Книголюб, 2006. - 144 с. (Развитие и коррекция.) ISBN 5-93927-195-2 — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Книголюб, 2006. - 144 с. (Развитие и коррекция.) ISBN 5-93927-195-2

2017-10-09 377
Книголюб, 2006. - 144 с. (Развитие и коррекция.) ISBN 5-93927-195-2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ББК 74.102 Ф15

 

Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А.

Ф15 Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. - М.:

Книголюб, 2006. - 144 с. (Развитие и коррекция.) ISBN 5-93927-195-2

В комплект пособия, кроме представленных конспектов занятий, входит демонстрационный и раздаточный

материал.

Пособие предназначено для проведения групповых занятий по формированию речевых навыков у детей трехлетнего возраста, имеющих недоразвитие речи различной этиологии.

Адресовано логопедам и дефектологам. Может быть полезным воспитателям, родителям и гувернерам.

 

ББК 74.102

 

 

ISBN 5-93927-195-2 © Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, 2006

© Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2006

 

Серия «Развитие и коррекция»

 

Юлия Александровна Фадеева (Харебашвили) Галина

Александровна Пичугина

 

Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием

 

Конспекты

 

 

Ответственный за выпуск - М. Вишневская Редактор - И. Нагибина Корректор - Н. Назарова Оригинал-макет - Д. Панин Обложка - Л. Александрова

 

 

Адрес редакции 129164, Москва, ул. Кибальчича,

6, стр. 2. Тел.: (495) 950-57-08 E-mail:

[email protected] www.knigolub.ru

 

Издательство ООО «Книголюб» Лицензия № 00952 от 09 февраля 2000 года. 171510, Тверская обл., г. Кимры, ул. Орджоникидзе, 34

 

Подписано в печать 17.08.2006. Печать офсетная. Бумага офсетная. Формат 60x90/8. Печ.- л. 18. Тираж 3000 экз. Заказ № 1159

 

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Домодедовская типография», г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1


Введение

 

Предлагаемые конспекты подгрупповых занятий апробированы в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи № 174 г. Москвы.

В этой книге авторы делятся опытом логопедической работы в младшей группе для детей с речевым недоразвитием. Дидактический материал подобран и систематизирован так, чтобы работа логопедов- практиков с данной категорией детей стала результативной. Его можно использовать как в условиях специализированного детского учреждения, так и индивидуально.

У трехлетнего ребенка, подлежащего зачислению в данную группу, наблюдается:

 

· отсутствие фразовой речи (в отдельных случаях - аграмматичная элементарная фраза из двух слов, выражающая требование);

· скудный активный словарь, не соответствующий возрасту;

· отсутствие понимания грамматических категорий, значений предлогов;

· активное использование в речи жестов и мимики;

· несформированность ритмической структуры слова (часто произнесение вместо целого слова лишь ударного слога либо смещение ударения);

· несформированность многих артикуляционных укладов (включая нередко отсутствие

· звуков раннего онтогенеза);

· наличие в речи ребенка слов-заменителей.

 

Группу детей, набранную по вышеуказанным критериям, можно считать диагностической, так как в младшем дошкольном возрасте внешне сходные речевые дефекты могут иметь дети с различными патологиями: общим недоразвитием речи (обусловленным как педагогической запущенностью, так и органическими нарушениями - алалией, дизартрией, ринолалией), задержкой темпа речевого развития, задержкой психического развития, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом, нарушением слуха. Поскольку медицинское обследование этих детей в поликлинике часто имеет поверхностный, визуальный характер, оно не отражает реальной картины развития у ребенка психических процессов. Использование дифференциальной диагностики, проводимой в течение года пребывания ребенка в данной группе, дает возможность логопеду и другим педагогам, проводящим коррекционно-воспитательную работу, зафиксировать динамику формирования речи ребенка, а также полноценность и темп развития у него когнитивных процессов.

Таким образом, в конце учебного года становится возможным отграничить детей, имеющих первичное отставание в интеллектуальном развитии, уточнить психолого-медико-педагогическое заключение и направить этих детей в другое, соответствующее их диагнозу, дошкольное учреждение.

Логопед, планируя и проводя подгрупповую коррекционную работу, ставит и решает следующие задачи:

 

1. Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия,, памяти, мыслительных операций).

2. Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий).

