Защита трудовых прав в судебных и иных органах — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Защита трудовых прав в судебных и иных органах

2017-10-09 201
Защита трудовых прав в судебных и иных органах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождаются нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.

Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные.

Массовый характер приобрело нарушение коллективных договоров и соглашений, порождающих коллективные трудовые споры, перерастающие в забастовки, в последние годы особенно многочисленные в угольной промышленности и системе образования Российской Федерации.

Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора, как своевременная выплата заработной платы работникам, были связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей.

Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем, выступающим от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня индивидуального правосознания в силу недостаточности правовых знаний либо пренебрежительного отношения руководителя (администрации) к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи с чем он оспаривает правомерные действия руководителя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя.

От причин, вызывающих индивидуальные трудовые споры, обычно отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки производства и труда конкретной организации (предприятия) либо отдельные неточности или пробелы в законодательстве о труде.

Понятие трудовых споров

Предметом трудового права являются трудовые и тесно с ними связанные отношения (производные от трудовых). В процессе регулирования этих отношений нормами права между их субъектами могут возникнуть разногласия. Это может быть как спор между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, например, в связи с наложением взыскания или увольнением, так и разногласие между администрацией и трудовым коллективом по поводу невыполнения тех или иных условий коллективного договора.

Таким образом, трудовые споры - это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган.

Из этого определения видно, что нельзя сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельными работниками и предприятием, понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например между трудовым коллективом и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не регулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. И наконец, трудовые споры - это не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа (органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение).

Возникновение на предприятиях трудовых споров объясняется прежде всего незнанием или неверным толкованием действующих норм трудового законодательства некоторыми представителями администрации или работниками.

Наряду с этим встречаются случаи, когда трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения отдельных рабочих и служащих к исполнению своих служебных обязанностей и предъявления ими незаконных требований (например, о лишении премии, снятии дисциплинарного взыскания и др.) или вследствие бюрократического отношения некоторых хозяйственных руководителей к законным требованиям работников, сознательного нарушения ими действующего законодательства о труде (например, перенос или отмена выходных дней, превышение установленных норм на сверхурочные работы, отказ в предоставлении очередного отпуска в соответствии с утвержденным графиком и др.).

 

25.Экологическое право: понятие, принципы, источники

Конституция РФ закрепляет право каждого на «…благоприятную окружающую среду, … на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст.42 Конституции РФ).

Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений.

Основными принципами охраны окружающей среды являются:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области охраны, восстановления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения последствий вредных воздействий, создании и обеспечении режима сбалансированного взаимодействия человека и природы.

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, присущим только ему методом правового регулирования. Поэтому представляется более правильным говорить не о методе или методах экологического права, а о методах правового регулирования, применяемых к экологическим отношениям.

Характерной особенностью экологического права является преобладание императивных норм. Преимущественная часть регулируемых отношений представляют собой отношения власти и подчинения. Именно административными, властными полномочиями обладают соответствующие государственные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина, призванные обеспечивать охрану окружающей среды. Значительный сегмент отношений регулируется путем установления разнообразных запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов воздействий на природную среду, что предусматривает выдачу лицензий, специальных разрешений и т.п.

Не является исключением регулирование экологических правоотношений с использованием диспозитивных норм. На основе гражданско-правового метода осуществляется заключение отдельных соглашений между субъектами, таких как, например, договор аренды участка лесного фонда, договор водопользования, соглашение о разделе продукции и т.п.

Основными источниками экологического права являются:

- Конституция РФ от 12.12.1993;

- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;

- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;

- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;

- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ;

- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ;

- Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 и некоторые другие федеральные законы.

Помимо федеральных нормативно-правовых актов источниками экологического права также выступают нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативные договоры, включая международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

 

 

26.Экологические правонарушения и юридическая ответственность за них

Ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия имущественного и личного неимущественного характера, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, выполняющий три основные функции: стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний; компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и восстановление здоровья человека, превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений.

Ин-т эколого-п-й отв-ти состоит из 2-х ч.:

1. правоотношения, возникающие по факту нарушения эколого-п-х норм (зем.,водн.,лес., по охране атмосферного воздуха, животного мира);

2. по применяемым санкциям за эти правонарушения (уг., ад., гражданско-правовым, дисциплин. и т.д.).

Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред окружающей природной среде (экологический вред) или создающий реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.

Существуют 3 классиф. эколого-правовой отв-ти:

- по видам природных объектов, охраняемым законом;

- по способам причинения вреда – загрязнение, истощение, порча, повреждение, уничтожение;

- по применяем санкциям.

Дисциплинарная и матер. отв-ть (возмещение вреда) м. применяться совместно, но к уголов. и адм. отв-ти одновременно привлечь нельзя.

Дисциплинарная ответственность за экологический проступок выражается (например, в соот. со ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды») в наложении дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение), на виновного работника за невыполнение своих трудовых или ненадлежащее исполнение возложенных на него труд. обязанностей, связанных с охраной окружающей среды или прродопльзованием.

Административная ответственность за совершение адмминистративного экологического правонарушения, котором признаётся противоправное, виновное действие (бездействие), посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, экол. права граждан, порядок управления охраной окружающей среды и природопользованием, причиняющее вред окружающей среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Составы экол. правонарушений в основном в гл. 8 КоАП РФ (самовольное занятие участка лесного фонда,; нарушение порядка ввоза (вывоза) подкарантинного груза, продукции; за уничтожение ред. и нах. под угрозой исчезновения видов животных и растений).

Уголовная ответственность за экологические преступления. Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты.

Уголовный кодекс РФ (гл. 26) содержит специальные составы экологических преступлений. Ответственность наступает за: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 1246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); порчу земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст.2 55); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконную охоту (ст.258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

 

 

27.Международное публичное право: понятие, принципы, источники, субъекты. Международные правонарушения и юридическая ответственность за них.

Понятие МП.: оно делится на публичное и частное. В пр.системе существует 2 системы- пр. внутригосуд.(как совокупность отд. систем прав отд. гос-ва) и право международное. Объектом м. п. регулирования явл-ся общ. отн., возникающие в рамках межд. сообщества г-в. МП- это совокупность и система норм, регулирующих межд. отн. МПП- как регулятор публичных межд. отн., складывается в рамках межд. сообщества г-в. МЧП- составляет часть внутригосуд. права того или иного г-ва; частным называется потому, что регулирует частно-пр. или гр-пр. отн. физич. и юр. лиц; а термин «межд.» отражает то, что стороны этих отн. имеют различные гражданства или национ. принадлежность. Методы МП как публичной отрасли права предпологают соединения импер. и диспозит. методов пр. регулирования. МП существуют наравне как императивные. так и диспозитивные методы прав. регулированияи выделить какой-то преобладающий невозможно. Для заключения м. отн. требуется общая воля и результатами этой воли будет договор или соглашение между 2 суб. МП или несколькими. Особенности МП: лица участвующие в межд.отн. это акторы; в правоотн. у суб. есть взаимные права и обязательства.

Источники МП – признанные государствами формы воплощения результатов согласования государственной воли, формы фиксации международно-правовых норм

Источники МП разделяются на основные и вспомогательные

К основным относятся:

1. Международные договоры – устанавливают правила, определенно признанные спорящими государствами. Международные договоры бывают:

a. Общие, в которых могут участвовать все государства, которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества

b. Специальные договоры с ограниченным числом участников

2. Международный обычай – как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Международный обычай – такое правило поведение субъектов МП, которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. В настоящее время фактор времени уже не играет важной роли. Началу обычая может положить решение международного органа. С возникновением обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой

Вспомогательные источники – внутригосударственное право. Особая роль принадлежит односторонним актам государства (заявления, нота), которые, не являясь источникам МП (не создают норм), тем не менее, могут порождать для государства юридические обязательства.

