Основные задачи проектирования — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Основные задачи проектирования

2017-10-09 220
Основные задачи проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.М. ЛАНСКИХ

 

 

ИСТОЧНИКИ ВТОРИЧНОГО

ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Учебно-методическое пособие

По курсовому проектированию

 

Дисциплина

«Электротехника и электроника»

 

Направление 220400.62,

II курс, заочное отделение

 

Киров 2013


 

УДК 621.39 (07)

Л 228

 

 

Рекомендовано к изданию методическим советом

ФАВТ ФГБОУ ВПО «ВятГУ»

 

 

Рецензент:

кандидат технических наук, доцент кафедры

электротехники и электроники Л.М.Агалакова

 

 

Ланских, А. М.

Л 228 Источники вторичного электропитания: учебно-методическое пособие по курсовому проектированию / А.М. Ланских. – Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013. – 38 с.

УДК 621.39 (07)

 

В издании излагаются основные требования к выполнению курсового проекта по дисциплине «Электротехника и электроника» и типовое техническое задание на проектирование

 

 

Редактор М.С. Мухачева

Тех. редактор А.В. Куликова

 

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Современное развитие различного рода автоматических устройств и автоматизированных систем во всех сферах человеческой деятельности было бы невозможно без электронной техники, которая позволяет создавать наиболее надежные, миниатюрные, дешевые, быстродействующие элементы и устройства. Разработка, внедрение и использование электронных устройств невозможны без знания принципов построения, особенностей функционирования и технических характеристик электронных элементов, схем и систем. В связи с этим курс «Электротехника и электроника» занимает важное место в системе подготовки бакалавров по направлению 220400.62 «Управление в технических системах» и является одной из базовых дисциплин в процессе подготовки студентов к производственной и исследовательской работе в области создания средств и систем автоматики, автоматизированного управления технологическими процессами и гибкими производствами.

В процессе изучения курса «Электротехника и электроника» студент должен:

· усвоить знания структур, принципов действия, областей применения и методов расчета основных элементов схем и устройств аналоговой и импульсной техники в дискретном и интегральном исполнении;

· получить умение выполнять проектно-конструкторские и расчетные работы по созданию и внедрению в эксплуатацию устройств и систем электроники.

Основной трудностью при изучении данной дисциплины является многоплановость рассматриваемого материала и большой его объем. Поэтому успешное освоение курса невозможно без самостоятельной работы с рекомендуемой литературой и творческого отношения к выполнению заданий. Для успешного выполнения курсового проекта требуется не только понимание физической сущности процессов, происходящих в схемах и устройствах, но и знания по следующим дисциплинам: высшей математике, физике, электротехнике, программированию, инженерной и компьютерной графике, электрическим измерениям, электронике.

Курсовое проектирование является значительным этапом изучения теоретической части дисциплины «Электротехника и электроника» и подготавливает студента к самостоятельной производственной деятельности.

Настоящие методические указания содержат следующие разделы: основные задачи проектирования; общие требования к выполнению курсового проекта; основные требования к выполнению курсового проекта по дисциплине «Электротехника и электроника»; типовое техническое задание на проектирование; библиографический список и приложения справочного характера.


Содержание основных разделов текста пояснительной записки

3.1.1. Введение. Во введении дается определение электронных устройств данного вида, указываются области их применения и пути совершенствования. В тексте введения должны быть сформулированы цели и задачи, решаемые в процессе проектирования данного электронного устройства, рассмотрение которых позволяло бы сделать выводы о содержании как расчетной части проекта, так и его графической части. Введение заканчивается кратким изложением подлежащих рассмотрению вопросов каждого из основных разделов текста пояснительной записки.

 

3.1.2. Обзор технической литературы. Так как любой вид электронных устройств представляет собой множество разновидностей, выполняющих одинаковые функции, но имеющих отличия либо в структуре, либо в элементной базе, либо в схемной реализации, то перед началом расчетов необходимо ознакомиться с классом таких устройств, их структурой, параметрами и характеристиками по учебникам.

После получения первичной информации из учебной литературы следует углубить свои знания, подобрав техническую литературу по заданному классу электронных устройств. При этом следует рассматривать как монографии, так и журнальные статьи, патенты и описания изобретений.

Результатом изучения научно-технической литературы является обзор, который представляет собой краткий литературно обработанный конспект проработанных исполнителем источников информации. В этом разделе обычно содержится классификация электронных устройств, сжатое изложение принципов их действия, особенности структуры, применения, достоинств и недостатков.

