Студийный микрофон Neumann D-01 Solution-D single mic — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Студийный микрофон Neumann D-01 Solution-D single mic

2017-10-08 343
Студийный микрофон Neumann D-01 Solution-D single mic 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цифровая микрофонная система Solution-D компании Neumann – успешное воплощение идеи «переноса» традиционно высоких параметров аналоговых студийных микрофонов в цифровую область. Реализация цифрового микрофона закрыла последнее «белое пятно» в цифровом тракте
передачи звукового сигнала.

Благодаря применению нового, революционного процесса аналого-цифрового преобразования, специально разработанному методу синхронизации, наличию дистанционного управления микрофонными параметрами и функциями микширования, Solution-D отвечает самым взыскательным
требованиям профессионалов звуковой индустрии.

Цифровая микрофонная система Solution-D состоит из трех компонентов: цифрового микрофона D-01, цифрового микрофонного интерфейса DMI-2 и программного обеспечения RCS, активизирующего систему и обеспечивающего дистанционное управление параметрами.

Любой инженер звукозаписи, достаточно хорошо знакомый с цифровой технологией, может немедленно начать работу с Solution-D без предварительного обучения. Акустические принципы и техника звукозаписи идентичны аналоговым микрофонам. Однако специфические функции цифровых микрофонов открывают новые уникальные возможности.

Особенности студийного микрофона Neumann D-01 Solution-D single mic

Цифровой микрофон D-01

На первый взгляд, микрофон D-01 не отличается от своих аналоговых «собратьев». Между тем, непосредственно после капсюля в тракте расположен аналого-цифровой преобразователь, разработанный компанией Neumann специально для работы с уровнями сигнала, характерными для микрофонных капсюлей. Аналоговый сигнал, вырабатываемый микрофонным капсюлем, преобразуется в 28-разрядный цифровой сигнал с динамическим диапазоном более 130 дБ (A-взвешенный).

Затем цифровой сигнал обрабатывается с помощью программируемой матрицы логических элементов FPGA (Field Programmable Gate Array), встроенной прямо в микрофон. Это означает, что такие функции, как изменение направленности, аттенюация, фильтр НЧ, предварительное усиление и различные функции переключения реализованы в цифровой форме и доступны для дистанционного контроля. В результате отпадает необходимость применения таких устройств, как аналоговые предусилители и АЦП.

Микрофон оборудован 3-контактным разъемом XLR, через которыйподается фантомное питание для капсюля, а также поток данных (звуковой сигнал, сигналы управления и синхронизации). Выходной сигнал микрофона соответствует формату AES 42-2001.

Цифровой микрофонный интерфейс DMI-2

Микрофоны Solution-D подключаются напрямую к любому оборудованию, поддерживающему новый стандарт AES 42-2001. В иной ситуации требуется цифровой микрофонный интерфейс Neumann DMI-2. Это отдельное, 2-канальное устройство преобразует данные формата AES 42-2001, приходящие с микрофона, в цифровой звуковой сигнал стандарта AES/EBU.

Система управляется с помощью настольного/портативного компьютера с соответствующим программным обеспечением, подключенного к интерфейсу DMI-2 через порт USB. При работе с большим количеством микрофонов возможно каскадная коммутация нескольких DMI-2 с индивидуальной адресацией каждого интерфейса.

Кроме входа и выхода Word Clock, в устройстве имеется встроенный генератор сигнала Word Clock, который, в будущем, будет поддерживать частоты дискретизации до 192 кГц. Если на входе нет сигнала Word Clock, в целях синхронизации двух микрофонных каналов автоматически активизируется внутренний генератор, сигнал с которого подается на гнездо выхода Word Clock. Внешние команды – например, на включения сигнального табло "On Air" – управляются через пользовательский 9-контактный порт.

 

Синхронизация

Цифровые звуковые сигналы, передаваемые между микрофоном и цифровой микшерной консолью, требуют синхронизации. Следовательно, необходимо было создать метод синхронизации, надежный и, что наиболее важно, не зависящий от длины коммутационных микрофонных кабелей. Чтобы добиться этого, компания
Neumann разработала специальный процесс, который стал важной частью нового стандарта передачи цифрового звукового сигнала AES 42-2001.