3. Накопление и активизация словарного запаса.

4. Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций.

5. Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса.

6. Развитие общей моторики, координации движений, двигательного воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с речевым сопровождением),

7. Развитие мелкой моторики рук.

8. Развитие психоэмоциональной сферы (использование элементов психогимнастики).

9. Развитие коммуникативных навыков.

На индивидуальные занятия логопед выносит:

· фрагменты подгруппового занятия, вызвавшие затруднения у ребенка;

· уточнение артикуляционных укладов нарушенных у ребенка звуков раннего онтогенеза;

· автоматизацию спонтанно появляющихся в речи ребенка звуков;

· работу по формированию слоговой структуры слов.

 

Также на индивидуальных занятиях логопед решает специфические для определенных речевых патологий задачи: специальная дыхательная гимнастика с детьми, имеющими ринолалию; логопедический массаж при стертой форме дизартрии; вызывание первых форм слов при алалии.

Для детей с алалией, вызывание речи у которых обычно начинают со звукоподражаний, на этапе усвоения и воспроизведения первых слов и фраз эффективна следующая игра. В рабочей тетради ребенка нарисован


домик с пятью вырезанными окошками. По просьбе логопеда родители приклеивают на следующий лист тетради, напротив каждого окошка, фотографии ребенка и членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки). Причем фотографии нужно подобрать такие, чтобы можно было сказать, например: «У мамы бусы (киска, книжка, сумка)». На индивидуальных занятиях с этой картинкой логопед работает до тех пор, пока ребенок не научится:

1) называть себя в третьем и первом лице - Покажи, где Саша?

- Кто это? - Саша (Я). - Это ты?

- Да, это я.

2) называть членов семьи, употребляя - Кто это? - Это мама, указательное местоимение - Это папа.

3) понимать вопрос «У кого?», - Покажи, у кого газета, употреблять предлог «у» - У кого часы? - У папы, в ответе и изменять окончание существительного - У кого киса? - У мамы.

- У кого бусы? - У бабы.

4) отвечать на вопрос словом, затем фразой из двух слов - Кто дома? - Мама.

- Кто дома? - Мама дома.

5) составлять фразу из знакомых сочетаний - У кого газета? - У деды газета.

 

Фотографии в тетради можно заменить рисунками. Они должны быть достаточно крупными и располагаться на одном листе или развороте так, чтобы у ребенка сформировалось целостное представление о классификационной категории. Поэтому целесообразнее завести индивидуальную логопедическую тетрадь большого формата, выделив в ней три части:

1. Артикуляционная гимнастика (достаточно оставить 3 листа). Каждое упражнение иллюстрируется соответствующей названию картинкой.

2. Пальчиковая гимнастика (4-6 листов).

3. Лексические темы и задания по ним, индивидуальные задания.

 

Для проведения занятий можно использовать иллюстрации серий, выпускаемых Издательством «Книголюб»:

 

«Демонстрационный материал для фронтальных занятий», «Раздаточный материал для фронтальных и индивидуальных занятий».


Ребенка 3-4-х лет

 

1. Фамилия, имя, дата рождения

 

2. Адрес, телефон

3. Родители

4. Детское учреждение, которое посещал ребенок, с какого возраста

5. Заключения специалистов: логопеда поликлиники психоневролога отоларинголога

окулиста

 

6. Жалобы родителей (их отношение к состоянию речи ребенка)

 

7. Заключение ПМПК №от г.

 

Анамнез

 

I. Развитие ребенка со слов родителей:

а) беременность (какая по счету, протекание)

б) роды (срочность, осложнения, стимуляция, когда закричал ребенок)

 

в) перенесенные заболевания до 3-х лет

 


г) моторное развитие:

когда начал

сидеть ползать ходить

д) раннее речевое развитие:

когда появились

гуление лепет

первые слова

первые фразы

е) прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)


 

(в норме с 6 мес.) (в норме с 11-12 мес.)

(в норме с 1 года)

 

(в норме 2-3 мес.) (в норме от 4 до 8 мес.)

(в норме около года)

(в норме от 1,5 до 2 лет)


 

ж) занимались ли с логопедом ранее (результаты занятий)

 

 

2. Условия воспитания (где, кем воспитывался до 3-х лет; речевое окружение ребенка - наличие у членов семьи дефектов речи, двуязычия)

 

3. Игры и интересы ребенка: занимались ли предметно-практической деятельностью (рассказыванием, чтением, пением потешек, детских песенок)

 

 

Состояние речевой моторики

 

1. Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)

губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги); прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный); язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный);

уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее);

твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина);

мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).

