Экскурсия как вид туристских услуг. Ее функции — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Экскурсия как вид туристских услуг. Ее функции

2017-10-08 2649
Экскурсия как вид туристских услуг. Ее функции 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Туристская услуга — это результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению по­требностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих. Туристская услуга может быть матери­альной (размещение, питание, транспорт) и социально-культурной (экскурсии, лечение, оздоровление и др.).

Туристские услуги можно подразделить на основные и дополни­тельные: основные обязательно включены в любой тур, дополни­тельные — по желанию туриста. К основным услугам относятся размещение, питание, транспорт и экскурсии. Их оплата, как пра­вило, входит в базовую стоимость тура. Дополнительные услуги (медицинское обслуживание, дополнительное питание, посещение развлекательных мероприятий и др.) оплачиваются сверх базовой стоимости.

Экскурсионная услуга предоставляется для удовлетворения по­знавательных интересов туристов (экскурсантов). Она включает разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, их организацию и проведение, услуги экскурсовода.

Экскурсии являются основой культурно-познавательного туриз­ма. При проектировании туров обычно планируются обзорные экс­курсии в городах, посещение крупных музеев или галерей, основных историко-культурных памятников и достопримечательных мест.

Для каждой экскурсии экскурсионное бюро разрабатывает сле­дующие документы: озвучиваемый текст, технологическую карту, утвержденные правила техники безопасности, порядок контроля за качеством проведения экскурсий, систему страхования экскур­сантов и экскурсовода.

Однако экскурсия — это не только методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, это прежде всего информационно емкий и интересный рассказ экскурсовода о событиях, связанных с увиденным. Неверно, что экскурсия — это работа только экскурсовода и отдых для экскур­сантов, туристы вольно или невольно приобщаются к знаниям, включаются в просветительский процесс.

Можно выделить следующие основные признаки экскурсии: на­личие экскурсантов, квалифицированного экскурсовода, протя­женность процесса во времени (от 45 мин до 1 сут) и пространстве (движение по заранее составленному маршруту), показ объектов на месте их естественного или искусственного (в музее) располо­жения, тематическая целенаправленность.

При отсутствии любого из этих признаков мероприятие пере­стает называться экскурсией и превращается в прогулку, беглый осмотр, прослушивание замечаний гида об объектах по мере их по­явления, при движении автобуса и др.

Еще одним признаком экскурсии является активная деятель­ность всех ее участников — и экскурсовода и экскурсантов.

Разные виды экскурсии имеют свои особенности: у автобусных, например, — обязательный выход для осмотра достопримечатель­ностей, у музейных — знакомство с материалами, расположенны­ми на стендах, у производственных — осмотр станков, агрегатов, механизмов.

Обязательными требованиями к экскурсии являются научность, актуальность (связь с современностью), доходчивость и убеди­тельность. Материал, предлагаемый на экскурсии, должен быть строго научным, все факты излагаются по достоверным источни­кам, на которые можно сослаться, если слушатель попытается опро­вергнуть сказанное. Рассказ экскурсовода должен постоянно об­новляться в соответствии с сегодняшними реалиями, событиями в стране и мире. Речь экскурсовода должна быть убедительной и до­статочно эмоциональной, доходчивой, понятной людям с разным уровнем подготовки.

Функции экскурсии:

1) информационно-познавательная — усвоение информации по конкретной теме или разделу знаний;

2) воспитательная — создание у экскурсантов правильного от­ношения к увиденному (природоведческие экскурсии, например, воспитывают бережное отношение к природе, искусствоведче­ские — эстетическое восприятие увиденного, этнографические — уважение к традициям разных народов и т.д.);

3) развлекательно-досуговая экскурсия — это вид отдыха, способ проведения свободного времени (если это не учебная экскурсия);

4) эстетическая — воспитание у экскурсантов эстетического со­знания, уменья видеть и понимать красоту;

5) коммуникативная — общение и взаимодействие экскурсантов между собой и экскурсоводом в процессе знакомства с объектами экскурсии, усвоения информации;

6) рекламная — продвижение туристических возможностей края, пропаганда его имиджа (любая производственная экскурсия способствует рекламе предприятия или его продукции).

Основными элементами экскурсии являются показ, рассказ и движение. Без показа экскурсия может превратиться в лекцию. Рассказ, как правило, вторичен по отношению к показу, соотноше­ние показа и рассказа зависит от темы, привлекательности самого объекта, профессиональных качеств экскурсовода. Движение от объекта к объекту — обязательная часть любой экскурсии. Пере­движение может быть пешим или на транспорте — автобусе, тепло­ходе, поезде, троллейбусе, других видах транспорта.

Виды экскурсий

Классификации экскурсий (т.е. распределению их на группы по каким-либо признакам, определяющим характер их подготовки и проведения) уделяли внимание многие специалисты экскурсион­ного дела. Так, в 1922 г. Б.Е.Райков в книге «Методика и техника ведения экскурсий» классифицирует их по содержанию, объему, ме­тоду проведения, логическому построению, продолжительности, со­ставу участников. Существуют классификации И. М. Гревса, Н. П. Ан­циферова, В. А. Герда и др.

