создания постройки.

Многоэтажный дом

Программные задачи: продолжать формировать у детей умения сравнивать предметы по величине: «высокий – низкий».

Развивать у детей умение отражать в постройке свои представления об увиденных домах, передавать при конструировании из строительных материалов их основные признаки.

Март

Домик для матрешек

Программные задачи: продолжать развивать умения детей создавать постройки, передавая в процессе конструирования их основные признаки. Обыгрывать созданные постройки.

Домик с заборчиком

Программные задачи: упражнять детей в различении формы фигур.

Продолжать развивать умения детей создавать постройки, передавая в процессе конструирования их основные признаки. Обыгрывать созданные постройки.

Апрель

Грузовик

Программные задачи: закрепить знание основных цветов, формы фигур.

Продолжать развивать умения детей создавать постройки по образцу после его обследования, комбинировать несколько деталей. Вызвать радость от своей работы.

Трамвай

Программные задачи: продолжать формировать умения детей различать транспорт, закрепить представления о его назначении. Продолжать развивать умения детей создавать постройки по образцу после его обследования, комбинировать несколько деталей. Вызвать радость от своей работы.

Май

Отправляемся в путешествие

Программные задачи: применять ранее сформированные представления в постройке транспорта (автобус, машина), самостоятельно выбирать нужный материал. Вызвать радость от своей работы.

Чудо-город мы построим

Программные задачи: применять ранее сформированные представления при создании знакомых построек, самостоятельно выбирать нужный материал. Вызвать радость от своей работы.


Приложение 1

Примерные игровые комплексы по формированию элементарных математических представлений

посредством конструирования (1-я младшая группа)

 