В микрофонной системе Solution-D задающий генератор выполняет частотно-фазовое сравнение (frequencyphase comparison) на стороне приемника микрофонного сигнала. В результате стало возможным применить меньший уровень сигнала обратной связи, используемый для управления VCXO (управляемый напряжением кварцевый генератор), расположенного внутри микрофона. Это похоже на замкнутый контур обратной связи, применяемый в ФАПЧ.

После эквализации и аналого-цифрового преобразования управляющего сигнала он становится неотъемлемым компонентом потока данных, поступающих в микрофон. Данный метод является очень надежным и приводит лишь к незначительным колебаниям тактовой частоты.

Программное обеспечение для дистанционного управления RCS

Параметры цифрового микрофона регулируются с помощью программы Remote Control Software, которая в идеале является частью системы записи, но может быть установлена и на отдельный настольный / портативный компьютер. На экране компьютера представлено все необходимое для регулировки параметров. В процессе работы инженеру звукозаписи доступен контроль над состоянием и параметрами всех входящих в систему микрофонов, настройки при необходимости изменяются быстро и удобно.

Отображаемые на мониторе параметры включают характеристику направленности, параметры фильтра НЧ, аттенюатора и предварительного усилителя. Также имеются различные индикаторы состояния микрофонов, выполняемых команд, функций заглушения (Mute) и переключения фазы. На экране отображается уровни сигналов, данные, передаваемые с микрофона – такие, как название производителя, тип и серийный номер микрофона.

Кроме того, имеется возможность внесения текстовых заметок, например, названий источников звука и описаний расположения микрофонов. Безусловно, все пара- метры сессии звукозаписи сохраняются и вызываются из памяти компьютера.

 

Психоакустическая обработка сигнала
Психоакустика – это научная дисциплина, изучающая психологическое и физиологическое восприятия звука человеком. Ее наработки сейчас повсеместно стали достоянием шоу-индустрии, серьезно расширили возможности традиционного музыкального оборудования. На концертах и в клубах ди-джеи активно используют психоакустические процессоры – особые приборы, сочетающие в себе сразу несколько способов обработки звукового сигнала.

Работа психоакустического процессора воспринимается слушателями по-разному, что определяется индивидуальными особенностями человеческого организма. Кто-то замечает работу одного устройства, кто-то – другого, кто-то – сразу нескольких. Подчас даже для профессионалов сложно определить реально работающее оборудование. А все потому, что во многих психоакустических процессорах используются очень тонкие скрытые или малоизвестные особенности слуха человека. К тому же многие устройства в процессе психоакустической обработки добавляют к исходному сигналу его собственные гармоники. То есть, на выходе получается не чистый сигнал в привычном понимании слова, а заведомо искаженный. Слушатель, если так можно выразиться, обманывается и воспринимают результат с удовольствием. На практике в этом процессе наиболее часто используются несколько типов приборов: энхансеры, эксайтеры, максимайзеры, виталайзеры и спектральные процессоры.

Энхансеры позволяют сделать звук чрезвычайно четким и звонким, что хорошо при обработке отдельных звуков с резкой атакой. В эксайтерах входной сигнал разделяется. Какая-то его часть поступает сразу на вход сумматора, а часть обрабатывается и добавляется к необработанному сигналу.

Максимайзеры несколько похожи на энхансеры. Главное отличие состоит в том, что их работой пользователь управляет частично, то есть регулятор НЧ самый ординарный, а регулятор ВЧ управляется процессором.

Виталайзеры являются обычными расширителями стереобазы, но с оригинальными эквалайзерами.

Наконец, спектральные процессоры являются разновидностью многополосных компрессоров, но обрабатывающие только слабые сигналы, не затрагивающие при этом сильные.

Энхансер (Enhancer)

Это - один из самых первых психоакустических процессоров. Его родоначальник - нам, к сожалению, неизвестен. Выпускался (и выпускается поныне) он весьма многими фирмами, поэтому привести здесь их полный список - попросту нереально. В нашей стране этот класс устройств, видимо, наиболее давно стал известен по аппаратуре фирмы Alesis. Он позволяет в ряде случаев сделать звучание несколько более четким и “конкретным”, звонким. Особенно хорош энхансер для обработки отдельных звуков, преимущественно с резкими атаками (ударные, “железо”, и т.д.).

