Как Пушкин формулировал задачи своей журналистской деятельности? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Как Пушкин формулировал задачи своей журналистской деятельности?

2017-10-07 709
Как Пушкин формулировал задачи своей журналистской деятельности? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) попытка повлиять на общество; формировать общественное мнение
2) объединить литературные интересы вокруг одного издания
3) уничтожить монополию газеты Булгарина "Северная пчела" на политические известия и на влияние на власть

Конечно, недоверие к власти было. Отношения с Николаем-это вообще отдельная тема. Перейду сразу к изданиям, с которыми сотрудничал Пушкин.

Издания:
1) 25-32 "Северные цветы" – альманах Дельвига. 8 книг карманного формата. "Благоуханный альманах" его называли. Лидером группы журнальной являлся Пушкин. "Домашняя атмосфера" существовала в альманахе, семейный круг. Отторжение от официальной идеологии присутствовало. Последняя книга издана памяти Дельвига. Некая кастовость, некая замкнутость, элитарность; небольшой тираж – угроза потери читателя; литературные обзоры Сомова за год печатались. (Первые печатались в "Сыне отечества" Греча) Не пользовался большим спросом. Литературная альбомность. В нем были опубликованы такие стихотворения: "Я помню чудное мгновение","Цыганы"; "О соловей...". Это еще не партия, а литературный кружок.

2) "Литературная газета" с 1 января 30 до 37 номера 31 года. Портрет Пушкина до сих пор. Основана Дельвигом, но Пушкин многое редактировал сам и принимал активное участие. Отрывки из восьмой главы Онегина, "брожу ли я вдоль улиц шумных", «Арап Петра Великого» напечатан здесь; печатался молодой Гоголь под псевдонимами различными. Познакомились на почве литгазеты. Именно здесь состоялся литературный дебют Гоголя. Пушкин в этом издании начинает полемику с Булгариным и Гречем. Статья "О записках видока". Борьба с Булгариным начинается в иносказательной форме. "Видок фиглярин" (Вяземский придумал "фиглярин") закрепилась прозвище за Булгариным. Литгазета ценила карамзинскую традицию. Газета выходила недолго. Акценты были журналистские: очерк, путевая повесть.
В конце октября Дельвиг публикует стикотворение Казимира де ла Вилля(????) без перевода. Это надпись на памятнике павшим в революции, свергшей династию бурбонов. "Франция! Скажи мне их имена. Я не вижу их на этом печальном памятнике. Они так скоро победили, что Франция не успела узнать их имена". Стихотворение было напечатано на франц языке. Бенкендорф возмущен странными стихами, они вызывают толки. Б. вызывает Дельвига и тот (по воспоминаниям дальнего родственника Дельвига) постучал кулаками и потопал ногами. Однако не такие между ними были отношения, чтобы стучать кулаками. Хотя Пушкин говорил, что Дельвига забодают не как барона, а как барана. Дельвиг резко объяснился. Заперся дома, литгазета не была запрещена, но он лишился права ее издавать. Право перешло к Сомову, газета просуществовала еще месяца два. В январе Дельвиг умирает. Пушкин пишет: «грустно, тоска... Вот первая смерть, мною оплаканная. Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Около его собиралась наша бедная кучка».

Мечта о журнале преследует с 21 года.
Еще 19 октября, когда он пишет письмо Чаадаеву, там есть такая фраза "мне досадно, что я не был полое вас, когда вы отдали вашу рукопись журналистам. Намекает, что мог предотвратить скандал.

