Технология педагогической диагностики — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Технология педагогической диагностики

2017-10-08 1342
Технология педагогической диагностики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая диагностика является одним из компонентов личностно ориентированного педагогического процесса. Профессиональная деятельность педагога сродни деятельности врача. Насколько точно будет поставлен индивидуальный диагноз (от греч. diagnosis– определение, распознавание), настолько эффективным будет педагогическое взаимодействие.

В педагогике диагностикаопределяется как педагогическая деятельность, направленная на изучение воспитанника, педагогической деятельность, педагогического процесса.

Основываясь на том, что назначением педагогического процесса, педагогической деятельности является всестороннее развитие участников педагогического процесса, а развитие есть изменение состояния чего-либо, можно дать следующее определение этого понятия.

Педагогическая диагностика – процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия.

Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции:

1. констатирующую (информационную):

- получение информации об участниках педагогического процесса,

- выявление уровня развития ребенка, его индивидуальности,

- выявление уровня развития личностных качеств педагога, профессионализм его педагогической деятельности,

- выявление состояния педагогического взаимодействия,

- составление характеристики воспитанника, педагогического процесса;

2) Прогностическую:

- способствование выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса,

- прогнозирование организации педагогического взаимодействия;

3) ценностно-ориентационную (оценочную):

- представление о результативности педагогического взаимодействия,

- определение эффективности использования в педагогическом процессе различных средств;

4) самоизучения, саморазвития:

- познание себя, своих возможностей, создание условий саморазвития через различные методы диагностики;

5) развивающую (воспитательную):

- создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности;

6) конструктивную:

- повышение эффективности педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности.

Сущность педагогического диагностирования состоит в том, чтобы:

· обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического взаимодействия, педагогического процесса;

· увидеть нормы или отклонения в изменении их состояния (ориентируясь на эталон);

· определить степень (уровень) развития;

· проанализировать полученные факты;

· установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения;

· выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса.

Педагогическая диагностика представляется нам как сложное системное явление, в котором можно выделить ряд направлений:

1. диагностика развития ребенка (воспитанника, ученика);

2. диагностика педагогической деятельности, личностных качеств педагога;

3. диагностика педагогического взаимодействия.

Процедура педагогической диагностики предполагает следующую логику операций (действий):

1. постановка целей диагностики;

2. определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности;

3. отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы);

4. осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы);

5. анализ результатов диагностики;

6. выделение уровней развития учащихся;

7. учет, фиксирование результатов диагностики.

Дадим пояснения о реализации каждой из названных операций на примере диагностики развития воспитанника (ученика).

Постановка целей диагностики

При осуществлении диагностики развития воспитанника педагог ставит общие и частные цели.

Общие целикасаются выявления общего уровня развития, воспитанности, культуры ребенка.

Частные цели связаны с выявлением уровня развития отдельного (частного) качества, свойства личности, индивидуальности, например, познавательных интересов, ценностных ориентаций, эстетического вкуса, экологической культуры и т.д.

При осуществлении процедуры диагностики развития воспитанника общие и частные цели тесно взаимодействуют между собой. Решая частные цели, педагог получает представление об общем развитии воспитанника, так как уровень развития отдельного качества, свойства личности является критерием и показателем ее общего развития.

Определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности

От точности, конструктивности определения критериев и показателей развития личности во многом зависит результативность осуществления педагогической диагностики. Критерии и показатели определяют содержание многих методов, методик диагностики, диагностической программы.

Критерий – отличительный признак, мерило оценки чего-либо.

Показатели– отдельные качественные и количественные характеристики критерия. Например, знания – критерий, а показатели – поверхностные, либо фрагментарные, либо глубокие, систематические знания.

Критериями общего развития личности являются:

- опыт поведения и деятельности (богатство жизненных впечатлений; разнообразие практических умений и навыков; умение использовать знания на практике; опыт преодоления трудностей и т.д.);

- отношение к себе (сформированность «Я-концепции»; позитивная или негативная «Я-концепция»; сформированность самооценки и т.д.);

- отношение к другим (внимательное, гуманное, эмпатия, уважение чувств других людей, завышенная или заниженная требовательность, безразличие и т.д.);

- сформированность мировоззрения, собственных взглядов, убеждений;

- спектр, полнота интересов, потребностей;

- отношение к природе;

- мотивы деятельности и поведения (внешние и внутренние);

- самостоятельность;

- творчество в деятельности;

- активность и др.

При диагностике развития того или иного отдельного качества, свойства личности, индивидуальности педагог определяет его критерии и показатели. Например, критериями развития познавательных интересов можно считать круг чтения ученика, потребность и умение задавать вопросы, эмоциональность в познавательной деятельности, эрудицию, сообразительность, время, отводимое на чтение, успеваемость по предмету, участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и т.д.