Однако - до сих пор многие весьма смутно представляют себе его работу. Между тем, ничего сложного и таинственного в нем нет. По сути - это гейт (или экспандер - как вам больше нравится) - но работающий только в высокочастотной области спектра звуковых сигналов. Обобщенная структурная схема большей части энхансеров приведена на рис.1.

Рис.1.

1 - фильтр высоких частот (ФВЧ);

2 - управляющий элемент (VCA);

3 - сумматор;

4 - блок управления.

Входной сигнал энхансера поступает на фильтр (1), выделяющий из всего звукового спектра только его высокочастотные составляющие. Затем этот отфильтрованный сигнал поступает на элемент (2), осуществляющий управление его амплитудой, после чего в сумматоре (3) добавляется (подмешивается) к исходному сигналу.

Управляющее напряжение для VCA вырабатывается блоком управления (4) на основе анализа ВЧ-составляющих входного сигнала.

Различные модели энхансеров отличаются между собой главным образом характеристиками фильтров ФВЧ, и алгоритмом работы и управления. (Следует однако заметить, что, несмотря на возможные различия, все - без исключения! - энхансеры работают только “в плюс”, т.е. могут только увеличивать долю ВЧ-составляющих в суммарном выходном сигнале.)

Отличия в алгоритмах работы энхансеров разных фирм и моделей заключаются, в основном, в том, как именно блок управления реагирует на входной сигнал. Некоторые модели реагируют просто по принципу “есть ВЧ - нет ВЧ”, т.е. если на входе есть ВЧ-составляющие, то их уровень энхансером дополнительно еще увеличивается, если же их нет - то энхансер не оказывает никакого воздействия на входной сигнал.

В более сложных моделях - блок управления реагирует не на саму величину ВЧ-составляющих входного сигнала, а только на ее увеличение. При этом в момент резкого нарастания ВЧ-составляющих на входе энхансера (и только в этот момент!) - их уровень на выходе на короткое время также увеличивается.

Это позволяет сделать работу энхансера менее заметной на слух, и более “живой” - ведь при этом обостряются, становятся более четкими только моменты атаки ударных инструментов, а на общий сигнал его работа практически оказывает очень мало влияния. Благодаря этому лучше прорабатываются мелкие детали звуковой картины, звучание становится более акцентированным, проработанным.

Максимайзер (Sonic Maximizer)

Это устройство, разработанное фирмой ВВЕ, лет 10 назад имело во многих отечественных студиях прямо-таки фантастическую популярность. Доходило даже до высказываний типа: “- Что?! У вас в студии нет максимайзера??? Что ж это тогда за студия-то?..” Затем постепенно интерес стал сходить на нет, и сейчас уже крайне редко где его можно встретить.

Во многом причины такой “скоропостижной смерти” кроются в непонимании и незнании возможностей этого прибора, обусловленном крайне неудачным его мануалом, носящим скорее рекламный характер, и мало что говорящим о его реальной конструкции и принципах действия. Постараемся в меру своих возможностей рассказать об этом, основываясь, в том числе, и на результатах собственных исследований.

В своей основе Sonic Maximizer несколько похож на “классический” энхансер, но - только несколько. Главное его отличие заключается в том, что максимайзер может работать как “в плюс”, так и “в минус”.

По структурной схеме Sonic Maximizer - это два обычных, типа “Shelf”, регулятора тембра по НЧ и по ВЧ. Но при этом регулятор НЧ, носящий здесь почему-то весьма гордо-загадочное имя “Low Contour” - самый обычный, который вы можете крутить сами, сколько хотите. А вот к регулятору ВЧ - пользователь не имеет непосредственного доступа, им управляет схема. Вы можете лишь устанавливать уровень ее вмешательства с помощью регулятора “Definition” - четкость.

Примерная упрощенная структурная схема максимайзера показана на рис.2.

Рис.2.

1 - регулятор тембра НЧ;

2 - регулятор тембра ВЧ;

3 - Фильтр ВЧ;

4 - полосовой фильтр ПФ;

5 - блок управления.

Сигнал со входа устройства поступает на регуляторы тембра, и одновременно - на два фильтра, ВЧ (3) и полосовой(4). При этом ФВЧ, соответственно своему названию, выделяет только высокочастотные составляющие, а полосовой фильтр ПФ - среднечастотные, лежащие ниже полосы пропускания ФВЧ. Сигналы этих двух полос звуковых частот поступают в блок управления (5), который сравнивает их величины, и на основе этого сравнения решает, что делать с ВЧ - поднимать или ослаблять.