3) не был новичком в журналистике. В то время Пушкин не собирается ничего издавать, а хочет осуществить давнюю мечту "пора, мой друг, пора..." Уехать в деревню, покинуть Питер. Отец пишет Ольге, сестре Пушкина, что Александр на три года едет в деревню, сам не зная, куда". Мать тоже пишет, что он уже получил отпуск. Сам Пушкин пишет теще, что они теперь на даче, на Черной речке, отселе желаем ехать в деревню, впрочем, жду своей участи от государя. Николай его не отпустил, но дал ему кредит. Представьте положение Пушкина: низший придворных чин, полученный за год до этого, (камер-юнкер). Когда пропустил открытие Александровской колонны, получил нагоняй. 30 тысяч рублей как минимум в месяц, чтобы нормально существовать. Пушкин на службе- он историограф. И жену ее не охота отпускать. Побег не удался. Есть пример, хочет издавать журнал, беря в пример "Библиотеку для чтения". Вся провинция его читает. Это было мощное коммерческое предприятие. Он не учел одного - Коммерческая журналистика имеет свои законы: она хочет острого, увлекательного, легкого чтения. Пушкин еще осенью задумывает проект и пишет жене " государь не пускает меня ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не могу. У нас. Ни гроша дохода". Замыслил альманах. Сначала хотел назвать "Орион", а Вяземский предлагает назвать "Современник". Пушкин принимает этот вариант. Гоголь дает "Коляску" и "Нос" для нового альманаха. Пушкин пишет, что Гоголю нужно хорошо заплатить, он нуждается.
Пушкин пишет "На выздоровление Лукулла", которое направлено про тив министра просвещения Уварова (в «Арзамасе» у него была кличка "старушка"). Изображает как алчного. Уваров пожаловался царю, но Пушкин успел за несколько дней до этого отдать Бенкендорфу письмо, в котором в качестве приписки пишет, что хотел бы в следующем году издать "четыре тома статей чисто литературных". На первый план выходят коммерческие цели - отказался от участия во всех журналах. Получает разрешение. Его душевное состояние в это время оставляет желать лучшего. Его по пустячному поводу вызывают на дуэль, например. Разрешили выпускать один год.

Сотрудники: сам Пушкин, Гоголь. Говорят, во время чтения "Ревизора" "катался от смеха". Пушкин пишет Нащокину, что Смердиниздатель "Библиотеки для чтения"уже предлагал взятку в 15 тысяч, чтобы он от своего предприятия отказался. Сенковский – такая бестия, а Смердин – такая дура, что с ними связываться невозможно". Сенковский воспринимает выход нового журнала как угрозу своему благополучию. Он пишет в "Библиотеке", что Пушкин выступает на полк брани с бранно-периодическим альманахом именно против "библиотеки". "Берегитесь, неосторожный гений"- предупреждает Сенковский. Намекает, что журналистика - не дело Пушкина.
Стоимость годовой подписки на "Современник"- 25 руб, в два раза меньше, чем на "Библиотеку". Но она выходит ежемесячно, а Современник - 4 раза в год. 29 марта умирает мать Пушкина, накануне выхода журнала. Он едет ее хоронить.

Пилотный номер выходит в апреле 36 г. И сразу становится сенсацией. Открывается стихотворением "Пир Петра Первого". Ранше никто не понимал его смысл. Только недавно, найдя одну запись, поняли, о чем шла речь. Пушкиным перечисляются причины, почему салют. "Нет, он с подданным мирится".
С самой первой страницы показан дух Пушкина. Сама идея, не говоря уж о стихе, прекрасна. Пир в Питере. Это призыв к Прощению. Прощению декабристов. Это обращение к власти. Через несколько недель пишет "Памятник". Первый номер "Современника" не произвел впечатления на публику. "И стоило ждать три месяца? Какие-то стишки, кое-какие заметки..."
Неслабый состав авторов, а аудитория приучена к легкому чтению. Поэтому это не конкурент «Библиотеке». Правда там печатается статья Гоголя без подписи"Движение журнальной литературы". В ней он набрасываеся на "библиотеку". Начинается замечательный период "розыгрышей" в литературе. В третьем номере современника появляется статья "письмо из Твери" с подписью А.Б. Автор пишет, что прочел статью и что не согласен с мыслями автора. Пушкин в заметке в ним соглашается, намечая, что «Современник» создан не для полемики с «Библиотекой». Это письмо было написано самим Пушкиным. Гоголь обиделся на Пушкина, я думаю.
Пушкин рассчитывал хотя бы на половину тиража "библиотеки", хотя бы 2.500. 1200 тираж, всего 700 подписчиков. Не заботился о пиаре, достать его было трудно. Все журналы энциклопедические, а в современнике было два раздела: "стихи" и "проза".
20 авторов всего: Одоевский, Языков, Кольцов, Гоголь, Федор Тютчев, Жуковский.

