Журналистика и информационное общество. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Журналистика и информационное общество.

2017-10-07 1260
Журналистика и информационное общество. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Схема развития человеческой цивилизации:

1) Аграрное общество (с древнейших времен до 17 века) – развитие цивилизации за счет развития аграрной сферы. Развитие человеческих сообществ обусловлено природно-климатическими условиями и наличием мотивации к земледелию и скотоводству.

2) Индустриальное общество (17 – 20 вв.) соответствует капиталистическому строю. Решающие факторы общественного развития: материалы + рабочая сила + технологии.

3) Постиндустриальное, или информационное, общество (с 70-х гг. 20 века). Информационные революции:

• изобретение письменности;

• изобретение типографского станка;

• изобретение электричества (человечество научилось генерировать электрический ток);

• изобретение микропроцессора для ПК – середина 70-х гг. 20 в. Первые ПК появились благодаря существованию микропроцессоров. Далее появляются компьютерные сети (конец 70-х), что увеличивает объем обмена информацией и уменьшает ее потери.

Основные характеристики информационного общества:

1. Главной ценностью является информация.

2.Информация является товаром (материалы СМИ, ПО).

3.Возрастает количество профессий, связанных с информационной сферой (программисты, работники СМИ, рекламы).

4.Увеличиваются информационные массивы (разного рода базы данных), в результате чего возникает проблема «информационного шума» и выборочного восприятия информации.

5.Постоянное удешевление и миниатюризация устройств для работы с информацией.

«+» ИО: облегчение доступа к информации, облегчение коммуникации, избавление от рутинной работы, больше свободного времени и, как следствие, - времени на творчество.

«-» ИО: первостепенной становится проблема информационной безопасности, возможность т.н. «электронного тоталитаризма», разрушение социальных связей, проблема т.н. «цифрового неравенства» (уровни развития информационных технологий в разных странах сильно отличаются.

Для перехода к ИО создаются государственные программы: 1996 – США, 1997 – ряд европейских стран, 2000 – «Электронная Россия» (закрыта в 2009), 2009 – «Электронное правительство» (РФ).

Роль СМИ в информационном обществе.

Пресса:

• общемировой кризис ежедневных газет, обусловленный развитием Internet;

• изменился читатель – прессу не читают «от корки до корки», а просматривают;

• многие ежедневные издания начали выпуск еженедельных приложений;

• ориентация ежедневных изданий на малые группы (выпуск тематических приложений);

• периодические журналы и еженедельники остаются популярными.

Радио – источник фонового звучания; общемировая тенденция перехода к т.н. «развлекательному» стандарту (в Европе – с 80-х гг.)

Телевидение по-прежнему остается ведущим СМИ; цифровое ТВ, спутниковые системы вещания популяризуют ТВ.

Internet-СМИ появились относительно недавно (на Западе – в начале 90-х гг.) Одними из первых стали использовать Internet информационные агентства. Россия подключилась к Internet в 1994, первыми интернет-СМИ стали электронные версии периодических изданий («Известия» - 1996 г.). Вслед за появлением электронных газет появляются Internet-радио и Internet-телевидение. Возникает явление конвергенции интернет-сайтов с другими СМИ (портал «МоЁ-online»).

С 2005 г. обозначилось новое направление в интернет-журналистике, связанное с концепцией «Веб 2.0» (термин Тима О’Рэйли): изменилась роль пользователя, аудитория становится главным источником информации (т.н. «user generated content» - блоги, социальные сети, торрент-клиенты, U-Tube и т.д.; самоуправляемость интернет-сообществ; возможность объединения различных иныормационных потоков (RSS-трансляция, например, «Яндекс-новости»).

Журналистика также почувствовала влияние «Веб 2.0»: появились СМИ, целиком состоящие из новостей и фотографий, присланных пользователями (т.н. «гражданская журналистика», развитие блогосферы); «традиционные» СМИ начинают использовать материалы «гражданской» журналистики; меняется роль журналиста, который работает с чужой информацией, не продуцируя собственную.

«+» гражданской журналистики: оперативность, демократизация. «-»: большое количество недостоверной информации, проблема мотивации «народных корреспондентов» (этика, правовые нормы).

Начинает формироваться в 1960-е годы. Согласно ей, прогресс информационно-коммуникативных технологий является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на процесс структурной трансформации общества.