В обзоре приводятся простые в изготовлении структурные и функциональные схемы, но в необходимых случаях изложение сопровождают фрагментами принципиальных схем и диаграммами.

Детальная работа над обзором значительно расширяет кругозор и является залогом успешного выполнения проекта. Средний объем обзора 6 - 8 страниц.

3.1.3. Разработка структурной схемы электронного устройства. На основании обзора патентно-технической и научной литературы, а также анализа технического задания на проект производится выбор и обоснование структуры электронного устройства. Структурная схема является первой моделью электронного устройства. Достоинством структурной схемы является то, что по ней можно быстро получить представление о составе, структуре и выполняемой электронным устройством функции, не отвлекая внимание на схемную реализацию его функциональных частей.

При разработке структурной схемы устройства следует предусматривать не только основные узлы, но и все дополнительные, обеспечивающие нормальную работу электронного устройства. Так, для источников вторичного питания, содержащих компенсационный стабилизатор последовательного типа, в структурной схеме электронного устройства должны быть представлены и узлы защиты от короткого замыкания, и узлы защиты от превышения выходным напряжением заданных пределов.

Структурные схемы сложных устройств могут быть подчинены иерархической структуре, когда первоначальная укрупненная структурная схема затем детализируется в структурных схемах ее узлов. Обычно в курсовом проекте используются структурные схемы низшей иерархии, состоящие из простейших функциональных узлов.

Представленная в данном разделе пояснительной записки структурная схема электронного устройства должна быть снабжена алгоритмом функционирования, который может быть выполнен в виде словесного описания работы схемы, либо представлен графически.

В заключение данного раздела пояснительной записки выполняется рисунок, полностью повторяющий чертеж схемы электрической структурной рассмотренного электронного устройства. Требования к оформлению структурной схемы в виде одного из чертежей в графической части проекта даны в разделе 3.2.

 

3.1.4. Разработка принципиальной схемы электронного устройства. В данном разделе производится дальнейшая разработка схемы, для каждого функционального узла выбирается его схемная реализация на той или иной элементной базе. При разработке принципиальных схем узлов следует проводить электрический расчет принципиальных схем, повторно анализируя техническое задание. Разработка принципиальной схемы функционального узла заключается в выборе одной из известных схем, наиболее полно удовлетворяющей совокупности технико-экономических требований при максимальной ее простоте и надежности.

При проведении электрических расчетов элементов схемы все используемые формулы должны даваться со ссылками на литературу, а все расчеты должны быть выполнены так, чтобы имелась возможность их проверки. Полученные при расчетах значения номиналов резисторов и емкостей должны быть округлены до ближайших стандартных значений.

При разработке принципиальных схем возможно построение схем как на дискретных элементах, так и на интегральных схемах. На дискретных элементах следует создавать электронные устройства, которые не могут быть построены на одних интегральных схемах по следующим причинам: значения некоторых электрических параметров электронных устройств не могут быть получены с применением только интегральных схем; промышленность не выпускает интегральных схем нужного функционального назначения.

В соответствии с целями и задачами учебной дисциплины «Электротехника и электроника» при разработке принципиальной схемы заданного типа устройства следует отдавать предпочтение схеме, содержащей интегральные элементы в сочетании с дискретными активными и пассивными элементами. При этом должны быть рассмотрены типовые схемы включения интегральных элементов, возможные схемы минимизации погрешностей интегральных элементов, а также способы и элементы согласования интегральных элементов с окружающими их дискретными элементами.

По окончании разработки принципиальная схема со всеми необходимыми элементами контроля, управления и сигнализации оформляется в виде рисунка в тексте пояснительной записки, а также в виде чертежа в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 3.2.

3.1.5. Расчет характеристик и параметров электронного устройства. В процессе проектирования электронного устройства решаются обычно две задачи: определение значений электрических параметров компонентов принципиальной схемы и расчет выходных параметров электронного устройства с целью проверки их соответствия значениям, определенным техническим заданием.