Пушкин печатает "Записки Дуровой". "Гусарская баллада" основана на этом. История о войне 12 года. Пушкин всячески ее опекает, посещает его в гостинице. Она говорила в мужском роде. Когда Пушкин при прощании поцеловал ей руку, она сказала "Ах, боже мой, я так давно отвык от этого". Войнам с Наполеонам посвящены и очерки Дениса Давыдова. Прошла военную цензуру, которая намного жестче, чем обычная. Давыдову доставалось не только от цензуры. Его правил Сенковский. Давыдов был возмущен.
Статья «Александр Радищев», эпиграфом к которой послужили слова Карамзина: "умному человеку не должно подвергать себя виселице". Статья очень деликатная. Заканчивается статья "нет истины без любви". Уваров запрещает статью, тк не считает нужным возобновления память об авторе, достойном забвения.
Цензором «Современника» был Крылов - однофамилец. Обычно выносил сомнительные строки на рассмотрение комитета. Так вот нам известны стихи Тютчева, которые до сих пор выходит с восьмью рядами строк. Скорее всего, там были строчки об одушевленной природе. Когда Тютчев через 20 лет собирал свою книгу, он не смог вспомнить их.

«Современник» не был журналом оппозиционным, радикальным; он был журналом культурным. Культура была выше власти. Культура выступает как оппозиция к власти. "Правительство-единственный европеец в России".
Казалось бы, должна была прислушаться просвещенная часть, но позиция Пушкина не срабатывала. Это трагедия «Современника».
"Чистить нужники и зависеть от позиции- очищать русскую журналистику".
"Черт бы побрал меня родится в России с душой и талантом".

«Современник» был культурнее общества. Этим воспользовались враги Пушкина. "Князь мысли стал рабом толпы"- это пишет Булгарин в "Северной пчеле"
После смерти Пушкина, на фоне общей скорби, он пишет другу: "Жаль поэта и великого. Но человек был дрянной".
О второй книжке плохо отозвался и Белинский. Назвал "Современник" светским журналом. Пушкин последний раз посещает в Москву в мае 36, останавливается у Нащокина, видится с Погодиным, Чаадаевым. При расставании Нащокин дарит Пушкину кольцо с бирюзой против насильственной смерти. Пока в Пушкин в Москве, делами занимается Наталья Николаевна. У нас нет ее писем. Его письма есть "какая ты дура, ангел мой". Ее письма исчезли. Они были положены родственниками под замок с запретом публикации на 50 лет.

Перебираются на дачу, на Каменный остров. И там Пушкин находит время для последних лит трудов: "Капитанская дочка", "Каменностровский цикл ". В это время он мог не появляться при дворе из-за траура по матери. Как свеча вспыхнул перед тем, как погаснуть.
Неуспех «Современника» угнетающие действует на Пушкина. Он закладывает все: серебро, шали жены. Брат жены предлагает раздел имущества: речь идет о продаже Михайловского. И тут удар неожиданно наносят свои. Одоевский затевает издание "Русского сборника". Подобен Современнику---> конкуренция внутри круга. Положение разрешила резолюция государя. "и без много"(имеет в виду журналы--->Одоевский получает отказ).
19 октября. Пушкин заканчивает «Капитанскую дочку»
и идет на вечер к Яковлеву и там читает свое стихотворение. Он начал плакать при чтении его вслух. Пушкин объявляет подписку на 37 год. 4 ноября он получает знаменитые дипломы, в которых он объявлен рогоносцем. Кроме этого, был намек на связь Гончаровой с царем. О дипломах и их авторстве до сих пор спорят. Пушкин немедля вызывает на дуэль. Дантес делает предложение сестре Гончаровой под дулом пистолета. Пушкин погибает в январе 37, но хотел осуществить месть - "разобраться со старичком".
После смерти Пушкина появилась статья "Последний из свойственников Иоанны Д'Арк"-осуществленная месть. Эта статья о том, что некий потомок д'арк был оскорблен сочинением Вольтера "орлеанская девственница", вызывает на дуэль Вольтера, и тот говорит, что не он написал "орлеанскую девственницу". Заканчивает статью так: "жалкий век, жалкий народ".