Принципы – основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов

Принципы МП носят универсальный характер. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного влечет за собой несоблюдение других. Так например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы

В доктрине международного права выделяют десять основных принципов:

1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;

2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

5. Принцип равноправия и самоопределения народов;

6. Принцип суверенного равенства государств;

7. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;

8. Принцип нерушимости государственных границ;

9. Принцип территориальной целостности государств;

10. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Субъект МП – носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП или предписаниями международно-правовых актов

Международная правосубъектность – юридическая способность лица быть субъектом МП

Субъекты делятся на 2 категории: первичные (суверенные) и производные. Отличаются они тем, что первичные субъекты МП никто не создает в качестве таковых

Первичные субъекты:

1. Государство. Признаки: территория, население, система органов

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация – историческая общность людей, приживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она могла самоопределиться, политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации, воинские формирования, быть признанной при международных организациях

Производные субъекты МП:

1. Международные организации

a. Международные межправительственные организации – основаны на межправительственных соглашениях. Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, ЕС, Совет Европы)

b. Международные неправительственные организации основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме) – в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с определенным государствами о ненападении на вольные города, которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией


28. Международное частное право. Наднациональное право

Междунаро́дное ча́стное пра́во - совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные частно-правовые отношения, отягощенные иностранным элементом.

Функции:

· Защита имущественных и неимущественных прав российских граждан за рубежом и прав иностранцев в Российской Федерации;

· Гармонизация судебных и арбитражных решений;

· «Констатирующая» функция МЧП. Эту функцию исполняют, прежде всего, коллизионные нормы, применение которых делает необходимым регулирование отношений, имеющих международный характер. Российские граждане, пребывающие на территории иностранного государства, как, впрочем, и иностранцы, находящиеся на территории Российской Федерации, должны учитывать то обстоятельство, что их правовое положение будет определяться «чуждой» по отношению к ним правовой системой;

· Содействие гражданскому, торговому обороту, в котором участниками выступают как национальные, так и иностранные физические юридические лица.

Предмет регулирования МЧП — это частно-правовые отношения, отягощенные иностранным элементом.

Ино­странный элемент может проявляться в трех вариантах:

1.Субъект правоотношения — юридические и физические лица, а также государства и международные организации.

2. Объект правоотношения находится за границей (им-во/имущ. права). 3. Юридический факт, с которым связано правоотношение, име­ет место за границей (действие/событие)

Методы правового регулирования

Выделяются два метода: коллизионный и материально-правовой.

1. Коллизионный метод действует посредством применения коллизионной нормы, которая определяет, право какого государства будет регулировать соответствующее отношение.

2.Материальный метод регулирования существует в двух формах. Первая — международно-правовая. Она имеет место при наличии материальной (неколлизионной) нормы, унифицированной международным договором, которая регулирует отношения непосредственно. Второе проявление материально-правового метода заключается в действии национальных материальных норм, специально ориентированных на регулирование отношений, входящих в предмет международного частного права.

Источники международного частного права:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права

2. Международные договоры

3. Внутреннее законодательство

Гражданский кодекс РФ (ст. 3, ст. 5-7, ст. 1186)

Гражданский процессуальный кодекс (ст. 11)

Семейный кодекс РФ (ст. 3-6)

Арбитражный процессуальный кодекс (ст. 13)

Федеральные законы

4. Судебная и арбитражная практика

5. Правовые обычаи и обыкновения

Система МЧП

Международное частное право делится на две части: Общую и Особенную

В общей части рассматриваются вопросы, которые имеют значение для международного частного права в целом. Общую часть составляет рассмотрение источников международного частного права, ряда общих понятий и принципов, прежде всего методов регулирования, национального режима и режима наибольшего благоприятствования, принципа взаимности, правил о квалификации юридических понятий, об обратной отсылке и отсылке к закону третьей страны, об оговорке о публичном порядке, о действии так называемых сверхимперативных норм в международном частном праве. К Общей части следует отнести и рассмотрение правового положения субъектов гражданско-правовых отношений с иностранным элементом, государства как особого субъекта таких отношений, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Особенная часть обычно состоит из следующих разделов:

1) право собственности;

2) обязательственное право, и прежде всего договор купли-продажи товаров и договор перевозки;

3) кредитные и расчетные отношения;

4) обязательства из правонарушений;

5) право интеллектуальной собственности;

6) семейное право;

7) наследственное право;

8) трудовые отношения;

9) международное гражданское процессуальное право;

10) рассмотрение споров в международных третейских судах.

