Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств

2017-10-07 350
Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все большую и большую распространенность приобретают психо­соматические расстройства у детей и подростков. В настоящее время их число достигает 40—68% от числа обратившихся за помощью к пе­диатрам. В период создания психосоматической медицины как науки, стремившейся преодолеть разрыв между специалистами по телесным и психическим расстройствам, для того чтобы понять происхождение психосоматических расстройств, была выработана жесткая однолиней­ная модель болезни. По мнению ее авторов, единственной причиной возникновения психосоматических заболеваний (язвы желудка, брон­хиальной астмы, гипертонической болезни и др.) является пережива­ние психотравмирующей ситуации.

В нашей стране в связи с позицией официальной науки специаль­ные исследования психосоматических расстройств долгое время не проводились. Первые обобщающие работы, посвященные этой про­блеме у взрослых, стали появляться в 1980-90-х годах (Вейн А. М., 1986; Губачев Ю. М., Стабровский Е. М.., 1981; Захаржевский В. Б., 1990; Тополянский В. Д., Струковская М. В., L986). Несколько позже офор­мился интерес к психосоматическим расстройствам у детей (Антропов Ю.Ф., 1999;БелоконьН.А., 1986;БрязгуновИ.П., 1995;ИовчукН. М., 1985; Ковалев В. В., 1995; Козидубова В. М., 1988; Полецкий В. М., 1990; Северный А. А., 1987; Шварков С. Б., 1991).

Мы с сотрудниками с конца 1970-х годов изучали психосоматичес­кие и соматопсихические отношения у младенцев, у детей и подростков с сердечно-сосудистыми расстройствами, бронхиальной астмой, болезнями желудочно-кишечного тракта, нейродермитом и псориазом, психосексуальными и эндокринными расстройствами, инфекционны­ми болезнями, а также у детей высокого риска. Было обнаружено, что, как и у взрослых, у детей все попытки объяснить происхождение этих расстройств каким-либо одним фактором (особенностями развития, спецификой эмоциональных реакций, своеобразием личности, особен­ностями функционирования семьи и т. д.) не дают положительного результата. В результате, в соответствии с достижениями других авто­ров была создана многофакторная открытая модель болезни, объясня­ющая происхождение психосоматических расстройств сочетанием со­циальных, психологических, биологических (в том числе и неизвест­ных) вредностей, перенесенных индивидом.

Изучение широкого круга соматических (и нервно-психических) заболеваний, как у взрослых, так и у детей, показало, что на происхож­дение, течение, а также результативность терапии и исход заболевания оказывают влияние те или иные негативные эмоциональные пережи­вания больных людей. В связи с этим мы, как и некоторые другие ав­торы, предлагаем рассматривать проблему психосоматических рас­стройств в рамках психосоматического подхода к любому расстройству здоровья у ребенка и подростка. Этот подход будет включать обязатель­ный анализ психосоциальных вредностей, участвующих в развитии любого заболевания. Психосоматический подход должен будет охва­тить проблемы внутренней картины здоровья, конверсионных, сома­тогенных, соматизированных психических и ипохондрических рас­стройств, психосоматических ситуаций (внутренней картины болез­ни), симуляцию, искусственно продуцируемые расстройства здоровья и др. Сегодня психологическое обследование и психотерапия ребенка становятся реальностью. В этой связи изучение влияния психосоци­альных факторов с целью учета их действия и включения в план тера­певтического вмешательства — не декларация, а одна из составляю­щих эффективной профессиональной деятельности врача и психолога.

Фактически это должно означать, что при таком всеобъемлющем изучении обратившегося за медицинской помощью ребенка следует квалифицировать не как терапевтического, неврологического или пси­хического больного, в соответствии с преобладающими расстройства­ми в тех или иных системах, а как страдающую личность, у которой имеется то или иное заболевание. Таким образом, вместо «правильно­го выбора» «соответствующего» специалиста для больного, каждый врач должен уметь обеспечить не только диагностику и лечение соматичес­ких заболеваний, но и эффективное изучение личности и психологических трудностей, от которых зависит успешность терапевтического вмешательства. В связи с недостаточной психолого-психиатрической подготовкой врачей реализация такого подхода, к сожалению, в насто­ящее время еще представляет значительные трудности и требует учас­тия клинических психологов.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.