Когда друзья Пушкина, желая его успокоить, говорили, что не стоит так мучится, ведь он и все вокруг уверенны в невинности жены, поэт ответил, что имя его принадлежит всей стране и имя не должно быть запятнано.
Собираясь на дуэль, пишет письмо Решиловой и извиняется, что не может заехать и просит перевести стихи для «Современника». Заканчивает письмо так: "вот как надо писать".
Опыт «Современника» остался. Когда Некрасов покупает через 10 лет у Плетнева этот журнал, он, естественно, не хочет менять название.

Забыл сказать: Булгарин нападал на Пушкина. После публикации 7 главы Онегина, он написал "мы сначала подумали, что это шутка. Ни одной картины, достойной воззрения. Величайшее падение." Начинается полемика. «Северная пчела» - частная газета, издается с 25 года. Издают Булгарин и Греч. Газета с большим тиражом, читает вся провинция. Газета разнообразная-новости, политика, известия о выпускаемых книгах. С 28 года печатают театральные рецензии. Проходят цензура 3его отделения. Они подчинились министерству императорского двора.
Кому подчинилась цензура? - министерству просвещения. Формально, ее главой был Уваров.
«Северная пчела» - начало желтой прессы.
Булгарин в каждом номере печатал фельетон. (Реклама своего рода: я шел по бульвару купил потрясающий табак там-то там-то+адрес). Реклама, введенная в текст.


Есть два памфлета Пушкина, напечатанные в "Телескопе":
1) торжество дружбы
2) о мизинце Булгарина

Булгарин выпускает книгу "Иван Выжигин". Огромный успех. Некий автор по фамилии Орлов выпускает продолжение - "дети Ивана Выжигина". Греч возмущается. Пушкин пишет памфлет как бы в защиту Орлова. Подписывает "Феофилакт Косичкин".

 

Издания «триумвирата» (Н.И. Греч, Ф.В. Булгарин, О.И. Сенковский).

· Северная пчела

· Сын Отечества

· Библиотека для чтения

Из ответов к ГОСАМ

ИЗДАНИЯ Ф.В. БУЛГАРИНА И Н.И. ГРЕЧА И ЖУРНАЛ «БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ»

 

Объявив жестокую борьбу прогрессивной журналистике, правительство Николая I охотно поддерживало реакционные издания Булгарина и Греча.

Фаддей Булгарин появился в Петербурге в 1819 г. Бывший офицер, выгнанный из службы за дурное поведение, он стал карточным шулером, вором и пьяницей. Когда войска Наполеона вступили в пределы России, Булгарин перебежал к французам, выхлопотал себе чин капитана и сражался против русских. В 1814 г. он попал в плен к пруссакам, а после окончания войны и обмена военнопленных поселился в Варшаве, откуда затем переехал в Петербург. Здесь Булгарин прикинулся либералом, свел знакомство с передовой литературной молодежью – Рылеевым, братьями Тургеневыми, Кюхельбекером, Грибоедовым, но особенно сошелся с Гречем. Он сотрудничал во многих петербургских изданиях и с 1822 г. начал выпускать собственный журнал «Северный архив». Вскоре Булгарин сделался известным Аракчееву, министру просвещения Шишкову, генерал-губернатору Милорадовичу, душителям просвещения Руничу и Магницкому. Пресмыкаясь перед ними, Булгарин добился разрешения на издание с 1825 г. газеты «Северная пчела», причем ему, единственному из всех русских журналистов, правительство доверило помещать в газете политическую информацию.