Расчет любого сложного электронного устройства сводится к последовательному расчету функциональных элементов, из которых построена структурная схема электронного устройства. В литературе приводятся методы расчета как отдельных функциональных элементов (усилительных каскадов, выпрямителей, трансформаторов и т.д.), так и наиболее распространенных типов сложных устройств (электронных стабилизаторов, активных фильтров и т.д.). Поскольку в техническом задании всегда в достаточной мере приводятся параметры и выходные величины предлагаемых для проектирования электронных устройств, то расчет электронного устройства, состоящего из ряда последовательно соединенных звеньев, начинается с последнего (выходного) звена.

При проектировании электронных устройств расчеты проводят в несколько этапов, последовательность которых обычно такова:

1) ориентировочный расчет выходных параметров функциональных элементов и узлов структурной схемы, производимый при выборе их принципиальных схем;

2) расчеты, на основе которых выбирают типы и рабочие режимы активных элементов устройства;

3) расчеты значений параметров пассивных электрорадиоэлементов принципиальных схем, обеспечивающих выбранные режимы активных элементов, включая их термостабилизацию и балансировку;

4) определение номинальных значений параметров остальных пассивных электрорадиоэлементов и выбор их типов;

5) расчет основных характеристик электронных устройств по их математическим моделям с целью определения выходных параметров устройств.

При этом расчеты по п.п.1 - 4 производятся с целью синтеза принципиальной схемы устройства и обеспечивают решение первой задачи проектирования, а расчеты по п. 5 позволяют провести анализ работы схемы и решить вторую задачу проектирования электронного устройства.

Первые четыре этапа расчета электронного устройства носят характер последовательного приближения к конечной цели - принципиальной схеме устройства и чаще всего производятся не единственным образом, поэтому при проектировании каждый студент должен учитывать возможные дополнительные затраты времени при расчете устройства. На этих этапах проектирования, как правило, не может быть достигнута высокая точность расчетов, поскольку применяемые при расчетах формулы дают погрешности заметно больше 1%.

Задача анализа электронного устройства наиболее ответственная, результаты его должны быть достаточно точными. Поскольку аналитические методы оценки параметров не обеспечивают требуемой точности, то анализ электрических схем разработанных устройств производят на ЭВМ, пользуясь математической моделью электронного устройства, или в процессе создания реального прибора, используя макет устройства.

 

Библиографический список

 

Общие вопросы проектирования

 

1. Завадский, В. А. Компьютерная электроника / В. А. Завадский. - Киев: ТОО "ВЕК", 1996. - 362c.: ил. - (Компьютер. инженерия).

2. Лачин, В. И. Электроника: учеб. пособ. / В. И. Лачин, Н. С. Савелов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 576c.: ил.

3. Прянишников, В. А. Электроника: Полный курс лекций / В. А. Прянишников. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 416c.: ил. - (Учебник для высших и средних учебных заведений).

4. Опадчий, Ю. Ф. Аналоговая и цифровая электроника: учеб. для студ. вузов / Ю. П. Опадчий, О. П. Глудкин, А. И. Гуров; под ред. О. П. Глудкина. - М.: Горячая Линия-Телеком, 2000. - 768c.: ил.

5. Хоровиц, П. Искусство схемотехники / П. Хоровиц, У. Хилл. - М.: Мир, 2003. - 704c.: ил.

6. Алексенко, А. Г. Основы микросхемотехники / А. Г. Алексенко. - М.: Лаборатория Базовых Знаний: ФИЗМАТЛИТ: ЮНИМЕДИАСТАЙЛ, 2002. - 448c.: ил.

7. Миловзоров, О. В. Электроника: учеб. / О. В. Миловзоров, И. Г. Панков. - М.: Высш. шк., 2004. - 288c.: ил.

8. Схемотехника электронных систем. Аналоговые и импульсные устройства: учеб. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 496c.: ил.

9. Розанов, Ю. К. Электронные устройства электромеханических систем: учеб. пос. / Ю. К. Розанов, Е. М. Соколова. - М.: Академия, 2004. - 272c. - (Высшее профессиональное образование).

10. Калабеков, Б. А. Цифровые устройства и микропроцессорные системы: учеб. для техн. / Б. А. Калабеков. - М.: Радио и связь, 1997. - 336c.: ил.

11. Бирюков, С. А. Устройства на микросхемах: цифровые измерительные приборы, источники питания, любительские конструкции / С. А. Бирюков. - М.: Солон-Р, 2000. - 192c. - (Солон-Р радиолюбителям, Вып. 1).

12. Степаненко, И. П. Основы микроэлектроники: учеб. пос. / И. П. Степаненко. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 488c.: ил.