МЧП тесно связано с соответствующими частноправовыми отраслями российского права – гражданским, семейным, трудовым правом. Многие институты МЧП являются как бы продолжением соответствующих институтов гражданского, семейного, трудового права, но в силу своего международного происхождения, внутреннего и внешнего своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них.

Наднациональное право — форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение некоторых своих прав и делегирование некоторых полномочий наднациональным органам. Нормативные акты, издаваемые такими органами, как правило имеют бо́льшую юридическую силу, чем акты национального законодательства.


 

29. Государственная, служебная и коммерческая тайна. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны

Служебная тайна – это сведения, о содержании служебной деятельности доступ к которым ограничен законом. Во-первых, ограничения обусловлены необходимостью защиты личной тайны и персональных данных. В этом аспекте мы рассмотрели конфиденциальную информацию, связанную с различными сферами профессиональной деятельности (врачебная, адвокатская и др.). Во-вторых, это сведения, не связанные с персональными данными клиентов. Секретность обусловлена спецификой выполняемой работы и обеспечением безопасности служащих.

Коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам (позволяет увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду) (ст. 3 Закон о коммерческой тайне -2004). Следует учесть, что информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо (ст. 2). Согласно ст.6 обладатель информации, составляющей коммерческую тайну обязан предоставить соответствующую информацию по мотивированному и документально оформленному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления. Как и в иных случаях, мотивы предоставления связаны с осуществлением предварительного и судебного следствия. При этом служащие обязаны сохранять конфиденциальность этой информации. Работники в случае разглашения коммерческой тайны несут дисциплинарную ответственность (вплоть до увольнения). Органы государственной власти и местного самоуправления – гражданско-правовую ответственность.

Государственная тайна - сведения, распространение которых подрывает безопасность государства и общества в целом. Критерии отнесения информации к этой категории определяются соответствующим законом («О государственной тайне» 1993). Согласно 5-й статье, государственную тайну составляют 1.сведения в военной области (оперативные планы и документы боевого управления, дислокация войск, опытно-конструкторские работы по созданию и модернизации вооружения и др.); 2.сведения в области экономики, науки и техники, имеющие оборонное значение, а также информация об объемах запасов стратегических видов полезных ископаемых (за исключением золота); 3.сведения в области внешней политики и экономики, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 4.сведения в области разведывательной, контрразведовательной и оперативно-разыскной деятельности. Отнесение указанной информации к государственной тайне осуществляется путем специальной экспертной оценки, в соответствии с которой устанавливаются степени секретности: «особой важности», «секретно», «совершенно секретно» (Ст. 6, 8).

Защита информации.

1. Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

2. Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации.

Защита государственной тайны.

1. Статья 20.Органы защиты государственной тайны

2. Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне.

3. Статья 21(1). Особый порядок допуска к государственной тайне.

4. Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

5. Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне.

6. Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.

7. Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

8. Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

9. Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

К органам защиты государственной тайны относятся:

1. межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

2. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности;

3. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны;

4. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки;

5. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

 


 

30. Юридическая ответственность за разглашение государственной, служебной и коммерческой тайны

Административная ответственность.

В КоАПе присутствует лишь одна статья, под которую попадают злоумышленники, совершающие незанонные операции со сведениями, относящимися к гос. тайне. Это ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.

1. Занятие видами деятельности в области защиты информации без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение в соответствии с ФЗ обязательно (обязана), - влечет наложение административного штрафа за граждан в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей с конфискацией средств защиты или без таковой.

2. Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии – извлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 30000 до 40000 рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.

Уголовная ответственность.

Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.

Статья 275. Государственная измена.

Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, - наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).

Статья 276. Шпионаж.

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, -наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны. Административная ответственность

Согласно ст.13.14. КоАП «Разглашение информации с ограниченным доступом» разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Данная статья предусматривает ответственность за разглашение сведений, составляющих не только коммерческую тайну, но и иных видов конфиденциальной информации.

Субъектами данного административного правонарушения являются гражданин или должностное лицо, получившие доступ к указанной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, допустившие ее разглашение, т.е. распространение в устной или иной форме сведений, относимых к такой информации, когда они стали достоянием других лиц.

Уголовная ответственность.

Согласно ст.183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала извест<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.