 

2. Иннервация мимической мускулатуры:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

«Толстячок» (надувание щек);

«Худышка» (втягивание).

 

Подвижность артикуляционного аппарата:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

«Заборчик» (губы растянуты в улыбку);

«Дудочка» (губы трубочкой);

«Заборчик» - «Дудочка» (чередовать);

«Баранка» (округлить губы, как на звук «о»)

«Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе);


«Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)

«Лошадка» (поцокать языком);

«Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево).

 

4. Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):

 

А О У Ы Э Я Ё Ю И Е

 

М П Т Ф X Н Б Л В Г

 


СЬ ЗЬ ЛЬ

 

(нужное подчеркнуть)


 

Ноябрь

1-я «Дерево (признаки осени)» Дерево, листья, ветка, ствол, птицы. Слабый, сильный (ветер). Качаться, гнуться, опадают, колышутся Образование множественного числа существительных. Практическое закрепление в речи согласования существительного с прилагательным в роде
2-я «Дома» Дом, стена, пол, потолок, крыша, дверь, окно, балкон, лестница. Высокий, низкий, высоко, низко. Строить, сломаться Закрепление понятий «один» - «много». Образование множественного числа существительных. Понимание пространствен- ных отношений и простых предлогов, обозначающих их

 

3-я «Семья» Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, семья. Работать, подметать, стирать, полоскать, колоть (дрова) Усвоение предложной конструкции «на работу». Образование существительных ро- дительного падежа без предлога (нет кого?). Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Усвоение предложных конструкций типа «у мамы»
4-я «Чайная посуда» Посуда, чайник, чашка, ложка, блюдце, сахарница, тарелка. Горячий. Наливать, размешивать, обжечься, кипеть, пить (чай) Образование множественного числа существительных. Практическое усвоение предложно-падежных конструкций

Декабрь

1-я «Мебель» Стол, стул, шкаф, кровать, полка, кресло, диван, ножки, спинка, сиденье. Ставить, класть, положить, ложиться, спать, отдыхать, сидеть, помогать, вытирать (пыль) Понимание предлогов пространственного значения. Практическое усвоение предложно- пространственных конструкций. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
2-я «Зима. Зимняя одежда» Зима, снег, шуба, пальто, валенки, шапка, шарф. Зимний, снежный (ком), теплая (одежда). Замерзнуть, погреться. Холодно Упражнение в употреблении существительных в винительном падеже. Практическое усвоение предлога «н а». Обучение пересказу со зрительной опорой
3-я «Зима. Зимние забавы» Санки, горка, лыжи, коньки, лед, снеговик, снежинка. Белый, холодный, пушистый, липкий, мокрый. Кататься, лепить Закрепление понятий «один» - «много». Практическое усвоение предложно-падежных конструкций
  4-я   «Новогодний праздник. Елка»   Елочные (игрушки), шары, шишки, вата, мишура, иголки, фонарики, дождик, Дед Мороз, Снегурочка. Колючая, нарядная, яркая, блестящая, добрый, бородатый, старый. Наряжать, украшать, вешать   Понимание (употребление) предлогов «на», «под». Упражнение в образовании мно- жественного числа существительных
Январь
  2-я   «Петушок с семьей» Петух, курица, цыпленок, цыплята, хвост, крылья, клюв, гребешок, бородка. Ходить, звать, взлетать (на забор), кормить   Развитие фразовой речи (фразы типа «У петушка голова», «Хозяйка кормит кур»)
  3-я «Домашние птицы» Гусь, утка, яйца. Веселый, грустный. Кукарекать, крякать, пищать, гоготать, клевать, плавать   Понимание и образование множественного числа существительных. Развитие фразовой речи
  4-я «Птицы» Воробей, синичка, снегирь, ворона, кормушка. Красная (желтая) грудка, черная, коричневый Развитие фразовой речи (фразы типа «У воробья клюв»). Понимание категории числа глаголов прошедшего времени. Образование существительных множественного числа
Февраль

 