13. Нефедов, В. И. Основы радиоэлектроники и связи: учеб. / В. И. Нефедов. - М.: Высш. шк., 2002. - 510c.: ил.

14. Филимонов, Ю. С. Основы радиоэлектроники: учеб. пос. В 3 ч. / Ю.С. Филимонов, С.В. Филатов; МИРЭА. - М., 1996. - 46c.

15. Гейтс, Э. Д. Введение в электронику: практич. подход / Э. Д. Гейтс. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 640c.: ил.

16. Гусев, В. Г. Электроника и микропроцессорная техника: учеб. / В. Г. Гусев, Ю. М. Гусев. - М.: Высш. шк., 2005. - 790c.: ил.

17. Гомоюнов, К. К. Транзисторные цепи: учеб. пос. / К. К. Гомоюнов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 240c.: ил.

18. Кучумов, А. И. Электроника и схемотехника: учеб. пос. / А. И. Кучумов. - М.: "Гелиос АРВ", 2004. - 336c.: ил.

19. Ровдо, А. А. Полупроводниковые диоды и схемы с диодами / А. А. Ровдо. - М.: Лайт ЛТД, 2000. - 288c.

 

Оформление конструкторской документации

 

44. Ганенко, А. П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (ЕСКД): учеб. пос. / А. П. Ганенко, Ю. В. Милованов, М. И. Лапсарь. - М.: Академия, 2000. - 352c.

45. Конструкторско-технологическое проектирование электронной аппаратуры: учеб. / Под ред. В. А. Шахнова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. - 528c.: ил. - (Информатика в техническом университете).

46. Автоматизация разработки и выполнения конструкторской документации: учеб. пос. / Под ред. Э. Т. Романычевой. - М.: Высш. школа, 1990. - 173c.: ил.

47. Разработка и оформление конструкторской документации РЭА: справ. / Э. Т. Романычева, А. К. Иванова, А. С. Куликов и др.; Под ред. Э. Т. Романычевой. - М.: Радио и связь, 1989. - 448c.: ил.

 

Усилительные устройства

 

48. Игумнов, Д. В. Полупроводниковые усилительные устройства / Д. В. Игумнов, Г. П. Костюнина. - М.: Радио и связь, 1997. - 268c.: ил.

49. Джонс, М. Х. Электроника - практический курс / М. Х.Джонс; Пер. с англ. Е. В. Воронова, А. Л. Ларина. - М.: Постмаркет, 1999. - 528c. - (Биб-ка современной электроники).

50. Ткаченко, Ф. А. Техническая электроника: учеб. пос. / Ф. А. Ткаченко. - Минск: "Дизайн ПРО", 2002. - 368c.: ил.

51. Павлов, В. Н. Схемотехника аналоговых электронных устройств: учеб. / В. Н. Павлов, В. Н. Ногин. - М.: Горячая линия-Телеком, 2003. - 320c.: ил.

52. Баскаков, С. И. Радиотехнические цепи и сигналы: учеб. / С. И. Баскаков. - М.: Высш. шк., 2003. - 462c.: ил.

 

Приложение А

(справочное)

Пример оформления лицевой стороны пояснительной записки

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет автоматики и вычислительной техники

 

Кафедра автоматики и телемеханики

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине

«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»

 

Выполнил студент Иванов И.И.

Группа УТ-21

 

 

Киров 2013


 

Приложение Б

(справочное)

Пример оформления титульного листа пояснительной записки

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет автоматики и вычислительной техники

 

Кафедра автоматики и телемеханики

 

УСИЛИТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

 

Пояснительная записка

Курсовой проект по дисциплине

«Электротехника и электроника»

 

ТПЖА.220421.013.001 ПЗ

 

Разработал студент группы УТ-21 _________________ / Иванов И.С./

(подпись)

 

Руководитель к.т.н., доцент _______________ / Воронцов А.В./

(подпись)

 

Проект защищен с оценкой «_____________» «__»_______ 2010 г.

 

Члены комиссии _____________________ /_________________/

(подпись)

 

_____________________ /_________________/

(подпись)

 

 

Киров 2013

 


Приложение В

(справочное)

Пример оформления задания на курсовой проект

 

 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет автоматики и вычислительной техники

Кафедра автоматики и телемеханики

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

Студент ____________________________ группы ___________________

 

 

Тема проекта _________________________________________________ ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

1. Исходные данные к проекту_____________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

2. Содержание пояснительной записки______________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3.Перечень графического материала с указанием обязательных чертежей__

______________________________________________________________

______________________________________________________________

4. Дата выдачи задания___________________________________________

Срок сдачи студентом законченного проекта_______________________

 

Руководитель проекта _____________ /________________/ __.02.2013 г.