После победы царя над восставшими декабристами Булгарин составил докладную записку «О цензуре в России и книгопечатании вообще», в которой потребовал усилить надзор за печатью и передать цензуру периодических изданий особой канцелярии министерства внутренних дел. Записка понравилась Николаю I, и Булгарин получил два назначения: гласное – чиновник особых поручений при министерстве просвещения, и тайное – агент Третьего отделения. Бенкендорф поручает Булгарину следить за писателями и журналистами, донося обо всем, что удастся узнать. «Полицейский Фаддей», как называл Булгарина Пушкин, написал множество доносов, и Бенкендорф был доволен помощником.

Греч в Третьем отделении не числился, но оказывал Булгарину постоянную помощь в его служебных стараниях. Современники их не разделяли. Пушкин в памфлете «Торжество дружбы...» (1831) сказал, что Булгарина и Греча связывает «сходство душ и занятий гражданских и литературных». Та же мысль в памфлете Герцена «Ум хорошо, а два лучше» (1843): «Нет ни одного человека в Петербурге, который бы умел понять врознь Булгарина и Греча, – хотя бы один жил для удовольствия и нравственных наблюдений в Париже, а другой для нравственных наблюдений и для удовольствия в Дерпте».

В распоряжении Булгарина и Греча находился старейший журнал «Сын отечества». Он значительно растерял своих читателей, и тираж его с 1800 экземпляров упал до 600–500. Уже в 1825 г. Греч в качестве соиздателя-соредактора пригласил в «Сын отечества» Булгарина, который не только усиливает монархическую преданность журнала, но и старается внести в него дух предпринимательства и наживы. В журнале начинают печататься разного рода непроверенные факты и сообщения, имевшие целью поразить внимание читателей и привлечь подписчиков.

Булгарин не остался в долгу перед Гречем и предложил ему стать соиздателем «Северного архива». По своему типу это был двухнедельный научный журнал. В нем печатались оригинальные и переводные статьи по истории, географии, этнографии, правоведению, публиковались исторические документа, древние рукописи и т.д. Булгарин несколько расширил программу «Северного архива», открыв в нем в 1825 г. отделы «Правоведение» и «Нравы», а затем отдел библиографии. После этих преобразований «Северный архив» из чисто научного журнала превращается постепенно в журнал научно-литературный и становится как бы двойником «Сына отечества». Опасаясь, как бы один из журналов не остался вовсе без подписчиков, Булгарин и Греч решают объединить их. С 1829 г. начинает еженедельно выходить «Сын отечества и Северный архив. Журнал литературы, политики и современной истории» под общей редакцией Булгарина и Греча.

Объединенный орган еще более укрепился на реакционных позициях, с новым усердием славословил правительство, ожесточенно боролся с передовой литературой и журналистикой и прежде всего с теми изданиями, в которых сотрудничал Белинский. Однако эти качества только оттолкнули читателей от «Сына отечества». Он оказался не в состоянии конкурировать с «Московским телеграфом», «Телескопом», «Современником», и тираж его в середине 1830-х годов снизился до 400 экземпляров.

В 1837 г. Булгарин и Греч передают издание «Сына отечества» опытному издателю и книгопродавцу А.Ф. Смирдину, оставляя за собой редакторские функции. Смирдин приглашает в качестве неофициального редактора бывшего издателя «Московского телеграфа» Н. Полевого. Но и это не помогло. Потеряв надежду на успех, Булгарин, Греч и Полевой в 1839 г. оставляют редакцию «Сына отечества». В последующие годы журнал переходил из рук в руки и в 1852 г. прекратил свое существование.

Из всех изданий Булгарина и Греча наиболее влиятельным была политическая и литературная газета «Северная пчела» (1825–1864) – первая крупная частная газета в России.

В номере «Северной пчелы» каждая из четырех страниц-полос делилась горизонтальной линейкой на две части. В верхней находились три постоянные отдела: «Внутренние известия», «Новости заграничные», «Стихотворения. Нравы. Словесность»; в нижней части – четыре отдела: «Новые книги», «Смесь», «Литературные новости», «Наряды». Получив право на помещение политических известий, «Северная пчела» сразу же заняла привилегированное положение по отношению к другим частным изданиям, которые этого права не имели. В начале 1828 г. «Северной пчеле» правительство даровало еще одну льготу: ей первой разрешили печатать театральные рецензии. В 1825–1830 гг. газета выходила три раза в неделю, с 1831 г. – ежедневно. Булгарин и Греч руководили газетой до 1859 г.