  1-я   «Кошка с     котятами» Кошка, кот, котенок, котята, усы, лапы, хвост, шерсть, мордочка. Мяукать, лакать', ловить (мышей) Развитие фразовой речи (фразы типа «Кошка спит», «Кошка лакает молоко»). Закрепление понимания существительных с уменьшитель- но-ласкательными суффиксами. Обучение пересказу со зрительной опорой
2-я «Собака со щенками» Собака, щенок, щенки. Добрая, злая, чистый, грязный. Лаять, сторожить, охранять, угощать (косточкой), приче- сывать, гладить Упражнение в подборе антонимов- определений. Развитие фразовой речи (фразы типа «Таня гладит собаку», «У собаки щенки»)
3-я «Домашние животные» Коза, корова, лошадь, овца, рога, копыта. Дает (молоко, шерсть), перевозит грузы, подает голос, приносит пользу, ухаживает Развитие фразовой речи (фразы типа «У коровы рога», «Корова дает молоко», «Траву дадим козе»)
4-я «Дикие животные. Заяц» Заяц, зайчик. Прыгать, бегать, скакать, шевелить (ушами), грызть (кору, морковку), бояться (лису, волка, сову) Развитие фразовой речи (фразы типа «Зайчик хочет покататься», «У моего зайчика болит ухо»). Практическое усвоение предлогов «на», «под», «в»

Март

1-я «Дикие животные» > Медведь, лиса, волк, ежик, белка. Косолапый, рыжая, зубастый, колючий Обучение связному высказыванию (описательному рассказу о животном). Практическое усвоение употребления существительных в родительном падеже с предлогом «от». Обучение пересказу сказки с опорой на иллюстрации
2-я «Мамин праздник» Красивая, добрая, умная, веселая. Готовит (обед), моет (посуду), шьет, гладит, стирает, жарит, варит, чистит, печет Практическое усвоение согласования существительного женского рода с прилагательными и местоимением «моя». Практическое употребление глаголов совершенного вида. Образование суще- ствительных дательного и винительного падежей. Развитие фразовой речи (фразы типа «Мама варит суп»)
3-я «Продукты питания» Борщ, суп, каша, колбаса, макароны, хлеб, компот. Горячий, вкусный. Наливать, резать, накрывать (на стол) Образование существительных творительного падежа. Практическое усвоение предлогов «на», «в», «из», «под». Употребление глаголов совершенного вида, глаголов в прошедшем времени
4-я «Профессии в детском саду» Воспитатель, няня, логопед, повар, музыкальный руководитель, врач (медсестра). Учить, читать, гулять, убирать, подметать, играть (на пианино), танцевать, лечить Развитие диалогической речи. Развитие фразовой речи. Упражнение детей в употреблении глаголов повелительного наклонения (оречевление инструкций)

Апрель

1-я «Весна. Кораблик» Кораблик, лодочка, весна, ручейки, сосульки, проталины. Весеннее, яркое. Греть, таять, пускать, плыть Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя». Упражнение детей в пересказе со зрительной опорой. Закрепление понятий «один» - «много»

 

2-я «Перелетные птицы» Ласточка, грач, скворец, крылья, перья, птенцы, гнездо. Важный, быстрая. Летать (прилетать, улетать), петь (распевать песню), шагать, устраивать (гнезда), ловить Упражнение в понимании стихотворных текстов, связного рассказа педагога. Учить детей отвечать фразой на вопросы по прослушанному тексту
  3-я «Транспорт» Машина, автобус, кузов, кабина, колесо, фара, шофер, гараж. Легковая, грузовая. Едет, гудит, везет. Быстро, медленно, тихо, громко, вперед, назад Различение и практическое усвоение форм единственного и множественного числа су- ществительных. Образование существительных родительного падежа с предлогом «без». Практическое употребление сложных глаголов будущего времени с существительным винительного падежа. Упражнение в пересказе со зрительной опорой. Практическое употребление предлога «на» с существительным предложного падежа. Усвоение наречий-антонимов
4-я   «Самолет»   Самолет, крылья, хвост, кабина, колеса, руль, пилот, летчик, пассажиры. Лететь, взлетать, приземляться, подниматься, опускаться. Далеко, близко, высоко, низко   Образование множественного числа существительных. Практическое усвоение предлогов «на», «под», «в», «за». Практическое усвоение наречий-антонимов, приставочных глаголов
  Май
  1-я   «Весна» Времена года (осень, зима, весна, лето). Вырасти, распускаться. Тепло, жарко Развитие словесно-логического мышления. Развитие диалогической речи. Упражнение в употреблении предлогов пространственного значения
2-я «Насекомые» Бабочка, муха, жук, оса, паук, муравей, стрекоза, комар, крылья, лапки, усики. Разноцветная. Ползать, жужжать, прыгать, кружиться Практическое усвоение согласования прилагательных с существительными, существительных с глаголами прошедшего времени. Употребление предлогов «на», «под», «в». Развитие фразовой речи
3-я «Цветы» Мак, одуванчик, василек, ландыш, ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, стебель, лепестки, листок. Сажать, поливать, собирать Развитие фразовой речи (фраза типа «Девочка сажает цветы»). Упражнение в со- гласовании существительного с прилагательным. Образование существительных дательного падежа

