Диагностика речевого развития — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Диагностика речевого развития

2017-10-08 236
Диагностика речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание № 8

 

Цель методики:

выявить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста.

Задачи:

на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речевого развития.

Материал:

короткие рассказы, соответствующие возрасту.

Ход работы.

Учащимся предлагается внимательно прослушать текст и пересказать его содержание.

Анализ результатов.

При изучении особенностей речевого развития надо обратить внимание на следующее.

(Параметр 1) ~ Особенности восприятия и понимания текста (насколько внимателен ребенок при чтении текста; степень его заинтересованности, вовлеченности в работу, просит ли он повторить текст).

(Параметр 2) ~ Особенности пересказа текста: как быстро испытуемый начинает пересказ (сразу после прочтения, сколько раз пришлось повторить текст); пересказывает самостоятельно или пришлось оказывать помощь; задает ли ребенок уточняющие вопросы; с чего начинается пересказ, насколько он подробен, имеются ли отклонения от темы, наличие комментариев. Нужно отметить скорость речевого высказывания, построение предложений (насколько они просты или сложны, какие наиболее часто встречаются), многословен пересказ или нет; имеются ли оговорки, повторы. При выявлении особенностей лексики следует отметить, осуществляется ли пересказ "своими словами", насколько богат словарный запас ребенка или же пересказ ведется близко к тексту, по линии его упрощения. Требуется выяснить, воспринимает ли испытуемый метафору, как он ее понимает, владеет ли ею сам.

(Параметр 3) ~ Особенности отношения к смысловому содержанию текста; степень понимания адекватности смысла, эмоциональное отношение к смыслу текста, нравственное и эстетическое суждение о нем.

Если испытуемый затрудняется выполнить пересказ, то задаются дополнительные вопросы, например: "О чем этот рассказ?", "О ком говорится в нем?", "Что удалось запомнить из данного рассказа?". После называния основного персонажа рассказа можно спросить, что и как данный персонаж сделал, что у него из этого получилось.

Если испытуемому удалось без подсказок быстро пересказать текст, желательно спросить его о смысле данного повествования; выводах, которые можно из него сделать.

К высокому уровнюречевого развития необходимо отнести детей, успешно справившихся с пересказом текста; пересказ осуществляется без повторного прочтения текста; испытуемый обошелся без подсказок и наводящих вопросов; сумел передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчетливая; предложения строятся логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.

К среднему уровню речевого развития можно отнести детей, сумевших пересказать текст после повторного прослушивания и с помощью экспериментатора. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произношении логически правильно построенных фраз.

К низкому уровню речевого развития обычно относятся дети с пассивным отношением к задаче. После нескольких предъявлений текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью экспериментатора. Можно наблюдать у ребенка невнятное "бурчание

под нос", отказ от пересказа ("Я не могу", "у меня не получится").

 

Тексты для анализа речевого развития

Лгун.

Мальчик стерег овец, и будто увидев волка, стал звать: "Помогите, волк! волк!". Мужики прибежали и видят, неправда. Так сделал он и два, и три раза, случись – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: "Сюда, сюда скорее, волк!". Мужики подумали - опять по-всегдашнему обманывает - и не послушали его. Волк видит - бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

(Л.Н.Толстой)

 

Кто как одет.

Дни стали ненастные, по ночам холодно, и на огороде стали овощи убирать, чтобы не погибли, не померзли.

Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы - в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох и разную петрушку.

Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. Я не знал почему, а потом догадался. У нее, у капусты, семьдесят одежек и все без застежек. Она холода не боится!

(Э.Шим)

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.