Политическая позиция «Северной пчелы» определилась не сразу. В 1825 г. в газете печатаются произведения Пушкина, Рылеева, Ф. Глинки, газета положительно отзывается о творчестве Пушкина, о думах и о поэме «Войнаровский» Рылеева, об альманахе декабристов «Полярная звезда». Со стороны Булгарина это был тактический ход: он понимал, что в пору общественного возбуждения только эти имена принесут успех изданию. Но уже тогда в «Северной пчеле» намечается то направление, которое вполне устраивает правительство: за верноподданническую статью о кончине Александра I Булгарин получил благодарность от царской семьи. Эти ощутимые связи Булгарина с правительством приводили в негодование передовых современников: «Ты не «Пчелу», а «Клопа» издаешь», – упрекал Булгарина Рылеев и грозил ему: «Когда случится революция, мы тебе на «Северной пчеле» голову отрубим!».

С конца 1825 г. «Северная пчела» открыто превращается в правительственный орган, в «почти официальную газету» (Пушкин). Прославление «верноподданнических чувствований», демонстрация «преданности престолу и чистоте нравов» становятся ее главной целью. Политической частью «Северной пчелы» руководило Третье отделение, Бенкендорф лично контролировал деятельность газеты и снабжал Булгарина деньгами.

С особой ревностью защищала «Северная пчела» самодержавно-крепостнические устои в 1830–1831 гг., в пору революционных событий на Западе и роста народного движения внутри страны. Булгарин и его сотрудники на все лады костили заграничных «мятежников» и расписывали «безграничную верность» русского народа своему монарху. Бенкендорф неоднократно поручал заведующему канцелярией Третьего отделения фон Фоку составлять для «Северной пчелы» статьи, имеющие целью «успокоить публику насчет иностранных дел и событий», и они печатались в газете как редакционные.

Выполняя заказ своих хозяев распространять официальные мнения как можно шире, Булгарин пытался найти такие средства и способы подачи газетного материала, которые обеспечили бы «Северной пчеле» доступ во все слои населения и прежде всего к широкому читателю. Жанры и формы материалов газеты пришлись «по плечу» малотребовательному, неискушенному «среднему» читателю – купцам, мещанам, ремесленникам, мелкому чиновничеству, провинциальным помещикам. Булгарин и его сотрудники старались предлагать легкое занимательное чтение, часто основанное на сенсации, вымысле и непроверенных фактах, но начиненное советами хранить преданность царю и церкви.

Среди своих читателей газета Булгарина стала популярной и к началу 1830-х годов собрала 4000 подписчиков – число по тем временам очень большое. Как свидетельствует А.В. Никитенко, ревизовавший в 1834 г. петербургский учебный округ, провинциальные чиновники «ничего не читают, кроме «Северной пчелы», в которую веруют, как в священное писание. Когда ее цитируют, должно умолкнуть всякое противоречие».

Видное место в «Северной пчеле» занимала рубрика «Нравы», под которой помещались коротенькие нравоучительные рассказы, диалоги, шутки, написанные бойко, но без всякой глубины. Здесь печатались и фельетоны. Сама рубрика «Фельетон» в русских газетах появилась только в 1840-х годах, но как форма журнальных и газетных материалов фельетон постоянно встречается в русской периодике уже в 1820–1830-е гг., причем «Северная пчела» первой из русских газет стала помещать его. Это были главным образом нравоописательные фельетоны в духе «улыбательной» сатиры Екатерины II с большой дозой официальной морали.