Месяц, неделя Тема недели, тема занятия Программные задачи Краткий план Материал
Сентябрь 1. Башенка для Петушка Познакомить детей с домашними птицами, упражнять в нахождении среди домашних птиц - петушка, формировать умения строить башенку из 4-5 кубиков: накладывать одну деталь на другую (кубик на кубик), создавая вертикальную конструкцию, обеспечить эмоциональный отклик на результат Обыгрывание игрового сюжета – в гости пришел Петушок, построим башню для Петушка. 1. Д/упр. «Кто живет во дворе»(рассматривание картин с изображением домашних птиц, знакомство с домашними птицами). 2. Загадывание загадки Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок Кто это? (петушок) 3. Д/упр. «Выбери петушка»(воспитатель предлагает детям после отгадывания загадки среди домашних птиц выбрать каждому по петушку). 4. Показ образца. Воспитатель выполняет постройку, читая стихотворение Смотри! Кубики! Красные, синие, Такие яркие и красивые. Возьму один, на другой поставлю я. Какая башня выходит славная! Давай еще и еще поставим! Пусть будет башня над облаками! 4. Выполнение построек детьми. Обыгрывание построек. 5. Подвижная игра «Мы веселые ребята» (с игрушкой). Воспитатель произносит слова: Мы веселые ребята, Любим бегать и играть. Раз, два, три, четыре, пять От петушка мы будем убегать! (дети убегают, «петушок» их догоняет) 4-5 кубиков (фигур квадратной формы), трехгранная призма (фигура треугольной формы) из пособия «Блоки Дьенеша» для каждого ребенка, игрушки для обыгрывания: петушки, уточки, курочки, картины с изображением дом. птиц, игрушка Петушок  
Сентябрь 2. Башенки для птичек Продолжать знакомить детей с птицами, частями их тела, формировать умения детей строить башенки из кубиков и кирпичиков, обыгрывать постройку Обыгрывание игрового сюжета – построим башню для птичек. 1. Д/упр. «Птичка прилетела»(рассматривание птички, знакомство с частями тела). Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам. Маленькая птичка зернышки клюет. Маленькая птичка песенки поет: Пи-пи-пи… 2. Д/игра «Выложи картинку»(воспитатель предлагает детям выложить птичкам крылышки из треугольников, используя прием наложения на готовое изображение). 3. Показ образца. Воспитатель обращает внимание детей на готовую башенку, построенную из кубиков, спрашивает, из каких деталей построена башенка, затем строит башню из кирпичиков. Смотри! Кирпичики! Желтые, синие, Такие яркие и красивые. Возьму один, на другой поставлю я. Какая башня выходит славная! Давай еще и еще поставим! Пусть будет башня над облаками! 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Детям предлагаются для выполнения постройки кирпичики и кубики разного цвета. Дети строят две башенки по образцу воспитателя (одну из кирпичиков, другую из кубиков). Обыгрывают постройку с помощью мелких игрушек – птичек. Птичка летала то высоко, то низко. Летала, летала – устала. Прилетела, на башенку села. 5. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» (дети находятся на одной стороне группы. Это «воробышки в гнездах». На противоположной становится воспитатель. Он изображает «автомобиль». Услышав слова воспитателя: «Полетели воробышки на дорожку», дети «вылетают из гнездышек». Они бегают, размахивая руками - «крылышками». Воспитатель говорит: «Автомобиль едет, летите, воробышки в свои гнездышки!». «Автомобиль» «выезжает из гаража». «Воробышки улетают в «гнезда») 4-5 кубиков (фигур квадратной формы), 4-5 кирпичиков (фигур прямоугольной формы) на каждого ребенка из пособия «Блоки Дьенеша», игрушки-птички для обыгрывания, игрушка-птичка, д/и «Выложи картинку», медальоны воробьев, руль
Октябрь   1. Дорожка к домику Продолжать знакомить детей с понятиями «большой – маленький», формировать умения строить дорожку, располагая палочки в ряд, аккуратно соединять их, активизировать в речи слова, определяющие величину «длинная дорожка» Обыгрывание игрового сюжета - в гости пришел Зайка, построим дорожку к домику Зайки. 1. Д/упр. «Зайка»(в-ль предлагает детям из геометрических фигур-кругов выложить зайчику «хвостик»). В гости зайка прискакал И просить морковку стал. 2. Д/упр. «Угости зайчат морковкой» (в-ль предлагает детям угостить больших зайцев большой морковкой, маленьких зайцев – маленькой морковкой). Зайка серый скачет ловко. В лапке у него морковка. 3. Показ образца. Воспитатель выкладывает дорожку из палочек одного цвета. Затем предлагает детям продолжить строить дорожку к домику Зайчика. 