В поэмах М. Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

В поэмах М. Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри»

2017-10-07 317
В поэмах М. Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия – охарактеризовать романтический тип героя на примере поэм М. Лермонтова, выявить авторское отношение к Демону и Мцыри, уяснить сложность и неоднозначность лермонтовской оценки романтического героя-индивидуалиста.

1) «Демон». Образ демона в поэзии Пушкина («Демон», «Ангел») и Лермонтова (стихотворение «Мой демон», поэма «Демон»). Мотивы одиночества, изгнанничества, бунта и примирения в поэме «Демон». Демон как романтический герой. Демон и Тамара. Как меняются характеры Демона и соблазненной им героини от ранних редакций поэмы до ее окончательного варианта? Борьба демонического и божественного начал в человеческой душе: преодоление отрицания и сомнения через страдание и любовь (Тамара). Смысл финала: как меняется Демон в конце поэмы? Почему герою не удается «с небом примириться»? Определите авторское отношение к Тамаре и Демону.

2) «Мцыри». Сопоставьте главного героя поэмы «Мцыри» с Демоном: в чем сходство и различие их жизненных позиций? Стремление к свободе как выражение романтической концепции личности. Смысл эпиграфа. Проанализируйте эпизод встречи героя с грузинкой и поединок с барсом: какие стороны личности Мцыри раскрываются в этих эпизодах? Исповедь Мцыри как попытка вступить в диалог с миром. Прокомментируйте финальную фразу героя: «И никого не прокляну!..». Кавказ как топос романтических поэм Лермонтова. Проблема лермонтовского фатализма.

Литература

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. Статьи: «Демон», Демонизм, «Мцыри», а также: Мотивы.

Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Ч. 1. Гл. 6 «Завершение традиции. “Мцыри” и “Демон” Лермонтова». С. 197–232. Или: Он же. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М., 2001. Гл. 6 «“Над бездной адскою блуждая” (Романтические поэмы Лермонтова)» С. 206–234.

Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века: Опыт типологии жанра. М., 1971. Гл. «“Демон” и “Мцыри” Лермонтова». С. 269–291.

Логиновская Е. В. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». М., 1977.

Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002. С. 157–174.

Роднянская И. Б. Демон ускользающий // Вопросы литературы. 1981. № 5. С. 140–163.

Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964. С. 78–87, 178–246.

 

Тема 12. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

Цель занятия – в тексте произведения Ю. М. Лермонтова найти выражение авторской концепции психологизма и подтвердить существование устойчивого круга философских идей. Предлагается два варианта плана подготовки и ведения занятия.

Вариант занятия № 1.

1. Психологический портрет Печорина в главе «Максим Максимыч». Что принципиально нового открывается в характеристике внутреннего мира героя по сравнению с главой «Бэла»? С чьей точки зрения увиден Печорин? Насколько субъективен или объективен его портрет? Как проявляется в нем диалектика внутреннего и внешнего? Можно ли говорить о парадоксах души Печорина? Дается ли им какое-то объяснение в дискурсе повествователя?

2. Роль журнала Печорина в структуре романного целого. Особенности исповедального слова героя. Как понимать высказывание Пушкина о том, что в дневнике «не лгать можно, но быть искренним невозможность физическая»? Особое внимание обратите на запись в «Княжне Мери» от 3 июня. Почему «идеи» для Печорина «создания органические»? Как соотносятся в его понимании «страсть», «идея» и «воля»? Можно ли говорить о Печорине как герое самосознания, герое-идеологе? Как подготавливает лермонтовский психологизм «диалектику души» Л. Н. Толстого и «фантастический реализм» Ф. М. Достоевского?

3. Философская проблематика романа. Соотношение в личности Печорина индивидуалистической свободы и любви. Образ Веры в структуре романного конфликта. «Любовь» Печорина как «идея при первом своем развитии». Свобода воли и идея фатализма. Проанализируйте в главе «Фаталист» монолог Печорина о «людях премудрых». Раскройте композиционную роль образа Вулича и параллелизм фаталистических ситуаций. Типы активного и пассивного фатализма, их обусловленность культурно-историческим типом сознания. Эксперимент как форма существования печоринских идей. Фатализм как «органическая идея» Печорина. Справедливо ли утверждение, что Печорин – «герой нашего времени»?

 

Вариант занятия № 2

I. Фрагментарность повествовательной структуры романа.

1. Какова система рассказчиков? Их «подбор» по социально-культурному критерию. В каких фрагментах текста в роли повествователя выступает автор? Каково соотношение рассказчиков и главного героя? Эффект объективации героя, его дистанцирование от автора.

2. Изображение различных сред: светской («Княжна Мери»), демократической («Бэла», «Максим Максимыч»), естественно-природной («Бэла»), асоциальной («Тамань»). Соотнеситие Печорина с ними – в чём он проигрывает? И в чём выигрывает? Является ли Печорин носителем истинных и универсальных ценностей? В чём его бесспорное превосходство над всеми без исключения персонажами?

II. Печорин как воплощение «алчущего духа» (Белинский), духа познания.

1. Максималистский характер его оценок людей и жизни в целом. Любовь и дружба как главенствующие ценностные категории. Злые и эгоцентрические поступки Печорина по отношению к другим персонажам как нравственно-психологический эксперимент. Почему опыт жизни не корректирует ценностные установки героя?

2. Финал жизни героя. Её безитоговость. Проанализируйте главу «Максим Максимыч», внутреннее состояние Печорина, запечатлённое в психологическом портрете героя. Почему о смерти Печорина сообщается в середине романа?

3. Как в главе «Фаталист» раскрывается причина поражения героя. Тема веры в размышлениях Печорина о «премудрых». Как вера может кардинально менять мироощущение и мироотношение человека? Понимание сути и смысла бытия, что искал и не нашёл Печорин. Как следует трактовать в данном контексте смысл фатализма?

III. Психологизм в романе.

1. «Журнал Печорина». Противоречивость как структурный первоэлемент. Отметьте важнейшие противоречия: стремление к добру – и злые поступки, желание любви и дружбы – и цинизм, готовность чувствовать – и желчный волевой рационализм.

2. Переживание идеи как страсти и, следовательно, как действия. Волевое начало в герое.

3. Рефлективность сознания героя как доминанта его психологической противоречивости.

 

Литература

Основная

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / Предисл. В. А Мануйлова; Коммент. В. А. Мануйлова и О. В. Миллер. СПб., 1996.

Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература: Анализы и разборы. М., 1969. Или: Он же. По живому следу: Духовные искания русской классики. М., 1987. С 7–48.

Удодов Б.Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1988. С. 218–234.

Дополнительная

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., Л., 1961.

Левин В.И. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973.

Гурвич И. Загадочен ли Печорин? // Вопр. лит. 1983. №2. С. 119–135.

Тамарченко Н.Д. О смысле «Фаталиста» // Рус. Словесность. 1994. №2.

Щенников Г.К. «Журнал Печорина» и «Исповедь» Ставрогина: анализ деструкции личности // Известия Уральского государственного университета. 2000. №17. (Гуманитарные науки. Вып. 3). С. 154–162.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.