Под рубрикой «Словесность» публиковались не только «малые формы» художественной прозы, но также статьи о литературе, прикладном искусстве и т.д. С 1828 г. здесь иногда печатаются «анекдоты», якобы извлеченные из иностранной периодики, а в действительности представлявшие собою грубые и грязные пасквили-доносы на политических и литературных противников «Северной пчелы», в частности на Пушкина и Белинского.

В отделе «Смесь» помещались короткие заметки, небольшие фельетоны, а также разного рода сообщения, в которых рекомендовались изделия фабрик, заводов, мастерских и т.д. и произведения литературы и искусства. При этом «Северная пчела» расхваливала вещи, руководствуясь размерами взятки, полученной издателями. В повести Гоголя «Портрет» достоверно описано, как хозяин «ходячей газеты», т.е. «Северной пчелы», за десяток червонцев устроил пышную рекламу художнику Чарткову, обеспечив ему верную клиентуру. Подобного рода оплаченные «рекомендации» Булгарин вставлял почти во все материалы газеты: в статьи, очерки, фельетоны, указывая фамилии фабрикантов, названия фирм, адреса модных магазинов и мастерских.

Усердно служа правительству, Булгарин не забывал и о личной выгоде. Этот делец от журналистики превратил «Северную пчелу» в доходное предприятие, внес в журналистику взяточничество и шантаж. «Северная пчела» оказалась родоначальницей продажной «желтой» буржуазной прессы в России, положила начало тому «торговому направлению» в русской периодике которое укрепила и развила затем «Библиотека для чтения» (1834–1865) – первый русский многотиражный журнал.

Издатель и книгопродавец А.Ф. Смирдин еще в 1833 г. начал объединение писательских сил, выпустив первую книжку литературного сборника «Новоселье». В «Новоселье» приняли участие Пушкин, Гоголь, Жуковский, Вяземский, Крылов, Погодин, Хомяков, Греч, Булгарин, Сенковский, Шишков, Хвостов и др. Если требовательному, думающему читателю далеко не все нравилось в сборнике, то «средний» читатель пришел от него в восторг. И когда Смирдин объявил, что с 1834 г. он станет выпускать новый журнал «Библиотека для чтения», указав, что в нем будут сотрудничать все видные литераторы, от подписчиков не было отбоя.

Смирдин организовал «Библиотеку для чтения» как крупное коммерческое предприятие. Взяв на себя финансово-хозяйственную сторону дела, он пригласил в качестве редактора журнала О.И. Сенковского, назначив ему огромное жалование – 15 тыс. руб. в год, не считая платы за сотрудничество. Впервые в русской печати Смирдин ввел твердый авторский гонорар, полистную оплату авторского труда – 200 руб., увеличив его до 1000 руб. и выше для знаменитых писателей. По меткому замечанию Белинского, Смирдин «крякнул да денежкой брякнул и объявил таксу на все роды литературного производства» (I, 98).

Тридцатые годы XIX в. в истории русской литературы и журналистики Белинский назвал «смирдинским периодом»; основная черта этого периода – проникновение денежных отношений в литературу и журналистику, что имело свои сильные и слабые стороны. Хорошо, что литературный труд стал, наконец, оплачиваться, это позволило принимать участие в печати лицам, не имеющим других средств к существованию. Таким образом, введение гонорара способствовало демократизации литературы и журналистики, профессионализации писательского и журналистского труда. «Будем радоваться от искреннего сердца и тому, что теперь талант и трудолюбие дают (хотя и не всем) честный кусок хлеба», – писал Белинский в статье «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» (1836). Но вместе с тем для многих издателей и авторов гонорар становится средством обогащения, они пишут и печатают, думая не о развитии просвещения, а о личной выгоде. И это тоже внесла «Библиотека для чтения», издатель и редактор которой больше заботились о числе подписчиков, приносящих доход, чем о качестве журнала.

«Библиотека для чтения» была создана как энциклопедическое, универсальное издание, как ежемесячный «журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод». Каждая его книжка включала 25–30 печатных листов. Выходил журнал с исключительной точностью – первого числа каждого месяца. Уже во второй год издания «Библиотека для чтения» насчитывала 5000 подписчиков, через два года их число увеличилось до 7000.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.