ТЕМА «И Г Р У Ш К И»

 

 

 

Задачи: преодоление речевого негативизма;

упражнение в соотнесении предмета (игрушки) с изображением на картинке; уточнение и обогащение словаря; воспитание внимания к обращенной речи; побуждение детей к ответу «у меня».

 

Оборудование: игрушки (Петрушка, кукла, юла, пирамидка, матрешка, машина, неваляшка, мяч), картинки по теме, мешочек (непрозрачный пакет).

 

 
Ход занятия

 

Организационный момент

 

Логопед показывает детям Петрушку (куклу бибабо). Петрушка «здоровается» за руку с каждым ребенком. Дети внимательно рассматривают игрушку.

 

Итог занятия1

 

Дети припоминают, что принес Петрушка. Логопед знакомит детей с обобщающим понятием:

- Это всё - игрушки.

Что мы будем делать с игрушками? (- Будем и грать.)

 

Каждое занятие заканчивается подведением итога в виде краткой беседы по пройденной теме. Это дает возможность логопеду оценить уровень усвоения детьми речевого материала.


Занятие 2

Задачи: развитие понимания обращенной речи;

развитие зрительного восприятия, внимания; развитие тактильного восприятия; развитие мелкой и общей моторики.

 

Оборудование: игрушки (кукла, юла, пирамидка, матрешка, машина, неваляшка, мяч), мешочек (непрозрачный), 4 флажка основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого), \ кубики основных цветов (по числу детей).

 

 

Ход занятия

 

 

Итог занятия


Занятие 3

 

 

Задачи: упражнение в звуковом подражании; развитие силы голоса;

упражнение в складывании матрешки (соотнесение частей по размеру, развитие мелкой моторики рук);

развитие зрительного восприятия, внимания.

 

Оборудование: матрешки (по числу детей), игрушечная кроватка, мяч, кукла, разрезные картинки с изображением мячей (по числу детей).

 

Ход занятия

 

Организационный момент

 

У детей на столах матрешки (в разобранном виде). Дети собирают их.

 

Игра с мячом

 

Логопед, кидая мяч каждому ребенку, говорит: «Ап!» Дети должны громко и четко произнести

«Ап!», бросая мяч обратно.

 

Игра с куклой Таней

 

К детям «приходит» кукла. Кукла «знакомится» с детьми: «Меня зовут Таня. А тебя?» Дети по очереди называют свои имена. (Если кто-то из детей не называет себя, за ребенка отвечает логопед.) Кукла

«уходит».

Логопед просит детей позвать куклу: «Таня! Таня!».

Таня «возвращается», она «плачет». Логопед проговаривает:

- Кукла Таня громко плачет, Потеряла Таня мячик.

Логопед предлагает детям посмотреть на разрезные картинки, которые лежат у них на столах.

 

Упражнение «Сложи мячик»

 

Каждый ребенок должен сложить из двух частей изображение мячика. Кукла Таня «помогает» детям,

«хвалит» их, «благодарит» за то, что они сложили для нее такие красивые мячи:

- У Ани красный мяч. У Владика красивый зеленый мячик. И т.д.

 

Итог занятия


З а н я т и е 4

 

Задачи: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; развитие ротового выдоха;

развитие слухового восприятия, внимания, памяти (на неречевых звуках).

 

Оборудование: султанчики (по числу детей) и 4 кубика основных цветов, игрушки (кукла, юла, мяч, машина, неваляшка, матрешка, резиновая кошка-пищалка).

