IV. Наблюдение за личными местоимениями, их ролью в речи. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

IV. Наблюдение за личными местоимениями, их ролью в речи.

2017-10-08 340
IV. Наблюдение за личными местоимениями, их ролью в речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сравнение текстов. Введение понятия «местоимение».

– Прочитайте тексты, записанные на доске. Что заметили? Что хотите сказать?

1) Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают совы над снегами. Кормом сов являются мыши, зайцы, куропатки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает сова добычи. Охотнику редко удаётся подойти к сове. Зимнее оперение совы белее снега.

2) Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом сов являются мыши, зайцы, куропатки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она добычи. Охотнику редко удаётся подойти к сове. Зимнее оперение её белее снега.

Учащиеся сравнивают оба варианта текста и указывают на повтор слова сова в первом варианте текста.

– Почему повтор слова отсутствует во 2-м варианте? Как добились этого? (Заменили существительное словами они, она, её.)

– Эти слова называются местоимениями. Подумайте, почему они так называются? (Употребляются вместо имени существительного.)

– Задайте к местоимениям в тексте вопросы. Что можете сказать? (Вопросы такие же, как у существительного.)

– Можно ли в тексте заменить все имена существительные местоимениями? (Нет.) Почему? (Трудно будет понять, о ком или о чём идёт речь.)

– Да, верно. Запомните – местоимение лишь указывает на предмет, не называя его.

2. Знакомство с правилами в учебнике (с. 49–50).

3. Упражнение в употреблении личных местоимений. Составление предложений (устно).

– Назовите ещё раз личные местоимения, о которых вы прочитали в учебнике.

– Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я.)

– Если вы говорите от лица группы людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы.)

– Если необходимо обратиться к собеседнику (или собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, вы.)

– Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (Если это взрослый человек, незнакомый, старший по возрасту.)

– Да, это форма вежливого обращения.

– Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он, она.)

– Если это группа лиц? (Они.)

– Составить предложения, употребив в них разные личные местоимения.

4. Обобщение: личные местоимения указывают на предмет, не называя его; употребляются в предложении вместо имени существительного (отсюда название); отвечают на те же вопросы, что и существительное.

5. Составление сравнительной таблицы существительных и местоимений.

  Существительное Личное местоимение
Вопросы одинаковые
Значение Называет предмет Указывает на предмет, не называя его

На следующих уроках мы дополним эту таблицу новыми сведениями.

V. Редактирование предложений, текста. Работа в парах (по вариантам).

Задание: заменить, где это необходимо, имена существительные личными местоимениями, подчеркнуть местоимения.

Вариант I Юра идёт на каток. Юра хорошо катается на коньках. Нина участвует в лыжной эстафете. Нина любит лыжный спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. Вариант II Летом на тополях появляется пух. Пух покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Лёгкие пушинки залетают в окна. Пушинки приносят много хлопот хозяйкам. Люди вывели новое тополиное дерево. Дерево рано зеленеет и не даёт пуха.

VI. Работа с учебником. Упражнение в распознавании местоимений в тексте.

1. Выполнение упражнения 373, с. 49 (устно).

2. Самостоятельная работа (упр. 374, с. 50).

VII. Домашнее задание: упражнение 375, с. 50.

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Расскажите о местоимении.

– В чём сходство и различие местоимения и существительного?

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.