Т.е. если прибор решит, что во входном сигнале уровень ВЧ слишком “задран” относительно середины, то он даст команду регулятору тембра ВЧ “ослабить” верха, если же наоборот - середина излишне “задрана”, а верх слишком слаб - то поступит команда на подъем ВЧ. Регулировка эта осуществляется, правда, не скачком, а пропорционально разнице уровней СЧ и ВЧ.

Каким же именно образом осуществляется эта регулировка - повторимся - решает опять же максимайзер, а не вы. Вы можете только установить предел глубины этой регулировки регулятором “Definition” - четкость. Между собой различные модели максимайзеров отличаются, главным образом, частотами раздела фильтров СЧ/ВЧ и динамическими характеристиками цепей управления. Работу регулятора тембра ВЧ индицируют светодиоды со значком (почему-то) фазы, указывающие, что сейчас происходит - подъем ВЧ (+Ф), или завал (-Ф).

Так как за вас все решает “тупая железяка”, то это устройство очень легко и часто обманывается. Например, попробуйте подать ему на вход среднечастотный сигнал (типа, скажем, флейты) - и послушайте результат. Шок - вам гарантирован! (Впрочем, это может произойти почти всегда, если использовать любое устройство не по назначению...)

Очевидно, что наилучшее применение максимайзера (“железного”, не путать с компьютерным Plug-in!) - это корректирование баланса различных, уже готовых и сведенных фонограмм, для приведения их к “единообразному” характеру звучания, или же обработка любых иных широкополосных сигналов.

Запись речи.

В процессе речи голос человека меняет свою высоту, он может звучать громче и тише, кроме того, голос каждого человека отличается особым, присущим только ему качеством — тембром.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок. Частотный диапазон мужского голоса располагается в пределах большой и малой октав (85—200 Гц), а женского — в малой и первой октавах (160—340 Гц).

Художественная речь по частотному диапазону значительно шире, чем бытовая,,ее диапазон в некоторых случаях доходит до двух октав (соответственно 85—340 и 160—550 Гц). Однако, чтобы передать характерные особенности тембра, необходимо записывать и воспроизводить частотный диапазон значительно шире — в пределах 80—8000 Гц. При таком частотном диапазоне «сохраняются хорошая разборчивость и естественность звучания голоса. Диапазон изменения громкости речи при художественном чтении составляет 40—50 дБ. Динамический диапазон речи диктора значительно уже (15—20 дБ).

Разборчивость, внятность речи зависит не только от технических условий записи, но и от дикции исполнителя. Речь становится невнятной, если исполнитель не обладает хорошей дикцией. Перед микрофоном исполнитель не должен форсировать голос без особой необходимости.

Громкость речи должна зависеть от того эффекта, который желательно получить по смыслу записи. Во всех случаях рекомендуется избегать чрезмерного снижения громкости, так как при этом изменяется тембр голоса и при воспроизведении он будет казаться неестественно низким и тяжелым. Кроме того, при малой громкости в фонограмме могут прослушиваться посторонние шумы. Поэтому во время записи для получения нужных нюансов следует рекомендовать исполнителю пользоваться главным образом оттенками голоса, а не изменением его громкости. Существует несколько общих правил размещения исполнителя перед микрофоном, которыми можно воспользоваться, с учетом, разумеется, конкретных задач и условий записи. При записи одного исполнителя обычно используют микрофон с односторонней направленностью. Такой микрофон размещают на расстоянии 50— 70 см от исполнителя. В зависимости от положения исполнителя микрофон устанавливают на столе или на высокой стойке, так чтобы он был на уровне лица исполнителя.