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

У детей султанчики основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). Логопед пред-I дагает детям показать, как дует ветер:. - Ветер подул тихонько, вот так... А теперь подул очень сильный ветер, вот такой... Дети дуют на свои султанчики, подражая логопеду.

 

Игра «Что пропало?»

 

Логопед выставляет на стол 3—4 игрушки (например, куклу, юлу, мяч, машину). Дети внимательно рассматривают их, называют вместе с логопедом. Затем логопед просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек. Дети, открыв глаза, называют пропавшую игрушку. Игра повторяется несколько раз.

 

Игра «Что звучало?»

 

Логопед показывает детям игрушки и демонстрирует, как они звучат: неваляшка поет, матрешка стучит, киска пищит. Затем логопед прячет игрушки за ширму и, производя действие с какой-либо из них, предлагает детям на слух определить, какая игрушка звучит, и назвать ее. Неговорящие дети показывают игрушку жестом.

 

Итог занятия


Т е м а «О В О Щ И»

 

З а н я т и е 1

 

 

Задачи: расширение предметного словаря;

 
развитие слухового и зрительного внимания; развитие речевых модуляций;

развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

 

Оборудование: натуральные овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель), плоскостной театр «Репка», бубен.

 

Ход занятия

 

Инсценировка сказки «Репка»

 

Логопед показывает сказку с помощью фигур плоскостного театра.

 

4. Дети отвечают на вопросы логопеда по сказке:

 

- Что посадил дед? (- Репку.)

- Кто тянул репку с дедом? (- Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

- Как звал дед бабку?

Детям предлагается позвать бабку тихо, затем громко: «Баба, иди!»

- Как мяукала кошка?

- Как лаяла собака Жучка?

 

- Как пищала мышка?

 

Игра «Солнышко — дождик»

 

Логопед объясняет детям правила игры:

- Когда бубен стучит, на улице светит солнышко - можно гулять.

Когда бубен звенит, начинается дождик - нуж но прятаться в «домики». (Дети должны присесть, поднять руки над головой в виде крыши.)

Сначала дети видят, что логопед делает: звенит или стучит в бубен. Затем игра усложняется: логопед производит действия с бубном, спрятав его за спину.

 

Итог занятия


Занятие 2

 

 

Задачи: закрепление лексики по теме;

упражнение в сличении предмета и фишки; составление картинки из двух частей;

развитие мелкой моторики.

 

Оборудование: натуральные овощи (см. предыдущее занятие), счетные палочки (фишки) четырех основных цветов, разрезные картинки с изображением овощей, предметные картинки теме.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

 


 

его.


На столе у логопеда поднос с натуральными овощами. Логопед называет овощ, а ребенок показывает


 

Упражнение в сличении цвета

 

 

На доску выставляются картинки с изображением овощей (помидора, огурца, капусты, свеклы). Детям раздаются по две счетные палочки (красного и зеленого цвета). I

Покажите, мне красную палочку. Такую, как этот помидор. И т.д.

 

Итог занятия


З а н я т и е 3

 

 

Задачи: активизация словаря по теме;

развитие тактильного восприятия;

развитие слухового внимания и понимания небольших стихотворных текстов; развитие мелкой моторики.

 

Оборудование: муляжи овощей, мешочек, картинка «Зайчики в огороде», игрушки (мяч, зайка, бычок, лошадка, мишка).

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

На столе у логопеда лежат муляжи овощей, известных детям. Логопед складывает их в мешочек, дети припоминают названия овощей. Затем каждый ребенок вынимает из мешочка один овощ и называет его.

 

Итог занятия


ЗАНЯТИЕ 4

 

ЗАДАЧИ: уточнение произношения гласных звуков;

 

развитие ротового выдоха;

упражнение детей в понимании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развитие мелкой и общей моторики.

 

Оборудование: два зайца-перчатки (разные по величине), парные картинки с изображением боль- It и

маленьких овощей, натуральные овощи (капуста, морковь), нож, терка, салатник, соль.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

З а н я т и е 1

Задачи: расширение предметного словаря;

упражнение в сличении предметов по цвету и форме; упражнение в складывании разрезной картинки; развитие зрительного восприятия и памяти; развитие двигательного воображения и координации движений

 

Оборудование: картинки с изображением предметов основных цветов (красный флажок, желтое ведро и т.п.), фишки основных цветов (по количеству детей), натуральные фрукты и соответствующие картинки (яблоко, груша, банан, апельсин, слива, лимон), разрезные картинки из двух частей (изображения фруктов, разрезанные по диагонали).

