Тема1. Предмет и структура современной науки — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема1. Предмет и структура современной науки

2017-10-09 396
Тема1. Предмет и структура современной науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема1. Предмет и структура современной науки

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Психология как наука, задачи науки и их реализация в отдельных отраслях.

2. Определите место психологии в системе наук. Исходя из знаний этапов развития науки, классификации отраслей, покажите взаимосвязь других наук с психологией.

3. Охарактеризуйте основные психологические направления психологии.

4. Покажите на примерах противоречивость житейской психологии в отличие от научной.

5. С точки зрения современных представлений о психической реальности и ее структуре, докажите, что познание психической реальности через самонаблюдение принципиально неверно.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по темам 1. «Общая характеристика психологии как науки» и 2. «Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития».

Подготовьте на 3-4 минуты выступление, содержащее краткую биографическую справку о Х. Вольфе, В. Вундте, В.М. Бехтереве, показав их роль в становлении психологии как науки.

 

Тема 2: Методы и методология психологических исследований

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Понятие о методе и методологии науки, уровни организации научного познания.

2. Естественно-научная и гуманитарная исследовательские стратегии в психологии.

3. Возможные классификации методов научной психологии.

4. Виды психологического эксперимента.

5. Методы социально-психологических исследований.

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 3. «Методы и методология психологического исследования».

Рекомендуемая литература к семинарам 1 и 2

1. Гамезо, Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1999.

2. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир,1992. 3.

3. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.

4. Нуркова, В.В.Психология: учебник для вузов. - 2-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2011.

5. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов – М. 2012.

6. Маклаков, А. Г.Общая психология: учебное пособие для вузов – М., 2011.

и др. уч. пособия по курсу.

Темы 3,4. Темперамент и характер как индивидуальные свойства человека

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Общее понятие о темпераменте как психологическом явлении:

• структура темперамента;

• особенности его проявления и развития.

2. Основные подходы к проблеме темперамента:

• факторы формирования темперамента с позиции конституционального подхода (У. Шелдон, Э. Кречмер), характеристика типов;

• нейродинамический подход: факторы формирования, свойства темперамента, феноменология типов (И.П. Павлов).

3. Общее понятие о характере как индивидуальном свойстве человека:

• структура характера, виды черт;

• особенности проявления и развития.

4. Типология характеров в психологии:

• акцентуированные личности в теории К. Леонгарда и А.Е. Личко;

• характеристика типов, их сравнительны анализ.

Предварительная работа

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 9. «Темперамент и характер как психологические свойства человека».

Подготовьте на 3-4 минуты выступление, содержащее краткую биографическую справку о К. Леонгарде, И.П. Павлове, У. Шелдоне, Э. Кречмере.

Рекомендуемая литература

1. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов.- СПб.: Лидер, 2005.

2. Психология характера. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998.

3. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.

4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социально-педагогическая психология. -СПб., 1999.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.

6. Гамезо, Домашенко. Атлас по психологии. - М., 1998.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М, 1998. Другие учебные пособия по курсу «Общая психология».

8. Лаптева Ю.А., Фёдорова Н.И. Психология человека: краткий словарь основных терминов и понятий. – Новокузнецк, 2007.

 

Тема 5. Когнитивная сфера человека: ощущения; восприятие

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Ощущение как познавательный процесс: природа; функции; свойства.

2. Классификация ощущений, характеристика видов.

3. Понятие о восприятии, свойства перцептивных образов.

4. Характеристика видов восприятия. Отличия восприятия от ощущений.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 8. «Когнитивная сфера человека».

Тема 6. Когнитивная сфера человека: память, мышление, воображение

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Характеристика процессов памяти. Классификации видов памяти и их характеристика.

2. Понятие о мышлении: средства мышления; виды мышления их характеристика.

3. Характеристика форм мышления и мыслительных операций.

4. Воображение как познавательный процесс. Виды воображения, процессы создания образов воображения.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 8. «Когнитивная сфера человека».

Рекомендуемая литература к семинарам 5 и 6

1.Введение в психологию / Под ред. Петровского А.В. - М., 1995.

2. Гамезо, Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1998.

3. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. 1 - М, 1998.

4. Общая психология (курс лекций)./ Под ред. Рогова. - М, 1995.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М. 1995.

6. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов.- СПб.: Лидер, 2005.

7. Лаптева Ю.А., Фёдорова Н.И. Психология человека: краткий словарь основных терминов и понятий. – Новокузнецк, 2007.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Т.1, М., 1998.

 

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Общая характеристика личности как психологической категории и как социокультурной реальности. А. Н. Леонтьев о личности.

2. Соотношение биологического и социального в структуре личности в концепции К.К. Платонова (критерии построения структуры личности, содержание подструктур).

3. А.В. Петровский о личности в системе межличностных отношений и персонализации.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 11. «Проблема личности в контексте основных психологических направлений».

Рекомендуемая литература к семинару 7

1. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия: Сост. Куликов Л.В. - СПб., 2000.

2. Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002.

3. Учебные пособия по курсу психология.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Психоаналитический подход к личности и её структуре (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др).
  2. Феномен личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
  3. Структурно-факторные теории личности (Г. Айзенк, Р. Кеттел).

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 11. «Проблема личности в контексте основных психологических направлений».