(подпись) (Ф.И.О. преподавателя)

Задание принял ___________ /________________/ __.02.2013 г.

(подпись) (Ф.И.О. студента)

 


Приложение Г

(справочное)

Пример оформления реферата

 

РЕФЕРАТ

 

Иванов И.И. Усилитель постоянного тока: ТПЖА 220421.013.001 ПЗ: Курс. проект / ВятГУ, каф. АТ; рук. Петров П.П. - Киров, 2013. Гр. ч. 2 л. ф.А1; ПЗ 37 с., 15 рис., 5 табл., 25 источников, 3 прил.; технол. докум. 7 л., специф. 5 л., програм. докум. 7 л.

 

УСИЛИТЕЛИ, ИНТЕГРАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ, ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ, МОДУЛЯТОР, ДЕМОДУЛЯТОР, ЧАСТОТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ СИГНАЛОВ.

 

Объект исследования - методика синтеза усилителя постоянного тока в соответствии с техническим заданием.

Объект разработки - схема широкополосного усилителя постоянного тока с блоком питания.

Цель работы - освоить методы анализа и синтеза электронного устройства заданного типа на базе аналоговых микросхем и дискретных элементов, реализующего заданные в техническом задании параметры.

Разработаны структурная и принципиальная схемы широкополосного усилителя постоянного тока, обеспечивающего заданные линейные и нелинейные искажения в рабочем диапазоне входных сигналов.

 


 

 

Учебное издание

 

Ланских Анна Михайловна

 

Источники вторичного электропитания

 

Учебно-методическое пособие

 

Подписано к использованию хх.хх.2013 заказ № ххх.

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный университет»

 

610000, Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332) 64-23-56, http://vyatsu.ru

 

А.М. ЛАНСКИХ

 

 

ИСТОЧНИКИ ВТОРИЧНОГО

ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Учебно-методическое пособие

По курсовому проектированию

 

Дисциплина

«Электротехника и электроника»

 

Направление 220400.62,

II курс, заочное отделение

 

Киров 2013


 

УДК 621.39 (07)

Л 228

 

 

Рекомендовано к изданию методическим советом

ФАВТ ФГБОУ ВПО «ВятГУ»

 

 

Рецензент:

кандидат технических наук, доцент кафедры

электротехники и электроники Л.М.Агалакова

 

 

Ланских, А. М.

Л 228 Источники вторичного электропитания: учебно-методическое пособие по курсовому проектированию / А.М. Ланских. – Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013. – 38 с.

УДК 621.39 (07)

 

В издании излагаются основные требования к выполнению курсового проекта по дисциплине «Электротехника и электроника» и типовое техническое задание на проектирование

 

 

Редактор М.С. Мухачева

Тех. редактор А.В. Куликова

 

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Современное развитие различного рода автоматических устройств и автоматизированных систем во всех сферах человеческой деятельности было бы невозможно без электронной техники, которая позволяет создавать наиболее надежные, миниатюрные, дешевые, быстродействующие элементы и устройства. Разработка, внедрение и использование электронных устройств невозможны без знания принципов построения, особенностей функционирования и технических характеристик электронных элементов, схем и систем. В связи с этим курс «Электротехника и электроника» занимает важное место в системе подготовки бакалавров по направлению 220400.62 «Управление в технических системах» и является одной из базовых дисциплин в процессе подготовки студентов к производственной и исследовательской работе в области создания средств и систем автоматики, автоматизированного управления технологическими процессами и гибкими производствами.

В процессе изучения курса «Электротехника и электроника» студент должен:

· усвоить знания структур, принципов действия, областей применения и методов расчета основных элементов схем и устройств аналоговой и импульсной техники в дискретном и интегральном исполнении;

· получить умение выполнять проектно-конструкторские и расчетные работы по созданию и внедрению в эксплуатацию устройств и систем электроники.