При более близком размещении исполнителя у микрофона (крупный и очень крупный план), как уже указывалось, выявляются малейшие оттенки голоса, подчеркиваются все нюансы и дефекты речи, начинают прослушиваться шум дыхания и шипение глухих согласных. К тому же микрофон, имеющий характеристику направленности в виде «восьмерки», при близком размещении у исполнителя сильно подчеркивает низкие частоты, в результате чего искажается тембр голоса и запись приобретает «бубнящий» оттенок. Поэтому микрофон этого типа рекомендуется размещать не ближе чем на 80—100 см от исполнителя. Указанные дефекты можно сделать менее заметными, если исполнитель слегка повернет голову в сторону от оси максимальной чувствительности микрофона, однако при этом может измениться и звуковой план. Если необходимо получить эффект разговора шепотом, то в этом случае при записи звук получается не совсем естественным, а шипящие звуки оказываются особо подчеркнутыми. При записи шепота исполнитель должен располагаться на расстоянии 10—15 см от микрофона, а сам микрофон должен быть повернут к лицу исполнителя так, чтобы поток воздуха от дыхания, не попадал непосредственно на диафрагму.

Обычным дефектом при записи речи является резкое подчеркивание свистящих и шипящих согласных — с, х, т, ц, щ и др. Для устранения этого дефекта следует поворачивать микрофон по отношению к исполнителю под разными углами до тех пор, пока эта особенность речи не перестанет быть достаточно заметной. Возможно, что придется просить исполнителя говорить более мягко и плавно.

Если голос при записи получается приглушенным и недостаточно чистым, То можно попробовать установить микрофон непосредственно перед выступающим или использовать частотную коррекцию «заваливая» низкие и «подымая» высокие частоты. Однако следует отметить, что для передачи натурального тембра (особенно мужского голоса) требуется передать все низкие частоты, а это нередко ведет к снижению четкости речи. В этом случае с помощью частотной коррекции необходимо найти компромисс между получением хорошей разборчивости и сохранением тембра. Для записи диалога наиболее удобен микрофон с характеристикой направленности в виде «восьмерки». Исполнители располагаются по обе стороны: от микрофона по оси его максимальной чувствительности, причем относительное расстояние каждого говорящего от микрофона должно быть обратно пропорционально силе его голоса.

При записи диалога односторонне направленным микрофоном исполнителей следует разместить напротив друг друга в зоне угла, перекрываемого диаграммой направленности. Если голоса исполнителей сильно различаются по громкости, то микрофон следует развернуть так, чтобы исполнитель, имеющий более сильный голос, оказался на периферии угла охвата диаграммой направленности. При этом следует учесть, что если помещение Обладает сравнительно большой реверберацией, то такое размещение может привести к разноплановости в звучании голосов. В этом случае следует попробовать поместить говорящих лицом к лицу достаточно близко от микрофона.

Чтобы быстро и четко провести запись и облегчить исполнителю работу над текстом, последний, даже если он состоит из нескольких фраз, рекомендуется напечатать на листе. Печатать текст нужно с абзацами, заключая в каждый из них законченную мысль. Желательно, чтобы фразы выли возможно короткими и простыми по конструкции. После репетиционной работы исполнителя у микрофона, при которой звукорежиссер устанавливает соответствующий уровень записи и частотную коррекцию, начинают запись первого варианта. Во время записи звукорежиссер отмечает в тексте все замеченные дефекты (интонационные или дикционные недостатки, наличие искажений, шумов и случайных помех).

Следует порекомендовать исполнителю в случае оговорки не терять самообладания и не прекращать запись. Лучше сделать паузу в 2—3 с и произнести все предыдущее предложение сначала. Впоследствии предложение, содержащее ошибку, легко вырезать, благодаря наличию паузы, следующей за оговоркой. Попытка заменить только одно неправильно произнесенное слово не всегда удается из-за того, что зачастую бывает трудно найти границу между этим словом и последним слогом предыдущего слова (особенно прималых скоростях записи). Кроме того, звучание отдельно повторенного слова южет не совпадать со звучанием предыдущих слов, в результате чего место монтажа будет заметно на слух. Нецелесообразно в случае оговорки перематывать ленту назад и начинать запись точно с «искаженного» места. Помимо того, что такая точность трудно достижима, неизбежно еще появление щелчка в записи. Если текст читается, то нужно следить, чтобы бумаги не заслоляли микрофон от диктора и не прослушивалось шуршание. Сделанную запись прослушивают совместно с исполнителем и при необходимости записывают второй и, если нужно, третий вариант. Отдельные, трудно исполняемые фразы, имеющие художественную значимость, записывают отдельно.