Среди критериев развития эстетической культуры воспитанника выделим: полноту и разносторонность эстетических знаний; эстетические интересы и потребности; потребность в общении с искусством; проявление эстетических чувств при общении с прекрасным; глубина восприятия произведения искусства; способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т.д.

Отбор методов, система методов диагностики (составление диагностической программы)

На следующем этапе процедуры диагностики педагог отбирает методы, т.е. способы изучения воспитанника.

Наиболее популярными при осуществлении диагностики являются следующие методы:

1. наблюдение;

2. анкетирование;

3. тестирование;

4. беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование);

5. беседа с педагогами;

6. беседа с родителями;

7. анализ результатов деятельности;

8. сочинения;

9. обобщение независимых характеристик воспитанников;

10. социометрические методы;

11. ранжирование;

12. недописанный тезис.

Из названных и других методов педагогу необходимо составить систему методов (диагностическую программу) для получения более объективной информации о воспитаннике. Например, сначала используется недописанный тезис; по его результатам (перечень характеристик, качеств, свойств и т.д.) производится ранжирование; опираясь на информацию, полученную после реализации этих методов, составляются вопросы анкеты; а по окончании анкетирования проводятся уточняющие беседы с отдельными воспитанниками; опрос учителей.

Обязательными компонентами диагностической программы являются цель осуществляемой педагогической диагностики и система методов диагностики, реализующая ее.

Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы)

Осуществление методов (методик) диагностики требует специальной организации, определенных затрат времени. Среди требований в осуществлении методов диагностики можно назвать следующие:

1. диагностика не должна являться самоцелью;

2. диагностика должна осуществляться планомерно и систематически;

3. диагностика должна охватывать всех учащихся;

4. изучение диагностики необходимо осуществлять в естественных условиях жизни и деятельности воспитанника (ученика);

5. при диагностике следует учитывать половозрастные особенности детей;

6. при диагностировании следует соблюдать педагогический оптимизм;

7. педагогу рекомендуется постоянно обогащать арсенал методов, методик диагностики;

8. желательно использовать всю систему методов диагностики.

Анализ результатов диагностики

По каждой методике диагностики существует своя технология (процедура) обработки результатов. При анализе результатов необходимо:

- их сравнение с критериями, показателями изучаемого свойства, качества личности, явления;

- выделение качественных характеристик, сущностных, особенных и общих признаков;

- нахождение причинно-следственных связей.

Выделение уровней развития учащихся

Анализ результатов диагностики показывает, что каждый из выделенных критериев имеет разнообразные количественные и качественные характеристики (показатели).

Например, отношение к окружающим людям может быть: добрым, внимательным, уважительным; безразличным, нейтральным; неуважительным. Развитие поэтических интересов может выражаться знанием только имени А.С. Пушкина либо знанием поэтов школьной программы, либо знанием творчества отдельных поэтов, чтением наизусть их произведений и т.д.

Налицо разная степень качества одного и того же явления. В этой связи можно говорить о разных уровнях развития личности, индивидуальности ребенка, отдельных ее свойств.

Уровень развития есть степень качества, высота, величина развития личности, индивидуальности, отдельных ее свойств, степень соответствия эталону, образцу, идеалу.

Исследователи, педагоги-практики выделяют три обобщенных уровня развития: низкий, средний и высокий.

Приведем примерное описание уровней эстетического развития учащихся.

Низкий уровень предполагает: фрагментарные эстетические знания; описательность и перечисляемость в ответах; случайность наблюдений; неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь; неумение сформулировать свое отношение к действительности; отношение к произведениям искусства, к окружающей действительности, характеризующееся весьма общими показателями – хорошо или плохо, нравится или не нравится, без каких-либо нюансов; наивно-реалистическое (прямое, зеркальное) восприятие искусства; отсутствие или неразвитость творческого воображения; неразвитость эстетических чувств и вкуса; связь с массовой культурой эстетических идеалов и интересов; увлечение сюжетом, фабулой, ритмом, внешними атрибутами художественного произведения.

Средний уровень предполагает: владение определенными понятиями об эстетических ценностях; стремление не столько описывать события, сколько рассуждать о них; анализировать свое отношение к действительности; не всегда устойчивые эстетические вкусы; связь эстетических интересов и идеалов, как с массовой культурой, так и с истинными ее достижениями; восприятие искусства преимущественно как занимательной игры мыслей, наглядное оформление тех или иных нравственных и социальных проблем; заинтересованное отношение воспитанников к проблеме, отраженной в художественном произведении (но не к художественным достоинствам самого произведения, мастерству автора).

Высокий уровень предполагает: целостность восприятия искусства и окружающей действительности; умение чувствовать природу искусства (умение узнавать произведения, почерк, особенности, творчества художника); потребность в художественном творчестве, эстетическом преобразовании действительности; разносторонние эстетические интересы и потребности; развитый эстетический вкус; ярко выраженную индивидуальность в Определении эстетических интересов и идеалов.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.