Основной трудностью при изучении данной дисциплины является многоплановость рассматриваемого материала и большой его объем. Поэтому успешное освоение курса невозможно без самостоятельной работы с рекомендуемой литературой и творческого отношения к выполнению заданий. Для успешного выполнения курсового проекта требуется не только понимание физической сущности процессов, происходящих в схемах и устройствах, но и знания по следующим дисциплинам: высшей математике, физике, электротехнике, программированию, инженерной и компьютерной графике, электрическим измерениям, электронике.

Курсовое проектирование является значительным этапом изучения теоретической части дисциплины «Электротехника и электроника» и подготавливает студента к самостоятельной производственной деятельности.

Настоящие методические указания содержат следующие разделы: основные задачи проектирования; общие требования к выполнению курсового проекта; основные требования к выполнению курсового проекта по дисциплине «Электротехника и электроника»; типовое техническое задание на проектирование; библиографический список и приложения справочного характера.


Основные задачи проектирования

 

Целью курсового проекта является приобретение практических навыков применения теоретических методов к расчету электронных схем и закрепление приобретенных ранее знаний при разработке технической документации на проект, выполняемый в соответствии с ГОСТ Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Задачи курсового проектирования состоят в том, чтобы:

· выбрать экономичную структурную схему с минимальным количеством звеньев, позволяющую получать заданные характеристики электронного устройства;

· провести расчет схемы по отдельным структурным звеньям, при этом выбрать режим работы каждого звена и определить параметры всех входящих в него элементов;

· провести анализ одной из важнейших характеристик схемы: амплитудно-частотной характеристики, переходной характеристики, устойчивости и т.д.;

· представить техническую документацию (пояснительную записку и чертежи), оформленные в соответствии с ГОСТ ЕСКД.

Курсовой проект позволяет студенту: познакомиться с организацией и основными этапами проектирования электронных устройств и аппаратов; научиться анализировать техническое задание на проектирование, составлять структурную схему, а затем создавать рациональную принципиальную схему; закрепить и углубить знание методов расчета электронных цепей; познакомиться с элементной базой; получить навыки поиска научно-технической литературы и работы с ней, правильного составления и оформления конструкторской документации в соответствии с государственными и отраслевыми стандартами.

 

 

2. Общие требования к выполнению курсового проекта

 

Курсовой проект по дисциплине «Электротехника и электроника» - первая учебная работа, в ходе которой студенты должны приобрести навыки не только расчетов, но и разработки конструкторской документации. Поэтому все входящие в нее документы следует изготовлять в строгом соответствии с требованиями ЕСКД, необходимый перечень стандартов которой приведен в разделе 5, а также в соответствии с СТП 102-2004 ВятГУ «Общие требования к структуре, оформлению и представлению курсовых проектов и работ». Основные положения этого нормативного документа приведены ниже.

В состав курсового проекта входят пояснительная записка и графическая часть.

Основные требования к пояснительной записке устанавливают ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.106-68 и СТП 102-2004, которые точно определяют форму пояснительной записки. Пояснительная записка оформляется на листах формата А4 и включает в себя титульный лист, задание, реферат, ведомость курсового проекта, содержание, введение, основную часть, заключение и приложения (в том числе, при необходимости, определения, обозначения, сокращения).

Примеры оформления лицевой стороны и титульного листа приведены в приложениях А и Б соответственно. Пример оформления задания на курсовое проектирование приведен в приложении В настоящих методических указаний.

Реферат - изложение главных положений и основных выводов курсового проекта. Объем реферата не должен превышать одну страницу. Реферат включает в себя:

- наименование «Реферат» (центрируется);

- библиографическую запись по ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.9; выполняется с отступами от левого и правого поля 20 мм, выравнивается по ширине. В нее включаются: фамилия и инициалы автора, наименование темы проекта (работы), код ТПЖА, вид работы, название организации (ВятГУ), наименование кафедры, инициалы и фамилия руководителя, место издания (г. Киров), год издания, объем графической части, количество страниц пояснительной записки, количество рисунков в пояснительной записке, количество таблиц в пояснительной записке, количество источников в библиографическом списке, количество приложений, количество листов технологических документов, количество листов спецификаций, количество листов распечаток программ и т.д.;

- перечень от пяти до пятнадцати ключевых слов или словосочетаний из текста пояснительной записки; ключевые слова приводятся с красной строки прописными буквами в строку через запятые;

- текст реферата составляется по следующему плану: объект исследования и разработки; цель работы; методы проведения работы; основные результаты, выводы, рекомендации и область использования результатов работы.

Изложение материала в реферате должно быть кратким и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических оборотов.