Чтобы обеспечить в пределах записываемой части текста нужный интонационный строй речи и тем самым скрыть, что запись произведена по частям, используют следующий прием. Запись начинают вести не с начала нужной фразы, а за две-три фразы до нее и заканчивают запись на одну-две фразы позже. Затем необходимую часть текста вырезают и монтируют в отобранный вариант взамен неудачной. Манера поведения исполнителя у микрофона также отражается на записи. Например, нельзя правдиво выразить в словах и интонациях торжественное и праздничное настроение, заключенное в тексте, если читать его, облокотясь на стол, расслабив мышцы и подперев голову руками. У микрофона исполнитель должен держаться свободно, но быть внутренне собранным и сосредоточенным.

Нередко возникает необходимость записать выступления ораторов на различных собраниях, митингах, конференциях, торжественных и юбилейных собираниях, вечерах. Для этого на трибуне устанавливают односторонне направленный микрофон (желательно с большим перепадом чувствительности между «фронтом» и «тылом») так, чтобы максимально уменьшить влияние шума зала. При ответственных выступлениях необходимо устанавливать на трибуне несколько микрофонов. Общий сигнал с выхода микшерского пульта подается на рекордер. Это позволит даже при значительных перемещениях выступающего относительно центра трибуны записать речь достаточно четко, а при неисправности одного из микрофонов можно будет продолжать запись с остальных.

Запись музыкальных инструментов

Приступая к записи музыки, необходимо знать индивидуальные особенности звучания отдельных музыкальных инструментов, а также специфику их применения в разных музыкальных ансамблях и оркестрах.

Рояль – струнный ударный инструмент. Важнейшей акустической его частью является резонансная дека, установленная под струнами и рамой.

Для рояля можно наметить несколько характерных зон направленности (рис. 20.5). Участок перед стороной АВ представляет собой зону звуков пониженной интенсивности, однако однородную. Зона В (наиболее короткие струны) характеризуется преобладанием высоких частот.

Криволинейный участок CD с большим разнообразием тембров является рабочей зоной, причем зона D характеризуется преобладанием низких частот. Теневая зона DA отличается очень слабой и неравномерной звуковой отдачей.

При записи микрофон, как правило, устанавливают в рабочей зоне. Выбор местоположения микрофона в этой зоне позволяет уравновесить интенсивность звучания музыкального произведения, исполняемого левой и правой руками. Неудачное размещение микрофона может привести к тому, что при прослушивании записанной фонограммы будет казаться, будто звучат два рояля, а не один. Это создает впечатление ложной звуковой перспективы.

 

Техника записи рояля оказывается различной в зависимости от характера записываемого произведения. Так, например, яркие, бравурные пьесы требуют более удаленного размещения микрофона, чем лирические. В первом случае можно получить широкую, мощную запись, во втором же – мягкое и нежное звучание, сохраняющее при этом достаточную определенность. Обычно микрофон устанавливают на расстоянии 1,5-5 м от инструмента на высоте 1,5 м от пола, направив его непосредственно на струны (рис. 20.6).При выборе угла наклона микрофона к инструменту следует помнить, что при полностью поднятой крышке рояля может наблюдаться явление интерференции между прямым звуком и звуком, отраженным крышкой.

 

При записи баяна, чтобы сохранить естественное равновесие басовых и высоких звуков, микрофон лучше располагать со стороны правой руки исполнителя. Однако, если установить его слишком близко, в записи могут прослушиваться щелчки клапанов.

Запись вокалистов

Существует несколько критериев, по которым можно охарактеризовать певческий голос. Важнейшие особенности певческого голоса – это его высота, тембр, сила, полетность. Кроме того, как и в художественной речи, большое значение имеет дикция певца.

Голоса всех хороших певцов отличаются исключительным своеобразием тембра. Здесь можно отметить общую закономерность: у них всех сильно выражены высокие обертоны с частотами 2500-3000 Гц. Если тракт звукозаписи не сохранит эти частоты, то голос певца в записи изменит тембр, потеряет блеск; если же в тракте эти частоты резко выражены, то голос получится неестественно высоким, резким.

Существенными отличиями пения от обычной разговорной речи являются его значительно большие мощность и громкость. Следует напомнить, что громкость пения зависит от выбора помещения для записи. Если запись ведется в специально предназначенном для этого помещении (студии звукозаписи), то певцу кажется, что его голос почему-то звучит слабо и тихо. При этом он будет стараться достичь привычной громкости голоса и форсировать звук. Микрофоны очень чувствительны к этому и подчеркивают неестественность пения.

