V. Каким стало Московское государство к концу XVIII века. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

V. Каким стало Московское государство к концу XVIII века.

2017-10-07 466
V. Каким стало Московское государство к концу XVIII века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Прочитайте текст учебника на с. 68–71.

– Рассмотрите гербы городов, изображенные на с. 69 учебника.

– Какие города были основаны в Древней Руси? (Новгород, Смоленск, Ярославль.)

– Какие города были основаны в XVIII веке? (Красноярск, Иркутск, Якутск.)

– Как развивалось государство после освобождения от польских и шведских захватчиков?

Учитель открывает на доске схему:

– До наших дней сохранились города, церкви и монастыри, построенные в конце XVII века. Их архитектурой восхищаются приезжие туристы.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о городах Золотого кольца. Учитель демонстрирует фотографии архитектурных ансамблей Ростова, Суздаля, Московского Кремля и др.

В путешествие по Золотому кольцу России мы отправляемся из Москвы. Едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан самым главным монастырем России.

Из Сергиева Посада мы едем в Переяславль-Залесский – город, который, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранилось много старинных церквей и других памятников старины.

Ростов – это один из самых древних городов в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.

Колокола ростовских церквей славятся своим мелодичным звоном. Ростовские звоны записаны на пластинки и известны во всеми мире.

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца России. Он был основан князем Ярославом Мудрым. Город стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной.

Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля, как будто перенесся в далекое прошлое.

В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельницы и др.

От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Его основал князь Владимир Мономах. Красивый город Владимир стоит на берегу реки Клязьмы (это приток реки Обь). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимаемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдем по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота.

Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Остановимся возле храма Василия Блаженного.

Русские войска во главе с Иваном Грозным возвращались в Москву после взятия Казани. Этот поход нанес удар по владениям монголо-татар, которые беспрестанно тревожили русское государство набегами. В честь победы Иван Грозный повелел построить в Москве собор. И тут в летописи мы впервые встречаем имена двух русских архитекторов: Барма и Постник. По словам летописца, они «были дарованы царю Ивану богом для такого чудного дела». Русские зодчие в 1555–1561 годах воздвигли на Красной площади величественное сооружение, которое до сегодняшнего дня поражает своей гармонией и красотой.

Существует легенда, что, поразившись красотой построенного собора, Иван Грозный спросил: «А еще краше построить могли бы?» На что мастера ответили, что смогли бы. И тогда царь приказал выколоть им глаза, дабы нигде не могли они возвести сооружение красивее Покровского собора в Москве. Этот собор имеет еще одно название – храм Василия Блаженного, по имени известного московского юродивого.

Проходя по улицам своего города, обратите внимание на старинные здания. Архитектор, который их создавал, стремился украсить родной город, чтобы глаз не блуждал по одинаковым домам типовой застройки, а любовался неповторимыми строениями.

Постарайтесь запомнить имена замечательных архитекторов, которыми богата земля русская: М. Казаков, В. Баженов, Ф. Аргунов, Р. Клейн, А. Щусев. В Россию часто приезжали иностранные зодчие. Многие из них, такие как А. Фьораванти, В. Растрелли, Д. Жилярди, О. Монферан, прониклись глубиной русской национальной культуры, духом русского народа и оставили после себя бесценные творения, украшающие многие города.

VI. Итог урока.

– В память о каком подвиге нашего народа поставлен в Москве на Красной площади памятник двум нашим великим соотечественникам?

– Исторические центры каких российских городов сохранили памятники архитектуры времен Московской Руси?

– Какая династия вступила на престол Московского государства после Смутного времени?

– Кто был первым царем из этой династии?

– В каких российских городах сохранились стены и башни старинных кремлей?

– Для чего возводили крепостные стены вокруг монастырей? Почему смог героически выдержать многомесячную осаду поляков подмосковный Троице-Сергиев монастырь? В каком году это было?

– Рассмотрите на иллюстрации икону Андрея Рублева (или часть фрески художника Феофана Грека из церкви Великого Новгорода). Можно ли утверждать, что художники древности еще не умели рисовать?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание № 21 на с. 22); учебник (с. 67–71).

Урок 47
как московская Русь стала
Российской империей. Петр Великий

Цели:

– сформировать представление о Петре I – первом императоре;

– познакомить учащихся с преобразованиями Петра I;

– развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль, делать выводы и обосновывать их;

– воспитывать уважительное отношение к нашим предкам – простым труженикам, мастерам своего дела, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Оборудование: портрет Петра I; фотографии Санкт-Петербурга; историческая карта; карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание № 21.

 

Период времени Название государства Столица
Конец IX века – начало XII века Древняя Русь Новгород Киев
XV век – начало XVIII века Московское государство Москва

2. При каком князе были построены стены Кремля: деревянные, белокаменные, кирпичные? Соедините стрелками.

3. Беседа по вопросам.

– Какие земли присоединились к Московскому государству в XVIII веке?

– Чем знамениты города Золотого кольца?

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы узнаем, как был основан в начале XVIII века новый город – Санкт-Петербург.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.