Сегодня наиболее универсальной является классификация экс­курсий по содержанию, составу участников, месту и форме прове­дения, способу передвижения, продолжительности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (много­плановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Обзорная экскурсия по городу, например, строится на показе разновременных его объек­тов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных красот. Рассказ ведется со времени возникновения города до настоящего времени. Бывают обзорные экскурсии по крупным музеям (в Санкт-Петербурге по Эрмитажу, Русскому музею, Кунсткамере).

Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:

исторические — они бывают историко-краеведческими, архео­логическими, этнографическими, военно-историческими, истори- ко-биографическими, историко-религиозными;

архитектурно-градостроительные — подразделяются на обзор­ные с показом архитектурных памятников определенного истори­ческого периода, стиля или относящихся к творчеству какого-либо архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, посвященные одному типу построек (двор­цам, храмам и др.);

искусствоведческие — они бывают историко-театральные, историко-музыкальные, по местам жизни деятелей искусства; раз­вития народных художественных промыслов, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, мастерские художников и скульпто­ров;

литературные — бывают литературно-биографические (по ме­стам жизни и творчества писателей, поэтов, драматургов, литерато­ров); историко-литературные (по отдельному периоду развития ли­тературы); литературно-художественные (по местам, описанным в литературных произведениях);

природоведческие — подразделяются на ботанические, зооло­гические, гидрологические, геологические, по уникальным памят­никам природы;

производственные — технологические, историко-технические, профессионально-ориентационные (для учащихся), рекламные.

По составу участников экскурсии подразделяют на взрослые и детские; для местных и приезжих туристов; городского и сельско­го населения; организованных однородных групп (например, из одного учреждения) и сборных; профессионалов и дилетантов. Особый контингент экскурсантов — религиозные паломники, ма­ленькие дети, инвалиды, пожилые, трудные подростки, vip- клиенты.

По месту проведения экскурсии подразделяются на городские, загородные, музейные, производственные, комплексные.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на транс­портные и пешеходные. Протяженность пешеходного маршрута ограничена физическими возможностями экскурсантов и не может быть слишком большой — объекты должны находиться недалеко друг от друга. Среди транспортных экскурсий наиболее распро­странены автобусные. Во время автобусных экскурсий происходит показ в движении с последующим рассказом об экскурсионных объектах на остановках; осмотр с обязательным выходом из авто­буса и рассказ в пути о местах, мимо которых проезжают экскур­санты. Внешние факторы (необходимость соблюдать правила до­рожного движения, пробки, поломки) могут помешать проведению автобусной экскурсии. В качестве транспорта часто используются речные и морские теплоходы, вертолеты, трамваи и троллейбусы, гораздо реже — велосипеды и даже гужевой транспорт.

Минимальная продолжительность экскурсии — 45 мин, макси­мальная — не более 24 ч. Если экскурсионная программа длится в течение суток, то она включает перерывы на прием пищи, стоянки для отдыха, покупки сувениров, ознакомления с путевой информа­цией.

По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие типы.

Экскурсии-массовки. Экскурсанты одновременно двига­ются в нескольких автобусах, проведение экскурсии сочетается с организацией каких-либо культурно-массовых мероприятий. На экскурсиях-массовках экскурсоводу нельзя углубляться в специ­альные вопросы, перегружать рассказ излишними деталями и под­робностями. Экскурсия-массовка может длиться в течение дня с перерывами-привалами, во время которых экскурсантам предлага­ют поесть, поучаствовать в викторинах и конкурсах и т. п.

Экскурсии-прогулки. Обычно проводятся на природо­ведческие темы в парк, лес на реку. На такой экскурсии осмотр со­четается с отдыхом, этим экскурсии-прогулки похожи на экскурсии- массовки.

Экскурсии-концерты. Они посвящены музыкальной теме и включают прослушивание музыкального произведения во время движения в автобусе или во время осмотра музея. Другой вариант: концерт может предварять экскурсию или завершать ее, если экс­курсия проводится в музыкальном театре или консерватории.

Рекламные экскурсии. Проводятся на предприятии или фирме, их цель — привлечение клиентов или деловых партнеров.

Экскурсия-демонстрация. Часто применяется как фор­ма учебной деятельности для коллег или обучающихся с целью де­монстрации методологических приемов (в том числе для начинаю­щих экскурсоводов).

Экскурсия-беседа. Она включает встречу с человеком, чья деятельность имеет отношение к теме экскурсии. Такой беседой можно начинать экскурсию или заканчивать. Например, если про­водится экскурсия по предприятию, то логично начать ее или за­кончить встречей с кем-либо из руководства. Экскурсия на воен­ную тему может включать встречу с ветераном Великой Отече­ственной войны, других боевых действий.

Трассовая экскурсия. Проводится по пути к месту назна­чения. Экскурсовод рассказывает о всех интересных объектах по ходу движения автобуса.

Как видим, существует множество критериев для классифика­ции экскурсий. Однако следует учитывать, что любая классифика­ция условна, типы экскурсий могут не совпадать с названными, пе­ресекаться и взаимодополнять друг друга.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.