В любительской практике часто встречается случай записи пения под аккомпанемент отдельного музыкального инструмента. Рассмотрим его на примере записи пения под аккомпанемент рояля (пианино) (рис. 20.7). Прежде чем заняться выбором звуковых планов для певца и рояля, необходимо обеспечить акустику помещения, в котором происходит запись, соответствующую характеру музыкального произведения. Если записывается лирическая или жанровая песня, то помещение должно быть несколько заглушено (можно разместить ковры вокруг музыкального инструмента и исполнителя). При записи же классических произведений и бравурных мелодий акустическая обстановка должна быть «воздушной».

 

При размещении микрофона относительно инструмента и вокалиста следует помнить, что от соотношения выбранных расстояний зависит динамическое равновесие между источниками звука. В общем случае расстояние между микрофоном и роялем, соответствующее нормальному звуковому уровню, должно быть не менее 2 м, а певец, обладающий сильным голосом, должен находиться на расстоянии 1-1,5 м от микрофона. При исполнении лирических песен певец располагается на расстоянии 50-60 см. Певец с тихим голосом или певец-любитель может размещаться на расстоянии 15-20 см от микрофона. Чтобы сохранить достаточные ясность и отчетливость исполнения вокалиста, крышку рояля нужно закрыть.

При записи симфонического оркестра односторонне направленным микрофоном нужно, чтобы последний располагался согласно рис. 20.8 и своей диаграммой направленности охватывал весь оркестр. Лучше всего разместить микрофон в 5-6 м от первого ряда исполнителей на высоте 1,8-2 м от пола.

Ударные

 

В любительской практике часто приходится записывать эстрадные ансамбли. Рекомендуемое размещение эстрадного ансамбля и солиста для записи одним микрофоном показано на рис. 20.9. При этом микрофон находится на высоте 1,6-2 м от пола на расстоянии 0,6-1 м от певца и 4-5 м от оркестра.

Запись под фонограмму

Метод записи под фонограмму (метод наложения) нашел широкое применение при записи вокалистов и музыкальных ансамблей. Рассмотрим этот метод на примере записи вокалиста под фонограмму музыкального сопровождения.

Певец-любитель, не обладающий необходимыми музыкально-вокальными данными и опытом работы с музыкальным ансамблем, с трудом подстраивается под звучание музыкальных инструментов, и в результате качество записи редко бывает удовлетворительным. Для метода наложения сначала записывают обычным порядком оркестр, а затем подают запись на головные телефоны певцу. Одновременно сигнал подается на микшерный пульт. Певец, прослушивая фонограмму и точно следуя ритму и темпу аккомпанемента, исполняет произведение. Сигнал с микрофона исполнителя также поступает на микшерный пульт. Оба сигнала корректируются по уровню и частотной характеристике, смешиваются и записываются на втором магнитофоне.

Метод наложения позволяет проводить многократные репетиции, воспроизводя для исполнителя фонограмму записи оркестра и добиваясь при этом наиболее выразительного исполнения певцом музыкального произведения.

Вокал

Человеческий голос - один из самых трудных для записи источников звука. Во-первых, он обладает острой направленностью. Во-вторых, при чтении текста звук человеческого голоса представляет собой импульсный сигнал, который ярко проявляет недостатки акустики помещения. В третьих, ни один из источников звука не обладает таким разнообразием. Взрывные согласные ("б", "п") сочетаются с распевными гласными, а плохослышные "импульсные" согласные "к", "т", "п" сочетаются с свистящими и шипящими "с"," ш", "щ".

Получается, что человеческий голос объединяет звуки, к которым звукорежиссер не может подойти с одной меркой. Вот мы и слышим часто записи, где полетные, хорошо реверберированные гласные сочетаются с близкими шипящими, а буква "с", посланная на плохой цифровой ревербератор, выглядит совершенно инородным, неестественно долгим звуком. Добавим к этому довольно большое количество шумов, особенно, если поставить микрофон слишком близко – это вдохи, различного рода чмоканья, высокочастотная сипотца.