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание. По дорожке мы идем – топ, топ. Громко песенку поем – оп, оп! А дорожка кра-со-та! Очень длин-на-я! 5. Подвижная игра «Зайка серенький сидит»(дети находятся на одной стороне группы. Воспитатель говорит, что все они «зайки», и предлагает им выбежать на полянку». Дети приседают на корточки. Воспитатель произносит слова: Зайка серенький сидит И ушами шевелит, Вот так, вот так Он ушами шевелит. Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. На слова «хлоп» и до конца дети хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать. На слова «скок-скок» дети подпрыгивают. Мишка зайку испугал, Зайка прыг… и ускакал. Воспитатель показывает игрушку – мишку; дети убегают на свои места Палочки бордового цвета из пособия «Палочки Кюизенера», игрушка-Зайка, елочка, картинки с изображением зайчика, составленного из геом. фигур, большие и маленькие зайцы из картона, большая и маленькая морковка из картона, игрушка – мишка
Октябрь   2. Широкая дорожка Упражнять детей в различении красного цвета, продолжать формировать умения детей строить дорожку, располагая кирпичики в ряд широким ребром, аккуратно соединять их, активизировать в речи слова, определяющие величину «широкая дорожка», развивать мелкую моторику рук   Обыгрывание игрового сюжета – в гости приходит Ежик, построим широкие дорожки для ежей. 1. Д/упр. «Колючки у ежа»(воспитатель предлагает детям прикрепитьприщепки к шаблонам ежиков). 2. Д/упр. «Угостим ежей»(воспитатель предлагает детям угостить ежей «сладким печеньем» – блоками красного цвета). На пеньке наш еж сидит Призадумался, грустит. Как домой я попаду? Потерялся я в лесу. 3. Показ образца. Воспитатель строит «широкую дорожку» из блоков и обыгрывает ее: имитирует движение «ежика» по дорожке. Бежит ежик по дорожке, У него кривые ножки, Весь иголками оброс, Жалко ежика до слез. 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание построек. 5. Подвижная игра «Прятки с ежиком»(воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Прячет ежика, затем дети вместе с воспитателем проговаривают слова и отправляются на поиски ежика). Раз, два, три, четыре, пять Ежика идем искать 3-4 кирпичика (фигуры прямоугольной формы) из «блоков Дьенеша» на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания, игрушка ёжик, прищепки, шаблоны ежиков по количеству детей, блоки красного цвета
Ноябрь   1. Загородка для домашних животных Продолжать знакомить детей с домашними животными и дикими животными, обучать детей умению ставить кирпичики вертикально на узкое длинное ребро плотно друг к другу: сооружать несложную постройку по показу воспитателя, вызвать чувство радости от создания постройки   Обыгрывание игрового сюжета – поможем бабушке Ане, построим загородку для домашних животных. 1. Д/игра «Кто где живет»(воспитатель предлагает детям помочь бабушке Ане: найти ее домашних животных. Дети разносят «животных»: домашних - к домику, диких - к елочке). 2. Показ образца. Воспитатель строит загородку для коровки. 3. Д/упр. «Выбери животное»(воспитатель предлагает детям взять картинки с изображением домашних животных и глядя на картинку выбрать себе животное, для которого он будет строить загородку). 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание построек. 5. Подвижная игра «Ты, собачка, не лай»(дети берутся за руки, идут по кругу: Вот собачка Жучка, Хвостик закорючкой, Зубки - острые, Шерстка - пестрая! Собачка вдруг «залаяла». Дети останавливаются, грозят ей пальчиком и говорят: Ты, собачка, не лай, Лучше с нами поиграй, Мы бежим, ты - догоняй! Малыши убегают от собачки, она их «догоняет»   5-6 кирпичиков (фигуры прямоугольной формы) из «блоков Дьенеша» на каждого ребенка, игрушки (дикие и домашние животные), домик, елочка, картинки с изображением домашних животных, игрушка – собачка
Ноябрь   2. Заборчик вокруг домика Зайчика Развивать умения детей располагать на расстоянии кирпичики вертикально, ставя детали друг от друга на длинное узкое ребро, замыкая пространство по четырехугольнику, различать пространственный признак (низкий) и правильно обозначать его словами - «низкий заборчик», упражнять в различении цвета-«оранжевая палочка», развивать мелкую моторику рук, вызвать чувство радости от создания постройки   Обыгрывание игрового сюжета – построим заборчик вокруг домика Зайчика. Загадка. Отгадайте-ка, ребятки, Про кого моя загадка? Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Ест морковку. 1. Д/игра «Маленькие зайчики»(воспитатель предлагает детям выложить зайчиков из геом. фигур, используя прием наложения). 2. Д/игра «Угостим зайчат морковкой»(воспитатель предлагает детям из набора палочек Кюизенера выбрать палочку оранжевого цвета). 