Подготовьте на 3-4 минуты выступление, содержащее краткую биографическую справку о Г. Айзенке, Р. Кеттеле, К.Г. Юнге.

Рекомендуемая литература к семинару 8

1. Холл, Кэлвин С. Теории личности: Учебник для вузов:Пер. с англ. – М., 1999.

2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности: [Пер. с англ.]. – М., 1999. - 463 с.

3. Хьелл, Л. Теории личности: Основные положения,исследования и применение:Учебное пособие для вузов:[Пер. с англ.]. - 3-е изд. -: Питер, 2007. - 606 с.

4. Фрейджер, Р. Личность: Теории,упражнения,эксперименты:. - 6-е межд. изд. - Санкт-Петербург:, 2006.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Понятие о способностях как психологическом свойстве личности. Виды способностей и их характеристика.

2. Роль задатков и деятельности в процессе формирования способностей.

3. Уровни развития способностей.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 10. «Способности как психологическое свойство личности».

Рекомендуемая литература

1. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических ВУЗов. - М- Воронеж, 1996.

2. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. — М., 1999, стр. 114.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1998.

5. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.

6. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М, 1982.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Психоаналитические теории о структуре личности и ее развитии в детстве.

· Основные положения теории З. Фрейда о природе человеческой личности.

· Реализация психоаналитического принципа в теориях К.Г. Юнга и А. Адлера.

· Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона.

2. Теории социального научения о развитии личности ребенка.

· Теория оперантного научения Скиннера.

· Р. Сирс о воспитании и развитии в детстве.

· Дж. Роттер: теория социального научения.

· А. Бандура о роли подражания в формировании нового поведения.

3. Гуманистические концепции о личности и ее развитии в детстве.

· Гуманистическая теория личности А. Маслоу.

· Феноменологическая теория личности К.Роджерса.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания по теме 14.«Категория развития в психологии. Законы психического развития в детском возрасте»

 

Рекомендуемая литература:

1.Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

2. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии: Уч. для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. Гардарики, 2004.

3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996г.

4. Психология развития: учебник для вузов / Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко и др. / Под ред.Т.Д.Марцинковской. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Академия, 2005.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.,1997.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Идеи русских физиологов и их роль в развитии представлений о природе и механизмах человеческой психики.

· Программа построения психологической науки И.М.Сеченова.

· Учение И.П.Павлова об условных рефлексах, 2-х сигнальных системах, типах ВНД.

· Учение А.А.Ухтомского о доминанте.

2. Становление деятельностного подхода в отечественной психологии. Положения теории деятельности о закономерностях психического развития (Басов М.Я., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.).

Предварительная работа к занятию

Выполните реферативную работу по одному из вопросов семинарских занятий. Подготовьте по содержанию реферата доклад или тезисы к семинарскому занятию.

Рекомендуемая литература

1. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.

2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., 1999.

3. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка / Хрестоматия по психологии. - Сост. В.В.Мироненко. - М.1977.

4. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии: Уч. для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. Гардарики, 2004.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996г.

6. Психологическая наука в СССР. - В 2 Т.-М.,1959.

7.Сеченов И.М. Элементы мысли. – Избр. соч. – М.,1952.

8. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М.,1975.

9. Соколова И.М. Ухтомский А.А. – М.,1991.

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005.

11.Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. - М.,1997.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 15.

 

Рекомендуемая литература:

1.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

2. Психология развития и возрастная психология: Структурно-логические схемы: Уч. Пособие для студентов вузов / Автор-сост. А.К.Быков. – М.: АПК и ППРО, 2009.

3. Психология развития: учебник для вузов /Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина,Т.Г.Стефаненко и др. / Под ред.Т.Д.Марцинковской. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Академия, 2005.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Понятия «развитие» и «обучение» в современной педагогике и психологии.

2. Теория развивающего обучения Л.С. Выготского:

а) понятие о 2-х уровнях развития;

б) место обучения в ходе развития;

в) роль взрослого в процессе обучения.

3. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина:

а) основные положения теории;

б) этапы формирования умственных действий;

в) значение ориентировочной основы действия.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 16.«Психическое развитие и обучение».

Рекомендуемая литература:

1.Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Хрестоматия по психологии. Сост. Миренко В.В. – М., 1987.

2.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Хрестоматия по психологии. Сост. В.В.Мироненко. – М., 1977.

3.Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. Сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.

4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

 

Тема1. Предмет и структура современной науки

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Психология как наука, задачи науки и их реализация в отдельных отраслях.

2. Определите место психологии в системе наук. Исходя из знаний этапов развития науки, классификации отраслей, покажите взаимосвязь других наук с психологией.

3. Охарактеризуйте основные психологические направления психологии.

4. Покажите на примерах противоречивость житейской психологии в отличие от научной.

5. С точки зрения современных представлений о психической реальности и ее структуре, докажите, что познание психической реальности через самонаблюдение принципиально неверно.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по темам 1. «Общая характеристика психологии как науки» и 2. «Эволюция школ и направлений психологии на современном этапе её развития».

Подготовьте на 3-4 минуты выступление, содержащее краткую биографическую справку о Х. Вольфе, В. Вундте, В.М. Бехтереве, показав их роль в становлении психологии как науки.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.