 

Ход занятия

 

Организационный момент

 

Каждый ребенок получает картинку с изображением предмета (красного, желтого, синего или зеленого цвета). На стульчиках детей логопед раскладывает фишки основных цветов и предлагает детям

«найти свое место», т.е. найти фишку того же цвета, что и предмет на картинке.

 

Ход занятия

 

П. Организационный момент.

Упражнение «Потянем ниточки»

Дети, подражая логопеду, произносят гласные звуки «А», «Э», «О» длительно и кратко.

 

З а н я т и е 3

 

 

Задачи: активизация словаря;

практическое усвоение согласования существительного с прилагательным в роде; развитие у детей ориентации в пространстве; развитие общей и мелкой моторики; уточнение понятий

«один» - «много».

 

Оборудование: кусочки разных фруктов, мяч, картинка «В саду», магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой, корзина, 5-6 муляжей яблок.

* Ход занятия

Организационный момент.

Дидактическая игра «Угадай фрукт по вкусу»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить, кусочек какого фрукта лoгoпeд положила им в рот.

Дети припоминают названия фруктов и обобщающее понятие «фрукты».

 

Занятие 4

Задачи:

 

закрепление в речи оборота «у меня»;

 

работа над пониманием понятий «большой» - «маленький»;

 

работа над пониманием значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнения в понимании предлога «в»,

Оборудование: муляжи фруктов разных размеров, корзина, картинка «В саду».

 

Ход занятия

 

Организационный момент

 

Логопед кладет на стол перед каждым ребенком по одному муляжу маленького или большого по размеру фрукта.

Логопед спрашивает:

 

— У кого маленькое яблоко?

 

- У кого большая груша?

 

Детям дается образец ответа: «У меня».

После правильного ответа логопед берет у ребенка муляж и кладет его на поднос. 2.

Итог занятия


 
Т е м а «В о с а д у л и.

В огороде »

 

З а н я т и е 1

 

 

Задачи: упражнение в различении овощей и фруктов;

упражнение в различении красного и зеленого цвета; развитие ориентации в пространстве;

развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики рук.

 

Оборудование: картинки «Огород» и «В саду», муляжи овощей и фруктов (см. предыдущие темы), бубен.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

 

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» (см. с. 19).

 

Игра «Вверху — внизу»

 

Логопед называет фрукт или овощ. Если дети услышали название фрукта, они поднима-1 ют руки вверх, если овоща - приседают возле своих стульчиков.

 

Итог занятия


Занятие 2

Задачи. упражнение в различении овощей и фруктов; ознакомление с понятием «форма» предмета; развитие мелкой моторики рук;

 

развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.

 

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, две кастрюли, мяч, флажок.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

 

Итог занятия


З а н я т и е 3

 

 

Задачи: упражнение в различении овощей и фруктов;

работа над пониманием уменьшительно-ласкательной формы существительных; упражнение в узнавании, различении желтого цвета.

 

Оборудование: предметы основных цветов (по два предмета красного, желтого, синего, зеленого цвета), картинки «Огород» и «В саду», предметные картинки с изображением овощей и фруктов, два зайца-перчатки.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика

 

Большой палец сливы трясет, Поочередно загибать пальцы правой руки Второй их собирает, пальцами левой (затем наоборот), начиная с Третий в дом несет, большого пальца.

Четвертый высыпает. Самый маленький - шалун

Все-в се-в се съедает. Сжимание и разжимание кулачков.

 

Игра «Соберем урожай»

 

Дети по словесной инструкции логопеда имитируют движения:

- Покажите, как срывают с дерева яблоки.

- Покажите, как выдергивают морковку. И т.п.

 

Итог занятия


Занятие 4

 

Задачи: упражнение в дифференциации овощей и фруктов;

упражнение в выражении эмоций;

 

развитие речевого выдоха; развитие мелкой моторики рук.

 

Оборудование: груша (натуральная или муляж), предметные картинки (с и


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.337 с.