3. Показ образца. Воспитатель строит заборчик вокруг домика, показывает, как можно обыграть его. Заборчик для зайчишки Строят ребятишки. У забора зайчик ловко Вкусную грызет морковку. 4. Пальчиковая игра «Зайка и барабан». Зайка взял свой барабан И ударил-трам-трам-трам. (пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, прижаты друг к другу. Дети имитируют игру на барабане). 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание построек. Дети строят заборчики вокруг домиков, располагая кирпичики вертикально на расстоянии друг отдруга, ставя их на длинное узкое ребро, затем обыгрывают постройки. Кирпичики такие разные Желтые и красные Мы с тобою мастера Заборчик строим без гвоздя. 6. Подвижная игра «Заинька».Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так, этак топни ножкой! Вот так, этак топни ножкой! (дети выполняют движения) 10-12 кирпичиков (фигуры прямоугольной формы) из «блоков Дьенеша», бумажные домики, игрушки-зайчики на каждого ребенка, палочки Кюизенера, геом.фигуры
Декабрь   1. Мебель (диван и кресло) для Мишутки Формировать умения детей строить две постройки одновременно: строить диван из двух кирпичиков, кресло – из кирпичика и кубика, вызвать чувство радости от создания постройки Обыгрывание игрового сюжета – мебель для Мишутки. 1. Д/игра «Мебель в нашей группе»(в-ль предлагает детям рассмотреть мебель в группе и определить ее назначение: стол, стул, шкаф, диван, кресло). У стола четыре ножки – Сверху крышка, как ладошка. Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. А это шкаф. Ой, детвора, Одежды целая гора. Я удобный, очень мягкий. Всем нетрудно угадать,- Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать (диван). Ах, какая, ох какая! Наша мебель новая, Очень уж красивая, Да еще удобная. 2. Д/игра «Собери мебель» (в-ль предлагает детям сложить картинку дивана и кресла из 2-х частей). 3. Показ образца. Воспитатель строит диван и кресло, показывает, как можно обыграть их. 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание построек. Наши детки – мастера, Скажем громко им: «УРА!» 5. Подвижная игра «Ребята и медведь» (с игрушкой).Воспитатель произносит слова. Дети идут к «домику Мишки». Детки шли, шли, шли. В гости к Мишеньке пришли. Мишка, мишка, хватит спать. Надо деток догонять! После произнесения слов дети убегают, «мишка» их догоняет)   3 кирпичика (фигуры прямоугольной формы), 1 кубик (фигура квадратной формы) из блоков Дьенеша на каждого ребенка, игрушки - мишки, мягкая игрушка - медведь, д/и «Разрезные картинки» (мебель)
Декабрь   2. Кровать для Мишутки Обогащать активный словарь детей названиями мебели, Закрепить умения детей строить кровать из палочек и блоков, развивать внимание, вызвать чувство радости от создания постройки Обыгрывание игрового сюжета - новая кровать для Мишутки. 1. Д/игра «Назовем предметы мебели»(в-ль предлагает детям рассмотреть и назвать предметы мебели и их назначение). 2. Д/игра «Чего не стало»(в-ль предлагает детям закрыть глаза, поочередно убирает один из предметов мебели. Дети угадывают, какого предмета не хватает). 3. Д/игра «Собери кровать»(в-ль предлагает детям сложить картинку кровати из 2- частей). 4. Показ образца Воспитатель строит кровать из 4-х палочек одного цвета и 2-х кубиков, показывает, как можно обыграть постройку. Захотел мишутка спать – Нужна широкая кровать. Вот широкая кроватка, Можешь спать ты, мишка, сладко. 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Веселые ребятки Мастерят кроватки. Вот это – крепкая кровать. На ней Мишутка будет спать. 6. Подвижная игра «Мишка косолапый». Воспитатель произносит слова, дети идут к «мишке». Мишка по лесу гулял, Мишка шишки собирал. Бедный Мишенька устал На кроватке задремал. Мишка, Мишка, хватит спать! Выйди с нами поиграть! Нас тут много, ты один- Спать тебе мы не дадим. После этих слов дети убегают, «мишка» их догоняет 2 кубика (фигура квадратной формы) из «блоков Дьенеша», 4 палочки оранжевого цвета из «палочек Кюизенера» на каждого ребенка, игрушки-мишки, предметы игровой мебели, игра «Собери картинку»