Авторы идей информационного общества выделяют три стадии развития общества - аграрную, индустриальную и постиндустриальную, или информационную.

Согласно американскому ученому Д. Беллу, постиндустриальное общество обладает уникальными характеристиками, акценты в нем переносятся с производства товаров к производству услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Соответственно, изменяется структура занятости членов общества: рост числа интеллигенции, профессионалов и «технического класса». Центральное место отводится теоретическому знанию и информации. В настоящее время большое признание получают важные предсказания Белла о дальнейшем развитии постиндустриального общества и переходе его в информационное общество.

Ярким представителем японской научной мысли является глава Института информационного общества Й. Масуда. По мнению исследователя, новое общество будет во многом основано на использовании компьютерной техники, а главной функцией технологических улучшений является замещение или значительное усиление умственного труда человека. В информационном обществе основной ценностью становится время, тогда как в индустриальном обществе главной ценностью является потребление товаров.

Еще одним теоретиком информационного общества стал американский ученый Тоффлер Э. В своей работе «Шок будущего», выпущенной в 1970 году, автор описывает, каким образом возникла новая коммуникация, основанная на новизне, скорости и разнообразии. Тоффлер Э., как и Белл, выделяет три основных этапа в развитии общества, однако его схема исторического процесса опирается на своеобразную метафору - столкновение волн, приводящее к переменам. Соответственно, он выделяет три таких волны в истории цивилизации. В аграрных обществах распространение информации осуществлялось через толпу людей, а также через католическую церковь с помощью организованных собраний людей. СМИ следующей, «второй волны», основаны на технологиях массового производства - это газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение. Постиндустриальную стадию развития общества он называет «третьей волной».

Канадский ученый М. Маклюэн также выделяет три этапа в истории развития общества. Ученый связывает каждый из этапов с характерными для каждого их них особенностями развития технических средств связи. Первый этап М. Маклюэн обозначил как первобытно-дописьменную культуру, в рамках которой люди воспринимают окружающую действительность аудиально и визуально, а затем передают информацию в устной форме. Развитию следующего этапа - письменно-печатной культуры - послужило создание письменности, а затем и книгопечатания. Исследователь называет это явление «Галактикой Гуттенберга». Именно в это время появляется массовое производство - типографская продукция. Причиной смены эпох становятся изменения в природе средств коммуникации. Электронные медиа - радио и телевидение - вновь актуализируют характерные для первобытной эпохи естественные способы восприятия мира - аудиальный и визуальный. Единицей информационного обмена вместо печатного символа снова становится визуальный образ. Экономические связи и отношения все больше принимают форму обмена знаниями, а не обмена товарами. Это способствует созданию «плюрализма миров и культур».

Автором еще одной значительной концепции, раскрывающей культурный, социальный и экономический аспекты вступления человечества в новую эпоху является испанский социолог М. Кастельс. Для характеристики трансформаций, происходящих в современном обществе, ученый предлагает термин «информациональное общество», который точнее отражает суть изменений.

Кастельс М. сформулировал целостную теорию, которая позволяет оценить фундаментальные последствия воздействия революции в информационных технологиях, охватывающей все области человеческой деятельности. Ни один другой ученый не подошел к рассмотрению информационной эпохи таким новаторским путем, как Кастельс. Информациональное общество, согласно исследователю, - это специфическая форма социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти.

Ученый обобщил опыт предыдущих исследователей и сформулировал следующие положения. Классическая теория постиндустриализма объединяет три утверждения и предсказания.

1. Источник производительности и роста находится в знании, распространяющемся на все области экономической деятельности через обработку информации.

2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к производству услуг.

3. В новой экономике будет расти значение профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями.

Свитич Л.Г. обобщает предыдущие исследования и выделяет следующие характеристики информационного общества:

- углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов, ведущее к формированию единого мирового информационного пространства;

- распространение глобальных информационных сетей;

- использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления;

- создание и интенсивный рост информационного рынка;

- преобладание информационных видов труда;

- преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей;

- формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей;

- возможность почти полного удовлетворения информационных потребностей независимо от места жительства;

- возрастание роли телекоммуникационной, транспортной, организационной инфраструктуры.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.