У обычного (не "поставленного") человеческого голоса спектр не превышает 2…3 кГц. Работа по постановке голоса во многом направлена на расширение частотного спектра, и оперный голос достигает 5….7 кГц. Существует две певческих форманты: низкая 300…500 Гц, и высокая 2…3 кГц, которая придает голосу звонкость и выделяет его из целого оркестра. Характерной особенностью человеческого голоса является плохо выраженный основной тон, а вторая гармоника звучит в несколько раз громче. Очень многое в звучании певческого голоса зависит от школы его постановки. Хорошо поставленный голос имеет довольно равномерную громкость во всех регистрах. Но среди певцов часто распространен прием исполнения, который на музыкантском жаргоне иногда называется "пускать пузыри", когда удобные, резонирующие, эффектные ноты поются децибел на десять громче других. В таких случаях спастись от перегрузок можно только с помощью компрессора.

Нельзя ставить микрофон слишком близко, так как в этом случае тембр голоса, рассчитанного на большой зал, получится резким и жестким из-за большого количества высоких частот, присутствующих в звуке. Для яркого оперного голоса оптимальное расстояние до микрофона может достигать трех метров. Но вокалистам присуще стремление подойти к микрофону как можно ближе. Есть два способа "зафиксировать" местоположение певца: можно поставить перед ним пюпитр, а можно установить дополнительный микрофон, в который он будет петь. (Подключать к пульту его не надо...)

При записи концертов, в которых применяется звукоусиление, очень удобно установить микрофон записи на том же "журавле", что и микрофон усиления, но на 30…40 см ближе к вертикальной стойке. Для этого надо иметь специальное крепление, иногда называемое "паразит". Но такую установку должен осуществлять квалифицированный инженер, чтобы не возникли проблемы с "разными землями". При записи дикторского текста звукорежиссеры по традиции обычно стремятся к полному исключению акустики комнаты: дикторский текст всегда звучит сухо, отчетливо, и не ассоциируется с реальным помещением. И наоборот, при записи художественного чтения или театральных постановок ярко начинает проявляться эффект присутствия на спектакле, когда голос актера обогащается акустикой зала и воссоздается театральный интерьер. Для получения близкого плана расстояние до микрофона у диктора гораздо меньше, чем у певца. Из-за острой направленности голоса сразу становится слышным изменение плана звучания, даже если диктор немного отвернулся от микрофона - скажем, начал читать следующую страницу.

Человеческий голос при записи пения очень хорошо отзывается на реверберацию. При медленном темпе пения она может быть очень длинной, надо только обеспечить задержку в 30…50 мс, чтобы не пострадала дикция. А вот частотную коррекцию надо вводить очень деликатно. Широко применяются параметрические эквалайзеры на частотах, совпадающими с формантами голоса. Хорошо известный "фильтр присутствия" (presence), собственно, и был разработан, чтобы высветлить зону 2…3 кГц.

астотный диапазон основных тонов, обертонов и сопутствующих шумов музыкальных инструментов

 

При работе с классической музыкой очень важно правильно передать тембр инструмента. Что же собственно представ­ляет собой окраска звука и чем она определяется?

 

Колебания струны рояля или другого музыкального инструмен­та — не такое простое явление, как может показаться на первый взгляд. Хотя как единое целое струна колеблется с определенной основной частотой, некоторые ее части одновременно дополнительно колеблются с частотами в 2, 3, 4 и т. д. раз большими. И наряду с основным тоном возникают еще гармонические колебания (гармоники), которые в музыке принято называть обертонами. Обер­тоны, их количество и интенсивность в сравнении с основной часто­той определяют окраску звука. Возникновение обертонов (гармоник) зависит от ме­ста и способа возбуждения струны (удар молоточка, трение смыч­ком), от резонанса самого тела и полостей инструмента, материала, из которого он изготовлен, и т. д. Подобным образом возникают обертоны и в других инструментах, например духовых.

 

Музыкальные инструменты мы узнаем по тембру, причем глав­ным признаком, по которому они различаются на слух, является именно гармонический состав звука, т. е. наличие и интенсивность в нем тех или иных обертонов.

 

Для создания специальных звуковых эффектов иногда можно подчеркнуть у инструмента несвойственный ему частотный диапазон. Приведу простой пример преобразования тембра: из раструба деревянных духовых инструментов излучаются частот


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.