Январь   1. Ворота Закрепить понятия «большой – маленький», «один – много», упражнять в различении предметов круглой формы, формировать умения детей делать перекрытия, вызвать чувство радости от создания постройки Обыгрывание игрового сюжета – «Наш веселый звонкий мяч». 1. Д/игра «Прокати по дорожке»(воспитатель предлагает детям из множества предметов выбрать предмет круглой формы и прокатить по дорожке). 2. Д/игра «Выбери шарик»(воспитатель предлагает каждому из детей из «сухого бассейна», где находятся большие и маленькие шарики выбрать один маленький шарик для последующего обыгрывания постройки). 3. Показ образца Воспитатель строит ворота из 6 кубиков и 1 кирпичика (перекрытия), обыгрывает их. Ой, ребятки, тра-та-та! Хороши-то ворота! Поиграем- ка в футбол- Шар в ворота мы забьем! 4. Пальчиковая игра «Шарик». Надувайся, шарик, больше! Лучше щечки раздувай! Поиграй ты с нами дольше: Катись, прыгай и летай! Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение. 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Вот какая красота, Мы построим ворота. Вот такие мастера. Ворота строим мы с утра! 6. Подвижная игра «Догони мяч»(воспитатель катит мяч по группе и предлагает детям догнать его. Затем воспитатель переходит на другую сторону и снова катит мяч, дети догоняют) 6 кубиков (фигуры квадратной формы), 1 кирпичик (фигура прямоугольной формы) из блоков Дьенеша на каждого ребенка, мячи (шары), дорожки из клеенки, «сухой бассейн» с большими и маленькими шариками, предметы разной формы
Январь   2. Лесенка для матрешки Закрепить представления детей об основных цветах: красный, желтый, синий; упражнять в соотнесении фигур по цвету; формировать умения детей строить лесенку блоков, вызвать чувство радости от создания постройки   Обыгрывание игрового сюжета – в гости пришла матрешка, построим лесенку для матрешки. Дуйте в дудки, бейте в ложки, В гости к нам пришли матрешки. Ложки деревянные, Матрёшечки румяные. 1. Д/игра «Украсим матрешкам сарафаны»(воспитатель предлагает детям украсить силуэты сарафанов для матрешек блоками маленького размера). 2. Показ образца Воспитатель строит лесенку из 7 кирпичиков: сначала выкладывает один кирпичик, затем к нему приставляет длинной стороной еще один кирпичик, на который накладывает кирпичик сверху. Затем точно также рядом прикладывает четвертый кирпичик и сверху 2 кирпичика. Показывает, как можно обыграть лесенку. Для матрешки над лесенкой Трудились мы не зря. Попрыгает по лесенке Матрешка пусть моя. 3. Д/игра «Выбери кирпичики» (воспитатель предлагает детям выбрать кружок красного, синего или желтого цвета, а затем выбрать для дальнейшей постройки лесенки кирпичики (блоки) такого же цвета). 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки 5. Песенка-танец «Мы веселые матрешки». Мы веселые матрешки, Ладушки-ладушки. На ногах у нас сапожки- Ладушки-ладушки. В сарафанах наших пестрых, Ладушки-ладушки. Мы похожи, словно сестры, Ладушки-ладушки. (дети выполняют движения согласно тексту)   7 кирпичиков (фигура прямоугольной формы) из «блоков Дьенеша» на каждого ребенка, игрушки-матрешки, большая матрешка, силуэты сарафанов, блоки, кружки красного, синего и желтого цвета
Февраль   1. Горка для Егорки Упражнять детей в различении основных цветов, группировке предметов по цвету, развивать умения детей выполнять постройку по образцу взрослого, используя кубики и призму («крышу»), развивать пространственную ориентировку, вызвать чувство радости от создания постройки.   Обыгрывание игрового сюжета – построим горку для Егорки. 1. Д/игра «Найди пару»(воспитатель предлагает детям найти пару «варежек» по цвету). 2. Д/игра «Разноцветные снежинки»(воспитатель предлагает детям выложить «снежинки из цветных палочек», используя прием наложения). 3. Показ образца Воспитатель сначала строит лесенку из 6 кубиков: выкладывает один кубик, затем к нему приставляет еще один кубик, на который накладывает кубик сверху. Затем точно также прикладывает четвертый кубик и сверху 2 кубика. Затем к лесенке приставляет призму. Показывает, как можно обыграть горку. Посадили Егорку на горку, Посадили в санки Егорку. Завязали шнурки на ушанке И вперед подтолкнули санки. Ай да сани, вот это сани: Так и мчатся под горку сами! Поднимают клубы метели… А потом кувырком полетели. Весь в снегу, но хохочет Егорка: «Ой, какая хорошая горка!..» 4. Пальчиковая игра «Как по снегу, по метели». Как по снегу, по метели Трое саночек летели, И шумят, и гремят, Колокольчики звенят. В первых санках – дедушка, В других санках – бабушка, В третьих санках – тетушка, Вот какие гости! (дети загибают пальчики согласно тексту, начиная с мизинца). 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. К нам опять пришла зима, Мы катаемся с утра С нашей горки большой, Вы-со-кой ледяной! 6. Подвижная игра «Скати с горочки»(на большой кубик или сиденье детского стула одним концом нужно положить доску. Дети берут и по очереди сказывают с доски шарики) 6 кубиков (фигура квадратной формы), 1 призма (фигура трехугольной формы) из блоков Дьенеша на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания, игрушка – Егорка, разноцветные варежки из картона, «снежинки» на каждого ребенка, палочки Кюизенера, «сухой бассейн» с разноцветными шарами, наклонная доска