Пример реферата приведен в приложении Г.

При выборе форматов, масштабов, линий, штампов и шрифтов следует руководствоваться ГОСТ 2.301-68*, ГОСТ 2.302-68*, ГОСТ 2.303-68*, ГОСТ 2.104-68*, ГОСТ 2.304-81 соответственно. Сказанное относится ко всем последующим документам, входящим в проект.

Ведомость курсового проекта содержит перечень всех документов, вошедших в проект, заполняется по ГОСТ 2.106-96 и подписывается студентом (автором проекта) и руководителем. Ведомость составляется по формам 4 или 4а по ГОСТ 2.106-96 и СТП ВятГУ 102-2004. Пример оформления ведомости для курсового проекта приведен в СТП ВятГУ 102-2004.

Содержание пояснительной записки составляется после выполнения всех необходимых работ по проекту. Все материалы, собранные по проекту, подразделяются на логически завершенные части, каждой из которых дается свое название. Содержаниевключает в себя порядковые номера и наименования разделов, подразделов и приложений с указанием их обозначения и заголовков. Перечень заголовков параграфов, написанный в виде столбца с указанием порядковых номеров параграфов и номеров страниц, на которых эти параграфы начинаются, составляет содержание. Содержание размещается на новой странице после ведомости курсового проекта. Слово «Содержание» пишется с прописной буквы без точки в конце и центрируется. Наименования структурных элементов «Титульный лист», «Задание», «Реферат», «Ведомость курсового проекта» в содержании не приводятся. Пример оформления содержания для курсового проекта приведен в СТП ВятГУ 102-2004.

Текст пояснительной записки начинается с «Введения», содержит основную часть и заканчивается библиографическим списком и приложениями.

Введение не нумеруется, слово «Введение» пишется с прописной буквы без точки в конце и центрируется. Во введении обосновывается актуальность темы проекта, приводится назначение и область применения проектируемого объекта, степень новизны, значимость и границы разработки, формулируются цель курсового проекта, основные задачи, решаемые в проекте.

Основная часть делится на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее двух разделов, а в их составе не менее двух подразделов и т.д. К тексту пояснительной записки курсового проекта предъявляются следующие основные требования: полнота и достоверность информации; наличие критической оценки использованной информации; логичность структуры; композиционная целостность; аргументированность выводов; ясность, четкость и лаконичность изложения.

Вразделе «Заключение» приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В «Заключении» не допускается повторения разделов содержания, введения или основной части, в частности выводов, сделанных по главам. Заключение должно соответствовать основным пунктам задания на курсовой проект.

Оформление приложений осуществляется в соответствии с СТП ВятГУ 101-2004 и ГОСТ 2.105-95. В приложении оформляется материал, дополняющий содержание курсового проекта. В приложении или приложениях могут быть: графические материалы; таблицы большого формата; тексты программ и/или результаты расчета на ЭВМ; описания аппаратуры и приборов; схемы, чертежи и т.п.; перечень определений, обозначений и сокращений.

Если в документе есть приложения, то на них обязательно даются ссылки в основном тексте документа. Приложения, за исключением перечня определений, обозначений и сокращений, библиографического списка, располагаются в порядке ссылок на них в тексте пояснительной записки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. После слова «Приложение» должна следовать буква, обозначающая его последовательность. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в текстовом документе только одно приложение, то оно обозначается «Приложение А». Допускается оформлять приложения на листах формата А3, А4х3, А4х4, А2 и А1 по ГОСТ 2.301-68*. В следующей за словом «Приложение» строке, в скобках, указывается характер приложения. Для обязательного приложения пишется слово «обязательное», а для информационного – «рекомендуемое» или «справочное». Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Все приложения должны иметь общую с остальной частью текстового документа сквозную нумерацию страниц. Все приложения (с указанием их обозначений и заголовков) должны быть перечислены в содержании документа.

В перечене определений, обозначений и сокращений указываются часто используемые слова, термины, исключая общепринятые и стандартные определения, обозначения и сокращения. Перечень определений начинается со слов: «В настоящем проекте применяются следующие термины …». Например, КР – курсовая работа; ДП – дипломный проект; ПЗ – пояснительная записка; ВДП – ведомость дипломного проекта и т.д. Каждый термин рекомендуется записывать с новой строки и в порядке упоминания терминов в тексте пояснительной записки.

Би<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.256 с.