Февраль   2. Многоэтажный дом Продолжать формировать у детей умения сравнивать предметы по величине: высокий – низкий, развивать у детей умение отражать в постройке свои представления об увиденных домах, передавать при конструировании из строительных материалов их основные признаки Обыгрывание игрового сюжета – построим многоэтажные дома на улице. 1. Д/игра «Высокие и низкие дома»(воспитательпредлагает детям посадить возле высоких домов высокие елочки, возле маленьких домов - маленькие елочки). 2. Д/игра «Окошки в домике»(воспитатель предлагает детям «сделать окошки» в домах с помощью блоков маленького размера). 3. Показ образца. Воспитатель показывает, как можно построить многоэтажный дом из 7-8 кубиков, сверху делает крышу («призма). Показывает, как можно обыграть постройку. 4. Пальчиковая игра «Строим дом». Туки-туки-туки-тук! Раздается громкий стук! Строим дом, строим дом Чтобы люди жили в нем Дети ритмично ударяют кулачком о кулачок. Меняют кулачок (ударяют сверху другим). 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Мы с тобой построим дом Многоэтажный. Не кирпичный будет он, Но и не бумажный: Раз – этаж, два – этаж! Из чего же домик наш? (из кубиков) Ой, ой, ой! Ой, ой, ой! Какой будет дом большой. Дом растет к небесам Не по дням, а по часам. 6. Подвижная игра «Мыши водят хоровод». Воспитатель произносит слова, дети водят хоровод. Мыши водят хоровод На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите! То проснется Васька-кот. Разобьет весь хоровод. После последних слов «кот просыпается», мяучит и догоняет детей 7-8 кубиков (фигура квадратной формы), 1 призма (фигура трехугольной формы) из блоков Дьенеша на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания, картонные дома разного размера, елочки разного размера, силуэты домов, блоки маленького размера, маска кота
Март   1. Домик для матрешек Продолжать развивать умения детей создавать постройки, передавая в процессе конструирования их основные признаки, обыгрывать созданные постройки Обыгрывание игрового сюжета – построим домик для матрешек. 1. Д/игра «Матрешки»(воспитатель предлагает детям сложить матрешку из 2, 3, 4 частей) 2. Д/игра «Угощение для матрешек»(воспитатель предлагает детям угостить матрешек печеньем, например, круглой формы). 3. Показ образца Воспитатель показывает, как можно построить дом: ставит 4 кирпичика, на короткое ребро, перекрытие делает из плотного листа картона, сверху ставит крышу («призма), дверь делает из кирпичика. Показывает, как можно обыграть постройку. 4. Пальчиковая игра «Домик» Дом мы строим Выше, выше! Есть окошки в нем и крыша. 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Молотком мы стучим, Строить новый дом хотим. Кто в доме будет жить? С нами кто будет дружить? 6. Подвижная игра «Солнышко и дождик»(на слова воспитателя «солнышко светит» дети бегают врассыпную. На слова «пошел дождик» – прячутся под зонтик, который держит воспитатель) 5 кирпичиков (фигура прямоугольной формы), 1 призма (фигура трехугольной формы) из блоков Дьенеша, полоска плотного картона на каждого ребенка, матрешки для обыгрывания, д/и «Разрезные картинки» (матрешки), блоки, зонтик
Март   2. Домик с заборчиком Упражнять детей в различении формы фигур; продолжать развивать умения детей создавать постройки, передавая в процессе конструирования их основные признаки; обыгрывать созданные постройки   Обыгрывание игрового сюжета – построим домик для Колобка с заборчиком. 1. Д/игра «С кем встречался Колобок»(воспитатель предлагает детям из игрушек выбрать персонажей, с которыми встречался Колобок в сказке). Длинные у зайца уши, Как удобно ими слушать. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее… лиса. Он большой и косолапый, Любит лапу он сосать Очень любит он реветь, А зовут его медведь. 2. Д/игра «Угости Колобка»(воспитатель предлагает детям угостить колобка печеньем. Дети выбирают из наборов только блоки круглой формы разного цвета). 3. Показ образца Воспитатель показывает, как можно построить дом: ставит 4 кирпичика на короткое ребро, перекрытие делает из плотного листа картона, сверху ставит крышу («призма), дверь делает из кирпичика. Показывает, как можно обыграть постройку. Затем предлагает детям построить домик с заборчиком вокруг. 4. Пальчиковая игра «Волк и лиса» Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса. Поднялись <

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.